Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Народы африки живущие в центральной части. Народы северной африки

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Древнейшая история Южной Африки известна довольно хорошо. На территории Южной Африки археологами найдены орудия эпохи палеолита.

Находки костных остатков древнейшего человека, изученные палеантропологами, доказывают, что вся южная оконечность материка была обитаема людьми уже в самую древнейшую эпоху. Найденные во множестве почти повсюду каменные орудия дают ясную картину постепенного развития и совершенствования каменных орудий вплоть до верхнего палеолита, а кое-где и неолита.

Бушмены

Ко времени появления в Южной Африке первых европейских поселенцев вся западная часть нынешней Капской провинции ЮАС была занята готтентотскими племенами, к востоку от которых жили племена бушменов. И те и другие по своему антропологическому типу составляют одну расу, называемую койсанской. Однако быт и культура этих народов были различны. Готтентоты - воинственные племена скотоводов. В культурном отношении они намного превосходили своих соседей бушменов. Бушмены были охотниками и вели весьма примитивную жизнь. Они не имели постоянных хижин; укрываясь на ночь в кустарниках, устраивали временные шалаши из веток. Поэтому первые голландские поселенцы и прозвали их бушменами («людьми кустарников»). Сами бушмены называют себя только по принадлежности к племени, без общего самоназвания.

Материальная культура бушменов отличалась исключительной бед- лостыо. Основным охотничьим оружием их были небольшой лук и стрелы с каменными наконечниками. Изучение техники изготовления этих наконечников показало, что они не отличаются от каменных орудий, найденных археологами и определяемых ими как орудия верхнепалеолитической вильтонской культуры. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники, стрел из бутылочного стекла, которое они оббивали так же, как и камень. Они пользовались иногда и железными наконечниками, которые выменивали у своих соседей - готтентотов и племен банту. Все вооружение бушменского охотника состояло из лука и стрел, небольшого кожаного мешка для убитой дичи и крепкой палки. Единственной одеждой служила кожаная набедренная повязка. Бушмены не имели почти никакой домашней утвари. Воду, столь необходимую в сухих степях Южной Африки, они держали в сосудах из страусовых яиц. Из скорлупы этих яиц делали своеобразные бусы, которые очень высоко ценились среди них. Бушмены умели плести из растительных волокон небольшие мешочки, корзиночки и т. п.

Мужчины все свое время проводили на охоте за дичью. Единственным домашним животным, спутником охотника-бушмена была собака. В охоте бушмены были очень искусны и необыкновенно выносливы; известны случаи, когда бушмен преследовал антилопу в течение двух-трех суток и, настигнув ее, убивал первым попавшимся под руку камнем. Охотники применяли самые разнообразные ловушки, а также устраивали облавы на крупную дичь. При этом женщины и дети с ветками и пальмовыми листьями в руках выстраивались в два ряда, оцепляли район охоты и гнали дичь на охотников.

Бушмены пользовались также различными ядами, которыми отравляли наконечники стрел. Наиболее известны строфант и сок, выделяемый личинкой одного из видов жуков.

На скалах в Драконовых горах сохранились рисунки бушменов, изображающие пляски, сцены охотничьего быта и т. д. Один из наиболее известных рисунков изображает охотника, подкрадывающегося к группе страусов. Рисунки

Общественный строй бушменов изучен очень мало. Ко времени появления европейцев бушмены населяли районы Грикваленда в бассейне р. Оранжевая и районы к востоку от него. Из всех этих районов бушмены были безжалостно изгнаны. Голландские поселенцы по-настоящему охотились на них, истребляя мужчин и женщин, как диких животных. Бушмены загнаны теперь в безводные области пустыни Калахари, где обречены на вымирание. Прежде многочисленные племена теперь насчитывают по нескольку десятков человек, иные совсем истреблены. В библиотеке Кейптауна сохранились записи богатейшего фольклора бушменов хам- ка-кве, живших некогда в низовьях р. Оранжевая и теперь совершенно истребленных. По этим записям можно судить об их былой племенной организации.

Теперь бушмены живут небольшими группами в 50-150 чел., обычно родственников по отцовской линии. Каждая из них имеет определенную территорию, право охоты на которой принадлежит только ей. В сухое, голодное время года эти группы разделяются на небольшие ячейки по 10-12 чел. и во главе с опытными охотниками бродят по выжженной степи в поисках пищи. Какой-либо общеплеменной организации у бушменов сейчас нет, и лишь язык связывает членов племени. Всего насчитывается до 20 бушменских языков. Общая численность бушменов определяется сейчас около 7 тыс.

Готтентоты

Готтентоты составляют особую группу племен, близкую в некоторых отношениях к бушменам.

Основанием для объединения их служат некоторые антропологические признаки. Кроме того, лингвисты отмечают много общих черт в бушменских и готтентотских языках в области как фонетики, так и грамматического строя и словарного фонда. Объединяя готтентотов и бушменов в одну группу, антропологи говорят о койсанской расе, или расовом типе, лингвисты - о койсанской группе языков. Название это условно и составлено из слов кой + сан. Кой на языке готтентотов обозначает «человек», и готтентоты себя называют «кой- коин» («люди людей», т. е. настоящие люди). Вторая часть условного названия - сан. Своих соседей бушменов готтентоты называют сан, что является, повидимому, презрительным названием.

Хотя готтентоты и бушмены относятся к одной группе, тем не менее это совершенно различные народы. В середине XVII в., т. е. ко времени появления в Южной Африке первых голландских колонистов, готтентоты населяли всю южную оконечность Африки - от- мыса Доброй Надежды до р. Кеи. 1оттентоты представляли в то время многочисленную группу скотоводческих племен. Огромные стада крупного рогатого скота составляли их основное богатство. Кроме того, они разводили овец и коз. Внешний быт и обычаи готтентотов самого начала XVIII в. прекрасно описаны голландцем Петером Кольбом. Готтентоты жили в плетенных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот. Первые голландские колонисты такие поселения называли краалями; в каждом из них жило 300-400 чел. Краали имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места.

