Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Особенности развития первобытных людей.


Человек и общество прошли длительный путь развития, по последним данным составляющий около 3 млн. лет. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют 3 эпохи:

1) палеолит (древнекаменный век)

2) мезолит (среднекаменный век)

3) неолит (новокаменный век).

Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится на ряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3 – 1,5 млн. лет назад), ашель (1,5 млн. - 100 тыс. лет назад), мустье, или средний палеолит (100 – 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.) Мезолит длился от 10 до 8-7 тыс. лет до н.э., неолит от 8-7 тыс. лет до 5-4 тыс. лет до н.э., энеолит – 4–3 тыс. до н.э.

В олдувайском периоде сосуществовали парантропы (зинджантропы), австралопитеки (презинджантропы), которых полеоантропологи не относят к прямым предкам человека, и гомо габилис (homo habilis) – человек умелый, большинством ученых признанный таковым. Около 1,8 млн. лет назад появляется гомо эректус (homo erectus) – человек прямоходящий, просуществовавший почти 1,5 млн. лет. Его называют также архантропом и древнейшим гоминидом (древнейшем человеком). К архантропам относятся питекантропы и синантропы. В позднем ашеле появляются и продолжают развиваться палеоантропы, или древние гоминиды (древнейшие люди), к которым относятся неандертальцы, гейдельбергский человек и другие виды. Человек современного облика и интеллекта, homo sapiens (человек разумный) завершает антропогенез в позднем палеолите, 40 тыс. лет назад.

В истории первобытного общества в последнее время выделяют 3 эпохи: 1. эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогенеза; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье и связана с архантропами и палеоантропами; 2. эпоха первобытной родовой общины, начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; 3. эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины.

В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество. Праобщина состояла из одной или нескольких гаремных семей. Потестарные функции в таком сообществе могли нести наиболее сильные в интеллектуальном смысле индивидуумы. Смерть, естественная или трагическая, такого вожака могла приводить к распаду или вливанию его в некое другое объединение.

В условиях установления производственных и половых табу необходимо было регулировать и хозяйственные отношения, и половые, и передвижение праобщин. Немалую роль в этом играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации. При малейшей ошибке его мог сменить другой.

В эпоху первобытной родовой общины появились группы родственных семей. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала главарей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Главарем могли признавать самого старшего из трудоспособных, либо самого мудрого, могли и выбирать. Выборы главаря базировались на опыте, интеллектуальном превосходстве, умении убеждать. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись. Ослушавшиеся подвергались осуждению со стороны всех членов коллектива.

В конце этой эпохи племя, появившееся почти одновременно с родом, приобретает четкую структуру, племенной совет, вождя. Сам род сегментируется, усложняется организация общества. Эти процессы приводят и к иерархизации коллективной власти.

В эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины началось классообразование. В этот период общая собственность рода и общины вытесняется собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение уступает место трудовому, общинно-родовые связи заменяются общинно-соседскими, появляются начальные формы эксплуатации, избыточный продукт превращается в прибавочный, зарождается частная собственность и, наконец, появляются общественные классы и государственность.

Социальные отношения.

Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали и правовые, и моральные, и этикетные, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов, в первобытном человеческом стаде, т.е. раннем ашеле.

Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты адресовались не к отдельным лицам, а к социальным группам: возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай.

Этнографические данные свидетельствуют о том, что вся мифология содержит такое обоснование обычаев, регламентирующих человеческие взаимоотношения. Обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за нарушение их должна последовать кара от этих духов, богов.

Другой формой осознания норм было традиционное, выраженное в формулах: “так все делают; так принято”, или “так никто не делает; так не принято”. Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе: обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили духи или боги.

Трансляция норм поведения в полном объеме проводилась старшими членами общин при посвящениях – инициациях, где юношам и девушкам сообщают священные предания и верования рода, племени, внушают повиновение обычаям и моральным предписаниям, особенно в области половой жизни и в отношении к старейшим. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила.

Совершенные преступления рассматривались и разбирались коллективом. Совместно определялась мера вины – и в зависимости от значимости нарушений нормы, и с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) – назначалось наказание, осуществление которого производилось заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть, физическое наказание, увещевание и т.д. Мера их зависела от тяжести преступления.

Основу социальных отношений составляло родство, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства родство должно было осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии. Существовал также обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри родовой группы и предписание этого общения за ее пределами.

