Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Прогресс и регресс феодальной раздробленности. Период феодальной раздробленности – закономерный этап развития феодального государства

Прогресс и регресс феодальной раздробленности. Период феодальной раздробленности – закономерный этап развития феодального государства

К концу XI в. государствах Западной и Центральной Европы завершился процесс формирования феодальных отношений. Это способствовало быстрому подъему средневековых обществ технико-экономическом и культурном отношении.

Произошли существенные сдвиги в развитии основной отрасли средневековой экономики - сельском хозяйстве. Осваивались необработанные земли, улучшилась обработка земли, распространилось трехполье, усовершенствовались орудия труда (колесный плуг и т.д.). Важным технологическим переворотом стало распространение водяных и ветряных мельниц. Расширилось производство зерна и технических культур - льна, конопли, вайды. Наблюдался резкий рост урожайности и увеличение сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее развитие получило животноводство - большую роль стало играть овцеводство, улучшались породы скота. Появилась новая упряж - хомут, что способствовало широкому использованию лошадей в сельском хозяйстве. Появились новые отрасли сельского хозяйства: огородничество, садоводство, виноградарство, выращивание масличных культур. Развивались и совершенствовались виноделие, маслоделие, мельничное дело.

Прогрессивные сдвиги в развитии средневековой экономике позволили крестьянину накапливать излишки сельхоз продуктов и обменивать их на изделия, изготовленные ремесленниками-профессионалами. В свою очередь ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Совершенствовалась техника и технология ремесла. Больших успехов достигли металлургия, кузнечное и оружейное дело, обработка кожи, гончарное и строительное дело. Особо стоит отметить достижения в сукноделии. Научились выделывать шерстяные ткани, что способствовало постепенному вытеснению меховой и льняной одежды по всей Европе (главными очагами сукноделия были Северная Италия и Фландрия). Таким образом, ремесленное производство отделилось от сельского хозяйства, составив особую форму трудовой деятельности, а ремесленник - профессионал превратился в мелкого товаропроизводителя. Тем самым были созданы предпосылки для возникновения городов и развития торговли.

Деревенские ремесленники составили первоначальное население средневекового города. Новые города появлялись около замков и крепостей, стены которых могли служить надежной защитой (Страсбург и т.д.); вокруг монастырей, где собиралось большое количество народа (сен Жермен, Сант Яго и т.д.); около мостов и переправ через реки (Кембридж, Оксфорд и т.д.); на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов, где издавно действовали традиционные торжища. Города приобретали большое экономическое значение, становясь центрами ремесла и торговли. Иногда это были административные, военные и церковные центры.

Население средневекового города было чрезвычайно неоднородным по своему составу. Жители городов были заняты:

В сфере производства товаров и торговли: ремесленники различных специальностей и торговцы (сами сбывавшие свой товар), огородники и промысловики; наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы - купцы, занимавшиеся внутренней и внешней торговлей

Продажей услуг и обслуживанием рынка: матросы, извозчики, носильщики, цирюльники, трактирщики и т.д.;

В крупных городах, которые являлись политико-административными центрами жили:

· феодалы со своим окружением (прислуга и военные отряды), служилая бюрократия, нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов, студенты, магистры и другие представители нарождающейся интеллигенции. Заметную часть населению составляло духовенство;

· поденщики, чернорабочие, люди, жившие случайными заработками, нищие.

Средневековые города возникали на земле королей, светских и духовных феодалов. Городские жители попадали к ним в поземельную, личную и судебную зависимость. Это создало благоприятные условия для активной борьбы городского населения с феодалами за свои права и независимость.

Важнейшими результатами этой нелегкой борьбы были:

1. Освобождение подавляющего большинства горожан от личной зависимости.

2. Оформление особого средневекового сословия горожан. В экономическом отношении это сословие было связано с торговой и ремесленной деятельностью. В политико-правовом отношении члены данного сословия пользовались рядом специфических привилегий и вольностей (личная свобода, участие в городском ополчении, в формировании муниципалитете и др.).

3. Развитие городского самоуправления. Города стали второй (после феодалов) политической силой, что способствовало зарождению новых элементов в механизмах государственной власти. В XIII-XIV вв. в Западной Европе возникают сословно-представительные учреждения - прообразы современных парламентов.

Во всех странах, где победили феодальные отношения, прослеживается одна неизменная тенденция - политический распад, образование более или менее самостоятельных уделов, падение силы и значение центральной власти. Помешать осуществлению этой тенденции или задержать ее могли только исключительные обстоятельства, примером которых может служить завоевание Англии в 1066 году.

Экономический и культурный подъем наблюдался и на Руси, где также произошло окончательное оформление феодальных отношений. Большие успехи были связаны с развитием сельского хозяйства, и особенно земледелия (хлебопашество было основным занятием примерно 90% населения). Зона пахотного земледелия продвинулась далеко на северо-восток. В более южных районах переложную систему сменила система с двупольным и трехпольным севооборотом. Улучшилась техника обработки почвы. Археологический материал свидетельствует о наличие рала с узким лезвием без полоза, плуга с лемехом, рала с широким лезвием, многозубой сохи, мотыг, серпов, кос-горбуш и т.д. Стали выращивать новые сельскохозяйственные культуры. Резко возросло поголовье скота. Скотоводство давало шерсть, мясо, молоко, масло, кожу, тягловых животных.

Огромное значение в жизни русского общества X – XII вв. играли города. Городское население Руси составляло не более 1,5-3 % всех жителей. Страна городов» насчитывала к X в. 20 городов, к XI в. – 32, а XII в. – более 60-ти городов. Правда, по мнению историков, многие из них являлись маленькими крепостицами, в которых находились богатырские заставы, и совсем не было посада. Но два-три десятка городов оправдывали свое название. Это были политические, культурные, торгово-ремесленные и оборонные центры Руси. От западноевропейских каменных городов русские города отличались более просторными улицами и усадебным принципом застройки.

Активно велась внутренняя и внешняя торговля. Торговыми партнерами Руси были Византия, Скандинавские и страны и государства Западной Европы. Важными статьями экспорта были мех, воск, мед, булатное оружие, а импорта - предметы культа и роскоши, книги, драгоценные металлы и др.

Наблюдался расцвет ремесла. В городах действовали ремесленные мастерские, работавшие в основном на заказ, но иногда менявшие или продававшие свою продукцию на рынке. Важнейшей отраслью ремесла являлась обработка железа. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Ассортимент железных изделий доходил до 150 наименований. В кузнях XI – XII вв. выплавлялся особый вид стали – булат. Русские булатные мечи были необычайно прочными и острыми и высоко ценились на Востоке. Крупнейшими кузнечными центрами на Руси являлись города Киев, Новгород, Смоленск, Галич и Вышгород.

На Руси в в XI XII вв. процветало ювелирное дело. Причем по технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западноевропейских. Процветали и другие виды ремесла: гончарное, столярное, изготовление посуды и украшений из стекла, строительство и связанные с ним ремесла – плотничество, резьба и тесание камня, обжиг извести и кирпича (плинфы). Расширяется каменное строительство (хотя, гораздо в меньших масштабах, чем на Западе), главным образом церковное.

Таким образом, в X - XII вв. в развитие стран Западной Европы и Руси наблюдается принципиальная общность многих процессов.

В это время параллельно с вступлением феодализма в стадию зрелости происходит распад раннефеодальных государств в Западной и Центральной Европе. И в рамках этого общеевропейского процесса, происходит дробление русских земель. В исторической науке этот процесс назван феодальной раздробленностью и рассматривается исследователями как закономерный этап развития феодального государства, характеризующийся высоким уровнем развития феодальных отношений. Период феодальной раздробленности длился на Руси 300 лет – с XII до конца XV в.

