Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения. В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников отечества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «

Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения. В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников отечества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941--1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу -- отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941 г. в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «Книга про бойца» -- поэма А. Твардовского «Василий Теркин». «Молодая гвардия» А. Фадеева о подвиге и гибели юных краснодонцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение лубочным описанием жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была описательной, неаналитичной.

Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945--1950 гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях -- излишне ликующие и триумфальные (например, роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»). Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения домой.

Настоящая правда о войне писалась в 60-- 80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Богомолов). Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX в.



В 1965 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть В. Быкова «Круглянский мост», пробившая брешь в лубочной литературе о войне. ...Оперативная группа партизанского отряда получает задание поджечь Круглянский мост, связывающий два берега: на одном -- немцы, на другом -- обескровленные партизаны. Мост охраняется днем и ночью немецкими часовыми. Майор Бритвин заметил, что каждый день утром по мосту проезжает повозка с бидонами молока для немцев, управляемая мальчонкой. Гениальная идея осенила майора: вылить молоко тайно от мальчика, начинить бидон взрывчаткой и, когда повозка будет на середине моста, поджечь бикфордов шнур... Взрыв. Ни моста, ни лошадки, ни мальчонки... Задача выполнена, но какой ценой? «Война -- это повод поговорить о хорошем и плохом человеке» -- эти слова Василя Быкова выражают суть новых задач, решаемых литературой о войне, -- дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала. «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении... невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала... Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированый боец совершал подвиг» (В. Быков). Писатель убежден, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто -- шкурник?», «мертвые сраму не имут, а оставшиеся в живых перед мертвыми?» и других.

«Литература лейтенантов» сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 г., тыл -- вот что в высоких и низких проявлениях воскресили К. Воробьев, В. Быков, Е. Носов, А. Твардовский.

Повесть К. Д. Воробьева (1919--1975) «Убиты под Москвой». Ее напечатали в России лишь в 80-х гг. -- страшились правды. Название повести, как удар молота, -- точное, краткое, вызывающее немедленно вопрос: кем? Военачальник и историк А. Гулыга писал: «В этой войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственно, что мы не жалели, -- так это людей». Первая и вторая главки -- экспозиционные. Немцы теснят армию к Москве, и на передовую посылают кремлевских курсантов, «по-мальчишески звонко и почти радостно» реагировавших на пролетавшие юнкерсы, влюбленных в капитана Рюмина -- с его «надменно-иронической» улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостиной в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «...Снег -- легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок... ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. И не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории». Он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут заложниками войны. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Побелевший нос Сашки, неумолимое чувство страха не от того, что трусы, а от того, что у фашистов не жди пощады.

Рюмин уже знал -- «на нашем направлении прорван фронт», об истинном положении там рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез» -- так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя.

Появление политрука Анисимова вызвало надежду. Тот «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это был очередной обман. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях, в страданиях раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отрежь...», -- умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» -- решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «Ура! За Сталина!» (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то «бессловесное и жесткое». Алексей уже «не кричал, а выл». Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «...В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но началась самолетная атака немцев. Художник К. Воробьев потрясающе изобразил ад войны какими-то новыми образами: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков». Слова автора как бы воспроизводят страстный внутренний монолог Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба -- день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Кульминация происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. «Трус, изменник», -- внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», -- думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из иих боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. К. Воробьев-аналитик исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

Развязка наступает неожиданно. Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым. У них на глазах в воздухе был расстрелян советский ястребок. «Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! -- прошептал Рюмин. -- ...За это нас нельзя простить никогда!» Вот портрет Рюмина, который осознал великое преступление главного командования перед ястребком, мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: «Он плакал... невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...»

А еще Алексея ожидал поединок с танком. Удача: танк загорелся. «Оторопелое удивление перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в отступлении, в гибели самых чистых и светлых. Не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

В повести Воробьева как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма, и высокая правда юношей, живших, умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»

Повесть «Это мы, Господи». В этой повести автобиографический герой К. Воробьева предстает перед читателем под именем Сергея, захваченного в районе Клина в плен, -- туда, на запад, после разгрома роты двинулся Алексей Ястребов. Повесть о фашистском плене рассказывает не только об ужасах и зверствах фашистов. Она -- ответ тем, кто считал попавших в плен предателями.

