Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Что такое реалистическое произведение. Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

Что такое реалистическое произведение. Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»* .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям** .

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIIIначале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Реализм не пришел в русскую литературу откуда-то извне. Он сложился в ходе русского литературного процесса, и притом в его основном движении, как результат его передовых достижений. Так, в творчестве прогрессивных деятелей русского классицизма, от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина, несмотря на свойственную их художественному методу идеализацию, находили отражение некоторые черты реальной русской действительности. Это особенно ярко проявилось в поэзии Державина. Классицизм как прогрессивное для своего времени литературное направление стал для русского реализма «наследством», критическое усвоение лучших достижений которого было необходимо и полезно. Подтверждением этого является творчество Пушкина.

Сентиментализм, отражая прогрессивное развитие русской действительности, в пору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина сумел сделать некоторые шаги в сторону сближения литературы и жизни. Прогрессивные тенденции и этого литературного направления должны занять свое, хотя и скромное, место в предыстории русского реализма.

Наибольшее значение для становления реализма имело, разумеется, романтическое направление. Романтизм В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова обогатил русскую литературу художественно-психологическими открытиями, что имело непосредственное значение для реалистической постановки проблемы характера в литературе. Революционный романтизм обратил внимание литературы на острые проблемы общественно-политической жизни и выдвинул принцип народности, тем самым сделав новый шаг по пути к реализму. Этому же способствовало и свойственное революционным романтикам критическое отношение к своей современности, устранявшее для них возможность ее романтической идеализации. Особенно близко к реальной действительности декабристы подходили в лирической поэзии, непосредственно выражавшей мысли и чувства дворянских революционеров в канун 14 декабря 1825 г.



Так на протяжении первой четверти XIX в. внутри различных романтических течений складывались необходимые предпосылки реалистического художественного метода.

Большое значение для утверждения реалистического направления имел и тот процесс становления реализма, который начался еще в XVIII в. и не прерывался в период господства сентиментализма и романтизма. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов - достаточно вспомнить хотя бы эти имена, чтобы представить себе значительность этой линии движения русской литературы к действительности, к реализму. Возникновение и развитие реализма в русской литературе связано с возникновением и развитием критического отношения к самодержавно-крепостническому строю со стороны передовых общественных сил, позволявшего им подойти к верному пониманию его существенных сторон и к сознанию необходимости его изменения. В той или иной мере это наблюдается и в сатирических журналах Новикова, и в комедиях Фонвизина, и в прозе Нарежного, и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, и в баснях Крылова. У этих писателей глубокое понимание существенных сторон русской действительности, социальных отношений, общественных задач стало основой реалистических тенденций творчества. А это понимание русской феодально-крепостнической действительности стало доступно им как просветителям, как инициаторам и пропагандистам передового идейного течения, порожденного коренными сдвигами, наметившимися в русской социально-экономической жизни. От идеализации, воспевания существующего общественно-политического строя, пусть даже представляемого в форме просвещенного абсолютизма, к его критике, к попыткам обнажить его пороки - вот начало того поворота в литературе, который в дальнейшем должен был привести к пушкинскому реализму. Несмотря на наличие общих тенденций в художественном методе этих писателей, они не могут рассматриваться как представители единого литературного течения. Реализм автора революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и реализм радикально настроенного баснописца - не одно и то же. Далеко отстоит от социального реализма А. Н. Радищева бытовой реализм А. Е. Измайлова или В. Т. Нарежного. Становление русского реализма (как и его дальнейшее развитие) было процессом сложным, не лишенным серьезных противоречий.