На основе анализа социально-экономического и культурного развития европейских стран и Руси можно четко обозначить причины феодальной раздробленности:

1. Общие для всех феодальных государств:

А) Господство натурального хозяйства обеспечило с одной стороны, развитие вотчинного землевладения, резкий подъем местного хозяйства и торговли, с другой – отсутствие хозяйственной специализации районов и ограничение экономических связей между отдельными землями.

Б) «Оседание» дружины на землю, т.е. превращение ее членов в феодалов, важнейшей сословной привилегией которых сделалось право собственности на землю. В неразрывной связи с этим находится власть феодала над крестьянством, его право судить и наказывать без суда. Это повлияло на ослабление политической зависимости отдельных земель от центральной власти. Были созданы предпосылки для решения военно-политических (оборонно-наступательных) задач местными силами.

2. Специфические для Руси:

А) Падение роли Киева как общерусского центра вследствие появления в южнорусских степях половцев, что сделало путь по Днепру опасным, усилив отток населения из Киева и его окрестностей на северо-запад.

Б) Порядок наследования Киевского великокняжеского престола, сочетавший две тенденции наследования: от отца к сыну (византийское право) и к старшему в роду (русский обычай), что усиливало междоусобную борьбу.

В) Ослабление внешней угрозы после разгрома Хазарского каганата и печенегов, снижения активности варягов и стабилизации отношений с Византийской империей.

Г) Наличие удельной системы, созданной Ярославом Мудрым. После его смерти (1054 г.) при Ярославичах Русь стали сотрясать междоусобные войны. Государственное единство Руси заколебалось. Древнерусское государство из единоличной монархии превратилось в монархию федеративную, возглавляемую несколькими наиболее сильными и авторитетными князьями – Ярославичами.

В полной мере восстановил единство Руси черниговский князь Владимир Мономах (киевский князь в 113-1125 гг.). После смерти Всеволода Киевского (1093) он стал наиболее популярным князем на Руси. По его инициативе был созван в Любиче в 1097 г. съезд князей. Его основными задачами были: а) прекращение междоусобной борьбы; и б) объединение усилий в борьбе против половцев (в 1093 г. половцы осуществили опустошительный набег на Русь, князья потерпели сокрушительное поражение + 1095 г. – новый поход половцев). На этом съезде князья договорились, что «каждому князю держать свою вотчин», но действовать сообща и подчиняться старшему князю.

В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Умер ненавистный киевлянам Святополк, который вел дела с евреями ростовщиками (те брали 100-200% за долги, а должников обращали в рабов. Киевляне принялись громить дома ростовщиков и многих бояр. «Лучшие люди» послали за Владимиром Мономахом, который смог утихомирить Киев.

В популярной исторической литературе термин феодальная раздробленность связывается с причиной татаро-монгольского ига и всех бедствий, которые наступили в русских землях на протяжении 500 лет. Основу феодального способа производства составляет натуральное хозяйство (совокупность товаропроизводителей, объединённых собственностью на средства производства). Возникшее феодальное производство, призванное урегулировать отношения между феодалами и зависимыми крестьянами, обычно краткосрочно по времени своего существования, например, Империя Карла Великого.

В Древнерусских землях существует 3 способа образования феодальной собственности: земля князя и его родственников; земли "посаженных на место" дружинников (феодальная знать); земли "лучших людей" общины (родоплеменная знать). Из-за неразвитости социально-экономических отношений и первичности внешних причин при образовании Древнерусского государства третий способ был предпочтителен. В советской историографии приоритетным считался экономический вариант развития феодальных отношений в Древнерусских землях, т.е. феодальная раздробленность - это закономерный этап в развитии общества. Развитие натурального хозяйства в итоге приводит к тому, что отдельные субъекты собственности в состоянии содержать свой аппарат собственности.

Уже в 50е гг. XX в. Черепнин, а затем и Фроянов выдвинули другую версию возникновения феодальных отношений. У славян не произошло классического (в европейском смысле этого слова) разделения на 2 класса. Большую часть товаропроизводителей составляли крестьяне-общинники. Приоритетными причинами феодальной раздробленности были внутри и внешне политические. Несовершенство законодательства определяло порядок наследования ("лестничный" - старший в роду становился во главе государства). Ричард Пайпс, классический сторонник "Норманнской теории", утверждал, что варяги настолько пренебрежительно относились к славянам, что даже не удосужились оставить какой-нибудь закон о порядке передачи власти.

В действительности же сам вариант развития древнерусского общества - экстенсивный, заставлял киевских князей оборонять рубежи братьям, которые в силу особенностей славянского способа производства, становились врагами. "Лестничный" принцип наследования породил борьбу за престол. Другой причиной феодальной раздробленности стало ослабление внешнеполитической опасности. В конце XI в. в дикой степи печенегов сменили половцы, которые очень быстро сами распались на отдельные воинственные группы, с которыми отдельные князья научились договариваться, использовать в своих целях. Необходимости создавать большую дружину не было.

ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Единого русского государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее родственными связями и общими интересами в обороне от степных кочевников. Движение князей по городам по «Ряду Ярослава» создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившееся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Яролслава интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей. Половецкие набеги на Русь способствовали во многом консолидации русских князей для отражения внешней опасности. Ослабление опасности с юга разрывало союз русских князей, которые в междоусобицах не раз сами приводили половецкие войска. Марксисткая историография выдвигала экономические причины на первый план. Период феодальной раздробленности рассматривался как закономерный этап развития феодализма. Господство натурального хозяйства не способствовало установлению прочных связей между регионами и вело к обособленности. Появление феодальной вотчины с эксплуатацией зависимого населения требовало сильной власти на местах, а не в центре. Рост городов, колонизация и развитие новых земель привели к возникновению новых крупных центров Руси. Слабо связанных с Киевом.

В XI в. произошёл распад единого Древнерусского государства на 13-14 княжеств. Наиболее выделяющимися по своим особенностям развития были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское княжества. В то время процесс оттока (по выражению Льва Гумилёва) пассианарно-активного населения, т.е. способного на переселение и жизнь на новом месте, из исторически-сложившихся мест расселения славян в северную Русь. Земли северо-западной Руси исключительно богатые лесом, полезными ископаемыми, защищённые от набегов кочевников. Очень большое значение приобрели Суздаль, Муром, Ростов, Ярославль, Галич, Нижний Новгород, Владимир-на-Клязьме.

Наиболее политически активными княжествами стали Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества. Киев же утратил свой авторитет. Для князей занятие Киевского престола становился чисто символическим событием, тем не менее, сам этот факт порождал распри, междоусобицы.

Владимиро-Суздальское княжество получило известность при шестом сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком(1125-1157). Он дважды боролся за Киевский престол. Этот факт свидетельствует о том, что Киев - лишь формальная столица Древнерусского государства. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский(1157-1174) тоже боролся за Киевский престол, но, став Киевским князем, вернулся. С его правления Владимирские князья получили статус Великих. Наивысшего расцвета княжество достигло при брате Андрея Боголюбского Всеволоде Большое Гнездо(1176-1212). Всеволод расправился с убийцами брата, установил самодержавную форму правления в княжестве, которая и определяла политическое развитие всей северо-западной Руси.

