Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Этнический состав населения мира.

На формирование этноса воздействуют многие факторы — язык и культура , территория , национальное самосознание , многие из которых становятся их признаками. Важнейший фактор единства этносов — тер-ритория. Географическое положение , природные условия и ресурсы района проживания оказывают большое влияние на хозяйство, матери-альную и духовную культуру этносов. По мнению Л. Н. Гумилёва , это — основа формирования этносов, по-скольку «этнос вписан в ландшафт». Проживая в определённых ланд-шафтах , люди приспосабливаются к конкретным условиям местности. Это проявляется в особенностях хозяйственной деятельности, строи-тельстве жилищ, одежде, кухне. С течением времени у народа скла-дывается своеобразный этнический код: традиции , обряды , символы . Они чаще всего связаны с природными условиями и деятельностью людей. Так в традициях коренных жителей тундры — езда на собаках. Их неприхотливость и выносливость позволяют быстро преодолевать большие расстояния.

К числу одного из самых важных этнических признаков относится национальное самосознание, то есть отнесение себя к определённой на-ции. Национальное самосознание вырабатывается в течение длитель-ного исторического развития.

Современный этнический состав населения России сло-жился в ходе длительного исторического развития. Россия — одно из многонациональных государств мира, на территории которого проживают представители различных языковых семей и групп, религиозных ве-рований, исторических судеб.

По результатам переписи (2010 г.) рус-ские составляют наиболее многочисленную группу 77,7%. По сравне-нию с предыдущими данными доля русского населения уменьшилась (в 1989 г. было 81,5%, в 2002 г. — 79,8%) за счёт естественной убыли, которую не смог компенсировать миграци-онный прирост. Второе место занимают татары — 3,7%, третье — украинцы — 1,3%, четвёртое — башкиры — 1,1%, пятое — чуваши — 1 %. Численность семи национальностей превышает 1 млн человек. Кро-ме вышеназванных, это чеченцы и армяне.

В 2002 году впервые при переписи получены сведения о гражданстве населения. Численность граждан Российской Федерации составила 98%.

Наиболее распространён-ным социально-культурным признаком этносов является язык. На территории России проживает более 100 народов, принадлежа-щих к различным языковым семьям .

Этнографический портрет России может быть представлен домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творче-ством, другими хозяйственно-культурными традициями. Многие обычаи и традиции сложились в глубокой старине и отражают способ приспособле-ния к природе. Чем крестьянский дом севера России отличается от южно-русской хаты?


Рис. 281. Мечеть в Чечне

В современной России происходит процесс ре-лигиозно-культурного возрождения. Развиваются многие конфессии.

  • Большинство населения — православные христиане .
  • Из других на-правлений христианства следует отметить католицизм , исповедуемый живущими в России поляками, литовцами, венграми; протестантизм (немцы).
  • Второе место по числу верующих занимает ислам — татары, башкиры, чеченцы, ингуши, народы Дагестана.
  • Из мировых религий в нашей стране ещё исповедуется буддизм (калмыки, буряты).
  • Зарегистрированы и действуют иные конфессии: иудаизм , индуизм .
  • Сохранились и традиции язычества .

В новой поликонфессиональной Рос-сии укрепляются традиции межрелигиозного общения. Материал с сайта

Каждый этнос прошёл длительный путь своего формирования, на кото-рый воздействовали особенности территории, природный ландшафт, язык, национальное самосознание. В результате религиозно-культурного возрож-дения укрепляются позиции христианства, ислама, буддизма и других религий. Решение возникающих проблем межнационального и межконфессионального общения лежит в плоскости толерантности, понимания процесса общения как обогащения своего опыта ценностями другой культуры.

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.

2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, атласы Волгоградской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка дом. задания- Тестирование

Проведём тестирование с последующей взаимопроверкой (ответы даются)подпишите работы

Тестирование

  1. Численность населения России (млн)

А)280 б)354 в)145

2.Место России по числу жителей

А)3 б)6 в)7

3. Естественный прирост

А)умершие б)родившиеся в) разность

4.Воспроизводство

А)убыль б)возобновление в) рост

5.Соотношение мужчин и женщин в России

А)58:72 б)30:60 в)50:75

3. Объявление темы урока

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся; религиозная принадлежность народов.

Запишите тему урока: «Этнический, национальный, религиозный состав населения России». (на доске есть)

– мы с вами будем работать по следующему плану: На доске

1. Языковой состав населения России.

2. Размещение народов по территории.

3. Особенности национального состава Волгоградской области.

4. Религиозный состав населения России.

5.Практическая работа.

Наш урок пройдёт под эпиграфом: « от южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая-

Хранимая Богом, родная земля!

