Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Какая черта нехарактерна традиционного общества. Каковы характерные черты традиционного общества

Традиционное общество

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией . Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество .

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • преобладание аграрного уклада;
  • стабильность структуры;
  • сословная организация;
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

Ссылки

Литература

  • Учебник «Социология культуры» (глава «Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация»)
  • Книга А. Г. Вишневского «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР»
  • Назаретян А. П. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 145-152.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Традиционное общество" в других словарях:

    - (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндуст риальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не … Новейший философский словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью,… … Современный философский словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (traditional society) не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние … Большой толковый социологический словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не… … Социология: Энциклопедия

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (TRADITIONAL SOCIETY) См.: Примитивное общество … Социологический словарь

    ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - (лат. traditio предание, привычка) доиндустриальное (преимущественно аграрное, сельское) общество, которое противопоставляется современным индустриальному и постиндустриальному обществам в базовой социологической типологии «традиция… … Политологический словарь-справочник

    Общество: Общество (социальная система) Первобытное общество Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество Гражданское общество Общество (форма коммерческой, научной, благотворительной и т. п. организации) Акционерное… … Википедия

    В широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

    Англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо культ. регуляции… … Энциклопедия социологии

1. Какие черты характерны для традиционного общества?

Для традиционного общества характерны, прежде всего, преобладание аграрного производства. В таком обществе существуют города, но роль их в общей экономике не значительна. Традиционное общество мало подвержено изменениям. И хотя на протяжении веков они видны, за жизнь одного поколения всё в основном остаётся неизменным. К главным чертам традиционного общества относятся:

Преимущественно аграрный характер экономики;

Сословная организация;

Относительная стабильность структуры общества;

Низкая или относительно низкая социальная мобильность.

2. Что такое модернизация? Какие сферы жизни европейского общества она затронула в первую очередь? Почему?

Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, к капиталистической цивилизации, способной на быстрые перемены и адаптации. В буквальном переводе это слово означает «обновление», данное явление внесло новшества во все сферы человеческой жизни и деятельности. Первичны в этом смысле были перемены в экономике, связанные с ростом торговли и производства, потому что они породили новые потребности в обществе. Однако эти изменения ни к чему не могли привести без поддержки в духовной сфере. Да и сами экономические успехи смогли быть достигнуты только благодаря тому, что некоторые барьеры в мировоззрении людей в Европе уже были сняты предыдущими веками развития.

3. Какие точки зрения на периодизацию истории Нового времени вы знаете?

Согласно мнению сторонников теории «стадий роста» Новое время начинается с появлением индустриального общества, то есть с началом промышленной революции, а завершается с переходом к постиндустриальному. Потому сторонники этой теории (О. Тоффлер, З. Бжезинский) считает, что данный период истории начался в конце XVIII в. и длился до 1970-х годов.

Традиционная марксистская историография связывала наступление Нового времени со временем, когда в обществе достаточно укрепился капитализм, пусть и доиндустриальный. Потому советская историография начинала этот период с Английской буржуазной революцией середины XVII в. При этом конец XVIII в. (Французская буржуазная и промышленная революции) считались рубежом между двумя подпериодами Нового времени.

Согласно цивилизационному подходу (теории К. Ясперса, к примеру) Новое время начинается тогда, когда вместо локальных цивилизаций начинает складываться общемировая. Это происходит, начиная с Великих географических открытий, сделавших все остальные части мира известными Европе и начавшей их связывать.

Современная историография в целом основывается на марксистском делении, однако включает и цивилизационный подход, потому она включает два его подперида, а время с начала Великих географических открытий до Английской революции считает переходным, хотя и относящимся к Новому времени.

4. Какие факторы и события определили кризис традиционного общества в Европе? Охарактеризуйте значение гуситского движения в Чехии.

Кризис средневекового общества в Европе определили:

Эпидемии чумы и связанный с ними духовный кризис;

Связанные с эпидемиями чумы и вызванными ими демографическими изменениями перемены в хозяйственной жизни;

Протореформационное гуситское движение в Чехии.

