Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Кто написал жюля верна. Гениальный французский писатель – Жюль Верн

Кто написал жюля верна. Гениальный французский писатель – Жюль Верн

Сын писателя занимался кинематографом и экранизировал несколько произведений своего отца:

  • «Двадцать тысяч льё под водой » (1916);
  • «Судьба Жана Морена » (1916);
  • «Чёрная Индия » (1917);
  • «Южная звезда » (1918);
  • «Пятьсот миллионов бегумы » (1919).

Внук - Жан-Жюль Верн (1892-1980), автор монографии о жизни и творчестве своего деда, над которой он работал около 40 лет (опубликована во Франции в 1973 году, русский перевод осуществлён в 1978 году в издательстве «Прогресс»). Правнук - Жан Верн (р. 1962), известный оперный тенор. Именно он нашёл рукопись романа «Париж в XX веке », которая долгие годы считалась семейным мифом .

Учёба и творчество

Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже , но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 году пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма . В 1852-1854 годах Верн работал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии , либретто , рассказы .

Цикл «Необыкновенные путешествия»

  • «Пять недель на воздушном шаре » (русский перевод - изд. М. А. Головачёва, 1864, 306 с.; под названием «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн »).

Успех романа вдохновил писателя. Он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но, тем не менее, тщательно продуманных научных «чудес», рождённых его воображением. Цикл продолжили романы:

  • «Путешествие к центру Земли » (),
  • «Путешествие и приключения капитана Гаттераса » (),
  • «С Земли на Луну » (),
  • «Дети капитана Гранта » (),
  • «Вокруг Луны » (),
  • «Двадцать тысяч льё под водой » (),
  • «Вокруг света за 80 дней » (),
  • «Таинственный остров » (),
  • «Михаил Строгов » (),
  • «Пятнадцатилетний капитан » (),
  • «Робур-Завоеватель » ()
и многие другие .

Творческое наследие Жюля Верна включает:

  • 66 романов (в том числе неоконченные и опубликованные лишь в конце XX века);
  • более 20 повестей и рассказов;
  • более 30 пьес;
  • несколько документальных и научных работ.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли человека. Сочувственно описывает он и борьбу народов за национальное освобождение.

В романах писателя читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но также яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант , капитан Немо ), симпатичных чудаковатых учёных (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель , астроном Пальмирен Розет ).

Позднее творчество

В его поздних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях:

  • «Флаг родины» (),
  • «Властелин мира» (),
  • «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» ( ; роман окончен сыном писателя Мишелем Верном).

Вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги никогда не пользовались таким огромным успехом, как его предыдущие произведения.

После смерти писателя осталось большое количество неопубликованных рукописей, которые продолжают выходить в свет и поныне. Так, роман Париж в XX веке 1863 года был опубликован лишь в 1994.

Писатель-путешественник

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 году он совершил путешествие в Англию и Шотландию . В 1861 побывал в Скандинавии .

В 1867 году Верн совершил трансатлантический круиз на пароходе «Грейт-Истерн» в Соединённые Штаты , побывал в Нью-Йорке , на Ниагарском водопаде .

В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю , посетив Лиссабон , Танжер , Гибралтар и Алжир . В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии . В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах , Германии и Дании . Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга , однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире , на Мальте , в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» - «Плавающий город» (), «Чёрная Индия» (), «Зелёный луч» (), «Лотерейный билет № 9672 » () и других.

Последние 20 лет жизни

9 марта 1886 года Жюля Верна тяжело ранил в лодыжку , выстрелив из револьвера , психически больной племянник Гастон Верн (сын Поля). О путешествиях пришлось забыть навсегда.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но всё так же продолжал надиктовывать книги.

  • «Таинственный остров» (1902, 1921, 1929, 1941, 1951, 1961, 1963, 1973, 1975, 2001, 2005, 2012 и др).
  • Злоключения китайца в Китае ()
  • Таинственный остров капитана Немо (1973), под таким названием шёл в советском прокате
  • «20 000 льё под водой» (1905, 1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997 (II), 2007 и др).
  • «Дети капитана Гранта» (1901, 1913, 1962, 1996; 1936 CCCP, 1985 и др),
  • «С Земли на Луну» (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986),
  • «Путешествие к центру Земли» (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008 и др),
  • «Вокруг света за 80 дней» (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004),
  • «Пятнадцатилетний капитан» (1971; 1945, 1986 СССР),
  • «Михаил Строгов» (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999).
  • Вольфганг Хольбайн написал продолжение историй о Наутилусе, создав серию книг «Дети капитана Немо» ().
  • В 60-х годах XIX века в Российской империи было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли », в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к священному писанию и духовенству .
  • В честь писателя назван 16-й выпуск операционной системы Fedora под кодовым именем Verne.
  • В одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался: «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».
  • Прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар .
  • Жюль Верн мог находиться за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырём книжным страницам.
  • На написание романа «Вокруг света в восемьдесят дней» писателя вдохновила журнальная статья, доказывающая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Верн также подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе».
  • Американский газетный магнат Гордон Беннетт просил Верна написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки. Просьба была исполнена, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году », в Америке так и не вышел.
  • В 1863 году Жюль Верн написал книгу «Париж в XX веке», в которой подробно описал автомобиль, факс и электрический стул. Издатель вернул ему рукопись, обозвав идиотом.
  • Жюль Верн был пятым после Х. К. Андерсена , Д. Лондона , братьев Гримм и Ш. Перро по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 514 изданий составил 50 943 тыс. экземпляров .

