Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Индустриальное общество - в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество: проблемы и ценности.

Индустриальное общество - в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество: проблемы и ценности.

Современный этап развития западноевропейского общества принято называть индустриальной цивилизацией. Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Они во многом расходились по политическим взглядам, но их объединяла идея технической детерминации культуры. Их идея заключалась в том, что сам характер техники как основного средства взаимодействия с действительностью детерминирует социальную структуру общества. Эти теории, сформировавшиеся в 40-60-х гг. XX в. критиковались как правыми, так и левыми, поскольку из них следовал вывод о том, что индустриализация создает адекватные себе организационные формы, эффективное функционирование которых обеспечивается соответствующей системой духовных ценностей. Отсюда неизбежно следовал вывод о сближении по мере роста индустриализации капиталистической и социалистической систем, поэтому эта теория получила еще наименование теории конвергенции (от лат. convergo - сближаю).

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах и в предмете анализа (Ростоу сосредоточился на происхождении индустриального общества, Арон - на состоянии современного ему общества, Бэлл и Гэлбрейт - авторы теории постиндустриального общества), итогом исследований стало выявление типологических черт индустриальной культуры. Эти типологические характеристики культуры формируются в любой общественной системе, вступающей на путь модернизации и индустриализации. Предполагается, что культура любого модернизированного общества является инвариантом индустриальной культуры.

Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства.

Машинное производство потребовало возникновения адекватных форм организации труда и социальных институтов регуляции человеческой деятельности. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности). Машинное производство потребовало не только концентрации рабочей силы, что привело к урбанизации и разрыву традиционных связей, но и формирования новых организационных структур и регулятивных институтов. Основной организационной структурой индустриального общества выступает фирма или корпорация.

Вместе с тем индустриальное производство выходит за пределы локального поселения, и поэтому образуются надлокальные связи, обусловленные рыночным характером распределения. Население, обслуживающее и обеспечивающееся индустриальным производством, не контролируется традиционными институтами, свободно от территориальных, личностных и религиозных зависимостей, поэтому общество объединяется надлокальными структурами - государством, которое объединено идеей гражданства. Машинное производство и рыночное хозяйство требуют не только рациональной организации труда, но и институциализации предпринимательской деятельности, а также ее ценностного обоснования. Техническое производство существует только при условии постоянного обмена товарами, деньгами, трудом и информацией. Эти два обстоятельства - ценностное обоснование предпринимательства и свободная циркуляция информации - требуют личной инициативы, поэтому одной из важнейших ценностей становится свобода. Система ценностей включает в себя и труд как инструментальную ценность. Помимо прямых задач - обеспечения производственного процесса, труд обеспечивает единство социума, независимо от социального статуса, профессиональной и этнической принадлежности. В условиях индивидуализма, порожденного обостренным чувством свободы и идеей личной ответственности (за конечный продукт, за предпринимательскую деятельность и т.д.), мерилом социального статуса, усердия, успеха становятся деньги. При разобщенности социума

(маргинализация, деаристократизация, индивидуализм) необходима ценностная опора существования и деятельности личности, и разрушенные социальные групповые связи заменяются семьей. С ценностью семьи связана ценность частной сферы, которая теперь рассматривается как закрытая для общественных институтов. Вместе с тем индустриальное общество принципиально конфликтогенно (причины этого - урбанизация, маргинализация, концентрация капитала), что является причиной формирования регуляционной системы сдержек и противовесов - для индустриального общества характерным типом государства является либерально-демократическое. С другой стороны, Р. Дарендорф, англоамериканский философ, социолог и политик, усматривает и положительную сторону конфликтности индустриального общества. Предложенная им конфликтно-динамическая модель общественных отношений имеет следующее обоснование: рациональные способы освоения действительности не ограничиваются познавательной деятельностью, рациональный тип мышления пронизывает всю человеческую деятельность, и рациональные способы регулирования конфликта являются основанием позитивной эволюции общественных отношений.

Таким образом, типологические черты индустриальной культуры следующие:

  • рационализм как основной способ освоения действительности, который не только обеспечивает производственный процесс путем приращения новых знаний, но является способом организации общественного бытия и разрешения социальных конфликтов;
  • конфликтно-динамический характер культуры, вытекающий из организационной природы индустриальной технологии, но обеспечивающий ускоренное развитие общества;
  • индивидуализм, который по своему происхождению связан с технико-технологическим процессом, требующим личной ответственности на каждом этапе производства, но ориентирован на самоценность человеческой личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод;
  • фундаментальные ценности индустриальной культуры (свобода, труд, деньги, семья), определяющие сквозные модели поведения и пронизывающие всю социальную структуру;
  • полистилизм, получивший отражение в философии как постмодернизм, который проявляется как многообразие культурных моделей поведения, форм искусства и выражает культурную и экономическую дифференциацию общества, в соответствии с социальными статусами, ролями, доходами;
  • основным социальным трамплином, каналом социальной мобильности - средством повышения социального статуса является образование, которое обеспечивает доступ к наиболее высокооплачиваемым профессиям, но одновременно культурно-образова-тельный уровень является признаком принадлежности к высшему социальному слою.

Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всœеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всœемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В данный процесс включаются и традиционные странны, к примеру, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В корне сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В серединœе 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всœему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всœемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур.
Размещено на реф.рф
Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем всœе предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Вместе с тем, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – ʼʼжелœезных дорогʼʼ. В быт входят телœефон, телœеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинœематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер.
Размещено на реф.рф
Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир.
Размещено на реф.рф
В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всœего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей ʼʼреализмʼʼ. Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. ʼʼЧеловеческая комедияʼʼ Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателœей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку ʼʼЖерминиʼʼ. Предисловии пишут: ʼʼв условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – ʼʼлексикон прописных истинʼʼ (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина ʼʼдробильщики камнейʼʼ, ʼʼпохороны в Орнанеʼʼ). В последней картинœе всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всœей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Система ценностей и культура индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система ценностей и культура индустриального общества" 2017, 2018.

ЛЕКЦИЯ VIII

1. Индустриальное общество: основные характеристики.

2. Доминирующие черты индустриальной культуры.

3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

o Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

o Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

o Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

o Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

o Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).

o Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.



o Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе.Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

Таким образом,

o индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.

o Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.

o Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.

o Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.

Развитие рыночных отношений способствует процессу секуляризации, т.е. освобождению всех сфер человеческой жизни от власти традиций. Рынок всех объединяет. Более того, рынок и машинное производство ведут к формированию новых духовных ценностей. Прежде всего, это ценность свободы, которая связывается с правом на проявление своеобразия , т.е. способности и возможности быть непохожим на других, правом на автономию , т.е. способность и возможность действовать по своей воле, а не по принуждению, правом на творчество , т.е. способность и возможность открывать новые перспективы.

Индустриальное общество открывает ценность индивидуальности . Человек начинает смотреть на себя как на «Я», а не как на «Мы». Теперь он оценивает мир своими мерками, а не мерками окружающих. А для этого человек должен открыть и развить свой внутренний мир и оттуда черпать критерии оценки себя и окружающего мира. Социальные нормы, конечно, не исчезают. Принципиально меняется сам способ социального контроля над поведением индивида. Развивается процесс интериоризации , т.е. преобразования норм, внешних по отношению к личности, в принципы самоконтроля. Социальные нормы становятся частью душевного мира человека, частью его идентичности.

Конечно, у индустриального общества есть свои приоритеты. Он ориентировано на развитие ценностей потребления и роста потребностей , а значит на поощрение тех форм социальной жизни, которые обеспечивают рост потребностей. Это предпринимательская активность, ориентация на постоянную модернизацию производства, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению своего социального статуса, пропаганда труда и богатства. Поэтому основные цели деятельности концентрируются в сфере политических прав и экономических возможностей.

Ключевой духовной ценностью нового общества становится рациональность . В такой цивилизации человек должен уметь сам принимать решения, руководствуясь при этом не давлением общественного мнения или эмоциями, а собственным размышлением. Человек должен уметь рассчитывать и взвешивать приоритеты, а также средства их достижения. Он должен руководствоваться критериями полезности и эффективности: цели выбирать по критерию полезности, а средства их достижения - по принципу эффективности. Иначе такое отношение к миру обозначают словом «прагматичность» , когда все знания и ценности оцениваются с позиции их применимости или полезности.



Провозглашение идеалов равенства и свободы формирует новое восприятие мира. Признается существование множества мнений, взглядов, позиций по тем или иным вопросам, вариантов решения тех или иных проблем. Такое отношение обозначают словом «плюрализм ». Признается изменчивость, относительность всех человеческих знаний и ценностей. Это отношение обозначают словом «релятивизм ». Релятивизм отражает динамичность освоения мира индустриальной цивилизацией. Наконец, это провозглашается терпимость к существованию разных точек зрения. Она обозначается словом «толерантность ».

Индустриальное общество способствует возникновению новых областей духовной жизни. Развивается наука . Наука представляет собой систему знаний, которая построена на рассуждении и экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Но наука в индустриальной цивилизации не просто развивается. Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. становится условием развития промышленного производства и экономики в целом. Иначе говоря, производство теперь строится на предварительном исследовании того, что и как производить. Сами научные исследования проводятся с учетом превращения знаний в технологии.

Наука становится условием организации всей социальной жизни нового общества. Это наиболее ярко проявляется в развитии социологии, психологии, политологии. Общий подход к роли социальных наук заключается в том, что любое принятие социально-политических решений должно строиться на предварительном исследовании обстановки и экспертной оценке возможного варианта решения. В целом мировоззрение нового общества требует не веры, а рассуждений и доказательств. Поэтому философия становится основой современного мировоззрения.

