Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Черты западной цивилизации. Западноевропейская культура – главный ресурс прогресса мировой цивилизации

Черты западной цивилизации. Западноевропейская культура – главный ресурс прогресса мировой цивилизации

Исходным рубежом в истории всех народов был первобытнообщинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государственных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономики тогда составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранялась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины пятого тысячелетия до н. э.) стали государства Древнего Востока - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Мидия, Персия, Древняя Индия и Древний Китай.

На второй стадии - «классическое рабовладение» (VII - I вв. до н. э.) - получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на Средиземноморье, побережье Черного моря, Переднюю Азию, Египет, южную и западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела непрерывные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбора дани.

Третья стадия - разложение рабовладельческого строя (I в. до н. э. - V в. н. э.). Низкая эффективность рабского труда и нравственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца IT в. усилился натиск на нее варварских племен - эпоха «великого переселения народов». В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли у крупных землевладельцев), что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части: Западную и Восточную (Византия). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 г. Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима освобождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 г. свергнут последний римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, постепенно превратившаяся в феодальное государство, существовала до XV в. Став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на западную и восточную (католическую и православную) произошло в 1054 г., но к моменту встречи славянской и византийской цивилизаций канонический облик православия уже в основном определился.

Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными варварскими племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс слияния языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождалась новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации - феодализма.

Ранний феодализм в Европе. Формирование западноевропейского типа цивилизаций

Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытнообщинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др.). Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне или ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на собственные нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, так же, как и рабовладельческая, прошла три стадии развития. Ранний феодализм - время формирования и утверждения феодальных отношений (ранее средневековье); развитой феодализм (классическое средневековье); поздний феодализм - период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства (позднее средневековье).

Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в н. э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481 - 511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786 - 814) все земли Западной Римской империи были объединены, а сам он Папой Римским был увенчан императорской короной. После смерти Карла его империя разделена между сыновьями. Прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независимостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императоров становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальные империи.

На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространение по Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества - землевладельцев и зависимых крестьян. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное, чаще общинное землевладение) и новый - феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.

Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII - VIII вв. на Ближ­нем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу остановлено в битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго оставалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала существенное влияние на разви­тие западноевропейской цивилизации. В целом европейский континент, расположенный в благоприятных климатической и географической зонах, не испытывал на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность населения возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширялись и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на образовавшиеся раннефеодальные государства Западной Европы оказало наследие римской культуры - производственная сфера, города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.

Римская культура, в сферу влияния которой попали эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности. В столкновении родоплеменного коллективизма варваров-завоевателей с римским индивидуализмом коллективизм оказался потесненным более высоким уровнем и устойчивостью римской культуры. Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, выгоном для скота, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется служилая аристократия. Она получает от них землю в качестве платы за службу (либо пожизненно, либо с правом передачи по наследству). Потребность в военной силе и появление крупных поместий послужили причиной реформ Карла Великого - военной, социальной и административной. Суть реформ - установление тесной связи между военной службой и землей. Владел землей лишь тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений феодалы назначают старост. Они, постепенно обогащаясь, становятся мелкими свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско. Рыцари платят своему сюзерену военной службой. Рыцарская организация войска усиливает индивидуалистический характер складывающейся западноев­ропейской цивилизации.

Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

К XI в. изжиты элементы прошлых формаций –родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в поземельную и личную зависимость от землевладельцев и становятся крепостными, а земельные собственники-феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения.

Постепенно происходит полный раздел общинных земель правя­щими сословиями. Церковь также становится крупным землевладельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодальной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной собственности и захват земель соседних народов на Востоке. Так зарождается движение германских государств «дранг нах Остен» («натиск на Восток»), во главе которого стали рыцарские церковные организации - «рыцарские ордена».

Параллельно с социальным развитием в основной сфере - сельскохозяйственном производстве - идет рост городов, торговли, ремесленного производства. Средневековый город в основе был земельной общиной, владелец городского участка (торговец или ремесленник) - лично свободный человек; свободными становились в городах также и бывшие крепостные (на которых не был заведен розыск). Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и создавали свое самоуправление.

