Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Устное народное творчество. Чувашский фольклор: культурно - образовательные аспекты

Одно из приоритетных направлений развития педагогической науки в современных условиях - воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям. Не секрет, что чем раньше ребенок соприкасается с народным бытом и обрядами, тем глубже он поймет и почувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды.

Ёс тага ессыннисене юрат» - «Люби труд и людей труда» - это важнейшая заповедь чувашской народной нравственности. Такое моральное требование внушалось с малолетства. Уже в детских играх проявляется трудовой элемент: дети, подражая взрослым, копировали некоторые трудовые операции, в процессе игры они сами делали игрушки, убирали то место, где играли. Трудовой интерес в детях развивал и поддерживал также и своеобразный набор игрушек: в младшем возрасте в их числе преобладали предметы домашнего обихода, затем дети сами при участии взрослых начинали делать игрушечные орудия труда. Постепенно от игрушечных орудий труда дети переходили к настоящим.

Дети в труде и играх, копирующих трудовую деятельность взрослых, подражая взрослым, пели трудовые песни. Эти песни в сочетании с участием детей в труде содействовали одновременно и эстетическому воспитанию детей. Присутствие этого элемента, в свою очередь, усиливало представление о нравственно-эстетическом значении детского труда.

Детям внушалось, что труд - источник человеческого существования: «Вуг хумасар сакар тесмест, ёслесе тесёхмесёр сурт йёр пулмасть» - не истопив печь, хлеба не испечешь, без привычки к труду хозяйство не наживешь«, «Есле, есле, есле си, ёслемесен ан та си» - Трудись, трудись, трудись и ешь, если не трудишься - не ешь«. Чуваши стремились выработать у детей с малолетства выносливость к труду: «Ал-урле хапарать - ёсленипе мар. тесменнипе» - «На руках и ногах мозоли - не из-за работы, а из-за того, что нет привычки к труду». Чуваши трудолюбие считали настолько важной чертой нравственности, что по качеству и результату работы полагали возможным оценить моральный облик человека, для них отношение к труду -главный критерий оценки человека: «Сынни мёнле^ё те савхамкал» -«Каков человек, такова и его работа».

К моральному требованию - «Люби труд и людей труда» примыкает и другое - «Уважай старых, будь с людьми вежлив». Старых людей нужно уважать прежде всего потому, что у них огромный жизненный опыт, накопленный в процессе их трудовой деятельности. Об уважении, почтительном отношении к старым людям сказано во многих пословицах, поговорках, песнях и сказках.

В большинстве чувашских сказок освещается самоотверженная борьба народных героев со всевозможными чудовищами, от которых житья людям не было. В исторических легендах и преданиях воспеваются народные герои чувашского народа, которые в совместной борьбе с врагами защищали интересы трудящихся. Детям внушали: «Чун асапланакан - лесе тупахан» -«Находит богатство тот, кто заставляет страдать других».

Также в фольклоре ярко отражались идеи патриотизма и дружбы народов: «Таван сёршыве, таван халахна юрат, ытти халахсене хисепле» -«Люби родину, свой народ, уважай другие народы» - такова следующая заповедь. Она особенно ярко выражена в словах сказки «О барине и работнике»: «Таван сершыв этемисен нимрен те хахларах ене-ха» - «Родина для человека ведь дороже всего на свете!». Тема родины, тема патриотизма является весьма распространенной в устном народном творчестве. Весьма показательно, что почти во всех сказках главный герой, отправившийся путешествовать, искать счастье, спасать невесту, в конце концов возвращается на свою родину. Обычно его возвращением и заканчивается сказка. Родина лучше всех стран уже только потому, что она родина: там все близко к сердцу, там - родные, даже земля и вода там являются какими-то особенными, родными, недаром же чуваши родину называют «таван сёршыв», что буквально означает «родные земля и воды».

«Халхан телейлё пуласлахне шахса тар» - «Верь в светлое будущее своего народа» - так можно сформулировать следующую заповедь морали чувашей. Эта вера в светлое будущее нашла свое отражение во многом. Народ внушал молодежи, что народное горе, народное несчастье не является безысходным, вечным. Чувашская поговорка - «Хуйха хыссан саванас килет» - «После горя приходит радость» - как раз именно и выражает ту непоколебимую веру народа в счастливое будущее.

Всячески проповедовалась дружная семья, дружная жизнь на селе, дружба всех трудящихся к братскому единению.

Тема дружбы, солидарности, коллектива имеет широкое распространение в чувашском музыкальном фольклоре. Прежде всего, пропагандировалась дружная жизнь в семье, дружба между братьями и сестрами, между родственниками. Песня «Таванам, таванам, мён тавар?» -«Что же будем делать, братец мой?» и сама же отвечает: «Будем жить в вечной дружбе, будем навеки вместе!». Если все члены семьи будут жить в добром согласии, говорят чуваши, то даже палочка, без дела лежащая на улице, окажется во дворе и при деле; а если же этой дружбы в семье нет, то палочка со двора окажется на улице.

Большое значение в развитии культуры и искусства народа имеет его родной язык, который, бесспорно, является одним из важных и характерных элементов национальной формы культуры. Пренебрежение к языку и обычаям народа постепенно сменяется отчуждением от родителей, которые между собой общаются на чувашском, а детей своих учат только русскому. Поэтому задача воспитателей, родителей - научить детей говорить и мыслить на том языке, на котором говорили их предки, и через это донести до ребячьих сердец глубину народной мудрости.

Чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры: «Сапка сулёсен поэзийё», «Календарь поэзийё», «Чёну-йыхрав савви-юрри», «Кулленхи сава юра», «Вайа юррисем», «Витлешу такмакёсем», «Шутсем», «Хаварт самах», «Варттан чёлхе», «Юмах халап», «Калавсемпе юитарусем».

Первая песня, которую должен слышать ребенок, это колыбельная. С материнским молоком она должна проникнуть в детское сознание - ласковая, теплая, нежная, добрая. «Сапка юррисем» - небольшие песни. Герои этих песен близки детям. Эти песни желают счастья, здоровья и хорошую жизнь тем, кому они поются. Они помогают усыпить ребенка, учат быть хорошим и умным человеком. Услышав эти песни, ребенок знакомится с друзьями -птицами и животными, с близлежащими деревнями, реками, лесами. Эги же песни знакомят ребенка с трудовыми действиями, которые нужно выполнять дома.

Другой жанр - это «Календарь поэзийе». Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашей. Они помогают ознакомить детей с природными явлениями, с бытом и обычаями.

В этих песнях главную роль отводили детям, потому что с давних пор чуваши считали детскую наивность и чистоту способной воздействовать на силы природы. В семье один из детей считался самым счастливым. И в пору сева он должен был раньше всех встать и первым посеять маленький участок поля. И петь: Кайак ку9ё шаттар,

На праздниках немалую роль играли дети. Они пели песни, танцевали, соревновались. На каждом празднике пели разные песни. Зимой праздновали сурхури. Дети собирались группами и их называли «сурхури ачисем». Они ходили из дома в дом с пожеланиями хозяевам добра, здоровья, здоровья, хорошего урожая и плодовитости скота, достатка в доме. И их угощали пирогами, колобками и т. п. Но «сурхури ачисем» сначала должны были спеть песни.

Салакайан салманекён, Ула курак улманекён, Эпир хамар та савнашкал Кухальшён те йавашан.

Ситрё, 9итрё, сурхури!

Сурах ури, сурах ури терёмёр,

Сурхури ситрё, ай, куранать,

Айтар, тухар, ачасем,

Килёрел киле сурёпёр,

В праздничный вечер дети собирались на игры. Эти игры назывались «сурхури вёййисен».

А в конце зимы, на масленицу (саварли) для детей новые радости. Масленица продолжалась целую неделю. Ребята катались с горки на санках, пекли блины, пели, играли, шутили, состязались. Дети во времена этого праздника видели обряды, связанные с возделыванием земли. Кто спустится с горки первым, того называли «серей ури хуехканё». Его считали самым храбрым и трудолюбивым ребенком в деревне.

Самый распространенный жанр детского фольклора - «Чёну-йыхрав савви-юрри» (заклички и приговорки). Закличка - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы (к солнцу, дождю), а приговорка - к животным. Раньше наши предки считали: все, что их окружает, такое же живое, как они сами. Поэтому они обращались к окружающей среде как к живому существу. Поэтому дети должны проговаривать заклички с представлением образности каждого стишка.

Хёвел, тух, хёвел, тух!

Ачу шыва каина, тет.

Турчакуна туртса ил,

Милкупелен шалса ил.

Хамач кёпе тахантарт.

Пылпа кулачё ситер

Все жанры устно-поэтического детского фольклора играют огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Труд является основой формирования человека. Трудолюбие выступает одним из ведущих идейно-нравственных качеств личности. В трудолюбии преломляются основные нравственно-волевые показатели - ответственность, исполнительность, прилежность, дисциплинированность. Потребность трудиться формируется с самого раннего детства. И поэтому большое значение играют песни в формировании трудолюбия у детей.

В детском возрасте сильно развито подражание. Ребенок должен знать, какую работу выполняли раньше люди, какие обряды и традиции у них существовали. Это все формирует у ребенка интерес к труду, к людям труда.

Традиционными средствами подражания и формирования трудовых интересов являются не только песни, но и потешки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, намеки и другие жанры.

Большую роль играет жанр трудовых песен. Такие песни, как «Савай сапахалсен юрри» («Песня строителей мостов»), «Каска татахансен юрри» («Песня пильщиков»), «Чапта 9апахалсен юрри» («Песня кулеткачей»), песни прядильщиц, треплющих коноплю, и многие другие песни. Многими из них дети пользуются в своей среде в играх и работе.

Трудовые песни поддерживают трудовой ритм. Они привлекают внимание детей не только темой труда, но и высокой поэтичностью. Так, например, в песне строителей мостов содержится призыв, считая удары, дружно забивать сваи, считать и сами сваи, то есть все время помнить о проделанной работе и о том, сколько еще предстоит сделать, высказываются благопожелания «пусть мост будет стальным, перила медными», в самой поэтизации будущего моста - косвенный призыв к высококачественному выполнению работы. В песне есть поэтические пожелания к тем, кто будет ходить и ездить через мост - пусть пешеход будет в красивых башмаках а у всадника пусть будет конь крылатым.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивая маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждают у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. «Курак, курак!» Маленькой девочке рассказывает мать: износились штанишки у любимой доченьки, а кудель остался на заборе, мать не сумела напрясть ниток, наткать и из того холста сшить штанишки, но девочка этого не хочет понять - все время около матери и мешает ей работать. Так использовалась и личная заинтересованность ребенка в работе взрослых, и внушалась им мысль о важности содействия успеху труда. Мешать работающему - самый недостойный поступок, так считалось в чувашской среде.

