Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Что такое священный союз в истории. Наполеоновские войны и священный союз как система общеевропейского порядка

Что такое священный союз в истории. Наполеоновские войны и священный союз как система общеевропейского порядка

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей. В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии. В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964. Л. А. Зак. Москва.

Священный союз (рус.); La Sainte-Alliance (фр.); Heilige Allianz (нем.).

СВЯЩ Е́ННЫЙ СО Ю́З — декларированный союз российского и австрийского императоров и короля Пруссии, целью которого являлось сохранение мира в Европе в рамках Версальской системы.

С инициативой создания такового союза выступил император Всероссийский Александр I, причем по его мысли Священный союз не являлся каким-либо формальным союзным договором (и не был соответствующим образом оформлен) и не накладывал на его подписантов какие-либо формальные обязанности. По духу Союза его участники, как три христианских монарха, принимали на себя моральную ответственность за сохранение существующего порядка и мира, за что они отвечали не друг перед другом (в рамках договора), а перед Богом. Союз могущественнейших монархов Европы должен был устранить саму возможность военного конфликта между государствами.

Подписанный тремя монархами тремя монархами - императором Австрийским Францем I, королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, императором Всероссийским Александром I - 14(26) сентября 1815 г. документ о создании Священного союза носил характер декларации. (Текст был также представлен и принцу-регенту Великобритании Георгу Ганноверскому, однако тот уклонился от присоединения к нему под предлогом, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.)

В преамбуле указывались цели Союза: «открыть перед лицом вселенной их [монархов] непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира». Собственно декларация содержала три пункта, основной смысл которых был следующим:

В 1-м пункте указывалось, что «три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства» и «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь»; кроме того, монархи обещали «в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды»;

Во 2-м пункте констатировалось, что три имерии являются «членами единого народа христианского», в связи с чем «их величества… убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен»;

Наконец, 3-й пункт, объявлял, что к Союзу могут присоединиться все государства, согласные с указанной декларацией. (Впоследствии к союзу постепенно присоединились все христианские монархи Европы, кроме Англии и Папы Римского, а также правительства Швейцарии, вольных городов и др. Османский султан, естественно, в союз принят быть не мог, поскольку не являлся христианином.)

Главной целью Александра I стала попытка построить европейскую политику на основе не лицемерной политики, а христианских ценностей, с точки зрения которых и должны были решаться на конгрессах монархов все спорные вопросы. Священный союз был призван возродить фактически утраченный к началу XIX в. в Европе принцип, что самодержавие - есть служение Всевышнему и не более. Именно по духу, а не по букве Священного союза монархи брали на себя обязательства оказывать помощь друг другу в сохранении существующего строя, самостоятельно определяя, без какого лидо давления, время и размеры подобной помощи. Фактически речь шла о том, что судьбы Европы будут решать монархи, власть которым вручена Божьим промыслом, а при принятии своих решений исходить не из узких интересов своих государств, а на основе общехристианских принципов и в интересах всех христианских народов. В таком случае, на место политики, коалиций, интриг и т.д. приходили христианские религия и мораль. В основе положений о Священном союзе лежало легитимное начало божественного происхождения власти монархов и, как следствие, незыблемость взаимоотношений между ними и их народами на принципах «государь отец своего народа» (т.е. Государь обязан всеми средствами заботиться о своих детях, а народ обязан всецело ему подчиняться). Позже на Веронском конгрессе Александр I подчеркнул: «Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».

При этом конкретные обязательства (в т.ч. военные) сторон содержались в договоре о Четверном союзе (Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия), как в отношении Франции, так и др. легитимных монархий. Однако Четверной союз («квартет наций») не был «дублером» Священного союза и существовал параллельно с ним.

Своим созданием Священный союз обязан исключительно Александру I, могущественнейшему на тот момент европейскому монарху. Остальные стороны отнесли к подписанию формально, поскольку документ не накладывал на них каких-либо обязательств. Австрийский канцлер князь Клеменс фон Меттерних в своих мемуарах писал: «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».

Ахенский конгресс Священного союза

Был созван по предложению Австрии. Проходил с 29 сентября по 22 ноября 1818 г. в Ахене (Пруссия), всего состоялось 47 заседаний; главные вопросы - вывод оккупационных войск из Франции, поскольку Парижский мирный договор 1815 г. предусматривал, что по прошествии трех лет будет рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшей оккупации Франции.

