Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Биография роберта льюиса стивенсона на русском. Писатель Роберт Стивенсон: биография, произведения

Биография роберта льюиса стивенсона на русском. Писатель Роберт Стивенсон: биография, произведения

Страна: Великобритания
Родился: 13 ноября 1850 г.
Умер: 3 декабря 1894 г.

Псевдонимы:
Капитан Джордж Норс (Captain George North)

Роберт Льюис Стивенсон (англ. Robert Louis Stevenson, первоначально Robert Lewis Balfour Stevenson) - шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма.

Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. Среднее образование получил в Эдинбургской академии, высшее - в Эдинбургском университете, где сначала учился на инженера, получил в 1871 году за работу «Новый вид проблескового огня для маяков» серебряную медаль на конкурсе Шотландской академии, но потом перешёл на юридический факультет, который окончил в 1875 году. Получив при крещении имя Роберт Льюис Бэлфур, 18-летним отказался от Бэлфур (девичьей фамилии матери) в своём имени, а также изменил способ написания с Lewis на Louis. Утверждают, что консерватор Томас Стивенсон не любил либерала по имени Льюис и решил писать имя своего сына (которого в семье почти никогда не называли Робертом) по-французски, но произносить по-английски.

Ещё в три года заболел крупом, что привело к серьёзным последствиям. По мнению большинства биографов Стивенсон страдал тяжёлой формой туберкулёза лёгких (по утверждению Э. Н. Колдуэлла, ссылавшегося на мнения врачей, лечивших или осматривавших писателя, - тяжёлой болезнью бронхов).

В юности хотел жениться на Кэт Драммонд, певице из ночной таверны, но не сделал этого под давлением отца.

Первая книга, очерк «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», брошюра, изданная тиражом в сто экземпляров на деньги отца, вышла в 1866 году (уже тогда проявился большой интерес Стивенсона к истории родной Шотландии). В 1873 году вышел очерк «Дорога», носивший просто символическое название (несмотря на болезнь, Стивенсон много путешествовал). Через три года вместе с другом Уильямом Симпсоном он на байдарках совершил путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции. Во французской деревне Барбизон, которая стала центром Барбизонской художественной школы, основанной уже покойным Теодором Руссо, куда благодаря железнодорожному пути из Парижа в городскую общину приезжали молодые английские и американские художники, Стивенсон познакомился с Фрэнсис (Фанни) Матильдой Осборн. Эта замужняя женщина, бывшая старше Стивенсона на десять лет, увлекалась живописью и поэтому находилась среди художников. Вместе с ней в Барбизон приехали шестнадцатилетняя дочь (будущая падчерица Айсабэл Осборн, впоследствии писавшая произведения Стивенсона под диктовку) и девятилетний сын (будущий пасынок и соавтор писателя Ллойд Осборн).

Вернувшись в Эдинбург, Стивенсон выпустил книгу очерков «Путешествие внутрь страны» (1878). За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение - рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 году, снова находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», которые с июня по октябрь под названием «Современные тысяча и одна ночь» печатает в журнале «Лондон». Через четыре года серию рассказов (под названием «Новые тысяча и одна ночь») удаётся издать отдельной книгой.

Закончив рассказы о принце Флоризеле (Флоризель, принц Богемии, - кстати, один из героев «Зимней сказки» Шекспира), Стивенсон совершил ещё одно путешествие - в места, где вели партизанскую войну французские протестанты. В июне 1879 года он издал книгу «Путешествие с ослом» (осёл, тащивший поклажу, был его единственным спутником). В начале XX века эту книгу молодые литераторы называли «Путешествие с Сидни Колвином», не одобряя то, как близкий друг покойного Стивенсона готовил к изданию четырёхтомное издание писем последнего, которые подверг настоящей цензуре.

В августе 1879 года Стивенсон получил из Калифорнии письмо от Фанни Осборн. Это письмо не сохранилось; предполагается, что она сообщала о своей тяжёлой болезни. Приехав в Сан-Франциско, он не застал там Фанни; измученному долгой и сложной поездкой писателю пришлось отправиться в Монтерей, куда она переехала. 19 мая 1880 года Стивенсон обвенчался в Сан-Франциско с Фанни, которой удалось развестись с мужем. В августе, вместе с ней и её детьми, он отплыл из Нью-Йорка в Ливерпуль. На корабле Стивенсон писал очерки, составившие книгу «Эмигрант-любитель», а, вернувшись, создал повесть «Дом на дюнах».

