Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина (Сравнительный анализ). Печорин и онегин

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина (Сравнительный анализ). Печорин и онегин

(387 слов, таблица в конце статьи) Тип «лишнего человека» довольно популярен в русской литературе. Наши писатели в изобилии представляют нам героев, разочарованных в жизни и не нашедших своего предназначения. Эти люди могут быть совершенно различны: пылкими интеллектуалами, как Чацкий, или скучающими и уставшими от жизни сластолюбцами, как Онегин и Печорин. Последние двое образуют один тип человека, ведь различий между ними немного. Если составить сравнительную характеристику, то можно заметить, что один из героев является новой версией другого, ведь не зря Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени».

Сходство можно проследить уже на уровне имен. Лермонтов называет Печорина по тому же принципу, что и Пушкин: опираясь на название реки. Печора — бурная, шумная горная река, Онега же — спокойная и ровная, что в какой-то мере отражает характеры героев.

Обучение наукам «быстро наскучило» Печорину, как и Онегину, который «рыться не имел охоты / в хронологической пыли», и оба пустились наслаждаться светской жизнью, чтобы развеять скуку, но так же быстро разочаровались в этих радостях. Одному «наскучил света шум», и он «к жизни вовсе охладел», другой же «дичится» общества и считает себя «небольшой потерей для мира». Печорин переживает это намного трагичней, чем Онегин, в связи с тем, что герои живут в разных эпохах, но общее разочарование в себе и окружающем мире присуще обоим героям, поэтому они быстро становятся циничными эгоистами. Окружающие относятся к ним с интересом, потому что видят в них загадку, женщины любят их, так как оба искусно овладели «наукой страсти нежной». Но, несмотря на их цинизм, у обоих есть единственно любимая, с которой им не суждено быть вместе. Так, Онегин теряет Татьяну, а Печорин — Веру. Друзья страдают рядом с ними: по схожим причинам умирают от их рук Ленский и Грушницкий.

Это «байронические герои», утратившие флер романтизма, который их идеализировал. Онегин из тех молодых людей, которые верили в идеалы революции, Печорин же — человек другого времени, когда эти идеалы не просто пошатнулись, а разрушились в связи с крахом декабризма. Герои во многом похожи, но результат их сходства различен. Онегин — праздный повеса, резко пресытившийся жизнью из-за лени. Совсем не таков Печорин, который ищет себя, «бешено гоняется за жизнью», не веря в бессмысленное предназначение. Можно сказать, что Онегин остался в «водяном обществе», из которого Печорин поспешил сбежать.

Пушкин и Лермонтов показали двух типичных представителей следующих друг за другом десятилетий, поэтому образы героев не могли кардинально различаться. Они дополнили друг друга, а авторы создали настоящую картину действительности того времени, которая менялась под воздействием кризисных обстоятельств.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и Григорий Печорин из "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова хоть и герои абсолютно разных произведений. имеют схожие образы. Не зря В.Г.Белинский заметил: "Печорин - это Онегин нашего времени". Евгений Онегин предстает отражением эпохи 20-х годов, периода декабристов и общественного подъема, Печорин - представитель третьего десятилетия 19 века, называемого "жестоким". Время определило как общие черты героев, так и их различия.

И Печорин, и Онегин - представители высшего света. Формирование их характеров, получение образования и воспитания происходили в одинаковых условиях. В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, вели её праздно. Они не смогли реализовать себя в жизни, несмотря на выдающиеся способности. К настоящей любви герои не способны, тем самым они приносят лишь страдания влюбленным в них дамам.

Онегин и Печорин выделяются среди окружающего светского общества. Дружбу они оба заводят от скуки.Из дуэли с бывшими друзьями, к которой обоих приводит судьба, они выходят победителями. Сам М.Ю.Лермонтов, когда дает своему герою фамилию Печорин, как бы намекает на его сходство с Онегиным: Онега и Печора - реки, протекающие в России. В.Г.Белинский отмечает: "Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом..."

