Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Биография писателя гоголь николай васильевич. Биография гоголя - одного из самых загадочных писателей

Биография писателя гоголь николай васильевич. Биография гоголя - одного из самых загадочных писателей

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, автор произведений "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Мертвые души" и многих других.

Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Кроме Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Детские годы Н.В.Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина).

В 1818-1819 писатель обучался в Полтавском уездном училище, а в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него. В мае 1821 Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Там учился играть на скрипке, занимался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

Окончив гимназию в июне 1828 года, в декабре Гоголь отправляется в Петербург с надеждой начать профессиональную деятельность. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 года Н.В.Гоголь служит в департаменте уделов помощником столоначальника, под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование, но стало богатым материалом для будущих призведений.

В этот период печатаются "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832гг.), объединившие рассказы из украинской жизни, повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. Они вызвали всеобщее восхищение. Заручившись поддержкой А.С. Пушкина и В.А.Жуковского Николай Гоголь в 1834 году получил место адъюнкт-профессора в Санкт-Петербургском университете, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 года стал заниматься исключительно литературой. Изучение трудов по истории Украины стало основой замысла "Тараса Бульбы". Выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" стала самым значительным произведением петербургского цикла. Работая над повестями, Гоголь Н.В. пробовал свои силы и в драматургии.

По подаренному Пушкиным сюжету, Гоголь написал комедию "Ревизор", которая была поставлена на сцене Александринского театра. Комедия вызвала недовольство разных слоев общества. Потрясенный неудачей, Николай Васильевич в 1836 году уехал в Европу и жил там до 1849 года, лишь иногда возвращался в Россию. Находясь в Риме писатель начинает работу над 1-м томом "Мертвых душ". Работа была издана в России в 1842 году. 2-й том "Мертвых душ" был наполнен Гоголем религиозным и мистическим смыслом.

В 1847 году Гоголь Н.В. издал "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта книга вызвала резкую критику как друзей, так и противников. В 1848 попытался оправдаться в "Авторской исповеди" 2-м томом "Мертвых душ". Эта работа получает всеобщее одобрение и писатель принимается за работу с новой силой.

Весной 1850 года Николай Васильевич Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь. Он делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

Проживая в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. Утром 21 февраля 1852 года Николай Васильевич

Гоголь скончался в своей квартире на Никитском бульваре.

Писатель был погребен в Донском монастыре. После революции останки Н.В.Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Николай Васильевич Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в небольшом селе Сорочинцы Полтавской губернии. Краткая биография писателя с самыми интересными фактами представлена в статье.

Отец Николая Васильевича был творческим человеком. Он сочинял сценарии для домашнего театра и был прекрасным рассказчиком. Во многом это повлияло на сына - с детских лет он был увлечен театральным искусством.

Мама будущего писателя, Мария Ивановна, была очень красива. В четырнадцать она вышла замуж за мужчину вдвое старше. За свою жизнь родила двенадцать детей. Двое сыновей появились на свет мертвыми. Потом родился Коля.

Он был очень болезненным в детские годы, но остался в живых, в отличие от своих братьев. Четвертый ребенок в семье, Иван, тоже умер в младенчестве, как и сестра будущего писателя - Мария.

Надо сказать, что мать была очень впечатлительной женщиной. Она посвятила свою жизнь религии и мистическим явлениям. Это невероятно сильно повлияло на Николая Васильевича еще в детстве и сопровождало его до конца дней.

Когда мальчику исполнилось десять лет, родители переехали в Полтаву, чтобы подготовить к учебе в гимназии. Гоголь прошел подготовку успешно и вскоре стал учеником Гимназии высших наук в городе Нежин.

Нельзя сказать, что он учился безупречно, но преподаватели хвалили мальчика за хорошую память, которая позволяла хорошо сдавать экзамены. Слабой стороной гимназиста были зарубежные языки. Зато Коле хорошо давались словесность и рисование.

Юный Гоголь очень любил проводить время в компании своих друзей. Он хорошо общался с Герасимом Высоцким, Александром Данилевским, Николаем Прокоповичем, Нестором Кукольником. Вместе ребята решили создать рукописный журнал, и талантливый подросток писал много стихов.

После смерти отца Коля должен был заботиться о семье. Он, как мог, успокаивал мать - был для нее надеждой и опорой во всем. Мария Ивановна считала сына гением и тоже ничего для него не жалела. Позже Николай отказался от доли в наследстве, уступив ее своим сестрам. Единственным увлечением юноши в то время была литература.

Николай Васильевич мечтал посвятить себя военной службе, но по состоянию здоровья не мог заниматься этим делом. В юности он много рассуждает о том, какая миссия была возложена на него свыше. Простая, обыденная жизнь казалась ему неинтересной и скучной.

Переезд в Санкт-Петербург

С 1828 года Николай Васильевич живет в Санкт-Петербурге. Молодой человек надеялся прославиться, стать известным, но это оказалось непросто. Денег на жизнь не хватало, но Гоголь надеялся, что в будущем все будет хорошо. Он был необычайно силен характером и очень предприимчив. Молодой человек попробовал себя в чиновничьей деятельности, в актерской и, конечно, в литературе.

Постепенно литература становится единственным, что всецело занимает его, позволяет выражать себя. Гоголь пишет о своем родном крае. Он понимает, что эта тема людям интересна.

Это интересно! Псевдоним Гоголя в самом начале его карьеры - В. Алов. Так он подписывает вышедшую в 1829 году романтическую повесть «Ганц Кюхельгартен». Написал он еще в Нежине, двумя годами ранее. Это произведение было пропитано мечтами юного автора. После выхода Гоголь уничтожил весь тираж книги из-за негативной реакции критиков.

Николай не мог больше оставаться в городе, где у него не получалось реализовать себя, и решил переехать за границу, в Любек. Гоголь представлял себе Америку идеальной страной, но реальность отличалась от его надежд.

В 1831 году Николай Васильевич познакомился со своим кумиром, и с В. А. Жуковским. Это событие очень повлияло на его деятельность в дальнейшем.