Галицко-Волынское княжество. Наибольшую известность из местных князей имел Ярослав Осмомысл(1152-1187). Он знал 8 иностранных языков. Наиболее крупными и значимыми городами были Владимир Волынский, Галич, Перемышль, Холм, Каменец. Княжество исключительно богато ценными породами леса (бук, орех), каменным углем. При Волынском князе Романе Мстиславовиче в 1199г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. Сын Романа Даниил(1234-1264) стал бороться за объединение земель против захватчиков, но не получив поддержки со стороны князей, заключил союз с Папой Римским. Даниил даже принял титул короля, но реальной помощи не добился. Дело в том, что крестоносцы могли бы помочь Руси, но основной целью их походов было обогащение. Крестоносцам-католикам ничего бы не досталось после Орды. Даниил разочаровался в союзе с Папой Римским и отверг его. Галицко-Волынское княжество характеризуется большим влиянием дворянства в политической жизни. Бояре называли Даниила князем и самостоятельно распоряжались в своих землях. Это говорит о влиянии политических традиций Западной Европы, где власть аристократии была очень велика.

Новгородское Княжество. Геополитическое положение определяли условия её социально-экономического и политического развития. По сравнению с другими славянскими землями, условия для земледелия были здесь неблагоприятными. Зато много пушнины и соли. Новгородская земля находилась на пути "Из варяг в греки". И именно торговля определяла социальную дифференциацию населения. Есть мнение историков, что Новгород и Старая Ладога возникли как варяжские центры сбора налогов, где затем стали селиться словене, кривичи и представители фино-угорцев (меря). Отношения славян с фино-угорцами в этом регионе складывались по-разному: на ранней (догосударственной) стадии они сосуществовали достаточно мирно, но по мере экспансии новгородцев на север за пушниной начались стычки. Однако уже к XI-ХII вв. организовывались совместные войска для защиты от немецких и шведских феодалов. Новгород сыграл значительную роль в политической истории Древней Руси. Олег, Владимир, Ярослав начинали своё восхождение на Киевский престол из Новгорода, набирая варягов в свою дружину. Эти факты свидетельствуют о том, что даже в период государственности Новгород не был мононациональным центром славянских земель, был своеобразным звеном между Русью и Европой.

Социальную верхушку новгородского общества составляли, прежде всего, бояре-землевладельцы. Класс бояр формировался здесь иначе, чем в остальных регионах: это были не дружинники князя, а местная родоплеменная знать, следовательно, от князя не зависимая (они ничем не были обязаны ему). Посредниками между новгородскими боярами и внешним миром были купцы (гости), которые вели от их имени торговлю. Новгород импортировал ткани, металлические изделия, сырьё для ремесленного производства, экспортировал меха и изделия ремесленников. Поскольку сырьё принадлежало боярам, то им и принадлежало большинство прибыли от торговли. Основными партнёрами новгородцев были немецкий город Любек (Гондзейский союз между независимыми городами Германии) и шведские купцы с острова Готланд. Сами новгородцы совершали в Европу лишь единичные походы, т.к. суда в X-ХIII вв. не могли совершать длительные плавания.

Ремесленники в Новгороде находились в значительной зависимости от дворянства. Очень часто сами мастерские ремесленников находились на территории боярских усадеб. Политическое устройство Новгородской земли очень часто называют Новгородской феодальной или аристократической республикой. В действительности политическая власть была сосредоточена в руках 300-400 семей (как правило, боярских), которые и были субъектами политического права, т.е. участниками органов местного самоуправления - Вече. В его работе могли принимать участие и богатые купцы. Вече выбирало главу местного самоуправления посадника и тысяцкого. В современной исторической литературе мнение о функциях тысяцкого расходятся. Классически: тысяцкий возглавлял народное ополчение. Однако сейчас считают, что это если и была его функция, то второстепенная. В первую очередь тысяцкий отвечал за сбор налогов, т.к. по профессиям новгородские ремесленники и купцы делились на сотни, которые объединялись в тысячи. Вече выбирало и новгородского архиепископа. Это было уникальным явлением, т.к. во всех остальных землях епископ назначался Киевским митрополитом, а затем утверждался Киевской митрополией. Архиепископ отвечал за внешнюю политику, скреплял все международные договоры новгородцев, ведал казной Новгорода.

Административно город делился на районы - концы. Первоначально их было 3, в каждом своё Вече, которое выбирало кончакского старосту. Концы делились на улицы, где также было Вече (ремесленники и бояре). Князь никогда не играл в Новгороде решающей политической роли. В 1136г. новгородцы прогнали Всеволода(1078-1093). С тех пор стали приглашать к себе на княжение наиболее знатных представителей рода Рюриковичей, которые формально были собственниками Новгородской земли, олицетворяли связь Новгорода с Русью вообще. Причём, нельзя на примере Александра Невского считать, что князь приглашался как командующий Новгородским войском (исключительные случаи). Новгород, как правило, приглашал малолетних представителей дома Рюриковичей. По примеру Новгорода была устроена Псковская феодальная республика, которая, впрочем, самостоятельной роли от Новгородской не играла.

Киев оставался центром русских земель, но лишь формальным, также сохранялся приоритет в религии столицы.

Неизвестный автор "Слова о полку Игореве", обращаясь к русским князьям, призывал их к объединению, прекращению кровавых междоусобиц, которые приводили к трагическим последствиям для русских земель. Из самого этого выдающегося произведения древнерусской литературы видно: не исчезла сама идея единства Русской земли, междоусобицы исключительно тяжело отражались на населении. Феодальная раздробленность есть процесс объективный и закономерный. Он приводит к развитию и расцвету культуры в материальном и духовном направлении. Но в наших условиях процесс феодальной раздробленности проходил иначе, чем в Западной Европе. Русские князья привлекали половцев в качестве союзников. Феодальная раздробленность ослабляла княжества, прежде всего, с точки зрения их способности защиты от врагов. Это фактически привело к гибели Древнерусской цивилизации.

Еще из раздела История:

  • Шпаргалка: Хронология исторических событий в России XVIII века

Феодальная раздробленность, ее причины

Государство существовало с 882 года до первой трети двенадцатого века.

Время в русской истории со второй трети 12 века по середину 15 века получило название периода феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность - закономерное явление в истории каждой страны. Феодальная раздробленность имеет место при переходе от раннего феодализма к классическому феодализму. Это закономерный этап, который обязательно наступает с утверждением феодальных отношений.

Первая основная причина, которая порождает другие - утверждение натурального хозяйства. Утверждение натурального хозяйства способствует тому, что хозяйства становятся экономически замкнутыми. Им не нужны связи. Каждое хозяйство самодостаточно и смысл тесных торговых связей отпадает.

Для феодализма характерна аграрная экономика. Конечно, связи сохраняются, развивается ремесло. Но все же это - замкнутые хозяйства.

Если раньше дружинники и князья жили за счет добычи, то теперь вся прибыль, доход князей идет не от боевых походов, а от эксплуатации зависимых крестьян. Т.е. меняется акцент. Куда удобнее сидеть дома с членами семьи и отдыхать, когда на тебя работают крестьяне.

Иными словами, с середины 11 века, когда статьей дохода становится не военное дело, а эксплуатация крестьян, дружинники князя больше не хотят воевать, появляются сепаратистские тенденции.

Для появления сепаративных тенденций есть и социально-политические причины. Когда Святослав уничтожил Хазарский каганат, то тем самым совершил большую ошибку, потому что это было прикрытием русских земель от кочевников и после его уничтожения, кочевники хлынули на русские земли.