Принимавшие участие в конгрессе делегации европейских держав возглавляли:

Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Иоанн Каподистрия, управляющий Иностранной коллегией граф Карл Нессельроде;

Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь Клеменс фон Меттерних-Виннебург цу Бейльштейн;

Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, государственный канцлер князь Карл Август фон Гарденберг, государственный и кабинет-министр граф Кристиан Гюнтер фон Бернсторф

Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: государственный секретарь по иностранным делам Роберт Стюарт виконт Каслри, фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон;

Франция: президент Совета министров и министр иностранных дел Арман Эммануэль дю Плесси 5-й герцог де Ришельё

Страны-участницы высказали свою заинтересованность в восстановлении Франции как одной из великих держав и укреплении режима Людовика XVIII на принципах легитимизма, после чего 30 сентября по единогласному решении. Франция стала принимать участие в конгрессе в качестве полноправного члена (официальное оформление этого факта, а также признание выполнения ею обязательство по договору 1815 г. было зафиксировано в ноте на имя герцога де Ришельё уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г.). Кроме того, было решено подписать отдельную конвенцию (в виде подписанных в Ахене же двусторонних соглашений Франции с каждой страной-участницей), определявшую срок вывода войск из Франции (30 ноября 1818 г.) и остаток контрибуции (265 млн франков).

На конгрессе с докладом от имени России выступил Каподистрия, высказавший идею создания (на базе Священного союза) всеевропейского союза, решения которого имели бы преимущество перед решениями Четверного союза. Однако этот план Александра I был заблокирован Австрией и Великобританией, делавших ставку именно на Четверной союз, как наиболее удобную форму для отстаивания собственных национальных интересов.

Пруссия, при поддержку России, вынесла на обсуждение вопрос о заключении общеевропейского соглашения, гарантировавшего нерушимость государственных границ, установленных Венским конгрессом. Несмотря на заинтересованность большинство участников в этом договоре, британская делегация выступила против. Рассмотрение проекта было отложено, а позже к нему так и не вернулись.

Отдельно был обсужден вопрос об участии Испании в конгрессе и ее просьбе о посредничестве в переговорах к восстанию в испанских колониях в Южной Америке (а в случае неудачи - о в вооруженной помощи). Великобритания, Австрия и Пруссия выступили против, а русская делегация заявила лишь о «моральной поддержке». В связи чем какого-либо решения по этим вопросам принято не было.

Кроме того, на конгрессе был обсужден целый ряд вопросов, касавшихся не только Европы, но и мирового устройства. Среди таких были: об усилении мер по надзору за Наполеоном, о датско-шведско-норвежских разногласиях, об обеспечении безопасности торгового мореплавания, о мерах по пресечению торговли неграми, о гражданских и политических правах евреев, о разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского, о баварско-баденском территориальном споре и др.

Тем не менее, на Ахенском конгрессы был принят ряд достаточно важных решений, в т.ч. были подписаны:

Декларация ко всем европейским дворам о нерушимости Священного союза и признании своей главной обязанностью неуклонно следовать началам международного права;

Протокол о порядке рассмотрения претензий, предъявленных французскими подданными к союзным державам;

Протокол о святости заключенных трактатов и о праве государств, о делах о которых будет идти речь на будущих переговорах, принимать в них участие;

Два секретных протокола, подтверждавших положения Четверного союза, в т.ч. предусматривавших ряд конкретных мер на случай новой революции во Франции.

Конгресс в Троппау

Был созван по инициативе Австрии, вынесшей на него вопрос о развитии революционного движения в Неаполе в июле 1820 г. Проходил с 20 октября по 20 декабря 1820 г. в Троппау (ныне - Опава, Чехия).

Россия, Австрия и Пруссия прислали на конгрессе представительные делегации, которые возглавлял императора Александр I, министр иностранных дел граф И. Каподистрия, император Франц I, князь К. фон Меттерних, кронпринц Прусский Фридрих Вильгельм и К.А. фон Гарденбург, в то время как Великобритания и Франция ограничились посланниками.

Австрия потребовала вмешательство Священного союза в дела тех стран, в которых возникла опасность революционного переворота. Кроме Королевство обеих Сицилий речь шла о направлении войск в Испанию и Португалию, где после Наполеоновских войн было сильное республиканское движение.

19 ноября монархи Австрии, России и Пруссии подписали протокол, который констатировал необходимость вмешательства извне в случае нарастания революции, поскольку лишь таким образом возможно сохранение статус-кво, установленного Венским конгрессом. Великобритания выступила категорически против. В связи с этим общего согласия достигну то не было (и, соответственно, не подписано общих документов) по вопросы о военном вмешательстве в дела Королевства обеих Сицилий. Тем не менее, что стороны согласились встретиться 26 января 1821 г. в Лайбахе и продолжить обсуждение.

