Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Утро куликовской битвы. Описание картины «Поединок на Куликовом поле»

Сравнительный анализ картин «Пересвет и Челубей» (М.И. Авилов) и «Утро на Куликовском поле» (А.П. Бубнов)

Куликовской битве посвящено множество произведений искусства. Однако такие художники как М.И. Авилов и А.П. Бубнов постарались в своих работах передать всю мощь русского народа и величие российской земли. Оба художника показали начало боя, однако, каждый из них по-разному отразил исторические факты. Бубнов показал в картине ожидание воском битвы, Авилов же представил первый бой самых мощных воинов каждой из сторон.

авилов корбюзье пуризм пластицизм

А.П. Бубнов "Утро на Куликовом поле" 1947

Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем. Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто.

Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского, в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,- во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины.

Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль - роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа - Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,- отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой - все устремленное вперед, готовое к битве русское войско.

Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными - наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.

Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,- это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.

Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,- во всех деталях чувствуется художественная достоверность.

Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.

При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.

В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.

В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова - художника советской эпохи.

В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная художником в 1943 году.

Поединок Пересвета с Челубеем. (Поединок на Куликовом поле) 1943

Холст, масло. 327 x 557

Государственный Русский музей

Одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), -- поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям -- Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.

В основу картины было положено предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.

Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой, стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Масса татар крупнее, но и беспокойней, в ней мелькают, перемежаясь, темные и светлые пятна, колеблются тонкие линии копий. В этом колебании возникает ощущение неуверенности, как бы предвещающее несчастливый для татар исход битвы. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Поэтому наше знание исторического события не мешает почувствовать драматическую остроту представленной сцены.Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза с ненавистью впиваются во врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка

Таким образом, центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.

В этом своем произведении Авилов подчеркивает народный характер борьбы за освобождение от татарского ига, в образе героя передает свое понимание ведущей, активной роли народа в великом историческом деле. Художник обращается к народному творчеству и находит решение темы, опираясь на эпические предания, созданные и в течение многих веков отшлифованные безвестными мастерами, передававшими от поколения к поколению повесть о героических подвигах предков.

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.

Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.

Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться. Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе. По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.

Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.

Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.

Описание картины Утро на Куликовом поле

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.

Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.

Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа. Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли. В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.

На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.

Также следует обратить внимание на монолитность народа, который представляет собой практически единый ландшафт, который как бы вырастает из земли. Тут мы можем рассмотреть такие типичные фразы как «сыны своей земли» или «люди взращенные землей». Над остальными воинами тоже развиваются стяги с иконами и святыми образами, которые объединяют людей и тоже создают такую монолитность, которой является русский народ.

Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков. Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю. В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.

Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.

Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле. Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени. Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Счастье

    Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посветил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс (описание)

    Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

  • Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

  • История создания Путешествия из Петербурга в Москву Радищева: история написания и публикации книги

    Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

«Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…

Мы приблизились в исторических воспоминаниях своих к бедственным временам России; и если живописец положит кисть, то ваятель возьмет резец свой, чтобы сохранить память русского геройства в несчастиях, которые более всего открывают силу в характере людей и народов. Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от монгольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их крови. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление?»

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя ».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского , написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду », – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Вторая половина XIX века: недостижимая историческая достоверность

К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля зрения художников, уступая место сюжетам современности. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. В том пожаре погибли уникальные интерьеры, выполненные Растрелли, Монферраном, Кваренги, и были утрачены росписи, описывающие ключевые события отечественной истории. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову , историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз

Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.

Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.

Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров . Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года.

Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.

Первой работой над образом святого стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-90). Работа была куплена Третьяковым, имела успех, но публикой была оценена неоднозначно. Зато сам Нестеров утвердился в своем желании написать «житие» великого подвижника земли русской, тем более что в 1892 году в России должно было отмечаться 500-летия со дня Успения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Так появляется «Юность преподобного Сергия» (1892), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-97) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).

С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием.

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

Александр Бубнов окончил Высший художественно-технический институт. Увлекаясь творчеством художников-передвижников и русским реализмом, он сосредоточился на историческом жанре. Молодой романтик, Бубнов в начале своей творческой карьеры грешил чрезмерной идеализацией советской действительности. Но именно в годы Великой Отечественной войны, работая над агитационными плакатами и листовками, он серьезно обращается к историческому жанру.

