Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Храм и церковные службы. О богослужении и церковном календаре

Пожалуй, все люди хотят быть счастливыми и радостными, избавиться от лени и печали, защитить от невзгод своих близких. Достигнуть всего этого можно, участвуя в жизни Православной Церкви. Одной веры в сердце для православных христиан недостаточно – нужно регулярно посещать Богослужения и участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии. И тогда, какими бы ни были внешние условия жизни – в любой ситуации человек сможет сохранять радостное и спокойное состояние души. А начать путь к такому мироощущению можно с посещения Богослужений.

Суточные богослужения, расписание

Суточный круг богослужений Православной Церкви состоит из девяти служб.

В древности в монастырском и отшельническом быту они совершались каждая по отдельности строго по времени. Но со временем их объединили в вечернее, утреннее и дневное Богослужения, чтобы верующим было удобнее посещать службы. Как в Библии Господь начал сотворение мира с вечера, также приблизительно со времени захода солнца за горизонт день берет начало и день в Православной Церкви.

Вечернее богослужение:

  • Девятый час (15 часов дня)
  • Вечерня
  • Повечерие

Утреннее богослужение:

  • Полунощница (полночь)
  • Утреня
  • Первый час (7 утра)

Дневное богослужение:

  • Третий час (9 утра)
  • Шестой час (12 дня)
  • Литургия

Схема суточный круг православного богослужения

Согласно византийскому исчислению времени, сутки состоят из 12 дневных и 12 ночных часов, которые группируются в 8 страж, также дневных и ночных. Так как летом ночные часы короче дневных, а зимой — наоборот, то изображенное на схеме расписание верно лишь в период весеннего и осеннего равноденствия.

Суточный круг богослужения его смысл и содержание

Девятый час — это воспоминание о важнейшем событии — Крестной смерти Спасителя.
Вечерня — это благодарность Господу за почти минувший день.

На Повечерии верующие просят Бога о прощении прегрешений, о сохранении от дьявольских козней и о даровании покоя душе и телу во время сна.
Полунощница — это воспоминание верующих о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Символизм службы призывает каждого быть всегда готовым к наступлению Страшного Суда.
Утреня — это благодарность Господу за минувшую ночь и моление о наступающем.
Час первый — это молитвы за день, который уже начался.
Час третий — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов.
Час шестой — воспоминание о распятии Спасителя.

Литургия — важнейшее богослужение, воспоминание о всем периоде пребывания Иисуса Христа на земле. Именно на Литургии совершается Причащение — Таинство, установленное на тайной вечере самим Иисусом Христом.

Годовой недельный и суточный круг богослужения

Порядок служб Православной Церкви на протяжении года называется годовым кругом богослужения. Все дни без исключения посвящены памяти кого-то из Святых, постам или праздникам.
Среди всех праздников самый великий — это Святая Пасха.

Также существует 12 великих (двунадесятых) праздников в честь Спасителя и Богоматери, а также торжества в честь святых и ангелов. Великим всегда сопутствует особая служба — Всенощное бдение.
Праздники бывают неподвижные и подвижные (рассчитываются от дня Пасхи).
Недельный круг — порядок церковных служб в течение недели. Все дни имеют посвящение особенно почитаемым святым или библейским событиям.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя.
Понедельник посвящен ангелам.
Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках.
Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя.
Также среда посвящается Божией Матери.
Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях.
В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане.
Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы (первый, третий, шестой, девятый), а также Литургия.

Входит ли в суточный круг богослужения Литургия

Божественной Литургией заканчивается суточный круг богослужения.

Церковная служба Литургия, краткая суть с пояснениями

Главное, что происходит на Литургии — это превращение обыкновенного в Христовы Тело и Кровь обычных хлеба и вина, а также Евхаристия — Причащение верных.
Служба начинается с приготовления предметов, необходимых для Таинства Причащения, затем происходит подготовка к Таинству и само Причащение. Условно Божественная Литургия имеет в своем составе три части:

1. Проскомидия. Для нее необходимы пять просфор (это специальный хлеб для литургии). Они символизируют пять хлебов, которыми Иисус насытил 5 тысяч человек. Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их.

Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода.

2. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду. Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите».
3. Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст.

Литургия что это простыми словами

Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом.