По-новому организуется духовная жизнь. В ее основе лежит принцип специализации . В столь сложноорганизованном и динамичном мире уже невозможно быть специалистом широкого профиля. Поэтому люди, социальные группы и даже социальные отношения обосабливаются друг от друга. За познание отвечает наука, за нормы поведения - мораль, за переживания - искусство. Происходит даже специализация культур. Потребности разных социальных групп начинают обслуживать разные культурные комплексы. Наиболее распространенным становится делением на массовую и элитарную культуры.

1. Существуют разные способы классификации и типологии обществ. Наиболее распространенным является деление на архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. При этом традиционные общества остаются не пережитком прошлого, а влиятельной альтернативой современным индустриальным цивилизациям. Поэтому они являются не только этапом исторического процесса, но и типом общества.

2. В основе жизнедеятельности традиционного общества лежит подозрительное или даже враждебное отношение к изменениям и новациям. Это отношение определяет особенности хозяйственной жизни, корпоративный характер социальных отношений, патернализм во властных отношениях, определяющую роль традиций и ценностей власти и престижа в духовной и общественной жизни в целом.

3. Индустриальное общество основано на превращении в ценность преобразовательного отношения к миру. Это отношение определяет развитие промышленного производства, превращение хозяйства в экономику, формирование социальной структуры, которая приобретает открытый характер, создание властных отношений, построенных на принципах демократии, и господство идеалов свободы, рациональности, роста потребностей.

Контрольные вопросы

1. Не существует в чистом виде традиционных и индустриальных обществ. Какую же тогда роль играет такое деление?

2. Если традиционные общества основаны на отрицательном отношении к новизне, что было причиной изменений в их жизни?

3. В чем причина корпоративного характера жизни в традиционных обществах?

4. Что такое «личностный характер» общественных отношений?

5. Почему в индустриальных обществах происходит отделение общества от государства и в чем оно состоит?

6. Как связаны свойства индустриального общества и идеалы свободы, индивидуальности?

Догматизм – убеждение в вечности и неизменности тех или иных знаний и ценностей, а также неспособность и нежелание их изменять

Индустриальное общество - тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит машинное производство и рыночная экономика

Корпоративность – это такой способ социальной организации общества, при котором интересы индивида подчинены интересам группы (корпорации)

Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, подобные отношениям отца и детей

Плюрализм – представление о существовании и равноправии разнообразных знаний и ценностей даже по одной проблеме

Рациональность – умение и желание применять правила рассуждения в познании, выбирать цели по степени возможных последствий и средства по степени эффективности (т.е. с наименьшими затратами) достижения целей в практике

Релятивизм – представление об относительности, изменчивости, непостоянстве всех знаний и ценностей

Секуляризация – освобождение от власти традиций (прежде всего религиозных) всех сфер жизни общества и индивида

Толерантность – терпимость к существованию различных и даже противоположных взглядов на один и тот же вопрос

Традиционное общество – тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит подозрительное, враждебное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям

Цивилизация – тип обществ, для которых характерно усложнение социальной структуры и рост динамичности жизни

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

1. Существует одна единственно верная периодизация всей человеческой истории

2. Цивилизациями являются только индустриальные общества

3. Общество, в котором хранят верность традициям, является консервативным и слаборазвитым

4. Традиционное общество - это общество, которое существовало в древности, а индустриальное - это общество, которое существует сейчас

5. В традиционных цивилизациях не были развиты религия и философия

6. Цивилизации – это более передовые общества по сравнению с первобытными племенами

7. В традиционных обществах техники не существовало

8. В традиционных обществах не был развит экономический взгляд на ведение производства

9. Для социальной жизни традиционных обществ характерна иерархия социальных групп, а для социальной жизни индустриальных обществ – не характерна

10. Люди древних обществ боялись изменений, потому что были малообразованными людьми

11. В духовной жизни индустриального общества развивается индивидуализм

12. Индустриальная цивилизация – это вершина развития человечества

13. Техника - это способ преобразования мира, обладающий наиболее безграничными возможностями

14. В науке и технике нуждается только такое общество, которое ориентировано на активное преобразовательное отношение к миру

15. В индустриальном обществе город перестает играть роль только административного, ремесленного и торгового центра

16. Развитие индивидуализма могло иметь место только в городе, а не в деревне

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

Индустриальное общество: основные характеристики.

Индустриальное общество является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

    Индустриальное общество , что видно даже из его названия,опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

    Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

    Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

    Индустриальное общество надлокально. Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

    Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К. Маркс).

    Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.

    Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Дарендорф Р. , Dahrendorf R. (р.1929 г.) - немецкий социолог и политолог, автор знаменитых книг по социальной структуре общества и социальному конфликту. Основные труды Д. На русский язык не переведены.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р. Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Турен А. , Touraine A. (р.1925 г.) - французский социолог, исследователь трудовых отношений на производстве.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество постиндустриальное, в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д. Белл, А. Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

Лучшие статьи по теме