Города как центры торговли и ремесла организовывали свои союзы. На севере Европы ведущее положение в XII - XIII вв. приобрел союз городов - немецкая Ганза, имевшая свою контору в Великом Новгороде. На Юге торговлю между Европой и Азией монополизировали Венеция и Генуя. В городах растет производство оружия и рыцарских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плугов), шерстяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладываются верфи для строительства кораблей. В XI - XII вв. городское ремесленное производство организуется в цехи, нося­щие закрытый профессиональный характер. Постепенно в цехах возникает господствующий слой - мастера, которые прибегают к найму рабочей силы. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возникает сословно-представительная монархия.

Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. Через церковь шло, главным образом, образование, воспитание молодого поколения, ею формировался духовный облик и мораль общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) за освобождение «фоба Господня» и «Святой земли» (Палестины), - так называемые «крестовые походы». Они знаменовали возникновение европейского феодального колониализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского нал всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств стать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, занимались и врачеванием сельского населения. Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с «еретиками».

Исторические корни и условия формирования западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и индивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений с ростом населения, господство католической религии придают этой цивилизации особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателен в этом отношении лозунг ордена меченосцев: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты западноевропейской цивилизации отметил еще Н. Я. Данилевский, дав ей характеристику как «уничтожительной» для других народов. Такие свойства цивилизации определили экспансию западноевропейских стран со стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер западноевропейской цивилизации как в материальной, так и в духовной сферах развития человечества в последующие периоды.

Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен. Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от религиозной догматики в решении практических вопросов.

Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства – это общественная мораль.

Тоесть одним из главных и определяющих факторов формирования Западного общества является католическое.христианство. На идейной базе христианского критицизма возникла наука (в современном ее понимании), сначала, как методология познания божественного откровения, а в последующем, как изучение причинно-следственных связей материального мира.

Также необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует европоцентризм. Запад считается центром и вершиной мира. Немецкий философ Гегель выдвинул тезис о Европе как завершении всемирной истории. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь.

В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу):

1. динамизм, ориентация на новизну;

2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3. индивидуализм, установка на автономию личности;

4. рациональность;

5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

6. уважение к частной собственности;

7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Западная цивилизация привнесла нечто новое:

    наука и ее результаты в технике внутренне и внешне революционизировали мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества;

    в отличие от замкнутых континентов Китая и Индии, территория Запада чрезвычайна разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;

    если Китай и Индия не знают политической свободы, Западу известна идея политической свободы и се реальность;

    Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства;

    западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»;

    беспредельная динамика Запада вырастает из «исключений»; в этом - постоянное беспокойство, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению если Восток - это состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), то Запад - это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. Запад - это постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между империей и отдельными народами, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией. Под сомнение ставится решительно все;

    с самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Греки заложили основу Западной цивилизации, но сделали это так, что мир этот находится в размежевании с Востоком, отстраняется от Востока, но постоянно направляет свой взор на Восток.

Постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения - особенность цивилизации этого типа. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентированно на движение в будущее.

Западноевропейская культура - главный ресурс прогресса мировой цивилизации

Игорь Харичев, генеральный директор журнала «Знание-Сила»

Западная цивилизация, обеспечившая бурное развитие науки с XVII века, добившаяся в XIX-XX веках наибольших успехов в экономике, промышленном производстве, целиком зиждется на особом типе культуры , исторически возникшем в Западной Европе в средние века. За последние столетия он пережил социальную модернизацию. Современную западноевропейскую или западную культуру отличают приоритет рационального мышления , индивидуализм , ориентация на социальный успех, приверженность к демократическим ценностям: свободе слова, свободе личности и так далее.