Два года, проведенные Сергеем в плену, стали основой сюжета повести о страданиях и воле к жизни.

Вот пленных гонят по шоссе от Солнечногорска на Волоколамск.

Каждая строка начинается с абзаца и каждая вопит: «убивали».

Каунасский лагерь был пересылочным пунктом. Пленных встречали эсэсовцы, вооруженные лопатами, и с «нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать. Брызгала кровь, шматками летела срубленная косым ударом лопаты кожа». Умер на руках у Сергея капитан Николаев, которому лопата раскроила череп. Натурализм в описании зверств заставляет читателя не «услышать», а «увидеть» содеянное. Гиперболы в повести нет. Это обыкновенный каждодневный фашизм, а зверства и жестокость нелюдей -- это норма для тех, кто забыл общечеловеческий закон отношения к пленным. ...Сергей шел дорогой плена, обозначенной страшными указателями. Вот пленные попрошайничают: «Тетя, вынеси хоть картошку сырую... корочку...» Старушка, бросившая пленным сырые капустные листья, была убита. Вот Коля с фиолетовыми от гангрены ногами, тоскующий о маме, умирает. Вот сам Сергей сброшен немцами под нары, раздет донага. Вот пленных везут четверо суток без воды, хлеба и воздуха в заколоченных вагонах. Вот один уговаривает другого висельника: «Подымись, дура еловая! Разя это люди? Анчихристы! Встань же, ну!»

Сергей не хотел умирать, не дал отнять ногу: «Я еще буду драться!» Решение приходит в лагере смерти, который не охранялся, потому что в руках пленных были палки, без которых они не могли передвигаться. Восковые свечи пальцев тянулись к редкой травке, чтобы пожевать. Он все-таки бежал, скитался по болотам без хлеба, попал в руки полицейских и назвался: Русси-новский (от слова «Русь»). Рвался на родину. Источник мужества Сергея в любви к России и ненависти к фашизму. Ему не довелось испытать сталинского плена, потому что прибился к партизанскому отряду.

Название повести -- «Это мы, Господи» -- стон, молитва, которая помогала пленным.

Повесть В. Быкова «Сотников». У Василия Владимировича Быкова (род. 1924) особый стиль, своя тема. Художественное пространство его произведений сужено до размеров леска, хутора. Действующих лиц немного. Ситуация «двое в степи» предполагает особый художественный конфликт не между «немцами» и «советским воином», а между своими. И оба героя стоят перед нравственным выбором, ведущим либо к возвышению, либо к падению личности. Для Быкова важно, что свой выбор герой совершает без свидетелей, наедине с собой. Выбор не зависит от стыда перед другими.

Повесть «Сотников» в свое время (70-е гг.) вызвала большие дискуссии. Напомним сюжет: Сотников и Рыбак -- два партизана, согласившиеся добровольно в условиях окружения пойти в ближайшие села и достать продовольствие для отряда, были схвачены немцами, допрошены и получили предложение служить полицаями. Сотников отверг возможность спасения и был повешен, а Рыбак надел мундир полицая и, собственноручно казнив товарища («ловушка» ему была приготовлена немцами), хотел удавиться, но ему помешали.

Смысл споров вокруг повести сводился к тому, что какой же Сотников герой, если не успел сделать ни одного выстрела, и какой же Рыбак предатель, если честно тащил на себе товарища и нашел выход спасти свою жизнь, чтобы потом перейти к своим и отомстить немцам. Оказалось непросто разобраться в коллизии повести, потому что в жизни мы пытаемся найти выход из критического положения, цепляясь за распространенную логику: «Безвыходных ситуаций нет». Чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, нужно внимательно вчитаться в текст и психологический рисунок обоих характеров. Рыбак искренне и люто ненавидит фашистов -- никто с этим не спорит. Но вот «детали», компрометирующие его: удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку (разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой (шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!). Он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости, хотел оставить друга, но помешала мысль: «Что скажут в лесу?» Внутренний монолог героя проясняет тип человека с фамилией Рыбак: «За время продолжительной службы в армии в нем появилось несколько пренебрежительное чувство к слабым, болезненным, разного рода неудачникам, которые по тем или другим причинам чего-то не могли, чего-то не умели...» Рыбаку на войне все было просто. «Цель борьбы была очевидной, а над прочими обстоятельствами он не очень раздумывал», -- пишет о герое В. Быков. «Прочие обстоятельства» -- плен -- оказались ему не под силу.