С Жуковским Гоголь общался с большим удовольствием. Оба они увлекались искусством, религией и необъяснимыми мистическими явлениями, и на этой почве стали очень близки.

В голове Николая родилась идея написать о жизни в Малороссии. Он обращался к матери с просьбой побольше писать ему об обычаях и традициях, рассказывать интересные детали - про костюмы, приметы, предания, про образ жизни в целом. Также он тщательно изучает документы, написанные предками, стародавние рукописи.

Известен и еще один псевдоним Гоголя - Г. Янов. Он подписывает так некоторые свои произведения. Автор очень волнительно относился к тому, как воспринимала публика необычные произведения, ведь особенность его творчества в этот период - тяготение к мистике.

  • В 1830 году в издании «Отечественные записки» выходит «Ночь накануне Ивана Купала». А в 1929 году публикуются «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка».
  • После в двух частях выходит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель очень точно и интересно смог описать повседневную жизнь родных украинцев. И это произвело впечатление не только на простых людей, но и на знаменитого Александра Сергеевича Пушкина.

В 1832 году временно прекращает работать из-за забот личного характера, но в следующем году берется за дело с новыми силами:

  • Пишет сборники «Арабески» и «Миргород», увидевших свет в 1835 году. В это время их автор уже знаменитый литератор, которого многие любят и ценят. Интересно, что «Миргород», по сути, является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В него входят такие знаменитые произведения писателя, как «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий».
  • В 1842 году полностью переписывает роман , привносит в сюжет множество исторических деталей и четко прописывает каждого из персонажей. Предпосылкой для написания романа явились реальные события - восстания казаков. Есть мнение, что писатель читал дневники очевидца этих событий на Украине - воина из Польши, Симона Окольского.
  • Большой успех имела пьеса «Ревизор», написанная в конце 1835 года. Уже на следующий год ее поставили в Александринском театре. В этой пьесе с поразительной точностью автору удалось передать русскую действительность без прикрас. Одни восторгались произведением. Другие же ополчились на писателя за жесткую критику уклада в обществе.

Гоголь, не выдержав накала в обществе по поводу своей персоны и устав от напряженной работы, решает уехать в длительное путешествие за границу. В 1836 году он осуществляет свое намерение, о чем никогда не жалеет впоследствии.

Жизнь писателя за границей

За пределами России Николай Васильевич прожил около десяти лет - в Германии, в Париже и в Швейцарии.

Очень полюбил Рим, где в 1845 году было сделано единственное фото гениального автора. С интересом изучал памятники культуры и картинные галереи.

Тем, кто навещал писателя в то время, он с удовольствием показывал этот город и делился своими впечатлениями. Периодически приезжал в родные края, но ненадолго.

Обратите внимание! За рубежом Николай Васильевич пишет одно из самых знаменитых своих произведений - . Публика реагирует неоднозначно. Гоголь убеждается в том, что у него есть талант, и он в силах повлиять на жизнь своих современников. Писатель считает себя пророком, и хочет направить свой дар на благо окружающих.

Николай Васильевич был убежден, что важно постоянно духовно совершенствовать себя, а для этого уделять много времени познанию Бога. Тяжелые болезни, которые он переносил из-за слабого здоровья, только укрепляли его веру.

Но такие мысли писателя не всегда находили поддержку в обществе и даже среди друзей. Из-за этого Николай Васильевич испытывал тяжелые душевные страдания. Поддавшись эмоциям, автор предал огню продолжение книги «Мертвые души», над которым работал долгое время. А еще Гоголь составляет завещание - ему больше не мила жизнь.

Остаток своих дней писатель хочет провести в монашеской обители. Здесь, вдали от мирской суеты, автор создал очередное произведение - «Выбранные места из переписки с друзьями». В нем Гоголь рассказывает читателям о главной миссии, к которой должно прийти человечество, - совершенствовать себя духовно. Книга была в 1839 году издана в столице, после того, как писатель все же вернулся из монастыря, но была принята обществом без энтузиазма.

Свой очередной провал писатель также воспринимает с огромным трудом. Он приходит к выводу, что все неудачи в жизни происходят из-за духовного кризиса. Гоголь находит утешение в мысли о том, что непременно должен поехать в Иерусалим и поклониться Гробу Господню. В 1847–1848 годах осуществляет свою мечту, надеясь, что это откроет новые идеи, мысли, что он наконец сможет донести до людей мысль о необходимости развиваться духовно.

Возвращение в Россию

Поездка не приносит Гоголю облегчения. Стоя у гроба, писатель осознает, сколько в нем надменности. В 1848 году Николай Васильевич приезжает на Родину и пишет продолжение «Мертвых душ». Много раз автор переписывает роман заново под влиянием настроения. Кроме того, писатель становится все слабее. Силы и здоровье уже в молодом возрасте покидают его.

Однако Гоголь боится умереть настолько, что больше не может ничего писать. Однажды Гоголь привычно проводил вечер за молитвой, и вдруг отчетливо услышал слова о том, что близок конец его жизни. С тех пор писатель больше не выезжал из дома. Друзья беспокоились и предлагали показаться врачам, но Гоголю это было уже не нужно. Перед тем как уйти в мир иной, писатель попросил человека, работавшего в доме, открыть печную заслонку и бросил в пылающий огонь свои труды. Он объяснял это потом влиянием темных сил на него. 21 февраля 1852 года талантливого писателя не стало.

Полезное видео

Подведем итоги

Кто такой Николай Васильевич Гоголь, многие знают из школьной программы. Но не все в должной мере знакомы с великими произведениями, которые он написал. И не каждый знает, какая трагическая судьба была у этого человека. В статье изложена кратчайшая биография гениального писателя - самое главное, что нужно знать про эту выдающуюся личность.