На смену печенегам теперь пришли половцы. А к этому времени Киевская Русь - это огромные просторы: от берегов Днестра, до верховьев Оки и Волги. И естественно управлять государством, а, прежде всего, защищать его, Киевская дружина уже не могла. Владимир, конечно, создал систему оповещения, но дружина просто не могла оперативно реагировать.

Богатеющие бояре на те средства, которые получали от крестьян, начинают создавать собственные дружины. Дружина появляется у каждого удельного князя.

Еще одна социально-экономическая причина, способствующая изоляции - развитие феодальных отношений. С появлением феодально-зависимых крестьян появляется неравенство, зависимость. В 1029 году - восстания, и т.п. Иными словами, восстания против феодалов. Поэтому мы говорим, что с 11 века начинает расти классовая борьба. Каждый феодал, создавал дружину, помощь великого князя феодалам уже не нужна.

Но на Руси были и причины субъективного порядка. Ярослав Мудрый перед смертью, чтобы предотвратить битву между сыновьями, поделил державу свою на 5 частей между сыновьями, и внуком. И вводит "родовой принцип": старший сын - Главное Киевское Княжество, и новгородский престол; дальше второй сын получал княжество статусом пониже, третий сын еще мене престижное княжество. Последнему сыну досталось самое захудалое княжество. Если умирает старший сын, то его место занимает второй сын, а место последнего занимает старший внук, при смерти второго сына, последнее занимает второй по старшинству внук.

Это был "родовой принцип", т.к. престол переходил не внутри семьи, а внутри рода - от брата к брату. И было правило, что племянник не мог быть старше дяди.

Этот принцип отчасти уберег Русь от усобицы на вторую половину 11 века. Ярослав Мудрый мудро распределил, когда кому княжить. Но долго это сохраняться не могло, т.к. каждый отец беспокоится больше о своем сыне, чем о своем брате. Естественно, что с конца века появляются княжеские усобицы. Но до конца 11 века Русь оставалась Федерацией удельных княжеств, той формой государства, какой была при Ярославле Мудром и его отце Владимире I.

Однако вскоре началась путаница.

Она увеличилась на столько, что в 1097 году в городе Любечь собрались Ярославичи и его внуки, и стали обсуждать, кому и как править, как урегулировать отношения. Решили, что каждый держит свою вотчину, и завещает кому угодно, но Родину защищают вместе. Т.е. сохраняется конфедерация. Каждый индивидуален, кроме охраны земель глобальных.

В 1113 году происходит восстание, пригоняют Святополка из Киева, и по правилам, по завещанию престол должен был занять Олег. Но Киевляне на вече выбирают Владимира. Он правил с 1113 по 1125.

Его правление, а потом и его сына Ростислава Великого - последнее время, когда еще была Единая Русь.

Потом Русь распадется на ряд княжеств никак не связанных между собой. Сначала это было 15 княжеств, потом их становится свыше 50, а к средине 14 века, насчитывалось более 250 княжеств.

Это лоскутное одеяло. За время феодальной раздробленности на землях обозначилось три типа государственности, которые существовали у славян.

Первый тип, это самодержавная власть, монархия. Она возникает на северо-востоке Руси. Чем он отличался от Киевской Руси? Северо-восток, а он возвышался со времен внука Мономаха Владимира. После смерти, Мстислава, киевский престол с 49-57 год, занимает младшей сын Владимира Мономаха - Ю.В. Долгорукий - еще типичный князь для киевской Руси. Он уже не держит всю Русь, но он сидит в Киеве. После его смерти в 57 оду, на его место идет старший сын А.Ю. Боголюбский. В 1169 году устав от распрей, он покидает Киев и уезжает, делает своей резиденцией Владимир. С этого времени резиденция переходит во Владимирское княжество. Киевское княжество перестает быть передовым княжеством.

Возникают основы самодержавной власти. Почему возникает новый тип правления? На Киевской Руси князья были пришлыми, они переезжают из княжества в княжество. Они пришли на земли, т.е. они были пришлыми.

И теперь земледельцы приходили на земли князя. Это было как бы основой или предпосылкой для складывания государственной собственности, т.е. князь давал землю, а не отбирал ее. Это становится экономической основой самодержавной власти. На основе владимирской ветви возникнет впоследствии московское царство.

Второй тип правления возникает на северо-западе - Псков. Это специфичный район. Тут неплодородные земли, основным занятием было ремесло и торговля.

С начала раздробленности, пути из Варяг в Греки замирают и становятся небезопасными, и ремесленники ориентируются с русской направленности на западно-европейскую. С городов можно было спокойно выйти в море. Поэтому северо-запад начинает больше контактировать с западной Европой, чем с Русью.

В Европе же к тому времени возникает купеческий ганзейский союз. Мы вступаем туда. Общаясь с Гамбургом, Венецией и т.п., Новгород впитывает их традиции, форму правления. В Новгороде и Пскове возникает феодальная республика.

Власть князя становится минимальной. Она распространяется только на военное дело. У него нет никакой административной власти. Высшая законодательная власть принадлежала народному вече - боярство, купцы и т.п. Вече нанимает князя или увольняет - для охраны. Александр Невский увольнялся и нанимался снова 5 раз.

Таким образом, князь в Новгороде не имел власти, собственности. Он служил за жалование в Новгородской дружине.

Высшая распорядительная власть принадлежала посаднику. Вече выбирало посадника из бояр, и он был как бы мэром города, ему принадлежала исполнительная власть.

Тысяцкий - его избирали, главой управления, суд, и возглавлял ополчение на поле боя. Их выбирали из ремесленников. А в последствии - из бояр.

И еще одна должность - новгородский Архиепископ. Он отличался от архиепископов других княжеств. Он как бы был главным. Он фактически был министром иностранных дел. Он принимал делегации, подписывал договоры. Он ездил в посольства, хранил Новгородскую казну в Кафедральном Соборе.

Новгородская республика была феноменальной, она просуществовала до 1478 года, пока Иван III не присоединил Новгород к Московскому царству.

И вот здесь хоть и разные формы правления, тем не менее, возникает как бы два центра формирования великоросской народности, т.к. общий язык, традиции, верование, хотя культура и фольклор севера отличается от центра.

Третий центр - юго-запад, или "Червонная Русь". Он похож на Киевскую Русь - Галицко-Волынское, Полоцкое и другие княжества. Они располагались на богатых плодородных землях. Земля ценилась, и сохранилось крупное боярское землевладение.

К сожалению, эти земли, начиная с 14 века, были подчинены государству, которое возникло в это время - великое "Литовское и Русское" княжество. Затем это княжество объединилось Польшей. Возникает другая форма религии. На смену православию приходит униатская церковь (На основе флорентийской). Иная религия, язык. Давление Польши. Здесь с 14-15 век зарождаются две другие народности - украинская и белорусская. Здесь другой этнический состав, другие религиозные традиции, это все же другая культура.

Таким образом, феодальная раздробленность была длительным периодом в Русской истории, вместе с тем феодальная раздробленность отрицательно сказалась на обороноспособности русских земель.

С середины 13 века Русь покорена татаро-монгольским Игом, и это Иго сохранялось в продолжение 2,5 веков.

Причины и факторы раздробленности Древней Руси, увидели, что повлекло к созданию образования новых государственных центров, провели обзор крупнейших из этих центров и рассмотрели значимость этого периода в истории России.

Данный период являлся важной предпосылкой для становления единого и целостного государства. Феодальная раздробленность на Древней Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры.

Феодальная раздробленность есть процесс объективный и закономерный. Он приводит к развитию и расцвету культуры в материальном и духовном направлении. Но в наших условиях процесс феодальной раздробленности проходил иначе, чем в Западной Европе. Русские князья привлекали половцев в качестве союзников. Феодальная раздробленность ослабляла княжества, прежде всего, с точки зрения их способности защиты от врагов. Это фактически привело к гибели Древнерусской цивилизации.