Скот находился во владении больших патриархальных семей, некоторые из них имели по нескольку тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины приготовляли пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища была основой питания. Заботясь о сохранении поголовья скота, готтентоты избегали колоть скот, и мясную пищу доставляла им охота. Шкуры животных шли на одежду, утварь и пр., шкурами покрывали хижины, из них шили мешки и плащи.

Оружием служили копья с железными наконечниками, луки и стрелы, длинные метательные палицы - кирри. Все необходимые железные орудия готтентоты изготовляли сами. Они умели не только обрабатывать железо, но и плавить его из руды. Кольб так описывает технику обработки железа:

«Способ, каким они выплавляют железо из руды, состоит вкратце в следующем. Они выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубинои и разводят там сильным огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно». Твердый камень заменял им наковальню, молот был каменный, на камне же они шлифовали готовый предмет. «Всякий,-- говорит Кольбе,- кто знает их стрелы и ассегаи, будет удивлен тем, что они сделаны без помощи молота, щипцов и других инструментов, и оставит всякую мысль о том, чтобы считать готтентотов глупыми и невежественными, при виде этих свидетельств их прекрасного здравого ума» 1 .

Готтентоты делились на много племен, каждое из которых говорило на своем особом языке. Во главе племени стоял вождь, руководивший всеми делами, при нем был совет из старейших членов племени. Среди готтентотов существовало уже значительное имущественное неравенство. Наряду с богачами, владевшими огромными стадами, были бедняки, имевшие одного-двух быков и нескольких овец или коз. У готтентотов существовало также рабство; захваченных на войне пленников не убивали, рабы наряду с бедняками пасли скот богачей.

Есть все основания предполагать, что бушмены и готтентоты населяли некогда всю южную и значительную часть Восточной Африки: на территории Танганьики до сих пор еще живут племена, языки которых близки к языкам бушменов и готтентотов. Очевидно, эти племена являются остатками прежнего населения Танганьики. Позднее всю Восточную и большую часть Южной Африки заселили племена негроидной расы г говорящие на языках банту.

Банту

Переселение банту относится к очень отдаленному времени. Во всяком случае, уже больше тысячи лет назад банту населяли восточные берега Африки вплоть до Наталя. Несомненно, что на всей территории Восточной Африки происходили постоянные передвижения племен, вызываемые самыми разнообразными причинами.

Некоторые племена банту двигались в южном направлении из районов нынешней Северной Родезии. На этом основании некоторые историки Южной Африки пытаются «доказать», что коренное африканское население банту Южной Африки - такие же завоеватели, как голландцы и англичане, которые, как известно, появились в Южной Африке одни в XVII, другие в XIX в. Так, профессор Брукс, «представлявший» в сенате ЮАС «интересы туземного населения», нагло заявлял, что «банту такие же завоеватели, такие же чужестранцы в Южной Африке, как и европейцы» 1 . Подобные заявления идеологов южноафриканского империализма вызывают возмущение даже среди буржуазных ученых, занимающихся историей Африки, языками и культурой народов банту. Автор грамматики басуто Э. Жакоте, например, пишет: «Племена басуто населяли эту страну в течение столетий. Теперь, однако, в так называемых историях принято утверждать, что басуто были лишь людьми, вторгнувшимися в их собственную страну. Скоро, наверное, будут утверждать, что европейцы прибыли туда до них и что басуто, а не буры Оранжевой республики были агрессорами. Это не книга по истории, и мы не собираемся разбирать войны между белыми и черными. Но мы хотим воспользоваться случаем для протеста против фальсификации истории Южной Африки, которая сейчас в полном ходу и которую можно найти даже в школьных учебниках... Мы хорошо понимаем, какому делу помогают этим» 1 .

Ко времени появления европейцев в Южной Африке (середина XVII в.) банту заселяли всю Южную Африку, исключая западную часть нынешней Капской провинции ЮАС, где жили бушмены и готтентоты. По всему юго-восточному побережью от р. Грейт Фиш до нынешней португальской колонии Мозамбик, ограниченные с севера Драконовыми горами, жили многочисленные племена, сложившиеся к началу XX в. в две народности- коса и зулу. В глубине страны, по ту сторону Драконовых гор, жили группы племен басуто и бечуана, населявшие всю страну между реками Оранжевая и Вааль и далее к северу, до долины р. Лимпопо, а также весь современный Бечуаналенд. В северной части нынешнего Трансвааля жило племя бавенда, а севернее его группа племен машона: макаранга, вазезуру, вандау и многие другие. Они населяли равнины нынешней Южной Родезии и прилегающую к ней часть Мозамбика вплоть до самого океана. В тропических лесах Мозамбика жили ватсонга; они составляли три группы, в состав каждой из которых входило множество отдельных племен.

Пустыня Калахари отделяла эту южную группу племен банту от немногочисленной группы племен, живших к западу от этой пустыни. К ним относились племена гереро - овагереро, овамбандьеру и др., близкие к ним по языку племена овамбо, овакуаньяма, овандонга и др. Среди них жили небольшие группы горных дама (или горных дамаров); они говорили на языках готтентотов, но по своему физическому типу были близки народам банту.

Племена банту к началу европейской колонизации стояли на значительно более высоком уровне развития, чем бушмены и даже готтентоты. Основным средством существования было скотоводство. Наряду со скотоводством племена банту знали развитое мотыжное земледелие. Из всех южноафриканских племен банту только гереро ограничивались скотоводством и не занимались земледелием.

Как и у племен банту, живущих в других местностях, большим подспорьем в хозяйстве служили сбор дикорастущих плодов и охота. Вооружение охотника состояло из метательного копья, топора, дубины и у некоторых племен - лука и стрел с железными наконечниками. Для ловли мелких животных и птиц ставили западни и силки. На слонов, буйволов, носорогов и т. п. организовывали коллективную охоту, облаву силами всей деревни, рода или даже целого племени. Для облавы строили два длинных частокола, сходившихся под углом, в углу оставляли выход, за которым была вырыта длинная глубокая яма. Дикие животные, загнанные в узкий проход, образованный частоколами, устремлялись в оставшийся свободный выход и попадали в яму. Иногда на звериных тропах, ведущих к водопою, устраивали ловчие ямы, прикрывали их слегка хворостом и травой, а на дне ставили острые отравленные колья.