Выделялись половозрастные группы, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и т.д. Чаще всего эти группы формализованы, и переход из одной возрастной группы в другую сопровождался испытаниями и торжественными тайными обрядами – инициациями. Суть инициаций состояла в приобщении подростков к хозяйственной, общественной, идеологической, брачной жизни полноправных членов общины. Мальчиков испытывали голодом, нанесением ран, прижиганием огнем и т.д., учили владеть оружием, воспитывали храбрость, выносливость, дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Женские инициации были проще и заключались в обучении песням и мифам, рассказах о брачной жизни.

Отношения между полами в родовой организации регулировались браком. Одновременно с браком возник институт семьи, регулирующий как отношения между супругами, так и между родителями и детьми.

Брак регулировал отношения между взаимобрачными группами и между фактическими супругами, поэтому его можно назвать парно-групповым.

Общность интересов семьи заключалась в социализации детей. Правда, они, как только подрастали, воспитывались не только родителями, но всей близкой родней.

Развитие трудового распределения, при котором отец мог материально заботиться о своих детях, укрепляло парную семью. В ней появляется общее имущество. Отцы стараются передать свое имущество своим детям. Но на наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи. И муж, и жена по-прежнему не порывали хозяйственных связей с родней.

При относительной дисэкономичности и дислокальности брака важнейшими социально-экономическими ячейками были община и род, которые на ранних этапах родового строя, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей.

Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те в свою очередь – на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, свое отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением “братских” родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях – в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально – потестарными функциями.

Эволюция хозяйственной деятельности.

Основу хозяйства составляли с древнейших времен собирательство, охота и рыболовство. С изменением климата вследствие потепления и таяния ледников (10-12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической эпохи – голоцена – меняется флора и фауна. Вымирают крупные “холодолюбивые” животные – мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охотой с засадами и скрадыванием, была приручена собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд.

Простое присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение.

В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.д., как это отмечено у австралийцев. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда, - топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения являлись личной собственностью.

Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим.

На стадии первобытной родовой общины, в неолите, происходит переход к производительному хозяйству, развивается скотоводство и земледелие. Этот переход Г. Чайлд назвал неолитической революцией.

При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему необходима была тесная кооперация трудовых умений, а значит и сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь и т.п. были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение постепенно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. Развивается дарообмен между коллективами. Система дарообмена была в сущности системой престижной экономики. Дар должен был быть возмещен эквивалентным отдаром. Престижный дарообмен принимал церемониальную форму. Дарение производилось во время торжеств, на которые одна община приглашала членов других. Таковы пиры “мертвых” у эскимосов Аляски, свиные праздники у папуасов маринд-аним, потлачи индийцев Северо-Западного побережья Северной Америки. Дарение вело к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать вне контроля общины. В этом проявилось разрушение эгалитарности: выделились важные (бигмены) и ординарные люди, а затем появились и бедняки. Потлачи, пиры, церемониальный обмен и другие проявления престижной экономики были мощным стимулом производства. Стали появляться обменные эквиваленты: редкие раковины, украшения, камень, птичьи перья.

Орудия первых людей - homo habilis, живших в период Олдувая, изготовлялись из различных вулканических лавовых пород: базальтов, андезитов, сланца, кварца и др. Наиболее известны чопперы и чоппинги - орудия из галек, один край которых оббит несколькими ударами с одной стороны (чоппер) или с двух (чоппинг). Для бытовых нужд использовались и отщепы, и дисковидные, и сфероидные куски пород, которыми скоблили, растирали, раскалывали и разрезали.

Технические достижения homo erectus, жившего в период Ашеля, выражены в бифасиальной индустрии, распространенной в Африке, Европе, Юго-Восточной Азии, на Кавказе. Бифасы - двусторонне обработанные орудия треугольной, миндалевидной и дисковидной форм. Тогда же использовались и орудия меньших размеров: грубые остроконечники, скребла, острие.

Эпоха Мустье – время формирования различных технологий. Появляются скребки, резцы, проколки, сверла, ножи разнообразных форм – с выемками, зубчатые, двусторонне обработанные и слегка подправленные мелкими сколами. Все чаще для оформления лезвий и тыльных частей орудий применяется ретушь – вторичная обработка, заключающаяся в выравнивании или зазубривании, заострении или затуплениии края заготовки мелкими снятиями. В Мустье использовалась контрударная ретушь. Появляются и орудия, обработанные отжимной ретушью, которая производилась давлением костяного или рогового отжимника. Неандертальцы изобретают и составные орудия – копья, дротики, наконечники которых были каменными, а древки деревянными, ножи с каменной основой и деревянной рукояткою.