Таким образом, трудовой интерес поддерживался у детей непрерывно, начиная с самого маленького возраста: самым маленьким пелись колыбельные песни, дети чуть постарше слышали считалки и потешки, в которых фигурировал труд, затем дети уже сами пели песни, в которых непременно присутствовала тема труда. Дети играли в игры, в которых подражали труду взрослых, слушали обрядовые песни, воспевавшие груд, трудовые песни, облегчавшие труд.

Большое значение фольклор имеет для ознакомления детей дошкольного возраста с природными явлениями. В стихах и песнях дети впервые слышат, например, о солнце, о том, какую роль оно играет в жизни людей.

Пах, хёвел, пах, хёвел! Су чулмекпе су парап, Пыл чамекипе пыл парап, Ачу шыве кайсассан, Кавенте пусёпе туртса илёп. Сана хёрли, мана шурри. Узнают о дожде, начинают наблюдать за явлениями в природе. Су, сумар, су, сумар. Пыл каткипе ныл парап, Су каткипе су парап.

Песенное богатство народа - его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость чувашского характера, в ней тайна его неизбежности. Хочешь понять народ - пойми его песню. Она неисчерпаема, как и характер. В народных песнях - судьба народа. Наш чувашский музыкальный фольклор интересен и доступен для молодого возраста. Поэтому не только воспитатели дегских садов, но и родители должны знакомить подрастающее поколение с народными традициями, обрядами, должны изучать песни и танцы своего народа.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую систему поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются шуточными подражаниями серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Пословицы и поговорки, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно важной информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое отражение в сотнях пословиц и поговорок.

В песнях - вековые предания и сокровенные мечты. Их роль в воспитании ребенка-дошкольника огромна. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в памяти.

Песни ценны музыкально-поэтическим оформлением идеи этнической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают совместно. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главная задача песен, их назначение - выработка эстетических взглядов и вкусов. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему. В процессе исполнения песни допускалось и ее улучшение - текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что ее красивому исполнению учили, и она учила прекрасному и доброму. Песней сопровождались все стороны народной жизни - труд, праздники, игры и т. п. Вся жизнь людей находила отклик в песне, она наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти.

Песни поют младенцу с колыбели, поет ее мать, хотя могут петь ее и четырех-, пятилетние дети, успокаивающие своих младших братьев и сестер. Назначение колыбельных песен - убаюкать, усыпить ребенка.

Колыбельная песня - великое достижение народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - объект воспитания. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом его будущем. Образы безбедной, счастливой жизни предрекают будущее убаюкиваемому ребенку. Эти образы сочетаются с образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых. Приходящих к колыбели. Чудесный мир животных и птиц окружают ребенка в песне. Заслуживающими внимания средствами воспитательного воздействия являются пестушки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого.

Пестушки - это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движение ребенка, или произнося их, побуждают его к движениям. Например, чувашские матери высказывают пожелание: «Будь большим, будь большим - при каждом подтягивании но пяди прибавляй в росте».

Народная педагогика еще в древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем дегстве, и все это закрепила в примитивных с точки зрения взрослого человека поэтических произведениях-потешках. Потешки -песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое наставление в трудолюбии, доброте, урок дружбы и товарищества.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств родного языка и усвоению народной поэзии.

Матерям известна особая форма прибауток, в которых непременным атрибутом является благопожелание. Они встречаются в банных прибаутках, которые обычно произносит мать, лаская ребенка веником: «Мужчину увидишь - дядей назови, женщину увидишь - тетей назови, девушку увидишь сестрой назови». Подобные благопожелания являются важным компонентом многих прибауток.

Много места в жизни детей занимали заклички и приговорки. Они преисполнены веры во всемогущие силы земли, неба и воды, исполнение их приобщало детей к жизни и труду. Дети рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых.

Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие.

Важная роль детских игр - развитие в детях ловкости, проворства, кроме того, игры - еще и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду и борьбе. Игровая деятельность, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией, порой сливаясь с трудовыми праздниками и выходя, как составной элемент, в завершающую часть труда; игровой момент может быть и в процессе труда. Таким образом, имеет место определенный цикл: игры готовя! к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Как ни странно, связующим звеном, как бы согревающим началом, в этом триединстве является песня. Она в игре, она в труде, она приходит и в послетрудовые развлечения. Детство очень богато песнями. Особенгго же увлекаются мальчики богатырскими песнями, песнями воинов, разбойников и г. д. Много интересного и в то же время странного и невыясненного в детских игровых

прелюдиях. Видимо, здесь в известной мере сказалось подражание детей

взрослым, копирование их деятельности. Это проявляется даже в жеребьевке:

Лстух! Астух! Стук! Стук!

Мен кирлё ? Что надо?

Караска. Краску.

Мен тесле? Какого цвета?

Кёрен. Розового.

По-видимому, эта жеребьевка заимствована детьми из разговора взрослых с детьми, ходившими по домам и продававшими краски, тем более что каждый раз между торговцами и покупателями происходит примерно одинаковый разговор.