Домашняя промышленность до европейского завоевания достигла значительного развития, и уже намечались первые шаги к отделению ремесла от земледелия. Из железа и дерева банту вырабатывали орудия труда и предметы домашнего обихода, из шкур животных шили одежду, делали щиты. Ткачества они не знали.

Железо выплавляли в крайне примитивных, небольших по размеру плавильных печах-ямах, куда руду закладывали вместе с древесным углем. Воздух подавался ручными мехами. Каждый мех представлял собою мешок; к одному его концу прочно, без зазоров, приделывалась деревянная трубка; другой конец, открытый, заканчивался двумя дощечками, которые при сжимании мешка плотно закрывали отверстие. Человек садился между двумя мехами и, открывая или закрывая их поочередно, создавал постоянный приток воздуха. Чистого железа получить таким способом сразу нельзя. Обычно выплавку производили повторно и получали довольно чистое железо. Молотки и клещи выделывались из железа. Железный молоток употреблялся только для легких работ; для ковки больших криц пользовались каменным молотом, наковальней служил прочный камень. Из железа вырабатывали мотыги, топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, украшения (запястья и др.) и даже иглы без ушек. Плавили также медь, которая шла главным образом для изготовления украшений (браслеты, ожерелья). Искусством плавки металла обладали далеко не все, и не каждый мог обзавестись необходимыми приспособлениями и инструментом. Плавкой металла и кузнечным ремеслом занимались немногие, и они считались знатными членами общества.

Гончарный круг юго-восточным банту еще не был известен. Глиняную посуду делали, начиная со дна, путем наращивания глиняных колец; потом ее обжигали на костре, накладывая в середину сухой травы. После обжига поверхность посуды покрывали слоями красной охры и графита и ^полировали до блеска. Из дерева выделывали ручки для металлических орудий и инструментов, ложки, чашки и пр. Деревянные изделия, особенно чашки и кубки, украшались богатым геометрическим орнаментом. Бечуаны и некоторые другие племена придавали ручкам ложек вид фигур различных животных, особенно часто жирафы.

Из травы и камыша плели цыновки, маты, зернохранилища, корзины и многие другие предметы домашнего обихода.

Банту достигли высокого мастерства в обработке шкур и изготовлении дз них одежды. Мужчины и женщины носили каросс - род плаща или накидки из шкур, которым укрывались и по ночам 1 . Накароссы шлишкуры антилоп, газелей, серебристого шакала и других животных, реже быка. Снятую с убитого животного шкуру высушивали, очищали от мездры толченым песчаником и разминали руками, смазанными жиром, пока шкура не становилась мягкой и эластичной, как шелк. Свежую шкуру быка выделывали несколько по-иному: ее растягивали на земле, высушивали и затем очищали скребком от жира и мяса; ее разминала группа мужчин под звуки хоровой песни. Иногда на шкуру наносили геометрический орнамент. Кароссы родовой и племенной знати выделывались из шкур львов, пантер и шакалов; ношение этих шкур было привилегией знати и отличало ее от рядовых членов общины. Каросс носили мехом внутрь и закрепляли на плече завязками из кожаных ремешков.

Кроме каросса, носили набедренники и передники, обычно из мерлушки. Набедренник мужчины представлял собою треугольный кусок шкуры, длинный угол которого пропускался между ног и сзади прикреплялся к поясу. Женщины носили передник - короткий прямоугольный кусок шкуры. Такой же кусок шкуры, только с длинным разрезом посредине, прикреплялся сзади. Из шкур животных изготовляли сандалии и мешки для хранения и переноски продуктов, а кроме того, бечуаны изготовляли вместительные сосуды для доставки молока с отдаленных пастбищ.

Украшениями служили нитки бус, ручные, ножные и шейные кольца из железа или меди, разнообразные подвески, браслеты и налобные повязки. На голове носили меховые шапочки, а иногда плетенные из травы конические шляпы.

Южноафриканские племена банту до европейского завоевания вели натуральное хозяйство. Разделение труда было еще главным образом половозрастное. Мужчины занимались скотоводством, охотой и производством изделий из железа и дерева. Земледелие было делом женщин, но целину поднимали мужчины. На плечах женщины лежала почти вся хозяйственная работа по дому. Она носила воду, заготовляла топливо, размалывала на зернотерках просо, готовила пищу, варила пиво, поддерживала порядок и чистоту в хижине. Она занималась сбором дикорастущих плодов, изготовляла глиняную посуду, цыновки и т. д. При постройке хижины мужчины возводили остов, а все остальные работы предоставляли женщинам. Подростки пасли скот, помогали отцам или старшим братьям, а девушки под руководством взрослых женщин занимались домашним хозяйством.

Экономические связи выражались во взаимопомощи, в организации коллективной охоты и во внутриплеменном обмене изделиями домашней промышленности: изделиями кузнечного ремесла, глиняной и деревянной посудой, украшениями, оружием, зерном и скотом. Производства на рынок банту не знали, базаров не существовало. Обмен носил исключительно местный, случайный характер. Всеобщего эквивалента не было, но уже устанавливались определенные пропорции: за глиняный горшок отдавали столько зерна, сколько в нем помещалось; одинассегай приравнивался к быку.

Более значительно был развит межплеменной обмен. Вела его преимущественно родо-племенная знать, в руках которой скапливалось большое количество скота, шкур и разных изделий домашней промышленности; слоновая кость и шкуры некоторых животных были монопольной собственностью вождей племен, и только они могли обменивать их. Рядовые члены племени вели внешний обмен только с разрешения вождя и с уплатой ему некоторой доли.