Детство и юность Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма, родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности и время рождения с детства оказывали существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности нашли в нем, хотя и писавшем свои произведения на великорусском языке, яркое выражение особенно в ранний период его деятельности; они отразились на содержании его ранних произведений первого периода и на своеобразном художественном стиле его речи. Время сложения миросозерцания и творческих приёмов Гоголя – его детство и юность – падает на знаменательную эпоху возрождения малорусской литературы и народности (время вскоре после И. П. Котляревского ). Обстановка, созданная этим возрождением, оказала довольно сильное влияние и на Гоголя, как в ранних его произведениях, так и позднее.

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец Николая Васильевича Гоголя

Воспитание юного Гоголя совершается на юге России под перекрестным влиянием домашней обстановки и малорусской среды, с одной стороны, и общерусской литературы, известной даже в глухой, далекой от центров провинции – с другой. Возрождающаяся малорусская литература несет на себе ясно выраженный интерес к народности, культивирует живой народный язык, вводит в литературный оборот народный быт, народно-поэтическую старину в виде преданий, песен, дум, описаний народных обрядов и т. д.

Во втором и третьем десятилетии XIX века эта литература (еще не отделяя себя сознательно-тенденциозно, от общерусской) образует местные центры, где достигает особого оживления. Одним из её видных деятелей был Д. П. Трощинский, бывший министр юстиции, типичный малоросс по воззрениям. В его селе Кибинцах располагалась огромная библиотека, вмещавшая в себе почти все, печатавшееся в XVIII веке и начале ХIХ-го по-русски и по-малорусски; в этом кружке действовал В. А. Гоголь-Яновский, отец юного писателя, сам писатель в области народной малорусской драмы («Простак» и «Собака-вивця» ок. 1825 г.), мастерский рассказчик сцен из народного быта, актёр драматических народно-малорусских пьес (у Трощинского в Кибинцах было и отдельное здание театра) и близкий родственник Трощинского. Гоголь-сын, учась в Нежине, постоянно пользуется в юности этой связью, получая книги и новинки литературы из богатой Кибинецкой библиотеки.

В детстве, до начала школьного периода, Николай Гоголь живет вместе с родителями той деревенской народной жизнью некрупного помещика, которая мало чем в общем отличается от крестьянской. Даже разговорным языком в семье остается малорусский; поэтому Гоголю в детстве и юности (да и позднее) приходится учиться великорусскому языку и вырабатывать его. Ранние письма Гоголя наглядно показывают этот процесс постепенного обрусения языка Гоголя, тогда еще весьма неправильного.

Десяти лет юный Николай Гоголь некоторое время учится в Полтаве в поветовом училище, где заведующим был сам И. П. Котляревский, а в мае 1821 г. поступает во вновь открытую в г. Нежине Гимназию высших наук кн. Безбородка. Эта гимназия (представлявшая соединение средней и отчасти высшей школы) была открыта по образцу тех новых учебных заведений, которые были основываемы в «дней Александровых счастливом начале» (к ним относились Александровский (Пушкинский) лицей, лицей Демидовский и др.). Но при одинаковости программ Нежинская гимназия стояла ниже столичных и по составу преподавателей, и по ходу учебного дела, так что юный Гоголь, пробывший в ней до июня 1828 г., много в смысле общего развития и развития научного вынести не мог (в чем он и сам сознавался). Тем сильнее действовали на даровитого юношу влияния среды и веяния, хотя и с опозданием, доходившие из культурных центров России. Эти веяния и влияния среды и семьи уясняют отдельные черты писательской деятельности и духовного облика будущего великого писателя, находя потом отражение в произведениях писателя, в отдельных моментах его настроения зрелого возраста. Гоголю в юности были очень свойственны большая наблюдательность, интерес к народному быту и истории Малороссии (хотя не строго научный, а скорее поэтико-этнографический), литературные наклонности (обнаруженные еще в Нежине), драматический талант и интерес к сцене (видное участие в школьных спектаклях), наклонности бытового сатирика (не дошедшая до нас пьеса школьной поры: «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан»), а также искренняя религиозность, привязанность к семье и тяга к живописи (еще в школе Николай Гоголь, судя по сохранившимся рисункам, не без успеха занимался рисованием).

Внимательное изучение биографии Гоголя за детский и юношеский период, говоря лишь о зачатках будущего Гоголя, не дает, однако, ясного представления и указания на величину и грандиозность таланта писателя, на ту цельность мировоззрения и ту внутреннюю борьбу, которую пережил он впоследствии. Впрочем, биографические сведения этого времени, дошедшие от современников и товарищей юного Гоголя, довольно скудны. Результатом оконченного в 1828 школьного периода был слабый научный запас знаний, недостаточное литературное развитие, но в то же время уже богатый запас наблюдений, стремление к литературе и народности, неясное сознание своих сил и своего предназначения (цель жизни для Гоголя этого времени – принести пользу отечеству, уверенность в том, что он должен совершить что-то необычное, нерядовое; но в конкретной форме это – бюрократическая «служба»), рядом с наблюдательностью, чувством жизни – склонность усваивать романтические веяния (юношеская поэма «Ганс Кюхельгартен» 1827), хотя и отчасти уравновешиваемые влиянием более реалистического направления литературы (Жуковский , Языков , Пушкин – предмет чтения и увлечения юного Гоголя в школе).

Начало творчества Гоголя

С таким смутным настроением Николай Васильевич Гоголь попадает в Петербург, где стремится «осуществить свое назначение» (конец 1828 г.), и прежде всего путем службы, к которой деле он в силу своих сугубо творческих наклонностей менее всего способен.

