Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Культура эпохи феодальной раздробленности. Культура руси периода феодальной раздробленности в истории россии период с конца xii до середины xy времени церковь

Культура эпохи феодальной раздробленности. Культура руси периода феодальной раздробленности в истории россии период с конца xii до середины xy времени церковь

КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г. на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г. он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г., она уже в 1276 г. стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства.

В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв.

С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п.

Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…)

Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития . Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439).

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом.

Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352).

Особое место среди художников XIY - XY вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок.1340 – после 1405) произведение Грека – фрески, иконы – отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильные улице (1378), где воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождество Богородицы (1395-1396) с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в кремле (1405). Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок.1360/70 – ок.1430) – монах Андроникова монастыря, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышение Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Эти произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405 г.), Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Троицком соборе в Троицко-Сергиевой Лавре (1425-1427 г.), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.).

Наиболее известное его произведение – икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевском Посаде. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408 г.).

Во второй половине XIV в. в Новгороде, Пскове, а затем и в Москве стали распространяться учение так называемых еретиков, выступивших против церкви как очищающего все института. Еретики не удовлетворялись религиозными учениями и объяснениями окружающего мира. Они занимались математикой, астрономией, знали древние языки. К концу XV в. церковники сжигали еретиков живыми. Но это не остановило и не могло остановить развитие свободной мысли.

В движении еретиков нельзя не видеть выступлений народа IX в., накануне и в течение долгого времени после крещения, против христианизации и огосударствления веры и религии.

В XIV - XV вв. господствовали три течения философско-богословской мысли, выходившие за рамки церкви: традиционное православие, исихаизм (покой, безмолвие, отрешенность) и слабые ростки рационализма (ереси).

В 70-е годы XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников (отряд пострижения в причетники), критиковавших церковь как по проблемам догматики (оспаривали божественное происхождение таинства священства, крещения) так и по организационным вопросам (отвергали церковную иерархию и монастырское землевладение, выступали за «дешевую церковь» и право проповеди мирянам. В конце XV в. ересь XIV в. слилась с новым движением «ересью жидовствующих». Отрицание монашества церковного землевладения еретиками вызывало симпатии государственной власти, видевший в церковных землях источник пополнения земельных фондов казны. Но несмотря на поддержку Ивана III , церковный собор 1490 г. осудил ересь. Идеи еретиков XY в. развили «нестяжатели». Учителя нестяжательства – идеолог русского психаизма Нил Сорокин (1433-1508 гг.) и Вассиан Патрикеев – высказывались за реформу монастырей, отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм, указывали на несоответствие церковной практики принципам христианства. Их идеи нашли поддержку у боярства, служилого дворянства и у великого князя, но со стороны многих церковников, позицию которых сформировал игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), встретили враждебное отношение. Осифляне добились союза с великокняжеской властью. Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. Нестяжатели были осуждены как еретики. На развитие культуры XYI в. это отразилось ужесточением канонических требований.

С тем, чтобы закончить эпоху в истории Руси, связанную с Монголо-татарским нашествием, что власть в 14652 г. пришла к Ивану III , вошедшему в историю как собирателя земли Русской (1462-1505 гг.).

В 1478 г. Иван III полностью отказался выплачивать дань Золотой Орде. Это привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре-ноябре 1480 г. и закончилось уходом татар без боя, что ознаменовало собой признание ими полной независимости Руси.

После распада Киевской Руси в ее культуре произошли известные изменения, связанные с развитием отдельных русских княжеств. Это прежде всего отразилось на русском летописании, так как уже с XI в наряду с общерусским летописанием появляется и местное. Особенно ярким было новгородское летописание. Его создателей интересовали лишь местные новгородские события, но они запечатлены с поразительной наблюдательностью и непосредственностью, каких мы не встретим в «Повести временных лет»

Памятником церковной литературы города Киева является «Киево-Печерский патерик», написанный в начале XIII в., чтением которого так увлекался А.С. Пушкин! Он составлен в форме переписки между суздальским епископом Симоном и печерским монархом Поликарпом. В этой переписке содержатся увлекательные и назидательные рассказы (их всего 24). Некоторые из них относятся к ранним этапам истории монастыря (середина XI в.)

Наряду с церковной литературой значительной развитие в XII в. Получило ораторское искусство - проповедничество. Прославленным проповедником этого времени был Кирилл Туровский (2-я половина XII в.) Поучения Кирилла посвящены главным образом церковным праздникам и притчам.

Было бы совершенно неверно только церковной средой ограничивать литературные очаги Древней Руси. В летописях содержится немало чисто светских сочинений. Особенно изобилует ими Ипатьевская летопись, составленная в пределах Галицко-Волынской Руси. Характеристика князей, их военные походы, описания хода государственных дел - все это по своему духу выдает светские, иногда просто «рыцарские» (воинские), источники своего происхождения.