Поддерживался оживленный обмен между племенами банту, с одной стороны, готтентотами и бушменами - с другой. В местности по среднему течению р. Оранжевая возникало нечто подобное ежегодным ярмаркам, на которых встречались бечуаны и готтентоты. Бечуаны «в дождливый сезон переходили отделявшую их от кой-коинов пустыню и приносили с собой табак, ложки и запястья из слоновой кости, медные кольца и браслеты, медные и железные ожерелья, топоры и копья с железными наконечниками, прекрасные кожаные кароссы и обменивали все это на скот» 1 . Готтентоты служили посредниками между племенами банту и бушменами, выменивая у последних страусовые перья и яйца, шкуры диких животных и рога. Не менее оживленный обмен имел место между зулусами н басуто. Басуто предлагали шкуры леопардов, страусовые перья, крылья журавлей и получали скот, мотыги, наконечники копий, медные кольца и ожерелья.

Сильный толчок развитию обмена дало появление португальцевТв Мозамбике, бурских колонистов на Капском полуострове, английских купцов в Натале и проникновение во внутренние районы охотников и скупщиков слоновой кости, купцов, миссионеров и путешественников, доставлявших продукцию европейской промышленности. Английский миссионер Р. Моффат сообщает, что хотя у матабеле право на торговлю с иноплеменниками и белыми принадлежало вождю - Моселекатсе, но женщины тайком приносили ему молоко и другие продукты, чтобы выменять европейские диковинки; как видно, монополия вождя уже оказывалась стеснительной и постепенно подрывалась. Европейские товары только еще начинали проникать к матабеле. 17 сентября 1857 г. Моффат писал жене, что видел первого матабеле в европейском костюме - старой куртке и коротких брюках; это был один из военачальников, близких к Моселекатсе, выехавший навстречу Моффату. Моселекатсе показывал Моффату две большие корзины, наполненные европейскими товарами: клетчатыми тканями, набивным ситцем, носовыми платками, оконными занавесками. Все это лежало без употребления; жены Моселекатсе не интересовались текстильными товарами, а сам он заботился прежде всего о приобретении ружей для защиты от буров, и фургонов, так как никаких транспортных средств у него не было.

Основной формой поселения большинства племен был крааль, в котором, как правило, жила одна большая семья. Все краали имели почти одинаковую круглую планировку: в центре крааля - скотный двор, огороженный частоколом, плетнем, каменной или глинобитной оградой. Кругом скотного двора в определенном порядке располагались хижины: ближе к выходу из скотного двора - хижина первой жены или матери, затем хижина второй жены, третьей, хижина детей и т. д. Около каждой хижины - пристройка для приготовления пищи и иногда другая пристройка - кладовая. Зерно хранилось в особых зернохранилищах - в ямах, стенки которых обмазывались глиной, или в огромных куполообразных корзинах на подмостках.

У бечуанов была принята иная форма поселения - крупные поселения, насчитывающие до тысячи и более хижин. В сущности это те же краали, но расположенные кучно. Вызывалось это недостатком в стране бечуанов источников воды, и население группировалось вокруг немногочисленных водоемов.

Жилищем южноафриканским банту служили круглые в основании хижины. Сооружали их следующим образом: длинные, тонкие жердочки закапывали в землю по кругу, вершины их нагибали, переплетали и связывали; на получившийся полусферический остов накладывали слой травы, связанной пучками. Этот остов поддерживался одним или несколькими столбами; в центре хижины устраивался очаг, а в крыше над ним - дымоход. Кровати, столы, стулья заменяли цыновки, маты из травы. Деревянных построек банту не знали. У некоторых племен, как бечуаны, встречались сложенные из камня хижины и глинобитные печи.

На нашей планете осталось не так много мест, где можно увидеть сообщества людей, живущих в условиях быта, практически не изменившихся на протяжении многих столетий. Одним из таких мест является Африка, там сохранились люди, которые живут охотой, рыбалкой и собирательством. Эти племенные сообщества ведут в основном замкнутый образ жизни, редко выходящие на контакт с окружающим их населением.

Хотя в последнее время традиционный уклад многих народностей и племён претерпел значительные изменения, и они всё больше интегрируются в современные товарно-денежные отношения, но многие продолжают заниматься натуральным хозяйством.

Для этих сообществ характерно низкопродуктивное сельское хозяйство. Главной экономической задачей у них является самообеспечение основными продуктами питания, чтобы не допустить длительного голода. Слабость экономического взаимодействия и полное отсутствие торговли, нередко становятся причиной межэтнических противоречий и даже вооружённых конфликтов.

Другие же племена достигли более высокого уровня экономического развития, постепенно ассимилировавшись с более крупными государствообразующими народами, и потерявшие при этом свои отличительные черты.

Отказ от натуральных форм хозяйствования, и всё большая вовлечённость в современные экономические отношения, способствует повышению культурного и технологического развития. Что выражается в повышении производительности, и общем подъёме материального благосостояния.

Например, внедрение плуга у некоторых земледельческих народностей и племён в Западной Африке, привело к существенному повышению урожайности и увеличению наличных средств, что в свою очередь привело к созданию благоприятных условий для дальнейшей модернизации сельскохозяйственных работ, и начала механизации.

Список крупнейших Африканских племён и народностей

  • Масаи
  • Маконде
  • Мбути
  • Мурси
  • Календжин
  • Оромо
  • Пигмеи
  • Самбуру
  • Свази
  • Туареги
  • Хамер
  • Химба
  • Бушмены
  • Гурма
  • Бамбара
  • Фульбе
  • Волоф
  • Малави
  • Динка
  • Бонго

Более 1 млрд.

человек живет на африканском континенте или 34 человека на одном квадратном километре. Фактически население Африки размещается неравномерно. Опаленные зноем безводные пустыни, где дождей не бывает годами, почти безлюдны.

Какие народы населяют Африку и как они распределяются на материке?(только коротко пжл)

В непроходимых лесах Экваториальной Африки прорубили тропы лишь немногие племена охотников. А в низовьях больших рек обработан каждый клочок земли. Здесь плотность населения резко увеличивается.

В нильском оазисе на одном квадратном километре живет свыше трех тысяч человек.

Северное и восточное побережье материка, берега гвинейского залива тоже плотно заселены. В крупных городах сосредоточена международная торговля и современная промышленность, банки и научные центры.