См. также

Напишите отзыв о статье "Верн, Жюль"

Примечания

  1. Газета «Книжное обозрение», № 3, 2012
  2. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Schmadel, Lutz D. . - Fifth Revised and Enlarged Edition. - B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. - P. 449. - ISBN 3-540-00238-3 .
  4. - в документе надо выполнить поиск Циркуляра № 24765 (M.P.C. 24765)
  5. Euro-Coins.News. . Проверено 17 июля 2012. .
  6. Euro-Coins.News. . Проверено 17 июля 2012. .
  7. Дмитрий Злотницкий // Мир фантастики . - 2011. - № 11 . - С. 106-110 .
  8. Леонид Каганов . «»
  9. Генрих Альтов «Судьба предвидений Жюля Верна» // Мир приключений . - 1963.
  10. Вл. Гаков // Если . - 2007. - № 9 .
  11. Грекулов Е. Ф. Глава VIII. Гонения на просвещение и науку / . - Академия наук СССР . Научно-популярная серия. - М.: Наука , 1964.
  12. Книгоиздание СССР. Цифры и факты. 1917-1987 / Е. Л. Немировский , М. Л. Платова. - М .: Книга, 1987. - С. 311. - 320 с. - 3000 экз.

Ссылки

  • .
  • на YouTube
  • .
  • в библиотеке Максима Мошкова .
  • (англ.) .
  • (англ.) .
  • (фр.) .
  • (фр.) .
  • (нем.) .
  • .

Отрывок, характеризующий Верн, Жюль

– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.
Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.

Говорят, что писатели описывают в своих книгах тот опыт, который мечтают пережить в реальной жизни. Их действительность устраивает их ровно на столько, чтобы не сойти с ума от однообразия. Но мятежный дух не дает им покоя, а решимости для собственных приключений не хватает, поэтому они выплескивают всю нерастраченную энергию на бумагу.

Такой и была жизнь французского писателя Жюля Габриэля Верна, автора замечательных приключенческих книг. Сам он почти нигде не бывал до зрелого возраста, зато его персонажи не раз покоряли далекие земли и морские глубины.

Детство и будни Жюля Верна

Родился выдающийся писатель в 1828 году. Его родина – французский городок Нант. Мать мальчика была домохозяйкой, ее шотландские корни наложили отпечаток на быт семьи. Отец молодого Верна работал юристом. Семья имела средний достаток. Жюль был первенцем, после него у родителей были еще дети.

В роду родителей Верна было много путешественников. Да и первая учительница в пансионате рассказывала ученикам о поездках и приключениях своего мужа.

С 1836 года Жюль Верн учился в религиозной семинарии. Там он виртуозно овладел латынью. Хотя излишней набожностью не отличался.

Приключения окружали Жюля с детства. Его дядя совершил кругосветное плавание. Да и сам мальчик однажды пытался уплыть на корабле, но отец разыскал его, предотвратив романтическое бегство в океан.

В 1842 году Верн получил степень бакалавра. Тогда же он продолжил писать свой роман «Священник в 1839». Первая книга фантаста описывала трудности жизни молодых семинаристов.

В 19 лет Жюль пытался подражать Гюго. Он также писал стихи. Еще на этот период приходятся две личные трагедии писателя. Его возлюбленную кузину Каролину выдали замуж за сорокалетнего Эмиля Дезюнэ. Следующая любовь писателя также потерпела крах. Его возлюбленная Роза Гроссетьер также была насильно выдана замуж за местного землевладельца.

Тонкой нитью брак против воли проходит в таких работах Верна, как «Мастер Захариус», «Плавающий город» и других произведениях.

Отец начинающего писателя, пожелал, чтобы сын получил юридическое образование в столице. Там Жюль быстро попал в лучшие литературные салоны, воспользовавшись родственными связями и протекцией друзей.

Этап жизни его учебы на адвоката пришелся на тот период, когда революция вершилась на парижских улицах. Но значимый день взятия Бастилии прошел на удивление мирно, и Жюль в письме уверил родных, что обстановка в столице не так плоха, как о ней говорят.

В армию Верна не забрала из-за болезни живота и паралича лицевого нерва. Данное обстоятельство только порадовало писателя, ведь он был не очень высокого мнения о военных.

В 1851 году Верн получил право вести любую адвокатскую практику. Но он этим правом не воспользовался.

Жюль Верн: творческий путь

Оставшись в Париже, Верн познакомился с Дюма. «Сломанные соломинки» Жюль Верн создал с сыном Дюма, известным тогда литератором. Пьесу показали широкой публике в Историческом театре.