«Петербургский» период Гоголя (декабрь 1828 – июнь 1836) – период искания и обретения своего назначения (к концу периода), но в то же время период его самообразования и дальнейшей выработки творческих задатков юности, период великих (и туманных) не сбывшихся и несбыточных надежд и горьких разочарований со стороны жизни; но в то же время это – период выхода на настоящий путь писателя с большим общественным значением. Искание «жизненного дела», рисующегося пока еще в виде службы, борьба с материальной нуждой идут вперемежку, переплетаясь с широкими литературными замыслами, осуществлявшимися теперь же или позднее, с упрочением положения писателя в обществе и литературных кругах, с продолжением самообразования. Гоголь пробует, но неудачно, устроиться артистом в театре, определяется чиновником в департамент, но также неудачно, скоро убедившись, что «служба», в отличие от творчества, не дает ему ни удовлетворения ни обеспечения. Он пытается использовать свой литературный опыт в нежинском направлении; но поэму «Ганс Кюхельгартен», первый печатный труд Николая Васильевича Гоголя (1829), приходится уничтожить, как совершенно устаревшую для современной литературы. Гоголем делаются в это время и другие попытки использовать запас знаний, приобретенных в Нежине: он пытается поступить в Академию Художеств, посещает классы рисования. Неудачная профессура в Петербурге (1835) окончательно заставила Гоголя признать все неудачными попытки определиться иначе, нежели указывал ему литературный талант. Всё, что заложено было в самой натуре Гоголя, неудержимо толкает его на истинный путь – путь начала писательского творчества. В этом направлении Гоголь прогрессирует быстро и упорно. Начало литературного творчества, пока единственно в целях материального обеспечения, можно заметить у Гоголя уже в 1829 г., вскоре по приезде в Санкт-Петербург. Мотивируя тем, что «все малороссийское здесь всех так занимает», Гоголь усиленно просит малороссийских бытовых и поэтических народных материалов у матери и родных. Он уже живет в поэтических думах, отразившихся в его «Вечерах», которые вскоре и появляются: для «Вечеров» нужен был ему этот материал. В начале своего творчества Николай Васильевич Гоголь обращается к народности, художественно-реальному изображению родной страны, освещая все это ярким лучом своего юмора и романтизма, уже не мечтательного, а здорового, народного.

Приобретенные Гоголем одновременно знакомства с литературными кругами Петербурга довершают его выход на новый путь. Чуткий Пушкин угадывает причину первоначальных неудач и назначение Гоголя, заставляя его правильно развивать свое литературное образование путём чтения, которым руководит он сам. Жуковский , Плетнев не только поддерживают его своими связями, доставляя заработок, но и вводят Гоголя в верхи тогдашнего литературного движения (например, в кружок А. О. Россет, впоследствии Смирновой, которой суждено было сыграть такую видную роль в жизни Гоголя). Гоголь и здесь, все больше втягиваясь в занятия литературой, пополняет свои недочеты провинциальной школы, провинциальной литературной образованности.

Результаты этих воздействий сказываются быстро: талант Гоголя пробил себе дорогу в противоречивой душе самого его носителя: 1829 – 1830 годы – годы его оживленной домашней литературной работы, мало еще заметной посторонним и обществу. Упорный труд над самообразованием, горячая любовь к искусству становятся для Гоголя высоким и строгим нравственным долгом, который он желает свято, благоговейно исполнить, медленно доводя до «перла» свои создания, постоянно перерабатывая материал и первые наброски своих произведений – черта характерная для творческой манеры Гоголя и во все остальное время.

После нескольких отрывков и редакций повестей в «Отечественных записках» (Свиньина), в «Литературной газете» (Дельвига), Николай Васильевич Гоголь выпускает свои «Вечера на хуторе близ Диканьки » (1831 – 1832). Ставшие истинным началом писательского творчества Гоголя «Вечера» ясно определяли и для него самого его будущее назначение. Еще яснее роль Гоголя стала для общества (ср. отзыв о «Вечерах» Пушкина), но понята она была не с той стороны, с какой виден стал Гоголь вскоре. В «Вечерах» увидали невиданные доселе картины малорусской жизни, блещущие народностью, веселостью, тонким юмором, поэтическим настроением – и только. За «Вечерами» идут «Арабески » (1835 г., куда вошли статьи, напечатанные в 1830 – 1834 гг. и написанные за это время). Слава Гоголя, как писателя, с этих пор установилась прочно: общество почуяло в нем великую силу, которой суждено открыть новую эру нашей литературы.

Гоголь, по-видимому, и сам теперь убедился, в чем должно заключаться то «великое его поприще», о котором он не перестает мечтать еще с нежинских времен. Об этом можно заключить по тому, что уже в 1832 г. Гоголь начинает в душе новый шаг вперед. Он не доволен «Вечерами», не считая их настоящим выражением своего настроения, и уже задумывает (1832) «Владимира 3-й степени» (из него позднее вышли: «Тяжба», «Лакейская», «Утро делового человека»), «Женихов» (1833, позднее – «Женитьба»), «Ревизора» (1834). Рядом с ними идут его так называемые «петербургские» повести («Старосветские помещики» (1832), «Невский проспект » (1834), «Тарас Бульба» (1-я редакция – 1834), «Записки сумасшедшего » (1834), начало «Шинели», «Нос », а также повести, вошедшие в Миргород, напечатанный в 1835 г.). В этом же 1835 г. начаты «Мертвые души», написаны «Коляска» и «Портрет » (1-я редакция). Начальный период творчества Гоголя завершился в апреле 1836 г. изданием и постановкой «Ревизора». «Ревизор» окончательно раскрыл глаза обществу на Гоголя и ему самому на самого себя и стал гранью в его творчестве и жизни.

Из внешних событий жизни, оказавших влияние на дальнейшую эволюцию настроения Гоголя, следует отметить таинственную поездку Гоголя на месяц в 1829 г. за границу (до Любека), вероятно, результат беспокойного искания «настоящего» дела в начале петербургского периода, поездку в 1832 г. на родину, так им любимую и поэтически увековеченную в «Вечерах». Однако, на этот раз рядом со светлыми воспоминаниями детства, с уютом домашнего семейного круга родина наградила писателя и тяжелыми разочарованиями: домашние дела шли плохо, романтическая восторженность Гоголя-юноши была стерта петербургской жизнью, за ласкающей прелестью природы и малорусской бытовой обстановки Гоголь уже почувствовал печаль, тоску и даже трагизм. Недаром, вернувшись в Петербург, он стал открещиваться от «Вечеров» и определения по ним в обществе его настроения. Гоголь возмужал, вступил в зрелый период жизни и творчества. Поездка эта имела и другое значение: путь в Васильевку лежал через Москву, где Николай Васильевич Гоголь впервые вошел в круг московской интеллигенции, завязав сношения со своими земляками, жившими в Москве (M. А. Максимович, М. С. Щепкин), и с людьми, ставшими вскоре и на всю жизнь его друзьями. Эти московские друзья не остались без влияния на Гоголя в последний период его жизни в силу того, что оказались точки соприкосновения между настроением писателя и ними на почве религиозных, патриотических и этических идей (Погодин , Аксаковы , может быть, Шевырев ).