Технические новшества Homo Sapiens превосходят предшествующие периоды. Резко расширяется ассортимент орудий труда, разнообразных и очень специализированных. Различается 92 типа орудий: скребков, резцов, острий, проколок, проверток, скобелей, ножей, наконечников, копий и дротиков. Для увеличения убойной силы метательного оружия используются копьеметалки. Появляются составные орудия, основа которых изготовлена из кости или дерева, а лезвием служили мелкие пластины, вставляемые в пазы – прорези основы.

Широко используется кость и рог для изготовления орудий труда. Из них делают костяные наконечники, гарпуны, массивные ударные орудия типа кайл, иглы с ушком, проколки, шилья, копья из бивней мамонтов.

Следующим этапом развития технологии была эпоха мезолита. Деревообрабатывающие орудия, особенно широко распространенные в лесных районах, не только оббиваются, но и зашлифовываются на рабочей части. Они разнообразны и узкофункциональны – топоры, долота, тесла. Для получения мелких орудий применяется техника отжима с небольших нуклеусов. Этот способ расщепления позволил получить массу мелких, очень тонких, правильно ограненных пластинок шириной от 0,4 до 1,0 см, из которых с помощью ретуши изготовляли ножи, резцы, проколки, скребки, провертки, сверла, вкладыши для ножей, кинжалов, наконечников копий, дротиков для гарпунов. Ярким маркером мезолитической эпохи является лук. Стрелы были составные, с каменными наконечниками, деревянные, костяные. Из кости изготовляли и гарпуны, остроги, рыболовные крючки, ножи, шилья, иглы, муфты. Из рыболовных снастей кроме упомянутых крючков и гарпунов уже использовали сети с каменными грузилами.

В период позднеродовой общины, археологически соответствующей неолиту, техника обработки камня и кости достигает совершенства. Господствуют, вкладышевые орудия особенно в земледельческих районах, где они широко представлены серпами и жатвенными ножами, основы которых изготовлены из кости или дерева. Зародившаяся в мезолите техника шлифования достигает расцвета в неолите. Топоры, тесла, долота, стамески, ножи делают из диорита, нефрита, туфопорфирита, сланцев.

В неолите развиваются подземные выработки каменного сырья. Были освоены все основные приемы горного дела – шахты, подбои, штреки, крепежные столбы, вентиляционные окна. Кремень добывали роговыми мотыгами, кайлами, кирками.

Горные выработки и высокий уровень обработки камня подготовили в VI-Vтыс. до н.э. появление металлургии. В энеолите появляется несколько центров медной металлообработки: ближневосточный, Балканский, Африканский, Кавказский, Алтайский, Уральский. Добыча медной руды производилась с помощью огня. Первоначально изделия из меди изготавливались путем ковки. Это были мелкие вещи – шилья, иглы, браслеты, монисто, подвески. К концу энеолита начинают производить массивные медные изделия, сначала методом ковки, позднее литьем. При литье на изделие затрачивается меньшее количество металла, формы орудий становятся изящнее. Отливаются топоры, молоты, тесла, иглы, шилья, долота, пробойники, украшениея.

Долгий, почти двухмиллионнолетний, путь развития прошло домостроительство. Самым древним жилищем можно считать сооружение на стоянке в Олдувайском ущелье. В ашельскую эпоху homo erectus продвинулся в Европу, на Кавказ, в Крым, Среднюю Азию, Южную Сибирь, Юго-Восточную Азию. Поселения имеют характер охотничьих лагерей, более или менее постоянных. Остатки кострищ свидетельствуют о знакомстве с огнем, возможно, что уже были изобретены способы искусственного добывания огня. Жилищами служили пещерные навесы и гроты и хижины под открытым небом.

Мезолитические жилища представляли собой округлые или квадратные постройки с полом из кусков березовой и сосновой коры, стены которых состояли из воткнутых в грунт тонких жердей, связанных вместе (Маглемозе).