Развитие западной цивилизации неразрывно связано со становлением либеральной демократии, основные постулаты которой уже привычны нам: все люди рождаются равными и свободными; никто не имеет права отнимать у человека то, что дал ему Творец - жизнь и свободу выбора; общество должно быть устроено таким образом, чтобы никто никогда не был стеснен в осуществлении этих неотъемлемых прав человека. Если государство ради своих целей лишает граждан жизни или силой навязывает им свою волю, оно - дьявольское орудие, какими бы благими намерениями ни оправдывали свои дела тираны.

Индустриальный подъем в Англии, начавшийся еще в XVIII столетии, показал, что свобода личности и равенство всех перед законом не только оправданы морально, но и чрезвычайно полезны для общества. В массовом сознании все прочнее укоренялись убеждения, что права и свободы личности священны и неприкосновенны, что они более значимы, чем любые интересы общества и государства.

Отечественный мыслитель Петр Чаадаев в первом из своих «Философских писем» (1829 г.) писал:

«Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира, и слово это значилось в публичном праве. Помимо общего всем характера, каждый из народов этих имеет свой особый характер, но все это только история и традиция. Они составляют идейное наследие этих народов. А каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и пользуется ими. Проведите параллель с тем, что делается у нас, и судите сами, какие элементарные идеи мы можем почерпнуть в повседневном обиходе, чтобы ими так или иначе воспользоваться для руководства в жизни? И заметьте, что речь идет здесь не об учености, не о чтении, не о чем-то литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и которые образуют его нравственную природу ранее выхода в свет и появления в обществе. Хотите знать, что это за мысли? Это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Они происходят от тех самых событий, которые создали там общество, они образуют составные элементы социального мира тех стран. Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее, чем история или психология, это физиология европейского человека.» Очень точная характеристика, данная почти сто восемьдесят лет назад.

Толерантность является отличительной чертой западной культуры: безоговорочное признание наличия разных мнений, умение считаться с чужим мнением, готовность к диалогу, веротерпимость, отрицание за кем бы то ни было монополии на истину. Толерантность - крайне важное качество для постиндустриального общества.

Наряду с западной можно говорить и о более широкой европейской цивилизации, поскольку при всех отличиях, которые существуют между Западной и Восточной Европой, определенно присутствует то, что их роднит. (Впрочем, такие страны, как Чехия, Словакия, Венгрия по своей культуре ближе к странам Западной Европы в силу того, как происходило формирование их культуры в Средние века).

Ганс Майер в статье «Европейская культура: фантом или реальность?» («Вестник Европы», № 12 за 2004 г.) отмечает: «Несомненно, Европа во многом послужила испытательным полигоном для современного мира. Многие рациональные структуры глобального единого мира - европейского происхождения. Властное отношение человека к природе, переход от охранительной агрикультуры к деятельности по сознательному изменению и выведению новых форм, развитие торговли на широких пространствах, техники, серийного производства, возникновение научной культуры, как и культуры памяти, - все это европейские достижения.»

Европейская культура формировалась длительное время под воздействием множества факторов.

Согласно Гансу Майеру: «… европейской считается такая манера жизни, которую определяют подвижные, изобретательные, приспосабливающиеся к новым условиям люди, определяет радость открытий и рациональное отношение к миру; это образ жизни, для которого индивидуальность значит больше, чем масса, а свобода - больше, чем власть.

Внешние условия Европы, а в еще большей степени внутренняя установка европейцев приводили к тому, что Европа постоянно сопротивлялась чужим попыткам определять ее жизнь, подчинить внешней силе. На протяжении столетий она успешно отражала попытки многочисленных завоевателей с Востока и Юго-Востока (персов, гуннов, монголов, турок). Однако и гегемонистские тенденции в самой Европе никогда не были долговечными: это касается как попыток создания габсбургской империи в XVI веке, а также более поздних устремлений Людовика XIV, французской революции и Наполеона, не говоря уже о химерических державах Муссолини, Гитлера и Сталина в ХХ веке. Римская империя и ее продолжение силами франков, а затем немцев в Священной Римской империи смогли оставить длительный след в истории лишь постольку, поскольку им удалось создать не просто аппарат власти, но и правовые структуры, а также цивилизованные формы жизни. Мир европейских государств всегда был более плюралистичен и разнообразен, чем мир соседей: византийцев, монголов, османских турок и великоруссов. Наряду с большими державами и нациями в европейской политической структуре постоянно присутствовали малые страны, города-государства, федеративные образования. Пространственная ограниченность - типичный признак европейской жизни.»

