Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Самые загадочные картины третьяковской галереи. Третьяковская галерея: картины с названиями

Самые загадочные картины третьяковской галереи. Третьяковская галерея: картины с названиями

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата. В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской. Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла. Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке. Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Нравится

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине
  • Наземный транспорт

От станции «Третьяковская»: поверните налево после выхода из метро и перейдите улицу Большая Ордынка. Затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Новокузнецкая»: после выхода из метро пройдите вперед к улице Пятницкая и двигайтесь по ней в левую сторону до пешеходного перехода. Перейдите дорогу и следуйте по Климентовскому переулку до пересечения с улицей Большая Ордынка. Перейдите улицу Большая Ордынка, затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Полянка»: после выхода из метро пройдите вперед до улицы Большая Полянка и поверните налево. Продолжайте идти вперед и поверните направо возле автобусной остановки. Выйдите Большой Толмачевский переулок и пройдите по нему до сквера. Поверните налево в Лаврушинский переулок, здания галереи будут слева от Вас.

Лаврушинский переулок является пешеходной зоной. Если вы приехали на автомобиле, Вам нужно припарковать его на Кадашевской набережной, либо в ближайших переулках.

Вы можете доехать на автобусе 25 или троллейбусе 8 до остановки «Станция метро Третьяковская». После этого пройдите по Большому Толмачевскому переулку мимо сквера и поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от вас.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставок и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Искусство

122358

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Здравствуйте, дорогие читатели!
Представляю вам новую рубрику в моем блоге, которая называется "Спрашивали? Отвечаю!".
Необходимость этой рубрики зрела уже давно. Ко мне достаточно часто обращаются с вопросами о путешествиях по России, о посещении музеев, об отдыхе с детьми и т.д. И я с удовольствием всегда отвечаю каждому. Частенько вопросы повторяются, что невольно наводит на мысль, что есть востребованная информация, которая пригодится многим. Почему бы и не ответить сразу всем?

Многих интересует знаменитая Третьяковка. Ведь знакомство с достопримечательностями Москвы часто начинается именно с нее.

Поэтому, несмотря на то, что о Третьяковской галерее я уже неоднократно писала, первой темой в новой рубрике будет тема "Третьяковка для "чайников" или "Простые ответы на простые вопросы о Третьяковской Галерее".

За какое время можно посмотреть Третьяковскую галерею?

Смотря как смотреть и какие цели преследовать. Бегло, в темпе с Третьяковкой можно познакомиться за 1 день. Если же изучать каждый зал подробно, нужно несколько дней. Точнее сказать сложно - все индивидуально.
Есть люди, которые могут лицезреть картину, сидя на лавочке, не один час. Вот и считайте, сколько понадобится времени на все произведения, ведь одих только картин в Третьяковской галерее насчитывается около 7 тысяч.

Что посмотреть в Третьяковской галерее? Какие самые знаменитые картины там есть?

В Третьяковской галерее можно увидеть русские произведения искусства: живопись XVIII - XX вв, графику XVIII - нач. XX в., скульптуру XVIII - начала XX века, древнерусское искусство XII-XVIII вв. (иконы, скульптура, прикладное искусство).
В Третьяковке находятся такие шедевры как "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина, "Богатыри" В.Васнецова, "Незнакомка" И.Крамского, "Боярыня Морозова" В.Сурикова, "Всадница" К. Брюллова, "Грачи прилетели" А. Саврасова, "Явление Христа народу" А.Иванова, "Демон" Врубеля,"Утро стрелецкой казни" Сурикова, Апофеоз войны" В.Верещагина, "Портрет А.С.Пушкина" О.Кипренского и многие другие. Здесь же находится "Троица" Андрея Рублева.

Что может удивить человека в Третьяковской галерее?

Удивить могут в первую очередь сами уникальные произведения искусства, если человек, конечно, в принципе способен удивляться. Мастерство старых мастеров совершенно. Лично меня всегда удивляет то магическое воздействие, которую оказывают полотна - некий гипноз, ощущение , погружения в далекое прошлое.
Многие портреты ощутимо живые, глаза людей на них теплые, светящиеся, будто бы смотрят за происходящим вокруг, проникают в душу...
Еще меня всегда приятно удивляет, как много людей приходит в Третьяковскую галерею, искренне интересуются искусством.
Это лично мои наблюдения и удивления. Что удивит вас, я не знаю. Все индивидуально. Схо дите, поделитесь, пожалуйста.

Можно ли фотографировать в Третьяковской галерее?

В Третьяковке можно фотографировать, но без вспышки. Стоит это 200 руб. Оплатить надо сразу в кассе при покупке входных билетов. Вам дадут желтенькую круглую наклейку, ее надо приклеить на грудь, как значок. Наклейка заметная и смотрители не будут приставать к вам с просьбой предъявить билет на съемку, как это бывает в других музеях.

Есть ли у вас любимая картина в Третьяковской галерее? Почему именно она?

У меня много любимых картин в Третьяковке. Среди них "Всадница" Брюллова, "Неравный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова, "Ночь на Днепре" Куинджи, "Княжна Тараканова" Флавинского и др.Очень люблю портреты А.П.Струйской Рокотова, М. И. Лопухиной Боровиковского и княгини М. В. Воронцовой Зарянко.