В 1943 году Бубнов работает над своим программным произведением «Утро на Куликовом поле». Замысел «Утра» возник у художника еще в 1938 году. Первоначально темой его картины была история битвы на Чудском озере, однако обращение к документам и серьезное погружение в историческую литературу убедило Бубнова писать именно Куликовское сражение.

Полтора года работы над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, исключающая даже намека на бутафорность персонажей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ.

За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов , как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980.
Левая часть – “Благословение на битву”

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду “Куликова поля”».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, – вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Правая часть – “Проводы ополчения”

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять ».

Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Обратите внимание на построение русских полков: в первых рядах стоят старики, за ними – поколение помладше и основную гущу войска составляют молодые, здоровые и сильные. Это древний, скифский способ построения боевого порядка, гениальный по психологическому замыслу. Первые ряды в стычке с супостатом погибают первыми, это можно сказать, смертники, поэтому они в белых рубахах и практически не имеют доспехов. Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло.

Деды должны умереть на глазах внуков, отцы на глазах сыновей, и их смерть наполнит сердца молодых яростью ратного духа, вплетет составляющую личной мести. А слово месть от «место» – чисто воинский термин, когда молодой занимает в строю место погибшего старшего из Рода.

Хочу процитировать С.Алексеева. «Сокровища Валькирий»

Если ты знаешь, что русские затачивают лопаты, то должен знать, что они гнусные безбожники. Потому что ругаются в Бога и в Христа.
— Должно быть, сэр, это им позволено.
— Кем позволено?!

— Господом, сэр. Кто еще может позволить ругаться таким именем и никак не наказывать за кощунство? Только Господь. Ведь не наказал же он русских?

— Потому что тупых грязных свиней бессмысленно наказывать!

— Вы не правы, сэр. Бог наказывает их все время, но совсем иначе. А ругательство это, сэр, вовсе и не ругательство.

— Что же еще, если они позорят даже Богоматерь? — только сейчас Джейсон начинал чувствовать боль в голове.

— Молитва, сэр,- невозмутимо проговорил Густав. — Это трудно себе представить, но — молитва. Только произносят ее не в храме, и не перед сном, а в бою. Это боевая молитва русских. Она имеет очень древние корни. Славяне таким образом призывали богов на помощь в битве. А когда к ним пришло христианство, традиция сохранилась. И новый Господь позволил варварам молиться по-прежнему. И сегодня русские парни весьма искренне молились, потому к ним пришла удача.
Господь питает любовь к русским.

— Хочешь сказать, они тоже богоизбранный народ, как иудеи?

— Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Потому они и называются — рабы Божьи. А варвары — внуки Божьи. У них родственные отношения и родственная любовь. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кто Господу ближе, раб или внук? И кому больше прощается?.. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Варвары довольно подробно изложили свое древнее мироощущение и абсолютно точно знают свое место в мироздании. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников.

— Послушай, а ты знаешь, почему русские вышли драться в полосатых рубашках? Это тоже имеет какой-то символический смысл?

— Эти рубашки, сэр, называются тельняшками.

— Да, я слышал, знаю… Но почему они не надели вниз бронежилеты? И сняли каски? Они считают, что полосатые тельняшки защищают?

— Я так не думаю, сэр,- проговорил Кальт. — В этих тельняшках, вероятно, хорошо драться в темноте, видно, где свои, а где чужие.

— Но и противнику это отлично видно!

— Они были уверены в своих силах. Русские вышли драться насмерть, сэр. Поэтому сняли всякую защиту. А наши разведчики рассчитывали просто помахаться кулаками и дубинками. Улавливаете разницу, сэр?

— Насмерть? Почему сразу насмерть? Если они были предупреждены кем-то, то вероятно знали, что мои парни идут на обыкновенную потасовку и не хотят убивать.

— Мы имеем дело с варварами, сэр,- вздохнул доктор. — Русским ничего не оставалось, как идти насмерть. В другом случае они бы никогда не победили. Эти парни из России и в самом деле плохо питались и не имеют достаточной мышечной массы. У варваров же есть древний магический обряд: когда не хватает физической силы, они снимают всякую защиту, одежду и идут в бой полуголыми, обнаженными, при этом призывая на помощь богов. И когда боги видят, что внуки их идут на смерть — срабатывает родственная поддержка.

— Допустим, ты прочитал, что написано, а я не уверен, что об этом читали сами русские.