Северную Африку населяют арабы и берберы, которые относятся к южной ветви европеоидной расы.

12 веков назад на средиземноморское побережье пришли арабы. Они смешались с местным населением и передали ему свой язык, культуру, религию. Древние постройки свидетельствуют о высоком искусстве арабских зодчих, о вкусе и мастерстве народа.

Старинные арабские города до сих пор сохранили свой неповторимый облик. Укрытые от солнца узкие улочки, лавочки торговцев на каждом углу, мастерские ремесленников.

К югу от Сахары простирается обширная территория Центральной Африки.

Здесь живут многочисленные негритянские народы: суданские народы, пигмеи, народы банту, нилоты. Все они относятся к экваториальной расе. Отличительные черты расы: темный цвет кожи, курчавые волосы, — складывались длительное время под влиянием природных условий. Среди негроидов сотни различных племен и народностей с неповторимыми чертами лица, формой головы, оттенка цвета кожи.

Нилотские народы, например, самые высокие люди на материке. Средний рост мужчины-нилота — 182 см, а рост пигмея — 145 см. В лесах Экваториальной Африки живут самые низкорослые люди на земле, искусные следопыты и охотники.

Веками остается неизменным облик африканских хижин. В таких деревнях живет большая часть населения Центральной Африки. Источник пропитания — земледелие. Главное орудие труды — мотыга.

В саванне и редколесье с богатым травяным покровом пасут крупнорогатый скот кочевники-скотоводы. Жители побережья кроме земледелия и животноводства занимаются ловлей рыбы.

А некоторые народы полностью связали свою жизнь с водной стихией.

На востоке Африки на территории Эфиопии и Сомали расположены народы смешанной расы (народы Эфиопии и Сомали, нилоты, народы банту). Древние предки сомалийцев и эфиопов, вероятно, произошли от смешения европеоидов и негроидов.

Тонкие черты лица как у европеоидов, темны цвет волос и курчавые волосы как у негроидов. Раскопки на территории Эфиопии показали, что человек там жил 4 млн.

лет назад.

Коренное население Южной Африки — бушмены, готтентоты, буры. Южная Африка является само развитой частью черного континента за счет промышленности ЮАР.

У восточного побережья материка расположен остров Мадакаскар.

Здесь живут мальгаши, представители монголоидной расы. 2000 лет назад мальгаши приплыли на Мадагаскар из Индонезии.

Многие ученые считают, что Африка представляет собой появление человека. Археологи, раскопавшие в Восточной Африке во второй половине 20-го века, нашли останки «умного человека», возраст которого составляет около 2,7 миллиона лет.

Более древние человеческие останки были найдены в Эфиопии около 4 миллионов лет.

Африка по регионам, а также по регионам занимает третье место (после Евразии) между континентами.

Население континента состоит из национальных и иностранных жителей, население которых составляет около 600 миллионов человек. Здесь представлены представители всех основных гонок.

В Северной Африке обитают представители южной ветви европеоидной расовой группы (характеризующейся темной кожей, узким носом, темными глазами). Это коренные народы — берберов и арабов. К югу от Сахары живут черные люди, принадлежащие к экваториальной расе, в которую входят подполья и многочисленные группы наций.

Наиболее разнообразное неродное население, живущее на юге Сахары и побережье залива Гвинея. Сотни племен и народов различаются по цвету, высоте, чертам лица, языку, образу жизни, занимают эти территории.

Военные зоны, Восточная и Южная Африка, населены людьми, принадлежащими к группе банту. В экваториальных лесах есть пигмеи, которые выделяются среди негров, небольшой рост (до 150 см), более светлый цвет кожи, тонкие губы.

В пустынях и полупустынях Южной Африки обитают готтентоты и бушмены, несущие признаки монголоидов и негароидов.

Часть жителей континента имеет смешанное происхождение, поскольку оно было сформировано путем смешивания двух рас и более, жителей дельты Нила, Эфиопского нагорья, острова Мадагаскар. Важная часть населения состоит из новичков. Почти во всех странах живут бывшие колонии европейцев: на побережье Средиземного моря — на французском и южном континентах — для буров (потомков голландских поселенцев), британцев, французов, немцев и других.

Население континента крайне неравномерно.

Политическая карта. Многие африканские страны являются древними цивилизациями. Египет, Гана, Эфиопия, Бенин, Дагомеи и др. Европейская колонизация рабской торговли негативно отразилась на развитии экономики и культуры наций в Африке.

К началу двадцатого века почти все территории континента были разделены капиталистическими государствами. До Второй мировой войны на континенте насчитывалось всего четыре независимых государства — Египет, Эфиопия, Либерия и Южная Африка. В начале шестидесятых XX. Столетия в Африке развили активную освободительную борьбу народов за независимость.

В 1990 году последняя колония Намибии обрела независимость.

На континенте насчитывается 55 стран. За исключением Южной Африки, которая экономически развита, остальные страны развиваются. Страны Северной Африки. Территория Северной Африки включает в себя территорию Атласских гор, песчаные и каменные пространства горячей Сахары и саванны в Судане.

Судан — естественный район, простирающийся от Сахары (север) в бассейне Конго (на юге), от Атлантики (на западе) до предгорий Эфиопского нагорья (на востоке). Географы часто смотрят на эту область как часть Центральной Африки.

В число стран Северной Африки входят Египет, Алжир, Марокко, Тунис и другие страны. Все страны имеют соответствующее географическое положение, достигают Атлантического океана и перетекают в Средиземное море и Красное море.

Население этих стран имеет долгосрочные экономические и культурные связи со странами Европы и Юго-Западной Азии. Северные территории многих стран Северной Африки расположены в субтропических районах, главным образом в зоне тропических пустынь.

Самая густонаселенная береговая линия Средиземного моря, северные склоны Атласских гор и долины Нила.

В Сахаре жизнь сосредоточена в основном в оазисах, которых довольно много.

Большинство людей создавали их в местах, близких к подземным водам, на окраинах песчаных пустынь и на сухих каналах. Население стран довольно однородно. В прошлом эта часть континента была заселена Бербером в VIII веке. Century.