Стивенсон давно хотел написать роман, даже пытался начать, но все его замыслы и попытки ни к чему не приводили. Глядя, как его пасынок что-то рисует, отчим сам увлёкся и сделал карту придуманного острова. В сентябре 1881 года он начал писать роман, который первоначально хотел назвать «Судовой повар». Написанное он читал своим родным. Отец Стивенсона предложил сыну ввести в книгу сундук Билли Бонса и бочонок с яблоками.

Когда с первыми главами и общим замыслом познакомился владелец детского журнала «Янг Фолкс», он с октября начал печатать роман в своём журнале (под псевдонимом «капитан Джордж Норт» и не на первых страницах). В январе 1882 года публикация «Острова сокровищ» закончилась, но успеха автору не принесла. В редакцию журнала приходило немало возмущённых писем. Первое книжное издание вышло (уже под настоящим именем) только в ноябре 1883 года. Тираж разошёлся не сразу, но успех второго издания, как и третьего, иллюстрированного, был бесспорным. «Остров сокровищ» (Treasure Island) принёс Стивенсону мировую славу (первый русский перевод был сделан в 1886 году), стал образцом классического приключенческого романа. В 1884-1885 годах Стивенсон писал для «Янг Фолкс» историко-приключенческий роман «Чёрная стрела» (The Black Arrow; книжное издание вышло в 1888 году, русский перевод - 1889). Роман Стивенсона «Принц Отто» (Prince Otto) вышел книжным изданием в 1885 году (русский перевод - 1886), в том же году увидел свет сборник рассказов «И ещё новые тысяча и одна ночь» («Динамитчик»).

Стивенсон долго серьёзно не относился к своим стихам и не предлагал их издателям. Однако, женившись, вернувшись из США на родину, он сочинил 48 стихотворений, вызванных воспоминаниями о детстве, составил сборник «Свистульки» (Penny Whistles), отпечатал в типографии немного экземпляров для друзей (среди друзей Стивенсона были Генри Джеймс, шотландский писатель Сэмюэль Крокет) и на этом остановился. Вернулся он к стихам через несколько лет, когда сильно болел, переработал сборник и выпустил в 1885 году под другим названием. Сборник, вышедший у нас в 1920 году (и в сокращении) как «Детский цветник стихов» (существуют другие русские переводы названия), стал классикой английской поэзии для детей. Через два года Стивенсон выпустил второй поэтический сборник (уже для взрослых) и назвал его «Подлесок» (Underwoods), позаимствовав это название у Бена Джонсона. «Мои стихи не лес, а подлесок, - пояснял он сам, - но в них присутствует смысл и их можно читать».

В 1885 году Стивенсон прочитал во французском переводе роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Впечатление отразилось в рассказе «Маркхейм», откуда уже недалеко было до фантастическо-психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekill and Mr. Hyde), вышедшей в январе следующего года.

Уже в мае на страницах «Янг Фолкс» появились первые главы «Похищенного» (Kidnapped, русский перевод - 1901), нового приключенческого романа. «Два произведения, столь различные по своей сути, редко выходили из-под пера одного и того же автора даже в гораздо более продолжительные промежутки времени», - писал исследователь творчества Стивенсона Стивен Гвинн. В том же, 1886 году вышло книжное издание. Главный герой «Похищенного» - Дэвид Бэлфор (воспоминание о предках по материнской линии, которые, согласно семейному преданию, принадлежали к клану МакГрегоров, как и Роб Рой Вальтера Скотта).

В 1887 году был опубликован сборник рассказов «Весёлые молодцы и другие истории» («The Merry Men, and Other Tales»), куда вошли рассказы 1881-1885 годов, включая «Маркхейм» и самый первый из шотландских рассказов, «Окаянную Дженет».

На следующий год Стивенсон и его семья отправились путешествовать по южным морям. Одновременно он писал роман «Владелец Баллантрэ», который вышел в 1889 году (The Master of Ballantrae, русский перевод - 1890).

С 1890 года Стивенсон жил на островах Самоа. Тогда же вышел сборник «Баллады»; в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мёд» в переводе Самуила Маршака.

На островах Самоа были написаны сборник повестей «Вечерние беседы на острове» (Island Night’s Entertainments, 1893, рус. пер. 1901), продолжение «Похищенного» «Катриона» (Catriona, 1893, в журнальной публикации - «Дэвид Бэлфур», русский перевод - 1901), «Сент-Ив» (St. Ives, окончен после смерти Стивенсона Артуром Квиллером-Кучем, 1897, русский перевод - 1898). Все эти (как и прежние) романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896), на который автор рассчитывал как на лучшую свою книгу, остался неоконченным.