Литургия с пояснениями видео

Виды Литургии в православии

Существует три вида Божественной Литургии:

1. Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше. Совершается такая обедня в часть дней Великого Поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий.

2. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения. Также она служится в день памяти свт. Василия Великого.
3. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года.

Когда служится Литургия

Второе название Литургии — обедня. Эта служба носит такое название, так как должна совершаться в предобеденное время, до полудня, между шестым и девятым часом. Иногда литургия затягивается до самого обеда — например, в пост и праздники, когда к Причастию приступает огромное количество людей.

Сколько длится Литургия

В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Продолжительность увеличивается, если, например, много прихожан исповедуется и причащается, если совершается обряд введения младенцев и матерей в храм после родов, если служба минимально сокращается (обычно в монастырских храмах она длится гораздо дольше, чем в обыкновенных церквях). Многое зависит от хора и непосредственно от регента, от выбранных распевов. Также немаловажна и длительность проповеди. Как правило, в праздники, в воскресные и великопостные дни служба длится дольше.

Расписание Литургий в храме

Опаздывать на литургию – грех. Поэтому, чтобы прийти вовремя, прихожане должны ознакомиться с расписанием литургий. Его обычно публикуют на доске объявлений и (или) на сайте храма. В церквях с небольшим количеством прихожан Литургии зачастую служатся только в воскресния и дни праздников, а также ежедневно на Страстной неделе перед Пасхой. В крупных церквях, в соборах с многочисленным количеством прихожан и в монастырях Литургии служатся ежедневно. В праздничные и воскресные дни в таких церквях (особенно если на одном участке расположены несколько храмов) бывает по 2-4 Литургии.
Пример расписания литургий в монастыре:
6.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.
8.00 Литургия в Храме Святого Николая.
9.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.

Литургия в Родительскую субботу

Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами. Основные молитвы за почивших христиан возносятся накануне в пятницу. Однако по читаемым тропарям, канонам и стихирам литургии родительских суббот также отличаются. В эти дни большинство прихожан стараются подавать записки и ставить свечи об упокоении, молятся об усопших родственниках и всех прежде почивших православных христианах.

Литургия в дни Великого Поста

В Великопостные дни обедня зачастую длится гораздо дольше, чем в другие периоды, ведь огромное количество верующих желают исповедоваться и причаститься. Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь.

Что означает заказать Литургию

В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба (просфоры), в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи.

Причащение на Литургии

Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение.

К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.

Исповедь на Литургии

Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием.

Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою (специальному столу) и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься.

Праздничная Литургия, кратко с пояснениями

Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв.

Во сколько начинается Литургия

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако может начинаться также и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако иногда и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии.

Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви.

Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни

Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб (частных служб) можно узнать непосредственно у священника.

Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни

Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте.

Во сколько начинается служба в церкви в субботу

Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости. Поэтому на такой службе особенно людно, зачастую родители приносят и маленьких детей. Данная служба обычно начинается вечером, например, в 17.00, 18.00 или другое установленное в храме время. Субботняя Литургия служится утром до полудня обычно в аналогичное время, что и в будни.

Сколько идет служба в церкви

Служба может идти несколько часов или несколько десятков минут — все зависит от вида Богослужения. Например, Литургия может длиться с раннего утра и почти до обеда, а Панихида после нее может быть относительно короткой.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Вечернее богослужение в приходских храмах обычно состоит из вечерни, а также утрени и первого часа. Иногда сюда входят, например, Акафисты. Обычно вечерняя служба начинается в 17.00, 17.30 или 18.00, однако может и в другое время.

Во сколько заканчивается служба в церкви

Суточный круг богослужений в некоторых монастырях можно назвать непрерывным. А вот во многих небольших храмах в день могут быть всего несколько служб: с утра — Божественная Литургия, позже — вечерня и утреня. Литургия заканчивается приблизительно до полудня — например, в 10 или 12 часов. Вечернее богослужение чаще всего завершается примерно в 19-20 часов.