Но существенные различия мы находим в характерах героев, их отношении к жизни и ценностях. Онегин скучает, он устал от жизни. Юноша не стремится ничего менять, разочаровавшись в этом мире. Печорин же несколько другой. Он неравнодушен, активен, "бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду". Печорин - натура глубокая, страстная, он философ и мыслитель. Ему интересн окружающий мир во всех его проявлениях, он много раздумывает. анализирует, ведет дневниковые записи. Герой вдохновляется природой и в своих дневниках часто отмечает её красоту, которою Онегин просто не способен увидеть в силу своего характера. Различно также отношение героев к обществу. Онегин опасается осуждения окружающих и потому принимает решение участвовать в дуэли. Хоть Евгений и понимает, что должен отказаться, но общественное мнение становится для него важнее, нежели дружба. Онегин не вступает в открытый конфликт с обществом, он избегает людей. Что же Печорин? Он пренебрегает мнением других, всегда делает то, что считает необходимым. Григорий ставит себя выше общества, относясь к нему пренебрежительно. Печорин не боится идти на прямой конфликт с окружающими. Что насчет дуэли с Грушницким,то соглашается он на неё исключительно из благородных намерений, желая защитить честь княжны Мери и собственное имя.

Онегин - "эгоист поневоле". таким его сделала зависимость от условностей презираемого им общества и неспособность отказаться от них. Печорин обладает противоречивостью характера, эгоизм его вытекает из собственных убеждений и суждений о мире. Общественное мнение, установившиеся порядки на его мировоззрение никак не влияют.

Евгений Онегин и Григорий Печорин являются одними из самых ярких персонажей литературы 19 века. Сравнивая героев, можно найти множество сходств и различий их характеров, убеждений и сложившихся судеб.Каждый из них - герой своего времени. Оба романа с восторгом были приняты публикой, широко обсуждались и критиковались. Важно отметить и художественное мастерство писателей, которые чрезвычайно точно отразили в своих произведениях характер каждой из эпох.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сходства между.Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой - «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени».
Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, - Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин - во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, - и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот.и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», - говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
То, что оба героя - умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг.
Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него - верх низости: «...Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить... я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть... оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу...». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других - отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.
Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрасту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого - разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить.
Личная свобода, независимость для обоих героев - лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:
Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь - на втором, и только на последнем - жизнь.
Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин - жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это - результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину.
Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой - «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел мо-лодого человека...

    Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение....

    Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему...

Сравнительная характеристика главных героев романов М.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин, если можно так выразиться, старше Григория Печорина: роман А.С. Пушкина в окончательной версии увидел свет в 1831-м году, опубликовал свое детище в 1840-м.

В отличие от младшего «собрата», пушкинский герой не наделен отчеством (полагаю, по вполне прозаической причине неудобства вкладывания его в стихотворный размер строфы - однако у Александра Сергеевича могли быть иные мотивы). Известный критик того времени В. Белинский в своей статье назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Причины для этого определенно существуют.

Только ленивый, наверное, не отметил «географического» сходства героев, вернее, их фамилий. Вот только что в отличие от Онеги, текущей к морю, Печора представляет собой бурную горную реку. Это сразу вызывает ассоциации с Кавказом - местом действия событий романа «Герой нашего времени».

Любопытный момент: большую часть «Героя нашего времени» читатель видит с помощью дневника Печорина, через призму его мировосприятия, так как повествование ведется от первого лица. Что касается Онегина, то в-основном мы смотрим на героя глазами автора - за исключением прямых диалогов и письма к Татьяне. Нельзя также не отметить тот факт, что, в отличие от , который является подлинным главным героем своего романа, незримо присутствуя в каждой фразе и комментируя все происходящее, Лермонтов комментирует Печорина лишь в предисловии - и довольно кратко.

Оба героя воспитаны в дворянских семьях, образованы сообразно духу времени. Находятся в одной социальной среде, можно так сказать. Однако повзрослевший Евгений так и остался принадлежать светскому обществу. Григория ждала военная карьера.

И Онегин, и Печорин имеют определенный успех в светской жизни, довольно бурно принимая в ней участие, однако вскоре оба устают от внешней суеты. У Евгения это выглядит так:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум…

Также нам известно о том (цитирую неточно), что им овладела русская хандра и он вовсе охладел к жизни, хоть и не желал с ней расставаться.
Печорин испытывает схожие чувства: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, что читает дурное подражание давно известной книге».

Итак, отношение к обществу в широком понимании этого слова у обоих героев довольно нетерпимое, снисходительное с элементами некоторой вынужденности.

К самообразованию их отношение тоже примерно одинаковое: Онегин, прочтя множество книг, последовательно в них разочаровывался, после чего попробовал было писать сам, но также не преуспел. Печорин говорит о том же: чтение вызвало досаду по причине того, что пути к счастью там не указаны…

И Онегин, и Печорин в какой-то момент выпадают из привычного светского круга: Евгений отправляется в деревню к дядюшке, вступая в права наследства, Григорий делает военную карьеру.