Отец писателя не раз взывал к нему в письмах, чтобы тот бросил свое малодоходное ремесло, и перенял его адвокатскую практику. Но Жюль был непреклонен, он хорошо понимал, кем он хотел стать, в конечном счете.

Так он устроился работать секретарем в журнал, чтобы начать продвигать там свои публикации. Но после гибели его некоторых друзей, Жюль Верн был вынужден оставить этот пост. Ведь обстоятельства его жизни сильно изменились.

Личная жизнь писателя

Верн оставался холостяком до 1856 года. Однажды на свадьбе у друга он встретил молодую вдову Онорину де Виан-Морель. Ее двое детей не смутили Верна, и он принял решение жениться.

Роман «Лотерейный билет № 9672» родился после второй поездки писателя в Данию. Пока Жюль отсутствовал, его жена родила сына Мишеля.

В дальнейшем сын писателя стал режиссером и снял фильм по мотивам романа отца «Двадцать тысяч лье под водой», который был написан им в 1916 году.

После 1865 года Жюль Верн оставил оседлый образ жизни, купил яхту, и стал совершать на ней собственные небольшие путешествия. Его пристань находилась в курортном городе Ле-Кротуа.

Жюль Верн: последние годы

В 1886 году с известным писателем произошла трагедия. В него стрелял его племянник Гастон Верн. У юноши было психическое расстройство, после инцидента его поместили в лечебницу. Сам Верн получил ранение в лодыжку. С тех пор, о морских путешествиях ему пришлось забыть.

С 1888 писатель занимался политической деятельностью. Затем он стал кавалером ордена Почетного легиона. В последние годы жизни фантаст много болел. Страдал от катаракты и сахарного диабета. Он заканчивал старые произведения, избегая начинать новые повести и романы. Лишь однажды он сделал исключение, и начал писать на языке эсперанто. Но закончить работу так и не смог. Жюль Верн скончался в 1905 году в своем доме. Пять тысяч человек присутствовали на его похоронах.

Творческое наследие, которое оставил после себя автор, исчислялось тысячами тетрадей с пометками и записями. В честь Жюля Верна в дальнейшем были названы следующие вещи и объекты:

  • Астероид;
  • Космический корабль;
  • Кратер небольшого размера на Луне;
  • Ресторан в Париже на самой Эйфелевой башне;
  • Улица в Казахстане;
  • Музей;
  • Монеты;
  • Почтовый блок;
  • Приз для яхтсменов.

По всему миру были установлены памятники, которые увековечивают труд фантаста в камне и металле. Многие современники считают Верна провидцем, который увидел в свой период жизни те технические новинки, воплощение которых стало возможным только сегодня.

На сегодняшний день, слава писателя все также сильна, как и много лет назад. Дети и взрослые зачитываются его романами с огромным интересом. Ведь они, как прежде, актуальны, увлекательны и невероятны, а также являются классикой мировой литературы, для которой не существует государственных границ и ограничений.

Жюль Верн - писатель и географ, признанный классик приключенческой литературы, основатель научно-фантастического жанра. Жил и работал в 19 веке. Согласно статистике ЮНЕСКО, произведения Верна занимают второе место в мире по количеству переводов. Жизнь и творчество этого удивительного человека мы и рассмотрим.

Жюль Верн: биография. Детство

Родился писатель в небольшом французском городке Нанте 8 февраля 1828 года. Отец его владел юридической контрой и был очень известен среди горожан. Мать, шотландка по происхождению, любила искусство и даже какое-то время преподавала литературу в местной школе. Считается, что именно она привила сыну любовь к книгам и направила его на писательский путь. Хотя отец видел в нем только продолжателя своего дела.

С детства Жюль Верн, биография которого представлена здесь, находился меж двух огней, воспитываемый столь непохожими людьми. Неудивительно, что он сомневался, какой путь выбрать. В школьные годы много читал, книги ему подбирала мать. Но повзрослев, решил пойти в юристы, для чего отправился в Париж.

Уже будучи взрослым, он напишет небольшой автобиографический очерк, в котором расскажет о своем детстве, стремлении отца обучить его азам юридического дела и попытках матери вырастить его человеком искусства. К сожалению, рукопись не сохранилась, прочли ее только самые близкие.

Образование

Итак, по достижении совершеннолетия Верн отправляется в Париж, чтобы учиться. В это время давление со стороны семьи было настолько сильным, что будущий писатель буквально сбегает из дома. Но и в столице он не обретает долгожданного покоя. Отец решает и дальше направлять сына, поэтому тайно пытается помочь ему поступить на юридический факультет. Верн узнает об этом, специально проваливает экзамены и пытается поступить в другой университет. Так продолжается до тех пор, пока в Париже не остается всего лишь один факультет юриспруденции, куда юноша еще не пытался поступить.