В неолите в домостроительстве прослеживаются 2 линии: в лесной зоне строятся деревянные дома, наземные и углубленные в землю; в земледельческой зоне появляется глинобитная архитектура. Появляются свайные постройки, сооруженные на заболоченных прибрежных лугах. В свайных постройках обнаружена и мебель: скамьи, столы, сундуки.

Дома анатолийского поселения Чатал Гуюк, исследованного Дж. Меллартом, построены целиком из формованного кирпича-сырца, на кирпичных основаниях. Сообщение между домами осуществлялось по крыше, находившейся на разной высоте, т.к. дома террасами поднимались по склону холма.

Европейские земледельцы оставили уникальные сооружения из камня - мегалиты - культовые сооружения, выполненные из одного или многих блоков дикого или груббитого камня.

К мегалитам Западной Европы принадлежат менгиры – большие продолговатые камни высотой 4-5 и более метров, поставленные вертикально. Знамениты аллеи менгиров у Карнака в Бретони, где насчитывается около 3 тыс. камней. Другим видом мегалитов являются кромлехи – группы менгиров, образующие один или несколько концентрических кругов. Наиболее известны из них Стонхендж и Эвбюри в Англии. К мегалитам относятся дольмены – коллективные, реже индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных плит и глыб, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Вход в дольмен закрывался округлой плитой.

Транспорт предцивилизационного периода представлен лыжами, санями, лодками, появившимися в мезолите. Лыжи и полозья саней были широкими и короткими. Лодки изготавливали путем выдалбливания сердцевины дерева и обжигания. Лодки снабжались веслами. В энеолите появляется колесный транспорт – тележки, повозки, впряженные в быков.

На протяжении сотен тысячелетий люди пользовались посудой из коры, дерева, камня, раковин, корзинами из прутьев, кожаными мешками. В неолите появляется глиняная посуда. Земледельцы лепили посуду разнообразных форм – горшки, кувшины, кубки, блюда, ритуальные антропоморфные и зооморфные сосуды, миниатюрные чашечки и огромные, высотой до 1 м и более, сосуды для хранения зерна с крышками. В IV тыс. до н.э. был изобретен гончарный круг, позволивший изготовлять посуду с тонкими стенками, более однообразную, в больших количествах.

Уже в VI тыс. до н.э. существовал ткацкий станок, части которого найдены при раскопках свайных построек в приальпийской зоне. Там же обнаружены были и изделия из льна, шерсти, нитки, шнурки, веревка, тесьма, сети, ткани, вязанные вещи, орудия текстильного производства – льночесалки, деревянные веретена, вязальные крючки, ткацкие челноки.

Возникновение мышления, речи и знаний.

В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления и речи. Речь возникает как ответ на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместной обороне.

Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации и способствовало ее аккумуляции и передаче. Накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. В первую очередь это были знания об окружающей природе. Эмпирически накапливались зачатки физических знаний.

С палеолита осваивается и минералогия. Уже неандерталец знал множество пород камня, а к энеолиту человек овладел способами обработки почти всех известных сегодня минералов, в том числе и медных руд и метеоритного железа. С мустьерской эпохи осваиваются краски – охра, двуокись марганца, вводятся способы их разведения и нанесения на различные материалы.

Развитие получили такие отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Мезолитические медики производили трепанацию черепа и ампутацию конечностей, в неолите использовали и психотерапию, и фитотерапию.

Биологические знания проявились на самых ранних этапах истории человечества. С мезолита эти знания привели к доместикации животных, селекции - искусственного отбора наиболее полезных пород домашних животных. Знание свойств разных растений – съедобных, несъедобных, способных к культивации и не способных приводит мезо- неолитическое население к земледельческой культуре.

Математика начинается также в палеолите. Свидетельствами счетных операций в палеолите стали находки мелкой пластики и украшений со знаками и росписи в пещерах.

В эпоху палеолита уходят и истоки астрономических знаний. Исследования мелкой пластики, орнамента, живописных изображений в пещерах продемонстрировали знакомство палеолитических людей со звездным небом, с закономерностями движения Луны, Солнца, Юпитера. На основе этих знаний создавались календари.

Развитие астрономических знаний в последующие эпохи привело к появлению более сложных календарей, отмечающих фазы обращения светил Луны и Солнца. “Обсерваториями” являются хенджи Британии и ронделы Центральной Европы. Наиболее известным считается Стонхендж. Меты - камни и ямы хенджа служили для определения лунных и солнечных восходов, для измерения сезонов, полугодий, года, для вычисления солнечных затмений.