На рубеже XI – XII вв. Киевская Русь вступила в новую фазу исторического развития. Историки XIX в. называли эту эпоху удельным периодом, советские исследователи – феодальной раздробленностью. Феодальная раздробленность закономерный этап в развитии феодализма. Он приходит на смену раннефеодальной монархии и характеризуется экономической и политической самостоятельностью регионов.

Необходимо особо подчеркнуть, что в удельную эпоху существовании древнерусского государства не следует говорить о ликвидации государственности как таковой. Государственное устройство русских земель в этот период напоминало федерацию. Несмотря на политическую самостоятельность регионов по-прежнему оставались факторы, удерживающие русскую землю от окончательного распада.

Древнерусская народность, объединенная религиозной и языковой общностью, продолжала осознавать себя как целостный организм. Начиная с середины XII в. киевский престол постепенно теряет свое значение консолидирующего центра. При этом титул великого князя продолжает существовать, «кочуя» из княжества в княжество.

Следует выделить три группы причин, которые способствовали обособлению русских земель в период феодальной раздробленности.

1. Экономические причины. Экономика Киевской Руси базировалась на натуральном хозяйстве , что в совокупности со всеми иными факторами привело к экономической самодостаточности отдельных регионов. Изменения в сфере производительных сил способствовали улучшению в сельском хозяйстве. Появление деревянного плуга с железным лемехом, двузубой сохи дало возможность поднять уровень производства. На смену двупольной пришла трехпольная система земледелия, хотя применялись и перелог, и подсека. Отделение ремесла от сельского хозяйства дало толчок к росту городов. Их число увеличилось с 60 в XI в. до 130 в XII столетии. Города стремились к независимости от Киева, а представители местной аристократии поддерживали эту тенденцию.



В XI – XII вв. торговый путь «из варяг в греки» потерял свое былое значение. Во время Крестовых походов вся торговля переместилась в Средиземноморский регион. Важнейшими городами Европы, связывавшими Европу и Азию, стали Генуя и Венеция. Киев перестал быть центром торговли европейского уровня.

2.Основной социальной причиной , способствующей децентрализации Киевской Руси, стало обособление древнерусского боярства .Ставшее мощной социальной силой, сформировавшееся из племенной знати и княжеских дружинников, боярство поддерживало сепаратистские настроения.Бояре, получавшие вотчины, стремились обособить свои владения от княжеской власти, неизбежно вступая с ней в политическое противостояние.

3. Политическая причина заключалась в запутанности принципа престолонаследия, введенного Ярославом Мудрым. Русские князья принадлежали к одному роду, но это не спасло их от междоусобных конфликтов. Постепенно наметилась тенденция к закреплению за князьями вотчин своих отцов. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, который определил: «Каждый да держит отчину свою». Это решение явилось поводом к вступлению Руси в удельный период своей истории, который имел свои положительные и отрицательные последствия.

Политическая децентрализация власти способствовала концентрации всех материальных ресурсов в отдельных русских землях. Это привело к расцвету экономики и культуры федерации русских земель. Местные князья, заинтересованные в развитии внешнеторговых связей, старались обустроить охрану торговых путей и обеспечить безопасность купцов. В отдельных землях легче было осуществлять охрану правопорядка.

Первая половина XII – начало XIII вв. характеризовались бурным подъемом хозяйственной и культурной деятельности во всех русских землях. Это проявилось в увеличении объема внешнеторговых сделок, повсеместном росте городов, каменном строительстве. Вместе с тем, удельная эпоха сопровождалась колоссальным ослаблением военно-стратегической мощи государства. Несмотря на то, что Киевский престол потерял свое значение как политического центра, междоусобная борьба велась удельными правителями за великокняжеский титул. Князья стремились завоевать Киев, но, получив великокняжеский престол, не оставались в древнерусской столице, а возвращались с этим титулом в свое княжество. Обстановка осложнялась не только противостоянием внутри княжеской династии, но и вступлением в политическую борьбу боярского сословия, претендовавшего на власть в большинстве русских земель. Нестабильность политической жизни неизбежно влияла на природу внутриэкономического развития русских княжеств и республик. Постепенно торговля между русскими землями затухала, ослаблялись социально-экономические связи, объединявшие отдельные регионы.

В результате действия центробежных сил Древнерусское государство в середине XII в. распалось на 14 княжеств, в начале XIII в. их было уже 50. Наиболее крупными русскими землями, в которых сформировались различные модели социально-политического развития, были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское княжество на юго-западе и Новгородская боярская республика на северо-западе.

Владимиро-Суздальское княжество образовалось на землях северо-восточной Руси, обособившихся в конце XII в., когда из южной Руси стали перемещаться славянские переселенцы на территорию, которая не подвергалась разорению половцев. Экономическое развитие молодого княжества обеспечивалось за счет плодородных земель и волжской речной артерии, по которой проходил торговый путь в Каспийской море. Это позволяло владимиро-суздальским князьям не только вести выгодную торговлю со странами Востока, но и контролировать торговые отношения Новгорода, а также косвенным образом влиять на его политику.

Выделение северо-восточной Руси происходит при сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком (1125-1157) . Расцвет этого княжества приходится на вторую половину XII – начало XIII вв. и связан с княжением сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Деятельность Андрея Боголюбского (1157-1174) по праву считается прообразом правление московских князей. Он предпринял два похода на Киев, в результате одного из них Боголюбский захватил великокняжеский титул. Однако князь не собирался править в Киеве. Приняв титул великого князя, он вернулся во Владимир на Клязьме – новую столицу северо-восточной Руси. Предметом забот Боголюбского стало возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Для этого он даже попытался создать автономную владимирскую митрополию, которая подчинялась бы только Константинополю, а не Киеву. Однако этим планам не суждено было сбыться. Для того, чтобы укрепить в обществе идею богоизбранности великокняжеской власти и утвердить Владимиро-Суздальского княжество в качестве нового общерусского центра, он предпринял несколько идеологически важных мероприятий. Из-под Киева Боголюбский тайно перевез во Владимир одну из самых почитаемых икон Богородицы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Сегодня эта икона известна как Владимирская икона Божьей Матери. При содействии Андрея Боголюбского был установлен праздник Покрова Божьей Матери (14 октября), был построен ряд уникальных храмов, таких как Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Далеко не всем из окружения князя нравилась проводившаяся им политика единоначального правления. Против Андрея Юрьевича был сформирован боярский заговор, в результате которого князь был зверски убит в своем имении Боголюбово, недалеко от Владимира. Политическую линию, направленную на укрепление великокняжеской власти, продолжил брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 ). В его владениях установилась единоличная княжеская власть, поскольку борьба с боярством закончилась в его пользу. Успехи социально-экономического развития Владимиро-Суздальской земли выдвигали княжество на роль политического центра Руси. Однако процесс консолидации русских земель вокруг великокняжеской власти был прерван монголо-татарским нашествием.

Иная политическая модель управления сложилась в Галицко-Волынской земле. Юго-западная Русь развивалась в благоприятных природно-климатических условиях. Благодатные черноземы позволяли получать высокие урожаи зерновых культур, значительные доходы приносили соляной промысел и торговля. Через Галицко-Волынское княжество проходили важнейшие торговые пути, связывавшие русские земли с Польшей, Венгрией, Моравией.