Патологическая жалость к своему молодому телу, полное равнодушие к тем, кто страдал рядом, нравственная глухота -- все это привело к падению Рыбака. Сотников в своих раздумьях о Рыбаке точно поставил диагноз: «как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Во-первых, он не понимал логику фашизма, «который, ухватив свою жертву за мизинец, не остановится до тех пор, пока не проглотит ее целиком», во-вторых, не подумал, что ему, уже духовно мертвому человеку, придется быть свидетелем казни своих.

В логике самооправдания Рыбака вся тяжесть падает на обстоятельства, а не на личность, которая не имеет права идти на компромисс со злом. В жизни бывают обстоятельства, считает автор, сам прошедший войну, когда простым, ясным и честным выходом может быть только один -- смерть. И «хозяином» такого решения является сам человек и его совесть.

Сотников -- более традиционный характер для военной литературы, но несомненной удачей писателя можно считать внутренние монологи героя, которые, по контрасту с рыбаковским состоянием, помогают понять красоту последних часов жизни героя. «Господи, только бы выдержать», ведь он не супермен. Но Сотников человек идеи, он тоже не хочет умирать как скотина, которую ведут на заклание. «Каждая смерть в борьбе должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела завершить жизнь». Он вышел в сферу духовности, когда увидел сон про себя, ребенка, и отца, сказавшего: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете». Не на земле -- на небе. И Сотников понял: в его власти уйти из мира по совести. Это была последняя милость, последняя роскошь, которую, как в награду, давала ему жизнь.

Василь Быков своей повестью еще раз напоминает, что дело не в ярлыках: предатель или герой, а в том, сохранил ли человек в себе человека.

Рассказ Е.И. Носова «Красное вино победы». В небольшом по объему рассказе Евгений Иванович Носов (род. 1925) рисует госпиталь под Москвой, где лежат раненые, привезенные с полей войны, шедшей уже за пределами России. Главный герой, от имени которого ведется рассказ, поначалу не может привыкнуть к белизне тумбочек и простыней, к белизне гипсов и лиц без кровинки. Белый, белая, белое... Там, на войне, он сражался, а здесь сделал открытие: какие же все уязвимые, обыкновенные, «серийные». Но знакомство с ранеными и медперсоналом постепенно разрушает это представление. И Копешкин, и Саша Самоходка, и Бугаев, и тетя Зина, и сестра Таня -- все они прекрасны и индивидуальны. Копешкин все смотрит за окно, пытаясь разглядеть лес и поле, возможно, такие же, как у него в деревне. Милая Таня жалеет Михая, которому ампутировали руку. Тетя Зина помогает ему оправиться в туалете, не брезгует. Самоходка, калека, все мечтает о «девчоночке». «Я вдруг ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное, новое время... Что-то враз обожгло меня внутри гулкими толчками, забухала в подушку напрягшаяся жила на моем виске», -- говорит главный герой накануне 9 мая.

В этот день, когда все медсестры и врачи будут думать, как сделать его праздничным в палате тяжелораненых, когда вся страна будет готовиться к салютам и маршам, в госпиталь придет старичок фотограф... Ну и что же? Это естественно, такой день нужно запечатлеть! Но вот как запечатлеть -- в этом все дело.