Есть ли у церкви выходной

В крупных храмах службы происходят ежедневно. В небольших городах и поселках нетрудно найти церкви, в которых нет служб в будни. Однако в эти дни без проблем можно обратиться к священнику, скажем, с просьбой помочь подготовиться к Крещению или дать совет в сложной жизненной ситуации. Скорее всего, несмотря на отсутствие службы, священник назначит вопросившему встречу в храме. Требы (венчания, отпевания и прочие) в таких церквях также могут быть назначены на будний день. Так что можно с уверенностью сказать, что у церкви выходных нет.

В какие дни церковь может не работать

Одно из условий, необходимых для совершения литургии — это присутствие прихожан. Так что если церковь в будний день посещают только священник и хористы — Литургия в таких храмах не ежедневная. Может не служиться и утреня, и вечерня, так что церковь в будни, например, в малочисленном поселке может быть закрыта. Однако субботним вечером, а также воскресным утром службы совершаются во всех церквях.

Расписание посещения церкви

Если службы совершаются во все 12 месяцев года, еженедельно и ежедневно — неужели православный христианин обязан посещать все без исключения? Конечно же, это не так. В Библии упоминается, что главное — это посещать воскресные службы, то есть совершающиеся субботним вечером и воскресным утром. Также большое значение имеет посещение служб в дни православных праздников, во время Страстной недели в Великий Пост — их желательно не пропускать без особых причин.

Важно регулярно искренне исповедываться и причащаться, и тогда по мере воцерковления у христианина будет возникать желание все чаще бывать на службах. Ведь православный, старающийся жить по Заповедям Божьим, уделяющий особое внимание молитве и участвуя в Таинствах, в церкви чувствует особую Божественную Благодать. Именно она призывает миллионы верующих при каждой возможности спешить в храм и без усталости, с радостью молиться на долгих службах. Так что расписание посещения церкви — это очень индивидуальный, личный вопрос.

Конечно же, с первых дней в Православной Церкви верующий не сможет разобраться в особенностях многочисленных служб, не поймет и не запомнит всех тонкостей. Однако если человек приложит старания и не отступит на пути воцерковления, следуя по жизненной дороге под руководством духовника — со временем сложная и запутанная на первый взгляд церковная жизнь будет все более понятной, а поддержит и укрепит на пути Сам Господь.

Богослужения - это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.

Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.

Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Богослужения в Церкви

Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

  • Годичный круг: где центральный Праздник - это Пасха.
  • Недельный круг: где главный день - это воскресенье
  • И суточный круг: в котором центральная служба - это Литургия.

Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах - это то, что при всем их разнообразии, главная - это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни - Причастию.)

Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) - только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

Какие службы идут в Церкви

Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, - когда-то, - были равномерно распределены по целому дню и ночи.

При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне - чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.

Таинство Литургии и причастие — центр всего богослужебного круга в Церкви. Фото: patriarchia.ru

На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)

Богослужения вечером:

  • 9-й час
  • Вечерня
  • Повечерие
  • Утреня
    • (накануне Великих праздников или в субботу вечером вечерние службы объединяются во Всенощное бдение)
  • 1-й час

Богослужения утром:

  • Полунощница
  • 3-й и 6-й часы
  • Литургия

В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:

Вечером: Вечерня, Утреня
Утром: Часы и Божественная Литургия

В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день - поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и .

Какие бывают требы в Церкви

Требы - такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:

  • Молебен. Соборные молитвы по самым разным поводам в самое разное время (и не только в храме). Например, молебен перед важным событием, или о воинах, или о мире, или о дожде в случае безжалостной засухи. В некоторых храмах молебны проходят регулярно в определенные дни.
  • Крещение.
  • Отпевание умершего.
  • Панихида: молитва за когда-либо усопших.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

А причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за и усиленное чтение молитв.

1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово » =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:
— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)

В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:

пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
— подходим и целуем центральную икону.
ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).

Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Литургия вынос

Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся ,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

3.Что делать во время самого причастия?

— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению «.

4.Что делать после того, как причастился?

— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
— ждем конца службы и целуем крест священника.
— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.

КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ

БЕСЕДЫ

(Краткое учение о православной вере),

проводимые по благословению
АРХИЕПИСКОПА АФАНАСИЯ
в Кафедральном Соборе г. Перми

ПОРЯДОК и ИЗЪЯСНЕНИЕ
ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ

Пермского Епархиального Управления

ПОРЯДОК И ИЗЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ

Что называется службой?

Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли.

Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений, создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати.

Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей - есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах “чином” или “доследованием” службы.

Происхождение повседневных служб

Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие - на час, следующий за “вечерею” (то есть за вечернею трапезою), полу нощница - на полночь, утреня - на утренний час, обедня - на обеденный, то есть полуденный, первый час - по нашему значит 7-й час утра, третий час - наш 9-й час утра, шестой час - наш 12-й час, девятый - наш третий час пополудни.

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв -утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога “в вечер, заутра и полудне”.

Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее.

СВЯЩЕННЫЕ СОБЫТИЯ, ПРОСЛАВЛЯЕМЫЕ
В ПОВСЕДНЕВНЫХ СЛУЖБАХ

Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.

На “вечерни”, как в еврейском, так и в христианском богослужении ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа...

“Повечерний” час совпадает со временем отхода ко сну, а сон, напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении.

“Полунощный” час издавна освящался молитвою: для христиан он памятен, потому что в этот час совершилась молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, и еще потому, что “к полу нощному часу” в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие. Поэтому за полу нощницей вспоминается молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, Его второе пришествие и Его страшный Суд.

Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Посему это час освящался молитвою у Евреев. В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям.

На “часах” вспоминаются следующие исключительно христианские события: на 1 часе - суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени, то есть, около 7 часов утра; на 3-м часе - сошествие Св. Духа на Апостолов, совершившееся приблизительно в 9-м часу утра; на 6-м - страдания Господа нашего Иисуса Христа на кресте, совпадавшие с 12-2 час. дня; наконец на 9-м часе содержится воспоминание о Крестной смерти Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни.

Таковы священные события, послужившие поводом для установления первых восьми повседневных служб. Что же касается обедни, то на ней содержится воспоминание о всей земной жизни Иисуса Христа и установления Им Таинства Св. Причащения.

Обедня или Литургия в собственном смысле христианская служба, появившаяся раньше других и с самого начала приобретшая характер службы, соединявшей воедино христианскую общину через таинство Св. Причащения.

Вначале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок - совершать по три службы в три срока, именно: вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие, утром - полу нощница, утреня и 1-й час, днем - часы: третий, шестой и Литургия.

Другие священные воспоминания церковных служб

Желая сделать своих чад насколько можно чище, набожнее и сосредоточеннее. Св. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой “первый день недели” был посвящен воспоминанию о воскресении Иисуса Христа и сделался торжественным радостным днем, т. е. праздником. (1-й Кор. XVI. 1, 2; Деян. XX, 7-8).

Пятница напоминала о дне страданий Спасителя и Его смерти; среда сделалась напоминанием о предании Иисуса Христа на смерть, происшедшем в этот день.

Мало-по-малу остальные дни недели были посвящены молитвенному воспоминанию следующих лиц по времени ближе других стоящих ко Христу: Св. Иоанна Предтечи (постоянно воспоминается за богослужением по вторникам), Св. Апостолов (по четвергам). Кроме того, по четвергам воспоминается еще Св. Николай Чудотворец. По субботам - Божия Матерь, а понедельник посвящен воспоминаниям о честных небесных бесплотных Ангельских силах, приветствовавших рождение Спасителя, воскресение, а равно и Его вознесение.

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений.

Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений;

он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых.

Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. п. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовать эти происшествия.

Так как каждый день является днем недели и в то же время днем года, то на каждый день приходится троякого рода воспоминания: 1) воспоминание “дневные” или часовые, соединенные с известным часом дня; 2 ) воспоминания “недельные” или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3 ) воспоминания “годовые” или числовые, соединенные с определенными числами года.

Понятие о кругах богослужения

Благодаря вышеуказанному обстоятельству, что на каждый день приходятся троякого рода воспоминания: дневные, недельные и годовые каждый молящийся может разъяснить себе вопрос, почему на церковных службах говорится не только о тех событиях, которые совершались в известные часы, дни, но и о других событиях и даже о многих священных лицах.

Благодаря тому же знанию о трояком роде священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, молящийся может объяснить себе и следующее другое наблюдение.

