Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Образ дины из кавказского пленника. Краткая характеристика жилина из повести кавказский пленник

Образ дины из кавказского пленника. Краткая характеристика жилина из повести кавказский пленник

Иван Жилин является одним из ключевых персонажей произведения Льва Николаевича Толстого « ». Образ Жилина – это образ смелого и отважного русского офицера. Родом он из небогатой семьи. Иван не привык просить о помощи, он всегда добивается поставленных целей самостоятельно. Офицер уважает себя и окружающих. Он не привык сидеть без дела. Мужчина постоянно в трудах.

Образ Жилина в рассказе

Оказавшись в плену у горцев, офицер не пал духом. Он продолжает работать, вынашивая план побега. Благодаря своей искренности, и непокорному характеру, Жилин завоевывает уважение со стороны пленивших его кавказцев. Иван занимается изготовлением игрушек, ремонтом часов, ожидая нужного момента для побега.

У Жилина доброе сердце, он быстро с дочкой своего хозяина, Диной. Девочка прониклась всей душой к русскому военнопленному, мастерившим для нее забавные куклы. Дина тайком приносила Ивану еду, а потом и вовсе, помогла сбежать.

Отличительной чертой характера Жилина является строптивость, и в то же время справедливость ко всем окружающим. Выносливость и крутой нрав Ивана, представляет собой образ настоящего русского офицера. Честь и достоинство которого, в наше время присущи, увы, не каждому.

/ / / Образ Дины в рассказе Толстого «Кавказский пленник»

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» удивляет яркостью образов и красотой пейзажей. Он был много раз переиздан, что говорит о популярности произведения. - это поучительный и увлекательный рассказ об отваге и верности.

Дина – не главный, но очень важный персонаж. Она словно женский вариант главного героя Жилина. Девочка такая же добрая, преданная, любящая помогать другим людям.

Дина является дочерью татарина, который держал в плену русских офицеров – Жилина и . Ей 13 лет, она еще юна и пуглива. Из одежды на ней была синяя длинная рубаха, отороченная красным по краям, штаны и башмаки. Внимание привлекали ее длинные темные волосы, заплетенные в косу. А в косе - лента с серебряным рублем. Ее глаза блестящие, как звезды, а ночью они светятся, как у кошки. Девочка была очень похожа на отца Абдул-Мурата, - такая же красивая.

Дина и – люди из разных «миров». Он – русский офицер, она – дочь татарина. Их народы воюют, однако даже это не помешало двум родственным душам сблизиться. Правда, произошло это не сразу.

Первая их встреча состоялась, когда Дина принесла Жилину воды. Он был для нее диковинным чужаком, и поэтому она отпрянула от него в испуге. Да так что даже ее отец улыбнулся.

Жилин умел делать разные поделки. Как-то слепил он из глины красивую куклу, нарядил ее татарскую одежду, и оставил на крыше. Дина увидела игрушку и, улучив подходящий момент, забрала ее себе. Девочка очень радовалась кукле, ведь раньше ей не доводилось с ними играть. К сожалению, куклу разбили - и Дина очень огорчилась. Тогда главный герой решил сделать для нее еще одну куклу. Девочка была рада и в знак благодарности стала носить Жилину тайком еду. Дина по-детски щедро отплачивала Жилину за его доброту. Однажды она даже смогла пронести ему кусочек баранины.

Когда Жилин задумался о побеге, то попросил Дину помочь ему. Девочка поначалу испугалась, но ночью пробралась к пленным и сбросила длинную палку, по которой можно было выбраться наверх. Дина понимала, что, дав Жилину сбежать, она его больше не увидит. А значит, некому будет больше делать для нее милые игрушки. Но она смогла побороть свой детский эгоизм и совершила добрый поступок. Расставаясь с другом, Дина плачет, но даже тогда проявляет заботу, приготовив ему немного еды в дорогу.

Дина не просто добрая, но и смелая девочка. Помогая пленным, она рисковала навлечь на себя гнев отца. Но уже в своем юном возрасте она смогла сделать моральный выбор. Дина не могла допустить, чтобы ее другу причинили вред.

Женский образ Дины в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» удивительно светлый и очень привлекательный.

литературы гимназии № 000

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

Решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

портрет

поступки

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

О чем рассказывает ее одежда?

Как характеризуют ее движения?

Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит» .

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

- Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

1. Введение . Дина - персонаж рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Это дочь Абдула Мурата, у которого в плену находятся Жилин и Костылин. В образе Дины раскрываются гуманистические представления писателя, который резко отрицательно относится к войне и насилию.

2. Общая характеристика. Дина - девочка в возрасте тринадцати лет. Она не бывала нигде, кроме своего аула. Дина обладает бойким и веселым нравом. Судя по всему, русских она видит впервые, поэтому они вызывают в ней неподдельное изумление. Когда Дина впервые приносит Жилину воды и хлеба, она пристально наблюдает за тем, как он ест и пьет. Русские представляются ей в качестве диковинных зверей. Дина никогда не находится в состоянии покоя. Она либо смеется, либо плачет. Поводом для резкой смены настроения может стать самый незначительный случай.

3. Отношения с Жилиным. Русскому пленнику удалось сломить лед недоверия благодаря искусно сделанной кукле. Дина была в восторге от игрушки. После второй куклы она уже сама принесла Жилину кувшин молока. Постепенно она привыкла к умелому пленнику и стала его подкармливать. Отношения Дины и Жилина очень показательны. Все жители аула, не исключая детей, относятся к русским, как к непримиримым врагам. Их терпят только в расчете получить выкуп. Дине совершенно несвойственны ненависть и жестокость.

Когда первый испуг прошел, она поняла, что пленники - такие же люди. У Дины была возможность сравнить поступки "своих" и "чужих". Старуха сломала ее куклу, а Жилин сделал другую. Дина понимает, что подкармливая тайком Жилина, она может подвергнуться наказанию. Но русский пленник настолько ей симпатичен, что она с готовностью идет на такой риск.

Самым главным моментом в раскрытии образа Дины является ее помощь Жилину во время второго побега. Девочка узнала о том, что русских собираются казнить. Ей очень жалко Жилина, поэтому она предупреждает его о грозящей опасности. Пленник умоляет Дину помочь ему сбежать. Девочка отказывается, но когда в доме остается всего лишь два человека, все-таки спускает в яму длинный шест. Дина настолько привязалась к Жилину, что даже пытается помочь ему сбить колодки. Естественно, у нее ничего не получается. Девочка плачет от собственного бессилия. Прощаясь с пленником навсегда, она не забывает напоследок сунуть ему в дорогу лепешек.

4. Итог . Дина - самый симпатичный и трогательный персонаж рассказа. Она как бы возвышается над двумя враждующими нациями. Для девочки не существует понятия "враг". Любой человек может стать ее другом, если сделает доброе дело. Русский пленник стал для девочки живым свидетельством того, что где-то существует какой-то другой мир. Жизнь не ограничивается собственным аулом и войной. Дина пока еще не осознает, что ее помощь Жилину вызвана стремлением вырваться из тесных рамок многолетней ненависти и неприязни к другому народу.

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому - вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером - Костылиным - и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Главные герои

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин - герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Костылин - состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого - отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин - толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег - это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует - он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Лучшие статьи по теме