3. Изучение новой темы.

Вводное слово учителя.

1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы. Давайте вспомним, что такое этнос? (стр учебника-191)

2. 1. Мультимедиа иллюстрации -карта народов

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Россия – страна многонациональная, значит и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

3. Откройте атлас для 9класса - страница8- «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

4.Работа с таблицей (учебник Алексеева 9 класс)

Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)

3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

4. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)

5 . Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность:

казахи -26; русские-13; чеченцы -10

И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты (показ фото, мультимедиа иллюстрации. Сообщения, доклады о разных народах) . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

1. Россия – многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

6. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).

Посмотрите на карту религий –какие основные религии распространены в России? (мультимедиа фильм.)

- Какая религия преобладает (православие) .

Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? Церковь -фильм

А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам? . Мечеть -фильм

Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм

Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)

Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).

6. Подведение итогов урока.

Что нового для себя узнали?

Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §40. письменно в тетради вопросы после текста.


РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Этносы (народы) - сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием и противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов, во-первых, по численности и, во-вторых, по языку.

Классификация народов по численности свидетельствует прежде всего об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд., до племени веддов в Шри-Ланке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают менее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности самые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится всего несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них - индоевропейская семья.

На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,5 млрд. человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения.

Свыше 1 млрд. человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 250 млн. - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства ; больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства - Бельгия, Канада. Наряду с этими есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства ; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство.

Задачи и тесты по теме "Расовый и этнический состав населения"

  • Население Евразии - Евразия 7 класс
  • Численность населения и его состав - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Население и страны Южной Америки - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Бразилия - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.


ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Всего в мире около 4000 народов или этносов. это исторически сформировавшаяся группа людей, ЭТНОС - это исторически сформировавшаяся группа людей, обладающая общностью территории, языка, культуры и национальным самосознанием. ЯЗЫК. В АЖНЕЙШИМ ПРИЗНАКОМ ЭТНОСА ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК. Языковые семьи, всего в мире около 20 всего в мире около 20 Индоевропейская 150 народов, 2,7 млрд. чел – 43% Индоевропейская 150 народов, 2,7 млрд. чел – 43% Сино-тибетская Более 1 млрд. чел, 22% Сино-тибетская Более 1 млрд. чел, 22% Нигеро- кордофанская Афразийская Арабские народы, 270 млн. чел, 6% Афразийская Арабские народы, 270 млн. чел, 6%



Китайский Английский Испанский Арабский Хинди Бенгали Португальский Русский Японский Немецкий Китайцы Хиндустанцы Бенгальцы Американцы США Бразильцы Русские Японцы Пенджабцы Бихарцы Мексиканцы Яванцы Самые распространённые языки мира Крупнейшие народы мира


П О ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ВСЕ СТРАНЫ МИРА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ: ОДНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Польша Португалия Венгрия Саудовская Аравия ФРГ Япония Бангладеш ДВУНАЦИОНАЛЬНЫЕ Канада Бельгия Ирак Турция Сирия Швеция МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Индонезия Индия Россия Китай Индонезия Пакистан США Некоторые страны Африки


РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ это одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на Религия - это одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам поклонении высшим силам. В зависимости от распространения все религии делят: РЕЛИГИИ МИРОВЫЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ христианство ислам буддизм Иудаизм (Израиль) Конфуцианство (Китай) Синтоизм (Япония) Индуизм (Индия) католицизм православие протестантизм


Христианство ислам буддизм католицизм православие протестантизм Западная Европа, Латинская Америка Восточная Европа, Россия, Армения, Грузия, Эфиопия Северная Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка Северная Африка, Юго-Западная Азия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш Юго-Восточная Азия, Восточная Азия


Христианство Одна из трёх мировых религий Возникло в начале 1 тыс. н. э. на востоке Римской империи, в Юго – Западной Азии. В 1054 г. эта религия раскололась на три ветви: Римско – католическую Протестантскую Греко-православную Центром является Ватикан Исповедуют 2,4 млрд. человек


Ислам значит - покорность Богу, а принятое в Европе наименование мусульманство происходит от арабского муслим - покорный. Возник в 7 в. среди населения Аравийского п-острова. Главной святыней для всех арабов была Кааба (по-арабски - куб) - храм в городе Мекка, в восточном углу которого был вмурован черный камень, предположительно метеорит, упавший с неба. Бог- Аллах и, Мухаммед пророк Его. Священная книга ислама - Коран (по-арабски - то, что читают) - составлена из речений Мухаммеда, записанных его сподвижниками; сам пророк был неграмотен. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. Исповедуют 1,3 млрд. человек


Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил исторический Будда Шакьямуни. Это произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры - в период подлинного расцвета культуры Индии. Высшая цель - состояние просветления, полное развитие всех качеств ума, позволяющее эффективно помогать существам. Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и превращение динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя. Исповедуют 500 млн. человек. Центр буддизма - Непал


Религия – форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы. Толерантность – (лат.) терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Концессия – объединение, мировоззрение по основному признаку. Секта – религиозная организация, характеризующаяся оппозиционностью действующей в обществе церкви, претензией на исключительность собственной доктрины.