Галицко-волынская земля отличалась крупным боярским землевладением. Галицкие «великие бояре», имевшие значительные материальные средства для содержания собственных дружин, составляли оппозицию князю. Особенно жестокое противостояние между князем и боярам развернулось в начале XIII века. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславич объединил два княжества в одно. В начале XIII в. он принял титул великого князя. Папа Римский Иннокентий III предложил князю королевский титул взамен на принятие католичества, но Роман Мстиславич остался верен православию.

Окончательную борьбу над боярством одержал его сын – Даниил Галицкий . По мнению С.М. Соловьева, в русских землях XIII в. было два талантливых политика – Александр Ярославич Невский и Даниил Романович Галицкий. Однако их геополитические стратегии имели разнонаправленный вектор. Академик Г.В. Вернадский, сравнивая политику Александра Невского и Даниила Галицкого, отмечал, что Невский вел политику умиротворения и соглашательства с Ордой, но встал на защиту русских рубежей от католической экспансии, которая исходила от Запада.

Даниил Романович выбрал иной путь. Участвуя в борьбе за великокняжеский престол, он завладел Киевом, который в том же году (1240 г.) был разорен монголо-татарами. После восстановления разрушенных городов, начал искать союзников для объединения Руси и открытой борьбы против ордынцев. Его желание противостоять монголо-татарам сблизило его с младшим братом Александра Невского – Андреем. Впоследствии Даниил Романович нашел поддержку у римского понтифика, обещавшего русскому князю начать крестовый поход против Великой степи. От него Даниил Галицкий принял королевский титул (1253 г.) в обмен на распространение католичества. Однако после коронации, русское духовенство не признало власть Рима (митрополит киевский Кирилл II, ранее поддерживавший Даниила Романовича, переехал во Владимир). Не случилось и обещанного католиками похода против монголо-татар. После кончины Даниила Романовича Галицкое королевство разъединилось между тремя его сыновьями, но уже в XIV в. юго-западные земли оказались в составе Польши и Литвы, а единая древнерусская народность перестала существовать.

Одним из крупнейших центров периода феодальной раздробленности была Новгородская республика . Она занимала огромную территорию от Белого моря до верхней Волги, от Прибалтики до Урала. Своего хлеба в Новгороде было недостаточно, поэтому он закупался в соседних землях. Основу экономики Новгородской республики составляли ремесло и торговля. Основой его экспорта были ценные меха, кожа, китовое и моржовое сало, смола, воск, строевой лес. Выборное посадничество в Новгороде возникло, по-видимому, еще XI веке. Главным политическим органом было вече . Вече мог созвать и посадник, и тысяцкий, и любая группа граждан. Правом голоса обладали владельцы городских усадьб «300 золотых поясов», хотя иногда на вече принимали участие жители новгородских пригородов. Функции вече были всеобъемлющими: принятие законов; приглашение и заключение договоров с князем; выбор администрации города; решение вопроса о войне и мире.

Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа, который утверждался в дальнейшем киевским (потом владимирским) митрополитом. Епископ заведовал казной Великого Новгорода и контролировал эталоны мер и весов. Главой новгородской администрации был посадник . Посадники избирались из 4-х боярских родов на вече. В его руках находилось управление и суд. Должность тысяцкого – помощника посадника также являлась выборной. Он осуществлял контроль за налоговой системой, разбирал тяжбы по торговым делам.

Характерно, что Новгород не имел своей княжеской династии. Изначально великий киевский князь ставил в Новгород по соглашению с горожанами одного из своих сыновей, но затем республиканские порядки возобладали, и князь стал приглашаться в Великий Новгород в качестве наемного военачальника. С ним заключался договор. Князю и дружине не позволялось иметь владений в Новгороде, участвовать в экономической и политической жизни города. Иногда князю в «кормление» давались пригороды Новгорода. Таким образом, тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде, можно определить, как феодальная боярская республика с элементами прямой демократии.

Феодальная раздробленность не привела к исчезновению древнерусской государственности. Скорее следует говорить об определенном полицентризме в рамках одного весьма аморфного государственного образования. Политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой экономического и культурного упадка. Каждая земля искала формы политического устройства, при которых ее развитие было наиболее эффективным. Однако ряд внутренних причин (междоусобная борьба между князьями и боярством) и внешних (угроза со стороны Запада и Золотой Орды) ослабляли результаты этих попыток. Религиозная общность, связывавшая население разрозненных русских земель, а также единство церковной организации стали в дальнейшем глубинными предпосылками формирования единого российского государства. Вопрос заключался в том, какая форма политического устройства станет доминирующей в процессе консолидации русских земель – олигархическое правление, монархия или республика.

Период феодальной раздробленности – закономерный этап развития феодального государства. Особенности развития русских земель.

Тема 3: ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ И БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ (XII-XIV ВВ.).

План:

1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневекового общества и его своеобразие в русской истории. Особенности развития русских земель.

2. Крестовые походы на северо-западные русские земли. Александр Невский.

3. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси.

4. Москва – новый центр возрождения Руси. Борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский).

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Период феодальной раздробленности – закономерный этап развития феодального государства. Особенности развития русских земель.

Феодальная раздробленность является результатом взаимодействия целого комплекса факторов. Разделение относительно единой Руси на ряд самостоятельных государств объясняется развитием феодальных отношений, укреплением феодальных вотчин, и утверждением натурального хозяйства, которое препятствует установлению экономических связей, что, в свою очередь, приводит и к политической раздробленности. К концу XI века практически перестал существовать торговый путь «Из варяг в греки», так как на юге господствовали племена половцев. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное, т.е. отдельных семей рода Ярослава, приводило к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). Князь всё более думал не о получении более престижного и доходного Киевского престола, а о закреплении за собой собственного владения. Данная тенденция юридически была закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г. Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление каждого князя укрепить и расширить своё владение, порой за счёт соседей. Местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского князя. Феодальная раздробленность продолжалась на Руси до середины XV века и имела серьёзные последствия для судеб русского народа. Она стала одной из причин монголо-татарского ига, продолжавшегося более двух столетий и затормозившего экономическое и культурное развитие страны. Был прерван процесс формирования русского народа как единого восточнославянского этноса.

Тем не менее, подчеркнём, феодальная раздробленность вызывается самой природой феодализма, и связана с процессом формирования крупной земельной собственности в рамках феода и ведению натурального (т.е. самообеспечивающего хозяйства); относительно слабым уровнем развития торговли; становлению и развитию городов как объектов феодальной (сеньоральной) собственности; развитию ремесла в рамках земледельческого труда.

Большинство европейских стран пережили в той или иной степени этот период. Хотя, например, в Англии, он проявился в наименьшей степени, так как период раздробленных королевств связан со становлением феодализма в VI - Х веках, а постоянные иноземные вторжения потребовали объединения при сохранении значительной самостоятельности графств. На территории Франции этот период занимал время с X по XII века. На территории Италии и Германии феодальная раздробленность проходила как бы в два этапа: X-XIII века и ХУI – XIX в. Хотя во втором случае политическая раздробленность продолжалась уже в условиях зарождения и развития капитализма, но она выступала, как важнейший признак феодальной реакции, поэтому мы можем отнести ее к понятию феодальная раздробленность.