Гоголь за границей

Летом 1836 г. Николай Васильевич Гоголь поехал в первую продолжительную поездку за границу, где пробыл до октября 1841 г. Поводом к поездке было болезненное состояние писателя, от природы некрепкого (известия об его болезненности идут со времени поступления его в нежинскую гимназию), сверх того сильно расшатавшего свои нервы в той житейской и душевной борьбе, которая вывела его на настоящий путь. За границу его влекла и потребность дать себе отчет в своих силах, в том впечатлении, которое произвел на общество «Ревизор», вызвавший бурю негодования и всколыхнувший против писателя всю бюрократическую и чиновную Россию, но давший, с другой стороны, Гоголю еще новый круг почитателей в передовой части русского общества. Наконец, заграничная поездка необходима была для продолжения того «жизненного дела», которое было начато в Петербурге, но требовало, по словам самого Гоголя, взгляда на русскую жизнь извне – «из прекрасного далека»: для продолжения «Мертвых душ» и новых, более соответствовавших настроению обновленного духом писателя переработок начатого. Гоголь, с одной стороны, представлял себя совершенно как будто раздавленным впечатлением, которым завершилось появление «Ревизора». Он обвинял себя в роковой ошибке, взявшись за сатиру. С другой же, Гоголь энергично продолжает развивать свои мысли о великом значении театра и художественной правды, продолжает перерабатывать «Ревизора», пишет «Театральный разъезд » и упорно работает над «Мертвыми душами», печатает кое-что из прежних набросков (Утро делового человека, 1836), перерабатывает «Портрет» (1837 – 1838), «Тараса Бульбу» (1838 – 1839), кончает «Шинель» (1841).

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Во время первого заграничного путешествия Николай Васильевич Гоголь живёт в Германии, Швейцарии, в Париже (со своим школьным товарищем и другом А. Данилевским), где частью лечится, частью проводит время среди русских кружков. В марте 1837 г. он попадает в Рим, к которому искренно привязывается, очарованный итальянской природой, памятниками искусства. Гоголь остается здесь надолго и в то же время работает усиленно, главным образом, над «Мертвыми душами», заканчивает «Шинель», пишет повесть «Аннунциата» (позднее – «Рим»). В 1839 г. осенью он приезжает по семейным делам в Россию, но вскоре возвращается в Рим, где в 1841 г. летом и кончает первый том «Мёртвых душ». Осенью Гоголь посылает его из-за границы в печать в Россию: книга, после целого ряда затруднений (московская цензура ее не пропускала, петербургская сильно колебалась, но, благодаря содействию влиятельных лиц, книга была наконец пропущена), вышла в Москве в 1842 г. Около «Мёртвых душ» поднялся литературный шум критики «за» и «против», как и при появлении «Ревизора», но Гоголь уже иначе реагировал на этот шум. Ко времени окончания «Мёртвых душ» он успел сделать дальнейший шаг в направлении этико-религиозного мышления; ему уже предносилась вторая часть, которая должна была выражать иное понимание жизни и задач писателя.

В июне 1842 г. Гоголь опять за границей, где видимо уже наметился тот «перелом» духовного настроения, которым отмечен конец его жизни. Живя то в Риме, то в Германии или Франции, он вращается среди людей, более или менее подходивших к нему по консервативному настроению (Жуковский, А. О. Смирнова, Виельгорские, Толстые). Постоянно страдая телесно, Гоголь все сильнее и сильнее развивается в направлении пиетизма, зачатки которого были у него уже в детстве и молодости. Его мысли об искусстве, нравственности все больше окрашиваются христианско-православной религиозностью. «Мёртвые души» становятся последним художественным произведением Гоголя в прежнем направлении. В это время он готовит собрание своих сочинений (вышло 1842 г.), продолжает перерабатывать, внося в них новые уже черты тогдашнего настроения, прежние свои работы: «Тараса Бульбу», «Женитьбу», «Игроков», и др., пишет «Театральный разъезд», известное «Предуведомление» к «Ревизору», где старается дать то толкование своей комедии, которое подсказывалось его новым настроением. Николай Васильевич Гоголь работает и над вторым томом «Мёртвых душ».

Новый взгляд Гоголя на задачи писателя

Вопросы творчества, таланта, задачи писателя продолжают его занимать, но теперь решаются уже иначе: высокое представление о таланте, как даре Божием, в частности о своем таланте, налагает на Гоголя, высокие обязанности, которые рисуются ему в каком-то провиденциальном смысле. Чтобы, обличая, исправлять человеческие пороки (что Гоголь теперь считает своей обязанностью, как писателя, одаренного Богом, смыслом своего «посланничества»), надо самому писателю стремиться к внутреннему совершенству. Оно же, по мнению Гоголя, доступно только при богомыслии, углублении в религиозное понимание жизни, христианства, самого себя. Религиозная экзальтация все чаще и чаще навещает его. Гоголь становится в своих глазах призванным учителем жизни, в глазах современников и поклонников – одним из крупнейших мировых этиков. Новые идеи всё больше отклоняют его от прежнего пути. Это новое настроение заставляет Гоголя изменить оценку своей прежней писательской деятельности. Он теперь готов отвергнуть всякое значение всего, что написано им раньше, полагая, что эти произведения не ведут к высокой цели совершенствования себя и людей, к богопознанию – и недостойны его «посланничества». Только что вышедший первый том «Мёртвых душ» он, видимо, уже считает, если не ошибкой, то лишь преддверием к «настоящей», достойной работе – второму тому, который должен оправдать автора, искупить его грех – несогласное с духом христианина отношение к ближнему в виде сатиры, дать положительное наставление человеку, указать ему прямой путь к совершенству.