Весьма распространенным видом детского фольклора являются считалки. Различают заумные считалки, считалки-запинки и считалки-числовки.

Среди детей широко распространенные считалки - запинки. В считалках-запинках детское сознательное творчество проявляется более отчетливо, чем в заумных считалках. Здесь есть понятные слова и строки, лишь некоторые слова и строки заменяются непонятными словами для ритма, а иногда и в целях рифмования. Непонятные слова используют потому, что под ритм и рифму подобрать понятные слова ire всегда удается. Пример: Путь путь путеле Суть суть сутеле

Следует отмегить, что в качестве считалок нередко используются и отрывки некоторых детских песен. В ходе превращения дегских песен в считалки смысл слов часто искажается. Это объясняется, по-видимому, тем, что в считалках главное - ритм, затем рифма, а содержание и смысл слов на последнем месте. В считалках слова для детей имеют не смысловое, а по преимуществу только звуковое значение, дети считают по звукам - по неопределенным и определенным словам и по частям.

Немало песен, сопровождаемых притоптыванием, плясками или постепенно переходящих к пляске. Такие песни, сопровождаемые танцевальными движениями и плясками, пользуются любовью и вниманием детей всех народов.

У чувашей очень много интересных шуточных песен, которые наряду с показом действия характеризуют качество предмета и явления. Действия эти смешны, поведение людей, ход событий вызывают иронию.

Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выявлению воспитательно-образовательных функций песен. Воспитатели из народа интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений, и сознательно не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные творения народного ума или самой детской среды.

Основными методами нравственного воспитания в народной педагогике являлись разъяснения и убеждения. Средств убеждения много: пословицы и поговорки, рассказы, сказки, легенды, предания.

Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками, связывая их друг с друтом, составляя нечто логичное целое. «Мана ним те кирлё мар вал теген. Емёр сакки сарлака, ёмёр тармёнче катак пурга та кирлё пуле тессё» - «Ты поссорился со своим товарищем и говоришь, что он тебе ни для чего не нужен. Скамья жизни широка, в жизни, говорят, топор с отбитым краем понадобится». Здесь в качестве этического вывода выступают две друг с другом взаимосвязанные поговорки. Умелое комбинирование в беседах с детьми пословиц и поговорок по значению и смыслу превращает их в своеобразный моральный кодекс. Опытные педагоги так и делали, они подбирали наиболее ценные по содержанию пословицы и поговорки, и вольно или невольно превращали их в правила благопристойного поведения молодежи в обществе.

В часы досуга или за работой, не требующей больших физических усилий, чаше всего в осеннее и зимнее время в чувашском быту принято было не только петь песни, рассказывать сказки, но и загадывать загадки и отгадывать их. Это занятие требовало известного напряжения ума и находчивости. Существовало даже шуточное наказание: не сумевших отгадать ту или иную загадку «продавали» - парню или мальчик}’ сулили в жены дряхлую старуху, девушке или девочке прочили в мужья дряхлого старика.

В народе загадка продолжает оставаться не только как средство воспитания. Воспитательно-образовательная роль загадки сделала ее средством не только домашней и школьной педагогики.

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит дошкольников «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления.

Загадки умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании дошкольников далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Развитие памяти и мышления, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится к этому. Загадки обогащают детский ум такими знаниями, которые содействуют формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащается не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т. д., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенью в развитии его мышления.

Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность дошкольников, прививает вкус к умственной работе.

Сказки являются важным воспитательным средством дошкольников, в течение столетий выработанный народом и проверенный им.

Жизнь, народная система воспитания доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей.

Сказка имеет и познавательное значение, и образовательное значение. Именно мастерское сочетание в сказке воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.

Многие народные сказки внушают ребенку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительно! о героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок является той их особенностью, которая особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905--1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880--1915 гг.)--поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

  • · Предания
  • · Легенды
  • · Сказки
  • · Мифы
  • · Песни
  • · Загадки

В чувашском устно-поэтическом творчестве представлены почти все жанровые виды и формы, за исключением, видимо, эпических произведений. Богат сказочный фольклор (юмах, халап ), который подразделяется на три основные группы: волшебные или героические, бытовые сказки и сказки о животных. Волшебные сказки в основе имеют художественный вымысел, отличаются обильной фантазией, их главный идейный мотив - борьба со злом за правду, за счастье народа. В сказках о животных в аллегорической форме отображена жизнь людей и их взаимоотношения, а в бытовых - осмеиваются общие человеческие недостатки и пороки. И тем, и другим присуща общая для них сатирическая и юмористическая направленность.

Чувашские пословицы (ваттисен сăмăхĕсем ) и поговорки (каларăшсем ), составляющие другой жанр устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений.

Чрезвычайно богато представлен у чувашей песенный фольклор (юрă ). Бытовали трудовые, обрядовые, свадебные, поминальные, рекрутские, застольные, лирические, а также исторические песни. Среди молодежи широко распространенными были любовные, посиделочные, хороводные, игровые и шуточные песни и баллады. Важное место в песенном жанре принадлежит частушкам (такмак ).

