Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Революционный кризис в России в начале XX в. Мировой экономический кризис (начало XX века)

Назревание революционной ситуации. Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране. Активизация рабочего движения, его характер, формы борьбы. Первомайская демонстрация в Харькове в 1900 г. Обуховская оборона. Стачка в Ростове-на-Дону в 1902 г. Всеобщая стачка в Баку в 1904 г.

Русская социал-демократия. "Искра". II съезд РСДРП. Возникновение большевизма и меньшевизма.

Крестьянские волнения, Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии социалистов-революционеров, ее программные установки и тактика. В.М. Чернов. Развитие либерального движения. Первые либеральные политические группировки. Кружок "Беседа". "Новый либерализм". "Союз освобождения". Земское движение накануне первой российской революции. "Союз земцев-конституционалистов". Банкетная кампания.

Кризис правительственной политики в начале XX в. Усиление репрессий. "Полицейский социализм". Зубатовщина. Политика правительства в крестьянском вопросе. "Редакционная комиссия" А.С. Стишинского. "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". С.Ю. Витте. Убийство В.К. Плеве. "Эпоха доверия". П.Д. Святополк-Мирский. Указ 12 декабря 1904 г.

Первая Российская революция (1905 – 1907 гг.)

Вопрос о характере, движущих силах и особенностях революции. Начало революции. "Кровавое воскресение" 9 января 1905 г. Январско-февральские забастовки. Комиссия Шидловского. Рескрипт на имя А.Г. Булыгина. Активизация либеральной оппозиции и ее программа политических и социальных реформ.

Развитие революции весной и летом 1905 г. III съезд РСДРП и Женевская конференция меньшевиков. Стратегические планы и тактика большевиков и меньшевиков в революции. Эсеровская концепция революции. Первомайские стачки. Иваново-Вознесенская стачка. Баррикадные бои в Лодзи. Восстание на броненосце "Потемкин". Начало массового крестьянского движения. Обращение либералов к народу. Всероссийский крестьянский союз. Профессионально-политические союзы и "Союз союзов". Булыгинская Дума и ее бойкот.

Высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Начало и ход стачки. Советы рабочих депутатов. Тактика "левого блока". Манифест 17 октября. Кабинет С.Ю. Витте, Мобилизация правых сил. Черносотенные погромы. "Союз русского народа". А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич. Образование либеральных партий. Конституционно-демократическая партия: программа и тактика. П.Н. Милюков. "Союз 17 октября" – правое крыло русского либерализма. А.И. Гучков. Подъем крестьянского движения. Восстания в армии и на флоте. Национально-освободительное движение народов России. Курс левых партий на вооруженное восстание и реформистская, альтернатива либеральной демократии. Декабрьское вооруженное восстание. Причины, поражения восстания и его уроки.

Отступление революции. Рабочее и крестьянское движение в 1906-1907 гг. Выступления в армии и на флоте.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Реформа государственного Совета. Новая редакция "Основных законов Российской империи". I Государственная Дума. Кадеты и трудовики. Аграрный вопрос в I Думе. "Совет объединенного дворянства". Разгон Думы. Выборгское воззвание. Министерство П.А. Столыпина. Указ 9 ноября 1906 г. II Государственная Дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Причины поражения значение и уроки первой российской революции.

Третьеиюньская монархия (1907 – 1914 гг.)

Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Вопрос о "думской монархии" в отечественной историографии. Политический механизм третьеиюньской системы. Бонапартизм третьеиюньской монархии. Карательная политика правительства.

Организационный и идейно-политический кризис революционных партий. Новый этап в эволюции идеологии российского либерализма, "Вехи" и их оппоненты в среде революционной и либеральной интеллигенции.

Эволюционное реформаторство П.А. Столыпина. Столыпинская аграрная реформа: причины, сущность, цели. Реализация реформы: укрепление надельной земли в собственность, разрушение общины, землеустройство, переселенческая политика, крестьянский банк. Итоги, экономические и социальные последствия столыпинской аграрной реформы.

П.А. Столыпин и III Дума. "Министерский" кризис 1911 г. Убийство П.А.Столыпина.