Если в течение нескольких недель, не менее двух, посещать каждую церковную службу, внимательно следи за содержанием поемых и читаемых молитв, то можно подметить, что некоторые молитвы, например, “Отче наш”, молитва ко Пресвятой Троице, ектений - читаются за каждой службой: другие же молитвы, и таких большинство, слышатся только за одной службой, а за другой их не употребляют.

Следовательно, выходит, что одни молитвы употребляются непременно за каждой службой и не изменяются, а другие изменяются и чередуются между собою. Изменение и чередование церковных молитв происходит в таком порядке: некоторые молитвы, исполненные за одной какой-нибудь службой, не исполняются за другой. Например, молитва “Господи воззвах...” исполняется только за вечерней, а молитвы “Единородный Сыне...” или “Видехом свет истинный...” поются только за обедней. Затем этих молитв не повторяют в церкви до следующего дня.

На следующий день мы слышим эти молитвы за той же службой, за которой слышали накануне, например, “Господи воззвах...” за вечерней и “Единородный Сыне...” за обедней; следовательно эти молитвы, хотя и повторяются каждый день, но всегда приурочены к одной определенной службе.

Есть молитвы, которые повторяются каждую неделю в определенный день. Например, “Воскресение Христово видевше...” мы слышим только под воскресенье за всенощной; молитву “Небесных воинств. Архистратизи...” - только по понедельникам. Следовательно, “очередь” этих молитв наступает через недельный срок.

Наконец, есть еще третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Например, “Рождество Твое, Христе Боже наш” слышится 25 декабря, в “Рождество Твое, Богородице Дево” - 8-го сентября (или в ближайшие после этих чисел дни) 25 дек. ст. ст. - 7 янв. н. ст., 8 сект. ст. ст. - 21 сект. н. ст.

Если сравнить троякого рода изменение и чередование между собою церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям и “часовым”, через неделю - относящиеся к священным воспоминаниям “седмичным”, а через год - относящиеся к священным воспоминаниям “годовым”.

Так как все наши молитвы чередуются между собою, повторяются, (словно “кружатся”), одни с быстротою дня, другие - седмицы и третьи - года, то этим молитвам усвоено в церковных книгах наименование богослужения “круга повседневного”, “круга седмичного” и “круга годового”.

Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трех “кругов”, а не одного какого-нибудь, причем, основным “кругом” является “круг повседневный”, а два других дополнительными.

Состав церковных служб

Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название “изменяющихся” молитвословий. Встречающиеся молитвословия за каждой службой называются “неизменяющимися”. Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.

Неизменяющиеся молитвословия

Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл “неизменяющихся” молитв. Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: 1) начинательные молитвы, то есть молитвы, которыми начинаются все службы и которые поэтому в богослужебной практике называются “Обычным началом”; 2 ) Ектении; 3 ) Возгласы и 4 ) Отпусты или отпуски.

Обычное начало

Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений или возгласов три:

1) “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков” (пред началом большинства служб);

2) “Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков”, (пред началом Всенощной);

3) “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков” (пред началом Литургии).

После возгласа Чтец, от лица всех присутствующих, выражает словом “аминь” (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас же начинает славить Бога: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Затем для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому (“Царю Небесный”), Который один может дать нам дар истинной молитвы, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. (Рим. VIII, 26).

С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: а) “Святый Боже”, б) “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, в) “Пресвятая Троице, помилуй нас” и г) “Господи помилуй”, д) “Слава... и ныне”. Наконец, читаем молитву Господню, т. е. “Отче наш” в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу”, и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы. Порядок обычного начала таков:

1) Возглас священника.

2) Чтение “Слава Тебе, Боже наш”.

3) “Царю Небесный”.

4) “Святый Боже” (трижды).

5) “Слава Отцу и Сыну” (малое славословие).

6) “Пресвятая Троице”.

7) “Господи помилуй” (Три раза) Слава и ныне.

8) Отче наш.

9) Приидите поклонимся.

Ектения происходит от греческого наречия Ектенос - “усердно”.

За каждой службой слышится такая молитва, которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей или отрывков, из которых каждый оканчивается со стороны лиц, поющих или читающих, ответными словами; “Господи помилуй”, “подай Господи”.

Ектении разделяются на несколько видов: 1) Великая ектения, 2) Сугубая ектения, 3) Просительная ектения, 4) Малая ектения и 5) Ектения об умерших или Заупокойная.

