Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Начинающему иконописцу. Иконы России: Иконописные школы и художественные центры

Художественные материалы марки CretacoloR от австрийской компании “Brevillier Urban & Sachs”. Карандаши, пастель, наборы для художников.

Золочение

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Начинающему иконописцу

При писании иконы на деревянную основу с выбранным углублением - ковчегом (или без него) наклеивается ткань - паволока . Затем наносится меловой или алебастровый грунт - левкас .

Первый этап непосредственно живописной работы - роскрышь - прокладка основных тонов. Используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение движков - светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии иконописания следует роспись одежд, волос и прочих деталей творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой.

  • Начинающим иконописцам

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

    Комментарии: 3

  • Цвет в иконе и его использование

    Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

    Комментарии: 22

  • Свет в иконе. Фаворский свет и исихазм

    Говоря об иконах, нужно сказать и о "светоносной благодати Христа ".

    Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет.

    Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - "неизреченно сияющий".

    В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. "...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. ХУП,1-3).

  • Прямая и обратная перспектива

    Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ и предметов.

    Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.

    Важнейшим фактором, объясняющим "правдоподобность" европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.

    Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры.

  • Время в иконе

    Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон - как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

    Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.

    Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран.

  • Краткий порядок работы над иконой

    На доску с выбранным углублением - «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».

    После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

    Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

    Первый этап непосредственно живописной работы - «роскрышь» - прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей - всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.

  • Что такое икона

    Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

    Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

  • Художественная форма иконы

    Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

    Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой, художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

  • Традиции иконописания

    Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске . Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т.п.

    Итак, прежде всего икона - это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), - сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, - царство Мое (т.е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, - спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению.

    Однако техника иконописи имеет свою историческую жизнь: со временем появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике.

    «Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, - говорят в школе. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать".

    08.09.2017 Трудами братии монастыря 3 187

    На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи. Это стало возможным благодаря Даниловой Елене Геннадьевне, которая взяла на себя вопросы, связанные с организацией и функционированием школы.


    «Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно,
    - рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается» .

    Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики .

    Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!» . Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.

    Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.

    «Я училась в иконописной школе, где занятия проходили в храме. Несмотря на то, что писать я тогда не умела, в итоге у меня получилась прекрасная икона, - делится Елена Геннадьевна. - Все это благодаря молитвенной атмосфере и, конечно же, нахождению в церкви. А вот другая школа располагалась в обычном помещении, и, несмотря на то, что у меня уже был опыт, и уровень школы был на порядок выше предыдущей, по итогам работы получались как ни странно только раскрашенные доски. Поэтому мое мнение таково, что обучение иконописи однозначно должно проходить в стенах церкви».

    Дорогие друзья, приглашаем Вас на курс «Иконопись»! Этот курс ориентирован на тех, кто гуляя по музеям замирает в зале иконописи, любуясь работами великих мастеров. Пусть даже Вы не очень уверены в своих художественных способностях. Желание по-настоящему прикоснуться к церковному искусству делает чудеса. А также для художников-любителей, открывших для себя красоту древней иконы, которые мучительно экспериментируют, пытаясь разобраться в непривычной технике. Для тех, кого интерес и любовь к древней иконе заставляет изучать, искать и даже делать зарисовки. Звоните и записывайтесь, мы с радостью приглашаем на занятия всех желающих!



    Уроки ведет выпускница иконописного отделения при Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры - Пирогова Нина Александровна. Подход к каждому ученику индивидуальный. Занятия включают в себя изучение рисунка древних икон, изучение тональных и цветовых отношений. Предварительная гризайль, зарисовки, прориси. Основываясь на опыт древних иконописцев, работа ведётся натуральными пигментами.

    Пирогова Нина Александровна . Закончила Пензенский Лицей, отделение «Художественная резьба по дереву». Пензенское Художественное Училище, факультет темперной и масляной реставрации. В последствии, окончила иконописную школу при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. После выпуска работала в Центре Храмового Искусства имени Андрея Рублёва.


    Иконопись – искусство, которое базируется на знание философии, теологии, истории искусств и на общей академической подготовке. Поэтому мы советуем брать этот курс только после освоения рисунка и живописи. В программу включено изучение разных школ и техник иконописи: как подготовить доску к работе, что такое левкас, паволока, яичная темпера, теория цветов, состав красок, в том числе и химический, золочение, олифа. Также в курс входит изучение связанных с иконописью истории искусств, истории Руси, русской средневековой эстетики.