Русские княжества никогда даже после 882 г. не были едины, хотя и платили дань Киевским князьям. В них сохранялись обычаи и традиции племен, которые их основали. Собственная родоплеменная знать продолжала играть значительную роль, и постепенно превращалась в крупных местных землевладельцев (местное боярство). Относительное единство сохранялось благодаря знаменитому торговому пути «Из варяг в греки» и сложному геополитическому положению. Нашествие половцев, появление новых международных торговых путей на Восток (благодаря крестовым походам), привели к упадку торгового пути по Днепру. Кроме того, феодальной раздробленности и княжеским усобицам способствовал и сложившийся порядок престолонаследия на Руси («лествица»), когда Киевский престол переходил не от князя к старшему сыну, а «по очереди, и по старшинству» всего рода Рюриковичей. В XII веке Киевская Русь, по данным Б.А. Рыбакова распадается на пятнадцать самостоятельных княжеств. Использование старого принципа престолонаследия приводило к острой борьбе за каждый княжеский стол, и в конечном итоге к дальнейшему дроблению очередного княжества. В XIII веке на Руси насчитывалось 50 , а в XIV веке уже 250 княжеств, и этот процесс продолжался до середины XV века, когда на смену центробежной политической тенденции приходит принципиально иная, центростремительная.

Особенности развития русских земель. Среди множества русских княжеств выделяются три, наиболее крупных, где сформировались принципиально разные системы управления. Это Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля. Галицко-волынская Русь представляла собой самые западные русские земли. Это территория лучших на Земном шаре чернозёмов. Здесь прекрасные климатические условия для занятия земледелием. Кроме того, эти территории были достаточно удалены от кочевых маршрутов азиатских племён. Поэтому здесь рано формируется крупное землевладение и мощный слой местного боярства. Бояре часто противопоставляли себя князьям, и препятствовали формирования единоличной княжеской власти. В Галицко-Волынской земле проявилась тенденция формирования ограниченной княжеской власти. В борьбу бояр и князя часто вмешивались соседние государства. В конечном счёте, под угрозой монголо-татарского нашествия, эти территории вошли в состав Великого княжества литовского, и потеряли на многие века свой этнический (русский) статус.

Под ударами половцев в конце XI века, значительная часть русского населения стала покидать южные земли (киевские, черниговские, переяславские) и переселяться в северо-восточном направлении, в междуречье Оки и Волги, где, в последствие, оформляется Владимиро-Суздальское княжество. Именно здесь зарождается будущий центр России и особая форма политического управления. К началу ХII века здесь уже существовали города Переяславль-Залеский (новым городам на северо-востоке мигранты давали названия покинутых городов южно-русских земель, это и позволило проследить маршруты миграций русского населения), Галич (Залеский), Ярославль (основанный Ярославом Мудрым), Суздаль, Владимир (заложенный в 1108 г. Владимиром Мономахом). С сыном последнего Юрием Долгоруким связывается и основание в 1147 г. Москвы. Утверждение сильной княжеской власти, опирающейся на дружину, связано в этом районе с именами двух сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212).



Андрей Боголюбский подчинил себе Киев, но остался во Владимире, сделав его столицей своего удела. Для главного храма Владимира в честь Успения Божьей Матери, он выкрал в Киеве одну из самых древних и почитаемых на Руси икон (Владимирская Богоматерь). Он первым среди князей, стараясь подчеркнуть особый статус княжеской власти, недалеко от села Боголюбово построил княжескую резиденцию. Как отмечает летописец, Андрей Боголюбский хотел быть «самовластцем» всей Владимиро-Суздальской земли. В ходе борьбы за утверждение единоличной власти он жестоко расправлялся со всеми недовольными, не щадя и местную земельную аристократию. У многих бояр он отнимал родовые земли, и высылал в «дикие края», а конфискованные земли раздавал своим приближённым за верную службу. Так появляются зачатки служилого дворянства. Отношения между князем и служилым дворянством строились на основе принципа строго подчинения.

Постепенно Киев потерял свое первенство среди русских городов, а Владимиро-Суздальское княжество стало претендовать на лидерство среди русских земель. Строительство новых городов, полностью зависимых от князя, реконструкция Владимира в соответствии со статусом новой столицы, постоянные войны за расширение границ княжества вели к росту поборов с населения. Властный характер Андрея Боголюбского (недаром он был сыном половецкой княжны) вызывал недовольство и страх у приближенных. В результате, боярами Кучкиными был организован заговор против самодурствующего князя. Андрей Боголюбский погиб страшной смертью.

Политику укрепления единоличной власти продолжил Всеволод Большое Гнездо, он уже носил титул Великого князя Киевского и Великого князя Владимирского. Стала оформляться система наследственной передачи власти от отца к сыну. Всеволод, укрепляя положение княжества, сам же готовил гибель своим трудам. Уже при жизни он начал раздавать земли своим сыновьям. После его смерти началось быстрое дробление княжество и новая волна междоусобиц.

Своеобразная система управления сложилась в Новгородской республике. Главным органом управления здесь стало городское вече. Как считают специалисты, в вечевом собрании принимали участие 400-500 владельцев городских усадеб Новгорода. У него были широкие полномочия. Вече приглашало и изгоняло князя, выбирало тысяцкого, посадника, владыку и архимандрита. Посадник играл ведущую роль в управлении городом: заключал соглашения с князем, участвовал вместе с ним в военных походах и дипломатических переговорах. Он был так же сборщиком налогов. Для сбора податей весь город делился на десять сотен, во главе с сотниками.

Архимандрит Новгорода считался главой черного духовенства, монашества. Он постоянно пребывал в Юрьевом монастыре. Владыка, затем архиепископ управлял не только вотчиной "святой Софии", но и участвовал во многих мирских делах. Он был посредником между князем и посадником, подписывал международные договора, осуществлял контроль над эталонами мер и весов. Должность владыки была пожизненной.

Князь вначале помещался на Ярославом Дворище на торговой стороне Новгорода, а затем за его пределами. Он приводил с собой дружину, которая воевала вместе с новгородским ополчением. Князь собирал платежи, которые шли в Новгород из других городов, и был также высшей судебной инстанцией. Правда, князья в Новгороде надолго не задерживались. За два ХII-ХIII века в городе 58 раз менялись князья. Вечевая система Новгорода представляла собой зачаточную форму республиканского правления. Местное боярство было не заинтересованно в его развитии. Фактически управлял городом «Herren Rat» («Совет господ»), т.е. новгородское боярство, которое успешно манипулировало городским вече. Следовательно, более правильно называть новгородскую систему управления «боярская республика».

2. Крестовые походы на северо-западные русские земли. Александр Невский. В ХIII веке Русь столкнулась с двумя равновеликими опасностями. На Западе ей угрожали немецкие католические ордена, а на востоке огромная армия молодого сильного государства – Монголо-татарской империи. Сделать исторический выбор должен был Александр Невский.

Северо-западным русским землям в XIII веке пришлось выдержать целую серию крестовых походов немецких орденов (меченосцев, ливонского, тевтонского), организованных по призыву папы римского, цель которых состояла в захвате новых территорий для безземельного западноевропейского рыцарства и расширение ареала влияния католической церкви. Эти походы шли под лозунгом «Или католик, или мёртвый», что означало или насильственную католизацию русского населения, или его физическое истребление. Летом 1240 г. в устье Невы состоялась битва новгородского князя Александра Ярославича со шведами. За мужество, проявленное в этой битве, он был прозван Невским. Победа усилила влияние Александра Невского в Новгороде, что привело к обострению его отношений с боярством и отъезду из города. После вторжения Ливонского ордена в пределы Новгородской и Псковской земель, по просьбе новгородцев, он организовал новый отпор захватчикам. Победа над крестоносцами в Ледовом побоище (1242г.) поставила Александра Невского в ряд крупнейших полководцев своего времени. В условиях иноземной угрозы с северо-запада и монголо-татарского ига Александр Невский показал себя дальновидным политиком. Он отверг предложение папы римского принять католичество, вступить в союз и начать с Золотой Ордой. Соединяя в своих руках с 1252 года власть во Владимире и Новгороде, Александр Невский последовательно отстаивал независимость Руси. Он сдерживал попытки литовских князей к захвату русских территорий. Умелой политикой предотвращал разорительные нашествия ордынцев на русские княжества. По вызову хана ездил в Сарай-Берке (столицу Золотой Орды) и Каракорум (столицу Монгольской империи). В 1253 году отразил нападение на Псков и заключил договор с Ливонским орденом. С целью укрепления северо-западных границ Руси, был заключён договор между Новгородом и Норвегией о территориальном разграничении, а также договор с Литвой о совместной борьбе против Ливонского Ордена.