Ответить, почему какая-то картина нравится больше, какая-то меньше, невозможно. Просто в каждой картине что-то цепляет (или не цепляет). Какая-то своя особая красота, глубина, драма, история.
Для примера возьму два портрета из трех названных выше - портрет Лопухиной и портрет Воронцовой.

Глядя на юную, безмятежную прелестницу Лопухину, я невольно представляла себе ее благополучную, долгую жизнь в счастье и радости, а глядя на блестящие глаза и лихорадочный румянец великосветской красавицы Воронцовой, рисовала себе ее нелегкую судьбу, жизненную драму, даже неизлечимую болезнь.

Углубившись в историю, я узнала, что все наоборот. Несчастная судьба ждала Машеньку Лопухину, совсем молодой умерла она от чахотки. А княгиня Мария Васильевна Воронцова долгие годы своей жизни пребывала в роскоши и богатстве, была приближена к царскому двору, два раза удачно выходила замуж, имела сына и умерла в возрасте 76 лет.

Вот за что я и люблю настоящую живопись - за то, что за каждой великой картиной стоит своя история, которую хочется узнать, и загадка, которую хочется разгадать.
Судьбы многих героев старинных картин, которые находятся в Третьяковской галерее, интересны. Возможно когда-нибудь я вернусь к этой теме и расскажу вам, например, о портрете Александры Петровны Струйской - самой красивой женщины XVIII столетия...

Картина Айвазовского "Девятый вал" находится в Третьяковке?

Нет, "Девятый вал" находится в , также как и другие самые знаменитые картины Русского музея, которые часто ищут в Третьяковке: "Последний день Помпеи" Брюллова, "Лунная ночь на Днепре" Куинджи, "Бурлаки на Волге" Репина, "Витязь на распутье" Васнецова и "Переход Суворова через Альпы" Сурикова.

В Третьяковке много посетителей? Когда лучше туда приходить?

В выходные дни днем и вечером посетителей очень много.
Если предпочитаете более спокойную обстановку и не хотите стоять в очереди в кассу, приходите в будни или к открытию галереи в выходной - к 10-ти часам.
Режим работы Третьяковской галереи: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг, пятница - с 10.00 до 21.00. Понедельник - выходной.

  • Как заказать индивидуальную экскурсию по Третьяковской галерее для детей?
  • Как приобрести детский абонемент?
  • Какие картины Третьяковки нравятся детям?
  • С какого возраста можно приводить малышей в Третьяковку?
  • В каком возрасте первый раз вы привели ребенка в Третьяковскую галерею? Как ребенок реагировал на картины?

Остался не отвеченным вопрос о возрасте детей и не уточнен вопрос об индивидуальных экскурсиях. Отвечаю и уточняю!
1) Сына я привела первый раз в галерею в возрасте 9 лет, дочку значительно раньше - в 2 года. И нисколько об этом не жалею.
2) Индивидуальные экскурсии для детей существуют в форме абонементов на цикл из 4-х экскурсий (подробнее - по ссылке, указанной выше). Но есть еще один вариант для тех, кто не хочет приобретать целый абонемент и у кого ребенок уже достаточно большой и может слушать экскурсию в смешанной группе. Что это за вариант?
В летний период и круглый год по воскресеньям из индивидуалов здесь собирают группы (от 5 до 20 человек) и проводят для них экскурсии. Оплачиваете 300 руб. за экскурсионное обслуживание + стоимость входного билета (взрослые - 500 руб., льготные категории - 200 руб., дети до 18 лет - бесплатно). Начало экскурсий для индивидуалов: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00. Сбор около экскурсионного отдела.

На этом тему вопросов - ответов о Третьяковской галерее заканчиваю. Надеюсь, что статья была вам интересна и полезна. Предлагаю продолжить ее в комментариях.

Пишите все, что вы хотели бы узнать о Третьяковской галерее. Постараюсь вам ответить.

Третьяковская галерея – самый большой музей русской живописи в мире. История которого началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он. Хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Потому что многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Третьяков отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878 г.

Иван Шишкин. Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерном фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разгладите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

Качественную репродукцию этого шедевра можно заказать

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879 г.

Архип Куинджи. После дождя. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Главный герой всех картин Куинджи – это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный. Выбирая самые красочные явления природы. Как и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя – чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста. Между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только, как художник. Но и вообще, как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег, он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил. Оставив лишь золотую царевну. Добавив двух других от себя. Царевну драгоценных камней и Царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном – самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение – приносить пользу людям. А не служить людской алчности, что приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова, они были хорошими приятелями. И не мудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда он поступал в Академию художеств, то узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл заново сдавать экзамен, уверенный, что провалился в первый раз.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884 г.

Илья Репин. Стрекоза. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считая, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался нарисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее «Стрекозой». Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало, кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Ещё одна картина в импрессионисткой манере хранится в Третьяковке. Но написанная уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то, что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступая по популярности лишь картине Серова .

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Над вечным покоем» – один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен человеческой хрупкой жизни. Символом которой является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перепитий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины, мать и дочь.

А вообще эта картина – катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то скорее вы почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

Михаи́л Врубель. Сирень. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И.Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета, от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки, души сирени. Мы видим только большие темные глаза, темные густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Что подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он «не нашёл дорогу» назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила самые раскрученные шедевры вроде . А ещё не рассказала о Верещагине и .

Руководствовалась собственным вкусом, выбрав те работы, которые лично мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, то надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

Вконтакте

Лучшие статьи по теме