Н. В. Гоголь. Художник Ф. Мюллер, 1840

Но такая задача оказывается очень нелёгкой. Душевная драма, осложняемая мучительным нервным недомоганием, прогрессивно и быстро направляла писателя к развязке: литературная производительность Гоголя слабеет; ему удается работать лишь в промежутки между душевными и физическими муками. Письма Гоголя этого периода – проповедь, поучение, самобичевание с редкими проблесками прежнего юмористического настроения.

Последние годы жизни Гоголя

Этот период завершается двумя крупными катастрофами: в июне 1845 г. Николай Васильевич Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ». Он «приносил, сжигая свой труд, жертву Богу», надеялся дать новую книгу «Мёртвых душ» уже с содержанием, просветленным и очищенным от всего греховного. Она, по убеждению Гоголя, должна была «устремить все общество к прекрасному», прямым и правым путем. В последние годы жизни Гоголь горит желанием поскорее дать обществу то, что ему представляется самым важным для жизни; а это важное было им высказываемо, по его мнению, не в художественных произведениях, а в письмах этого времени к друзьям, знакомым и родным.

Решение собрать, систематизировать свои мысли из писем привело его (1846) к изданию «Выбранных мест из переписки с друзьями». Это была вторая катастрофа в истории отношения писателя с либерально-западническим обществом. Изданные в 1847 г. «Выбранные места» вызвали со стороны записных либералов свист и улюлюкание. В. Белинский разразился знаменитым письмом в ответ на обидчивое письмо Гоголя, задетого отрицательным отзывом Белинского о книге (Современник, 1847 г., № 2). Левые радикалы утверждали, что эта книга Гоголя исполнена тоном пророчества, властного учительства, проповедью внешнего смирения, которое на самом деле «паче гордости». Им не нравилось выраженного в ней отрицательное отношение писателя к некоторым чертам своей прежней «критически-сатирической» деятельности. Западники громко кричали, что Гоголь в «Выбранных местах» якобы отказался от своего прежнего воззрения на задачи писателя как гражданина.

Искренне не понимая причины столь резкой отповеди «либералов», Гоголь пробовал оправдывать свой поступок, говоря, что он не был понят и т. д., однако не отступился от выраженных им в последней книге взглядов. Его религиозно-этическое настроение осталось все последние годы жизни тем же, но окрасилось в мучительные тона. Вызванные либеральной травлей колебания усилили у Гоголя потребность сохранить, поддержать свою веру, которая, после перенесённых страданий казалась ему, недостаточной глубокой.

У измученного и физически и душевно Гоголя возобновившаяся работа над вторым томом «Мёртвых душ» идет еще хуже. Он стремится успокоить свою душу в религиозном подвиге и в 1848 г. из Неаполя едет в Иерусалим, надеясь там, у источника христианства, почерпнуть новый запас веры и бодрости. Через Одессу Николай Васильевич возвращается в Россию, чтобы больше не отлучаться из неё до конца жизни. С осени 1851 г. он поселяется в Москве у А. П. Толстого, своего приятеля, разделявшего его религиозно-консервативные воззрения, пробует опять работать над вторым томом «Мёртвых душ», даже читает его отрывки у друзей (например, у Аксаковых). Но мучительные сомнения не оставляют Гоголя: он постоянно переделывает эту книгу и не находит удовлетворения. Религиозная мысль, усиленная еще влиянием отца Матвея Константиновского, сурового, прямолинейного, ржевского священника-аскета, колеблется еще больше. Душевное состояние писателя доходит до патологии. В один из припадков душевной муки Гоголь ночью сжигает свои бумаги. Наутро он спохватывается, и объясняет этот поступок ухищрениями злого духа, от которого он не может избавиться даже усиленным религиозным подвигом. Это было в начале января 1852 г., а 21 февраля Николая Васильевича Гоголя уже не стало.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Значение творчества Гоголя

Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова , Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова , Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).

Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма : он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.

Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.

Николай Васильевич Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу.

Литература о Николае Васильевиче Гоголе

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

Николай Васильевич Гоголь оставил большой след в русской литературе. Родился в 1809 году 20 марта в Полтавской губернии в обычной семье простого помещика. Учился грамоте писатель дома, после обучался два года в училище и в гимназии. В этом периоде у юного Гоголя появляется интерес к литературе. В 1828 году после окончания гимназии был на литературных пробах, которые не увенчались успехом. В 1829 году Гоголь становится мелким чиновником.

Продолжает заниматься литературой, в 1930 году появляется его первое произведение в журнале «Басаврюк».
У Гоголя появляется свой круг общения среди писателей, общается с Пушкиным, Вяземским, Крыловым. Благодаря помощи и советам новых друзей Гоголь пишет такие произведения как «Мёртвые души», «Ревизоро», «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1834 году Гоголя приглашают на кафедру истории в качестве профессора в университет, в 1835 году он уволился и всё своё свободное время уделяет литературному творчеству. Появляются на свет такие повести как «Тарас Бульба», «Вий», «Миргород», «Старосветские помещики», «Шинель».

После постановки в театре «Ревизоро», писатель затравленный светской чернью и несправедливостью уезжает за границу. Живёт во многих городах и занимается написанием «Мёртвых душ». В 1841 году напечатали первый том «Мёртвых душ», которое становиться великим творением с глубоким смыслом. После первого тома писатель берётся за второй, но в этот период Гоголь стал увлекаться мистикой. Из-за множества критики и непонимания перестаёт общаться с друзьями и весь уходит в себя. Состояние здоровья писателя ухудшалось и в 1852 году, будучи психически нездоровым, он уничтожает второй том «Мёртвых душ».

Умер писатель в 1852 году 21 февраля. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Николай Васильевич Гоголь является одним из лучших писателей, оставил большой вклад в литературе.