В эпоху первобытной родовой общины появились зачатки “предписьменности” – пиктография, или рисуночное.

Духовные аспекты первобытного общества.

Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, которую прокаливали на огне, затем растирали. Черная краска добывалась из двуокиси магнезии. Связующим материалом, скорее всего, был жир животных. Краска наносилась пальцем или, палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти. Использовались иногда естественные рельефы в пещерах, когда выступы и впадины на стенах пещер путем небольшой подправки превращались в фигуры животных или людей.

Основную массу сюжетов составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: лошади, бизоны, мамонты, козлы, благородные олени, лани, реже хищники – лев, медведь, волк, рысь. Среди антропомофных изображений преобладают женские. Ярчайшими образцами живописи палеолита являются росписи в пещерах Ляско, Альтамира, (Испания) Ля Мадлен, Комбарель,(Франция) Каповой (Россия) и многих других. На стенах пещер разворачиваются композиции, для которых свойственен уже динамизм, полихромность в изображении животных. Еще раньше зародилась скульптура, появились "Палеолитические Венеры", символизировавшие силы плодородия. Земледельческое население оставило богатейшую каменную и глиняную скульптуру и росписи стен домов и святилищ. Изобразительное творчество развивалось одновременно с танцем и музыкой. Многочисленные флейты - костяные трубки с отверстиями – обнаружены на палеолитических стоянках. По-видимому, были всевозможные дудки, гуделки, свистки, трубы, щипковые инструменты, прототипом которых была, вероятно, тетива лука. Музыка, танец, изобразительное творчество служили основой для театрализованных представлений, постановки мифа.

В палеолите уже зарождается мифологическая картина мира – целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях.

В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи (лошадь и бык), жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы). Развиваются мифы о сотворении мира: из яйца (Финляндия, Скандинавия, Карелия), из земли, добытой уткой (Урал, Сибирь). Мифология вплетена в мировозрение людей, бывшее религиозным.

Религиозные представления появляются, по археологическим данным, по крайней мере в мустьерскую эпоху. Об этом говорят неандертальские погребения и так называемые “медвежьи пещеры”. Общность же членов коллектива была осознана в форме тотемизма – веры в глубокое тождество всех членов того или иного первобытного коллектива (чаще всего рода) с особями одного определенного вида животных, позже растений.

В палеолите появляется и магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы, а также и сами эти действия. Плитки, гальки с насечками, орнаментом, охрой подтверждают, что магия была древнейшей формой религии.

Начал складываться культ природы, олицетворяющийся в образах духов животного и родственного мира, земных и небесных сил. На почве возрастных инициаций складываются раннеплеменные культы с главным объектом этого культа – образом духа – покровителя инициаций, в дальнейшем – племенного бога. С развитием земледелия усложняется промысловый культ, появляются особые Бог неба и божества стихий, формируется культ умирающего и воскресшего бога плодородия. Прежняя мать – прародительница становится Великой Богиней. Характерной чертой различных воззрений раннеземледельческой эпохи был антропоморфный облик духов и божеств.

Усложняется культовая практика. У развитых охотников и рыболовов возникают огромные святилища у наскальных изображений. На равнинах сооружаются святилища, подобные британским хенджам, аллеям менгиров, ронделам в Центральной Европе. У земледельцев выделяются храмы типа Чатал-Гуюка, Песседжик-Депе, святилище с бычьими рогами в Тель-Асваде, храмы Эриду и Тепе-Гавра убейдского периода. В них совершались обряды, хоронились священные изображения, маски, иногда в них хоронили людей с высоким статусом. Появление таких святилищ является свидетельством зарождения касты жрецов.

Архитектура, живопись, скульптура, аккумулируя достижения прошедших времен и обеспечивая новые потребности общества создали условия для будущего расцвета искусства. Человечество подошло к цивилизации.