Оба персонажа проницательны, язвительны и хорошо понимают человеческую натуру. Есть некое противопоставление их окружающему обществу, они выделяются, не желая в полной мере играть по общепринятым правилам. Онегин, приехав в деревенские края, шокирует соседей своими неожиданными привычками: заменяет тяжкую барщину легким оброком и игнорирует дежурные соседские визиты. Сходится он лишь с Ленским, человеком того же происхождения, воспитания и образования. Так и Печорин не вписывается всецело ни в один свой круг общения, более ли менее выделяя доктора Вернера благодаря некоторой идентичности их взглядов на жизнь.

И Онегин, и Печорин обладают тонким умом и склонны к разного рода играм психологического характера, рассматривая окружающих людей как некое подобие шахматных фигур на доске.

А.С. Пушкин о своем герое отзывается так:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…

И так далее. Правда, в наибольшей степени «игры» Евгения все же имеют отношение к женскому полу, что, наверно, до известной степени объясняется возрастом. Григорий Александрович играет более расчетливо и жестоко, его действия не имеют гендерной направленности.

Оба героя, безусловно, эгоисты. Но эгоисты думающие, чувствующие и немало страдающие от проявлений собственной натуры. Онегин ощутимо проще Печорина, если можно так выразиться применительно к особенностям характера; он в меньшей степени склонен к самокритике и самобичеванию, но, в отличие от лермонтовского персонажа, он способен к раскаянию. Григорий Александрович выписан острее и циничнее. Он причиняет людям больше зла, и плата за это выше - но кому важны его внутренние переживания и терзания, коль скоро они не имеют внешнего выражения? Кому легче от его самоистязания, раз его поведение не имеет тенденции к переменам?

В жизни обоих героев происходит событие, выходящее из ряда бытовых и обыкновенных. Это дуэль. Причем не просто абстрактная дуэль со случайным человеком на почве серьезного различия взглядов на жизнь, а поединок с довольно близким (во всяком случае, не чужим - однозначно) приятелем.

Да, дружба Онегина с Ленским была, по словам Пушкина-комментатора, «от делать нечего». Сходств между ними было мало, но тем, вероятнее всего, они и были друг другу по-своему интересны. Поводом для дуэли стала очередная «игра от скуки» в исполнении Евгения, которому вздумалось развлечения ради уделить повышенное внимание невесте Ленского. По той же самой причине Печорин стрелялся с Грушницким: тот не простил ему историю с княжной Лиговской (которая опять-таки была спровоцирована Григорием Александровичем от скуки же), придумал довольно гнусную инсинуацию и в результате был убит.

Надо отдать должное: ни Онегин, ни Печорин к поединку не стремились. Онегин обвинял себя в происходящем, понимая, что ему не следовало дразнить чувства молодого мальчика и играть на его пылкой ревности; вызов Ленского можно и нужно было отклонить, обуздав в себе гордость и снизойдя до серьезности ситуации, извинив не чужого ему человека. Но все же победил внутренний язвительный дуэлянт, и Евгений отверг голос великодушия. Печорин тоже не хотел стреляться, понимая, что в силу характера Грушницкий дорожит жизнью больше него самого, и смерть может стать слишком большой платой за сделанную глупость. Ему было достаточно и публичных извинений, о чем он (в отличие от Онегина!) до последней минуты просил задуматься своего соперника. Жажды убийства в нем, несмотря на иные скверные черты его натуры, нет: в этой игре с Грушницким Печорин изначально - победитель, и причина подводить кровавую черту под этим решительно отсутствует, и без того все понятно.

Евгений спокойно спит ночью накануне дуэли, но после страшно поражен гибелью Ленского и своей в ней безотрадной ролью. Он бесцельно скитается по свету, пытаясь, в сущности, убежать от самого себя и своей безысходной тоски. Печорин перед дуэлью не спит, разбираясь в себе. Но в целом мало того, что от себя не бегает в принципе - наоборот ведет дневник, призванный запечатлевать отдельные моменты прошлого - он не особенно убивается о Грушницком. В тот момент наиболее острым переживанием для него становится расставание с любящей его Верой, которая, оставив прощальное письмо, покидает Кавказ. Он кидается было ее догонять, но не может, и здесь читатель единственный раз видит мучительное отчаяние героя, его бессильные слезы.