Верн с блеском прошел экзамены и проучился первые полгода, когда узнал о том, что один из преподавателей давно знает его отца и является его другом. За этим последовала крупная семейная ссора, после которой юноша долгое время не общался с отцом. Тем не менее в 1849 году стал выпускником юридического факультета Жюль Верн. Квалификация по окончании обучения - лиценциат права. Однако он не торопится возвращаться домой и решает остаться в Париже. К этому времени Верн уже начинает сотрудничать с театром и знакомится с такими мэтрами, как Виктор Гюго и Александр Дюма. Отцу он прямо сообщает о том, что не станет продолжателем его дела.

Театральная деятельность

Последующие несколько лет испытывает страшную нужду Жюль Верн. Биография даже свидетельствует о том, что полгода своей жизни писатель провел на улице, так как платить за комнату было нечем. Но это не подвигло его вернуться на путь, выбранный отцом, и стать юристом. В эти тяжелые времена и родилось первое произведение Верна.

Один из друзей по университету, видя его бедственное положение, решает устроить товарищу встречу с главной Исторического парижского театра. Потенциальный работодатель изучает рукопись и понимает, что перед ним невероятно талантливый писатель. Так в 1850 году на сцене впервые появляется постановка пьесы Верна «Сломанные соломинки». Она приносит писателю первую известность, и появляются доброжелатели, готовые финансировать его работу.

Сотрудничество с театром продолжается до 1854 года. Этот период биографы Верна называют начальным в карьере писателя. В это время формируются основные стилистические особенности его текстов. За годы театральной работы писатель выпускает несколько комедий, рассказов и либретто. Многие из его произведений продолжали ставиться еще долгие годы.

Литературный успех

Очень много полезных навыков вынес из сотрудничества с театром Жюль Верн. Книги следующего периода сильно отличаются своей тематикой. Теперь писателя охватила жажда приключений, он хотел описать то, что не смог еще ни один автор. Так появляется на свет первый цикл, получивший название «Необыкновенные путешествия».

В 1863 году печатается первое произведение цикла «Пять недель на воздушном шаре». Читатели высоко его оценили. Причиной успеха было то, что Верн дополнил романтическую линию приключенческими и фантастическими деталями - для того времени это было неожиданным новшеством. Осознав свой успех, продолжил писать в том же стиле Жюль Верн. Книги выходят одна за другой.

«Необычайные путешествия» принесли писателю известность и славу сначала на родине, а потом и в мире. Его романы были настолько многогранны, что каждый мог найти для себя нечто интересное. Литературная критика видела в Жюле Верне не просто основателя фантастического жанра, но и человека, верящего в научно-технический прогресс и силу разума.

Путешествия

Путешествия Жюля Верна были не только на бумаге. Больше всего писатель любил морские странствия. У него даже было три яхты, носивших одно и то же название - «Сен-Мишель». В 1859 году Верн побывал в Шотландии и Англии, а в 1861 - в Скандинавии. Через 6 лет после этого отправился в трансатлантический круиз на известном в то время пароходе «Грейт-Истерн» в США, увидел Ниагарский водопад, посетил Нью-Йорк.

В 1878 году писатель на своей уже яхте путешествует по Средиземному морю. В этой поездке он побывал в Лиссабоне, Гибралтаре, Танжере и Алжире. Позднее он также самостоятельно снова плавал в Англию и Шотландию.

Путешествия Жюля Верна приобретают все более масштабный характер. И в 1881 он отправляется в большое плаванье в Германию, Данию и Нидерланды. В планах также было посещение Санкт-Петербурга, но этой задумке помешал шторм. Последняя экспедиция писателя состоялась в 1884 году. Тогда он побывал на Мальте, в Алжире и Италии, а также в ряде других стран Средиземноморья. Эти путешествия легли в основу многих романов Верна.

Причиной прекращения путешествий стал несчастный случай. В марте 1886 года на Верна напал и тяжело ранил психически нездоровый племянник Гастон Верн.

Личная жизнь

В юности писатель несколько раз был влюблен. Но все девушки, несмотря на знаки внимания со стороны Верна, выходили замуж. Это так его расстроило, что он основал кружок под названием «Обеды одиннадцати холостяков», куда входили его знакомые музыканты, литераторы и художники.

Женой Верна стала Онорина де Виан, происходившая из весьма состоятельной семьи. Писатель познакомился с ней в небольшом городе Амьене. Сюда Верн приехал на празднование свадьбы двоюродного брата. Через полгода писатель попросил руки возлюбленной.

Семья Жюля Верна жила счастливо. Супруги любили друг друга и ни в чем не нуждались. В браке родился сын, которого назвали Мишелем. При родах отец семейства не присутствовал, так как в это время был в Скандинавии. Повзрослев, сын Верна серьезно занялся кинематографией.

Произведения

Произведения Жюля Верна были не только бестселлерами своего времени, они остаются востребованы и любимы многими и сегодня. Всего автор написал более 30 пьес, 20 повестей и рассказов и 66 романов, среди которых есть недописанные и изданные лишь в 20 веке. Причиной того, что интерес к творчеству Верна не утихает, является способность писателя не только создавать яркие сюжетные линии и описывать удивительные приключения, но и изображать интересных и живых персонажей. Его герои притягательны не менее событий, которые с ними происходят.