Реалистическое направление русской литературы развивало не только национальные традиции, но унаследовало и богатства, накопленные зарубежными литературами. Особенно большое значение в этом отношении имели те этапы становления реализма, через которые прошли передовые страны Западной Европы: Возрождение и Просвещение. Автор «Бориса Годунова» признавал своим учителем в художественном методе Шекспира, этого великого представителя английского Ренессанса. Общеизвестно знакомство Пушкина с идеями французских просветителей, отразившееся и в его творчестве. Однако к 20-м годам XIX в. процесс становления реализма на Западе еще не завершился, и реалистический художественный метод в его зрелой форме сложился здесь несколько позднее - в творчестве Бальзака и Стендаля, Диккенса и Теккерея. Независимо от основоположников реализма XIX в. во французской и английской литературе Пушкин одним из первых в Европе на основе исторического и художественного развития своей страны во второй половине 20-х годов утверждает законченную форму реалистического метода в искусстве. Своеобразие русских исторических условий привело к тому, что в художественном методе русских писателей, начиная с Пушкина, ярко выступили черты критического реализма.

Итак, реалистическое направление, возникшее в русской литературе в середине 20-х годов XIX в., было подготовлено предшествующим развитием литературы в ее различных направлениях и течениях. Однако при всей значительности генетических связей с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом и, наконец, с допушкинским реализмом художественный метод нового литературного направления был качественно новым явлением в литературе. Как бы ни были исторически значительны реалистические тенденции в русской литературе, реализм как эстетическая система и как художественный метод вполне сложился только в творчестве Пушкина.

39. Живопись и литература . Живопись и литература. «Живопись – поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат»- Леонардо да Винчи. Искусство – это одна их форм общественного сознания, составная часть культуры человечества. Это процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Литература и живопись являются одними из основных видов искусства. Виды искусства – это исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, в них художник реализует жизненное содержание Каждый вид искусства обладает специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств. К основным видам искусства относят 1) изобразительное искусство, 2) литературу, 3) музыку, 4) архитектуру, декоративно прикладное искусство. Литература (лат. lit(t)eratura , буквально - написанное , от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Визуальная же культура – та которую можно воспринимать наглядно. К этой культуре относится живопись. Живопись - искусство изображать красками предметы на поверхности, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы, также характером изображаемых предметов вызвать в зрителе определенное настроение или изъявить какую-либо художественную идею. Как мы видим, основное различие живописи и литературы заключается в различии средств воздействия на человека.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации. Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.

Литература и живопись как абсолютно самостоятельные виды искусства воссоздают явления социально-исторической действительности независимо друг от друга. Поэтому чтобы понять взаимосвязь литературы и живописи нужно образом: найти точки соприкосновения этих двух искусств. Однако позднее о связи литературы и живописи первыми заговорили сами художники и писатели. Наиболее искусно эту связь выразила художница Ангелика Кауфман (швейцарская художница, жившая в 18 веке) в картине «Поэзия и живопись», где поэзия обнимает живопись. Крупнейший художественный критик XIX века В. В. Стасов в обзоре «Наши итоги на Всемирной выставке» так охарактеризовал связь русской живописи и литературы: «Главная наша сила в том, что новое русское искусство так крепко обнялось с русской литературой <...> Наша литература и искусство - это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых». Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали выдающуюся галерею портретов классиков литературы XIX века. Взаимосвязи литературы и живописи происходили на различных творческих уровнях: художественное направление (классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм), проблематика и функциональная направленность (писатели народники - художники передвижники). Некоторые художники воссоздавали сюжеты древнерусского эпоса и фольклора (В. Васнецов). Пожалуй, самая заметная взаимосвязь литературы и живописи проявляется в существовании искусства иллюстрации. Во второй половине XIX века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов. В их работах были выработаны оригинальные художественно-графические принципы, утвердившие связи литературы с живописью на принципиально ином уровне. С этого времени книжная иллюстрация стала неотъемлемой частью литературно-художественной культуры.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение): 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова. В узком , строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Однако связь литературы и живописи не сводится только к иллюстрации. В историческом аспекте в творческих взаимосвязях литературы и живописи можно выделить две разновидность. Первая - это целенаправленная разработка средствами живописи сюжета, построенного на литературном материале. Примером может служить картина В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вторая - создание художественного полотна на культурно-исторической основе, как картина того же В. Васнецова «Баян», напрямую не связанная с сюжетом «Слова о полку Игореве», но воссоздающая тип древнерусского певца-сказителя, каким он дошел до нас в преданиях веков. Существуют произведения, в которых картины играют важную роль в сюжетной линии: «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, повесть: «Портрет» Н. В. Гоголя. В этом произведении Гоголя мы видим, насколько сильно живопись может воздействовать на человека. Безусловно, это фантастическая повесть, однако живописи в ней отведена ключевая роль. Таким образом, произведения, в которых живопись и картины играют ключевую роль, являются еще одной точкой пересечения живописи и литературы.

