Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Индустриальное общество: проблемы и ценности. Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Индустриальное общество: проблемы и ценности. Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Развитие рыночных отношений способствует процессу секуляризации, т.е. освобождению всех сфер человеческой жизни от власти традиций. Рынок всех объединяет. Более того, рынок и машинное производство ведут к формированию новых духовных ценностей. Прежде всего, это ценность свободы, которая связывается с правом на проявление своеобразия , т.е. способности и возможности быть непохожим на других, правом на автономию , т.е. способность и возможность действовать по своей воле, а не по принуждению, правом на творчество , т.е. способность и возможность открывать новые перспективы.

Индустриальное общество открывает ценность индивидуальности . Человек начинает смотреть на себя как на «Я», а не как на «Мы». Теперь он оценивает мир своими мерками, а не мерками окружающих. А для этого человек должен открыть и развить свой внутренний мир и оттуда черпать критерии оценки себя и окружающего мира. Социальные нормы, конечно, не исчезают. Принципиально меняется сам способ социального контроля над поведением индивида. Развивается процесс интериоризации , т.е. преобразования норм, внешних по отношению к личности, в принципы самоконтроля. Социальные нормы становятся частью душевного мира человека, частью его идентичности.

Конечно, у индустриального общества есть свои приоритеты. Он ориентировано на развитие ценностей потребления и роста потребностей , а значит на поощрение тех форм социальной жизни, которые обеспечивают рост потребностей. Это предпринимательская активность, ориентация на постоянную модернизацию производства, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению своего социального статуса, пропаганда труда и богатства. Поэтому основные цели деятельности концентрируются в сфере политических прав и экономических возможностей.

Ключевой духовной ценностью нового общества становится рациональность . В такой цивилизации человек должен уметь сам принимать решения, руководствуясь при этом не давлением общественного мнения или эмоциями, а собственным размышлением. Человек должен уметь рассчитывать и взвешивать приоритеты, а также средства их достижения. Он должен руководствоваться критериями полезности и эффективности: цели выбирать по критерию полезности, а средства их достижения - по принципу эффективности. Иначе такое отношение к миру обозначают словом «прагматичность» , когда все знания и ценности оцениваются с позиции их применимости или полезности.



Провозглашение идеалов равенства и свободы формирует новое восприятие мира. Признается существование множества мнений, взглядов, позиций по тем или иным вопросам, вариантов решения тех или иных проблем. Такое отношение обозначают словом «плюрализм ». Признается изменчивость, относительность всех человеческих знаний и ценностей. Это отношение обозначают словом «релятивизм ». Релятивизм отражает динамичность освоения мира индустриальной цивилизацией. Наконец, это провозглашается терпимость к существованию разных точек зрения. Она обозначается словом «толерантность ».

Индустриальное общество способствует возникновению новых областей духовной жизни. Развивается наука . Наука представляет собой систему знаний, которая построена на рассуждении и экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Но наука в индустриальной цивилизации не просто развивается. Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. становится условием развития промышленного производства и экономики в целом. Иначе говоря, производство теперь строится на предварительном исследовании того, что и как производить. Сами научные исследования проводятся с учетом превращения знаний в технологии.

Наука становится условием организации всей социальной жизни нового общества. Это наиболее ярко проявляется в развитии социологии, психологии, политологии. Общий подход к роли социальных наук заключается в том, что любое принятие социально-политических решений должно строиться на предварительном исследовании обстановки и экспертной оценке возможного варианта решения. В целом мировоззрение нового общества требует не веры, а рассуждений и доказательств. Поэтому философия становится основой современного мировоззрения.

По-новому организуется духовная жизнь. В ее основе лежит принцип специализации . В столь сложноорганизованном и динамичном мире уже невозможно быть специалистом широкого профиля. Поэтому люди, социальные группы и даже социальные отношения обосабливаются друг от друга. За познание отвечает наука, за нормы поведения - мораль, за переживания - искусство. Происходит даже специализация культур. Потребности разных социальных групп начинают обслуживать разные культурные комплексы. Наиболее распространенным становится делением на массовую и элитарную культуры.

1. Существуют разные способы классификации и типологии обществ. Наиболее распространенным является деление на архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. При этом традиционные общества остаются не пережитком прошлого, а влиятельной альтернативой современным индустриальным цивилизациям. Поэтому они являются не только этапом исторического процесса, но и типом общества.

2. В основе жизнедеятельности традиционного общества лежит подозрительное или даже враждебное отношение к изменениям и новациям. Это отношение определяет особенности хозяйственной жизни, корпоративный характер социальных отношений, патернализм во властных отношениях, определяющую роль традиций и ценностей власти и престижа в духовной и общественной жизни в целом.