Назревание нового революционного кризиса. Оживление рабочего и демократического движения. Деятельность революционных партий. Пражская конференция РСДРП. Усиление большевистской агитации. Ленские события. Рост стачечной борьбы в 1912-1914 гг. Страховые законы. Легальные рабочие организации. Крестьянское движение. Революционные выступления в армии и на флоте.

IV Государственная Дума. Политические партии в Думе. Прогрессисты. "Малая законодательная программа" кадетов. Раскол "Союза 17 октября". Усиление оппозиционности либерально-буржуазных партий. Начало распада третьеиюньской системы.

Национальный вопрос в России. Национальная политика правительства, Дело Бейлиса. Национальные движения. Программы политических партий в России по национальному вопросу.

Политический кризис в России накануне I мировой войны. Рабочее движение летом 1914 г. Всеобщая стачка в Баку. Баррикады в Петербурге. Кризис верхов.

Революция 1905-1907. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти.

· Итоги революции:сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма;

· некоторое ограничение самодержавия;

· введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

· буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

· улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов;

· отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

· ограничена власть земских начальников.

Начало российского парламентаризма. В апреле 1906 г.начала работу 1 Государственная Дума,знаменовавшая начало представительного правления в России.

В период Всероссийской политической стычки 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому предоставлялось избирательное право всем слоям населения и будущая дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. Дума была создана для перехода страны к буржуазной монархии.Вторая Государственная Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции.Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.) просуществовала почти 5-летний срок.Деятельность четвертой Государственной Думы (15 ноября 1912 – 6 октября 1917 г.) проходила в условиях подготовки и проведения первой мировой войны, революционного кризиса и революции.С началом первой мировой войны ход работы думы был нарушен, заседания проводились нерегулярно.С началом Февральской революции заседания думы были прерваны, хотя формально она продолжала существовать до октября 1917 г.Итак, Государственные Думы были первым опытом представительного правления в России. С думой связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.

Социально-политический кризис в начале 20 века. Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию. Причины: Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность) ;

2).Мировой экономический кризис начала XX в. , особо тяжело сказавшийся на экономике России;

Социальные: 1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг. ;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

Политические: 1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. ; Задачи:По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: · Свержение самодержавия и установление демократической республики; · Ликвидация сословного неравноправия; · Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений; · Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; · Введение 8-часового рабочего дня.

Весь ход событий в России свидетельствовал о приближении революционного кризиса.

В первой половине 1914 г. число стачечников достигло почти полутора миллионов, превзойдя уровень начального периода революции 1905 г.

В неразрывной связи с нарастанием стачечного движения находилось и усиление «правдистского» направления в рабочей среде. Антипартийный «Августовский блок» распался спустя полтора года после своего создания.

Принципиальная борьба большевиков за единство рабочего движения встречала растущую поддержку у национальных социал-демократических организаций. По коренным вопросам вместе с большевиками шли польские марксисты, латышская социал-демократия.

Большим успехом большевиков было завоевание на свою сторону наиболее важных легальных рабочих организаций, прежде всего крупнейших профессиональных союзов Петербурга, Москвы и других пролетарских центров.

К лету 1914 г. за большевистской партией шли четыре пятых сознательных рабочих России. Показателем роста революционных настроений в крестьянстве было поведение трудовиков в Думе, все чаще выступавших вместе с рабочими депутатами не только против правых, но и против кадетов.

Движение масс расшатывало основы третьеиюньской монархии. Даже помещики и крупная буржуазия выражали недовольство царизмом, его неспособностью овладеть положением и предотвратить новый революционный взрыв. «Мы дали вам хорошие финансы, дайте нам хорошую политику» - в этих словах одного из представителей финансового капитала в Думе отражались настроения и требования империалистической буржуазии.

Экономически окрепшая за годы промышленного подъема, она все чаще поговаривала о необходимости перехода исполнительной власти в новые руки.

Помещики в свою очередь требовали покончить с попустительством синдикатам и трестам, которые, как говорили правые, скоро «будут диктовать государству решение вопроса войны и мира». Мишенью атак «объединенного дворянства» стал Коковцов; в начале 1914 г. он был уволен в отставку.