Александр Невский продолжал политику укрепление княжеской власти. Он самостоятельно подавлял антиордынские выступления населения, тем самым, предотвращая новые разорительные нашествия на русские города. Укрепление авторитета великого князя, очевидно, стало беспокоить ханов Золотой Орды. В 1263, возвращаясь из Сарая, Александр Ярославич, скоропостижно умер. После его смерти зависимость от Золотой Орды превращается в настоящее иго. Александр Невский канонизирован Русской Православной церковью. По приказу Петра I останки великого князя перевезены в 1724 году из Владимира в петербуржский Александро-Невский монастырь, который был основан в честь «Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского». В годы Великой Отечественной войны, как высшая военная награда, был введён орден Александра Невского.

3. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси. В конце ХII века на территории современной Монголии начинает формироваться новое государство, вошедшее в историю как Монголо-татарская империя. Многочисленные кочевые племена переживали время выделения родоплеменной знати. В 1180 году вождем одного из монгольских племен становится после смерти отца тринадцатилетний мальчик Темуджин, которому удалось объединить значительную часть монгольских племён. В 1206 г. на съезде ханов, большом Курултае, его провозгласили Чингисханом (Большим Ханом). Начинаются завоевания других народов: на севере Китая и в Корее, опустошительные набеги на Индию, Афганистан, Персию. В результате Чингисханом была создана огромную империю.

Империя Чингисхана была строго централизованным военно-феодальным государством. Монгольские племена были поделены на военно-административные единицы – тысячи, так как они должны были выставлять по тысяче воинов. Земли каждой тысячи он поделил между своими родственниками и сподвижниками. В армии была введена строжайшая дисциплина. Личная гвардия Чингисхана составляла десять тысяч человек и направлялась на подавление любого недовольства.

Внуки Чингисхана разделили империю на несколько частей. В низовьях Волги появилось государство Золотая Орда (столица г. Сарай-Берке, 200 км. от Волгограда). Захватывая новые и новые территории по берегам Каспия и Причерноморья, ордынцы пришли в столкновение с господствующими здесь половцами. Половцы имели двухвековые связи с русскими князьями: не только воевали, но и активно торговали, заключали династические браки и т.д. Поэтому они обратились за помощью к русским соседям. Южнорусские князья решили помочь своим беспокойным соседям, но выступили они разрознено. В 1223 г. Мстислав Удалой, не ожидая других князей, вступил в бой с ордынцами на реке Калке (недалеко от Азовского моря) и был разбит. Это было первое столкновение русских и ордынских войск. Можно предположить, что это поражение и несогласованность действий русских князей в определенноё мере ускорили нападение монголо-татар на русские земли.

Через тринадцать лет в 1237 г. ордынцы под руководством хана Батыя начали захват русских земель. Практически все русские земли стали данниками Золотой Орды за исключением несмкольких северо-западных княжеств.

После завоевания русских княжеств ордынцы двинулись в Европу. Их присутствие можно обнаружить и на территории современной Польши, Чехии, Болгарии, Венгрии. Именно в Венгрии они потерпели первое поражение, столкнувшись с объединённой армией нескольких европейских стран. Не менее важная причина поражение в центральной Европе состояла в том, что монголо-татары были вынуждены постоянно отправлять значительные вооружённые силы для подавления очередного антиордынского выступления в русских землях. Это ослабляло их военную мощь.

Ордынцы в завоёванных русских городах оставляли наместников (баскаков) с небольшими отрядами для сбора дани. Вскоре они отказались от такой системы, и, начиная с московского князя Ивана Калиты, перешли к раздаче ярлыков на княжение русским князьям, которые и должны были собирать дань и отвозить ее в Золотую Орду. За это ханы помогали русским князьям в продолжающейся междоусобной борьбе, что ещё более способствовало процессу политического дробления русских княжеств. Выделяются Ростовское, Ярославское, Углическое, Белозерское, Московское, Тверское, Нижегородское, Рязанское и другие княжества.

Особую роль в условиях зависимости от Золотой Орды сыграла Русская Православная церковь. Митрополиты, получая сан свой, стремились встать между князьями, принимали участие в политических интригах. Часто церковь выступала посредников в переговорах русских князей и золотоордынского хана, выторговывая себе определённые льготы. Нужно отметить, что монголо-татары до принятия ислама (XIV в.) как официальной, государственной религии, отличались определённой веротерпимостью. В Золотой орде были и язычники, и мусульмане, и иудаисты, и христиане. Поэтому хан, для усмирения русских князей часто прибегал к советам русского митрополита. В Сарай-Берке даже существовал двор русского митрополита. Монголо-татары не разрушали преднамеренно православных церквей и монастырей и освободили церковь от выплаты дани. Всё это в значительной мере способствовало сохранению самостоятельности церкви как хранительницы русской православной культуры. Это предопределило её особую роль в духовном возрождении русского народа.

Более чем двухвековая зависимость от Золотой Орды серьёзно деформировала процесс исторического развития русских земель, усилив политический фактор функционирования государства. Главное состоит в том, что были пресечены возможности для развития товарно-денежных отношений, способствующих становлению общенационального рынка, зарождению капиталистических отношений, формированию третьего сословия в обществе. Зависимость от Орды проявлялась в разных формах.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что русские земли более двух веков ежегодно выплачивали дань (ордынский выход, «хорадж»). В среднем она составляла около 15 тысяч рублей серебром. Безусловно, что эта сумма никого отношения к современным рублям не имеет. Если сравнить цены на пуд зерна в XV веке и современные цены, то получим сумму дани, исчисляемую несколькими триллионами рублей. Ежегодный отток этих денег из русских земель, пресекал процесс первоначального накопления капитала, формирование третьего сословия в русских городах, развитие самих городов, и превращение их в крупные центры ремесла и торговли.

Кроме этого, обратим внимание на следующие факты. Дань русские земли платили не только деньгами, но и воинами, которые сражались в армии ордынских ханов, ремесленниками, которых семьями вывозили в Орду, что привело к пресечению многих ремёсел. По данным Б.А. Рыбакова в XII веке на Руси существовало более двухсот ремесел, а в XV веке осталось только 50. Например, стеклоделие, мозаику, ювелирные искусства. Более того, из русских земель тысячами вывозились русские девушки, молодого, детородного возраста. Невольничьи рынки Востока были заполнены русскими рабынями. Отметим, что русские невольницы очень высоко ценились. Все это вместе взятое значительно ухудшало не только социально-экономическое развитие русских земель, но, прежде всего, значительно ухудшало генофонд народа, воспитывало в людях покорность и страх перед ордынцами. Как пишет В.О. Ключевский три поколения русских (конец XIII-начало XIV века) с молоком матери впитали этот страх. Только «великое замирение» при Иване Калите, позволило народу опомниться.

Лучшие статьи по теме