Люди, живущие в Африке

пришли арабы, была смесь народов. Парикмахеры приняли ислам и написание арабов. В странах Северной Африки (по сравнению с другими странами континента) существует множество крупных и малых городов, в которых проживает значительная часть населения. Один из крупнейших городов Африки — Каир — столица Египта.

Подземные страны Северной Африки богаты минеральными ресурсами.

В Атласских горах есть минералы, марганцевые и полиметаллические руды, фосфориты, а в Египте есть следы. Рядом с Средиземным морем и Сахарой ​​есть большие запасы нефти и природного газа. От полей до портов города трубопроводы растянуты.

Страны Судана и Центральной Африки.

В этой части континента находятся Заир. Ангола, Судан, Чад. Нигерии и многих малых странах. Земли очень разнообразны — от сухих низко травянистых до влажных высоких луговых саванн и экваториальных лесов. Часть леса уменьшена, и на их месте построены тропические растения.

Страны Восточной Африки. Крупнейшими странами региона являются Эфиопия, Кения, Танзания, Сомали. Они расположены в самой высокой и самой подвижной части континента, характеризующейся глубокими разломами земной коры, дефектами, вулканами, крупными озерами.

Река Нил начинается на восточноафриканском плато.

Природа стран Восточной Африки, несмотря на то, что почти вся территория находится в том же субэкваториальном поясе, очень разнообразна: тропические пустыни, различные типы саун и влажные экваториальные леса. На высоте, на склонах высоких вулканов, высота четко выражена.

Современное население Восточной Африки является результатом смешения разных рас. Представители эфиопской маленькой расы выступают прежде всего за христианство. Другая часть населения относится к людям негроидов — банту, которые говорят на суахили.

Здесь и предыдущее население — европейцы, арабы и индейцы.

Страны Южной Африки. На территории этой узкой, самой южной части континента (Южная Африка, Намибия, Замбия и т. Д.) Насчитывается десять стран, и многие из них очень маленькие (Лесото и т. Д.). Природа богата и разнообразна — от пустынь до влажных тропических лесов. В рельефе преобладают высокие равнины, поднятые по краям. Климат варьируется с севера на юг и с востока на запад.

В Южной Африке наибольшее количество алмазов, урановых руд, золота, руд цветных металлов не только на континенте, но и в мире.

Коренные народы — это люди банту, бушменов и готтентотов, а Мадагаскар живет на Мадагаскаре. Первыми европейцами, которые мигрировали в Южную Африку, были голландцы, а позже они также появились на английском языке. Из смешанных браков европейцев с африканцами возникла группа людей, называемых цветными.

Современное население Южной Африки, помимо автохтонных, составлено из европейцев, особенно потомков голландских поселенцев (буров) и англичан, цветных людей, а также азиатов.

Народы Африки

Народы Центральной, Восточной и Южной Африки

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Значительная часть Африканского континента к югу населена многочисленными народами языковой подгруппы бенуэ-конго, часть из которой объединяют по общим названием банту. Банту хорошо знали мотыжное земледелие, а отдельные народы даже земледелие с искусственным орошением.

Земледельцами являются банту тропической зоны в бассейне Конго. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото, обладали высокой техникой кладки каменных зданий из блоков. Они создали ряд самостоятельных государственных образований: Баконго, Балуба, Бутанда, Мономотапа. У банту сложилась два основных хоз.культ.типа: земледельческий и скотоводческий. Для всей Африки характерна подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обработкой почвы.

На склонах холмов – террасное земледелие. Из-за недостатка пригодной земли крестьяне-банту продлевают срок использования полевых участков путем чередования посевов разных культур, внесения удобрений и использования системы ирригации. Скотоводческое хозяйство имеет свои особенности: в бассейне Конго мало домашних животных, недостаток в мясной пище покрывают продукты охоты и рыболовства. Что касается Восточной Тропической Африки (ВТА), здесь развито скотоводство больше. Главный транспорт здесь – осел и лошади.

Что касается Южноафриканского скотоводства, то оно было и остается пастбищным. Массовый падеж скота от чумы в 19 веке, захват земель европейскими колонизаторами, изгон банту в неудобные резерваты подорвали их скотоводческое хозяйство.

Народы банту знакомы с металлургией железа и меди. Кузнечное ремесло принимало здесь художественные формы, т.е. оружия отличались и качеством и отделкой. Поселения банту – большие и малые деревни, обнесенные высокой изгородью. Жилища – в основе плетеный каркас, с боков и сверху тростник, пальмовые листья или солома.

В каждой деревне имеется специальный дом или навес для общественных собраний мужчин. У народов Южной Африки основной формой поселения является крааль, в котором обитает большая патриархальная семья. Около каждого дома находится постройка для приготовления пищи. Одежда: в условиях жары здесь используется минимум одежды: и мужские и женские набедренные повязки, сплетенные из травы или шкуры животных.

Ткачество большинству банту не было известно. В последнее время стали распространяться привозные текстильные ткани и одежда европейского покроя. Главой деревни являлся старший в роду дядя по материнской линии. Он распределял землю и руководил религиозными обрядами общины. У большинства народов ЦТА в прошлом столетии сохранялся патриарх.род.

Земля находится в совместном владении деревни-общины.

Каждый член наделен полевым участком (который нельзя купить, продать или подарить). Родовые и племенные вожди при поддержке колониальной администрации превратились в эксплуатационную верхушку. Родовой строй Восточной Африки находится в стадии разложения. Основная экономическая ячейка – индивидуальная семья. Все управление страной находится в руках знати, которая из своей среды выбирает «царя», сначала по женской линии, а затем стали выбирать по отцовской линии. Государство Конго просуществовало до конца 19 века.

Проникновение капитализма в Ц, В и Ю Африку ускорило распад родоплеменных отношений и способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Началось объединение разрозненных прежде племен в крупные этнические сообщества.

Каждая семья поклонялась своему мужскому предку, а племя в целом предкам вождя.

Для банту характерны смутные представления о местном боге:

1. Бог наделялся чертами своего создателя — человека.