Разногласия между помещиками и буржуазией не имели самостоятельного значения, но тем не менее они были симптомами назревавшего кризиса верхов как одного i| из факторов революционной ситуации в стране. «Политический кризис общенационального масштаба в России налицо,- отмечал еще в середине 1913 г. В. И. Ленин,- и притом это - кризис такой, который касается именно основ государственного устройства, а вовсе не каких-либо частностей его, касается фундамента здания, а не той или иной пристройки, не того или иного этажа».

Между тем обострялась международная обстановка. Дипломатические, а затем о военные конфликты,прежде всего на Балканах,предвещали приближение общеевропейской войны. Царская Россия, ослабленная русско-японской войной, отставала в области гонки вооружений от главных империалистических стран. Только с 1910 г. начались реорганизация и частичное перевооружение армии.

Судостроительная программа, предусматривавшая воссоздание Балтийского флота взамен погибшего в Цусимском бою и значительное усиление Черноморского флота, должна была быть выполнена лишь к 1917 г.

Все это заставляло царизм до поры до времени искать осуществления своих внешнеполитических планов дипломатическим путем. К тому же руководители царской политики считали необходимым достигнуть вначале внутреннего «успокоения» (преждевременная война, утверждал Столыпин на «особом совещании» в 1908 г., может вызвать новую революцию).

Но дипломатические маневры не приносили успеха. Возраставшая из года в год агрессивность Германии и Австро-Венгрии на Ближнем Востоке и на Балканах препятствовала экспансии царизма и грозила ему утратой прежних позиций. В то же время русская империалистическая буржуазия требовала активной, завоевательной политики.

Идеологическим облачением этих требований явился выдвинутый кадетами лозунг создания «Великой России». На новые военные авантюры царизм подталкивали и его союзники, руководствуясь при этом своими собственными расчетами.

В правящем лагере существовали расхождения по поводу направления внешней политики России. Хотя царская дипломатия после русско-японской войны и соглашения с Англией в 1907 г. окончательно втянулась в фарватер англо-французской коалиции, влиятельные правые придворные круги делали неоднократные попытки сближения с «родственной» германской монархией.

Обострение русско-английских противоречий в Иране, на Дальнем Востоке укрепляло позиции поборников прогерманского курса.

Но русско-германские противоречия были более сильными, они затрагивали интересы как крупного капитала, так и помещиков - экспортеров сельскохозяйственных продуктов. Начавшаяся подготовка к пересмотру таможенного договора с Германией (срок которого истекал в 1917 г.) обнажила эти противоречия.

Практически отход от Антанты был уже невозможен - и в силу возросшей финансово-экономической зависимости царизма, и в результате далеко зашедшего военно-дипломатического сближения. Подобно империалистам других стран, правящая верхушка России стала искать в войне спасение от быстро назревавшего революционного кризиса.

Летом 1914 г. стачечные бои пролетариата приобрели особенный размах и силу.

28 мая забастовали свыше 30 тыс. рабочих бакинских нефтяных промыслов. Стачка, руководимая большевиками, отличалась высокой организованностью, единством действий рабочих разных профессий и национальностей. По требованию нефтяных магнатов Баку был объявлен на военном положении. Так как аресты отдельных участников движения не давали результата, полиция и войска приступили к массовому выселению рабочих из жилищ, принадлежавших нефтяным фирмам. Профессиональный союз нефтепромысловых рабочих был разогнан. Но все эти меры не сломили бастующих.

Бакинские события получили отклик во всей стране. «Победа бакинцев - наша победа»,- говорили рабочие. Царское правительство, стремясь любой ценой приостановить движение, решило идти до конца в применении военной силы. 3 июля, во время митинга рабочих Путиловского завода, посвященного событиям в Баку, ворвавшиеся на заводской двор отряды конной и пешей полиции открыли огонь по безоружным рабочим.