Перечислим самые известные произведения Жюля Верна:

  • «Путешествие к центру Земли».
  • «С Земли на Луну».
  • «Властелин мира».
  • «Вокруг Луны».
  • «Вокруг света за 80 дней».
  • «Михаил Строгов».
  • «Флаг родины».
  • «15-летний капитан».
  • «20 000 лье под водой» и пр.

Но в своих романах Верн не только говорит о величии науки, но и предостерегает: знание можно использовать и в преступных целях. Такое отношение к прогрессу свойственно поздним работам писателя.

«Дети капитана Гранта»

Роман публиковался частями с 1865 по 1867 г. Он стал первой частью известной трилогии, которую продолжили «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров». Произведение имеет трехчастную форму и делится в зависимости от того, кто выступает главным героем повествования. Основная цель путешественников - найти капитана Гранта. Ради этого им приходится побывать в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

«Дети капитана Гранта» признаны одним из лучших романов Верна. Это прекрасный образец не только приключенческой, но и юношеской литературы, поэтому прочесть его будет легко даже школьнику.

«Таинственный остров»

Это роман-робинзонада, который был издан в 1874 году. Является завершающей частью трилогии. Действия произведения разворачиваются на придуманном острове, где решил обосноваться капитан Немо, приплывший туда на созданной им подводной лодке «Наутилус». Случайно на этот же остров попадают пятеро героев, бежавших из плена на воздушном шаре. Они начинают осваивать пустынные земли, в чем им помогают научные знания. Однако вскоре выясняется, что остров не так уж необитаем.

Предсказания

Жюль Верн (биография не подтверждает того, что он всерьез занимался наукой) предсказал в своих романах немало открытий и изобретений. Перечислим самые интересные из них:

  • Телевидение.
  • Космические полеты, в том числе и межпланетные. Также писатель предсказал ряд моментов освоения космоса, например использование алюминия при строительстве вагона-снаряда.
  • Акваланги.
  • Электрический стул.
  • Самолет, в том числе и с перевернутым вектором тяги, и вертолет.
  • Постройка Трансмонгольской и Транссибирской магистралей.

Но случались у писателя и несбывшиеся предположения. Например, так и не был обнаружен подземный пролив, расположенный под Суэцким каналом. Также стал невозможен полет в пушечном снаряде на Луну. Хотя именно из-за этой ошибки Циолковский решил заняться изучением космических полетов.

Для своего времени Жюль Верн был удивительным человеком, который не боялся заглядывать в будущее и мечтать о научных открытиях, которые даже ученые предположить не могли.

Кто не знает популярного французского писателя, одного из основателей научной фантастики Жюля Верна. Автор писал как для подростков так и для взрослых, в своих произведениях ему удалось запечатлеть предприимчивый дух ХІХ столетия, очарование людей того поколения, научные изобретения и достижения технической революции.

Книги Жюля Верна в большей мере отличаются формой написания в виде заметок, что позволяет еще больше проникнуться мыслями героев. Некоторые из идей автора оказались пророческими.


Особенности творчества Жюля Верна

Жюль Верн был одним из первых, кто решился затронуть проблему нравственной стороны научных открытий, что несколько десятков лет после повлекло за собой множество дискуссий и обсуждений: быть или не быть человечеству на одной планете со смертельными техногенными монстрами вроде атомной или водородной бомбы.

Популярность к автору пришла моментально, все его романы нравились публике. Большинство российских писателей, таких как Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Тургенев писали положительные отзывы на произведения и не переставали удивляться виртуозности фантазии Верна . Дмитрий Менделеев был тоже поклонником автора и называл его «научным гением».

Лучшие книги Жюля Верна онлайн:

Со временем наука ушла далеко вперед, опередив героев из книг Жюля Верна. Хотя, что здесь удивительного. Но это лишь очередной раз подтверждает, что Жюль Верн смог воплотить свою давнюю единственную мечту: объединить науку и искусство.


Краткая биография Жюля Верна

Родился будущий писателья в 1828 в городе Нант. Вырос в семье адвокатов, так что с самого детства был погружен в юридическую среду, что повлияло на дальнейшую его жизнь. После окончания школы отправился в Париж изучать юридические законы. В это же время Жюль Верн начинает интересоваться литературой.

Он часто писал комедии, рассказы. В 1850 году его пьеса была в первый раз поставлена в театре, а в 1863 опубликовали первый роман из серии «Необыкновенных путешествий». С того время Жюль Верн перепробовал много занятий, но никогда не переставал писать.

Первая книга принесла автору большой успех. Мотивируясь положительной критикой, писатель решил продолжить писать приключенческие романы с чудесами науки. Верн исколесил США, Средиземноморье и всю Европу. К его творческим достижениям можно отнести 66 романов, множество пьес и повестей.

В 1886 году во время перестрелки с психически нездоровым племянником Жюль Верн был тяжело ранен в ногу. После чего пришлось отказаться от путешествий. В 1892 году писателю было присвоено звание кавалера ордена Почетного легиона. Перед смертью писатель ослеп, и ему приходилось надиктовывать последние главы своих книг. Умер Жюль Верн от сахарного диабета в 1905 году.