Последнее, что я хотела бы отметить в отношениях между литературой и живописью – это плакатное искусство. «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения» (С.Н. Артамонова). Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики – окончательно сложился в конце ХIХ века. Это было связано с появившимися возможностями воспроизведения текстов и изображений, хотя бы малыми тиражами. Начало плаката можно видеть в так называемых «летучих листках», гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии ХVI века или в политических афишах во Франции ХVIII века. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом. Лишь в конце ХIХ века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия. Основная задача – донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки. В нем может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры, так как современная полиграфия позволяет использовать рельеф на пластике. Изображение и текст в плакате взаимосвязаны, дополняют друг друга. Таким образом можно сказать, что плакат является непосредственным сочетанием литературы и живописи.

Как итог я хотела бы подчеркнуть, что существование различных видов искусств обусловлено тем, что ни один из них своими средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства. Несмотря на существенные различия, живопись и литература постоянно пересекаются, становясь по сути единым целым.

Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.

Что представляет собой реализм

Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.

Основные черты реализма

Реализм характеризовался такими особенностями:

  • изображение мира как он есть, правдиво и естественно;
  • в центре романов - типичный представитель общества, с типичными для него проблемами и интересами;
  • появление нового способа познания окружающей действительности - посредством реалистических персонажей и ситуаций.

Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.

Появление эпохи Реализма

Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.

В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века - это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.

Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.





» » Реализм и особенности литературы 19 века

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Реалисты XIX века широко
раздвинули границы искусства.
Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические.
Действительность вошла
в их произведения со всеми своими
социальными контрастами,
трагическими диссонансами.
Николай Гуляев

К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.

Реализм  — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятель-ствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Термин «реализм » впервые был предложен французским писателем и литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России. И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм » и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия. Постепенно слово «реализм » вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.

Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился. Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни. Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.

Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию ан-глийского натуралиста Чарльза Дар-вина о происхождении видов, естествен-но-научное объяснение пси-хических явлений осново-по-ложником физиологии Ильёй Сеченовым , открытие Дмитрием Менделе-евым периодиче-ского закона химиче-ских элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географи-ческие открытия, связанные с пу-те-шествиями Петра Семёнова и Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.

Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.

Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писате-лей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.

Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов , конфликта , сюжета . Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности. «Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.

Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является типизация . Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из дей-ствительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь». Отсюда и объективность этого художественного направления.

Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс. Особенно это касается работы «Эстетические отношения искусства к действительности » известного русского писателя, критика Николая Гавриловича Чернышевского . Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века. Материал с сайта

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в этот период, свой-ственен историзм  — отображение явлений в их исторической конкретности. Писатели ставят перед собой задачу вскрыть причины социального зла в обществе, показать в своих произведениях жизненно достоверные картины, создать такие исторически конкретные характеры, в которых будут запечатлены важнейшие закономерности эпохи. Поэтому отдельная личность ими рисуется, в первую очередь, как существо социальное. В результате действительность, как отмечает современный российский литературовед Николай Гуляев, «представала в их творчестве как “объективный поток”, как самодвижущаяся реальность».

Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реализм в литературе 2 половины 19 в
  • расцвет реализма во второй половине 19 века
  • расцвет реализма в литературе второй половины 19 века. литературная критика и журнальная полемика
  • Автори реалісти 20 ст
  • расцвет реализма в искусстве второй половины хiх века.

Лучшие статьи по теме