Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")": Русский язык.

Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")": Русский язык.

Предмет: русский язык.

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бориченко Людмила Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 10

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Тема: Обучение определению функционально-смысловых типов речи.

Цели:

Образовательные:

повторить типы речи;

Отработать алгоритм определения типов речи;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

Развитие логического мышления;

Овладение навыками анализа текста;

Развитие монологической речи;

воспитательные:

Воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию;

Воспитание эстетического отношения к слову.

Ход урока:

1.Организационный момент. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока обучающимися. Слайд 2.

2. Повторение изученного о типах речи в основной школе. Работа с текстами.

3 слайд

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапу – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б.Жидков)

Задания к тексту:

Объясните знаки препинания;

Укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения;

Определите стиль и тип речи, обоснуйте свой ответ.

4 слайд

Деревня Маниловка (не)многих могла зан_мать своим (место)положением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета по_стриж_(нн,н)ым дерном. На ней были разброса(н,нн)ы (по)английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз (не)большими купами (кое)где возносили свои (мелко)листные жиденькие вершины. (Н.Гоголь)

Задания к тексту:

Вставьте пропущенные буквы;

Выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание, согласование, управление;

Найдите метафоры и эпитеты;

5 слайд

Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон», и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Задания к тексту:

Объясните пунктуацию;

Выпишите все частицы;

Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

3. Обобщение .

1) Работа с таблицей.

6 слайд

Тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщать о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

2) Композиция

Текста-описания (7 слайд );

Текста-повествования (8 слайд );

Текста-рассуждения (9 слайд ).

4. Углубление знаний по теме урока.

Задание: определите, к какому типу речи относится данный фрагмент текста.

10 слайд

Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Варианты ответов:

1.описание;

2.повествование и описание;

3.повествование и рассуждение;

4.описание и рассуждение.

Обсуждение с классом вариантов ответа. Вопросо - ответная форма работы.

Информация для учителя. Ведущий тип речи в данном тексте повествование, так как передаётся последовательность событий (событие 1, событие 2, событие 3). Однако во втором предложении глаголы несовершенного вида, а в первом, третьем и четвёртом предложениях глаголы совершенного вида. Во втором предложении время как бы остановилось, автор занял позицию наблюдателя. Второе предложение-описание. Вывод: правильный вариант ответа №2. В споре между текстом-описанием и текстом-повествованием главным «аргументом» является глагол. Глагол совершенного вида обозначает, что действие было активным и в настоящее время уже завершилось, актуализирует временные отношения. Глагол несовершенного вида обозначает действие незавершенное, продолжающееся и предполагает некоего наблюдателя этого действия со стороны.

5. Слово учителя. Анализ текста на основе только языковых средств, на которые опирались в основной школе (в текстах-описаниях - наличие большого количества прилагательных, в текстах-повествованиях – ключевая часть речи - глагол, в текстах-рассуждениях – вводные слова, сложноподчинённые предложения со значением уступки, причины, следствия), не позволяет однозначно, быстро и правильно определить тип речи. При таком подходе сложно разграничить повествование и описание.

Для правильного и быстрого разграничения типов речи целесообразно

действовать по алгоритму.

6.Алгоритм действий.

11 слайд

1).Какова коммуникативная целеустановка автора?

Возможные варианты ответов:

А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.

Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.

12 слайд

2)Имеется ли в тексте действие?

Возможные ответы.

А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.

Б)Имеется. Выражено глаголами.

При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

13 слайд

3)Какова степень активности этого действия?

Возможные ответы.

А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия. Это повествование.

Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные. Это описание.

7. Закрепление. Самостоятельная работа по тексту (текст в печатаном варианте у каждого обучающегося).

Задания к тексту:

Определить композицию текста;

Определить виды глаголов;

Определить тип текста, используя алгоритм.

Чтение текста учителем.

14, 15 слайды

В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не даёт ощущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котёнком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.

Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая божья тварка за солнышком. Стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.

День отстоял на славу – солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним. Мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.

Нет. Не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. (В.Распутин)

8. Обсуждение ответов. Вопросо- ответная форма работы.

  1. Русский язык

Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.

Тренировать речемыслительные умения позволяют уроки-коммуникации, методика проведения которых была предложена Е.С.Антоновой в журнале “Русский язык в школе”.