Создатель классического приключенческого романа. Писатель, чьи произведения не имеют возраста – и спустя сто лет будут читаться с таким же наслаждением, как и сто лет назад.

Взгляните – и даже сейчас вы увидите на кино! и телеэкранах десятки экранизаций романов Жюля Верна.

«Двадцать тысяч лье под водой». История профессора Пьера Аронакса и его друзей, волей случая оказавшихся на подводном корабле таинственного капитана Немо…

Герои путешествуют по трем океанам, разыскивая потерпевшего кораблекрушение шотландского патриота – капитана Гранта. В произведении широко развернуты картины природы и жизни людей в различных частях света.

Художник: П. Луганский

В «Вокруг света в 80 дней» Верн описывает невозмутимого англичанина и его расторопного слугу, которые на спор спешат как можно скорее обогнуть земной шар, испытывая массу приключений. В отличие от многих других вымышленных путешествий в книгах Верна, совершавшихся на фантастических, ещё не изобретённых средствах транспорта, здесь герои использовали уже существовавшие средства.

Перед Вами книга «Капитан Немо» – знаменитая трилогия приключенческих романов талантливейшего фантазера и рассказчика Жюля Верна. Эти захватывающие романы, которые любят дети и взрослые во всем мире, объединены общими персонажами, главный из которых – незаурядный изобретатель и борец за справедливость капитан Немо.

«Двадцать тысяч лье под водой» – один из самых знаменитых романов Жюля Верна, повествующий о кругосветном путешествии неизведанными морскими глубинами с бесстрашной командой капитана Немо.

«Таинственный остров» – роман-робинзонада о пяти американцах, которые волей случая оказываются на необитаемом острове, и со временем понимают, что там происходит нечто мистическое и необъяснимое.

«Дети капитана Гранта» – роман о захватывающих и опасных приключениях Мэри и Роберта, отправившихся на поиски своего отца, капитана Гранта, чье судно потерпело кораблекрушение где-то в южном полушарии.

Знаменитый ученый случайно обнаруживает в образцах лавы из северного вулкана останки животных, исчезнувших с Земли сотни тысяч лет назад. Неужели под земной корой все эти бесчисленные века скрывается от людей доисторический мир гигантских динозавров и птеродактилей, ихтиозавров и других монстров, которых официальная наука считает давно погибшими?!

Экспедиция к центру Земли начинается.

И даже сами ее отважные участники еще не знают, сколько увлекательных и смертельно опасных приключений им предстоит пережить в "затерянном мире", куда никогда не ступала нога человека...

Во времена гражданской войны в США пятеро смельчаков-северян спасаются от плена на воздушном шаре. Страшная буря выбрасывает их на берег необитаемого острова. Отвага и таланты новых поселенцев острова помогают им обустроить свою жизнь, не испытывая нуждыни в еде, ни в одежде, ни в тепле и уюте. Мирное пребывание «робинзонов» на острове нарушает угроза нападения пиратов, но какая-то таинственная сила помогает им в самых сложных ситуациях.

В книге присутствуют 129 иллюстраций.

Большую научно-популярную работу "История великих путешествий и великих путешественников" Жюль Верн писал на протяжении 16 лет. В ней ярко и занимательно описаны наиболее значительные путешествия, открытия, события постепенно изменявшие представление человека о географии мира, стиравшие белые пятна на картах, сулившие богатства и становившиеся причинами войн. Автор охватил период от глубокой древности до 40-х годов XIX века. В работе большую помощь ему оказал географ, переводчик и библиотекарь Габриэль Марсель. Первый том "Истории", озаглавленный "Открытие Земли", рассказывает о периоде с древних времен и до конца XVII века, в том числе о эпохе Великих географических открытий. За основу перевода в данной книге взят "канонический" перевод Е. Брандиса, впервые опубликованный в 50-х гг. XX века. Он был заново сверен с оригиналом, в тексте исправлены неточности и восстановлены обширные купюры. Перевод пропущенных отрывков - А. Москвина. Также им заново был составлен список дополнительной литературы.

Имя: Жюль Верн (Jules Verne)

Возраст: 77 лет

Рост: 165

Деятельность: географ и писатель, классик приключенческой литературы

Семейное положение: был женат

Жюль Верн: биография

Статистика ЮНЕСКО утверждает, что книги классика приключенческого жанра, французского писателя и географа Жюля Габриэля Верна на втором месте по количеству переводов после сочинений «бабушки детектива» .

Жюль Верн родился в 1828 году в городе Нант, расположившемся в устье Луары и в полусотне километров от Атлантического океана.


Жюль Габриэль – первенец в семействе Вернов. Через год после его рождения в семье появился второй сын Поль, а спустя 6 лет с разницей в 2-3 года родились сестры Анна, Матильда и Мари. Глава семейства – адвокат во втором поколении Пьер Верн. Предки мамы Жюля Верна – кельты и шотландцы, переселившиеся во Францию в XVIII веке.