Вместе со своим пасынком Ллойдом Осборном Стивенсон написал романы из современной жизни «Несусветный багаж» (The Wrong Box, 1889, русский перевод - 2004), «Потерпевшие кораблекрушение» (The Wrecker 1892, русский перевод - 1896, этот роман особенно ценил Хорхе Луис Борхес), «Отлив» (The Ebb-Tide, 1894).

На русский язык произведения Стивенсона переводили Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Юргис Балтрушайтис, Владислав Ходасевич, Осип Румер, Игнатий Ивановский, Иван Кашкин, Корней Чуковский. Леонид Борисов написал о нём роман «Под флагом Катрионы».

Стивенсон умер 3 декабря 1894 года от инсульта на острове Уполу в Самоа. C утра и до вечера он писал «Уира Гермистона», дойдя почти до середины. Потом спустился в гостиную, пытался развлечь жену, которая была в мрачном настроении. Собрались ужинать, Стивенсон принес бутылку бургундского. Внезапно он схватился за голову и крикнул: «Что со мной?» К началу девятого его уже не было в живых. Самоанцы, называвшие Стивенсона Тузиталой («рассказчиком»; писатель рассказывал им, например, историю о сатанинской бутылке, отражённую потом в сказочной повести из сборника «Вечерние беседы на острове»), подняли его, покрытого британским флагом, на вершину горы Веа, где и похоронили. Могила сохранилась, над ней прямоугольное бетонное надгробие.

Небольшой фильм с Youtube.com о жизни и творчестве Роберта Луиса Стивенсона:

О жизни и творчестве Роберта Луиса Стивенсона можно также прочитать:

Библиография

Роберт Льюис Стивенсон. Циклы произведений

Клуб самоубийц / The Suicide Club [= Приключения принца Флоризеля]
Клуб самоубийц / The Suicide Club
Повесть о молодом человеке с пирожными / Story of the Young Man with the Cream Tarts [= История одного молодого человека со сладкими пирожками] (1878)
Повесть об английском докторе и дорожном сундуке / Story of the Physician and the Saratoga Trunk [= Рассказ про доктора и про дорожный сундук] (1878)
Приключения извозчичьей пролетки / The Adventure of the Hansom Cabs" [= Приключения с извозчиками] (1878)
Алмаз раджи / The Rajah"s Diamond [= Бриллиант раджи]
Повесть о шляпной картонке / Story of the Bandbox [= Похождение одной картонки] (1878)
Повесть о молодом человеке духовного звания / Story of the Young Man in Holy Orders [= Рассказ о молодом человеке духовного сана] (1878)
Повесть о доме с зелеными ставнями / Story of the House with the Green Blinds (1878)
Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком / The Adventure of Prince Florizel and a Detective [= Принц Флоризель и сыщик] (1878)
Динамитчик. Cамые новые арабские ночи принца Флоризеля / More New Arabian Nights: The Dynamiter [= Самые новые тысячи и одна ночь] (1885) // Соавтор: Фанни Ван де Грифт Стивенсон
Детский цветник стихов / A Child"s Garden of Verses [= Детский сад стихов] [поэтический цикл]
К Элисон Каннингем / To Alison Cunningham (1885)
Мир ребенка / The Child Alone (1885)
Дни в саду / Garden Days (1885)
Послания / Envoys (1885)
Приключения Дэвида Бэлфура / Adventures of David Balfour
Похищенный / Kidnapped: Being Memoirs of the Adventures of David Balfour in the Year 1751 [= Похищенный, или Приключения Дэвида Бэлфура] (1886)
Катриона / Catriona [= Катриона, или Дальнейшие приключения Дэвида Бальфура] (1893)

Роберт Льюис Стивенсон. Романы

Роберт Льюис Стивенсон. Поэзия

1885 Послания / Envoys [стихотворный сборник]
1885 Дни в саду / Garden Days [стихотворный сборник]
1885 Мир ребенка / The Child Alone [стихотворный сборник]
1885 К Элисон Каннингем / To Alison Cunningham [стихотворный сборник]
1891 Рождество в море / Christmas At Sea [баллада]
1891 Вересковый мед / Heather Ale [= Вересковое пиво] [баллада]
1891 Рахиро / Rahero [баллада]
1891 Пир / The Feast [баллада]
1891 Любовники / The Lovers [баллада]
1891 Место Имени / The Place of the Name [баллада]
1891 Ночное бдение священника / The Priest’s Vigil [баллада]
1891 Набег / The Raid [баллада]
1891 Произнесение Имени / The Saying of the Name [баллада]
1891 Поиск Имени / The Seeking of the Name [баллада]
1891 Убийство Таматеа / The Slaying of Tamatea [баллада]
1891 The Venging of Tamatea [баллада]