Начинается урок с мобилизующего этапа (сформулированы тема и цель урока). Методический приём (акцентно-смысловое чтение стихотворения “Последнее свидание”) становится этапом предпонимания художественного текста. Вопросы “Какими вы представляете участников свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей?” являются началом герменевтического анализа художественного текста, продолжением которого станет работа в группах. Задания, направленные на выполнение аналитических процедур, предлагаются в соответствии с индивидуальными особенностями групп. Для работы в группе создаются необходимые условия (группы формируются с учётом психологической совместимости детей, приготовлены раздаточный материал и словари.). Работа в группах требует от каждого участника диалога умения ставить перед собой задачу и добиваться её осуществления, общаться, сотрудничать с одноклассниками, быть коммуникабельным и самодисциплинированнным, а также уметь выполнять поисковые задания (работа со словарями, вопросы-“зацепки”).

На этапе интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур (в устной форме) дети должны продемонстрировать рецептивно-аналитические текстовые умения, умение аргументированно говорить, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов, определять функционально-смысловую характеристику текста.

Упражнение аналитико-синтетического характера (“псевдотекст”) принуждает каждого ученика (индивидуальная работа) проанализировать “псевдотекст”, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом. Такое задание предполагает наличие у ребят умений анализировать текст с точки зрения функционально-смыслового и герменевтического подхода и даёт возможность обрести более устойчивую базу знаний и умений.

Заключительным этапом урока становится рефлексия собственной учебной деятельности с использованием речевого клише. Этот вид задания побуждает ученика мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы.

Домашнее задание (синтетическое упражнение) ориентировано на актуализацию опорных знаний и умений и применение их в новой ситуации.

Урок-коммуникация.

Тема урока: “Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”)”.

Образовательная цель:

совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить полный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения.

Повторить основные речеведческие понятия (тип и стиль речи, средства и способы связи предложений в тексте);

Закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

Совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи, речевых клише.

Развивающая цель:

Воспитательная цель:

воспитание субъектности.

Оборудование:

– картина И.Н.Крамского “Некрасов в период “Последних песен”;

– П.И.Чайковский “Осенняя песня”;

толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Примерное содержание урока.

1 Самоопределение

(цели и задачи).

Продолжаем разговор о типах речи, и тема сегодняшнего урока “Типы речи в структуре произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”. Нам необходимо определить тему, идею и типологическое строение данного текста, последовательность расположения типовых частей и их влияние на выбор языковых средств.

2.Актуализирующие задания.

(Акцентно-смысловое чтение: заранее подготовленный ученик декламирует стихотворение И.С.Тургенева под аккомпанемент музыки П.И.Чайковского “Осенняя песня”). Предварительно перед детьми ставится задача: определить, какова тема произведения “Последнее свидание”?

3.Этап предпонимания

(начальный этап герменевтического анализа текста).

Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?

4.Групповая работа по карточкам-заданиям.

Вопросы “Каково типологическое строение данного текста? Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?” являются общими для всех групп, образованных на базе данного класса.

Но каждая группа имеет и индивидуальные задания (см. Приложеие1).

5. Отчёт групп о проделанной работе

(этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур).

(Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом., находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги . Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими ”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие ” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг !” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохший худая, словно обглоданная рука измождённая грудь – съеженные зрачки ”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть ”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились ” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить ) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал , порывисто протянул, заколыхалась, скатились ) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы ). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает ), о себе – в разговорном (почудилось ). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Говоря о произведении И.С.Тургенева, нельзя не вспомнить картину Крамского “Некрасов в период “Последних песен”.

Сначала художник задумал её в своеобразной композиции: Некрасов “на подушках”. В письме к П.М.Третьякову 16 февраля 1877г. Крамской писал: “все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдёт, что Некрасова даже в халате представить нельзя…”. Так Крамской начал другой портрет и сделал его: бюст Некрасова со скрещенными на груди руками. Однако прежняя идея не была отвергнута. Более того, она была поддержана поэтом. “Нужно сказать ещё, - делится своими планами Крамской с Третьяковым, - что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал; в малом виде вся фигура на постели и некоторые детали в аксессуарах”. Художник дежурил около Некрасова неделями, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками. Творческий порыв поэта стал лейтмотивом картины. Портрет экспонировали на литературном вечере, на сороковой день после смерти Некрасова.

