Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Развитие живописи в древнем египте. История развития статуй древнего египта 4 характерные черты и эволюция древнеегипетской скульптуры

Развитие живописи в древнем египте. История развития статуй древнего египта 4 характерные черты и эволюция древнеегипетской скульптуры

Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства - всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность - пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно - на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

Основная особенность скульптуры в этот период - монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

Искусство и архитектура Нового царства

Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее - роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры - пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта - храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы - всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, - достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум - уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций - суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

Музыка и музыкальные инструменты

Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

Скульптура в Древнем Египте

Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

Во времена первых династий (фиван-ская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.

Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые смелые формы.

Некоторые неолитические и калколи-тические погребения Египта содержали в своей домашней утвари отдельные весьма элементарные человекообразные фигурки. Эти фигурки, зачастую женского пола, говорят о религиозных установках, уже получивших развитие в эпоху фараонов, о вере в то, что загробная жизнь испытывала те же потребности, что и земная. Женская фигурка эпохи додинастическо-го Египта, которая хранится в Лувре. Эта стереотипная статуэтка, выполненная с высокой степенью стилизованности и бесспорными чертами индивидуальности, иногда интерпретировалась по своим половым атрибутам как изображение богини-матери

Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища, и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются.

Это статуи округлой объемности. Они могут также включаться в какую-нибудь меблировку или другие предметы в качестве составной части декорации.

Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, нежели человеческая фигура, продолжая тем самым доисторическую традицию, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных - обезьян, гиппопотамов или львов. Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью, но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре.

Первые изображения фараонов

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.

Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Она выражается посредством простоты форм. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим - в стволе-опоре. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.

Статуя царя Хафра

Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, и единственное, что выступает над ним, - это голова. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли - отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов.

Семейные группы и писцы

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. Как это и характерно для скульптуры, изображения не отделены от каменного блока; скорее похоже, что они возникают из него. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета - коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая - у женщины. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным.

Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста». Это прозвище она получила по причине необычайного сходства с представителями властей, которые в то время правили тем муниципалитетом, где она была найдена. Будучи уникальным примером гипертрофированного высокомерия, которым кичились высшие должностные лица Древнего Египта, эта фигура, одно из множества творений из дерева, которое, к сожалению, сохранилось не в полной мере, не имела в нижней части обеих ног и слоя гипса, который помогал подчеркнуть ее особый реализм. Тем не менее до сих пор сохранилась часть ее прежнего блеска. Кроме того, в настоящее время данная скульптура отреставрирована

Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Один из них хранится в Лувре, а другой в Египетском музее Каира.

Египетская администрация с самого начала была весьма неплохо организована, а посты должностных лиц, занятых администрированием, были весьма многочисленны. Среди наиболее признанных профессий фигурировала профессия писца.

Лицо, исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать, и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.

У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Скульптура времен V династии, известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Скульптура, достигающая 53,5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.

Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульп- туры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.

Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры; скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Скульптура появляется в гробницах как страховой случай, если тело умершего не сохранится. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства; их работа требовала больших усилий - они вырезали, тщательно отделывали и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита, порфира и др.). При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела; меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных

Уже в период Древнего царства сложились канонические типы статуй: 1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу); 2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами. 3. композиция песцов; 4. кубические статуи; 5. осирические стати (только фараоны); 6. сфинксы. Все они производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера); перед нами - некий обобщенный социальный тип, воплощающий власть и могущество. В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра); в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов). В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна, писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). Таким образом, в египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела; она несла в себе идею социального назначения человека и одновременно идею его индивидуального существования. Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе работы).

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность.

Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц (статуя семейной пары времени Аменхотепа III, мужская голова из Бирмингемского музея). Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа (портретные головы Эхнатона и Нефертити), а также добиться реалистического изображения человеческого тела (статуэтки четырех богинь из гробницы Тутанхамона).

В период антиэхнотоновской реакции делается попытка вернуться к старым антиреалистическим приемам. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако в пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется прежде всего в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В ХНХ вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет (статуэтки Тахарки, кушитских царевен, статуя фиванского градоначальника Монтуэмхета). В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией.

Для скульптуры Древнего Египта характерны геометрическая обобщенность формы, строгая фронтальность фигур, симметрия и статика. В круглой скульптуре наблюдается высшая степень реализма при максимальном отказе от всего случайного и второстепенного. Образы рассчитаны на вечность и связаны с погребальным культом. По представлениям египтян портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных характерных черт и социального положения портретируемого. Объемы изваяний обобщены. Складки одежды парики, головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. Скульптуры раскрашивались, глаза выполнялись в технике инкрустации. В искусстве Древнего Египта большого развития достигла анималистическая скульптура, т.к. многие боги египтян имели звериные головы. Древнеегипетский рельеф был очень широко распространен и имел свои каноны схожие с живописью. Канон (от греч. сл. kanon – норма, правило) – твердо установленные правила, определяющие в произведении искусства нормы пропорций, композиции, колорита или в целом иконографии какого либо изображения:

  1. Изображение человека: плечи, глаз, торс изображались в фас. Лицо, грудь, ноги изображались в профиль. Левая нога всегда выдвигалась вперед.
  2. Изображение сочеталось с иероглифическим текстом.
  3. Плоскость рельефа понималась как «книга», где информация с изображениями располагалась полосами.
  4. Использовалась разно масштабность фигур, отражавшая иерархию власти социальной структуры.

В эпоху Среднего царства в скульптурном портрете проявились более индивидуальные черты при сохранении канонов композиции. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию.В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе.

Виды круглой скульптуры:

Идущий человек Сидящий человек

с выставленной вперед со скрещенными ногами.

левой ногой

Примеры произведений искусства Древнего Египта:

  1. Плита Нармера (рельеф, шифер, h – 64см, 1 династие)
  2. Статуя Джоссера (известняк, 2 династие, 28 в. до н. э.)
  3. Статуя Хефрена (диорит, h -1, 68м, 4 династие, 27 в. до н. э.)
  4. Статуя писца Каи (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, 5 династие, 3 тыс. до. н.э.)
  5. Статуя Каапера (дерево, глаза инкрустированы, h – 1,1м, 4 династие, 3 тыс. до н. э.)
  6. Пирующий Птаххотеп перед жертвенным столом (рельеф, 5 династие, середина 3 тыс. до н. э.)
  7. Плакальщицы (рельеф, известняк, h – о,29м, нач 12 династии, 14 в. до н. э.)
  8. Семья Эхнатона (рельеф, известняк, 18 династие, 14 в. до н. э.)
  9. Голова Нефертити (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, h – 0,50м, 14 в. до н. э.)

Лучшие статьи по теме