Роберт Льюис Стивенсон. Пьесы

1884 Admiral Guinea
1884 Beau Austin [в соавторстве с В. И. Хенли]
1888 Deacon Brodie, or, The Double Life [в соавторстве с В. И. Хенли]
1895 Macaire: A Melodramatic Farce in Three Acts [в соавторстве с В. И. Хенли]
1922 The Hanging Judge // Со

Роберт Льюис Стивенсон. Статьи

1871 Общества спорщиков / Debating Societies
1871 Студенты Эдинбурга в 1824 году / Edinburgh Students in 1824
1871 Размышления о современном студенчестве / The Modern Students Considered Generally
1871 Философия номенклатуры / The Philosophy of Nomenclature
1871 Философия зонтиков / The Philosophy of Umbrellas
1873 Дороги / Roads
1874 Басни лорда Литтона / Lord Lytton"s Fables
1874 Записки о передвижениях маленьких детей / Notes on the Movements of Young Children
1874 Удовольствие от неприятных мест / On the Enjoyment of Unpleasant Places
1875 Эффект осени / An Autumn Effect
1876 Лесные записки / Forest Notes
1881 Нравственная сторона литературной профессии / The Morality of the Profession of Letters
1882 Пути книжных иллюстраций: путь Бакстера Пилгрима / Byways of Book Illustration: Bagster"s Pilgrim"s Progress
1882 Пути книжных иллюстраций: два японских романтика / Byways of Book Illustration: Two Japanese Romances
1883 Зарисовка в жанре реализм / A Note on Realism
1884 Фонтенбло: местность союза художников / Fontainbleau: Village Communities of Painters
1885 К читателю / A Note for the Reader
1885 Несколько технических аспектов литературных стилей / On Some Technical Elements of Style in Literature
1887 Книги, оказавшие на меня влияние / Books which have Influenced Me
1887 Memoir of Fleming Jenkin
1887 День после завтрашнего / The Day After Tomorrow
1888 Джентльмены / Gentlemen
1888 Популярные авторы / Popular Authors
1888 Некоторые джентльмены в художественной литературе / Some Gentlemen in Fiction
1889 Как возник «Владетель Баллантрэ» / The Genesis of «the Master of Ballantrae [= Предисловие к роману «Владетель Баллантрэ»]
1894 Моя первая книга: Остров сокровищ / My First Book: Treasure Island [= Моя первая книга «Остров сокровищ»]

Роберт Льюис Стивенсон. Эссе

1871 Старый садовник-шотландец / An Old Scotch Gardener
1874 Юг по приказу / Ordered South
1874 Романы Виктора Гюго / Victor Hugo"s Romances
1875 Джон Нокс и его отношения с женщинами / John Knox and his Relations with Women
1876 Чарльз Орлеанский / Charles of Orleans
1876 Virginibus Puerisque
1876 Маршруты прогулок / Walking Tours
1877 Извинение за бездельников / An Apology for Idlers
1877 Франсуа Виллон - студент, поэт, взломщик / Francois Villon, student, poet, housebreaker
1877 В любви / On Falling in Love
1878 Просьба относительно газовых ламп / A Plea for Gas Lamps
1878 Aes Triplex
1878 Детские игры / Child"s Play
1878 Молодежь и переходный возраст / Crabbed Age and Youth
1878 Эльдорадо / El Dorado
1878 Pan"s Pipes
1878 Английские адмиралы / The English Admirals
1878 Евангелие от Уолта Уитмана / The Gospel According to Walt Whitman
1879 Некоторые аспекты Роберта Бернса / Some Aspects of Robert Burns [= Присматриваясь к Роберту Бернсу]
1879 Правда общения / Truth of Intercourse
1880 Генри Дэвид Торо:его герои и мнения / Henry David Thoreau: His Character and Opinions" [= Генри Дейвид Торо]
1880 Йошидо Тораширо / Yoshida-Torajiro
1881 Сэмюэль Пепис / Samuel Pepys
1882 A Gossip on Romance
1882

Писатель с мировым именем, классик и поэт широкого масштаба, автор "Острова сокровищ" и "Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда". Этот человек входит в тридцатку авторов, чьи произведения чаще переводятся во многих странах. И это Роберт Льюис Стивенсон.

Биография писателя

Родился будущий поэт в городе Эдинбурге в 1850 году, 13 ноября. Его родителями были люди аристократических кровей - Маргарет Изабелла Балфур и Томас Стивенсон. Роберт был единственным ребенком. Все поколение Стивенсонов долгое время работало в области инженерии, проектировало и инспектировало маяки.