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, в конце признаваясь:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

6.Аналитико-синтетическое задание.

Весь ли текст И.С.Тургенева прочитан? Ознакомьтесь со вторым вариантом стихотворения “Последнее свидание” (см. Приложение 2). Выразите своё отношение ко второму тексту.

(Это псевдотекст. Есть инородные части. Взгляд со стороны не соответствует позиции автора, “тайный психологизм” несовместим с прямым называнием человека трупом.)

7.Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише (я понял.., я принял (к сведению) и усвоил.., я согласен…).

8.Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (рассуждение на тему: “Что лучше: мир или вражда?”).

Приложение 1

Карточка №1.

– Найдите в первой части текста предложения с прямым порядком слов. На чём хотел сосредоточить внимание читателей автор, используя в этой части прямой порядок слов?

– Найдите и выпишите из текста антонимы. С какой целью они используются в произведении?

– Проследите по тексту за употреблением видовременной формы глаголов. Когда видовременная форма глаголов меняется, с какой целью?

– И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты. Какие двойные эпитеты и с какой целью использует автор в “Последнем свидании”? Уточните лексическое значение найденных эпитетов по словарю.

– Инверсия придаёт высказыванию экспрессивный характер и поэтому является одним из наиболее выразительных средств. Найдите в первой части текста инверсию, определите цель её употребления.

– И.С.Тургенев лишь единожды использует риторическое обращение и восклицательное предложение. Какова их роль в этой части текста?

Карточка№2.

– В стихотворении есть словосочетания наречия + глагол. Какова роль таких сочетаний в понимании смысла текста?

– И.С.Тургенев – мастер “тайного психологизма”. “Тайный психологизм” - это меткое слово, точная интонация, позволяющие раскрыть сложные отношения между людьми, не прибегая к пояснению и прямым оценкам. Найдите приёмы “тайного психологизма” в стихотворении “Последнее свидание”.

– Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Градация строится на нагнетании синонимов. Найдите синонимы к слову “высохший” и выпишите их в тетрадь. Определите по словарю лексическое значение этих слов. Можно ли считать их отрицательной градацией? С какой целью они (синонимы) употребляются в тексте?

– Приставка за-, обозначающая начало действия, любимая приставка И.С.Тургенева. Как часто использует автор эту приставку в “Последнем свидании” и с какой целью?

Карточка №3.

– Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Докажите свою точку зрения. Найдите синонимы к слову болезнь.

– Самым распространённым эпитетом в фольклоре является белый цвет. Древнейшее значение его – “светить, сиять, блестеть ”. Даже сейчас слово белый вызывает ассоциации с понятиями “чистый, радостный, праздничный, успокаивающий ”. Белый цвет – символ радости, благодати, красоты. Слово белый – стилистически нейтральное слово. Почему И.С.Тургенев использует слово белый, а не седой при упоминании о смерти?

– Синтаксический параллелизм предполагает соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях или их частях. Найдите в произведении примеры употребления синтаксического параллелизма, определите его роль в тексте.

– И.С.Тургенев создаёт образность простыми средствами, используя стилистически нейтральные слова. Но есть и исключения. Найдите в стихотворении слова высокого стиля, какова их функция в тексте?

– Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как они соотносятся? Что даёт такое построение (приём обрамления) текста для понимания идеи произведения?

Приложение 2.

Последнее свидание.

1.Мы были когда-то короткими, близкими друзьями…

2.Но настал недобрый час – и мы расстались как враги.

3. Прошло много лет…

4. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадёжно болен и желает видеться со мною.

5.Я, с цилиндром в руках, бодрый, высокий, представительный, отправился к нему, вошёл в его комнату…

6. Взоры наши встретились.

7. Я едва узнал его.

8. Боже! что с ним сделал недуг!

9.Он казался почти трупом.

10. Жёлтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе…

11.Он не мог сносить давление самого лёгкого платья.

12.Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрёк ли – кто знает?

13.Странно было видеть, что такой труп говорит, шевелит губами.

14. Измождённая грудь заколыхалась – и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

15.Сердце во мне упало…

16.Я сел на стул возле него – и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

17.Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

18.Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина.