Если рассматривать отношения героев А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с женщинами, то оно существенно разнится. Да, Онегин, о чем повествует подробно первая глава романа, был тот еще сердцеед, и немало светских дам попалось в сети его интриг. Но, по всей видимости, речь была об обоюдных играх, а не о бессовестном обольщении неопытной души. Во всяком случае, Татьяну Евгений выделил сразу, оценив ее безусловные достоинства. Получив письмо, он устроил бедной девушке целую отповедь (вот она, маска снисходительно-равнодушного циника!), но однако же не воспользовался моментом для обольщения влюбленной барышни. Пожалел.

… Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Он с самого начала, в сущности, с ней не заигрывал и ложных надежд не внушал. И, конечно, можно было как-то поделикатнее поговорить с Татьяной после получения письма, проявить больше сочувствия, но в целом ничего особенно жестокого в этом эпизоде нет.

Печорин вообще не особенно смущается своими немилосердными упражнениями. Он прекрасно понимает, что к чему, признает собственную вину и причастность к чужому несчастью, но будто со стороны: в его воле констатировать печальную ситуацию - и только. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Также в дневнике Печорина в какой-то момент проскальзывает мысль о двойственности его натуры: будто одна ее часть живет здесь и сейчас, а вторая - наблюдает за первой, порой комментируя и осуждая ее.

Онегин поначалу не решился связать свою жизнь с Татьяной из опасений утратить свою привычную свободу. Однако их следующая встреча принесла герою осознание горечи безвозвратной утраты влюбленной в него девушки. Но если немного пофантазировать? Если б Татьяна решилась расстаться с супругом? Или, к примеру (все мы под Богом ходим…) овдовела? Вполне возможно себе представить, что по прошествии отведенного приличиями времени они с Онегиным могли бы быть счастливы вместе, составив пару. Представить женатым Печорина решительно невозможно! Опять-таки, дадим простор воображению: предположим, герою удалось бы найти Веру и увезти ее от мужа. Что дальше? А дальше - примерно то же, что в «Бэле». Непродолжительная вспышка острого подобия счастья - и все… Судя по тому, каким магнетизмом в глазах женщин наделен этот персонаж, непременно обнаружилась бы прелестная барышня, которая стала бы его новой мишенью. Или очередной Грушницкий, задевший за живое. И понеслось, собственно…

Онегин более способен к счастью. Не имея столь сильной, как у Печорина, страсти к самоизучению, мне кажется, он при благоприятных для себя обстоятельствах (если б Татьяна ушла к нему) вполне мог бы почувствовать себя счастливым, органично войдя в общество, которое окружало бы его на текущий момент.

И есть еще один момент, который трудно игнорировать, когда речь идет о сравнении пушкинского и лермонтовского героев. Можно провести некоторую грустную аналогию. Развязка романа «Евгений Онегин», подводящая черту под важным этапом жизни героя, происходит в Петербурге. В этой истории имела место дуэль, которая оставила кровавый след в душе Онегина. Автор этих строк погиб в результате поединка на Черной речке - в Петербурге.

Колоссальный отрезок жизни Григория Александровича связан с событиями на Кавказе, там также была дуэль. И, сколь ни печально, но факт остается фактом: Лермонтов стал жертвой меткого выстрела противника в Пятигорске, где, согласно его перу, происходила драма с участием Печорина…

Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В.Г. Белинский. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени», - писал критик.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции. Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ни чего не оставалось как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в «лишних людей».

Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», - пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой». У Печорина тоже очень рано»… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любознательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один перечень тем чего стоит:

…Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека. Печорин же так говорил о себе: «Я стал читать, учиться - науки тоже надоели». Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень». Печорин говорит о себе:»… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…» Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печорина. Женщинам он приносит только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при новой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осознает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин оказывается вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь - это пресыщенная гордыня».

И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Печорин же прямо заявляет:»… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего». А Печорин говорит:»… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской черни». Но Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды. По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у - Лариных. Печорин говорит следующее: «Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречии сердцу или рассудку.

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклицает Пушкин:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Ему как бы вторит герой Лермонтова: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой».

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга.,

он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин во время путешествия размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадежно устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?.

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорина - это более активная личность с чертами демонизма. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» - говорит герой Лермонтова. Как личность, Онегин остается для нас загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак?

онегин образ печорин интеллигенция

И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему. В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия «лишних людей». Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.

Лучшие статьи по теме