Замечание о пространственной ограниченности весьма существенное. В этой связи интересно привести слова историка Оскара Халецкого, написанные еще в пятидесятых годах: «Все колоссальное и унифицированное безусловно не является европейским, в этом и заключена тайна всей утонченности и своеобразия европейской цивилизации.»

Это отчасти объясняет, почему, говоря о европейской цивилизации, не следует включать в нее обе страны, частично расположенные в Европе - Россию и Турцию. Но дело вовсе не в географических особенностях. Однако, причины в каждом случае свои.

Причастность к европейской цивилизации, предполагая совпадение базовых ценностей, отнюдь не отменяет культурного многообразия. Вот что отмечал Матиас Греффрат (журнал «Christ in der Gegenwart», 03.12.2000): «По крайней мере, до недавнего времени сила капитализма в Европе оставалась укрощенной, а культурное многообразие не противоречило социальному равенству. Чистота наших городов с их бассейнами и концертными залами, красота наших деревень, регулярность обеспечения водой, движения транспорта и уборки мусора, доступность бесплатного образования - все, что для нас является само собой разумеющимся, в Африке, Азии и даже в значительных частях Северной Америки представляется утопией.»

Особая роль либерализма и либеральной демократии в появлении экономически процветающих стран, а если брать шире, в развитии человечества нашла свое отражение в ведении понятия либеральная цивилизация. Ныне она охватывает достаточно большое число стран.

Известный философ Александр Ахиезер в объемном труде «Россия: критика исторического опыта», вышедшем в 1998 году, писал: «Развитие либеральной цивилизации совпадает с формированием первой универсальной культуры человечества, которая оказалась сильнее всех мировых религий по своей массовости, широте и глубине охвата, по своей способности превращаться в основу не только церкви, но и государства. Эта культура носит плюралистический, диалогический характер, позволяя одновременно культивировать и исторически сложившиеся культуры, т. е. сохранять самобытность, разнообразие культур. Она носит динамичный характер, имеет тенденцию опираться на науку. Эта культура во многом позволила либеральной цивилизации в конечном итоге неуклонно повышать уровень сложных решений, затрагивающих судьбы стран и человечества, оставляя позади жалкие потуги провинциальных и невежественных лидеров России решать судьбы стран и народов.»

Детство Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров - мира варварских германских племен и цивилизации Рима.

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена перешли через Рейн и пытались осесть в римской провинции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый решительный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укрепления, которые назывались Римским валом.

Германские племена, жившие бок о бок с римлянами, конечно, впитывали римскую культуру и были гораздо более "цивилизованными" по сравнению с теми племенами, которые были удалены от границы.

Их мирное сосуществование было нарушено уже во II-III вв. н. э., когда в движение пришли восточногерманские племена - готы. Поселившись в Причерноморье, они совершали оттуда набеги на империю. В IV в. началось Великое переселение народов - массовые перемещения германских и негерманских племен. Под натиском гуннов - кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе современного города Тулузы, в 418 г. было создано первое варварское королевство на территории Римской империи.

В начале V в. в Галлию хлынули и другие германские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовавшиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессивные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуострова, а затем высадились в Северной Африке.

Кроме германцев в том же V в. на территорию империи стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современниками "бичом Божьим".

Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рейне, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появилось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.

В этой бурной катастрофической обстановке практически незамеченным прошло знаменательное событие - в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть римские императоры потеряли гораздо раньше.

Между тем на территорию бывшей Западной Римской империи продолжали вторгаться германские племена. Одно за другим образовывались варварские королевства.

В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Галлии и Бургундии. С середины V в. германские племена стали активно осваивать Британию, воюя с местным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских королевств.

Образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.

Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, которые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и образовали обширное Остготское королевство, включившее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Иллирии, а позднее - Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена другим германским племенем - лангобардами.

Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности.

Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной, С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинственных норманнов - германских народов, населявших скандинавские страны. В конце VII - начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господство над Северной Африкой и большей частью Испании.

Какую роль сыграли варвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить на этот вопрос легко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют "темными".

Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее существования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.

Но, несмотря на эти страшные картины, название "темные века" не объясняет нам всего, что происходило в ту эпоху, когда закладывался фундамент новой цивилизации. Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизованности.

В Остготском королевстве продолжала действовать римская система образования, и варвары пополняли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и историки.

Остготское возрождение (так называют этот расцвет культуры историки) было уникальным для V-VI вв. и не слишком долговременным явлением.

Иначе к плодам цивилизации относились те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, были не готовы к усвоению античных достижений и потому последствия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в самой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, украшенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные отношения и законы, как и люди, вскормленные культурой Рима.

Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени перенимали варвары. В эпоху ее детства произошел важнейший сдвиг - переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые социально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодействие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется синтезным .

Каким образом происходил синтез? На территории бывшей Римской империи частично были уничтожены, а частично еще сохранялись большие поместья римской знати. Но, как вы помните, их владельцы в основном использовали труд колонов, а рабов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посаженные на землю, фактически были арендаторами. Рядом с такими поместьями селились общины германцев. К V-VI вв. германская община уже начала расслаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться ими как частной собственностью. В коллективной собственности общины оставались только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и продавать землю среди германцев росло крупное землевладение.

Так зарождались два класса феодального общества: феодалы - собственники земли, и крестьяне, получавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного договора: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите.

Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осуществился синтез римского и варварского миров. Быстрее всего становление феодализма шло там, где римские и варварские начала были уравновешены (в Северо-Восточной Галлии), медленнее - там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие виллы (Италия), и там, где римские начала были слишком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII-IX вв., в Италии - к X в., в Британии - к XI в., в Германии - только к XII столетию.

Западноевропейская цивилизация, какой мы знаем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сложилась не сразу.

На первых порах Западная Европа состояла из ряда разобщенных и довольно неустойчивых варварских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто принял христианство, продолжали верить в своих старых богов.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизненным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом (768-814), который активно вел завоевательную политику, оно превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке.

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Еще одна попытка утвердить преемственность Западной Европы от Римской державы была предпринята германским королем Оттоном I (936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая "Римская Империя", включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хозяевами Италии.

Священная Римская империя была, по сути, достаточно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Европы - выделению самостоятельных национальных государств. Это был длительный и мучительный процесс, сопровождавшийся войнами и переделами границ, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья.

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I выполнили свою объединяющую роль, которая проявилась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевропейской цивилизации с ее великим предшественником - Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием римско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей паствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительностью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы : наследие античности и варварского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культурные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинхронность помогал выправлять европейский контекст - связи и даже само соседство с теми странами, в которых быстрее зарождались новые тенденции. Различные европейские страны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом - одна из причин ее динамичности и долголетия.

Государство и церковь в средние века.

После того как христианство в 313 г. было признано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, "государство в государстве".

Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняя организация. На вселенских соборах - высших "съездах" духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укрепляло идейное единство церкви.

Начиная с VI в. в Западной Европе стали появляться монастыри. Первый был основан святым Бенедиктом (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монастырей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри, эти подобия Царства Божьего на земле, были на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готовили священнослужителей; особое значение придавалось переписыванию рукописей, и в результате благодаря усилиям монахов до наших дней дошли и богословские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии
Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зависела ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской цивилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыблемость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение "О Граде Божьем".

История человечества для Августина - это постоянная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников - себялюбцев, забывающих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной. В земной жизни, где оба "града" существуют вместе и праведники смешаны с грешниками, только церковь в какой-то степени близка к воплощению Града Божьего. Поэтому именно ей Августин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и ненасытна в своем стремлении к господству и обогащению. Следовательно, светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь избрала иной путь во взаимоотношениях с государством.