5 класс, 7 класс. Творчество для детей

Интересные факты биография по датам

Биография Гоголя о главном

Родился Николай Васильевич Гоголь 20 марта 1809 года в Полтавской губернии в селе Сорочинцы. Отец писателя был помещиком. Мать Гоголя была отдана замуж в возрасте 14 лет, очень хороша собой. У Николая Васильевича было еще 11 родных братьев и сестер. Есть версия, что писатель происходил из древнего казацкого рода.

Обучение Гоголь начал в полтавском училище, а потом продолжил в Нежинской гимназии, где он не являлся отличником и его произведения были посредственны и не имели большой популярности. Любимыми предметами Николая Васильевича было рисование и русская словесность.

В 1828 году Гоголь служит чиновником в Санкт-Петербурге, где и начинается его писательская карьера. Несмотря на кучу разочарований по поводу творческих планов писателя, Гоголь не сдается и, спустя длительное время, все же достигает успеха. Николай Васильевич очень любил театр и хотел служить этому дело, но на актерском поприще писатель не достиг успеха. Первым опубликованным произведением писателя стал «Басаврюк». Но широкую известность Гоголю принесла его повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В этот период Гоголя интересовали такие жанры, как: историческая поэма, трагедия и элегические стихотворения. Многое, написанное Николаем Васильевичем, ясно воссоздает образ Украины. Одним из самых известных произведений Гоголя является «Тарас Бульба», где автор воссоздает образ реальных событий, происходивших в прошлом веке.

В 1831 году Гоголь знакомится с Пушкиным и Жуковским, считают, что эти люди оказали сильное влияние на творческую деятельность автора. В 1837 году Николай Васильевич в Риме работает над «Мертвыми душами», которые принесли писателю несказанный успех. Но трудности с печатью этой книги были: ее отказывались печатать вообще, цензура запрещала эту историю, но автор подключил все свои связи и друзей и с некоторыми поправками публикация все-таки состоялась. Практически до конца жизни писатель работал над вторым томом «Мертвых душ», но смерти отца, братьев и прочие сложности вызвали творческий кризис и в 1845 году Гоголь сжигает свои рукописи. В 1843 году издается повесть «Шинель».

Любовь к театру не покидала Николая Васильевича, поэтому он стал писать пьесы. «Ревизор» был создан именно для постановки на сцене, и, собственно говоря, через год после его появления на свет, он был поставлен в театре. Постановка произвела настоящий фурор, ведь литература в те годы слишком осторожно затрагивала темы совести, чести и политического строя. А это произведение призывала, обобщало всех свободномыслящих людей.

Вскоре отец Гоголя умирает и вся забота о семье ложиться на него. У писателя складываются хорошие отношения с матерью, он поддерживает ее и всячески ей помогает, хотя о дружбе и доверии говорить не приходится. Из-за взвалившейся ответственности писатель не может заниматься любимым делом и жертвует наследство в пользу своих сестер, чтобы эту возможность вновь приобрести.

Есть данные о том, что в последние годы жизни Гоголь часто посещал заграницу: Италию, Париж, Германию и Швейцарию. Затем писатель посещает Иерусалим, где хочет посвятить себя служению Богу, но ничего не получается, и полный разочарования, темных и грустных мыслей, писатель возвращается на родину. Есть информация о том, что перед смертью Николай Васильевич начал терять память. 21 февраля 1852 года один из самых загадочных талантов скончался. Захоронен он был на кладбище Данилова монастыря в Москве. Но спустя время кладбище закрыли, а останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

5, 7, 8, 9, 10 класс

Интересные факты и даты из жизни

В этой статье пойдет речь о жизни Гоголя. Этот писатель создал немало бессмертных произведений, которые по праву занимают достойное место в анналах мировой литературы. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве.

Родители

Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. По отцовской линии в роду будущего писателя были служители церкви, однако уже дед мальчика - Афанасий Демьянович - оставил духовную карьеру и начал трудиться в гетманской канцелярии. Именно он впоследствии добавил к полученной при рождении фамилии Яновский другую, более известную - Гоголь. Так предок Николая Васильевича стремился подчеркнуть свое родство с известным в украинской истории полковником Остапом Гоголем, который жил в 17 веке.

Папа будущего писателя - Гоголь-Яновский Василий Афанасьевич - был человеком экзальтированным и мечтательным. Об этом можно судить по истории его женитьбы на дочери местного помещика, Косяровской Марии Ивановне. Тринадцатилетним подростком Василий Афанасьевич увидел во сне Матерь Божию, указывающую ему на маленькую незнакомую девочку как на будущую супругу. Через некоторое время в семимесячной дочери соседей Косяровских мальчик признал героиню своего сновидения. С малых лет он трепетно ухаживал за своей избранницей и женился на Марии Ивановне, едва ей минуло 14 лет. В огромной любви и согласии жила семья Гоголя. Биография писателя началась в 1809 году, когда у супругов наконец появился первенец - Николай. Родители трепетно относились к малышу, всячески старались его оградить от любых бед и потрясений.

Детские годы

Биография Гоголя, краткое содержание которой будет полезно узнать каждому, начиналась в поистине тепличных условиях. Папа и мама обожали малыша и ни в чем ему не отказывали. Кроме него, в семье было еще одиннадцать детей, но большинство из них скончались в среднем возрасте. Однако самой большой любовью, безусловно, пользовался Николай.

Детские годы писатель провел в Васильевке, родительском имении. Культурным центром этого края считалось местечко Кибинцы. Это была вотчина Д.Т. Трощинского, бывшего министра и далекого родственника Яновских-Гоголей. Он занимал пост поветового маршала (то есть был уездным предводителем дворянства), а Василий Афанасьевич числился при нем секретарем. В Кибицах часто проводились театральные представления, в которых принимал деятельное участие отец будущего писателя. Николай часто присутствовал на репетициях, очень этим гордился, а дома, вдохновленный творчеством папы, писал неплохие стихи. Однако первые литературные опыты Гоголя не сохранились. А еще в детстве он хорошо рисовал и даже организовал выставку своих картин в родительском имении.