Земной шар населяет множество народов (этносов), находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития. Этносы представляют собой исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными Особенностями культуры.

Исторически самый ранний тип этносов - племя. В процессе Разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса - народность. Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернулся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, Происходит прекращение их в нации.

Нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком, общими чертами национального характера, четким этническим самосознанием.

Но трехчленное деление этносов (племя - народность - нация) с подразделением наций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существующие во многих (гранах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы -- иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Своеобразные "пограничные" группы формируются и вне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта всех этих групп -- наличие двойного этнического самосознания.

Указанное выше трехчленное деление не учитывает также существования этнических общностей различных таксономических уровней. Разный таксономический ранг имеют, например, поморы - обособленная группа русских, русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Русские, родившиеся и выросшие в центральных областях России и в национально-территориальных образованиях, формально являются одной нацией, фактически - самостоятельными группами. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их иерархию.

Противоположные им процессы этнического разделения были характерны для доклассового общества, когда рост народонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по земному шару. Но в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжали и позже играть заметную роль. Напомним, что переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникали и при расчленении единых этносов изменяющимися государственными границами.

Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую фиксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно.

Консолидация -- это слияние нескольких родственных этносов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -- внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих странах мира.

В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических (сейчас их часто называют субэтносами), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т. д.). Этнографические группы нередко образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы.

Выделяются группы, отличающиеся от основной части этноса в Конфессиональном отношении. К примеру, внутри многих консолидируюшихся народов Азии и Африки.

Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном культурном взаимодействии, а в классовом обществе -- и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Этноконфессиональные метаэтнические общности складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, идуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии.

Определение национального состава населения в различных странах мира, - дело сложное, ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосознания. К тому не приходится устанавливать, что представляет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (межэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфессиональной и т. д.).

Необходимо подчеркнуть, что формы этнической общности меняются и усложняются вместе с развитием человеческого общества, т. е. национальный состав населения мира постоянно эволюционирует. На его развитие оказывают влияние разные факторы. Это и территориальная контрастность, неоднородность естественного движения населения: у одних народов естественный прирост выше, чем у других. Это и миграция, этнос. И процессы консолидации и ассимиляции этносов.

Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большинстве стран мира. Однако во многих переписях (которые в некоторых странах регулярно проводятся с конца XVIII -- начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не определяется, либо определяется недостаточно надежно.

На первых порах, когда понятие "национальность" еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к учету языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в про граммы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности ("национальности") был включен только в 1920 г. в программу первом советской переписи населения.

Вопрос о родном языке (язык, как известно, является одним из этнических определителей) встречается в переписях довольно большого числа стран, иногда вместе с вопросом о национальности, но чаще без последнего вопроса (Финляндия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Испания, Греция, Турция, Пакистан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала и др.). В некоторых переписях есть иногда и другие вопросы (племенная, кастовая, расовая и религиозная принадлежность, страна происхождения или рождения, гражданство), которые помогают корректировать данные об основных этнических определителях (национальности и языке), а при отсутствии последних (что характерно для переписей во многих странах мира) Могут быть использованы как косвенные данные для определения национального состава населения той или иной страны. Национальные факторы могут пересекаться с религиозными. Например, в Болгарии при определении национальной принадлежности до сих пор руководствуются вероисповеданием (например, мусульмане считаются турками независимо от действительной национальной принадлежности). Во время схизмы болгарской экзарзхии вопрос, считает ли кто-то себя экзарзхистом или патриархистом (приверженцем Константинопольской православной церкви), был равносилен вопросу, считает ли он себя болгарином или греком. Наиболее трагический для 20-х годов межнациональный конфликт между Турцией и Грецией, закончившийся "обменом населением", происходил не по национальному, а именно по религиозному признаку, так как постоянно жившие в Греции мусульмане (особенно много их проживало на Крите) уже в течение, по крайней мере, трёх поколений говорили на греческом, и наоборот, христиане Турции считали своим родным языком турецкий. В СССР такие автономии, как Аджария и Горный Бадахшан, были образованы тоже по религиозному, а не собственно национальному, признаку.

Лучшие статьи по теме