Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Развитие медицины в Древней Индии: лечение по Аюрведе. Врачевание в древней индии


?
Тема: Врачевание в древней Индии.
План
I. Введение
1. История образования Индии.
2. Периодизация истории врачевания в Древней Индии.
II.Магическое врачевание ведийского периода.
1.Религиозно-философские сочинения древней Индии - веды.
2. Медицинские божества ведийского периода.
3. Социальная структура древней Индии.

III.Естественно-научные знания и врачевание в классический период.

    Традиционная система индийской ведической медицины - аюрведа.
2.Памятники древней аюрведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита».
3. Лекарственные растения в древней Индии.
4. Гигиенические традиции в древней Индии.
5.Хирургия в древней Индии.
6.Положение врача в древней Индии
7.Религиозно-философская система древней Индии - йога.
IV. Общие выводы по теме.

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Историю Древней Индии следует разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику. Соответственно и состояние медицины в каждый из этих периодов имело свои особенности.

В своей книге «История мировой медицины» Сорокина Т.С. выделяет в истории врачевания древней Индии три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;
2)ведийский период (конец II -середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит - веда), передаваемых в течение длительного периода в устной традиции;
3)классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I тысячелетия
н. э., Индостанский субконтинент) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма- первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
Я подробно остановлюсь на рассмотрении последних двух этапов в истории врачевания древней Индии.

В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд.
Основными источниками являются древние литературные памятники, религиозно-философские сочинения - веды (I тысячелетие до н. э.). Отсюда - название периода - ведийский. Указания на врачебные знания в этом периоде сохранились в «Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII-X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.).
В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель- болезней, а жрец - жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания - в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с заговорами, заклинаниями, обращениями к богам, среди которых особо почитался Индра - предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, громовержец и устроитель мира. Гимны, обращенные к Индре, содержали мольбы о ниспослании военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы. Его просили о защите от врагов, болезней, несчастий.
К божествам, связанным с медициной, относились также юные врачеватели - близнецы Ашвины. В Ведах они распоряжались утренней и вечерней зарей, странствуя по небу вместе с Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги. Не менее могучим был покровитель охотников Рудра, владевший тайной лекарственных растений. Одурманивающий напиток сома, употреблявшийся в ритуалах жертвоприношений, назван именем бога Сома, который почитался в Индии как бог Луны. Наиболее влиятельным являлся бог огня и возрождающейся жизни с красивым именем Агни.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны (асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны):
брахманы (brahma-па - знающий священные учения, т. е. жрец),
кшатрии (ksatriya- наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
и шудры (sud-га - бесправные бедняки).
Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (португ. casto - чистый; на санскрите jati - группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы--величайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий – брахманы, кшатрии и вайшья.

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в классический период развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.- II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно - философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) - первой мировой религии.
К этому времени в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» – «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лечения – от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.
В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»).
Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека – ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе – носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. Желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева – к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др.
По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями».
Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I–II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше – в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова – секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I–II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый – functia laesa (нарушение функции). Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.
Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парф
и т.д.................

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские представления в ведийских текстах

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Наиболее известные авторы - врачи Сушрута и Чарака. Сохранились и многие другие руководства, посвященные тому или иному разделу медицины. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.

Врачеватели Древней Индии

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Медицинские операции в Древней Индии

Широко практиковались в Древней Индии , а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, пункция плевральной полости, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела). И это только самые распространенные хирургические вмешательства. В действительности известно их было гораздо больше.

Гигиена и медикаментозная терапия

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры). Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхита" (датируется IV в. н. э.). Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные". Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану ("атомов"). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).


О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый же со свойствами ртути – бог!" Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям..

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины "Чжуд-ши" (VIII–IX вв. н. э., см. с. 169).

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности, заточенные так, чтобы ими можно бы легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных коробках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: "возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка". (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV– II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268–231 гг. до н. э.)–самого выдающего правителя древней Индии при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных – дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Послетекстовые задания:

1. Особенности врачевания в древней Индии.

2. Гигиенические традиции в древней Индии.