Вокальная музыка была в основном одноголосой. Дуэтное пение, а также двухголосие и многоголосие получили распространение в контактных зонах - под влиянием русских, мордвы, украинцев и др. По многочисленным исследованиям специалистов, в Приуралье сохранилось множество архаичных музыкально-фольклорных явлений, которые давно уже исчезли в остальных регионах, в том числе в Чувашии. Например, здесь достаточно устойчиво бытуют такие обрядовые комплексы, как вăйă , уяв, нартукан и т.д. К архаическим явлениям, законсервировавшимся в фольклоре приуральских чувашей, следует отнести также часто повторяющиеся в обрядовых песнях (свадебных, поминальных, святочных и др. ) ярко выраженные дохристианские (языческие ) сюжетные мотивы. Неотъемлемой частью народного творчества являются танцы (ташă ). Мелодии женских танцев были умеренными, мужских - быстрыми и оживленными. Движения девушек (женщин ) в танце обычно плавные, мягкие и очень выразительные. Мужской же танец по сравнению с женским резко контрастен - отличается удалью и задором, темпераментностью и быстротой движений.

Исполнение большинства песен и танцев у чувашей сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка - пузырь (шăпăр ), гусли (кĕсле ), скрипка (сĕрме купăс ), дуда (шăхлич ), барабан (параппан ) и др. Однако при этом следует иметь в виду, что барабан как музыкальный инструмент применялся в основном среди верховых чувашей. Разновидностью волынки-пузыря являлась зурна - сăрнай, которая обычно изготовлялась из цельной шкуры животных - козы или жеребенка - и отличалась богатством звучания. Со второй половины XIX века чувашам стали известны также русская балалайка (тăмра ), гармонь (хут купăс ), а еще позже - гитара, мандолина, баян и другие музыкальные инструменты. Примечательно, что традиция игры на волынке-пузыре (шăпăр ) среди приуральских чувашей держалась довольно долго - вплоть до 50-60-х годов XX в., тогда как остальные инструменты рано вышли из бытования и сохранились в основном в воспоминаниях сторожилов. В настоящее время чувашские народные инструменты используются в основном фольклорными коллективами и профессиональными артистами.

Чувашский фольклор как педагогический феномен.

Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Гумер Баширов, свою самую яркую звезду, самое дорогое духовное богатство - веками накопленную мудрость.

Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды чувашского народа, его самое дорогое духовное богатство. Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в чувашской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад чувашского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному.

Ее характерная особенность - в тесной связи эстетического воспитания с трудовым. Эстетика, создаваемая в труде, была одним из важнейших средств развития личности. Содержание эстетического воспитания включает в себя развитее способности понимания красоты в окружающей действительности, выработку эстетического вкуса, в привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой. Дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве.

Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое. Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки.

В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно. В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.

Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде 5 14 . Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями.

Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты пмр пичм хмвел, тепмр пичм - уйах, тилм-тус, yпa-утаман, кашкгр-кашаман, кикирик-автан, зил-урхамах, хура мне - змлен хяре и др одна щека - солнце, другая - месяц, лисичка-подруженька, медведь-атаман, волк-кашаман не перев кикирик-петух, ветер-аргамак, черная корова- хвост, как змея и др. Подобные эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок.

В характерах и поведении лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п врагов и друзей человека - воплощены, разумеется, человеческие характеры, но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок. Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми.

В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях. У чуваш есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать пузхмрлм - перевертыши Сказка деда Митрофана, Как же его звали Сармандей и др. и вмзм-хмррисмр - бесконечные, наподобие русских сказок про белого бычка или поповской собаки.

Например У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил юпа памятный столб и на нем написал У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин ее похоронил, на могиле поставил юпа и на нем написал У одного была умная кошка и т до тех пор, пока слушатели смехом и шумом не лишат рассказчика возможности продолжать сказку.

Аналогичных сказок много, и мастерство рассказчика состоит в том, чтобы различными вариациями интонации как можно дольше поддерживать интерес к этой сказке, хотя и лишенной смысла. Однако в многообразии сказок различных жанров и подобные сказки приобретают определенное значение как средство эстетического воздействия. Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей.

Если в младшем возрасте эстетическое воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п. Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании.

Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками. Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим Ватта курсан, змлмке ил - Увидишь старого, сними шапку, Ват зынна хирмз ан кала - Не перечь старому человеку. Скромность необходима каждому человеку Хгвна ан мухта - сана зынсем мухтаччгр - Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят, Алгк патмнче выргн пур чухне тмпеле кайса лармаззм - Когда есть место у дверей, не садятся на передние скамьи.

Друг, товарищ должен быть честным, хорошим человеком. Поэтому молодежи даются советы Усал хыззгн ан кай или Усалгн ймрне ан пус, теззм - Не следуй за негодяем, Усалтан тар, ырг патне пыр - Беги от дурного, иди к доброму. Пословиц и поговорок, определяющих поведение молодых людей, большое множество.

В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи. У чувашей загадка называется тупмалли юмах, сутмалли юмах, что означает буквально сказка, требующая отгадки, слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа. Продажа - это наказание за неумение разгадать загадку назначением жениха или невесты из среды самых непривлекательных лиц. Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности Чего хочешь - того не купишь, Чего не надо - того не продашь.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Загадками широко пользовались дети и молодежь во время игр, праздников и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не пользовались, загадки для них были педагогическим средством, необходимым в воспитании детей. Эстетическое восприятие сказок, загадок и пословиц, их выразительных средств, яркость языка рассказчика обогащает словарный состав воспитуемых, делает их язык выразительным.