2. Бог – это «антропоморфное» существо, посылающее дождь.

3. Бог для банту это просто олицетворение неба.

Народы Западной Азии

Западная Азия занимает обширные области евразийского континента (полуостров Малая Азия, Месопотамия, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, Ливант).

Здесь находится ряд государств: Турецкая республика, Исламская республика, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Бахрейн, Арабские Эмираты и мн.др.).природные условия – господство засушливых ландшафтов с широким распространением пустынь.

Крупные реки – Тигр и Евфрат.

Первые свидетельства об этническом составе ЗА появляются на рубеже 4-3 тыс.до н.э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии Древнейшее государство и изобрели клинопись.

В ЗА распространено значительное количество языков, которые относятся к различным ветвям 3-х языковых семей: индоевропейская (иранская ветвь: языки фарси, пушту, таджикские, курдские и др.); семито-хамитская (арабский литературный язык со своими говорами и диалектами) и алтайская (тюркские языки, входящие в разные ветви: турецкая ветвь, азербайджанская, татарская, туркменская и т.д.).

По антропологическим признакам почти все население ЗА принадлежит к различным расовым типам большой европеоидной расы.

Современный этнический состав сложен и большая его часть многонациональна. С трудностями связано установление этнического состава Турции, Ирана и Афганистана. Официальный язык и письменность: арабский (распространен в арабских странах), а, например, в Израиле – язык иврит, а письменность основана на древнееврейском алфавите.

Хозяйством занято большая часть ЗА (за исключением промышленности).

2 хоз.культ.типа: плужное земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Поля орошаются двумя способами: самотек (пашни лежат ниже уровня реки), перекачка воды (когда уровень ниже возделываемых полей). «Кяризное орошение» – это системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды (цепь колодцев).

В пустынных и засушливых местностях небольшие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колодцев. В некоторых странах, особенно Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естественное увлажнение дождем. Земли обрабатывают деревянным плугом с железным сошником, мотыгами, лопатами, а современные механизированные земледельческие орудия имеют только зажиточные хозяйства.

Земледельцы разводят одомашненных животных, как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти.

В большей части арабских стран главные с/х культуры: пшеница, ячмень, финиковые пальмы, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене – кофе. В Турции, Иране, Афганистане выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев.

В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Имеются плантации опийного мака.

Животноводство ведется земледельцами в стойловой и отгонной формах.

В пустынях и горах ЗА наблюдается кочевнический хоз.культ.тип: кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство.

Ремесла и домашнее производство получили высокое развитие, существуют мастера по выплавке и обработке металлов (изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь). Большого совершенства достигли резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. Здесь ткут лучшие в мире ковры.

Сельские поселения значительно преобладают над городскими и их облик отличается в зависимости от природных условий и местных традиций (например, Турция – поселения, расположенные на морском побережье, в Иране – в предгорьях, в Афганистане – в горных долинах).

Поселения земледельцев – крупные, в горной местности – небольшие. В центре крупного поселения находится базарная площадь, мечеть (церковь), кофейня и административные постройки.

От центра разветвляются кривые улочки, а водопроводы находятся в основном в центре города. Селения кочевников и полукочевников временные и сезонные.

Наиболее долговечные летом. Типы жилищ земледельческого и скотоводческого населения разнообразны. Это земледельческие сооружения (равнин и предгорий) прямоугольные, квадратные, в виде дома из сырцового кирпича с плоской крышей.

Бедняки живут в однокамерных жилых постройках, зажиточные в многокамерных. Интерьер: подстилки-ковры на полах, топчаны-кровати, сундуки с имуществом. У других (Турция и Иран) – невысокая мебель, а у зажиточного населения – фабричная мебель.

Кочевые жилища (например, у туркмен) представляют собой кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутые войлоком. У всех других палатки из шерстяных тканей или брезента, натянутого на шесты.

Традиционная утварь: у земледельце и скотоводов – глиняная посуда. Пищу готовят в котлах. Пищевой рацион: пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи, мясо употребляют зажиточные люди. Напитки: чай с мятой, кофе. Традиционные транспортные средства состоят из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта.

Костюм большей части населения схож по типу, а разнообразие наблюдается в головных уборах. Мужской костюм состоит из широкой (до колен) рубашки с рукавами, штаны с широким шагом, халат-плащ.

Зимой – шуба из овчины. Традиционный костюм сохранился главным образом у кочевников. Женская одежда – длинная рубаха-платье и узкие длинные штаны, кафтаны, плащи, халаты.

Семья и семейные отношения основаны на нормах религиозного и обычного права (мусульмане – полигамия, брак-покупка, ортокузенные браки, у кочевников – племенная эндогамия и левират).

Положение женщин неравноправное. В общественных отношениях наблюдается пестрота и в наши дни, в них остаются и феодальные пережитки (Турция).

Духовная культура.

У кочевых народов особенно развито устное творчество, а у оседлых земледельцев развито народная музыкальная культура. Музыкальные инструменты щипковые, ударные, духовые. В народной медицине используются природные средства в соединении с религиозно-магическими поверьями.

Жанры фольклора: сказки, легенды, сатирические произведения. Популярен уличный народный театр марионеток и теней и спортивные состязания. В деревнях и бедных городских кварталах наблюдается неграмотность.

По религиозной принадлежности большая часть населения принадлежит к разным толкам ислама (монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований).

Священная книга – Коран. Ислам имеет течения: суннизм и шиизм. В ЗА существует синкретические религии – это результат смешения христианства, ислама и древних языческих верований. Религия удерживает в этом регионе очень сильные позиции.

Народы Южной Азии

Этот регион занимает территорию полуострова Индостан, остров Шри-Ланка, Ликкодивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова.

Государства: Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская республика.

В ЮА насчитывается около 200 народов. Население говорит на языках индийской, иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи, а также на языках дравидийской, автроазиатской и китайско-тибеской семей.

В ЮА происходят интенсивные языковые процессы, которые выражаются в переходе малых народов на языки своих более многочисленных соседей. В антропологическом отношении население севера ЮА принадлежит к южным европеоидам.

