Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Путешествие святого семейства в египет в западноевропейском искусстве. Библейские сюжеты в русском искусстве XX в

Путешествие святого семейства в египет в западноевропейском искусстве. Библейские сюжеты в русском искусстве XX в

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.

Библия, книга книг, дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Более двух тысячелетий весь мир воспитывается на преданиях и притчах, взятых из Библии. Библейские образы и сюжеты стали основой для многих видов искусств. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты. Библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств: духовное величие, внутренняя цельность, суровая простота, большое благородство. Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры. Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. Герои и сюжеты Священной Истории продолжают вдохновлять художников на протяжении последних двух тысячелетий.

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных наро-дов, хотя каждый народ имеет своё видение, своё мировоззрение и, соответственно, свои результаты творческого воплощения в ви-де самобытной национальной культуры.

Общие исходные идеи христианского церковного искусства в художественном развитии разных частей христианского мира имеют существенные различия. Эти различия были результатом государственного, политического, а затем церковно-теологического размежевания между Востоком и Западом. Католицизм и православие оказались, в конце концов, двумя различными типами культуры. Почитание Иисуса, Богоматери - девы Марии - в католицизме приобрело более экзальтированный характер. Если в православии Богоматерь - в первую очередь Царица небесная, покровительница и утешительница, то для католиков дева Мария - Мадонна - воплощение истины, премудрости, красоты, юности, счастливого материнства. Это различие в дальнейшем сказалось в иконописных изображениях.

Православный Иисус Христос - Пантократор, Вседержитель, царствующий во славе на небесах после земных мук и Воскресения. В католических изображениях земные муки Христа запечатлены пронзительней, экспрессивней, чем торжество Воскресения. Да и сами живописные изображения в католических храмах не имеют того сакрального (священного) смысла, как православная икона. В католическом соборе, в сущности, не иконы, а картины. Поэтому в эпоху Возрождения именно в католических центрах смогло произойти сближение светской и церковной живописи, - великие художники, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - и для церкви, и в светских жанрах пишут в сходной манере. Но православная церковь строже блюла свои каноны в иконописи.

Еще больше различий обнаружилось в церковной музыке. Восточная церковь решительно запретила применение любых музыкальных инструментов при богослужении. В католическом соборе присутствует орган.

В городах Западной Европы с 13 по 17 века главенствует в соборе архитектура, скульптура, живопись - представленная в основном витражами и алтарными картинами, хоровая и органная музыка представляют собой неразрывное единство.

В XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры. Если бы попытаться только перечислить названия стихотворений, поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести лет были посвящены библейской проблематике, то подобное перечисление заняло бы очень большое время, даже без характеристики и цитат.

Обращения к библейским образам состоялись уже в первые годы существования нового вида искусства, кинематографа.

Итак, несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Картины И. Босха и А. Иванова.

Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова - безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людям, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства - изменить жизнь.
Русский художник Александр Андреевич Иванов жил и учился в Италии на протяжении двадцати восьми лет. Там, в 1833 году он задумывает, по его словам «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество. Иванов решил показать человечество в переломный и главный момент его истории и в качестве темы выбирает события, описанные в первой главе Евангелия от Иоанна.

Он начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине «Явление Христа народу», которую исследователи впоследствии назовут «развернутой философской поэмой», «бессмертной метафорой».
Всего за время работы над картиной (по подсчетам искусствоведов Иванов работал над ней 20 лет) была создана целая картинная галерея: около четырехсот подготовительных этюдов и эскизов. Это законченные гениальные пейзажи и портреты.
Серьезно и с большим трудолюбием искал Иванов пейзаж для своей картины. Он писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет - серый, лиловый, рыжий. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе - утром, днем, вечером. Учился передавать и самый воздух, а это - великое умение.
Искусствоведы обращают внимание, в первую очередь, на композиционное мастерство, с которым Иванов-режиссер обращает множество четко индивидуализованных персонажей к единой возвышенной цели.
Участники картины объединены в группы. В центре композиции - Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого — отпущение грехов. Пророк, проведший, согласно легенде, долгое время в пустыне, вдали от людей, подготовляя себя к высокому назначению, облачен в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы, в беспорядке ниспадающие на плечи, и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная, сильная фигура, мускулистые руки и ноги — все обличает в нем незаурядную интеллектуальную и физическую силу, не сломленную, а лишь одухотворенную аскетической жизнью отшельника. Держа в одной руке крест — непременный иконографический атрибут Иоанна Крестителя, — другой он указывает народу на одинокую фигуру Христа, уже показавшуюся вдали на каменистой, выжженной солнцем дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину, новое вероучение.