У фотографа в сундучке было прямо-таки богатство: новенькие гимнастерки с блестящими пуговицами, кубаночки, ордена на выбор, намалеванный танк на полотне, манишки, целые руки и ноги. Почему автор сопровождает действия ловкого старичка ремарками: «встряхнул гимнастеркой, как фокусник», «проворно натянул», «шутил... морщась в улыбке», «цепким взглядом окинул Копешкина»? Что хотел сказать этой кульминационной в рассказе сценой автор? Многое. Во время праздника можно все: выпить обезболивающее средство, принарядиться... Но если в масштабах государства начинается маскарад: калек и уродов наряжаем, чтобы они не портили нам вид и не напоминали о пережитом, если мы переносим центр тяжести войны на героику, на подбитые танки и самолеты, -- что получается? Красочная декорация для киноверсий о счастливом окончании войны. Соблазн велик -- спрятать всех, кто на колясках, на костылях, без рук, без ног. Сфотографировать их этакими молодцами и фотографии разослать по всем журналам и газетам, а потом всех, скопом, на остров Валаам, подальше от здоровых, сытых, благополучных... Е. Носов угадал в этом фотоспектакле наметившуюся тенденцию лакировки жизни: фасад сталинской империи должен быть безупречен -- только белозубые улыбки на плакатах, только в полный рост победители-богатыри, освободившие Европу. Фотограф-старичок далеко не заглядывал, честно зарабатывал гонорар, но фальсификация войны уже началась. За фотографами последуют авторы «Белой березы» и «Кавалера Золотой Звезды», художники, киносценаристы. Бородухин, солдат, все понял: «Трупоед», -- и сплюнул.

Кончается рассказ горестной смертью солдата Копешкина, который так мечтал вернуться в свою деревню, к своей семье, к маленькому домику с березой под окном. «Я онемело смотрел на взбитую подушку, на ее равнодушную праздную белизну, и вдруг с пронзительной очевидностью понял, что ее хозяин уже ничто... Его не просто вынесли из палаты -- его нет вовсе. Нет!..» Так Е. Носов своим рассказом утвердил очень важную мысль: правда жизни и правда искусства должны быть в согласии, и никогда нельзя забывать, что праздничное вино, вино победы, красно всегда -- ив прошлом, и в настоящем, и в будущем: в нем кровь наших солдат.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» -- самое удивительное, самое жизнеутверждающее произведение, с которого, собственно, и началась военная тема в нашем искусстве. Она поможет нам понять, почему же все-таки, вопреки сталинизму и рабскому положению народа, великая победа над коричневой чумой состоялась.

«Василий Теркин» -- это поэма-памятник русскому солдату, который был воздвигнут задолго до окончания войны. Читаешь ее и как бы погружаешься в пушкинскую стихию живого, естественного, точного слова, сдобренного юмором, подковыркой («А в какое время года лучше гибнуть на войне?»), просторечиями, придающими языку терпкость («и хотя бы плюнь ей в морду»), фразеологизмами («вот тебе сейчас и крышка»). Через язык поэмы передается бодрое, честное перед собой и другими народное сознание.

Содержание поэмы поистине энциклопедично, достаточно выписать название глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», «Гармонь», «Смерть и воин», «По дороге на Берлин», «В бане». Василий Теркин будет проведен от боя -- к передышке, от переправы -- к окопу, от жизни -- к смерти, от смерти -- к воскрешению, от Смоленской земли -- к Берлину. А закончится движение по дорогам войны в бане. Почему в бане, а не с победным красным знаменем у рейхстага? Чем кончается в деревне пахота, сенокос, любая потная работа? Баней. Гениальной догадкой сын крестьянина Твардовский пришел к такому истинно народному финалу поэмы. Баня потому, что закончилась самая потная для народа работа -- война. В бане потому, что можно рассмотреть все шрамы и рубцы на теле солдата, победившего войну.

При всей эпической заданности сюжета в поэме торжествует лирическое начало, сообщающее повествованию пронзительную ноту любви и доброты, благоволения к человеку, будь он Теркин, будь старик ветеран, будь жена друга, будь санитар, будь генерал. Любовь растворена в каждой строчке поэмы.