19.Длинный покров облекает её с ног до головы…

20.Никуда не смотрят её глубокие, бледные глаза; ничего не говорят её бледные, строгие губы…

21.Эта женщина соединила наши руки…

22.Она навсегда примирила нас.

23. Да… Смерть нас примирила…

Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Кытманова Лидия Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГА ПОУ "Промышленный колледж энергетики и связи"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Функционально-смысловые типы речи"
Дата публикации: 06.08.2016
Раздел: среднее профессиональное

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
Методическая разработка урока

по дисциплине « Русский языки культура речи»

для студентов 2 курса

«Функционально-смысловые типы речи:

описание, повествование, рассуждение»
Автор: преподаватель русского языка и литературы Кытманова Л.В. г. Владивосток 2016
Кытманова Л.В. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Методическая разработка урока по дисциплине « Русский языки культура речи» для студентов 2 курса. – Владивосток, 2016. - 16 c. Составитель: преподаватель русского языка и литературы Кытманова Лидия Владимировна Рецензент: председатель ЦМК «ОГСЭ дисциплин», «УГ «Сервис и туризм» Евдошенко Юлия Игоревна Рассмотрено на заседании ЦМК «ОГСЭ дисциплин», «УГ «Сервис и туризм» Протокол №2 от 18 мая 2016 г.