В левой части картины, за Иоанном Крестителем изображена группа апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним - Петр, далее - Андрей Первозванный и Нафанаил. Этой группе противостоит группа нисходящих с холма людей, во главе с фарисеями.
Картина построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии, которые властвуют в природном мире.
Кроме того, во всем многообразии на полотне представлены человеческие характеры, темпераменты и состояния духа: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, и колеблющиеся, и испуганные, и сомневающиеся люди. На первом плане выделяются «раб и господин». О лице раба, сам художник сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Иванов считал, что на земле не может быть счастья, пока не будет уничтожено рабство, и, говоря это, думал не только о рабах древности или миллионах русских крестьян. Он подразумевал и внутреннее рабство, которое сидит в человеке, живущем в несправедливом мире.
Для головы раба художник сделал огромное количество этюдов, чтобы создать тот единственный точный образ. Он написал умного, гордого человека и жалкого одноглазого старика, обнаруженного в нищей лачуге на окраине Рима. Написал натурщицу Мариуччу и арестанта с клеймом на лбу и толстой веревкой на шее. И больше ничье лицо на картине не выражает такого сложного чувства. Тут и радость, недоверие, надежда, насмешка, и добрая улыбка, возможно впервые озарившая его некрасивые черты.
На переднем плане изображен Иоанн Креститель. С художественной точки зрения также очень яркий и выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: «Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской…».
Интересно, что в глубине центральной группы Иванов запечатлел самого себя - в образе странника, в серой широкополой шляпе и с посохом. А среди тех, кто спускается с холма, сразу выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются черты писателя Н.В. Гоголя, с которым Иванов был дружен.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха , получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.

Вместо полагающейся здесь фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном "великолепии". С боковых частей изображены рай и ад. Таким образом, взгляд зрителя не направлен от левого края к правому, который создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира - жертва Христа - Страшный суд), а от центра к краям, и мораль её можно выразить словами "Что заслужил, то и получишь". И непонятно, одобряет ли Босх наслаждения на этом свете или осуждает.

Любовная пара уединилась в пузыре; молодой человек обнимает сову; другой мужчина стоит вверх ногами, между которыми вьёт гнездо птица. Первый план занят "различными радостями", на втором на разных зверях едут люди, на третьем они летают на крылатых рыбах или сами по себе. Но, согласно сонникам того времени, вишни, земляника и виноград означают разные формы разврата, сцена с виноградной гроздью в бассейне - символ причастия; пеликан подцепил в клюв вишню (символ чувственности) и дразнит ею людей; посередине в башне Прелюбодеяния посреди озера похоти спят среди рогов обманутые мужья. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки "Счастье и стекло - они недолговечны". А в правой створке мы находим Сатану с ногами в виде полых деревьев и телом в виде вскрытой яичной скорлупы, зайца выше человеческого роста, неестественных химер, таверну внутри монстра - всё это сверх "обычной" картины наказаний…

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт был доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Левая створка.

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Внешние створки.

В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Список использованной литературы.

1. Мировая художественная культура / П.А. Юхвидин М. «Новая школа» 1996г.

2. Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е.М. Четина М. «Фринта», «Наука» 1998г.

3. Платонова Н.И. «Искусство. Энциклопедия» - «Росмэн-Пресс», 2002 г.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Библейские сюжеты в живописи

Выполнил ученик 6 в класса

гимназии № 587

Никитин А. А.

Санкт-Петербург


В течение двухтысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.

Библия дошла до нассквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Былонаписано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Великие художники мираотображали в своих картинах библейские сюжеты.

В историиизобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художникРембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе,правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Голландские живописцывпервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстверазличные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решениюболее сложной задачи- к тому, чтобыотразить красоту и значительность духовного мира обычного человека

Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. В его сознании библейские герои служат ярким олицетворениемпрекрасных человеческих качеств. Художник видит в них духовное величие,внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров- егосовременников. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в1634 году.

Ночь. Скорбная тишина.Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Онипришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном светефакелов они снимают с креста его мертвое тело.

Один из мужчин,взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее внизтело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие- мужественную скорбь, третьи- благоговейный ужас, но каждый изприсутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием,но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.

Картина захватываетглубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторыхдвижений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.