Гуситское движение сыграло особую роль в кризисе средневекового европейского общества. Новое время наступило с приходом не только Великих географических открытий, но и реформации. Именно конфессиональный дуализм во многом определил облик европейского общества Нового времени. Гуситское движение было предтечей реформации. Оно выдвигало во многом те же идеи, его последователи в XVI в. органично влились в реформационное движение. Главное отличие заключается в локальности гуситов – их идеи не распространились дальше Чехии. По мнению некоторых исследователей, решающую роль сыграл ещё не изобретённый в первой половине XV в. печатный станок: у гуситов не было ещё средства донести свои идеи до общеевропейской аудитории.

5. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

Основные черты:

Интерес к личности человека, его индивидуальности и деятельности, особенно творчеству;

Преклонение перед всеми проявлениями античности (только в Возрождение распространилось собирание любых античных надписей независимо от содержания);

Стремление к подражанию античности, но не слепому копированию, а следованию её духу, как его понимали деятели Возрождения

Внимание к красоте природы и особенно человеческого тела, стремление её воспроизвести.

Прочитаем информацию.

Характерные черты традиционного общества

Сфера общественной жизни

Характерная черта

Экономическая

Зависимость от природно-климатических условий.

Аграрный характер экономики.

Использование экстенсивной технологии.

Коллективные формы собственности.

Политическая

Форма правления - деспотия.

Полное отстранение человека от политики.

Власть по наследству, источник власти – Божья воля.

Социальная

Соблюдение строгой .

Отсутствие социальной мобильности.

Взаимоотношения – обычаи и традиции.

Зависимость положения личности от социального статуса.

Духовная

Глубокая религиозность.

Преобладание устной информации над письменной.

Отражение религиозных догматов в культуре.

Рассмотрим примеры.

Традиционное общество

Пример

1.Страна в Северной Африке (Алжир).

Возделывают главным образом зерновые, виноград, овощи, фрукты.

95% экспортных поступлений приносят доходы от продажи нефти и газа.

2.Страна на северо-востоке Африки (Эфиопия).

Доля в ВВП (%): промышленность – 12, сельское хозяйство – 54.

Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство.

3.Страна в Юго-Восточной Азии, на п-ове Индокитай (Вьетнам).

Около 90% населения сосредоточено в долинах рек Хонгха и Меконг, на приморских равнинах, где плотность превышает 1000 чел. на 1 км 2 . Сельское население 79%.

В сельском хозяйстве занято 75% работающих. Основная культура – рис. По экспорту риса страна находится на 4-м месте в мире.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

История стран Азии и Африки в средние века представляет собой неотъемлемою часть всемирно-исторического процесса. Если древняя история охватывает первобытно-общинный и рабовладельческий строй, а новая - эпоху капитализма, то средневековая соответствует в основном времени существования феодализма. Однако существует проблема хронологии восточного средневековья, так как временные рамки весьма условны и до сих пор выбор критериев периодизации вызывает спор в научной среде. По мнению одних феодальные отношения в странах Востока исчерпали себя в течении XVI-XVIII вв., поэтому конечным рубежом их средневековья следует считать Великую Франц. Революцию, конца VIII в. Другие же полагают, что средневековье закончилось с падением Константинополя в 1453 г. Существует так же точка зрения, что Среднев. На Востоке существовало с начала нашей эры и до VII-XIX вв.

Некот. Ученые считают XI в как пик средневековья на Востоке. Уровень цивилизации соотносился с Европой как 1:25. Характерными чертами этого периода являлись

    Более высокая степень урбанизации (в городах Китая 20%, в мусульманских странах – 15-20%, в Европе – 13%)

    Высокая производит. Труда и уровень производства

    Развитие международной торговли, высокие прибыли. Восток торговал торговыми изделиями (ткань, оружие, бумага, фарфор), Европа специализ. на сырье.

    Опережал Восток и по уровню грамотности и образования

    Высокая продолжительность жизни (в Европе – 23-50 лет, на Востоке 50 лет были нормой)

Таким образом, можно сказать, что в средние века Восток продолжал развиваться по спирали. В этот период происходит значительные поступательные движения – движения вперед в производственной и интеллектуальной сфере.

2. Особенности перехода стран Востока от Древности к Средневековью

Историки выделяют следующие этапы в развитии Среднев. на Востоке:

    I- IV вв. – зарождение феодальных отношений

    VII-X вв. – перемещение населения в деревню, упадок городов, становление феодальных отношений.

    XI-XII вв. – домонгольский период, расцвет феодализма, гос. структур и культурный взлет.

    XIII в. – время монгольских завоеваний.