— Вы правы, сэр, вряд ли,- согласился врач. — Должно быть, им и не нужно читать. Варвары знают свои магические обряды из других источников. У них наблюдается странное явление — коллективное мышление в критической ситуации. И просыпается генетическая память. Они начинают совершать непредсказуемые, алогичные поступки. Человеку с нормальным сознанием и психикой хочется защищаться панцирем или бронежилетом, подобрать более совершенное оружие; варвары же поступают от обратного.

— Если вы хотите отправить парней на драку с русскими в полуобнаженном виде, сэр, то оставьте эту затею сейчас же,- посоветовал он. — Ровным счетом из нее ничего не получится.
— Ты уверен?

— Да, сэр. Что позволено внукам, не позволено рабам.

Цель: Ознакомить учащихся с одним из известных полотен русской живописи – сделать первые шаги в приобщении детей к прекрасному.

Задачи: Развитие логического мышления учащихся, формирование навыков анализа художественного произведения; продолжить знакомство с выразительными средствами живописи; формирование способностей к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.

Зрительный ряд: А.П. Бубнов “Утро на Куликовом поле”

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с жизнью и творчеством нашего земляка-художника – Александра Павловича Бубнова. В этом году Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.

Увидеть и передать передовые явления в современной жизни своего народа, почувствовать историческую преемственность духовных национальных качеств русского народа – таков склад дарования Александра Павловича.

Именно это чувство нового, любовь к овеянным народной славой и легендами страницам родной страны и определяют характер жизни и творчества художника.

Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси (Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу. А детские и юношеские годы художника протекали в деревне Бубновка Аткарского уезда и самом Аткарске Саратовской губернии. Родители его были уроженцами этих мест.

В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил на всю жизнь неброские, скромные и задушевные пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью и бытом трудолюбивого русского человека, ставшего впоследствии основным героем его творчества.

Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку, угол сарая, - все, что могло заинтересовать и взволновать впечатлительное ребячье сердце. И сколько же было радости, когда в одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в открывшуюся в Аткарске изостудию.

Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта Саши Бубнова стать профессиональным живописцем. Талант его был впервые замечен в Аткарске простым учителем рисования Николаем Яковлевичем Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из скромного паренька из маленькой деревушки Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел большой художник.

Занятия живописью и рисунком, историей и этнографией, участие в раскопках курганов древнего городища, стойбища первобытного человека, приоткрывших частицу исторического прошлого народа, путешествия в глухие и отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие горячую любовь к истории, природе, знакомившие его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в зимние каникулы), былинами и частушками, бережно хранимые памятью народа, - все это пробуждало в Бубнове поэтическое восприятие окружающего мира, способствовало укреплению уверенности в том, что искусство – его призвание, его подлинный и единственный путь.

В 1926 году после окончания девяти классов школы второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в Московский художественно-технический институт – ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по монументальному отделению. Не собираясь стать художником-монументалистом, Бубнов учился именно на этом отделении, так как преподавание композиции было поставлено очень серьезно.

Первые его работы были посвящены героическим событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для своих картин темы, которые не только имели общественной значение, но и волновали его лично, будили его воображение, были напоены романтикой и поэзией революции, гражданской войны, современной жизни: “За шахматами”, “Проводы делегатов на съезд колхозников”, “Яблочко”, “Белые в городе” и другие.

  1. История создания картины “Утро на Куликовом поле”.

Но мы с вами сегодня поговорим о главном произведении Бубнова, в котором особенно полно воплотились яркие, сильные, героические образы – это картина “Утро на Куликовом поле”. Писал он это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого человека, который бы не видел этой картины. Само полотно выставлено в Третьяковской галерее, а репродукции с нее отпечатаны миллионными тиражами на страницах школьных учебников, в Большой Советской Энциклопедии. В многочисленных книгах по искусству. За эту работу художник был удостоен государственной премией. Ему было присвоено звание члена Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком событии рассказано в этой картине?

Ученики: Это событие произошло в 1380 году. На Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение между русским войском, которым командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.

Учитель: Да, это событие произошло довольно давно, но прежде чем мы перейдем к разговору о картине, я вам расскажу об истории ее создания.

Бубнов начал писать картину в самый разгар войны, сами события которой, идеи, чувства, переживаемые народом, воодушевили художника создать произведение о великом подвиге русских воинов, освободивших страну от двухвекового ига. Его замысел был органично связан с тем огромным напряжением сил, с тем патриотическим подъемом, которым жила тогда вся страна. Гордость за весь народ русский, прошедший через все самые суровые испытания, одержавший величайшую победу, живое ощущение и “связь времен”, напоминание событий прошлого, в которых так явственно различимы черты настоящего, - вот что определило внутренний пафос и весь ход работы над этим полотном. Художник мыслил свое произведение как народную эпопею.