Таким образом, эффективность эстетического воздействия произведений устного народного творчества на детей зависит от многих причин, в числе которых первое место принадлежит умению воспитателя отбирать соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям слушателей материал, его способности надлежащим образом обставить самый процесс рассказывания применением наглядности, его мастерству выразительно рассказывать, наконец, его умению привлекать самих детей к внесению элементов игр и драматизации в этот процесс рассказывания, т.е. умению опираться на творческую активность детей.

Эстетическому воспитанию способствовали сам быт чуваш и предметы быта домашнего обихода резные украшения изб, деревянной посуды, вышитые полотенца, узорные ткани скатерти и покрывал и т.д. Наблюдение и восприятие детьми предметов быта было эффективным средством эстетического воспитания.

Подростками дети начинали принимать участие в изготовлении различных украшений для дома, девочки помогали в наведении порядка в избе мели, мыли, чистили, белили и т.д. Девочку с шести-семи лет начинали обучать вышиванию, показывали простейшие виды швов, учили переснимывать рисунки.

Семи-восьмилетние девочки начинали вязать кружева, носки, чулки, перчатки и варежки, в которые входили элементы национального орнамента как непременная составная часть.

Уже в их оформлении проявлялось художественное чутье девочек. Но самым эффективным образом развитию этого чутья, естественно, содействовало вышивание.

Особенно много вышивала девушка. Выйдя замуж, она почти не имела возможности заниматься вышиванием, за исключением тех редких случаев, когда шила мужу праздничную рубашку или простыми рисунками украшала одежду детей. Поэтому чувашская девушка стремилась изготовить до замужества столько вышивок, чтобы хватило на всю жизнь. Свадьба была буквально выставкой и публичным смотром художественных изделий невесты. На свадьбе повсюду развешивались вышитые изделия, предметы узорного тканья и т. п. Многочисленные зрители критически оценивали эти изделия.

Мальчики с национальным орнаментом знакомились большей частью созерцательно наблюдали, как вышивают их сверстницы, старшие, мать. Если вышивание у девочек с самого начала носило деловой, так сказать, характер, то мальчики пользовались орнаментом только в оформлении игрушек за исключением, может быть, орнаментировки лаптей. В играх и игрушках мальчиков выжигание, вырезывание, выпиливание различных орнаментов занимало немалое место ими украшались игрушечные телеги, упряжь, мельница и т. д. Вырезывание и выпиливание были мужским вышиванием, им обучали мальчиков старшие братья или отец. Песни, наряду с вышивками, были самым эффективным средством привития детям любви к прекрасному.

Ведущий чувашский ученый, этнопедагог Г.Н.Волков, характеризуя чувашские традиции в эстетическом воспитании, подчеркивал В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда и одежду, прекрасны были народные праздники.

Красоту народ ценил в деле, в действии, в действительности слов о ней было мало ее надо было понимать и чувствовать.

Прекрасное - не самоцель, оно неотъемлемая часть жизни народа. Чувашская народная песня является, несомненно, бесценным музыкально-педагогическим материалом, отражающим в своем содержании формировавшийся веками исторический синтез нравственного и эстетического. Она представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания.

Ценность чувашской народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В чувашской народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность.

А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия. С раннего возраста дети слышали песни пела мать, укачивая ребенка, пела сестра, убирая избу, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал мнмрленм отец за какой-либо работой.

Много было различных песен, исполняемых в процессе трудовой деятельности. Было много молодежных песен хороводные вайг юррисем, посиделочные улах юррисем. песни, которые исполнялись на праздниках молодежи сурхури, хмр сгри юррисем и т. д. Пели гости хгна юрри пели на свадьбах туй юрри, салма юрри, змнм хгта юрри. Дети не могли проходить мимо этого большого песенного богатства.

Подражая старшим, они исполняли некоторые нетрудные песни, пели свои детские песни. Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им любовь к родным мелодиям, содействовало тому, что чувашский народ становился музыкальным. Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства - это было в обычаях, в традициях народа.

В них наиболее ярко отражены национальные особенности и комплексность выражения национального характера слово, музыка, действие. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, гордости за эту красоту. Одним из ярких праздников не только для взрослых, но особенно для детей была свадьба как обряд, в котором песни, танцы, игры исполнялись всеми.

Дети выпрашивали в песнях выкуп за невесту, и, наверное, благодаря присутствию на свадьбе детей атмосфера была особенной - празднично-игровой, с шутками, потешками. При этом дети пели свои песни, детские, импровизируя на ходу действия. А взрослые подбадривали их, поощряли маленькими подарками. Сфера применения традиционного детского фольклора не ограничивалось лишь детским окружением. Издавна у чуваш была своя народная система музыкального воспитания, которая прежде всего предполагала ранее приобщение детей к песенному богатству чувашского народа.

Это закладывалось в семье, где, как правило, все пели и песня была своего рода нравственным началом становления человека. Известные семь заповедей воспитания у чуваш удивительно зафиксированы в народных песнях, которые окружают детей с самого раннего возраста. Среди них те, что исполняются самими детьми, то есть собственно детский фольклор и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные педагогические воздействия, а в музыкальной форме.

