Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Формирование эстетической культуры учащихся. Эстетическая и художественная культура личности

§ 1.1 Эстетическое отношение к миру

§ 1.2 Эстетическое воспитание

Глава 2. Художественная культура личности

§ 2.1 Художественная культура как особая область культуры

§ 2.2 Художественная культура как особая форма эстетической культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Особое место в социокультурной инфраструктуре принадлежит эстетической культуре. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.

Образно говоря, эстетическая культура – это не только одно из ценнейших растений культурного парка человечества, но и неизменный аромат каждого из процветающих здесь растений.

Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.

Это находит свое проявление в самой полифункциональности эстетической культуры и ее гуманистическом характере. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.

В силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все звенья культуры общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Она является движущей силой, катализатором и формой общественного прогресса. Все это придает особую актуальность исследованию проблем эстетической культуры.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.



Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.



Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

а) основная литература

Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. - М. : Флинта, 2010 г. - 232 с.

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования: рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко; М-во образования РФ. -М.:Гардарики,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений:учебник; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

Электронные информационные ресурсы:

сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

- электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Эстетическая и художественная культура личности

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания личности. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности . Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется, прежде всего, в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Развитие эстетической культуры студентов средствами изобразительного искусства представляет собой целостную систему, включающую в себя организованную совокупность теоретических, структурных и содержательных показателей. Система охватывает следующие уровни развития эстетической культуры студентов средствами изобразительного искусства:

личностный уровень развития, задачами которого являются:

– духовное совершенствование личности;

– развитие всех составляющих эстетической культуры: эстетического вкуса личности студента, его эстетических чувств, суждений, взглядов, творческих способностей, эстетических знаний;

– развитие личностной направленности освоения культуры и искусства, «личностного смысла искусства» (Д.А. Леонтьев) и выработка субъектной культурной позиции;

– освоение специфических закономерностей искусства и связанных с ним форм художественной деятельности;

уровень культурологического развития, задачами которого являются:

– развитие эстетической культуры личности средствами изобразительного искусства в овладении опытом мировой художественной культуры, ее полифункциональностью, ее гуманистическим характером;

– овладение ее культурно-художественным наследием и современными особенностями ее мирового развития;

– освоение культуры как совокупности знаковых систем;

– ее действенность как эффективный инструмент реализации всех творческих потенциалов человека;

– способ расширения экзистенциальной перспективы человечества;

уровень профессионального развития, задачи которого сформулированы исходя из понимания «человекотворческого характера» педагогической профессии и представляют собой:

– развитие эстетической культуры личности средствами изобразительного искусства в формировании гуманистических ценностных ориентаций;

– формирование творческой личности будущего специалиста;

– овладение профессиональной культурно-художественной компетенцией;

– овладение культуротворческой природой воспитания подрастающего поколения;

– овладение потребностями и умениями развивать культуру общества собственной творческой активностью;

– овладение искусством как широким культурно-художественным полем, его возможностями как мощного развивающего средства личностей учащихся;

Развитие эстетической культуры – сложный процесс, зависящий от общих жизненных целей, установок и ценностей будущего специалиста, от его общей и формирующейся в вузе профессиональной культуры.

На схеме модели ясно просматривается формула, что развитие эстетической культуры – это взаимосвязь теоретического и деятельностного аспектов, полифункциональности и многоаспектности искусства, где основополагающими элементами выступает художественно-эстетическая деятельность студентов.

Многообразие мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни многообразие форм общественного сознания. Искусство появилось для решения специфических задач по освоению и преобразованию мира. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства нужно искать в структуре общественной практики, в структуре социально- исторического опыта людей. Искусство является непременным компонентом цивилизации на всем протяжении ее существования и развития. Запечатлев в своей «памяти» историю человечества, его прошлый опыт, искусство являет образ его судьбы, поражающий своей достоверностью.

Как феномен культуры искусство подчинено своим специфическим законам развития. Но одновременно оно входит в сферу влияния цивилизации, с которой связано своим происхождением, задачами и способами функционирования. В условиях цивилизации общество оказывается все более заинтересованным в специфических способах выражения и закрепления общественного интереса и достаточно тонких средствах решения социальных противоречий. Из этой потребности на почве недейственного уже мифологического синкретизма и возникает искусство как высокоспециализированная форма такого воздействия, формируется его образно-поэтический строй, закладываются организационные структуры, определяются функции на уровне тех новых требований и задач, которые представляет ему цивилизация. Именно цивилизация на основе продукта в различные сферы культуры дает жизнь искусству, направляет и регулирует его развитие.

Существует множество определений искусства. Перечислим основные подходы к пониманию этой дефиниции. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях, утверждаться через торжество безобразного и даже совсем отрицаться. Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную. В-четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека. В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах.

Искусство имеет глубинные отношения с человеком. Отражая жизнь в художественных образах, оно развивает все стороны личности, подвигая человека работать над самосовершенствованием. Его духовная, эстетическая, культурологическая наполненность, его творческая сторона, воздействуя на внутренний мир человека, побуждают его двигаться в соответствии с требованиями современного процесса развития общества, в котором будущее определено за творчески развитыми, компетентностными специалистами, осознающими значимость культурных ценностей, достижений мировых культур, формирующей роли искусства.

Искусство во всех его видах и жанрах имеет воздействие на каждого человека, поскольку одной из его важнейших характеристик является его обращенность к мыслям, чувствам, переживаниям, размышлениям и поступкам, созвучие настроения конкретной личности. Обладая этими свойствами, оно выступает мощным механизмом развития на всех этапах становления личности, поскольку человек в той или иной мере соприкасается с ним.

Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения.

Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

Каковы же задачи эстетического воспитания?В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только 1) эстетико-ценностную ориентацию личности, но и 2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания); 3) развивает познавательную способность личности; 4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Развитие творческого потенциала личности - суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами.

Творческий процесс - важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

Говоря о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном сочетании с другими направлениями воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.

Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Рассуждая о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука формируют в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.

Отличие науки от искусства в том, что первая дает людям знание законов объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.

Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение.

Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, актуальными для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но, в конечном счете все человечество как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания.

Прежде всего, эстетическое воспитание оттачивает непосредственно эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. Желанный, оптимальный результат эстетического воспитания – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо. Главный показатель эстетической воспитанности человека – его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким вкусом.

Эстетическое воспитание попутно решает и компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Этот тип воспитания решает и просветительно-эвристическую задачу, помогая личности духовно обогащаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональными особенностями эстетического воспитания являются: артистизм– оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизненного поведения; ценностно-ориентационный эффект – привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой; креативность – пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.

Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма.

Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества –черезчеловека,во имяличности.Вэтойдиалектикечеловекаи человечества – смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека – высшее гуманное назначение искусства.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Наука и действительность // Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 337.

2. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

3. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание студентов // Педагогика высшей школы. Казань, 1985.

4. Суходольская-Кулешова О.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя // Педагогика. 2003. № 5.

5. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты: Монография. М.: АПК и ПРО, 2001.

6. Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура // Программа педагогических вузов и педагогических колледжей. М., 2001.

7. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002. С. 82.

8. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 9.

10. Каган М.С. Философия искусства. СПб., 1996. С. 19.

11. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002. С. 226.

Лучшие статьи по теме