Сложные задачи стояли перед Бубновым в его работе над картиной о древней жизни народа. Но художник воспринимал историческое событие с позиции сегодняшнего дня, сумел понять и выразить то, что волнует человека нашего времени.

Художник изучал труды историков, исследователей, опыт русских исторических живописцев, литературные памятники, особенно “Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о великой победе, знакомился с бытом Руси четырнадцатого века – обрядами, обычаями, одеждой, с военным делом того времени, ходил по Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом уговаривал подходящую модель позировать – тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит для будущей картины, в частности одежду, оружие. Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.

“В одном из подвалов нашли очень странного человека, одержимого накопительством старины. Он здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены кольчуга, топорик, щит” - как вспоминает Соловьева Г. В. – жена Бубнова.

Я уже сказала, что художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в Древней Руси, но он обязательно “примерял” все это к людям, стараясь “подсмотреть”, например, как берут копье, щит в том или другом одеянии. Изучение исторического он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

После Великой Отечественной войны Бубнов поехал за Волгу. Там он увидел бригаду крестьян-рыбаков, которые поразили его: все кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили типажами для некоторых героев картины. Интересно заметить, что одного из героев к своей картине Бубнов написал с известнейшего теперь саратовского скульптора А. П. Кибальникова.

Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему произведении тема борьбы с нашествием орды, так не раскрывается, как в этой картине. В полотнах других художников то это сражение, где трудно различимы персонажи, то это раненный Дмитрий Донской в окружении приближенных.

Но в своей картине Бубнов отказался от показа самого боя.

  1. Беседа по картине.
  • Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
  • Какой момент художник изобразил в картине?
  • Куда так напряженно смотрят воины?
  • Расскажите, что они сейчас переживают?
  • С чем идут в бой воины?
  • Где, как вы думаете, на картине изображен князь Дмитрий?
  • Что вы можете рассказать о нем?

Учитель: Художник не раскрывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого верой в победу.

Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Напряжение ожидания, тревога и решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и верно переданы градации этих состояний в лицах и позах умудренных опытом зрелых воинов, напряженно всматривающихся в даль, откуда должен появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в состоянии которых решимость сложить свою голову, перемешивается со страхом. Очень интересно рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во всей полноте раскрываются нюансы психологии отдельных воинов и настроение всей массы в целом.

Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед войска с топором и щитом.

Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный русский парень, жадно и с любопытством выглядывающий из второго ряда войска.

Уверенно и спокойно стоит бывалый воин, оперевшись на копье. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.

Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется битва.

Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении “Ратник” аткарского поэта В.Назарова.

(Стихи читают учащиеся, подготовившись заранее).

Я горсть земли в ладонях растираю:
Похоже, что пришел мой час.
По сторонам с тоскою озираюсь
В который раз.
Нам перед боем дали выпить браги,
Смелее чтобы шли вперед,
Но мы и так полны и гнева и отваги,
Во взгляде – лед.
Сам Бог поможет справиться с врагами,
От стрел и копий защитит.
Я меч покрепче в кулаке сжимаю,
Готовлю щит.
Сейчас начнется лютый поединок,
Ведь некуда уж отступать.
Сойдутся в поле две великих силы:
Орда и рать.
С утра туман накрыл нас тишиною,
Замолкли даже кулики.
И мы стоим безмолвною стеною,
Сжав кулаки.
Я не боюсь погибнуть в этой битве
И богу не хочу мешать.
Выпрашиваю я в своей молитве
Лишь благодать.

Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в себя смотрят, приглядываются русские люди к невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом князя Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя Московского), указывающего мечом в сторону татарского полчища.

Словно ожили строки знаменитой “Задонщины”: “Богатыри русския хотят ударити на великие силы поганого царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во златое сове стремя, и взем свой меч в правую руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы черкасские. А щеты московские… а мечи булатные… Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю за Русскую”.

Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеские одежды, в доспехах простого воина встанет в ряды сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с Челубеем… Прозвучат трубы. “И была брань крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон… Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могли вместиться на поле Куликовом, между доном и Мечой, такого множества сошедших сил”, - заметил летописец по поводу этой битвы. В картине изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

Что вы можете сказать о композиционном построении картина? Почему Бубнов так изобразил воинов на картине?