    Искусство иконописи пришло из Византии вместе с крещением Руси. Само Византийское искусство базировалось на наследии античной культуры, воспринятом римлянами. В Древней Руси, имевшей уже значительное культурное наследие языческой эпохи, оно нашло благодатную почву и пришло в виде сформированного церковного канона, утвердив принципы и формы искусства иконописи. Первыми иконописцами на Руси были греки. Их работы отличал веками отработанный образ и техника исполнения - монументальность, тяжелая глубина колоритов, темные сумрачные краски и выраженный аскетизм. Иконопись в России еще долго, в течение всего до монгольского периода находилось в непосредственной зависимости от Византии.

    В дальнейшем она пошла по своему пути развития. Это относилось и к технике, но самое существенное – стал меняться образ, получивший иную трактовку. Акцент стал ставиться не на тяжести подвига, а на его плодах, делая образ скорее радостным, чем суровым. В некоторых образцах этого периода уже присутствует большая динамика, меньшая зависимость от античных образцов, более плоскостное решение композиции. То же касалось и колорита. Икон монгольского периода сохранилось очень мало. Преимущественно это образцы, принадлежавшие к Новгородской школе. Для них характерна лаконичность композиций, ковровость изображения в сочетании с четкостью рисунка и чистыми яркими красками.

    Расцвет русской иконописи начался с начала XIV- ХVв. Это был период расцвета святости, который дал самое большое количество русских святых. Особенно хочется выделить Московскую иконописную школу, к которой принадлежат величайшие мастера - Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, которые создали настоящие шедевры, поразительные по своей глубине и красоте.

    Обучение иконописи

    Основной задачей наших курсов иконописи в Москве мы считаем изучение и возрождение иконописных традиций. Весь курс теоретических и практических занятий дает возможность приобщиться к духовному миру иконы, развивать свои душевные качества и художественные дарования. За период обучения иконописи Вы познакомитесь с множеством стилей и школ, особенностями иконописных традиций различных стран, получите необходимые практические навыки для прикосновения к древнему искусству и самостоятельного выполнения образов святых. По мере изучения наши преподаватели предложат Вам несколько этапов приобретения таинственных знаний:

    • Изучение основ написания икон для начинающих;
    • Личное написание иконы.

    В программу обучения будут включены такие занятия:

    Сам процесс работы над иконой мы начинаем с выбора доски, которую заливают специальной грунтовкой – левкасом. Далее начинается сам творческий этап – иконописец самостоятельно приготавливает материалы для выполнения работы: растирает краски и полудрагоценные материалы в пыль, смешивает их со специальным яичным раствором до нужной консистенции и приступает к работе. Сначала выполняет эскиз изображения, который потом расписывается красками, согласно традициям и законам иконографии. Продолжительность работы зависит не только от замысла автора, но и от избранной техники.

    Курсы иконописи

    На наших курсах иконописи в Москве Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

    Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

    ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
    И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

    ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ "ТРОИЦА"

    ИКОНОПИСНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    и иконописные курсы

    Обучение иконописи проводят опытные мастера Московского иконописного центра «Русская икона», специалисты Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской Академии художеств и других учебных заведений.

    Обучение иконописи проходит в центре Москвы
    В филиалах: м.Октябрьская, м.Бауманская, м.Планерная, м. Каширская

    Запись проводится по будням ежедневно с 12:00 до 20:00 м. Октябрьская

    Для того, чтобы предварительно зафиксировать за собой место на иконописных курсах, необходимо позвонить по тел. (495) 5О8-65-25

    НАЧАЛЬНЫЕ КУРСЫ ИКОНОПИСИ "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
    Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

    Подготовительные иконописные курсы "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ" и
    I Уровень "МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ"

    Интенсивные курсы иконописи для начинающих
    На интенсивных иконописных курсах для начинающих Вы на практике:

  • освоите все базовые иконописные технологии

  • (доска, грунт - левкас, золочение, приготовление минеральных красок на яичной эмульсии, олифа и т.д.),
  • изучите основы иконописного рисунка и композиции

  • (постановка руки, прориси, рисунок с натуры с построением прямой и обратной перспективы, композиционная розетка)
  • познаете азы различных древних техник иконописного письма

  • (сухая кисть, монохромные плави, цветные плави, смешанная техника).
  • прослушаете серию лекций в сопровождении иллюстративной мультимедийной презентации

  • (история Церкви и христианского искусства, иконографическая символика и канон, богословие иконы).