Твардовский показал своего героя в полный рост. Его отличают доброта, юмор, чуткость, благожелательность, внутренняя сила. Он принимает все как есть, не занят только собой, не унывает и не предается панике («Перед боем»). Ему не чужды чувство благодарности, сознание единства со своим народом, не уставное «понимание долга», а сердцем. Он смекалист, храбр и милосерден к врагу («Поединок»). Все эти черты можно обобщить в понятие русский национальный характер. Твардовский все время подчеркивал: «парень он обыкновенный». Обыкновенный в своей нравственной чистоте, внутренней силе и поэтичности. Именно такие герои, не супермены, способны заряжать читателя бодростью, оптимизмом и «добрыми чувствами» к людям, стране, природе, ко всему, что именуется жизнью.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов " приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяже-лыми боями отходили русские воины, а потом насмерть сто-яли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм со-ветских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скреп-ленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ива-на Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бро-небойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова.. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безгра-ничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться. В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в кото-ром после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там ос-таваться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?»

Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрель-цова, но горло внезапно сжала горячая спазма...».

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодуш-ный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту исто-рию описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко -- «пусть враг времен-но торжествует, но победа будет за нами» -- отразили оптимис-тическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году.

Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появле-нию в романе нового героя -- генерала Стрельцова, брата Ни-колая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В те-чение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен. Он мужественно вытерпел все невзгоды плена.

В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии

Сильное эмоциональное воздействие производят все баталь-ные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и ко-мандиров -- остатки жестоко потрепанного в последних боях полка -- шли сомкнутой колонной», как воины сохранили пол-ковое знамя.

Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшего-ся лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще ус-лышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег? Танк его уже задавил, за-сыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, при-поднялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!»

Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который ис-пользует каждую возможность оказаться на переднем крае. Ло-пахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присмат-ривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать -- уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!»

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбар-дировщик.

Стрельцов при отступлении переживает: «...какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но от-вечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, суки-ны сыны!»

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с ко-лосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,-- как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пуле-метчик, упавший между цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит ко-щунственно...»

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Стали-ным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шо-лохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гени-альные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полко-водца не получается».

По роману «Они сражались за Родину» С. Бондарчук поста-вил фильм, одобренный самим Шолоховым.

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, пе-реходов. Такое изображение войны приводит читателя к выво-ду, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь -- подвиг.

Михаил Александрович Шолохов -- замечательный мастер слова, сумевший создать монументальные полотна народной жизни, проникнуть в душевный мир человека, он ведет серь-езный разговор с читателем «без малейшей утайки, без малей-шей фальши».

В День защитника Отечества как не вспомнить о литературных героях, которые "служили, не щадя живота своего"? Литература - не только русская - как правило, начинается с батальной темы. Война - сильное впечатление, трагедия, перемешанная с гордостью победителя. И неудивительно, что каждая большая война порождает Гомеров. Так было и в наших краях.

Евпатий Коловрат

В XIII веке русские дружины не устояли под напором монгольских орд. Сожженные города, погибшие витязи, горечь утрат… Рязанский витязь Евпатий Коловрат тоже погиб в бою с воинами Батыя. Но предание о том, как он громил врага, утешало. Даже если его не существовало, его следовало придумать. И летописцы подхватили историю, в которой захватчикам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: "И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его".

Пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав "О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!" Имя это и сегодня известно в России многим. Есенин посвятил Евпатию поэмы, а совсем недавно про него сняли кинофильм.

Илья Муромец

Это имя тоже не забудется. Любимый герой русского богатырского эпоса. Самый мощный и человечный. По наиболее популярной версии - крестьянский сын из села Карачарова. От соратников-богатырей отличается не только силушкой, но и мудростью. Мы видим его в сединах "старого казака". Именно Илья спас Киев от нашествия царя Калина - эдакого врага всех времен и народов. Муромцу случалось конфликтовать с князем Владимиром. Свою правду он отстаивал храбро. Однажды даже устроил в Киеве форменный погром в назидание заносчивому правителю.

В судьбе и норове Муромца можно искать ключи к загадке "русского характера". До 33-х лет богатырь сидел сиднем, но, когда пришло время "постоять за землю русскую" - исцелился и наполнился силой. Многозначительная метафора.