Практически все свое детство Роберт Стивенсон провел рядом с дедом священослужителем. Мальчик был очень болезненным, как мать, постоянно простужался. Из-за повторяющихся болезней он редко появлялся на школьных занятиях, слишком поздно обучился чтению, но страсть к сочинительству появилась еще в раннем детстве. Он часто сочинял необычные рассказы, которые слушали мать и няньки. Кроме того, мальчик требовал конспектировать все, что рассказывает. Сначала сочинительство сына было по нраву и отцу, ведь он когда-то сам увлекался литературой.

В 1867 году Роберт, окончив школу, поступил в университет Эдинбурга на факультет инженерии. Но молодого человека не привлекали технические науки, он тянулся к общению. Во время каникул Роберт Стивенсон следил за маяками, на чем настаивал его отец. Парень быстро понял, что в семейный бизнес не пойдет.

Писательская стезя

Активная писательская деятельность Стивенсона началась в 70-х годах. Сначала его рассказы и истории попали на страницы печатных изданий Лондона. Отец юного дарования настаивал на освоении технических наук, но парень все больше путешествовал и собирал интересные истории по всему свету. В 1878 году общественность смогла познакомиться с первым авторским дневником Роберта, в котором он описывал подробности своего путешествия на каноэ по Франции и Бельгии.

В 1883 году весьма перспективным писателем стал Роберт Стивенсон. "Остров сокровищ" - роман, написанный им в том же году. Роберт перебрался в Дорсет из родной Шотландии, тут он создал еще два своих великих творения. В 1888 году был написан роман "Черная стрела". Зимой этого года чета Стивенсонов вместе с детьми поехала на каникулы на юг Франции.

Спуст два года Роберту удалось построить дом на острове Уполу, что находится в Самоа. На новом месте писателю удалось создать три романа, которые также получили популярность. Единственной незавершенной работой автора стал роман "Уир Гермистон", начатый в 1894 году.

Зимой 1894 года Роберт Стивенсон почувствовал себя плохо. 3 декабря знаменитый писатель скоропостижно скончался из-за кровоизлияния в мозг. Похоронен он на горе Ваэа. Большое количество любивших и уважавших творчество писателя людей присутствовало на похоронах. С места захоронения Стивенсона открывается красивый вид на океанские просторы.

Через 100 лет со дня смерти всемирно известного поэта один из шотландских банков выпустил банкноту стоимостью 1 фунт, на которой присутствовала подпись Стивенсона, его портрет и изображение гусиного пера.

Роберт Стивенсон считается легендой классической литературы, его рукописи были распроданы во времена Первой мировой войны. Теперь эти письмена считаются утерянными.

Английская литература

Роберт Льюис Стивенсон

Биография

СТИВЕНСОН, РОБЕРТ ЛУИС (Stevenson, Robert Louis) (1850−1894), английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 в Эдинбурге. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой.

В 1873-1879 жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников. Совершил путешествие на байдарке по рекам Франции, описанное в его первой опубликованной книге Путешествие в глубь страны (An Inland Voyage, 1878), и пеший поход, описанный в Путешествии с ослом в Севенны (Travels with a Donkey in the Cvennes, 1879). В деревушке Грез, куда съезжались художники, встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и как только развод был получен, 19 мая 1880 влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: Ошибка (The Wrong Box, 1889), Отлив (The Ebb-Tide, 1894) и Потерпевшие кораблекрушение (The Wrecker, 1892).

В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз - туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887-1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье).

Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого Завещания («Под необъятным звездным небом»).

Успех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в Острове сокровищ (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в Детском цветнике стихов (A Child’s Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в Детском цветнике стихов, свидетельствующие о разносторонности его таланта.

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве - Скромное возражение (A Humble Remonstrance, 1884), Сновидения (Dreams, 1888), О некоторых технических элементах литературного стиля (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. - сближают его с Г. Джеймсом. В путевых заметках Путешествие с ослом, Скваттеры Сильверадо (The Silverado Squatters, 1883) и В Южных морях (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно.

Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона - Похищенный (Kidnapped, 1886) и его продолжение Катриона (Catriona, 1893; журнальный вариант Дэвид Бэлфур - David Balfour), Владетель Баллантрэ (The Master of Ballantrae, 1889), Веселые молодцы (The Merry Men, 1882), Окаянная Дженет (Thrawn Janet, 1881), - читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они - за исключением Окаянной Дженет, маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, - написаны неровно. Черную стрелу (The Black Arrow, 1883) и Сент-Ив (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. Ошибка и Клуб самоубийц (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако Берег Фалеза (The Beach of Falesa) - один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии Сатанинская бутылка (The Bottle Imp, 1891) и Остров голосов (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что Уир Гермистон (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов 19 в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге 13.11.1850, в семье инженера. Окончив школу, он поступает в Эдинбургский университет на инженерное отделение, но позже переводится на юридическое, где в 1875 г. получает звание адвоката.