Великая ектения

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.

1) Миром Господу помолимся.

Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. V, 23-24).

2) О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.

“Мир свышний” - это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.

3) О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Господу помолимся.

В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и вся яже в них”, ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благосостояния, т. е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение “всего” высшим религиозным содержанием, когда будет Бог “совершенно во всем” (1 Кор. XV, 28).

4) О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он. Господу помолимся.

(Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечении, в очищении сердца от вражды и зависти. - С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам).

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5) О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них. Господу помолимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

6) О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных. Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

7) О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их. Господу помолимся.

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

8) О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды. Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

9) Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

10) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется “мирною” (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектений были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова “Господи помилуй”, следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Вторая ектения называется “сугубой”, то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным “Господи помилуй”. Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1) Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2) Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3) Помилуй нас. Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4) Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.

Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5) Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6) Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; - о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7) Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.

В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8) Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Еще молимся о людех: “плодоносящих” (т. е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и “добродеющих” (т. е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами “у Господа просим”, на которые певчие отвечают словами: “подай Господи”. Читается просительная ектения так:

1) Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.

Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

Защита спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3) Дне (или вечера] всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4) Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5) Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6) Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7) Прочее время живота вашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8) Христианская кончины живота нашего, безболезненным, непостыдным, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.

Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными “изменяющимися прошениями” содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

а) Великая:

1. Миром Господу помолимся.

2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.

4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.

5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное. Господу помолимся.

6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.

7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.

8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже прислещает свет лица Божия. Господу помолимся.

9. О яко да Господь Бог.наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.

10. О причтении их в недрах Авраама и Исааке, и Иакова, Господу помолимся.

11.0 избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектений.

Возгласы

В то время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы (тайных молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются “возгласами”. В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями.

По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

1. После великой ектении: Яко (т. е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

2. После сугубой ектении: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

3. После просительной ектений: Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

4. После малой ектении:

а] Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.

б] Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

в] Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

г] Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

д] Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

а] Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Услышь нас. Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем...

б] Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.

в] Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.

Заупокойный возглас:

Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Каждая церковная служба оканчивается особыми молитвенными песнопениями, которые вместе составляют “отпуст” или “отпуск”. Порядок отпуста такой, Священник говорит: “Премудрость”, т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: “Пресвятая Богородице, спаси нас”.

Певчие отвечают словами: “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим”... Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе”, после чего певчие поют: “Слава и ныне”, “Господи помилуй” (трижды), “Благослови”.

Священник, обратясь лицом к народу, перечисляет всех Святых, по молитвам которых мы обращались за помощью к Богу, а именно - 1) Матерь Божию, 2) Святого недели, 3) Святого дня, 4) Святого храма, 5) Святого местного края, и наконец, 6) Богоотец Иоакима и Анну. Затем священник говорит, что молитвами этих святых Господь помилует и спасет нас.

Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.

Изменяющиеся молитвословия

Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового.

Чтения и пения из св. книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например, псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие из Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.

Главнейшие из них следующие:

1) Тропарь - песнь, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника, например, известные тропари: “Рождество Твое, Христе Бо же Наш”, “Преобразился еси на горе, Христе Боже наш...”, “Правило веры и образ кротости”.

Происхождение и смысл названия “тропарь” объясняют различно: 1) одни производят это слово - от греческого “тропос” - нрав, образ, потому что в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника; 2) другие от “трепеон” - трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника; 3) иные производят от слова “тропос” - троп, то есть употребления слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, например, уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т. д.; 4) наконец, слово тропарь производят и от “тропоме” - менялись, так как тропари поются попеременно то на одном, то на другом клиросе, и “трепо” - обращаю, так как “обращаются к другим молитвам и к ним относятся”.

2) Кондак (от слова “контос” - краткий) - краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого. Все кондаки отличаются от тропарей не столько по содержанию, сколько по времени, в которое они поются за богослужением. Примером кондака может служить - “Дева днесь...”, “Взбранной Воеводе...”

Кондак - производят от греческого слова “контос” - малый, краткий, что означает такое краткое молитвословие, в котором кратко прославляется жизнь святого или воспоминание в кратких основных чертах какое-нибудь событие. Другие - название кондак производят от слова, называющего тот материал, на котором раньше писались. Действительно первоначально “контакиа” - назывались свертки пергаментов, исписанные с двух сторон.