Лайбахский конгресс

Стал продолжением конгресса в Троппау. Проходил с 26 января по 12 мая 1821 г. Лайбахе (ныне Любляна, Словения). Состав участников был практически тот же, что и на конгрессе в Троппау, за исключением то, что отсутствовал прусский кронпринц Фридрих Вильгельм, а Великобритания ограничилась присылкой дипломатического наблюдателя. Кроме того, на конгресс был приглашен и король Обеих Сицилий Фердинанд I, поскольку речь шла о ситуации в его королевстве.

Фердинанд I выступил с просьбой о военной интервенции, против чего выступила Франция, представившая также обращения др. итальянских государств. Было принято решение, что король Обеих Сицилий должен отменить принятую им либеральную конституцию (вводившую принцип суверенитета народа), несмотря на то, что он присягнул ей на верность. Было дано согласие на посылку в Неаполь австрийских войска, а в случае необходимости - также русских. После принятия этого решения представителя Франции и Великобритании в конгрессе более не участвовали. Хотя Фердинанд I и не стал отменять конституция, австрийские войска восстановили порядок в королевстве (отправки русских войск не потребовалось).

Также на конгрессе участники рекомендовали Франции ввести войска в Испанию для борьбы с революционным движением, но, в принципе, для выяснения ситуации с революционным движением в Испании и Греции было решено собрать следующий конгресс в Вероне. До его созыва К. фон Меттерних убедил Александра I не оказывать помощь Греческому восстанию.

Веронский конгресс

С инициативой проведения конгресса выступила в июне 1822 г. Австрия. Проходил с 20 октября по 14 декабря 1822 г. в Верона (Австрийская империя). Этот конгресс Священного союза.

Делегации ведущих европейских держав возглавляли:

Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Карл Нессельроде;

Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь К. фон Меттерних;

Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, канцлер князь К.А. фон Гарденберг;

Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон, государственный секретарь по иностранным делам Джордж Каннинг;

Французское королевство: министр иностранных дел герцог Матье де Монморанси-Лаваль и посол в Берлине виконт Франсуа Рене де Шатобриан;

Представители итальянских государств: король Пьемнота и Сардинии Карл Феликс, король Обеих Сицилий Фердинанд I, великий герцог Тосканский Фердинанд III, папский легат кардинал Джузеппе Спина.

Основным вопросом, обсуждавшимся на конгрессе, стал вопрос подавления революционного движения в Испании с помощью французских войск. В случае начала экспедиции Франция рассчитывала заручиться «моральной и материальной поддержкой» Священного союза. В ее поддержку выступили Россия, Австрия и Пруссия, объявив о своей готовности разорвать дипломатические отношения с революционным правительством, Великобритания выступила за то, чтобы ограничиться лишь сосредоточением французских войск на франко-испанской границе без открытой интервенции. 17 ноября был сформулирован, а 19 ноября подписан секретный протокол (Великобритания от подписи отказалась под предлогом, что документ может создать опасность для жизни испанской королевской семьи), который предусматривал введение французских войск в Испанию в следующих случаях:

Вооруженного нападение Испании на французскую территорию или «официального акта со стороны испанского правительства, вызывающего непосредственно к возмущению подданных той или другой из держав»;

Лишение короля Испании трона или посягательств против него или членов его семьи;

- «формального акта испанского правительства, нарушающего законные наследственные права королевской фамилии». (В апреле 1823 г. Франция ввела свои войска в Испанию и подавила революции.)

Также на конгрессе был обсужден ряд следующих вопросов:

О признании независимости бывших испанских колоний в Америке; Франция и Великобритания фактически выступили за признание, остальные - против. В результате никаких решений принято не было;

О положении в Италии. Было принято решение о выводу из Италии австрийского вспомогательного корпуса;

О работорговле. 28 ноября был подписан протокол пяти держав подтверждавший положения декларации Венского конгресса о запрещении торговли неграми и созыве Лондонской конференции по работорговле;

Об отношения с Османской империей. Россия заручилась обещанием дипломатической поддержки держав в своих требования к Константинополю: уважать права греков, заявить о выводе своих войск из Дунайских княжеств, снять ограничения на торговлю и обеспечить свободу мореплавания в Чёрном море;

Об отмене введенных Нидерландами таможенных ограничений на Рейне. Все стороны согласились с необходимостью принятия данных мер, что и выразилось в нотах, направленных правительству Нидерландов по окончании конгресса;

Распад Священного союза

С инициативой созыва нового конгресса выступил в конце 1823 г. король Испании Фердинанд VII, который предложил обсудить меры по противодействию революционному движению в испанских колониях в Латинской Америке. Австрия и Россия поддержали предложение, но против выступили Великобритания и Франция, в результате чего намечавшийся на 1824 г. конгресс не состоялся.

