Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Виды красноречия. Риторика? Ораторское искусство? Красноречие? Разберёмся

Виды красноречия. Риторика? Ораторское искусство? Красноречие? Разберёмся

Вот один казус на тему искусство красноречия. Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала:
- Я заметила в ней только три недостатка!
Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от своего искусства красноречия? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам. Если вас интересует искусство красноречия, то никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа. Вот несколько простых правил, и хотя искусство красноречия – это нечто большее, тем не менее.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность — антипод занудства! Искусство красноречия – это искусство эмоциональности. Ещё читать об

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Введение

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII - XIX вв. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т. д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 - 1619 гг. , последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Первым учебником риторики на русском языке было «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М. В. Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению. Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С. Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно - ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К. Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др. Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX - начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики. Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом нериторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б. А. Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года. Риторика это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

ораторский искусство риторика

1. Риторика как искусство красноречия

Риторика - одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время - ярко выраженный общегуманистический характер. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны. Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе. Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н. э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец. Протагор (ок. 481-411 до н. э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей - человек». Горгий (ок. 480-380 до н. э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т. е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

  • 1) Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;
  • 2) Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, - вот стихия софиста;
  • 3) Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма». Лисий (ок. 415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Исократ (ок. 436-388 до н. э.) считается основателем «литературной» риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух. Платон (427-347 до н. э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Аристотель (384-322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:

  • 1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
  • 2) гармонизирующий: главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
  • 3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.

Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.).

В Греции сложились два стиля ораторского искусства - богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистичёской теорией речи. Общественные задачи риторики состоят: 1) в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; 2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; 3) в организации речевых отношений в областях, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок; 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически - в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично. В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика. Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением. Необходимо помнить, что истинной целью оратора является составление влиятельной речи, т. е. речи, которая принесет пользу аудитории.

Заключение

В настоящее время термин "риторика" употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, "живому" контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное "размышление вслух". Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

Практическая часть.

1. Проанализируйте одну из публичных речей какого-либо известного оратора прошлого или нашего современника. Определите все композиционные части этой речи, использованные аргументы (назвав их тип), приведенные факты, использованные фигуры речи, риторические слова и выражения.

А. И. Солженицын.

Слово при получении премии «Фонда Свободы. »

«Многоуважаемые господа, руководители и представители “Фонда Свободы”!

Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю её с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно и коснуться в моём ответном слове.

В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней, посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле всё сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объёмнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит и влиять.

Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас -- не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришёл на неё, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискажённого развития; только возможностью для нас -- прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил своё земное назначение. И свобода -- не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек -- в незагрязнённом просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне -- и не выше.

Свобода! -- принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! -- навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать её, с правом человека на душевный покой. Свобода! -- плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! -- издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растлительной мерзостью. Свобода! -- подростков 14 -- 18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! -- взрослых молодых людей искать безделья и жить за счёт общества. Свобода! -- забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! -- оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! -- так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! -- случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! -- сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! -- разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! -- бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! -- политических деятелей легкомысленно осуществлять то, что нравится избирателю сегодня, а не то, что дальновидно предохраняет его от зла и опасности. Свобода! -- для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! -- целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! -- как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! -- даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно -- все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы -- далеко ещё не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному.

Всё это -- невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но -- истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

Подлинно человеческая свобода -- есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, -- напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом -- честь.

Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX веке свобода под видом “развития” деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворённых человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности -- как эти свободы задуманы были нашими предками.

Однако я глубоко верю в не поврежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью её молодёжи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию -- и именно поэтому с твёрдой надеждой сегодня высказываю здесь это всё.

Анализ публичного выступления:

Цель - анализ как самого понятия «свободы», так и его роли в жизни мирового сообщества, с тем чтобы люди смогли более глубоко осознать смысл и роль данного ключевого понятия. Все это позволяет квалифицировать выступление Солженицына как воздействующую речь, т. е. как ораторское выступление.

Тема: Смысл понятия «свобода».

Обращение

Выражение благодарности и определение темы выступления.

Ставится проблема, которая затем разбирается на более частные аспекты: свобода как условие неискаженного духовного развития и свобода как понятие, трактуемое на юридическом уровне.

Примеры, подтверждающие несостоятельность узкого юридического толкования свободы

Под искусством красноречия (ораторское искусство) понимается умение овладеть вниманием аудитории с целью психологического воздействия на неё. Такие качества всегда в мире ценились очень высоко. Мастерства в этой сфере можно достичь путем сочетания таких качеств, как:

Умение грамотно говорить;
подавать информацию свободно и непринужденно;
а также владение техникой управления внимания аудитории.

Методы и технологии такого искусства изучает наука риторика. Овладеть ораторским мастерством может каждый, тут главное – желание и кропотливая работа над самим собой и своей речью.

Кстати, если вы решили овладеть ораторским искусством, знайте – очень хвалят студию Ларисы Соловьевой, и судя по отзывам типа « » - можно сделать вывод, что там действительно работают профессионалы своего дела.

Ораторское мастерство: особенности

Искусство оратора заключается в особом построении своей речи таким образом, чтобы воодушевить слушателей своим настроем и заинтересованностью предметом, вызвать в них отклик на его слова, побуждая к определенным действиям. С этой целью создается определенное психологическое воздействие силой характера либо экспертностью говорящего.

Основные качества ораторской речи включают в себя искусство слова, свободное владение техникой подачи информации, умение удержать внимание тех, к кому направлено такое слово. То есть, не достаточно просто уметь грамотно говорить, так как люди по истечении определенного промежутка времени могут отвлечься, необходимо уметь удержать интерес к излагаемой информации. А этого можно достичь при помощи языковых и вербальных средств общения.

Существуют несколько видов такого умения

В частности, это естественное красноречие. Оно, как правило, проявляется в обычной жизни, без искусственного создания необходимых условий и не требует специальной подготовки. Например, при пожаре люди выскакивают из дома и криками привлекают окружающих и жильцов дома на помощь. Или, попав в эмоционально напряженную ситуацию, человек может начать говорить громко и возвышенно, взбудораженный внешним раздражителем. В таких случаях присутствуют непроизвольные эмоции, созданные под влиянием каких-либо факторов.

Другой разновидностью является ораторское искусство. Это искусственно приобретенные навыки. Так, выступая с трибуны, оратор должен уметь управлять собой, в результате применения ораторских методик. Технологии ораторского искусства берут истоки из Древней Греции и Рима. Уже тогда особое внимание уделялось приемам подачи устного слова. В настоящее время технологии подачи информации отвечают реалиям современного мира и поддерживаются вспомогательными средствами для более полноценного воздействия на людей.

Но надо учитывать, что для успешного выступления необходим правильный психологический настрой выступающего, так как только его заинтересованность предметом выступления, убежденность в его правильности и увлеченность им могут привести к успешной подаче материала. Если оратор не воодушевлен излагаемой информацией, ему вряд ли удастся зажечь ею других, его речь не вызовет эмоций и не принесет желаемых результатов при изложении. Для того, чтобы речь имела яркость, необходимо уметь ею управлять, а также собой - не зависимо от окружающих обстоятельств.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Лучшие статьи по теме