3) Величание - песнь, содержащая прославление Святого или праздника, Величание поется во время всенощной перед праздничною иконою сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими.

4) Стихира (от греческого “стихира” - многостишие) - песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большею частью перед собою стихи Священного Писания. В каждой стихире содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая во всех стихирах. Например, прославление Воскресения Христова, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Св. Ап. Петра и Павла, Иоанна Богослова и др.

Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы “Господи воззвах”, то она называется “стихирой на Господи воззвах”; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (например, “Всякое дыхание да хвалит Господа”), то стихира называется стихирой “на хвалитех”.

Есть еще стихиры “на стиховне”, и стихиры Богородичны - это стихиры в честь Божией Матери. Число стихир каждого разряда и предшествующих им стихов бывает различно - в зависимости от торжественности праздника - то 10, 8, 6 и 4. Поэтому в богослужебных книгах говорится - “стихир на 10, на 8, на, 6 и т. д. Эти цифры указывают на число стихов псалма, которые должно петь со стихирами. При этом самые стихиры, если их не достает, могут повторяться по нескольку раз.

5) Догматик. Догматиками называются особые стихиры, в которых содержится учение (догмат), о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери. А молитвы, в которых по преимуществу говорится о Пресвятой Богородице - называются общим названием “Богородичен”.

6) Акафист - “неседален”, молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

7) Антифоны - (попеременное пение, противугласие) молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

8) Прокимен - (наперед лежащих) - есть стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность вспоминаемого лица. Прокименов много: они бывают дневные, праздничные и др.

9) Причастен стих, который поется во время причащения священнослужителей.

10) Канон - это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются за Всенощным в то время, когда молящиеся целуют (прикладываются) Св. Евангелия или икону праздника. Слово “канон” греческое, по-русски - правило. Канон состоит из девяти, а иногда и меньше частей, называемых “песнями”.

Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов, (или строф), из которых первый называется “ирмосом”. Ирмосы поются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона.

Всякий канон имеет определенный предмет. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, а в другом - Крест Господен, Божия Матерь или какой-нибудь Святой. Поэтому каноны имеют особые названия, например, “канон воскресный”, канон “Животворящему Кресту”, канон “Богородице”, канон “Святому”.

Соответственно главному предмету канона, читаются перед каждым стихом особые припевы. Например, при воскресном каноне припев: “Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе...”, при каноне Богородице припев: “Пресвятая Богородице, спаси нас”.

Понятие о богослужебных книгах

Необходимые для богослужения книги разделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. В первых содержится чтение из Библии (Св. Писание): это - Евангелие, Апостол, Пророческие книги и Псалтырь; во вторых содержатся изменяющиеся молитвословия круга дневного, седмичного и годового.

Молитвословия круга дневного, то есть порядок и текст ежедневных церковных служб: полунощницы, утрени, вечерни и пр. содержатся в книге, называемой “Часослов”.

Молитвословия круга седмичного содержания:

а) в книге, называемой “Октоих” или Осмогласник, который разделяется на 8 частей, соответственно восьми церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме периода Великого поста и кончая праздником Св. Троицы;

б) в книге - “Триодь”, (двух видов: “Постной Триоди” и “Цветной”), употребляемой в течение Великого Поста и до праздника Св. Троицы включительно.

Наконец, молитвословия круг годичного содержатся в “Минее” или “Месячнике”, разделяемой на 12 частей по числу 12 месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь Святых располагаются по числам, а находящиеся в “Октоихе” по дням.

Кроме того, те и другие отделы подразделяются по службам: вечера, утра и литургии. Молитвословия и песнопения великих праздников содержатся для удобства в особой книге, называемой “Минеей” праздничной.

Однако ознакомление с богослужебными книгами было бы недостаточное, если бы не упомянуть о следующей книге, называемой “Уставом” или Типиконом.

В этой объемистой книге содержится подробный порядок совершения служб в различные сроки и дни года, а также указывается состояние и поведение молящихся в храме, во время богослужения и за пределами храма, в течение дня.

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Лучшие статьи по теме