По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. "Вечный город", несмотря на все пережитые катастрофы, сохранил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV - начале V в. римские епископы присвоили себе право называться папами , т. е. главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра, а сам папа - их светским правителем.

Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина - налог, которым облагалось все европейское население.

Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим "государем" - папой.

Светская власть, когда ей было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.

После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начиная с Оттона I императоры Священной Римской империи стали по своему выбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырей получали от знати владения и иногда даже несли военную службу.

Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за "очищение", за освобождение от влияния государственной власти. Наибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римские активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочные богатства.

Под лозунгом защиты христианского мира от "неверных" шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было купить за деньги.

Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. набирающая силу государственность дала отпор церкви. Ее юбилей , который с невиданной пышностью праздновался в Риме в 1300 г., стал своего рода кульминацией величия папства, после чего начался его закат.

В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой - расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихристами.

Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более "мирской" по сравнению с церковью православной. В то же время она создавала серьезный противовес государству и вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви еще в раннем средневековье начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важнейшим условием для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с обществом и идти с ним на компромиссы.

Западноевропейское общество в средние века

Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - верховный сюзерен всех феодалов. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (нередко это были целые области), они приносили присягу верности. Светские феодалы получали землю под условие несения военной службы и выполнения определенных обязательств. Такие владения назывались феодами.

Крупные феодалы могли в свою очередь иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба - баронам или рыцарям - на тех же условиях. Рыцари уже не имели своих вассалов, в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавали землю в держание.

Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху средневековья и самым многочисленным классом средневекового общества, На полученных от феодалов наделах они вели собственное хозяйство, располагали собственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству.

"Расплатой" за землю была рента , которая существовала в трех формах: в виде барщины, натурального или денежного оброка.

Означало ли это, что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Ситуация складывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал мог сам осуществлять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки , взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежали другому сеньору.

С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку - сначала натуральному, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми.

Еще одной прослойкой средневекового общества, тоже противопоставленной феодалам, но гораздо менее многочисленной по сравнению с крестьянством, были горожане. Многие средневековые города располагались на землях феодалов и были вынуждены подчиняться им, т. е. являлись своего рода вассалами.

Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреватыми социальными конфликтами. Иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ее "ступени" на другую, хотя в принципе он был возможен.

Однако в этом "разъединенном" обществе существовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого, частью коллектива. Общностей, которые объединяли людей по разным признакам, было великое множество. Общностями (еще их называют корпорациями) были сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века существовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город.

У корпораций, как правило, была собственная казна, недвижимость, имелись уставы, часто - даже особая одежда и значки. Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решались на общих собраниях, больным и бедным оказывали помощь, устраивали совместные трапезы.

Наиболее крупные общности (горожане, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовывали сословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что касается крестьянства, то оно вообще не сумело стать сословием, т. е. добиться признания своих прав на общегосударственном уровне.

Церковь и массы

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры. Новая религия постепенно овладевала варварским миром.

Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали - одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Тем более что крещение часто происходило насильственно и отношение к язычникам совершенно не соответствовало христианскому гуманизму.

Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятия о грехе и добродетели. Огромное цивилизующее значение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать свои собственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению.

При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для "простецов" была создана специальная литература, в которой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. Народ наделял святых чудодейственными силами и обращался к ним с просьбами о благополучии. Приходские священники, отслужив службу в церкви, шли в поле и там заклинали природу, чтобы она дала богатый урожай, словно языческие жрецы. Но христианские идеалы, пусть даже упрощенные, впитывались в сознание.

Средневековый человек воспринимал мир иначе, чем мы. Одинаково реальными были для него мир видимый, окружающий его в повседневной жизни, и мир невидимый, в котором пребывают Бог и дьявол, ангелы и демоны. Считалось, что этот невидимый высший мир иногда может открыться человеку и при жизни - в снах или видениях.