Рецензия
на методическую разработку комбинированного урока по русскому языку и культуре речи по теме: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение» автора-составителя преподавателя русского языка и литературы Кытмановой Лидии Владимировны Из конспекта видно, что урок хорошо спланирован. Учитель разработал четкую структуру урока, которая соответствует современным требованиям ФГОС; продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала. В начале урока проводится мотивация учебной деятельности, обсуждаются цели и задачи занятия. Разминка направлена на усвоение орфоэпических норм, пополнение словарного запаса. Актуализация опорных знаний позволяет в быстром темпе повторить ранее изученный материал и в то же время развивает у студентов умение аргументированно выстраивать свой ответ. Этап изучения новых знаний проводится в форме эвристической беседы, сопровождаемой конспектированием в краткой форме новых сведений по теме. Первичная проверка понимания изложенного и записанного проводится в ходе обсуждения текстов, которые одновременно несут и большую воспитательную нагрузку. Этап закрепления предусматривает различные формы работ. Творческая работа в группах способствует осознанию студентами составляющих успеха, развитию умения вносить свой вклад в общее дело и выступать от имени группы. Составление синквейнов позволяет обобщить изученный материал. Домашнее задание носит творческий характер, способствует формированию навыков самообразования. Работа характеризуется логичностью, последовательностью, научностью изложения и может быть рекомендована к использованию коллегами. Дата «18» мая 2016 г. ФИО рецензента: Евдошенко Ю.И. Подпись: Должность: председатель ЦМК « О ГС Э » , « У Г « С е р в и с и туризм»
ТЕМА УРОКА: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение». ЦЕЛЬ УРОКА: формирование следующих ключевых компетенций студентов: 1. коммуникативной (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми); 2. учебно-познавательной (учиться анализировать); 3. информативной (находить и систематизировать информацию); ЗАДАЧИ:  формировать комплексное представление о функциональной специфике типов речи;  формировать творческое начало, активную жизненную позицию обучающихся;  ориентировать на успех;  воспитывать инициативу, самостоятельность в учебной деятельности;  развивать критическое мышление (умение анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);  развивать речь (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);  развивать умение применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи). ТИП УРОКА: комбинированный
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: тетради, раздаточный материал, таблица «Речевая деятельность: роль и позиция человека», компьютер. 1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.) 2. Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин). Обсуждение темы и целей урока. 3. Разминка. Орфоэпическая минутка. Расставить ударение в словах: столяр, фенОмен, тамОжня, тУфля, составить предложения. Словарная работа: форсмажор (обстоятельства, которые невозможно предотвратить), факсимиле (точное воспроизведение оригинала), феерия (волшебное.сказочное действие), фетиш (предмет слепого поклонения), фиаско (провал, полная неудача), составить предложения. (5мин.) 3. Актуализация опорных знаний (4 мин.) Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на монитор и послушайте утверждения. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.  Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)  Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
 В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)  Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)  Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы) 4. Сообщение новых знаний. (30 мин) - Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) Кроме основных трёх типов текста ученые лингвисты выделяют ещё несколько: определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (разновидность повествования). Сделаем записи в тетрадь. 1) Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание. 2) Сообщение как разновидность повествования - главным образом сфера газетной речи. 3) Определение как функционально-смысловой тип речи распространено преимущественно в научной литературе. 4) Определение раскрывается, развивается в объяснении. Однако основные функционально-смысловые типы речи – это описание, повествование, рассуждение, поэтому более подробно рассмотрим их.
- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную субъектную позицию. Выявим 3 позиции, которые может занимать человек в спортивном соревновании, заполним таблицу: Роль Позиция Болельщик Наблюдатель Игрок Реализатор Судья Критик Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик? Наблюдатель (статичность) – описание Реализатор (динамичность) – повествование Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа? (Описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка; Повествование: завязка-развитие действия-кульминация - развязка, Рассуждение: тезис-аргументы-вывод) Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения? (Описание: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места. Повествование: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени
Рассуждение: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания) - Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд» Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм. Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему? (Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса) Примеры текстов. Обсуждение (устное, по раздаточному материалу) ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к
людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (С. Гиацинтова) (Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают это понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности - в доброте и уважении к людям) . МОРЕ Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою - О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою... (Ф.И. Тютчев). (Тип речи –описание. Общее впечатление - 1 строка, затем – признаки (какие?), оценка – последняя строфа. Языковые средства (какие? что передают?- по конспекту) РАССКАЗ ТАНКИСТА Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами - не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит - не выглянуть из башен, - И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, - столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… - Да где же, где?.. - А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! - И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка - мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! - И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. (Александр Твардовский) (Повествование с элементами описания в экспозиции. Кольцевая композиция -1 и последняя строфа. Экспозиция- 2-4 строфы. Завязка - 5 строфа. Развитие
действия - 6-7 строфы. Кульминация -8 строфа. Развязка – 9 строфа. Языковые средства (какие?- по конспекту) 6. Закрепление изученного материала. (30 мин.) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит» (Приложение 1). Запись на доске и в тетради. Самостоятельная работа обучающихся. Работа в группах (3 группы) . Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего». Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1(первая группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех? Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?” ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2 (вторая группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?” ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3 (третья группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Поделитесь мнением, какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему? А что - не очень важно? Почему?”
Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору. Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений) Демонстрация коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений. Взаимное оценивание учебных достижений. 10 Составление синквейна по каждому типу речи: описание, повествование, рассуждение Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Первый синквейн напишем вместе. Описание Статичный, образный Наблюдает, рисует, описывает
Помогает раскрыть признаки предмета Характеристика. 8. Рефлексия (3 мин.) Выявление затруднений, возникших в процессе работы на занятии. 9. Подведение итогов. Что узнали нового? Чему научились? (2 мин.) 10. Комментирование оценок(1 мин). 11. Домашнее задание: составить текст на тему «Моя профессия» (описание, повествование или рассуждение – на выбор); найти стихотворение Е. Евтушенко «Идут белые снеги,..», стихотворение Ф. Глинки «Москва» (приложения 2-3), определить тип речи, выписать характерные языковые средства. (2 мин.)

Приложение 1

А. С. Пушкин
Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: -Ворон! где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Ворон ворону в ответ: -Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый. Кем убит и отчего, Знает сокол лишь его, Да кобылка вороная, Да хозяйка молодая. Сокол в рощу улетел, На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет мило́ го Не убитого, живого.
Приложение 2

Е Евтушенко.
Идут белые снеги, как по нитке скользя... Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя. Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги... И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду. я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда. И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил? А любил я Россию всею кровью, хребтом - ее реки в разливе и когда подо льдом, дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда. Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я.
Приложение 3

Ф. Глинка

Москва
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит
И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных.. Это матушка-Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выи В бедовой своей судьбе, Разве пасынки России Не поклонятся тебе!.. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала
Неизменною!.. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град!
Список используемой литературы
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2014. 2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011. 4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2014. 5. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. 6. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2014. 7. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014. 8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013. 9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2012

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи, то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.


а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование.

Цель создания текста:
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Приведем примеры.

1. Текст-описание:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

Лучшие статьи по теме