Первая книга, названная автором «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», была издана тиражом всего в сто экземпляров за деньги отца в 1866 г. На протяжении 1873-1879 гг. Стивенсон живёт в основном во Франции, работая литератором за гроши. Интересуется живописью, общается с французскими художниками. Много путешествует, что описывает в своих книгах: 1878 г. - «Путешествие вглубь страны», 1879 г. - «Путешествие с ослом».

В 1880 г. женится на Франсес Матильде (Вандегрифт) Осборн, разведённой американке с детьми, увлекающейся живописью. Из-за туберкулёза (диагноз поставлен в 1880 г.) писатель с семьёй часто переезжает, пытаясь найти подходящий климат. Они посещают Швейцарию, немного живут на юге Франции, в Англии и Америке. Потом, взяв с собой жену, мать и пасынка, Стивенсон на яхте отправляется в путешествие по южным районам Тихого океана. А в итоге они покупают землю на одном из островов Самоа и надолго обосновываются там, назвав своё поместье Вайлима (Пятиречье).

В этом большом плантаторском доме писатель сочинил несколько лучших своих произведений. В нём же и скоропостижно скончался 03.12.1894. Похоронен он на вершине горы Веа.

Книги Стивенсона имеют большой успех, что можно объяснить увлекательными темами: пиратские приключения («Остров сокровищ»), фантастика, ужасы («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда») и др.. Но также нельзя не отметить плотность его слога, блёстки иронии и то, как красиво он обрисовывал характеры героев своих произведений и мастерски воссоздавал колорит мест, о которых писал.

Стивенсон Роберт Льюис (1850-1894) - английский писатель, шотландец по происхождению, литературный критик, поэт, основоположник и теоретик неоромантизма.

Родился Стивенсон в Эдинбурге (Шотландия) в семье инженера - строителя маяков. С детства много болел. Казалось, у него не было возможности стать в будущем автором одного из самых известных приключенческих романов, поскольку заболеваний у него было чрезвычайно много. Читайте ниже более подробно биографию Роберта Стивенсона.

Болезнь детства и начало творчества

С раннего детства он был жителем, по его собственному выражению, «одеяльной страны». Ведь из-за постоянных нездоровий он проводил больше времени в постели, чем в мальчишеских играх на улице или за столом, читая интересную книжку. Доктора поставили двенадцатилетнему мальчику ужасный диагноз - чахотка. В те времена это приравнивалось к смерти. Возможно, собственно эти трудные испытания научили Стивенсона ценить жизнь, искренне ликовать каждому прожитому дню и стараться быть счастливым.

Нельзя отправиться в настоящее морское путешествие? И тогда на помощь приходили мечта и фантазия. Творческие способности развила в нем его нянька, которая знала множество историй, читала наизусть стихи Р. Бернса и рассказывала на ночь страшные истории. В 15 лет в биографии Роберта Стивенсона появилось первое произведение - он написал свою первую книгу «Петландське восстания».

В 17 лет Роберт начал изучать право в Эдинбургском университете (год окончания - 1875). Хотя Стивенсон получил профессию юриста, больше всего он мечтал стать писателем.

Остров сокровищ Стивенсона - непревзойденный шедевр

Слава к нему пришла, когда он в 1883 г. отдельным изданием напечатал роман «Остров сокровищ». Как вспоминал писатель, однажды он играл со своим пасынком Ллойдом Озборном. Они соревновались, кто лучше нарисует географическую карту. Именно тогда Стивенсон и создал карту Острова сокровищ. На второй день он сел за роман, который назвал «Корабельный повар», но издателю это название не понравилось, и они решили заменить название на «Остров сокровищ». Пытливый читатель заметит в этом произведении детали многих известных приключенческих книг. Стивенсон и не отрицал этого. Он откровенно говорил, что, например, попугай к роману «прилетел» от Робинзона Крузо, а скелет он позаимствовал из новеллы известного американского писателя Эдгара По «Золотой жук». Кстати, история, положенная в основу романа «Остров сокровищ», не такая уж и писательская выдумка. В те времена, как и сегодня, много кто бредил несметными сокровищами пиратов или их жертв, что были предусмотрительно спрятаны в разных местах земного шара и которые можно было найти за определенными тайными знаками.

Например, на острове, где больше четырех лет прожил Александр Селькирк и который впоследствии был назван островом Робинзона Крузо, до сих пор ищут огромный клад, который был там спрятан через несколько лет после освобождения Селькирка. Стивенсон будто собрал в своей книге все особенности и находки приключенческой литературы, которую трудно представить без тайных карт, спрятанных сокровищ и воинственных пиратов.