На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучшихрешений этой темы- эрмитажная картина «Святое семейство»,созданная художником в1645 году. Евангельскаясцена рождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью,современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Комната окутана нежным полумраком; из разных источниковмягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель,придавая изображенному оттенок одухотворенности. Слегка пошевельнулся во снеребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она- сама чуткость, сама настороженность. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

В1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетомкартины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у Эсфири». Аман,первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая изИудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказалао клевете визиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого онсчитал своим другом.

Художник изображает тотмомент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостноемолчание. Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинальносминает платок. Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно труднопроизнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась к нему,как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняютсяслезами. В то же время в нем пробуждается благородный гнев, и он властносжимает скипетр.

В глубокой тени, водиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись,опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Онпонимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждатьдруга.

Если в картинах,посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримоеосуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то огуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку,повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсемодинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большаячеловеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда ираскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, встоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за многолет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него нагруди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына идавно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встречебольше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокийслед в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточнообратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленнуюфигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать

«Возвращение блудногосына»- это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности впоследние годы жизни с однойстороны иничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его сдругой с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Мало найдется в историиискусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он не писалстатей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких подуху лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей,ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственныхперсонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Ренессансноепредставление о важности человеческой личности не вписывалось в художественныеконцепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрываетлица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и визображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообщескрыто за завесой снегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве,- совмещение временных и пространственных пластов. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей, и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Годы творческой зрелостиБрейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами имонархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой противвладычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины,объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов, «Триумфсмерти» (Мадрид), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель),«Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

В течение своей жизниБрейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, апозже Брюсселя.

По темпу роста Антверпенуне было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центромзападного мира. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации,когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики,протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Антверпен был символоммира. Башней, отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю,а на небо.

Брейгель писал«Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонскаябашня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок.1563). Гигантскоестроение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникампередать так живо чудовищную величину башни, размах строительства,превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.

КартиныКараваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так как поражали своейнеобычностью. Также незауряден был характер этого художника - дерзкий,насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение»,«Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Еговлекут темы трагические. На его полотнах люди страдают, испытывают жестокиемучения. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан, их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя?» После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.

Какнародную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненноетело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает кгробовой плите, над черным пространством могилы.

Вкартинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей.В евангельских сценах он показывает жизнь простого народа. СовременникиКараваджо свидетельствуют: он призирал все, что не было скопировано с жизни.Художник называл такие картины безделушками, детскими и кукольными вещами.

Иконописьпоявилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византииновую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконописьокончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системуизображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из“оснований” новой религии.

Напротяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простойлюд приобщался через них к искусству.

Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы

находилимотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представлениео добре и зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сампридумать сюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможноститворить. Он мог добавить какие-то детали, по-своему «прочитать» церковныйсюжет, подобрать сочетания красок. По этим деталям можно отличить стиль АндреяРублева от стиля Феофана Грека или Дионисия.

Вопросо принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметоможивленных научных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятностиприписываются прославленному мастеру.

Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое иневидимое. Второе ее лицо - Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо,как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.

Истинныйвид божества неизвестен человеку - “бога же не виде никто” (Иоанн,1,18).Однако, иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.

Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается ввиде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественновосседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама илегендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатымстранникам угощение.

Виконе Рублева поражает необыкновенная простота, “немногословность”, с какойвоспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие,–гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость вотношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священнымтекстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания ипопыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее.

НаРуси в 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем “едину силу,едину власть, едино господство”, стало религиозным символом политическогоединения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: “Троицейживем, движемся и есть мы”. Этой же идеей проникнута и “Троица” Рублева,ставшая как бы нравственным символом новой Руси.

Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях,художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразитьсовременную им действительность.

Список использованнойлитературы:

1.

Роз-Мари Хаген Р. «Питер Брейгельстарший». – «Арт-родник», 2000г.

2.

Андронов С. А. «Рембрант. О социальной сущности художника»–Москва, «Знание» 1978г.

3.

Платонова Н.И. «Искусство.Энциклопедия» – «Росмэн-Пресс», 2002 г.

В феврале исполняется 185 лет со дня рождения Николая Ге – русского живописца и рисовальщика, мастера исторических и религиозных полотен. Критика и особенно церковь не всегда принимали его трактовку евангельских сюжетов, слишком натуралистическую для русского искусства, но вполне традиционную, как показывают коллекции Большого собрания изящных искусств ASG, для Западной Европы.

Родился будущий художник Николай Ге в 1831 году в семье воронежского помещика. Необычная фамилия является производным от Gay – дед художника был французом и эмигрировал в Россию в конце XVIII века, скорее всего, бежав от революции.