В детские годы определился круг увлечений Жюля Верна: мальчик запоем читал художественную литературу, отдавая предпочтение приключенческим повестям и романам, и знал все о кораблях, яхтах и плотах. Увлечение Жюля разделял младший брат Поль. Любовь к морю мальчикам привил дед-судовладелец.


В 9 лет Жюля Верна отправили в закрытый лицей. После окончания пансиона глава семейства настоял на поступлении старшего сына в юридический вуз. Парню не нравилась юриспруденция, но он уступил отцу и сдал экзамены в Парижский институт. Юношеская любовь к литературе и новое увлечение – театр – здорово отвлекали начинающего юриста от лекций по праву. Жюль Верн пропадал в театральном закулисье, не пропускал ни одной премьеры и начал писать пьесы и либретто для опер.

Отец, оплачивавший учебу сына, рассердился и перестал финансировать Жюля. Молодой писатель очутился на грани нищеты. Поддержал начинающего коллегу . На сцене своего театра он поставил спектакль по пьесе 22-летнего коллеги «Сломанные соломинки».


Чтобы выжить, молодой литератор трудился секретарем в издательстве и репетиторствовал.

Литература

Новая страница в творческой биографии Жюля Верна появилась в 1851 году: 23-летний литератор написал и опубликовал в журнале первый рассказ «Драма в Мексике». Начинание оказалось успешным, и окрыленный писатель в том же ключе создал десяток новых приключенческих рассказов, герои которых попадают в круговорот удивительных событий в разных уголках планеты.


С 1852 по 1854 годы Жюль Верн работал в «Лирическом театре» Дюма, затем устроился биржевым маклером, но писать не прекращал. От написания коротких рассказов, комедий и либретто он перешел к созданию романов.

Успех пришел в начале 1860-х: Жюль Верн задумал написание цикла романов, объединенных названием «Необыкновенные путешествия». Первый роман «Пять недель на воздушном шаре» появился в 1863 году. Произведение опубликовал издатель Пьер-Жюль Этцель в своем «Журнале для образования и отдыха». В том же году роман перевели на английский.


В России переведенный из французского языка роман вышел в 1864 году под названием «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».

Спустя год появился второй роман цикла, названный «Путешествие к центру земли», рассказывающий о профессоре минералогии, нашедшем старинный манускрипт исландского алхимика. В зашифрованном документе рассказано, как попасть в земное ядро через ход в вулкане. Научно-фантастическая фабула произведения Жюля Верна основана на не полностью отвергнутой в 19 веке гипотезе, что земля – полая.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "С Земли на Луну"

В первом романе рассказывается об экспедиции на Северный полюс. В годы написания романа полюс не был открыт и писатель представлял его действующим вулканом, расположившимся в центре моря. Во втором произведении говорится о первом «Лунном» путешествии человека и сделан ряд сбывшихся предсказаний. Литератор-фантаст описывает аппараты, позволявшие его героям дышать в космосе. Принцип их действия тот же, что и в современных аппаратах: очистка воздуха.

Еще два предсказания, воплотившихся в жизнь – использование алюминия в аэрокосмической сфере и место прототипа космодрома («Пушечного клуба»). По замыслу писателя вагон-снаряд, с которого отправились на Луну герои, расположен во Флориде.


В 1867 году Жюль Верн подарил поклонникам роман «Дети капитана Гранта», экранизированный в Советском Союзе дважды. Первый раз в 1936 году режиссером Владимиром Вайнштоком, второй – в 1986 году .

«Дети капитана Гранта» – первая часть трилогии. Через 3 года опубликован роман «Двадцать тысяч лье под водой» и в 1874 году – «Таинственный остров», роман-робинзонада. В первом произведении рассказана история капитана Немо, погрузившегося в водные пучины на субмарине «Наутилус». Идею романа Жюлю Верну подсказала писательница , поклонница его творчества. Роман лег в основу восьми фильмов, один из них – «Капитан Немо» – снят в СССР.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "Дети капитана Гранта"

В 1869 году, перед написанием двух частей трилогии, Жюль Верн издал продолжение научно-фантастического романа «С Земли на Луну» – «Вокруг Луны», герои которого - все те же два американца и француз.

Приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн презентовал в 1872-м. Его герои, британец-аристократ Фогг и предприимчивый и смекалистый слуга Паспарту, так понравились читателям, что история о путешествии героев трижды экранизирована и по ней снято пять мульт-сериалов в Австралии, Польше, Испании и Японии. В Советском Союзе известен мультфильм производства Австралии режиссера Лэйфа Грэма, премьера которого состоялась в период школьных зимних каникул в 1981 году.

В 1878-м Жюль Верн презентовал историю «Пятнадцатилетний капитан» о младшем матросе Дике Сэнде, вынужденно принявшем командование китобойным судном «Пилигрим», команда которого погибла в схватке с китом.

В Советском Союзе по роману сняли два фильма: в 1945 году появилась черно-белая картина режиссера Василия Журавлева «Пятнадцатилетний капитан» и в 1986 году «Капитан «Пилигрима»» Андрея Праченко, в котором снялись , и .