После смерти главного инициатора создания Священного союза императора Александра I (1825 г.) его позиции стали постепенно ослабевать, тем более, что противоречия между различными великими державами постепенно обострялись. С одной стороны, интересы Великобритании окончательно разошлись с целями Священного союза (особенно в связи с революционным движением в Латинской Америке), с другой, обострились русско-австрийские противоречия на Балканах. Великие державы так и не смогли выработать единую позицию по поводу революции 1830 г. во Франции и воцарения Луи-Филиппа Орлеанского. В 1840-х гг. резко усилилась борьба между Австрией и Пруссией за доминирование в Германском союзе.

Тем не менее, верная взятым на себя обязательствам Россия в 1849 г. по просьба Австрии направила свои войска в охваченную революцией Венгрию, что стало одним из решающих факторов в восстановлении там порядка и сохранении династии Габсбургов на венгерском престоле. После этого Россия вполне обоснованно рассчитывала на поддержку ее со стороны участниц Священного союза, однако дальнейшее обострение внутриевропейских противоречий привело к началу Крымской войны 1853-1856 гг. во время которой против России на стороне Османской империи выступили Великобритания, Франция и Сардиния, а Австрия и Пруссия заняли антирусскую позицию. Хотя идеи закладывавшиеся Александром I в основу Священного союза уже давно игнорировались европейскими державами, теперь стало окончательно ясно, что более никакого «союза монархов Европы» не существует.

реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза". Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. 19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала свое поведение с общей линией С. с. Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две: 1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.). 2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа". Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трех руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.). Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821. 19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трех руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооруженное подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте. На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооруженном вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм. Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался ее выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам. Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами. Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с. Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжелый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

14 (26) сентября 1815 г. император России Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже «Акт Священного союза».

Акт об образовании Священного союза был составлен в религиозном духе со ссылками на учение Иисуса Христа, «благовествующего людям жить аки братиями, не во вражде и злобе, но в мире и любви». Подписавшие его монархи обязывались «во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Основная цель Союза состояла в поддержании незыблемости послевоенных границ в Европе и ведении борьбы всеми средствами против революционных выступлений.

В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, а затем и руководители большинства стран Западной Европы. Отказались подписать договор лишь принц-регент Великобритании, турецкий султан и папа римский, но представители Англии постоянно присутствовали на конгрессах Союза и влияли на принятие их решений. В деятельности Священного союза ведущую роль играли русский император Александр I - идейный вдохновитель объединительного процесса - и австрийский канцлер Меттерних.

За время существования Священного союза состоялось четыре конгресса, на которых был выработан принцип вмешательства во внутренние дела европейских стран. На практике этот принцип был реализован при введении австрийских войск в Италию для подавления восстаний в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французских войск с аналогичной целью - в Испанию (1820-1823). Исходя из основных задач Священного союза, его члены сугубо отрицательно отнеслись к освободительной войне греков против турецкого ига.

Веронский конгресс 1822 г. и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами Священного союза, после этого он фактически перестал существовать. В 1825 и в 1826 гг., на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам , в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих «мятежников». Начали обостряться противоречия между Священным союзом и Великобританией, которая, будучи заинтересована в рынках американских колоний Испании, демонстративно признала их независимость. Вскрылись противоречия и между другими участниками Священного союза.

Революционное и освободительное движение продолжало развиваться, вопреки всем усилиям европейских монархов. В 1825 г. в России произошло восстание декабристов, в 1830 г. вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание против царизма в Польше (1830-1831). Это нанесло тяжёлый удар не только по принципам, но и по самому существованию Священного союза. Противоречия между участниками оказались настолько велики, что привели к его распаду в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX в.

Лит.: История дипломатии. Т. 2. М., 1945. Гл. 6. От создания Священного Союза до Июльской революции (1815–1830 гг.); Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997. Из содерж.: Россия во главе Священного союза: Монархи против народов.

См. также в Президентской библиотеке:

Лучшие статьи по теме