Расправа с путиловцами подняла на ноги весь пролетарский Петербург. «Мы должны показать шайке угнетателей народа, что рабочий класс готов дать им отпор, что он не позволит ей устраивать кровавые погромы... Пусть крик протеста и возмущения прокатится по всему Петербургу, по всей России»,- писал в своем воззвании к рабочим Петербургский комитет большевистской партии.

Призыв большевиков ответить трехдневной стачкой на провокацию властей был подержан рабочей массой.

4 июля в Петербурге бастовало 90 тыс. рабочих, 7 июля- 130 тыс., 8 июля-до 150 тысяч. Во всех районах города шли митинги, революционные демонстрации с красными флагами и пением «Марсельезы».

Прекратилось трамвайное движение. По требованию рабочих закрывались лавки и питейные заведения. Схватки с полицией становились все более частыми и ожесточенными. 7 и 8 июля началось строительство баррикад на Выборгской и Нарвской сторонах.

Россия стояла накануне всеобщей политической стачки. Бастовали в знак солидарности с петербургским пролетариатом рабочие Москвы, Риги, Варшавы. Вслед за Баку и Петербургом начались вооруженные схватки рабочих с полицией в Лодзи.

Два потока событий переплелись между собой: авангардные бои новой революции в России и международный кризис, последовавший за сараевским инцидентом и провокационными действиями германских империалистов, решивших развязать войну. Телеграммы из Белграда, Вены, Берлина, Парижа, Лондона под сенсационными заголовками помещались на страницах петербургских газет рядом с тревожными сообщениями о ходе стачек.

В то время как царь торжественно принимал в Петербурге президента Французской республики Пуанкаре, колонны рабочих вышли на улицы, провозглашая большевистские лозунги: «Долой царскую монархию! Да здравствует борьба за демократическую республику! Да здравствует социализм!»

Столица напоминала военный лагерь. Центр города был отрезан от пролетарских окраин. Начались массовые аресты рабочих-большевиков. «Правда» была закрыта, а ее редакция занята полицией.

Подъем революции прервала мировая война.

Билет 18.

1)Западная культура в первой половине XX века

1900 год открывал новую эпоху, полную надежд, оптимизма и материализма, но в то же время резкую, противоречивую, ставящую трудно разрешимые вопросы. Это была эра расколов и манифестов, заявлявших о новом видении мира и искусства.
Первая мировая война, никто не догадывался, что она потрясёт европейскую цивилизацию до самого основания.
Происходит вторая научная революция, в результате которой возникает новая, неклассическая наука.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А.Эйнштейн, М.Планк, А.Пуанкаре, Н.Бор, М.Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В 1905 году А.Эйнштейн предложил свою специальную теорию относительности. При всей своей парадоксальности она подтвердилась экспериментами. Уравнение Эйнштейна показало, что с увеличением скорости увеличивается масса и время замедляет свой ход.
Идея о том, что континенты движутся по земной поверхности, пришла в голову немецкому метеорологу А.Вегенеру (1980-1930) в 1912 году. Он заметил, что края континентов подходят друг другу, как кусочки игры-мозаики, и высказал, что в прошлом они представляли собой сверхконтинент, который он назвал Пангея.
Английский химик Ф.Содди в 1913 году заявил, что элементы могут существовать в более чем одной форме с одинаковыми химическими свойствами, но различной массой. Он назвал их изотопами.
В 1939 году произошло открытие деления ядра.
Фирма «Браун Бовери» произвела в 1936 году первую газовую турбину. Ф.Уиттл (1907-1996) в Англии и Г.П. фон Охайн в Германии работали над газовой турбиной для самолёта. Фон Охайн выполнил свою задачу первым – в августе 1939 года. А первый реактивный двигатель Уиттла поднял самолёт в мае 1941 года.
Ученые Германии в 30-е года создали первую баллистическую ракету – А4.
На рубеже 40-50-х гг. шотландский химик-органик А.Тодд определил химический состав ДНК. Его открытие, носителя наследственности, дало механизм для эволюции.
В сфере познания внутри каждой из наук идет процесс дробления на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.
Основными философскими направлениями являются:
- неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б.Рассел, Р.Карнап, Л.Витгенштейн;
- экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил своё внимание на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М.Хайдеггер.



Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют три великих имени: А.Франс («Боги жаждут»), Р.Роллан («Жан-Кристоф»), Р.Мартен дю Гар («Семья Тибо»).
Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П.Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А.Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э.Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А.Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).
Главными фигурами немецкой литературы являются Т.Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л.Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака»).
Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С.Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б.Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах – драме, романе, новелле.
Фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм сталкивались друг с другом, а потом ниспровергались сторонниками всё более радикальных концепций и изобретений: психоанализ З. Фрейда (1856-1939), теория относительности А.Эйнштейна (1879-1955), полет первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания (1903).

2) Главными причинами поражения революции являлись следующие. Во-первых, союз рабочего класса и крестьянства не стал тогда достаточно прочным, он только складывался в ходе самой революции. Крестьяне еще возлагали надежды на царя, на Думу, надеялись с их помощью получить помещичью землю. Крестьянские выступления оставались стихийными, неорганизованными. Крестьянское движение развивалось под влиянием борьбы рабочего класса, но оно отставало от этой борьбы и не слилось с ней в единый поток.
Во-вторых, на сторону революции не перешла армия. Хотя отдельные гарнизоны и воинские части поднимали восстания, однако в целом армия осталась опорой самодержавия и выполняла его приказы по подавлению революционного движения.
В-третьих, рабочий класс не был достаточно сплочен и организован. Более отсталые слои рабочих втянулись в борьбу с опозданием, когда революция уже пошла на убыль. Многие рабочие лишь недавно порвали с деревней и были недостаточно сознательными.
В-четвертых, в рядах партии рабочего класса не было единства, она была расколота, по существу, на две партии -- большевиков и меньшевиков. Меньшевики занимали оппортунистическую позицию и мешали развертыванию революции. Отсутствие единства внутри РСДРП препятствовало сплочению рабочего класса, раскалывало его ряды. В 1905--1907 гг. пролетариат не смог последовательно выполнить свою роль гегемона в революции и повести за собой многомиллионные массы крестьянства на организованную борьбу против царизма и капитализма.
В-пятых, большую помощь самодержавию оказали другие капиталистические государства. Они предоставили денежный заем, который царизм использовал для подавления революции.

Революция 1905--1907 гг. потерпела поражение. Пролетариату и крестьянству не удалось свалить монархический строй и ликвидировать помещичье землевладение. Однако трехлетняя героическая борьба не прошла бесследно. Царское правительство вынуждено было пойти на уступки и предоставить некоторые политические права рабочим и крестьянам. В ряде отраслей промышленности был сокращен рабочий день, улучшены условия труда. Рабочие получили право объединяться в профсоюзы и создавать кассы взаимопомощи. Были отменены выкупные платежи крестьян за землю, снижена арендная плата, повышена заработная плата сельскохозяйственным рабочим.
Была создана Государственная дума, которая, несмотря на реакционный характер избирательного закона и ее ограниченные права, все же давала известные возможности для легальной демократической пропаганды. Однако основные задачи революции решены не были.

1)Итоги войны;

· Завершилась победой стран, которые олицетворяли процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США)

· Огромные человеческие жертвы: 10 млн. убитыми и умершими от ран и 20 млн. раненых;

· Большая численность воинского состава: за время войны мобилизовано в армии германского блока свыше 25 млн. человек, в странах Антанты – 48 млн. человек.

· Совершенствование стратегии ведения современной войны: крупномасштабные военные операции, широкое использование военной техники (танки, подлодки, самолеты, артиллерия)

· Значительные материальные затраты: оцениваются примерно в 1 триллион долларов.

Последствия войны:

· Изменение карты мира: одни государства прекратили свое существование, другие появились на карте мира;

· В ряде стран изменилось внутригосударственное устройство;

· Экономический спад, разруха, голод в странах – участницах войны.

· Уменьшение численности населения в следствие голода, бедствий, спада рождаемости.

· Война привела к упадку демократии и гуманизма. Ненависть, господствовавшая на полях сражений, перешла в мирную жизнь народов и привела к появлению таких явлений как большевизм, фашизм, национал0социализм;

· США стали ведущим государством в мировой политике, стали мировым кредитором, превратив страны Европы в своих экономических вассалов.