    XIV-XVI вв. – послемонгольский этап, замедленное развитие, консервация деспотизма.

    XVII-XIX вв. – колониальные захваты.

По совокупности качественных параметров переход от древности к средневек.

происходил следующим образом:

Ближний Восток (Египет, Двуречье, Персия) в 4 в д.н.э. начался период с завоеваний Александра Македонского. Происходила романизация и христианизация населения вплоть до арабских завоеваний 7 века.

Индия (весь Индостан, Пакистан, Бангладеш). Пик развития настал только в 15-17 вв.

Китай и Дальний Восток. Еще во втором веке д.н.э. начали зарождаться феодальные отношения. Под влиянием Китая получили толчок к развитию такие страны как Япония, Корея, Вьетнам.

Однако, не смотря на интенсивное развитие стран Востока, существовал фактор торможения. Он выражался в:

Длительном сохранении пережитков первобытного общества – рабовладении (отменено только в 1911 г., в некоторых и того позже – в Эфиопии в 1942 г. а в Саудовской Аравии в 1962 г.)

Устойчивые общинные формы в социальной структуре, сдерживание дифференциации христианства

Преобладание гос. собственности и власти гос. над частной собственностью

Власть феодалов над городом.

Активные миграции населения так же осложняли поступательное развитие восточного общества.

Неоднородность природной среды, региональное различие в культуре, экономике породили огромное многообразие особенностей закономерности развития стран Востока.

3. Основные черты развития традиционного общества.

Чтобы выявить основные черты традиционного общества, следует рассмотреть их в сравнении в техногенным обществом, а так же затронуть только некоторые, наиболее важные аспекты, такие как отношение общества к природе. Систему ценностей, экономику, отношение к человеку

Традиционное общество

Техногенное общество

Отношение к природе

Высокая степень зависимости от природы. Человек встраивается в природу. Возможности географической среды определяют уровень развития государства и общества. Природный max – долины великих рек, Природный min – таежный Урал, пустыни Африки.

Человек порывает с природой и использует ее в своих интересах и превращает в технологическую среду обитания, несущую угрозу жизни человека.

Ценности

Земля оценивается по урожайности.

Женщина – по количеству сыновей.

Человек ценится по образу жизни, умственным способностям, профессионализму.

экономика

Производительная сфера, переработка сельскохозяйственной продукции. Такая экономическая система определяет политический характер власти – деспотизм

Присутствует либерально-рыночная модель экономики, ее основой является частная собственность. Наличие рынка и конкуренции.

Жесткое иерархичн. общество. Человек всегда принадлежит к какому-либо социуму (общине, сословию, цеху, касте), который определяет возможности человека.

Индивид автономен от социума и сам определяет свои возможности.

Групповой человек с роевым сознанием, вышедший из цивилизации «рисового поля».

Человек воспринимается как личность. В процессе своего развития человек отказывается от диктаторства церкви, государства, хозяина, отказывается от дружбы и любви. Человек ассоциируется с чувством одиночества.

Теперь, зная особенности традиционного общества, мы можем объяснить и причины замкнутого развития, и деспотичность власти и многие другие факторы, определяющие развитие целых цивилизаций.

4. Геополитическая ситуация на рубеже Древности и Средневековья

На рубеже древности и средневековья политическим лидером становиться Иран. Они появляются на территории Переднего Востока. Многие историки считают, что они спустились с Кавказа либо из Средней Азии. Они активно начинают ассимилировать с местным населением.

И уже примерно с 7 века начинают складываться 2 новых этноса – на севере – мидяне и на юге – персы. Мидяне развиваются более активно, так как они постоянно были втянуты в войны с Ассирией и Урарту. На юге же процесс шел медленнее, а решающую роль в развитии персов сыграл Кир II, правивший с 558 г. д. н. э – 530 г.д.н.э. (прославился за счет крушения Вавилона, основатель династии Ахеменидов).

Так же одной из важнейших фигур был Дарий I, который заложил основу иранской государственности.

После этого территория Передней Азии на 500 лет оказалась под властью греков (дела рук Александра Македонского).Эстафету захвата перехватил Сасанидский Иран, основу которого заложили Персы. Они были выходцами из тех мест, которые по праву считались ядром державы Парс (Персида) и были наиболее культурным и развитым этносом.

Лучшие статьи по теме