Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Материал к сочинению по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" Ято важнее, разум или чувство? Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский

Материал к сочинению по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" Ято важнее, разум или чувство? Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тезисы, облегчающие ведение беседы с классом. Анимации помогают после ответов учащихся увидеть правильный ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. (2 часа) « Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» - В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?

СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста. Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему? Докажите, что это произведение сентиментализма.

Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

Тема разума, рассудка ЭРАСТ. Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.

Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор. 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?


РАЗУМ И ЧУВСТВО. МАТЕРИАЛ К СОЧИНЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Варианты вступления о роли чувства и разума в жизни человека

    Разум и чувство…. Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека. Душа человека сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берёт верх над чувствами. И часто случается так, что человек при всём желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевает разум.

    Разум и чувство – это две важные стороны внутреннего мира человека, две противоположности. Часто они вступают в противоборство, вызывая сложный конфликт в душе человека. Как поступить в ситуации выбора между чувством и долгом? Услышать голос разума и пренебречь чувствами. Или пойти на поводу у своих чувств и не прислушаться к доводам собственного разума. Ответы мы найдём в произведениях русской литературы.

    Борьба в человеке чувства и разума требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим чувствам или всё же не терять головы, призвать на помощь разум, предусмотреть все последующие последствия поведения, спровоцированными чувствами.

    Что должно быть сильнее в человеке, разум или чувство? Я думаю, что всё должно быть в гармонии. Разум вовремя останавливает человека от безрассудства, а чувство позволит получить удовольствия от жизни, раскрыть новые грани человеческой жизни. Разуму следует идти рука об руку, они должны быть равносильны и неразлучны.

    Шиллер говорил: « Просвещённый разум облагораживает нравственный чувства: голова должна остужать сердце, разум должен возвышать чувства».

    Чем нужно жить, разумом или чувствами? Я считаю, что всё должно быть в гармонии, уравновешено. И чувство и разум должны быть взаимосвязанными силами в человеке. Когда преобладает что-то одно, это неминуемо приведёт к несчастью.

    Человек существо, не только разумное, но и наделённое чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. Именно чувство позволяет ощущать счастье и несчастье. Не было бы чувств, разум не создал бы столько гениальных творений.

    Чувство – это эмоциональный процесс. Они не могут управляться разумом. Разум говорит одно, а чувства рождается вопреки ему.

    Люди руководствуются различными порывами, иногда ими управляют симпатии, тёплое отношение, они забывают о разуме.

    Именно чувства делают нас людьми. « Великим человек может быть благодаря своим чувствам – не только уму» Теодор Драйзер.

    Есть люди, подверженные чувствам. Во время любви сложно заметить очевидные реалии.

МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ

Вступление

1) Разум и чувство. Это две важнейшие стороны внутреннего мира человека. Жизнь человека, лишённая чувств, эмоционально бедна. Однако человек, идущий на поводу своих чувств, не умеющий разумно управлять своими эмоциями, способен совершить много необдуманных и непоправимых поступков (ошибок). Об этом невольно думаю после прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Книга был написана в тот период 18 века, века Просвещения, когда в культ был возведён разум. Но это также было время, когда просвещённая, образованная часть общества понимала необходимость облагороженного разумом чувства. Вот почему повесть «Бедная Лиза» так волновала современников Н. Карамзина и не оставляет равнодушными наших современников.

2) Что важнее, разум или чувство? Этот вопрос никогда не может дать однозначного ответа. Он из категории вечно неразрешённых. Особый интерес тема важности разума и чувства волновало общество в эпоху Просвещения. Эстетика Просвещения требовала от человека стремиться думать в первую очередь о благе Отечества, в ситуации выбора между чувством и долгом отдавать предпочтению долгу. Но жизнь показывала, что человек живёт не только разумом, но и чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает – невозможно вытеснить чувства из нашей жизни. Вот почему, чтобы ответить на вопрос: «Что важнее: разум или чувство?», я обращусь к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

ЛИЗА

Вводим аргумент

    У всех, кто читал «Бедную Лизу», главная героиня вызывает восхищение. Мы восхищаемся её нравственной чистотой, силой чувств, которые проявляются и к родителям, и к Эрасту. Но мы, читатели, и сострадаем судьбе героини.

    Кто бы ни читал «Бедную Лизу»: ни её первые читатели, ни те, кто был знаком с этой книгой в 20 веке, ни наши современники – все проникаются особыми чувствами к главной (заглавной) героине. Читатель преклоняется перед добрым, трепетным отношением к матери, нравственной чистоте героини, достоинством поступков, силой любовного чувства.

Основная часть

В начале повести мы видим в Лизе девушку чувствительную, но благоразумную. Он простая поселянка. Будучи единственной дочерью своей немолодой и больной матери, Лиза разумно устраивает свою жизнь. Она живёт своими трудами, продавая ландыши, собранные собственными руками. Денег, вырученных от продажи ландышей, достаточно на скромную, но достойную жизнь. Редкое благоразумие проявляет Лиза, когда во время первых встреч с Эрастом решительно отказывается от суммы, которую предлагает молодой, богатый и красивый дворянин. Такое достойное и совершенно неожиданное поведение бедной поселянки обескураживает Эраста, вызывает интерес, желание вновь и вновь видеть эту девушку.