В поздних романах Жюля Верна поклонники творчества увидели подспудный страх писателя перед стремительным прогрессом науки и предостережение от использования открытий в негуманных целях. Это роман 1869 года «Флаг родины» и два романа, написанных в начале 1900-ых: «Властелин мира» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Последнее произведение дописал сын Жюля Верна – Мишель Верн.

Поздние романы французского литератора менее известны, чем ранние и написанные в 60-70-х. Жюль Верн вдохновлялся на произведения не в тиши кабинета, а в путешествиях. На яхте «Сен-Мишель» (так назывались три судна романиста) он плавал по Средиземному морю, побывал в Лиссабоне, Англии и Скандинавии. На пароходе «Грейт-Истерн» совершил трансатлантический круиз в Америку.


В 1884 году Жюль Верн побывал в странах Средиземноморья. Это путешествие – последнее в жизни французского литератора.

Романист написал 66 романов, больше 20 повестей и 30 пьес. После его смерти родственники, разбирая архивы, нашли множество рукописей, которые Жюль Верн планировал использовать в написании будущих произведений. Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели в 1994 году.

Личная жизнь

Свою будущую супругу – Онорину де Виан – Жюль Верн встретил весной 1856 года в Амьене на свадьбе друга. Вспыхнувшему чувству не стали помехой двое детей Онорины от прежнего брака (первый муж де Виан умер).


В январе следующего года влюбленные поженились. Онорина с детьми перебралась в Париж, где обосновался и работал Жюль Верн. Спустя 4 года у пары родился сын Мишель. Мальчик появился, когда отец на «Сен-Мишеле» путешествовал по Средиземному морю.


Мишель Жан Пьер Верн в 1912 году создал кинокомпанию, на базе которой экранизировал пять романов отца.

Внук романиста – Жан-Жюль Верн – в 1970-х опубликовал монографию о знаменитом деде, которую писал 40 лет. В Советском Союзе она появилась в 1978 году.

Смерть

Двадцать последних лет жизни Жюль Верн жил в Амьенском доме, где диктовал романы родным. Весной 1886 года писателя ранил в ногу психически больной племянник – сын Поля Верна. О путешествиях пришлось забыть. К ранению подключился сахарный диабет и в последние два года – слепота.


Жюль Верн умер в марте 1905 года. В архиве любимого миллионами прозаика осталось 20 тысяч тетрадей, в которых он записывал сведения из всех отраслей науки.

На могиле романиста установили памятник, на котором написано: «К бессмертию и вечной юности ».

  • В 11 лет Жюль Верн нанялся на корабль юнгой и едва не сбежал в Индию.
  • В романе «Париж в ХХ веке» Жюль Верн предсказал появление факса, видеосвязи, электрического стула и телевидения. Но издатель вернул Верну рукопись, обозвав "идиотом".
  • Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели благодаря правнуку Жюля Верна – Жану Верну. Половину столетия произведение считалось семейным мифом, но Жан – оперный тенор – отыскал рукопись в семейном архиве.
  • В романе «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» Жюль Верн предугадал переменный вектор тяги в самолетах.

  • В «Найденыше с погибшей «Цинтии»» писатель обосновал необходимость судоходной проходимости Северного морского пути за одну навигацию.
  • Жюль Верн не предсказывал появление подводной лодки – в его время она уже существовала. Но «Наутилус», управляемый капитаном Немо, превосходил даже субмарины XXI века.
  • Прозаик ошибся, считая ядро земли холодным.
  • В девяти романах Жюль Верн описал события, которые разворачиваются в России, ни разу не побывав в стране.

Цитаты Верна

  • «Он знал, что в жизни поневоле приходится, как говорят, тереться между людьми, а так как трение замедляет движение, то он держался в стороне ото всех».
  • «Лучше тигр на равнине, чем змея в высокой траве».
  • «Не правда ли, ведь если у меня не будет ни одного недостатка, то я стану заурядным человеком!».
  • «Настоящий англичанин никогда не шутит, когда дело идет о столь серьезной вещи, как пари».
  • «Запах - душа цветка».
  • «Новозеландцы едят людей только в жареном или копченом виде. Они люди благовоспитанные и большие гурманы».
  • «Необходимость – лучший учитель во всех случаях жизни».
  • «Чем меньше удобств, тем меньше потребностей, а чем меньше потребностей, тем счастливее человек».

Библиография

  • 1863 «Пять недель на воздушном шаре»
  • 1864 «Путешествие к центру Земли»
  • 1865 «Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
  • 1867 «Дети капитана Гранта. Путешествие вокруг света»
  • 1869 «Вокруг Луны»
  • 1869 «Двадцать тысяч лье под водой»
  • 1872 «Вокруг света за восемьдесят дней»
  • 1874 «Таинственный остров»
  • 1878 «Пятнадцатилетний капитан»
  • 1885 «Найденыш с погибшей «Цинтии»
  • 1892 «Замок в Карпатах»
  • 1904 «Властелин мира»
  • 1909 «Кораблекрушение «Джонатана»

Лучшие статьи по теме