Судьба, ожидающая человека после смерти, - это был важнейший и, наверное, самый мучительный вопрос. Страх перед смертью соединялся со страхом перед Божьим судом, на котором предстоит лично отвечать за свои грехи, перед наказаниями в аду. Церковь учила, что история конечна и должна завершиться Вторым пришествием Христа и Страшным судом, на котором каждому воздается "по делам его". В Священном Писании не указана точная дата Страшного суда, и можно было только гадать, когда произойдет это событие. Несколько раз на протяжении средневековья ужас перед близким Страшным судом и возмездием охватывал большие массы людей. Это сопровождалось массовой истерией, по дорогам ходили толпы бичующих себя людей, появлялись "пророки" и "пророчицы", предрекавшие приближение всемирной катастрофы.

"Оппоненты" церкви

Однако духовная жизнь Западной Европы, опираясь на определенную систему представлений и церковных догматов, разумеется, ею не исчерпывалась. Духовная культура, созданная в средние века, поражает многослойностыо и разнообразием.

Догматы церкви оспаривались еретиками - катарами (в переводе с греческого слово "катары" означает "чистые", валъденсами, которые считали земной мир творением не Бога, а дьявола, обителью зла и многими другими. Отрицая ценность земного мира, еретики отвергали установления общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ереси достигли такого размаха, охватив и низы, и верхи общества, что церковь учредила инквизиционные суды - священные трибуналы, подчиненные папе римскому.

Иные идеалы, отличающиеся от тех, которые проповедовала и церковь, и еретики, развивались в средние века благодаря народной культуре и светской литературе.

Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии, и в России) были бродячие актеры - жонглеры (скоморохи). Церковь еще в первые века своего существования осудила массовые зрелища за их греховность, за "неприличную" для христианина веселость, но не смогла искоренить их полностью.

Народ долго хранил в памяти древние языческие праздники, которые по времени часто совпадали с христианскими: на Рождество и на масленицу (перед великим постом) по улицам деревень и городов ходили ряженые, на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Большой популярностью пользовались "праздники дураков", пародирующие церковную службу. Тогда низшее духовенство прямо в церкви, надев на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Все самое святое для средневекового человека подвергалось осмеянию. Как же относились к этому представители высшего духовенства? Нельзя сказать, чтобы церковь поощряла такие явления, но в целом отношение к традициям народной культуры было гораздо более терпимым, чем, скажем, к еретическим учениям. Церковь видела в этих взрывах необузданного, "мирского" веселья неизбежный и даже необходимый выход энергии.

Устная народная культура проникала в письменную, причем в почти неискаженном виде. Церковь, боровшаяся с язычеством, тем не менее, сохранила образцы древнего мифологического эпоса. Ирландские монахи записывали старинные кельтские саги (эпические сказания о богах и героях); в 1000 г. была записана англосаксонская поэма "Беовульф"; в XII-ХIII вв. - исландский эпос "Старшая Эдда".

Эпос продолжал развиваться в Западной Европе, приобретая новые, феодально-рыцарские черты. Французская "Песнь о Роланде" и испанская "Песнь о моем Сиде" воспевали вполне светские идеалы: мужество, верность долгу и патриотизм воинов.

В письменной литературе светская тематика появилась достаточно рано, уже в XII в. Эту эпоху некоторые историки называют средневековым ренессансом. На юге Франции, в Провансе, в то время расцветала изысканная поэзия трубадуров, прославлявших любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни и красоту земного мира. Оттуда светская лирика распространилась в другие страны Европы.

Одновременно зарождался рыцарский роман. "Роман о Тристане и Изольде", одно из самых известных произведений этого жанра, описывает любовь "сильнее смерти", которая преодолевает все препятствия, даже традиционные представления о грехе.

Светское начало в целом, конечно, не разрушало в ту эпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейского средневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.

    Рекомендованная литература:
  • Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2000.

23 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи, на смену которой в Европе приходят варварские королевства - достаточно недолговечные и неустойчивые государственные объединения. Однако идея политического единства Европы проявилась уже на рубеже VIII-IX вв.