Частые встречи Лизы с Эрастом, его интерес к ней делает своё дело: Лиза влюбляется в Эраста. Благоразумие оставляет героиню. Она старается не думать о том, что будущего у них нет. А это действительно так: ведь он дворянин, а она крестьянка. Ни законы того времени, ни семейные традиции такой брак бы не приняли и осудили. Вопреки этому Лиза ждёт встреч с Эрастом, желает их, ей милы его признания в любви. С каждой встречей разум уже не помеха Лизе в отношениях с возлюбленным и заводят эти отношения слишком далеко.

Разлука с Эрастом, которому нужно ехать в армию, где ведутся боевые действия, ещё сильнее укрепляет в Лизе любовное чувство.

Весть о том, что Эраст женится на другой ради выгоды, денег, сломила девушку. Жизнь становится ей невыносимой без того, без которого свет не мил. Лиза принимает решение уйти из жизни.

История бедной Лизы показывает, что такое сильное чувство, как любовь, способно затмить разум у самых благоразумных людей. В конце своей короткой жизни, готовая уйти из неё, настолько захвачена чувством обиды, отчаяния она забыла даже о матери.

Вывод

Читая «Бедную Лизу», мы можем по-разному рассуждать о том, что важнее – разум или чувство. А Н.М. Карамзин тоже ответил на этот вопрос, прославляя такое великое чувство, как любовь

Эраст

Есть в повести и другой герой – Эраст. В душе этого героя нет гармонической уравновешенности между чувством и долгом. Он всегда идёт на поводу своих страстей.

Увидев впервые Лизу, он покорён её красотой. Привыкший к лёгким победам, он пытается купить расположение Лизы, предложив денег сверх меры тех, какие просила эта девушка за скромные цветы.

Достойное поведение девушки только распаляет страсть Эраста. Он ищет встреч с ней. Она ему, несомненно, становится мила. Он видит в ней очевидные достоинства. Однако ему не хватает благоразумия вовремя остановиться, не дать отношениям с Лизой зайти слишком далёко. Как ни знать ему, что у них нет никаких перспектив создать семью. Более того: соблазнив Лизу, он постепенно теряет интерес к ней.

На войне, где сыны Отечества проявляют чудеса мужества и героизма, Эраст снова идёт на поводу своих страстей, хотя и другого рода. Он играет в карты и проигрывает всё своё состояние. Однако Эраст по-своему благоразумно поступает в этой ситуации: женится на деньгах. Безжалостно, жестоко предаёт свои чувства к Лизе, обрекает её на страдания и подталкивает её к самоубийству.

История Эраста, рассказанная Н.М. Карамзиным, – это история человека, который идёт на поводу своих чувств, который чаще всего живёт порывами и страстями. На примере Эраста в вопросе: что важнее, разум или чувства, Н. М. Карамзин ответил нам: конечно же, чувства, если они подлинные. Благоразумие Эраста – это благоразумие эгоиста.

Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России. Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили. Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез - признака чувствительности.

В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, "слезы нежной скорби".

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: "Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным" .

Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Что рассказал об Эрасте автор? Это "довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою".

Что привлекло Эраста в Лизе? "Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", - думал он и решился - по крайней мере на время оставить большой свет".

Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка? "У него такое доброе лицо, такой голос..." - восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: "Да как же нам называть тебя, добрый барин?" Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке. А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: "...думал только о своем удовольствии"? Конечно, это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины. Он думает; "Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив".

Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия, распространенная в литературе классицизма и сентиментализма. Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: "Отец Лизин... любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь". Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.

Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.

Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа. Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: "Никто не владей вами!" В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза "раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его". Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, "она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою".

Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы. Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: "Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу".

Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы - одними ее любви исполненными взорами - одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, - а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы".

Покинувший "большой свет", увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях. Лиза слушает Эраста "с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем". Она "не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими... ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть...".

Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор "огонь любви", "любовь сжигает сердца". Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь. Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.

Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения "не употребить" любовь Лизы во зло.

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Иколай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. При этом сословная принадлежность его героев достаточно широка: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель раскрывает своих героев, как людей со своими сильными сторонами характера и слабостями, людей страдающих и любящих, совершающих как благонравные, так и нелицеприятные поступки. Карамзину удалось глубоко постичь женские характеры своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы. Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза».Главная героиня произведения Лиза, молодая девушка, воспитывалась с точки зрения строгих нравственных принципов. Мать и покойный отец с детства внушали ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, остается верна его памяти долгие годы. С первых страниц повести заметно, что автор испытывает искреннюю симпатию к своей героине. Он не показывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно принять за бедных горожанок, так и представительниц обедневшего дворянского рода. Крепостничество никак не указано в повести. Автор только замечает, что девушка «трудилась день и ночь». Крестьянский труд главных героинь показывается в подчеркнуто пасторальной манере. Отношениям Лизы и дворянина Эраста также свойственны идиллические тона.Трагический финал этого любовного романа обусловлен обстоятельствами и легкомысленностью главного героя, а не какими-либо социальными причинами. В этом отличительная черта повести Карамзина от произведений Радищева, уделявшего огромное значение именно социальному окружению своих героев. Повесть отличается своей гуманистической направленностью, что поддерживается не только отношением Карамзина к Лизе, но и к ее возлюбленному. При раскрытии характера главной героини автор, как правило, не выходит за рамки принципов классицизма. Девушка добродетельна и чувствительна. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята читателями. Это связано прежде всего с гуманитарной направленностью произведения, а также с новыми формами художественной выразительности, используемыми автором.

Лучшие статьи по теме