Тема трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Труд как деятельность часто носил коллективный характер, поэтому его начало и завершение обставлялись торжественно, с художественным оформлением одежда, песня, драматургия. Зазывные песни Нимене На помочь в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых, так и детей. Здоровье считалось главным добром в жизни человека.

В Казани-городе бумага цениться, В Симбирске-городе ремень ценится На всем белом свете что ценится? Добро со здоровьем очень ценятся! Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным. У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело Из Волги камни доставать. Ах, как тяжело, ах, как тяжело С родными расставаться. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать. Колыбельная педагогика - самая природосообразная педагогика за всю историю человечества. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.

В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар - принесет калач.

Г.Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских народных песен на детей, выделил два момента отбор песен самими детьми - естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми - педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были песни, отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, веселые, задорные, шуточные песни народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла. Русский музыкант и этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о народах Поволжья писал, что чуваши, как ему кажется один из самых музыкальных народов.

Из чуваш ему не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен 5 20 . Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции.

А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа. Песни своей деревни, своих родителей - это верное средство познания жизни они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но одновременно воздействуют на жизнь, изменяя ее это одна из главных черт народного искусства вообще, идея преображения мира. Эта функция музыки, понимаемая еще с древнейших времен, ее воспитательное значение и брались за основу в народной системе музыкального воспитания.

Песни, как уже было сказано выше эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песне ум и поэзия ставятся рядом Не петь - так кровь свернется, не говорить - так язык станет тупым пели крестьяне. Песня поднимает бодрость духа. Ее питает и народная мудрость, и птичий щебет.

Особое место в воспитании подрастающего поколения занимают собственно молодежные песни - хороводные и плач невесты. Редко хороводные песни исполнялись в помещении, они пелись на лугу или опушке леса, сопровождались танцами, плавными движениями. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие, Звонкая песня расширяет грудь, т.е. сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствовали укреплению здоровья, развитию трудолюбия.

В плаче чувашской невесты обязательно должно было быть свое, сокровенное, выражающее личные переживания исполнительницы. В течение многих часов девушка, не повторяясь, пела о своей жизни. Этот плач на свадьбах слышали и дети, и он производил на них незабываемое впечатление. К такому самостоятельному творчеству готовила девушка себя с малых лет, в детстве - в играх речитативы, игровые прелюдии, песенки, затем - на посиделках, в хороводе и т.д. При всем многообразии средств народной педагогики в ней все продумано, все - на месте.

Бестолковое, случайное отбрасывается - тысячелетием происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение.

Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагогики. Чувство любви к земле, на которой живет человек, желание сделать ее еще лучше и краше, чувство принадлежности к определенной группе людей, к своему народу воспитывает народная музыка. Издавна чуваши не питали к людям других национальностей враждебных чувств, никогда не ставили свой народ превыше других. Эти чувства совершенно объективно были в природе самого народа. Об этом поется в песне Кто встал бы рядом со мной, Я полдуши своей бы подарил. Историческое прошлое чувашского народа, его активная роль в истории отражена в исторических песнях, дошедших до нас со времени существования государства Волжская Болгария.

Соседние народы русские, мордва, башкиры - имея в своем фольклоре исторический песенный эпос времен монголо-татарского ига, оказывали влияние на чувашские исторические песни, даже некоторые из них, возможно, являются переводом с русских песен, в первую очередь, это относится к песням про татарский поклон.

Но, несмотря на общность сюжетов, образов и жанров и т.д. у каждого народа были свои особенности в отражении жизни в народном сознании. Если, к примеру, для сравнения взять песни пугачевского времени чувашскую народную песню Не шуми ты, лес и русскую народную песню Не шуми ты, мати дубрави. В этих песнях сюжет, образы, мелодия, слова похожи. Для сравнения приведем тексты начала обеих песен чувашская Не шуми ты, лес, не гуди ты, лес, Беспокойно душу не очень тревожь перевод Г.Ф. Юмарта русская Не шуми, мати, зеленая дубрава, не мешай мне, добру молодцу, думу думати. Много общего в начале песен, но, естественно, надо предположить и особенное, индивидуальное, переломленное через национальную психологию, национальный характер.

Поэтому не должно возникать мнения о простом копировании чувашских исторических песен у русских. Вероятно, они возникли в среде совместного проживания русских и чуваш, или совместной деятельности. Нельзя игнорировать и то, что русский человек у чуваш был уважаем, об этом гласит пословица Выргсла зын ургхла Человек не русский лад иной, т.е. приобретший лучшие человеческие достоинства, образованный - перевод Н.В. Никольского 21 79 . Пример еще одного жанра устного музыкально-поэтического творчества чувашского народа - частушек, тоже убедительное подтверждение взаимовлияний, контактов в фольклоре разных народов.

Частушка - это импровизация на злобу дня, часто отражение мгновенных жизненных ситуаций. Место их исполнения, рождение-посиделки, народные праздники.

Если сравнить метроритм, форму стихосложения русских и чувашских народных песен, то здесь мы видим огромную разницу особенность ритмики чувашских народных песен примерный размер, ритмические затягивания, При этом размер такта обязательно меняется, особым образом организованные ритмические окончания фраз все это требует исполнения в движении в танце, ритмического подыгрывания на ударных инструментах. Но в частушках чувашского народа мы видим сходство в форме, в композиции с русскими частушками и с частушками других народов почти всегда это четверостишие.