3. Индустриальное общество основано на превращении в ценность преобразовательного отношения к миру. Это отношение определяет развитие промышленного производства, превращение хозяйства в экономику, формирование социальной структуры, которая приобретает открытый характер, создание властных отношений, построенных на принципах демократии, и господство идеалов свободы, рациональности, роста потребностей.

Контрольные вопросы

1. Не существует в чистом виде традиционных и индустриальных обществ. Какую же тогда роль играет такое деление?

2. Если традиционные общества основаны на отрицательном отношении к новизне, что было причиной изменений в их жизни?

3. В чем причина корпоративного характера жизни в традиционных обществах?

4. Что такое «личностный характер» общественных отношений?

5. Почему в индустриальных обществах происходит отделение общества от государства и в чем оно состоит?

6. Как связаны свойства индустриального общества и идеалы свободы, индивидуальности?

Догматизм – убеждение в вечности и неизменности тех или иных знаний и ценностей, а также неспособность и нежелание их изменять

Индустриальное общество - тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит машинное производство и рыночная экономика

Корпоративность – это такой способ социальной организации общества, при котором интересы индивида подчинены интересам группы (корпорации)

Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, подобные отношениям отца и детей

Плюрализм – представление о существовании и равноправии разнообразных знаний и ценностей даже по одной проблеме

Рациональность – умение и желание применять правила рассуждения в познании, выбирать цели по степени возможных последствий и средства по степени эффективности (т.е. с наименьшими затратами) достижения целей в практике

Релятивизм – представление об относительности, изменчивости, непостоянстве всех знаний и ценностей

Секуляризация – освобождение от власти традиций (прежде всего религиозных) всех сфер жизни общества и индивида

Толерантность – терпимость к существованию различных и даже противоположных взглядов на один и тот же вопрос

Традиционное общество – тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит подозрительное, враждебное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям

Цивилизация – тип обществ, для которых характерно усложнение социальной структуры и рост динамичности жизни

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

1. Существует одна единственно верная периодизация всей человеческой истории

2. Цивилизациями являются только индустриальные общества

3. Общество, в котором хранят верность традициям, является консервативным и слаборазвитым

4. Традиционное общество - это общество, которое существовало в древности, а индустриальное - это общество, которое существует сейчас

5. В традиционных цивилизациях не были развиты религия и философия

6. Цивилизации – это более передовые общества по сравнению с первобытными племенами

7. В традиционных обществах техники не существовало

8. В традиционных обществах не был развит экономический взгляд на ведение производства

9. Для социальной жизни традиционных обществ характерна иерархия социальных групп, а для социальной жизни индустриальных обществ – не характерна

10. Люди древних обществ боялись изменений, потому что были малообразованными людьми

11. В духовной жизни индустриального общества развивается индивидуализм

12. Индустриальная цивилизация – это вершина развития человечества

13. Техника - это способ преобразования мира, обладающий наиболее безграничными возможностями

14. В науке и технике нуждается только такое общество, которое ориентировано на активное преобразовательное отношение к миру

15. В индустриальном обществе город перестает играть роль только административного, ремесленного и торгового центра

16. Развитие индивидуализма могло иметь место только в городе, а не в деревне

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) -- это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество -- это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма.

Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • · переход от производства товаров к экономике услуг;
  • · возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • · главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • · контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • · принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Переход от традиционного общества к индустриальному
Традиционное общество -
общество, в котором человек
не мыслит себя вне природы;
над ним всецело властвуют
вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество -
общество, в котором
завершён процесс создания
крупной, технологически
развитой промышленности.
Модернизация - становление и развитие
индустриального общества (переход от традиционного к
индустриальному обществу).

Три эшелона модернизации
Первый эшелон:
Англия, Франция.
Начало - XVII в.
Под влиянием
естественных,
внутренних причин и
экономических
предпосылок.
Второй эшелон:
Германия, Италия,
Австрийская
империя, США,
Россия.
Третий эшелон:
страны Латинской
Америки, страны
Азии и Африки.
Начало - XVIII в.,
завершение - 2-я пол.
XIX в.
Во главе стоит
государство. Главная
цель - догнать страны
первого эшелона.
Конец XIX – начало
XX в.
Под влиянием
развитых стран.
Внутренние
предпосылки
отсутствуют.
Темпы - быстрые,
форсированные.
Темпы -
замедленные.
Темпы - естественные.

Экономическая сфера:
Основные черты индустриального
Бурное развитие
общества
промышленности;
Преобладание промышленного
производства над аграрным;
Высокий уровень
капиталовложений;
Связь науки, техники и
производства.

Основные черты индустриального общества

Политическая сфера:
Закрепление принципа
равенства граждан перед
законом;
Признание демократических
прав и свобод личности,
Развитие структур гражданского
общества.