Административный тест по окружающему миру учени 4 класса

Вариант 1
1.Так ли необходимо мыть руки?
А) Нет, кожа в достаточной степени защищает нас от микробов.
Б) Да, потому что микробы со временем проникают под кожу.
В) Да, ведь микробы с рук могут легко попасть в глаза или в рот.
2.Отметь, какие признаки предметов ты сможешь определить с помощью осязания.
Кислый, гладкий, легкий, горячий, липкий, блестящий.
3. Где начинается переваривание пищи? Подчеркни.
Во рту, в пищеводе, в желудке.
4.Какую функцию каждая система органов выполняет в организме? Соедини их.
Удаляют углекислый газ * Органы пищеварения
Переваривают пищу *Органы дыхания
Очищают кровь *Органы выделения
Продолжают род *Органы размножения
5.Водитель автомобиля, находясь за рулем, должен быть очень внимательным. Отметь, за какие действия отвечают большие полушария головного мозга.
А) Следить за сигналами светофора и дорожными знаками. Б) Дышать.
Г) Правильно оценивать расстояние до других машин. В) Моргать

Канатоходцу (чтобы не упасть) *органы слуха
Играющему в жмурки *орган равновесия
Пешеходу узнать сигнал светофора *орган зрения
7. Некоторые люди не способны ощущать боль. Отметь верное утверждение.
А) Это плохо, потому что неполадки в организме остаются незамеченными и могут превратиться в тяжелое заболевание.
Б) Это хорошо, потому что боль - неприятная вещь; меньше болит - меньше болеешь- здоровее будешь.
8.Отметь особенности, свойственные современному человеческому обществу.
*Загрязнение воды и воздуха *Занятие спортом.
*Ожирение. *Избыток новостей
*Высокая смертность от болезней. *Голод.

Административный тест по окружающему миру учени___ 4 А класса
___________________________________________________
·___________
Вариант 2
1.Что нужно сделать, если порезал кожу?
А) Промыть рану перекисью водорода, края смазать йодом, перевязать.
Б) Промыть водой и присыпать солью или содой, перевязать.
В) Залить рану йодом, перевязать.
2. Отметь, какие признаки предметов ты сможешь оценить с помощью зрения?
Вкусный, гладкий, зеленый, горячий, легкий, плоский.
3. Укажи органы опорно - двигательной системы:
А) Грудная клетка. Б) Пищевод. В) Легкие.
. Г) Мышца Д)Кишечник. Е) Позвоночник
4.Соедини названия систем органов с названиями тех функций, которые они выполняют в организме.
Позволяют воспринимать окружающий мир. *Органы чувств
Позволяют принимать решения. *Опорно- двигательные органы
Доставляют питательные вещества к клеткам. *Органы нервной системы
Создают опору тела. * Органы кровообращения
5. Какие органы отвечают за наши действия?
Кора больших полушарий головного мозга * Написание письма
Другие отделы нервной системы *Вздрагивание
*Выбор подарка
*Чихание
6. Какие органы чувств помогают этим людям? Соедини.
Ученику музыкальной школы. *Орган обоняния
Повару в столовой. *Орган слуха
Парфюмеру. * Орган вкуса
7.Какой орган управляет работой организма? Подчеркни.
Мозг, желудок, сердце.
8.Отметь особенности, которые первобытному человеческому обществу были свойственны больше, чем современному.
*Теснота и скученность в поселениях. *Эпидемии. *Гибель от хищников.
*Ненарушенная природа. *Наркомания. *Войны

Каковы характерные черты современного общества? Вопрос не из легких, но если говорить о нем глобально и обобщенно, то получится весьма основательный ответ. В основе современной общественной системы лежит постиндустриальное, информационное и правовое общество, основополагающую роль в котором играют знания, технологии и наука. должен быть культурным и образованным как в гуманитарном, так и в техническом смысле.

Структура современного общества

За последние сто пятьдесят лет общество преобразовалось коренным образом. начали стирать свои общественные грани, антагонизм между работником и работодателем обрел более мягкую форму, общество стало более активным и мобильным. В XXI века в силу множества факторов значительная часть людей стала жить в городах. Новая технология обработки земли и технический прогресс постепенно вытесняли сельских жителей в промышленные центры. Но, несмотря на всю технологичность, роль труда в обществе остается очень важной.

и специалисты

Структура современного общества обуславливает огромнейшее разнообразие профессий. К тому же с каждым годом возникают все новые и новые специалисты. Востребованными считаются технологи, программисты, маркетологи, менеджеры, дизайнеры. Каковы характерные черты современного общества, таковы и требования к современным работникам - образованность, профессиональность, коммуникабельность и пунктуальность.

Современные города

Мегаполисы и агломерации стали своеобразными символами современного общества.