Исследователь чувашской частушки такмак Е.С. Сидорова также отмечает параллелизм как общую черту в частушках разных народов, где, к примеру, из 4-х строк 1-2 - о природе, 3-4 - из жизни человека или 1-2 строки - о предметах быта, 3-4 - из жизни человека.

Сад-огород, ягодный сад, Ягоды поевши выросли. Эх, выросли, Оттого рыжими стали. Такой параллелизм дает возможность сегодня сочиняя частушки с детьми проявлять гораздо больше фантазии, частушка становится при этом более поэтичной формой народного музицирования. В детской среде, особенно в подростковой популярны частушки на классных вечерах, капустниках, на уроках музыки. Их исполнение и сочинение представляет собой своеобразный, по словам Г.Н. Волкова интернациональный художественный опыт. Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей, включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания, но и форм и способов исполнения.

Коллективная театрализация, игра, состязательность высвечивают личные качества участников через систему взаимоотношений в деятельности. Содержательная часть и формы игр создают воспитывающие ситуации, в которые попадают дети. Таким образом, традиционное народное искусство становится важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения.

Итак, все вышесказанное позволяет практически использовать чувашский фольклорный материал как педагогическое средство в воспитательных целях воспитание любви к родной чувашской культуре, к народному искусству понимание взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого чувашского народа. Использование в воспитательной работе воспитательных, педагогических возможностей народных музыкальных традиций трудно переоценить.

Изучение, освоение народных музыкальных традиций - путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.

К середине ХVIII в. основная масса чувашей официально считалась христианами. В то же время сохранились элементы язычества: культ Солнца (Хевел), поклонение божествам голубого неба (Тура), огня, воды, духам мест и т.п. Существовали обряды, связанные с молнией (Сисем), с громом, почитались души предков. Источником злого начала считался Кереметь, которого всячески старались задобрить. Общественные и семейные моления проводились часто при участии колдунов (йомзи). Языческие представления дожили до наших дней.

Традиционная мифология чувашей коренным образом отличается от мифологии других тюркских народов. С одной стороны, на нее очень незначительное влияние оказали (ламаизм, мусульманство). Христианство в большинстве случаев также носит поверхностный характер. С другой стороны, древнетюркские божества и мифологические сюжеты практически полностью вытеснены финноугорскими, поскольку именно финноугры были тем субстратом, на основе которого формировался чувашский этнос. Мифы чувашей носят в основном исторический характер, они посвящены предкам чувашей, переселению чувашей на Урал, Булгарском ханству, периоду вхождения в состав России.
Усопшие в глазах чувашей занимают место рядом с духами-повелителями явлений окружающей природы: одни из них помогают или вредят своим родичам, в зависимости от поведения последних, другие становятся вредоносными для всех существами; таковы хыдым - дух человека, умершего без рода, без племени или засватавшего невесту и не успевшего жениться; дух девушки, засватанной, но не успевшей выйти замуж (вредит скоту); ниш - дух незаконнорожденного ребенка, убитого матерью (истощает детей); ар-сьори - дух ребенка, умершего прежде чем он насосался молока матери (делается лешим).

Смерть не прекращает существования человека; он уносит в загробную жизнь все свои потребности - пьет, ест, вступает в связь с умершими и живыми женщинами. По вопросу о том, где живут усопшие, в чувашских верованиях имеется ряд решений, которые трудно согласуются между собой. Обычай звать усопшего на поминки, обращаясь лицом на север, говорит как будто о том, что общая обитель мертвых предполагается где-то на севере. С другой стороны, имеются совершенно определенные верования, что усопшие живут на своем кладбище под властью кладбищенского начальника - первого человека, похороненного на кладбище, в столбах в рост умершего, с верхушками, обделанными в виде человеческой головы.

Жертвоприношения усопшим, обитателям кладбища, совершаются осенью, в ноябре, и весной, перед Пасхой, когда они приобретают возможность возвращаться на землю. Усопшие могут добиться жертв и в другое время, посылая на родичей болезни и другие бедствия. Существами, близкими к усопшим по значению, являются тур-килли (духи, живущие в запустелых строениях), ыра-сем (или керемети, добрые), йирих-сем, живущие в деревьях - рябинах, липах, яблонях. Духи эти являются благодетелями для рода, во владениях которого живут, и наводят бедствия на чужаков.

Самой угодной богам жертвой является жертва кровавая, но изобрел способы сделать службу богам не очень обременительной для себя: при родинах и похоронах он дает «за душу душу», но менее ценную, в состоянии потенции - яйцо; при других молениях вместо человека и животных приносятся в жертву куклы (лешему) или аргамаки - пряники, изображающие человека, коня, корову, козу. Космогонические мифы чувашей показывают, что они сводили в конечном счете весь мир духов к двум началам - доброму и злому, и последнему (шайтану) приписывали деятельное участие в создании мира (Рекеев).

Чувашская грамота была создана в 1870 г. на базе русского алфавита. К 1917 г. свыше 80% взрослого населения были неграмотны. Всеобщим начальным образованием чуваши были охвачены к 1933 г. С 1990 г. чувашский язык имеет статус государственного.

Наиболее развитый жанр фольклора – песни: молодежные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты: волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее – гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках.

Лучшие статьи по теме