Первыми слушателями и критиками еще не напечатанного романа были отец и пасынок писателя. Стивенсон вспоминал, что когда необходимо было заполнить сундук Билли Бонса, то отец писателя почти целый день на обороте конверта от какого-то делового письма составлял реестр того, что должно быть в тайнике бывшего пирата. Этот перечень почти полностью вошел в роман. Вообще Стивенсону удалось наполнить свое произведение деталями, которые в воображении читателя именно после этого романа были тесно связаны с миром приключений и тайн: зажигательная пиратская песня, ужасная черная метка, таинственная карта и затерянный в океане остров, полный золота, омытого кровью.

Ухудшение здоровья и переезд на Самоа

Успех «Острова сокровищ» обеспечил материальный достаток семьи Стивенсона, но прогрессирующая болезнь требовала изменения климата, и поэтому он оставил любимую Шотландию. Биография Роберта Стивенсона наполнилась новыми событиями и приключениями. Писатель вместе со всей семьей отправился в путешествие к южным морям. Он поселился на островах Самоа в Тихом океане. Местные жители сначала настороженно отнеслись к чужеземцу, ведь привыкли, что европейцы в их краях появлялись только для того, чтобы обогатиться. Но Стивенсон не выказывал пренебрежения к местному населению, зато он радушно принимал их в своем доме, который местным жителям казался огромным дворцом, и с удовольствием слушал их рассказы из древности.

Очень скоро в дом Стивенсона местные жители заходили не только послушать удивительные и невероятные истории хозяина, но и с просьбой помочь. Он советовал им, как защищать себя от колонизаторов, как лучше ухаживать за своей землей и где выгоднее продать те или иные товары. Белые колонизаторы недолюбливали писателя, зато местные жители, в знак особого уважения и доверия, дали ему имя Тузитала - «белый вождь-сказитель», ведь верили в магическую силу его слова. А эта сила была большой, стоит только вспомнить, какую огласку наделала в Европе статья Стивенсона о бесстыжем грабеже островов ведущими европейскими странами, которые колонизировали Самоа.

Удивительные факты из биографии Стивенсона

Самоанцы своими силами построили дорогу до дома Стивенсона и назвали ее Дорогой благодарности. Смерть писателя для местных жителей стала большим горем. Они целыми поселками шли проститься с Тузиталою. Совет вождей решил похоронить его на вершине самой высокой горы. Однако добраться туда было чрезвычайно сложно, ведь гору со всех сторон окружал густой тропический лес, и к тому времени на нее не ступал ни один человек. Тогда самые сильные мужчины отправились в путь и ценой невероятных усилий прорубили во влажных джунглях просеку, чтобы попасть к месту последнего приюта человека, который смог перебороть судьбу. А потом вожди под страхом большого наказания богов запретили всем стрелять возле горы, где было похоронено тело Стивенсона, «чтобы над его могилой могли спокойно петь птицы».

Произведения Стивенсона читают с интересом как дети, так и взрослые. Стивенсон считается основателем и теоретиком неоромантического направления в литературе. Он остро чувствовал разрыв между действительностью и мечтой и искал необычное в обыденной жизни. Писатель на всю жизнь сохранил тягу к прекрасному, стремился придать жизни полноту и яркость, найти в обычном человеке героя. Стивенсон был чрезвычайно внимательным к слову, его считают непревзойденным писателем.

Прочитав биографию Роберта Стивенсона, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы.

Когда-то, из-за не очень удачных кинофильмов и общего спада интереса зрителей и читателей, историям про лихих морских разбойников была вручена «чёрная метка», и негативные последствия этого смогли перебороть только «Пираты Карибского моря», возродив тему в виде зрелищного аттракциона с экзотической магией, древними богами, смешением мифов и странноватым, но дико обаятельным капитаном Джеком Воробьем. Получилось интересно и зрелищно. На на фоне этого нового «пиратского стандарта» никогда не лишним будет узнать или вспомнить с чего всё начиналось, а для этого нужно окунуться с головой в классические приключенческие романы, на протяжении многих десятилетий бывшие обязательными гостями на книжной полке любого мальчишки (и многих девчонок). О пиратах писали Рафаэль Сабатини («Одиссея капитана Блада»), Эмилио Сальгари («Чёрный корсар»), Гюстав Эмар («Капитан Железная голова»), уже в прошлом веке последним вестником этого жанра стал Роберт Штильмарк со своим «Наследником из Калькутты». Это всё хорошие, годные книги и их стоит прочитать. Но есть среди этого пласта литературы роман, который вспоминаешь всё-таки в первую очередь – это «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Изданное в 1883 году, это произведение заложило стандарт качества, включавший в себя загадки пиратских кладов, опасные путешествия на заброшенные острова, старые карты, обязательного одноногого злодея, звон бутылок с ромом под раскатистое «Йо-хо-хо!» и попугая, кричащего «Пиастры!». Разве не увлекательно? Да и отсылки к другому знаменитому приключенческому роману, к «Робинзону Крузо» (здесь на эту роль претендует Бен Ганн) тоже не выглядят лишними. К тому же, данная история предназначена для юных читателей, так почему бы не перенести описанные в книге события на страницы графического романа и не издать в рамках серии «Классика в комиксах», выпускавшейся французским издательством «Глена» при поддержке ЮНЕСКО?