Города принято классифицировать на небольшие (до 60 тыс. населения), средние (70 - 100 тыс.), крупные (110 - 270 тыс.), большие (до 1 миллиона) и мегаполисы (более 1 миллиона). Агломерации представляют собой сросшиеся города-миллионеры. Самая большая агломерация в мире - это Токио со всеми пригородами, численность ее населения составляет более 29 миллионов человек.

Современное производство

Громадные предприятия, торговые центры, - вот основные черты современного общества.

Сегодняшними лидерами промышленности являются компьютерная техника, энергетика, фармацевтика, телекоммуникации и электроника. Современное общество является обществом производства и потребления товаров и услуг.

Характерные на сегодня классы общества - это работодатели, владеющие средствами производства, и работники, которые продают свою рабочую силу.

В высокоразвитых государствах мира благодаря технологическому прорыву в электронике стала реальностью автоматизация и роботизация промышленных предприятий, но роль работника никак не была узурпирована машинами.

Например, на заводах «Тойота», которые производят автотехнику, всего за 10 дней изготавливается автомобиль без применения человеческого труда, процесс контролируют только несколько специалистов.

Но истинной новинкой в науке и являются нанотехнологии. Это работа с веществами на уровне мельчайших частиц (атомов и молекул).

Активно разрабатываются нанороботы, которые по размерам можно сравнить с молекулой, они обладают самыми разнообразными функциями, в том числе движения, обработки информации, исполнения заданных программ.

Следует также отметить, что все современные изобретения регистрируются согласно законам об интеллектуальной собственности, и автор идеи всегда является ее собственником. Современный мир - это, прежде всего, правовое общество.

Современные средства коммуникации

Практически невозможно представить современный мир без машин, самолетов и космических кораблей. Новые технологии коммуникации дали обществу возможность глобальной связи. С помощью космических спутников информация может передаваться в любую точку и из любой точки Мобильные телефоны и интернет стали незаменимыми средствами общения большинства людей.

В каждом исторически сложившемся типе общества существовали свои знаменитые открытия. В первобытном обществе прогрессивным было начало применения огня, колеса и письменности. В индустриальном появились двигатель, фабрики и заводы, в постиндустриальном - компьютерная техника и интернет. Поэтому, каковы характерные черты современного общества, можно судить по открытиям.

Информационная революция

Информационная революция - это радикальное преобразование общества и отношений в нем в связи с возрастанием роли информации.

Начало информационной революции приходится на современный этап где активно распространяются информационные технологии.

Всего мир знает четыре информационных революции. Во времена первой была изобретена письменность, второй - книгопечатание, третьей - электричество, благодаря которому возникли радио, телеграф и телефонная связь. Четвертая информационная революция началась в середине ХХ века и продолжается до сих пор. Она связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением интернета.

Последствия информационных преобразований выдвинули на первый план информационную индустрию, которая связана с изготовления техническо-информационных средств и технологий.

Всемирная глобальная сеть

Человек в современном обществе уже не может существовать без наличия компьютера. С его помощью стало возможным получать, отправлять и обрабатывать информацию, производить сложнейшие расчеты и поддерживать связь с пользователями из сети. Всемирная глобальная сеть под названием интернет объединил миллионы людей разных культур и национальностей.

Через интернет можно общаться, искать и обрабатывать информацию, покупать товары, бронировать билеты как в кино, так и на самолет. Благодаря услугам интернета люди узнают последние новости в мире, устраиваются на работу, знакомятся и женятся. Также с помощью всемирной паутины можно получить информацию практически по все вопросам - от сложных научных определений до рецепта кулинарного шедевра.

В последнее десятилетие общение в интернете вышло на новый уровень посредством социальных сетей, то есть виртуальных сообществ людей. Социальные сети стали основным средством общения Самой популярной из них является легендарный Facebook.

По современным подсчетам, объединила более 2 миллиардов жителей земного шара и доступна уже практически во всех странах мира. С помощью интернета современный человек может сделать свою жизнь гораздо продуктивнее и интереснее.

В данной статье был дан подробный ответ на вопрос: «Каковы характерные черты современного общества?». Можно твердо утверждать, что современное общество основано на технологическом прогрессе, информационных технологиях, научных знаниях, оно активно и мобильно.

Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?

В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.

Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.

Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени - традиционного (аграрного) общества - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени - в индустриальном обществе - происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

В центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.

Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;

2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);

3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;

4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .

Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.

Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.

Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.