Основные черты индустриального общества

Социальная сфера:
преобладание
городского населения
над сельским;урбанизация
высокая
социальная мобильность;
разрушение
сословных привилегий;
увеличение доли квалифицированных
слоев населения.

Основные черты индустриального общества

Духовная сфера:
Рационализация духовной
жизни;
Рост индивидуализма;
Признание автономии
личности от государства,
важнейшей социальной
ценностью.

Миграционные процессы

Рост городов – одна из черт
индустриального общества.
Этот процесс ускорился в XIX
в. Бурный рост городов был
вызван:
перенаселением деревни,
упадком небольших
городков (падение
ремесленного пр-ва,
перемещение
промышленных центров).

Соотношение городского и сельского
населения в индустриально-развитых
странах.
Англия
Город
Деревня
10%
Франция
Город
Деревня
30%
70%
90%
Впервые в истории города стали преобладать в
экономической жизни.

Почему мигранты
покидали Старый свет и
отправлялись в Новый?
С 20-х годов 19 века началось массовое переселение
европейцев. Большинство эмигрантов направлялись в США.

Эмигранты из
Европы. 1860 г.
Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной
на самые тяжелые условия труда.

Соц. структура
Дворяне
Буржуазия
Крупная
Средняя
Мелкая
Ср. класс
Рабочие
Квалифицированные
Неквалифицированные
Крестьяне
Какие новые классы появляются в обществе с
развитием капиталистических отношений, а
какие исчезают?

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Помещик и
цыганки.
В Англии классическое
помещичье и
крестьянское хозяйство
исчезло еще в XVIII в., во
Франции их уничтожает
революция, в США их
вообще не было.
Они сохраняются только в
странах второго эшелона:
Австрийская империя,
германские и итальянские
государства.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX в. аристократии
пришлось во многом
изменить свой образ
жизни: исчезает старая и
появляется новая
аристократия.
Аристократы были
крупными
землевладельцами и
связаны друг с другом
связаны родственными
узами.

Заседание парламента
в Англии, XIX в.
Мальчиков из аристократических семей готовили к
политике. В середине XIX века 4/5 членов палаты общин
в английском парламенте составляли землевладельцы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Постепенно
господствующее
положение аристократии
уходит в прошлое. Семьи
теряют свои богатства,
многие аристократы
вступают в брак с
богатыми «выскочками».
Новое «высшее общество».
Это приводит к слиянию
аристократии и
буржуазии.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX веке во главе крупной
промышленности стояли
представители буржуазии,
нажившие миллионы.
Майер Амшель
Ротшильд.
Они много работали,
отличались скромностью в
быту, но многие из них
стремились стать частью
аристократии. Например,
пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В средний класс выделяли
юристов, преподавателей,
изобретателей, ученых,
врачей.
Одним из главных
признаков
принадлежности к
среднему классу было
устойчивое
материальное
положение.

Фригерио. Учитель. 19 век.
Средний класс – люди, которые не одобряли социальных
потрясений, предпочитали революциям реформы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Формируется рабочий класс, в индустриальных
странах он становится неоднородным.
Рабочий класс
«рабочая
аристократия»
Неквалифицированные
рабочие

Дети на упаковочной фабрике.
Балтимор, Мэриленд, 1909.
Прочитайте о «фабричных» женщинах и детях.
Выделите особенности их положения.

Женский и детский труд

До 70-х годов 19 века
женщины не были равны
с мужчинами. В семье
женщины подчинялись
отцу или мужу.
Английская
суфражистка.
В 80-е годы женщины
добились права
распоряжаться своей
собственностью и
сохранять при себе детей
в случае развода.

Женский и детский труд

Известной суфражисткой в
Англии была Эммелина
Панкхорст, организовала
Женский социальнополитический союз.
Эмансипация -
прекращение действия
ограничений,
приобретение прав и
обязанностей.

Домашнее задание

Параграф 3, вопросы №
1,2, задание в рабочей
тетради № 4, стр.12
КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  1. Индустриальное общество: основные характеристики.
  2. Доминирующие черты индустриальной культуры.
  3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.
Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.
  1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

    Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

    • Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.
    • Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.
    • Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.
    • Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.
    • Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).
    • Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.
    • Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

    Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

    Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

    Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

    Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

  2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

    Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

    Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

    Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

    Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

    Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

    Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

    Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

    Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

    Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

  3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

    Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

    Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

    Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе. Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

    Таким образом,

    • индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.
    • Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.
    • Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.
    • Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.
Что можно прочитать.

Белл Д. Постиндустриальное общество // Американская модель: с будущим в конфликте. - М., 1984.
Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990.
Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.
Миллс Ч. Властвующая элита. - М., 1959.

Лучшие статьи по теме