Лига обществ красного креста и красного полумесяца

В 1919 г. национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца объединились в международную федерацию - Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (ЛОКК и КП). Ее цель - способствовать развитию национальных Обществ- членов федерации, координировать их деятельность на международном уровне и содействовать созданию новых национальных Обществ.

Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (реорганизован в 1992 г.) вступил в число членов ЛОКК и КП в 1934 г. и принимал активное участие в деятельности Лиги и созданных ею органов.

В настоящее время ЛОКК и КП объединяет более 150 национальных Обществ с общим числом членов - более 250 млн человек.

Основная цель ЛОКК и КП, закрепленная в его Уставе - вдохновлять, поддерживать, развивать гуманитарную деятельность национальных Обществ с целью предотвращения и облегчения человеческих страданий и, таким образом, вносить вклад в дело поддержания и укрепления мира во всем мире.

Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца нашей страны оказывает практическую помощь здравоохранению различных стран мира; организует в зарубежных странах больницы Красного Креста; посылает свои медицинские отряды и гуманитарную помощь населению стран, по-. страдавших от стихийных бедствий, несчастных случаев, а также военных действий; проводит работу по розыску своих и иностранных граждан и восстановлению связи с ними; участвует в разработке и совершенствовании норм международного гуманитарного права.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)-одно из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 г.- день ратификации Устава Организации 26 государствами - членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее - «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».

Возникновение сотрудничества разных стран в области здравоохранения обусловлено необходимостью международного согласования мер по санитарной охране территорий государств в связи с периодически возникающими эпидемиями и пандемиями. Наиболее отчетливо это проявилось в период классического средневековья, когда стали применяться конкретные меры против эпидемий в Европе (карантины, лазареты, заставы и т. д.). Малая эффективность санитарных и противоэпидемических мероприятий, проводимых на национальном уровне, заставляла искать решение проблемы на межгосударственной основе.

Первая Панамериканская санитарная конференция состоялась в декабре 1902 г. в Вашингтоне. Конференция создала постоянно действующий орган- Международное (панамериканское) санитарное бюро, которое с 1958 г. известно как Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) -Pan-AmericanHealthOrganization (РАНО).


Другим важным шагом на пути становления международного здравоохранения явилось создание в 1907 г. в Париже Международного бюро общественной гигиены (МБОГ) -постоянной международной организации, в задачи которой входило: «сбор и доведение до сведения стран-участниц фактов и документов общего характера, относящихся к общественному здравоохранению, особенно к таким инфекционным заболеваниям, как холера, чума и желтая лихорадка, а также сбор и распространение информации о мерах борьбы с этими заболеваниями». МБОГ занималось также разработкой международных конвенций и соглашений в области здравоохранения, контролем за их выполнением, вопросами гигиены судов, водоснабжения, гигиены питания, решением международных карантинных споров и изучением" национальных санитарно-карантинных законодательств. Россия участвовала в учреждении МБОГ и имела в нем своего постоянного представителя. Так, в 1926 г. постоянным представителем нашей страны в МБОГ был назначен А. Н. Сысин.

Организация здравоохранения Лиги Наций (ОЗЛН) была создана после первой мировой войны в 1923 г. в связи с резким ухудшением эпидемической ситуации в Европе и широким распространением пандемий и эпидемий тифов, холеры, оспы и других инфекционных заболеваний. Сфера ее деятельности была значительно шире, . чем круг вопросов, которыми занималось МБОГ. Цель Организации здравоохранения Лиги Наций состояла в том, «чтобы принять все меры международного масштаба для предупреждения и борьбы с болезнями».

Основными направлениями работы ОЗЛН были: координация и стимулирование научных исследований по наиг более актуальным проблемам общественного здравоохранения, создание международных стандартов биологических и лекарственных препаратов, разработка международной классификации болезней и причин смерти, унификация национальных фармакопеи, борьба с наиболее опасными и распространенными болезнями, а также создание и разработка организационных основ разветвленной системы глобальной эпидемиологической информации.

В 1946 г. Лига Наций, а вместе с ней и ее Организация здравоохранения прекратили свое существование.