В три месяца ребенок остался без матери – в год его рождения в центральных губерниях России свирепствовала холера. По настоянию отца все заботы о младенце взяла на себя его няня – крепостная.

Способности к рисованию Николая Ге обнаружились еще в гимназии, но не смея ослушаться отца, он учился сначала в Киевском, а затем в Петербургском университетах на математическом факультете. Однако основное время он посвящал рисованию в стенах Эрмитажа. В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, в которой обучался семь лет. Большая золотая медаль, полученная в конце обучения, дала ему возможность выехать за счет Академии в Европу.

Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, является то, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично.

В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств.

Николай Ге
Тайная вечеря. 1863 г.
Холст, масло. 283х382 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сегодня картина считается мощным произведением, отражающим специфику восприятия художником библейского мифа. В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами в одном из домов города Иерусалима стоит обыкновенная кушетка, на которую облокотился Иисус. Молодой Иоанн в ногах у него, а сзади стоят другие апостолы. Седоглавый Петр (считается, что в нем Ге изобразил себя) - во главе стола. За ним видны еще несколько нечетких темных фигур. Справа, у стены, расположен светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), белую скатерть стола, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды, облик которого мы угадываем, а не видим.

В композиции прослеживается библейская символичность: праведным светом доброты и мудрости освещен стол – художественное олицетворение общности духовной пищи для апостолов. Этим светом освещается Христос, растерянные взгляды апостолов, устремленные на Иуду, он попадает и на Петра, охраняющего райские врата. Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума. И лишь Иисус спокоен и грустен.

Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в ней «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. Таким образом, его творчество получило признание у искушенной столичной публики.

Николай Ге не отступает от религиозной темы и с 1869 по 1880 год пишет картину «Христос в Гефсиманском саду». Его критикуют и заставляют поверить в свою бездарность, но спустя некоторое время автор переделывает полотно, и тогда критики замолкают. Эта картина признана одним из шедевров великого художника.


Николай Ге
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Холст, масло.

Ге показывает зрителю Христа, который готов развести свои руки. Он знает свое предназначение, но согласиться с этим до конца ему достаточно сложно. До распятия осталось совсем немного времени, Иисус устал, и в Гефсиманском саду он терзается сомнениями и борется со своими страхами. Его одеяние растрепалось так же, как и душа великих грешников. На лице спасителя мы видим тревогу, но не отчаяние. Совершенно один в темном лесу он обращается к Отцу и знает, что его слышат и прощают.

Это полотно будет длительное время выставляться на закрытых выставках. О нем будут говорить и хорошее, и плохое. Николай Ге поймет, что это и есть настоящий успех.

Картина «Голгофа» стала одной из последних работ Николая Ге и, по мнению критиков, осталась неоконченной. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.


Николай Ге
Голгофа (Картина не закончена). 1893 г.
Холст, масло. 222,4х191,8 см.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В центре картины - Христос и два разбойника. Каждый персонаж картины наделён своими чертами характера. Так, автор ведёт диалог со зрителем, тонко намекая на происходящее и рассказывая о настроении каждого из героев. Сына Божьего одолевает отчаянье, он заламывает себе руки. Его глаза закрыты, а голова запрокинута. Из-за спины Иисуса выглядывает преступник со связанными руками. Он приоткрыл рот, а глаза сами собой расширились от ужаса. Справа стоит юноша, в прошлом разбойник, теперь – мученик, который печально отвернулся. Автор намеренно противопоставляет своих персонажей.

Слева в поле зрения возникает деспотичная рука, которая подаёт сигнал к началу казни. Фигура Иисуса излучает безнадёжность, он предчувствует долгую и мучительную смерть, у его ног уже положили крест. Николай Ге предельно точно показал, как Христа предали и отправили на позорную казнь. Всеми изобразительными средствами художник подчеркивает, что Сына Божьего казнили несправедливо. Задача, которую автор поставил перед собой, донести до зрителя, что Христос своим поступком искупил грехи всего рода человеческого и подарил людям шанс на спасение, пожертвовав своей жизнью.

Ге упрекали за пренебрежительное отношение к форме и злоупотребление контрастными красками. Возможно, это был единственный приём, способный выразить чувства художника. Не боясь преступить границы художественности, игнорируя нормы и условности, Николай Ге достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с необычайной силой и достоверностью.