Когда возникли первые былины об Илье Муромце - неизвестно. То, что мы читаем, записано в XVIII-XX вв. Об Илье Русском знали и европейские сказители. А в Киево-Печерской лавре можно увидеть мощи Илии Печерского, причисленного к лику святых как "преподобный Илия Муромец". Поэму о главном русском богатыре пытался создать Николай Карамзин, но превзойти былинников не удалось ни ему, ни другим интерпретаторам.

"Богатырский скок". В.М. Васнецов, 1914 год. Фото: wikipedia.org

Слава Российская

Петр Великий был убежден, что России необходима не только армия, но и светская литература, которая должна воспевать подвиги воинства. Антологию русской поэзии можно начинать со стихотворения Феофана Прокоповича "За Могилою Рябою", посвященного не самому удачному военному походу нашего неутомимого императора - Прутскому. А в 1724 году выпускник Славяно-греко-латинской академии Федор Журавский сложил драматическую мистерию в стихах "Слава Российская", в которой воспел все победы императора разом:

Виват, Россия, виват днесь преславна!
Виктория россам учинися явна.
Скипетры союзны в лявру ныне зрятся,
Миром красятся,
Орел Российский прилетел к нам спешно,
Мир россианом возвестил утешно!

Так и начиналась наша поэзия - под стук топоров и пушечную пальбу. А возглас "Виват, Россия!" и в наше время можно встретить: он остается в репертуаре пропаганды.

Герои Измаила

Штурм Измаила потряс не только Российскую и Османскую империю. Содрогнулась Европа. Даже Байрон послал героев своей поэмы "Дон Жуан" на берега Дуная, в состав армии Суворова. Не мог пропустить измаильскую тему Гаврила Державин. Его ода "На взятие Измаила" стала самым популярным русским литературным произведением XVIII века. Там и для современного уха есть гармоничные и впечатляющие строфы:

А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрет;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.

А для ценителей допушкинской поэзии эта ода - "энциклопедия русской армейской жизни" XVIII века. Державин, несмотря на присущую ему "простоту солдатского сердца", был и вельможей и не мог не обращать внимания на придворные бури и заморозки. Суворов в те дни оказался нежеланным гостем на празднике в Таврическом дворце - и Державин не упомянул графа Рымникского в своей оде. Приписывать победу другому полководцу он тоже не стал. Просто, вопреки обычаям, ограничился воспеванием абстрактного Росса, воина, победителя. Суворов не сумел скрыть обиды. Примирились они через несколько лет, после новых од Державина, в которых Суворову было отдано должное.

Гравюра С. Шифляра "Штурм Измаила 11(22) декабря 1790 года". Выполнена по зарисовкам, сделанным художником-баталистом М.М. Ивановым во время боя. Фото: wikipedia.org

Да, были люди в наше время…

О 1812 годе написано немало, начиная с памятных "афишек" графа Ростопчина. Умело слагали стихи и прозу многие участники сражений, а первым среди равных был Денис Давыдов. Но есть одно стихотворение, которое в России читал каждый, а многие помнят наизусть. Хотя его автор в 1812-м еще не родился. Лермонтовское "Бородино" - одно из самых влиятельных произведений русской литературы. Молодой солдат спрашивает о бывалого бородинского ветерана:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана? -

И - 14 строф, почти сплошь ставших крылатыми выражениями. В этом стихотворении есть все, что необходимо для поэтической героики: подвиг, поражение, победа, высокий, но не заэтикеченный, слог, народность, исторический размах.

"Конец Бородинского боя" из цикла "1812 год". В.В. Верещагин, около 1899 года. Фото: wikipedia.org

Андрей Болконский

Лев Толстой создал русскую военную прозу. Все началось, конечно, с "Севастопольских рассказов", с той войны, которая превратила графа в боевого артиллериста. А потом, почти через полвека после завершения Наполеоновских войн, он обратился к истории великого противостояния с французами.

Среди героев романа "Война и мир" немало образцовых воинов. Серьезнее других относился к службе, пожалуй, князь Андрей. Многие представления Толстого о войне и мире отразились в глазах этого потомственного офицера. Раненный при Аустерлице и при Бородине, он не увидел русских знамен в Париже. Он был сложен, как сложен человек. Столь полнокровных образов в истории литературы немного.