История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкскогокоролевства, которое было созданоХлодвигом(465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоеванияфранкскогокороляКарла Великого(742-814) привели к тому, что территорияФранкскогогосударствапростиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчалКарлаимператорской короной. В годы правления 2-х династийМеровингов (первая династия франкскихкоролей, к которой принадлежалХлодвиг) иКаролингов (названной по имени Карла Великого)земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций(условное пожалование) начали формироваться вассальныеотношения, оформилась системаиммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупныевассалыимели под своим началом более мелкихвассалов. При внукахКарла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено началотрем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.

Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I(912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации вРиме. ВозниклаСвященная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.), в которую вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия. Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рими вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром вРимеи двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. императорКарл IV(1316-1378) издает Золотуюбуллукак главный закон государственного устройства Священной Римской империи, которая признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. Золотаябуллабыла отменена только в 1806 г.

Идею единства европейской цивилизации утверждала католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира.

Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации включал территории современных Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальнойраздробленности.

С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс территориальной государственной централизации в Европе прошел два этапа. Первый охватывает период конца раннего и начала развитого Средневековья IX-X вв. - это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы в это время существовала Великоморавская держава западных славян. На смену ей пришло крупное Венгерское королевство, возглавляемое королем Стефаном I. На территории Польши возникло раннефеодальное королевство Пястов со столицей в городе Гнездо. На юго-востоке Европы появилось Первое болгарское царство царя Симеона, а на востоке - Киевская Русь.

Второй этап активной государственной централизации наступил в конце Средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывающихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

В Англии образование централизованного государства было связано с завершением войны Белой и Алой розы и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Во Франции образование единого государствас твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423-1483). Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогстваБретаньиБургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. В 1479 г. королевстваКастилия и Арагон объединились, образовавгосударствоИспания.

Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государстваАнглия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское, Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальнойраздробленности и ослаблению королевской власти.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. произошел важнейший качественный скачок - появление города как центра ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу Средневековья в городах зарождается новый класс буржуазия(франц. буржуа, нем. бюргер, в буквальном переводе горожанин). Нарастает волна городских движений. Результатом которых, например, является Великаяхартиявольностей, которую 15 июня 1215 г. был вынужден подписать английский король Иоанн Безземельный.

Впервые орган сословного представительства (парламент, от франц. парле говорить) был создан в Англии. В 1265 г. Симон де Монфор, граф Лестерский созвал собрание крупнейших баронови священнослужителей, а также по дварыцаряот каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваныГенеральные штаты- представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьегосословиянаиболее влиятельных и богатых представителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства какрейхстаг. Своеобразной предтечей сословно-представительного органа были кортесы в Испании, первое упоминание о которых (Кастильскиекортесы) относится к 1137 г.

Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие в частности в Северной и Средней Италии. Так, в Венецииво главе стоялдож, избиравшийся пожизненно. Законодательным органом такого города-государстваявлялся избираемый горожанами Большой совет. Однако строй городов-государств нередко характеризуют каколигархический, т.к. реально ими правили представители богатых и знатных купеческих родов.Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появилисьгорода-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальнойиерархии былкороль. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали еговассалами. Власть короля основывалась на пожаловании им земель (феода), на условии несения военной службы. Основой феодальногостроя выступала монопольная собственностьфеодаловилифеодальныхгосударств на землю и личная зависимость крестьян отфеодала. За пользование землейфеодалвзималренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).

Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы(рыцари, дворянство) и третьесословиегорожане и крестьяне.Сословие это социальная группа(слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

Характерный признак Средневековой Западной цивилизациигосподство христианства. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейскойцивилизации. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. Уже в III-V вв. наметилось разделение на две ветви:католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области иРавеннскогоэкзархата. Церковь получала в дар от императоров и знати земельные владения и к XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. ЕщеКарл Великийузаконилцерковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. Появившиеся в VI в. монастыри становятся центрами просвещения. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизацииявляется то, что она в впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала: античное наследие,цивилизациюварварского мира и христианство.

Средневековая цивилизацияЗапада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародиласьнациональная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальнойзнати (рыцарскуюкультуру), городскую, крестьянскуюи т.д. В то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу вареалцивилизационного развития.

Лучшие статьи по теме