· Довоенные международные отношения разрушены, что привело к углублению противоречий. Актуальной стала задача создания новой системы международных отношений.

Подведение политических итогов войны и раздел военных трофеев страны Антанты осуществили на Парижской и Вашингтонской мирных конференциях.

2) "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Просвещение. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).

Наука. Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.

Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века - время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.

В начале XX в. были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова.

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители "Голубой розы" были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет-ров-Водкин и другие.

Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

1) В XIX веке процесс модернизации происходил и в странах Востока, которые непосредственно не попали в колониальную зависимость. В 40-х годах XIX века начались реформы в Османской империи. Преобразовалась административная система и суд, создавались светские школы. Немусульманские общины (еврейская, греческая, армянская) были признаны официально, а их члены получили допуск к государственной службе. В 1876 году был создан двухпалатный парламент, который несколько ограничивал власть султана, в конституции провозглашались основные права и свободы граждан.

Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г. после поражения Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции. После государственного переворота в империи вновь воцарилась деспотия, парламент распущен, существенно урезаны демократические права граждан.

Помимо Турции в исламской цивилизации европейские стандарты жизни начали осваивать только два государства: Египет и Иран. Остальной огромный исламский мир до середины XX века оставался подвержен традиционному образу жизни.

Определенные усилия по модернизации страны предпринял и Китай. В 60х годах XIX века здесь получила широкую популярность политика самоусиления. В Китае активно начали создаваться промышленные предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии. Но этот процесс не получил достаточного импульса. Дальнейшие попытки развития в этом направлении с большими перебоями возобновились в XX веке.

Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы.

Кризис в России в начале 20 века

Тяжелое военное положение России в 1914 - 1916 гг. было связано с политическим и экономическим состоянием страны. В эти годы все крупные государства, участвовавшие в войне, успели мобилизовать экономику на нужды войны. В России мобилизация промышленности началась несколько позже. С осени 1915 г., наряду с широким привлечением частной промышленности к выполнению военных заказов, в стране усиливается система государственного регулирования экономики. В августе 1915 г. были учреждены Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию. Определенную роль в мобилизации хозяйства на нужды фронта сыграли Военно-промышленные комитеты (созданы весной 1915 г.) Они должны были организовать распределение военных заказов предприятиям. С 1914 г. по 1916 г. производство вооружений в России возросло на 230%, а предметов снаряжения - на 121%. В 1916 г. действующая армия была гораздо лучше обеспечена оружием, чем в 1914 г. Однако в стране нарастают социально-экономические трудности. Выявилась резкая диспропорция в развитии отраслей народного хозяйства.

Развертывание военного производства происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Кризис железнодорожного транспорта, металлургической и топливной промышленности дополнялся упадком сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей. Острый характер приобретают продовольственный, топливный и финансовый кризисы.

Война требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, правительство прибегло к выпуску внутренних займов и пошло на массовый выпуск бумажных денег без золотого обеспечения. Это привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы, необычайному росту дороговизны. К осени 1916 г. трудности и бедствия войны стали ощущаться особенно остро. В действующую армию было мобилизовано 12 млн. крестьян и 1,5 млн. рабочих. Заготовки хлеба в 1916 г. составили лишь 170 млн. пудов вместо планировавшихся 500 млн. пудов. Продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.

Важное значение в изменении настроений в русском обществе сыграли большие потери русской армии за два с лишним года войны: около 1,5 млн. убитых, 4 млн. раненых, более 2 млн. пленных. В тяжелых боях 1914 - 1915 гг. погибла почти вся кадровая армия, ей на смену пришло огромное количество прапорщиков запаса, т.е. демократической интеллигенции, и "новобранцы", "запасные" и "ополченцы", т.е. в своем большинстве плохо обученные крестьяне. Одна из главных опор самодержавия оказалась подорванной и ненадежной, что имело для него катастрофические последствия.