Герой умирает от ран. Толстой осознает бессмысленность войн, но не может отмахнуться от батальной героики.

"Война и мир". Фильм Сергея Бондарчука, 1967 год. Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского. Фото: wikipedia.org

Василий Иванович

В годы Гражданской войны Дмитрий Фурманов был заметной фигурой в Красной Армии. Некоторое время он служил комиссаром и при комдиве Чапаеве, с которым отчаянно конфликтовал. Но Чапаев погиб. И Фурманов, отбросив ревность, превратил лихого командира в первоклассный литературный миф. Роман много лет изучали в школе и переиздавали необозримыми тиражами, но экранизация братьев Васильевых затмила книгу.

Фильм снят лишь "по мотивам" романа, расхождений между двумя произведениями немало. Например, у Фурманова ординарец Чапаева, Петька, застрелился, чтобы не попасть в плен. В кино он погибает от вражеской пули. Да и достоинства у фильма другие, главное из которых - эпический лаконизм. В романе Фурманова больше подробностей неприукрашенной войны. Писал он затейливо. Примитивных книг в двадцатые годы вообще было мало. И все-таки именно благодаря Фурманову порывистого командира с "пышными фельдфебельскими усами" в России каждый знает как Чапая.

Настоящий человек

В 1946 году вышла в свет "Повесть о настоящем человеке" военкора Бориса Полевого. Полевому не хватало литературного изящества, но тему он ухватил прочно. И летчик Алексей Маресьев, он же - Мересьев стал одним из символов доблести советского человека в годы Великой Отечественной. Таковым и останется. Не случайно даже композитор Прокофьев ухватился за этот сюжет, написал оперу по мотивам повести Полевого. Опера не самая удачная, но Прокофьев - слишком серьезное явление, чтобы мы и на нее не обратили внимания.

Такая книга была остро необходима. Летчику ампутировали ноги - а он не сдался, научился не только танцевать, но и летать "на протезах" и вернулся в боевую авиацию. И ведь действительно служил в Красной Армии такой летчик. И даже не один. Кстати, легко представить себе этот сюжет в интерпретации современного Голливуда.

Лейтенант Дроздовский

О Великой Отечественной написано несколько сильных книг. Начать отсчет, пожалуй, можно, с повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда". А в 1960-е "лейтенантская проза" стала знаком поколения. Юрий Бондарев для своего романа о Сталинграде нашел поэтический образ - горячий снег. В этом словосочетании - и бессмысленность войны, и ее возвышенная героика. Никогда не забудется этот "горячий снег".

Декабрь 1942 года, приволжская степь. Литература переплетается с биографией автора: ведь именно там сержант Бондарев принял свой первый бой, получил первое ранение… "Под Сталинградом закончилась моя юность. На войне мы прошли через все круги ада и были уверены, что видели в жизни все, что ничто нас уже не сможет удивить". Действие романа продолжается всего лишь двое суток. Но это именно роман - многоплановый, показывающий войну и через эмоции, и с аналитическим осмыслением. Невозможно было не поверить молодому лейтенанту Дроздовскому, весельчаку Нечаеву и другим артиллеристам, стоявшим насмерть на последнем рубеже. Многие из них, подобно самому Бондареву, оказались под Сталинградом сразу после училища.

"Горячий снег". Фильм Гавриила Егиазарова, 1972 год. Николай Еременко в роли Владимира Дроздовского. Фото: wikipedia.org

Война Захара Прилепина

Мирные времена, о которых мечтали герои Бондарева, так и не настали. Чеченские сюжеты лет десять оставались самыми острыми в журналистике. Но с литературой дело обстояло туго, книга, достойная внимания, появилась, когда "контртеррористическая операция" официально завершилась - в 2005 году.

Для Захара Прилепина роман "Патологии" не менее важен, чем "Севастопольские рассказы" для Льва Николаевича. Оба воевали. Снова - разрушенные города, заминированное пространство в пореформенной РФ. Вроде бы в мирное время. Паталогическое время. В этом романе почти все, как в книгах о Великой Отечественной - гибель товарищей, запах крови и спирта, страх и преодоление страха. Но есть и ощущение двойственности: Чеченская война - она и "своя", и "чужая". В романе нет ощущения победы, даже будущей.