Как влияет современная биотехнология на жизнь человека и общества в целом?
Не приведёт ли вмешательство в естественный ход природных процессов не только к краху человеческой цивилизации, но и к гибели всей планеты?

Переведите пожалуйста на немецкий этот текст, заранее благодарен!

Наш факультет находится в старом здании. У нас плохо работают лифты, нет современного оборудования и старая мебель. Но мне наоборот это нравится. Также нравится то, что наш факультет находится в роще. На занятиях физкультуры мы там бегаем. Сейчас мне трудно учится, так как у меня появились новые предметы, которые я не изучал в школе. Но я стараюсь. На факультете много хороших преподавателей,
особенно мне нравится преподаватель немецкого языка. К своему предмету у него особый подход. Также у меня появилось много новых друзей. Они очень веселые и хорошие ребята. Возле нашего университета находится столовая. Мы ходим туда на большом перерыве, но готовят там не очень хорошо. Я из многодетной семьи, поэтому получил льготы на общежитие. Это очень хорошо, потому что снимать в Минске квартиру очень дорого.

Help

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К
объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса. В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных. (В. Лавриненко)

С 1. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
С 2. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?
С 3. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.
С 4. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

Проверочная работа по стилям 19-начало20 века

Найди соответствие

Произведения

1. Антонио Вивальди

1. Времена года

А. Импрессионизм

2. Клод Моне

2. Фуги, «Toccata and fugue in D-minor»,

«Органная прелюдия»

Б. Музыка барокко

3. Пауль Клее

3. «Впечатление. Восход солнца»

«Сирень на солнце»

«Стога (конец лета)»

«Бульвар Капуцинок в Париже»

В. Венская

Классическая школа

4. П.И. Чайковский

4. «Олимпия», «Завтрак на траве»

Г. Экспрессионизм

5. Джон Констебл

5. «Эрмитаж в Понтуазье»

«Фруктовый сад в Понтуазье»

Д. Романтизм

6. Кристоф Глюк

6. «Портрет актрисы Жанны Самари»

«На террасе», «Качели»

7. Себастьян Бах

7. «Мисс Лала в цирке Фернандо»

8. Эдуард Мане

8. «К Парнасу», «Открытая книга»

9. Франческо Хайес

9. «Две женщины на горе»

«Корова», «Синий конь»

«Косули в камыше»

10. Эдгар Дега

10. «Орфей и Эвредика»

11. Иван Айвазовский

11. «Лунная соната», «К Элизе»

Девятая симфония и №5 - «Героическая»

12. М.И. Глинка

12. «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»

«Реквием», «Волшебная флейта»

13. Камиль Писсаро

13«Девятый вал»

«Буря на Ледовитом океане»

«Ледяные горы"

14. Эжен Делакруа

14. «Морской берег в Брайтоне»

15. Вольфганг Амадей Моцарт

15. «Венецианка», «Купальщица»

«Поцелуй»

16. Людвиг ван Бетховен

16. «Греция на руинах Миссолунги»

«Сирота на кладбище»

«Свобода, ведущая народ»

17. Пьер Огюст Ренуар

17. «Жизнь за царя»

18. Марк Франц

18. «Щелкунчик»

Лебединое озеро»

Определите стиль, о котором идёт речь

1… называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600и 1750 годами... появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи Классицизма.

2… (впечатление) - движение в искусстве, зародившееся во Франции (1860 гг.), началом которого принято считать вторую половину XIX века. Обычно под термином … подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

3... (выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизмом, экзальтациией и гротеском ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора.

4… направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. XVIII - нач. XIX вв. Творчеству представителей предшествовал опыт немецкой музыки Генделя, Баха, мангеймской школы. В этот период были созданы жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме.

5… идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка.

6… («современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля.

7… (дикий, хищный) - авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен).

8… (удаление, отвлечение) - художественное направление, представители которого изображали мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций, геометрических фигур. Основоположником и теоретиком этого искусства стал русский художник Василий Кандинский.

9… течение, зародившееся во Франции в начале ХХ в. и предшествовавшее абстракционизму. Его основоположники П. Пикассо и Ж. Брак. Характерными особенностями этого стиля было формальное экспериментирование - создание геометризированных форм, конструирование объемных структур на плоскости, разложение сложных фигур на простые элементы. Одним из важных художественных средств … был коллаж (представители: Х. Грис, Ф. Леже).

Лучшие статьи по теме