Неудачи на фронте, нараставшие социально-экономические трудности привели к развитию стачечного движения в стране и росту либеральной оппозиции. Растущее с весны 1915 г. стачечное движение приобретало все более политическую направленность.

Стремясь предотвратить революцию, либеральная оппозиция все более дистанцируется от самодержавия. Третьеиюньская монархия просуществовала до августа 1915 г., когда был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Госсовета. Декларация блока предусматривала создание правительства "общественного доверия", а в 1916 г. было выдвинуто требование ответственного перед Думой министерства. Противоречия между самодержавием и Государственной думой нарастали, по существу Дума становится центром оппозиции правительству.

В этих условиях для спасения монархии и предотвращения революции правительство должно было пойти либо на прекращение войны и заключение сепаратного мира с Германией, либо на создание ответственного министерства (т.е. на компромисс с либералами), либо на уступки крестьянству: осуществить хотя бы небольшое перераспределение земли. При любом варианте необходимо было установить твердый государственный порядок, сильную власть. Но самодержавие упустило эти возможности и оказалось фактически в полной изоляции, больше того, была дискредитирована царская семья. В немалой степени этому способствовало безграничное влияние на царскую чету Г.Е. Распутина.

Проявлением кризиса власти в стране была так называемая "министерская чехарда". За два года войны сменилось четыре председателя Совета министров (И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер, А. Трепов, Н.Д. Голицын); шесть министров внутренних дел. Правительственный кризис все больше расшатывал государственный аппарат, являвшийся, наряду с армией, важной опорой самодержавия. Не решился император и на введение военной диктатуры, как требовали правые.

Короткий период стабильности и благополучия сменился в 1921 году кризисом. Он оказался уникальным по глубине падения производства, по масштабам охвата мировой экономики и по длительности. Правительства западных стран оказались не подготовленными к борьбе с таким бедствием. Они не смогли даже добиться скоординированных действий по борьбе с кризисом.

Кризис вызвал тяжелые социальные последствия. Безработица стала массовой и длительной. Сокращение спроса на продукты питания ухудшило положение крестьян и фермеров. Похожая участь постигала мелких торговцев и ремесленников. Под угрозой разорения оказался и средний класс: служащие, врачи, преподаватели. Таких условиях возникало разочарование в существующем порядке, возросло полит. Влияние тех партий и движений, которые выступали за его слом. Политическая стабильность тоже ушла в прошлое. Начался поиск путей выхода из кризиса. В итоге в одних странах к власти пришли фашисты, в других были проведены демократические реформы. Но везде выход из кризиса сопровождался усилением роли государства.

Кризис сказался и на международных отношениях. Страны запада, не сумев найти способов совместной борьбы с кризисом, пытались переложить его тяжесть друг на друга. Это ослабило их возможность совместно поддерживать мировой порядок. Этим воспользовались Япония и Германия. Возникла угроза Версальско-Вашингтонской системе.

Политика нового курса в США. Попыткой выхода из кризиса была политика президента Франклина Рузвельта в 1933-1941 года. Эта политика вошла в историю, как “новый курс” . Кризис поразил США сильнее, чем другие страны, его тяжесть усугублялась отсутствием системы социального обеспечения. Рузвельт – кандидат от демократической партии на президентских выборах в 1932 году – обещал американцам принять меры для скорейшего выхода из кризиса. Став президентом, он добился экономического оживления. Была восстановлена работа банков. Государство стало помогать безработным, фермерам. В стране появилось мощное движение за социальные реформы. Профсоюзы требовали признания их прав, безработные – страхования по безработице, пожилые американцы – пожилого обеспечения. В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении и закон о трудовых отношениях, которые удовлетворяли эти требования. В 1936 году Рузвельт добился своего переизбрания. В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда; теперь правительство могло устанавливать минимальную зарплату и максимальную продолжительность рабочей недели. “Новый курс” стал переломным моментом в американской истории 20 века. Государство стало теперь гарантом социальной защищенности граждан. Оно стало в значительно большей степени регулировать экономику. Но в отличие от Германии, это привело не к уничтожению демократии, а к ее расширению. Во внешней политике Рузвельт будучи сторонником Вильсона выступал за более активную внешнюю политику. Но в Америке господствовал изоляционизм, американцы считали, что им нужно держаться в стороне от беспокойного мира. Рузвельт должен был учитывать это. Только после начала второй мировой войны внешняя политика США начинает избавляться от изоляционизма.