Ученики: Ратники стоят близко друг к другу. Этим самым художник хотел показать силу, нерушимость и могущество этих воинов. Они словно поддерживают друг друга.

Учитель: Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати: этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Ивановича, в фигуре воина, наклонившегося вперед и поднимающего щит с земли, в копьях, взятых на перевес, - во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть фигур срезано рамой картины, войско как бы бесконечно и продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно могучая лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд останавливается на фигуре старика, опершегося всем своим телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано, но через несколько мгновений, эта лавина двинется дальше.

Так используются контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению.

Художник достигает выразительности собранности композиции, подчеркивает ощущение сил и могущества русских воинов. Фигура Дмитрия четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом.

“О крепкое и твердое дерзание мужества! О как он не испугался, не дрогнул от такого множества войск? Ведь поднялись на него три земли, три рати… Однако всех этих он не испугался, нисколько не устрашился…” - говорится в “Летописной повести о побоище на Дону” о князе Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское войско. В то время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно, - отодвинута на второй план. Образ Дмитрия трактован более отвлеченно, чем образы других персонажей, скорее в символическом, нежели конкретно-индивидуальном плане, не становится центральным. Фигура его не господствует в картине. Князь не является главным действующим лицом.

Почему, как вы думаете, художник изобразил так князя и кто здесь главный герой?

Учащиеся: Князь изображен так потому, что главным героем здесь является все русское войско.

Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская битва раскрывается как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения. Картине “Утро на Куликовом поле” присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество – люди, изображенные на полотне, не воспринимаются “сквозь мглу веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах Древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Художник сумел приблизить к нам события далекого прошлого, заставить зрителя пережить его.

И поэтому хочется обратиться к строкам стихов, посвященных этой картине. Эти стихи написал аткарский поэт В.Воробьев и называются они “Перед картиной “Утро на Куликовом поле”.

(Стихотворение читают учащиеся, подготовившись заранее).

Вид, ждущих Куликовской битвы
В предельно робкой утренней тиши
Толкает зрителя притихнуть и молитвой
Дрожь в глубине унять своей души.
Щиты, шеломы, копья, лица.
Грубый
Еще конем не тронутый ковыль,
На холст принес
земляк-художник Бубнов,
Показывая боль истории чрез быль.
Сурово-строги лица статных воинов,
Молчит единою задумчивостью рать…
Им предстоит под крики черных воронов
Убитым быть, иль тоже убивать…
Готов вот-вот и горизонт насупиться.
Из-за того, что грудь родной земли
Застонет, задрожит от зла и ужаса
И… окровавятся седые ковыли…
О, Русь моя! Увы, многострадальная.
Оттуда, из глубин былых веков,
Судьба твоя глядит с картин печальная,
Тревожа рай болотных куликов.
Побоищ после этого случалось,
Похоже, все еще не сочтены…
От века нашего три годика осталось,
Пропитан он кошмарами войны.
Двух мировых, гражданских и локальных,
От коих ужасы так трудно передать!
А пред картиною, уверен, не случайно,
Душа не может не затрепетать!
И крикнуть, побывав на поле Куликовом:
- Стремитесь, люди, к миру повернуть!
А автора шедевра добрым словом –
Нам непременно надо помянуть.

Ответьте на следующие вопросы:

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой картиной?
  • К чему призывает автор этого стихотворения?
  1. Заключительное слово учителя.

Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок – всего 56 лет. Но остались жить его полотна, осталась добрая память о большом, щедром человеке – Александре Павловиче Бубнове.

Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по аткарским улицам, бродил по ковыльным и земляничным полям Емельяновского леса, что начинается прямо за околицей его родной деревни. Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и полянах леса, мы узнаем теперь на картине “Утро на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые свои зарисовки, учился видеть прекрасное и необыкновенное в обычных людях, цветах, травах, что его окружали, в синем небе, белых облаках, отражающихся в тихих водах нашей Аткары.

В память о художнике в 1986 году улица линейная была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в местном педагогическом училище есть художественно-этнографический музей им А. П. Бубнова.

  1. Задание.

Написать сочинение-впечатление на тему “Перед картиной Бубнова “Утро не Куликово поле”.

Лучшие статьи по теме