Авторами адаптации выступили художник Жан-Мари Воэрелья и сценарист Кристоф Лемуан, создавшие неплохой европейский комикс, точно следующий сюжетным перипетиям оригинала. Однажды в бедный постоялый дом на западном побережье Англии постучался старый и не очень приятный моряк, который пил ром, ел яичницу и очень просил сына хозяев, Джима, следить, не появится ли в окрестностях человек на одной ноге. А когда Билли Бонс (так звали моряка) умер, среди его вещей мальчик нашел старую карту, на которой было отмечено местоположение сокровищ печально известного капитана Флинта. Дальше история переносит нас на борт судна «Испаньола», затем на берега далекого острова, где разворачивается полная приключений история поисков клада, на фоне чего перед нами лучше раскрываются характеры главных персонажей – смелых, отважных, знающих цену своему слову, может быть, порой излишне романтичных, но это было вполне в духе популярных сюжетов описываемой эпохи. Особо хорошо прописано развитие Джима, для которого «Остров сокровищ» стал летописью взросления: переживший беды и смерть близких мальчик учится смотреть в лицо опасности и не дает погаснуть в своей душе самым благородным позывам; именно этому парню суждено было стать примером для подражания для многих читателей юного возраста, зачитывавшихся этой книгой. Теперь у них есть возможность ещё и увидеть, как всё это могло бы выглядеть на самом деле, рисунок в данной адаптации получился качественным, в нём чувствуется дух и настроение времени, можно сказать, это достойный пример европейских BD.

Сам комикс уместился на пятидесяти страницах, далее следует т.н. «досье» за авторством Николь Габе: здесь представлена подробная биография Стивенсона (оказывается, он был тем ещё бунтарём против общепринятых стандартов), представлены другие его знаменитые произведения вроде «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», а также дается историческая справка о тех годах, когда жил и творил писатель, анализируется политический и экономический уклад Европы, повлиявший на рост числа бороздивших моря корсаров, продемонстрирован общественный строй. Всё этого дополнено цветными иллюстрациями. Комикс легко доказывает, что пираты «живы» не одним Джеком Воробьем, и что такие «личности», как Долговязый Сильвер и Флинт дали бы фору герою Джонни Деппа. Но это уже другая история. А история «Острова Сокровищ» - вот она, под твёрдой обложкой альбомного формата с синим «серийным» корешком, на отличной бумаге с качественной полиграфией, с классными иллюстрациями. После прочтения снова, как в двенадцать лет, хочется оказаться на качающейся палубе корабля («взрослая», логичная часть меня уверяет, что это приведет только к жесткому укачиванию, но детские мечты всё же сильнее), слушать скрип палубы и подставлять лицо соленым брызгам океанских волн. Бесценное ощущение.

Читать полностью

Уникальное литературное сокровище

Аннотация к этой книге завлекает родителей предложением купить книгу, которую младшим школьникам необходимо изучать по школьной программе. Давно замечено, что включение какого-либо произведения в школьную программу - это верный способ отвратить от нее юных читателей, которые ненавидят обязаловку. Однако конкретно в данном случае эффект отвращения вряд ли возникнет: "Остров сокровищ" читают все дети независимо от того, заставляют их читать эту книгу или, наоборот, запрещают. "Остров сокровищ" - это, так сказать, классика в квадрате. Есть много замечательных книг, величие которых признают, но читают не слишком часто. А есть другие книги, которые читают постоянно и к которым даже в наши дни пишут продолжения. Лично я встречал не менее 5-ти книг современных авторов, которые пытались продолжить (приквелом или сиквелом) историю, рассказанную великим Стивенсоном. Аналогичные продолжения пишут только к книгам Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Породить шлейф книг-продолжений - это высшее достижение, какое только возможно в литературе.

Читать полностью

Лучшие статьи по теме