Народный фронт во Франции и Испании Во 2 половине 30–х годов в Европе появляются Народные фронты. Они объединяли левые силы в борьбе с фашизмом. Их основу составляли коммунисты и социал-демократы. Во Франции народный фронт образовался в 1935 году. В следующем году он победил на парламентских выборах. Правительство народного фронта во главе с социалистом Леоном Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После реализации программы народного фронта, между его участниками возникли разногласия, приведшие к падению правительства Леона Блюма. В Испании после революции 1931 года, уничтожившей монархию, шла острая борьба. Левые партии создали народный фронт. В 1936 году он победил на выборах в кортесы (парламент) , после чего было сформировано левое правительство. В ответ правые силы организовали военный переворот. Главой военного правительства стал генерал Франко. В Испании началась гражданская война. Франко получил помощь от Италии и Германии. Республиканское правительство – только от СССР. Остальные страны проводили политику невмешательства в дела Испании. Режим в республике постепенно менялся. Демократия свертывалась под предлогом борьбы с фашизмом. В 1939 году после победы Франко в Испании на долгие годы установилась фашистская диктатура.

На пути ко второй мировой войне Мировой экономический кризис обострил международные отношения. Это подорвало способность мирового сообщества совместно бороться за сохранение стабильности в мире. В 1931 году Япония в нарушение решений Вашингтонской конференции захватила Манчжурию. В 1935 году Италия захватывает Эфиопию, бывшую суверенным государством, членом Лиги Наций, Гитлер, придя к власти, перестал выполнять условия Версальского договора. Все это создавало угрозу слома В-В системы. Страны запада не сумели сохранить эту систему и предотвратить войну. Кризис разобщил их. Общественное мнение в Англии и Франции было против решительных мер по обузданию агрессоров. США вообще пыталось уклониться от участия в мировых делах. Многие политики недооценили опасность Гитлера, не принимая всерьез его агрессивные планы. По отношению к Германии ими проводилась политика умиротворения. Гитлер воспользовался этим для осуществления своих планов по территориальному захвату. В 1938 году Германия осуществила присоединение Австрии. Вслед за этим Гитлер потребовал от Чехословакии передачи Судетской области, населенной немцами. Когда Чехословакия решительно отвергла эти притязания, Гитлер стал запугивать всех новой войной. Англия и Франция на Мюнхенской конференции решили передать Германии Судеты. В результате этих захватов Германия превратилась в сильнейшее государство в Центральной Европе. Гитлер окончательно уверовал в свою безнаказанность. Все это приблизило начало войны, хотя многим казалось, что Мюнхен принес окончательный мир.

15 марта 1938 года Германия оккупировала Чехию. На территории Словакии было создано независимое государство. Чехословакия перестала существовать. Германия также потребовала передачи ей Гданьска и захватила Клайпеду в Литве. Это означало крах политики умиротворения. Англия и Франция объявили о том, что берут под свою защиту государства, граничащие с Германией, и начали запоздалые военные приготовления. Угроза военного конфликта с Германии сделала очень важной позицию СССР по этому вопросу. СССР добивался превращения Восточной Европы в зону своего влияния. А и Ф не могли с этим согласиться. Гитлер тем временем начал приготовления для нападения на Польшу. Ее захват означал выход на Советскую границу. Поскольку А и Ф объявили, что будут защищать Польшу, для Гитлера была очень важна позиция СССР. Если СССР будет проводить враждебную политику, то Германия окажется в состоянии войны на 2 фронта. Гитлер решил склонить Сталина на свою сторону. Он предложил ему подписать пакт о ненападении и договориться о разделе Восточной Европы. 23 августа 1939 году этот пакт был подписан. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 3 сентября войну Германии объявили А и Ф. Вторая мировая война началась.

Лучшие статьи по теме