В 3-2 тыс.до н.э. стали проникать племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда.

Дравиды по антропологическому типу южные европеоиды были создателями цивилизации в долине Инда. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и их ассимировали. Группы и население, говорившее на индоевропейских языках попадали в ЮА с севера. На северо-востоке формировались монголоидные по антропологическому типу группы.

Производящее хозяйство стало возникать рано. Большинство народов БА земледельцы, используют плужное земледелие с животноводством и ремесленным производством (хоз.культ.тип).

В Индии выращиваются рис и пшеница (мало), просяные и бобовые, хлопок, сахарный тростник, кофе, табак, чай. Скот является священным, поэтому число непродуктивных животных велико, что в свою очередь затрудняет развитие с/х. Земледелие ведется в орошаемой форме. Используют плуг, жнут серпами. Постепенно складываются и другие хоз.культ.типы:

1. Кочевое и полукочевое скотоводство (пуштуны, белуджи).

Они подчинялись государствам, на землях которых обитали, развитые классовые отношения стали возникать после оседлости и перехода к земледелию.

2. Мотыжные земледельцы: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса.

3. Промежуточный хоз.культ.тип: комплексное хозяйство отсталых лесных народов, которое основывалось на примитивных мотыгах и на охоте, собирательстве, рыболовстве.

Значительная часть населения живет в сельской местности.

Планировка, типы их жилищ различны: поселения уличного типа, по традиции каст (в различных кварталах), крупные поселения, кочевые поселения и деревни на холмах. В крестьянских домах – низкие топчаны, на которых сидят и спят, низкие табуретки, столики.

Одежда красочная, сшитая и несшитая. У мужчин: дхоти (несшитая набедренная повязка), штаны, рубахи, куртки, шапочки-тюрбаны (запрет кожаной обуви), ходят босиком или тряпичная обувь.

Женщины – сари (длинное полотнище ткани несшитое), кофточки, шали, много украшений.

Утварь в основном из металлической, глиняной, деревянной посуду. Пища – растительная и молочная. Транспорт – повозка с упряжкой из волов, зебу, вьюк.

Семья и общественный строй различаются в соответствии с уровнем социально-экономического развития и принадлежности к индуистской, мусульманской или другой религии.

У индуисткой и мусульманской семьи были большие патриархальные семьи. О браках договаривались родители (браки только между членами одной касты). Имя и наследство по материнской линии. Женщины имели равные права с мужчинами. В семейно-брачных отношениях малых народов наблюдается парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. кЛассовые отношения возникли тысячелетия назад, но у некоторых народов остались пережитки. Существует кастовая система, т.е.

профессиональные касты или касты по происхождению. Существует 4 основные касты (варны):

1. Брахманы (жрецы).

2. Кшатрии (воины).

3. Вайшья (земледельцы).

4. Шудра (слуги).

Эпические произведения «Махабхарата», «Рамаяна» и др. Их читают, поют и декламируют. Популярны представления фокусников (факиров). Музыкальные инструменты – щипковые, смычковые, барабаны. Высокого развития достигли изобразительное искусство и архитектура (архитектурный комплекс Агры, Тадж-Махал), развита резьба по дереву, миниатюра.

Народ славится медициной – природные лекарственные средства, воздействие на психику человека, йога.

Кто населяет Африку

Наблюдаются различные религиозные верования: наибольшее количество верующих имеет индуизм, ислам и буддизм. Индуизм корнями восходит к религиям древних арией – политеистическая религия, божества Вишна и Шива, Лакшми. Также существует культ предков.

Буддизм возник в Северной Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм признает всех равными. Джайнизм возник примерно в 6–5 вв. до н.э. Тоже не признает кастовой систем.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Под народностями банту принято понимать общее для более чем 400 этнических групп название, в ряде случаев звучащее просто как «народ банту». Фактически же это целая группа народов, самыми крупными из которых являются руанда, малави, макуа, шона, рунди, конго, коса и чокве. Местом обитания банту является вся территория Африки к югу от Сахары.


Различные народности объединены схожими языками и общими традициями. Многие банту имеют два или несколько языков, самым распространенным из которых является суахили. По ориентировочной оценке ученых, на территории континента сегодня проживает около 200 млн представителей банту, наибольшей концентрацией которых отличается Центральная, Южная и Восточная .

Как считают ведущие ученые-исследователи африканского континента, эти племена вместе с и готтентотами дали начало формированию так называемой Южно-африканской цветной расы. Банту и их раса до сих пор вызывают немало споров в научной среде.

Классическими особенностями внешности представителей племен этой группы являются темная кожа, жесткие волосы, структура которых весьма необычна – каждый волос завивается по спирали, низкая переносица, широкие крылья носа, толстые губы и высокий рост, у некоторых народов в своем среднем значении превышающий 180 см. Люди банту весьма охотно идут на контакт с туристами, позволяя за небольшую плату делать их фото и развлекая иностранцев экскурсиями по своим деревням.

Систему религиозных взглядов различных племен банту составляют традиционные анимистические верования, христианство и ислам. Причем религия в жизни этих людей тесно связано не только с традициями и обрядами, но и с повседневной жизнью.

Племенные поселения представляют собой деревни разного размера и разной планировки пространства. Наиболее характерным типом жилища является плетеный круглый дом, зачастую покрытый слоем глины. В южной части ареала расселения (территория ЮАР) дома принято штукатурить и расписывать, а в северной части и на юго-восточном побережье дома прямоугольные, а крыша имеет два или четыре ската или же выполнена в форме плоского земляного пласта. Главным занятием банту по сей день остается земледелие. Выращивают они бобовые, кукурузу, сорго, батат, тыкву, кунжут и просо.

С давних времен банту одевались в набедренные повязки либо в передники, самостоятельно изготовленные из травы или шкур животных. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций и характерных особенностей многих , например таких, как банту и зулусы, одежда местных африканских жителей ничем не отличается от жителей .

В продолжение видео, демонстрирующее понятие красоты у племени Банту и их быт.

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Лучшие статьи по теме