    Срок обучения на подготовительных интенсивных курсах иконописи - один месяц, в группах ускоренной подготовки - 4 дня. Программа подготовительных курсов состоит из 8 практических занятий (1 зан. - 3 ак. ч) и 4 теоретических (1 зан. - 2 ак. ч). Всего 32 ак. ч.

    На подготовительные курсы иконописи могут записаться:
    - все желающие обучаться иконописи после собеседования, без возрастного ограничения и экзаменов, предварительные навыки не требуются

    После успешного окончания подготовительного курса Вы можете продолжить обучение на курсах иконописи I Уровня "Мои первые иконы"

    Подготовительные курсы иконописи "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
    Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

    I Уровень "МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ"
    КЛАССИЧЕСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (XIV-XVI вв)
    Базовый курс иконописания. Иконописные курсы для начинающих обучение иконописи

    На курсы иконописи I Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие подготовительные иконописные курсы
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии одной законченной иконописной работы

    После успешного окончания I Уровня о прохождении начальных курсов иконописи

    Первые иконы учеников Православной школы искусств "Троица"

    II Уровень "СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ИКОНОПИСЦЕВ"
    РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (VI-XIII вв)

    Углубленный курс иконописания. Иконописные курсы для продолжающих обучение иконописи
    Срок обучения иконописи на каждом курсе 2,5 месяца. Каждый курс включает в себя 60 ак. ч практики и 20 ак. ч теории.

    На курсы иконописи II Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие I Уровень обучения иконописи (Базовые курсы иконописи)
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии не менее 3-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания II Уровня выпускникам выдается Свидетельство о прохождении курсов иконописи

    III УРОВЕНЬ "ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС"
    Профессиональные иконописные курсы личного письма в разных иконописных традициях. Иконописные курсы для опытных иконописцев
    Ведется набор на иконописные курсы повышения мастерства на иконописном отделении в школе

    На курсы иконописи III Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие II Уровень обучения иконописи
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания и при наличии не менее 6-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания одного из курсов III Уровня и годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается написание дипломной работы, после чего выпускникам выдается Диплом об окончании 3-х годичного курса иконописи со специализацией в данной иконописной технике.

    После всех курсов III Уровня и минимум годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством итоговой дипломной работы для защиты Диплома высшей категории "Мастер-иконописец "Знаменщик" с предоставлением в дальнейшемв мастерских Московского иконописного центра "Русская икона" Диплом об окончании 6-ти годичного обучения иконописи и знания всех основных древних иконописных техник.

    ДИПЛОМ. IV УРОВЕНЬ "СЕМЕЙНЫЕ ИКОНЫ"
    Дипломный курс. Только для учеников школы
    Производится зачисление только выпускников III Уровня, дополнительно закончивших годовой Спецкурс "Рисунок и композиция" для иконописцев
    После успешного окончания всех ступеней и курсов III Уровня и Спецкурсов рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством дипломной работы и получения Диплома "Мастер-иконописец "Знаменщик" с предоставлением стажировки и трудоустройства в мастерских Московского иконописного центра "Русская икона".
    На этом курсе, под руководством мастеров ученики самостоятельно отрисовывают прорись (рисунок) и пишут свою первую многочастную икону. По желанию на этом курсе ученики могут писать свои личные семейные многочастные иконы, с образами Богоматери по дню рождению членов семьи и с предстоящими тезоименными святыми.

    Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее . При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

    Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

    Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

    Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов – это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

    Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

    Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

    Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

    По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

    Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

    Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

    Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

    С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

    Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

    Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества . Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

    Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

    В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

    Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

    Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

    Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

    И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона – это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

    Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото – буду очень благодарна!».

    Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

    Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

    Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

    Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

    И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

    Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

    Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

    Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

    Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации – из той, что спиливают кресты, – как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

    Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?

Лучшие статьи по теме