После второй мировой войны ведущей организацией международного сообщества стала Организация Объединенных Наций (ООН), учрежденная в 1945 г. по инициативе стран-победительниц. В феврале 1946 г. конференция ООН приняла решение о необходимости создания специализированного учреждения ООН по вопросам здравоохранения. После соответствующей подготовительной работы в июне 1946 г. в Нью-Йорке была созвана Международная конференция по здравоохранению, которая разработала и приняла Устав новой международной организации здравоохранения - Всемирной организации здравоохранения-ВОЗ (World Health Organization-WHO, рис. 158).

Устав ВОЗ провозгласил основные принципы сотрудничества государств-членов Организации, необходимые «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности».

Советский Союз был в числе государств-учредителей ВОЗ и активно участвовал в создании и осуществлении подавляющего большинства программ ВОЗ, направлял специалистов в качестве экспертов, консультантов и сотрудников штаб-квартиры ВОЗ и ее региональных бюро. Советский Союз был инициатором многих важных начинаний ВОЗ. Так, в 1958 г. по предложению советской делегации XI Всемирная ассамблея здравоохранения приняла программу ликвидации оспы на земном

Врачевание в странах Древнего Востока. Древняя Индия и Древний Китай.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (18-6 в до н э, долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3)буддийский (5-3 вв до н э) и классический период (2 в до н э – 5 в н э) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма, успехи в различных областях знаний, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе».В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания. В ведийский периодлюди поклонялись медицинским божествам. В древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия: брахманы (т. е. жрец), кшатрии (т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта».Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.древние индийцы различали: перепонки, связки, кости и их классификацию, сухожилия, суставы, органы нервы. В данный период выявлялись и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки закреплены в «Предписаниях Млну». Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки строили богадельни и помещения для больных.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и традиционного китайского искусства врачеваниянаоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

5.3. МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака. Согласно преданию, он учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов об удивительном искусстве врачевания, которым прославился Дживака. Он делал сложные хирургические операции, изучал влияние климата на здоровье человека и лечил самого Будду.

Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев - человек, знающий силу молитв - пророк, знающий же свойства ртути - бог», - учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии - «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» - помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав - алоэ, лимона и красной горчицы.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Исторические параллели: Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для тех случаев, когда нужно «выманить» болезнь, «поднять» ее. В этом можно увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Исторические параллели:

Индийское слово «самхита» означает не только «трактат», «сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли собой комментарии к еще более ранним произведениям. Так, папирусы Эберса и Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних авторов. Позже, в средне-

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе. Вероятно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе, выпускавшей врачей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Сушрута писал, что многие болезни являются следствием порчи трех основных

субстанций - воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в организме может быть

вызвана чрезмерным трудом или обильной пищей, она приводит к 80 различным

болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или испуга и влечет за собой 40

болезней; к порче слизи и к 20 болезням могут привести бездействие, апатия и

продолжительный сон.

Кроме того, причинами болезни считались нарушения естественного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты выделены три причины возможного нарушения этого равновесия:

Патологические изменения внутри самого организма, обусловленные либо

естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным для здоровья обра

зом жизни человека;

Внешние обстоятельства (влияние климата, травмы, отравления, укусы змей и

другие подобные причины);

Действие сверхъестественных сил - богов и демонов, а также «неизбежных

процессов», сопровождающих старение организма.

Исторические параллели:

В медицине многих стран Древнего мира, античности и средневековья различали болезни, происходящие от естественных и сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V-Wee. до н.э.). Когда он заболел, к нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы - совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие - от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти?».

Обратимся к другому историческому свидетельству. Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) повествует в своих записках о том, как однажды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и помолился у гробницы святого - боль утихла. Однако он не остановился на этом и предполагая, что причиной боли был избыток крови, сделал себе кровопускание. Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия вывести поучение, - заключает епископ, - что не следует прибегать к земным средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными средствами».

Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветки дерева..., которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. В зависимости от времени года и темперамента человека выбирают дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны».

Исторические параллели: Подобные приспособления для чистки зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они также применяются у многих современных народов.

Индийские врачи знали о том, что бешенство происходит от укуса бешеными животными, славились своими противоядиями от укусов змеи. Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря.

Исторические параллели: Подобным образом египетские врачи обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и накладывали выше раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.

В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч. «ethos» - обычай, характер). Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом».

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.

Лучшие статьи по теме