Прошло меньше пятнадцати лет. Чеченская война не стала последней в истории России. Эксперты толкуют о "гибридных" боевых действиях. Появятся и новые книги. Героика необходима - как и во времена Гомера.

Разделы: Литература

Пояснительная записка

Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”.

При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе-интернате решает следующие задачи:

  • воспитать патриота и гражданина России;
  • сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
  • подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
  • сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
  • привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
  • воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.

Ориентирован на это и предлагаемый курс.

Цели и задачи курса

Ученик будет знать:

  1. О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях искусства разных жанров;
  2. О нравственных ценностях разных эпох;
  3. Различные способы выражения патриотической идеи.
  4. Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.
  5. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.

Ученик будет уметь:

На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.

Соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности:

Видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.

Ученик будет иметь опыт:

  1. Публичного выступления и выразительного чтения.
  2. Сопоставления произведений разных видов искусства.
  3. Создания исследовательского проекта.

Темы практических занятий и лекций

Виды деятельности учащихся

Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач.

“Защитники Земли Русской: Александр Невский”

Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности.
“Слово о полку Игореве” в музыке, живописи, литературе. Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы, знакомятся с выразительными возможностями разных видов искусства, готовят сообщения
Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории, литературе Слушают, конспектируют, комментируют особенности отношения к героям в исторических документах и литературных произведениях, готовят презентации
Защита границ Отечества в произведениях русской литературы. Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают литературные, военные и исторические документы, учат стихи, анализируют тексты, готовят презентации и сообщения
“Поэзия подвига”

(поэты и писатели Тамбовщины о Великой Отечественной войне)

Знакомятся с краеведческим материалом, готовят презентации, защищают рефераты и исследовательские работы
Проявление русского национального характера в годы Великой Отечественной войны Отражение идеи произведения “Судьба человека” в трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ
Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с сообщениями, готовят презентации, учат стихи, анализируют прозу

Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно-семинарских занятий.

Комментарии к содержанию программы

Занятие 1 (1 час).

Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока-исследования по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились, но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры, история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.

Занятие 2 (1 час).

Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" - яркое и вечно живое явление не только литературы древнерусской, но и новой - XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова" использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.

Занятие 3 (2 часа).

На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва".

Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения” России выражена в стихах М.Цветаевой.

Занятие 4 (1час).

Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”.

Занятие 5 (3 часа).

Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.

Занятие 6 (2 часа).

Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука “Судьба человека”.

Оборудование:

  • историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;
  • фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
  • отрывки из документальных видеофильмов.

Занятие 7 (2 часа).

Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.

Интегрированный урок, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву

Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):

  1. Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”).
  2. Образы защитников родной земли в русском фольклоре.
  3. Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.
  4. Литература блокадного Ленинграда.
  5. Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.

Есть такая профессия - Родину защищать. Родина -как много смысла в этом слове! Это родной край, земля, реки,дом в котором родился, мама! Каждый из мужчин защитник своей родины! Сколько молодых парней служат, отслужило в армии и каждый из них гордо носит звание «Защитник Отечества».

С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. В этом году мы праздновали семьдесят вторую годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы лет ни прошло, память о героях живёт и будет жить в сердцах россиян. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто с каждым днём приближал победу. Немаловажную роль в этом сыграли дети, сражавшиеся на войне наравне со взрослыми. К сожалению, о них мы часто забываем. Но они герои не в меньшей степени, чем взрослые. Сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны лишь небольшая часть того, что мы можем для них сделать.

Но,к сожалению, многие молодые люди мало что знают о героях Великой Отечественной войны. О них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. Пока хоть один человек будет помнить об историях героев, память о них будет передаваться из поколения в поколение и никогда не умрёт. Ведь вся сила народа в его прошлом.

Я вспомнила рассказ Е.Носова «Живое пламя», который прочитала в 7 классе. Там речь шла о молодом лётчике, который погиб на фронте. Как живое пламя горели в рассказе маки, посаженные матерью в память о сыне.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

Для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц.

Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, свободу, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://readera.ru/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru

Лучшие статьи по теме