Обучение

Вместе с младшим братом Иваном в 1818 году был отправлен в Полтавское уездное училище и Николай Гоголь. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил. Первые же каникулы завершились страшной трагедией - от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5.30 утра, а занятия длились с 9.00 до 17.00. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться.

Однако будущий писатель сумел свыкнуться с местными порядками. Вскоре у него появились друзья, известные и уважаемые в будущем люди: Нестор Кукольник, Николай Прокопович, Константин Базили, Александр Данилевский. Все они, повзрослев, стали знаменитыми литераторами. И это не удивительно! Еще будучи гимназистами они основали несколько рукописных журналов: "Метеор литературы", "Рассвет севера", "Звезда" и другие. Кроме того, подростки страстно увлекались театром. Причем творческая биография Гоголя вполне могла быть иной - многие прочили ему судьбу известного актера. Однако юноша мечтал о государственной службе и, окончив гимназию, решительно направился в Петербург делать карьеру.

Чиновник

Вместе со своим другом по гимназии Данилевским в 1828 году Гоголь отправился в столицу. Петербург встретил молодых людей неприветливо, они постоянно нуждались в деньгах и безуспешно пытались найти достойную работу. В это время Николай Васильевич пытается заработать на жизнь литературными опытами. Однако его первая поэма "Ганц Кюхельгартен" успеха не имела. В 1829 году писатель начал служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, затем почти год проработал в департаменте уделов под началом известного поэта В.И. Панаева. Пребывание в канцеляриях различных ведомств помогло Николаю Васильевичу собрать богатейший материал для будущих произведений. Однако государственная служба навсегда разочаровала писателя. К счастью, вскоре его ждал по-настоящему головокружительный успех на литературном поприще.

Известность

В 1831 году были опубликованы "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная..." - сказал об этом произведении Пушкин. Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях.

В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь. Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа (казаки) бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков.

"Ревизор"

Сколько неприятностей доставила автору эта пьеса! Будучи гениальным писателем и драматургом, намного предвосхитившим свое время, Николай Васильевич так и не смог донести до современников смысл своего бессмертного произведения. Сюжет "Ревизора" подарил Гоголю Пушкин. Вдохновленный великим поэтом, автор написал ее буквально на несколько месяцев. Осенью 1835 года появились первые наброски, а в 1836 году, 18 января осуществилось первое слушанье пьесы на вечере у Жуковского. 19 апреля состоялась премьера "Ревизора" на сцене Александрийского театра. На нее пришел сам Николай Первый вместе наследником. Говорят, что после просмотра император изрек: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!» Однако Николаю Васильевичу было не до смеха. Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие.

За границей

Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж. За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна.

В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет. В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи.

Возвращение в Россию

В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация "Мертвых душ". Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича. Они обвиняли писателя в клевете, карикатурности, фарсе. Поистине разгромную статью написал Н. А. Полевой. Однако во всей этой полемике не принимал участие Гоголь Николай Васильевич. Биография писателя вновь продолжилась за границей.

Дела сердечные

Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался.

Работа над вторым томом

Перед отъездом автор "Мертвых душ" задумал издать первое собрание собственных сочинений. Ему, как всегда, были необходимы деньги. Однако сам этим хлопотным делом он заниматься не захотел и перепоручил это дело своему другу - Прокоповичу. Летом 1842 года писатель находился в Германии, а осенью перебрался в Рим. Здесь он работал над вторым томом "Мертвых душ". Написанию этого романа посвящена почти вся творческая биография Гоголя. Самое главное, что он хотел сделать в тот момент, - показать образ идеального гражданина России: умного, сильного и принципиального. Однако работа продвигается с большим трудом и в начале 1845 года у писателя появились первые признаки масштабного душевного кризиса.

Последние годы

Писатель продолжал писать свой роман, однако все больше отвлекался на другие дела. Например, он сочинил "Развязку Ревизора", которая коренным образом меняла всю прежнюю трактовку пьесы. Затем в 1847 году в Петербурге были напечатаны "Выбранные места из переписки с друзьями". В этой книге Николай Васильевич пытался объяснить, почему второй том "Мертвых душ" до сих пор не написан, и выражал сомнение в воспитательной роли художественной литературы.

Целая буря общественного негодования обрушилась на писателя. "Выбранные места..." - самый спорный момент, которым отмечена творческая биография Гоголя. Краткая история создания этого произведения говорит о том, что оно написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь.

Сжигание рукописей

Вообще писатель сжигал свои сочинения неоднократно. Это, можно сказать, было его дурной привычкой. В 1829 году он так поступил со своей поэмой «Ганс Кюхельгартен», а в 1840-м - с малороссийской трагедией "Бритый ус", которой не смог поразить Жуковского. В начале 1845 года у писателя резко ухудшилось здоровье, он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. Он побывал в Дрездене, Берлине, Галле, но поправить здоровье так и не смог. Постепенно возрастала религиозная экзальтированность писателя. Он часто общался со своим духовником, отцом Матвеем. Тот считал, что литературное творчество отвлекает от внутренней жизни и требовал от писателя, чтобы он отрекся от своего божьего дара. В итоге 11 февраля 1852 года ознаменовалась судьбоносным событием биография Гоголя. Самое главное творение его жизни - второй том «Мертвых душ» - было им безжалостно сожжено.

Смерть

В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома "Мертвых душ" друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку "Ревизора" в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман "совершенно окончен". Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни - литературное творчество - показалось ему бесполезным. Он сжег второй том "Мертвых душ" и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище.

Посмертное завещание

Такова биография Гоголя. Интересные факты из его жизни во многом связаны с его посмертным завещанием. Общеизвестно, что он просил не ставить над своей могилой памятника и не хоронить его несколько недель, так как иногда писатель впадал в подобие летаргического сна. Оба пожелания писателя были нарушены. Похоронили Гоголя через несколько дней после смерти, а в 1957 году на месте погребения Николая Васильевича был установлен мраморный бюст работы Томского Николая.

Лучшие статьи по теме