Вершина древнерусской литературы - эпическая поэма «Слово о полку Игореве». Она посвящена походу русских войск во главе и новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле - мае 1185 г. Сам по себе этот поход не был каким-то исключительным по своему значению событием, но гениальный автор, оставшийся неизвестным, разглядел в нем и в его последствиях то, что так волновало русское общество того времени: необходимость борьбы с половцами, но непременно общим, а не разрозненным усилиями. Поход Игоря становился как бы суровым уроком и предостережением другими князьями. Таков общественно-политический смысл «Слова». Могущество и единство Руси в прошлом автор «Слова» противопоставляет времени усобиц.

«Слово» - это памятник национальной и одновременно мировой культуры. Появление профессиональной литературы произошло на Руси не позже чем во Франции, Германии и Англии.

Новые черты приобретают в период раздробленности и другие стороны культуры, в частности архитектура. Черниговские архитекторы были преисполнены творческих исканий и в самом конце XII в. Создали принципиально новую архитектурную форму, воплотив ее в храме Пятницы на торгу.

Особый путь развития прошло белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. На раннем этапе в начале XII оно было тесно связано с киевскими традициями. Но постройки середины XII в. (время Юрия Долгорукова) имеют уже самостоятельный характер. В эти годы освоения Залеской земли возводятся прежде всего крепости - опорные пункты княжеской власти, примером чему могут служить мощные валы Переяславля Залесского. Черты романского стиля в полной мере расцветают во владимирском зодчестве второй половины XII в.(правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). В это время сооружается Успенский собор, первоначально построенный в 1158-1161 гг.и значительно расширенный в 1185-1189 гг.

Изобразительное искусство тоже претерпело известные изменения. Так, в XII в. на Руси искусство мозаики прекратило свое существование, зато фреска в это время получает самое широкое развитие. Особенности этого искусства позволяли более гибко отражать запросы и идеалы, формирующихся в это время школ. Суровость и внутренняя напряженность приземистых фигур с острым взглядом - образец новгородских фресок XII в. Во владимирских фресках, как и в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, больше возвышенного и духовного аристократизма и изысканности.

Во второй половине XII в. во Владимире появляется собственная школа иконописи, для произведений которой характерен отход от византийских канонов. Образцом здесь может служить Спас Нерукотворный, поражающий своей экспрессивностью, выраженной в необычном построении лица и в огромных выразительных глазах. В начале XIII в. прославилась Ярославская школа иконописи. В монастырях и церквях Ярославля было написано немало икон-шедевров.

Прикладное искусство Руси XII в. достигло высокого уровня. Его изделия ценились и пользовались широким спросом не только на Руси, но и за рубежом. Тончайшим мастерством отличались и русские изделия из скани, перегородчатой эмали, зерни.

Анализируя итоги развития культуры XII - начала XIII в. можно сказать, что ей удалось догнать в это время Византию - культурнейшую страну того времени. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ.

Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели его к упадку. Напротив, жившие в XII-XII вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства. Это был второй «золотой век» русской культуры.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII--XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент, такой, как ослабление военного потенциала Руси, но в то же время она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах.

Культура переживала даль­нейший подъём. Возникли местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве» , повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот па­мятник поддел­кой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Кли мента Смол я́ тича († 1164). «Киево-Печерский патер и́ к » содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе , Параскéвы Пятницы . В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище .

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх . При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота ), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор , в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́ , а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор , отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись . Икона «Владимирская богоматерь » («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский » из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы », «Спас Нерукотворный », фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице .

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаи . На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище . Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях-вéсях . Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Существовали два типа жилых построек:

-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);

-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).

Питание . Основу пищевого рациона составляли растительные и жи­вот­ные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.

Одежда . Основным видом одежды была ру­баха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Муж­чины но­сили длинные штаны – «порты, или ноговицы ». Верхней одеждой про­стых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан , головной платок – убрус. Князья носили застёги­вающиеся на плече плащи – «кóрзно » и шубы («кожухи »), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обу­вью. Знать, следуя византийским традициям, но­сила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.

З доровье . Антропологи полагают, что на Руси средняя продол­жи­тельность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболева­ниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с не­достатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.

Широкое распространение имела баня . В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не муче­нье». Русь в разви­тии гигие­ниче­ских навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.

Развлечения . Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы» ) и дружин­ные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свире­лях, устраивал скоморошьи забавы и игрища.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.


Культура Руси периода политической раздробленности

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения , и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств - Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень - местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви - ротонды - свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре . В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князь был выселен за пределы города - на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами.Самый замечательный из княжеских храмов - Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119) , построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях - "мастер Петр". Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931-1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Первая каменная церковь Параскевы Пятницы на Торгу (святая Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли) была построена в 1207 году на месте деревянной, возведенной в 1156 году заморскими купцами. В документах сохранилось 15 известий о постигших храм пожарах и поновлениях. Современный облик храм приобрел в результате послевоенной реставрации, в процессе которой были выявлены многие древние формы.

Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. По праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице . Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьяхНесмотря на сравнительно небольшие размеры она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на 3 нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. ЕЕ единственное украшение – аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, - усиливает впечатление простоты и величия.
Мировую известность церкви Спаса Преображение на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетаниями желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. К сожалению, в годы Великой Отечественный войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. На месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создаётся новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV – XV вв. К высшим достижениям новгородских зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360-1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467).
Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями – частыми холодными дождями, снегопадами. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича – плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

В период раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество . Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов – Ростова, Суздаля и Ярославля – выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор , возведенный в 1158-1160 гг., был расписан на следующий год. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.До возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. Был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы . Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на 3 неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XII – начале XIII в. На владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую легкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Простенки между окнами украшены переплетенными медальонами с изображениями «горних» птиц.
Рельефы нигде не повторялись и располагались сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. В целом скульптурное убранство Дмитриевского собора – это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять . Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли , товарно-денежных отношений .
Русь и раньше называли «страной городов» . Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение.
Города играли на Руси огромную роль. Прежде всего, город - это средоточие власти: здесь находился князь или его наместник. В городах жили бояре и другие знатные люди, здесь находились их усадьбы. Велико также военное значение городов: в хорошо укрепленных крепостях находился военный гарнизон, а жители городов формировали свои ополчения - городовые полки. Город был религиозным центром окрестных земель, сюда назначался митрополит, которому подчинялись протопопы и приходские священники. В городах или рядом с ними возникали монастыри. Город являлся также центром культуры.

Древнерусские города чаще всего вырастали на возвышенностях, на месте слияния рек или реки и оврага. Реки в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега - естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (её также могли называть «детинец» или «кром», «кремль» ), поселение обносилось укрепленной стеной для защиты от врагов, первоначально деревянной, в более позднее время - каменной. Внутри укреплений располагались княжеский дворец, храмы, административные учреждения, приказы, подворья, торг, дома жителей.
Приведем в качестве примера город Псков , где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении реки Псковы в реку Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом. Во Пскове это был вечевой центр - сердце и страж всех городских «концов» (кварталов) и всей псковской земли. Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Для хозяев же Кром был надежным убежищем, хранителем их святынь, имущества и самих жизней. Нечто подобное можно видеть и в других древнерусских городах, где во время вражеских набегов жители посадов и пригородных сел затворялись в детинцах, а свои посадские дворы зачастую сжигали собственными руками.


Псковский Кремль

Если в IX-X вв. территория русских городов в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев . (Внутренний замок - детинец - получил своё название от «детских», дружинников, составлявших его гарнизон.) То к XII-XIIIв. города значительно выросли и вскоре перестали вмещаться в узкие пределы детинцев. Рядом с детинцем вырастали поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев . В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. Посады впоследствии присоединялись к городу, и их окружали новой стеной. Она составляла внешний укреплённый пояс. В больших центрах в черту города постепенно включались городские предместья, окружённые лёгкими укреплениями в виде частокола, поставленного на невысоком валу. Такое укрепление называлось «острогом».

В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротам. Их количество зависело от размеров поселения. В Киеве было, по меньшей мере, 4 ворот, во Владимире-на-Клязьме - 4, в маленьких крепостях довольствовались одними воротами. Значение ворот для города подчеркивается тем, что термин «отворити ворота» обозначал сдачу города. В больших княжеских городах заметно стремление к выделению особых парадных ворот. В Киеве они получили название Золотых, в подражание Золотым воротам в Константинополе. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто рядом с воротами ставились церкви и часовни - для их духовной защиты.

Исключительно большое значение для города имели монастыри , располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» - передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Но монастыри имели и другое значение в жизни городов: именно в монастырях протекала культурная жизнь городов, здесь писались летописи и книги, создавались прекрасные произведения искусства.
В центре древнерусского города находились храм и княжеский дворец - символы двух властей, духовной и светской. В дохристианское время религиозным центром города было языческое капище, с приходом христианства на Русь в городах стали возводить православные церкви. Крупнейшие соборы домонгольской Руси были возведены в Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее - в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда направлялись княжеские наместники), получали соответственно более скромные храмы. Например, собор Переяславля-Залесского получил такую величину, какую в великокняжеских столицах придавали лишь второстепенным посадским и дворцовым церквам.


Символом светской власти был княжеский дворец - «княж двор» , который был центром политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном (управителем) тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Из всех строений выделялся княжеский терем или хоромы. С жилищем князя соперничали сооружения для жилья бояр и других знатных людей. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами ремесленников и других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем - высокая башня или вышка, с комнатами для женщин. На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы - порубы.

И все же основное население древнерусских городов составляли ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой. Они жили не в палатах и хоромах, а в простых домах - избах . Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. Дворы, огороженные плетнем и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси. Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец» . В ряде городов (например, в Москве) можно наблюдать, что направление улиц было тесно связано с направлением первоначальных дорог, сходившихся к городу-крепости.

Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб культуре русского народа, исчезли многие ремесла, надолго прекратилось строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни тысячи икон, произведений прикладного искусства, потеряны многие памятники зодчества.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Лучшие статьи по теме