Кроме Николая Ге к драматичным религиозным сюжетам обращались и другие русские живописцы, в частности Александр Иванов (1806-1858) и Николай Крамской (1837-1887). Однако первопроходцами в данном иконографическом русле были западноевропейские мастера. Особенно популярна тема предательства Иисуса Иудой и в целом страсти Христовы среди старых мастеров в XVII столетии в эпоху Барокко, поскольку данные сюжеты позволяли изобразить на картинах сильные эмоции: страдание, боль, раскаяние, муки и сомнения.

Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранятся картины французских и фламандских мастеров XVII века, с помощью которых можно проследить сюжетную цепочку от «Моления о чаше в Гефсиманском саду» до «Крестного пути Христа на Голгофу».

За сюжет «Моления о чаше» брались многие художники, решая его с разной степенью успеха. Христа в Гефсиманском саду писали Андреа Мантенья (1455 г.), Джованни Беллини (1465-1470), Эль Греко (1605 г.) и другие, менее именитые, мастера, в частности, Карель Саварье – фламандский живописец, даты и обстоятельства жизни которого не известны. В собрании ASG хранится композиция Саварье, выполненная на меди, где Христос изображен молящимся в ночь перед арестом в Гефсиманском саду.


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2418

В центре – коленопреклоненный Иисус. Он приложил руку к груди и смотрит в небеса, моля Бога о спасении от предстоящих мук. С ответом к Христу летят ангелы, один из которых несет в руках распятие и чашу, наполненную страданиями, которую Сыну Божьему придется испить до дна. Ученики Спасителя спят, а вдалеке уже идут стражники и Иуда.

Далее в череде трагических событий следует «Поцелуй Иуды» – сюжет, не оставляющий равнодушным никого, поскольку посвящен одной из самых мучительных тем человечества – предательству ближнего. Пожалуй, наиболее известной работой на этот сюжет сегодня в мире является фреска Джотто (ок. 1267-1337). На ней Иуда облачен в плащ желтого цвета, который до той поры считался одним из наиболее радостных и царственных цветов. Здесь же, по воле художника, за ним закрепляется негативный оттенок. На картине круга французского живописца XVII века Мишеля Корнеля Старшего (1642-1708) из собрания ASG предатель Иуда одет во все черное.


Мишель Корнель Старший, круг

Франция, ок. 1700 г.
Холст, масло. 38,5×47 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2771

В центре полотна изображен Иисус в красном одеянии. Он покорно дает поцеловать себя Иуде в знак следовавшим за ним воинам, что это именно тот, которого им надлежит взять под стражу. В правой части мы видим солдат, вооруженных копьями и алебардами, они держат поднятые факелы и фонари. В композицию вошел и сюжет с отрубанием уха у слуги (левый нижний угол холста). Он упоминается во всех четырех Евангелиях, хотя только Иоанн поименно называет его участников: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх». Таким образом, художник из окружения Корнеля Старшего противопоставляет предательству Иуды верность другого ученика Христа, готового бороться за жизнь и свободу своего учителя.

После этого опознавательного поцелуя начнутся уже физические страдания Иисуса, где одним из самых тяжких будет Крестный путь – путь Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он будет распят. Во время этого пути Иисус был подвергнут бичеванию и поруганию воинами, увенчавшими его голову терновым венком. И здесь мы вновь вернемся к творчеству фламандца Кареля Саварье, написавшему картину «Крестный путь на Голгофу», также избрав для нее медную доску абсолютно того же размера, как и для «Моления о чаше».


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-1309

Глядя на эту многофигурную композицию, сложно сразу идентифицировать здесь фигуру Христа с его ношей. Внимание привлекает всадник на белой лошади, наблюдающий за ходом этой печальной процессии, а также всадники в металлических доспехах, следующие за ним. Христос изображен в центре, он припал к земле, лишившись сил. Люди, пытаясь помочь, поддерживают его крест, а святая Вероника вытирает пот с лица Спасителя простым полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся его лик. Справа – Богоматерь, скорбно наблюдающая за муками своего сына и поддерживающий ее ученик Христа – Иоанн. Вдали – Голгофа, к основанию которой уже добрался Иисус. На горе расположилось множество людей, ожидающих, когда и до них доберется обреченный на казнь мученик.

Тема Страстей Христовых является вечной в изобразительном искусстве. К ней обращались мастера разных школ и исторических эпох. В Большом собрании изящных искусств ASG есть работы и других мастеров, посвящавших свои произведения данной теме, например, картина мастерской Франса II Франкена «Крестный путь на Голгофу». Все это лишь доказывает большой интерес художников всех веков и стран к нравственным и духовным проблемам.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Лучшие статьи по теме