Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности. Средства художественной выразительности

Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности. Средства художественной выразительности

Наличие всевозможного рода повторений , буквальные или почти буквальные повт-я часто значит. по размеру целых эпизодов. Н-р, приказание князя послу с букв. точностью повт-ся при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратн. Повт-я эпизодов,мб с некоторой тенденцией «наращения

Простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах. Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною». -постоянные эпитеты , прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представл-е об эстетич. вкусах и пристрастиях русских былин. Больш-во постоянн.эпитетов примен-ся лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее. - сравнения , напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»;

-уподобления (Владимир - красно солнышко, брови - черна соболя ).

- параллелизмы , особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок» ). - «окаменелые» эпитеты , т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (напр. кн. Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков). - гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания.

-эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).

- суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым.

- ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза ). Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Прием, характ-й для поэтики былин - способ их исполнения. В древности сказители подыгр. себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом, характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использ-и при исполнении былин всего неск-ко мелодий, они обогащали пение разнообр-м интонаций, а также меняли тембр голоса.

типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.).

16 Эти Б оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около 2) в центре события князь Владимир. 3) основная тема – защита рус. земель от кочевников. 4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси. 5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом. Пропп выделяет еще более ранний слой былин. К таким былинам он отнес былину «О Волхе». Пропп ясно сказал о том, как складывается жизнь и получается, что догосударственному времени отнесен не только сюжет, но и сама былина, ее создание, затем древний сюжет захвата женщин и территорий в былине обрастал чертами эпоса позднего 12вв. Волх получает задание идти в поход. Образ пира, как совета.

«Былина о великом богатыре Святогоре». Пропп: в ней отразилась смена представл-й об огромном мире, как идеале, о разуме земледельца. Идеал землевладельчества, а не охотника, как было раньше. Из всех князей выдвинут князь Владимир – он положит. образ, т. к. он объединил русские земли. При нем было принято христианство. Он привлекал в дружину из разных слоев общества.

Одна из поздний былин «Бунт Ильи против князя Владимира» . Полчища татар надвигаются, а князь Владимир перед этим обидел Илью на пиру. В поздних былинах Владимир наделен уже более жесткими, строгими чертами, но способен оценивать свои ошибки.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о камском побоище, о гибели богатырей, о Василии Игнатьевиче и Батыге);

былины соц.-быт. - социальные конфликты стоят на первом месте (Вольга и Микула, Илья в ссоре с Владимиром, Дюк, Чурила),

былины о сватовстве (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин).

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей , действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей : а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами. Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника. После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси. Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

18 Историч. песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображ-е события или эпизоды из жизни историч. лиц. Историч. песни – сюжетн. жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развив-ся быстро, нет стремл-я к замедл-ю повеств-я,не использ-ся приемы, способств. ретардации. Факты истории присутствуют в них в поэтич.преображенном виде, хотя историч.песни стремятся к воспроизвед-ю конкр. событий. Историч. песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качеств. новой ступенью в развитии нар. поэзии. События перед-ся в них с большей историч. точностью, чем в былинах. Первые записи относятся к 17веку, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в наст.время иссл-ли полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

Как жанр истор. песни сформир-сь в эпоху Моск. Руси, но первые проявились хронологич. раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольш.группы песен, связ. своим содерж-м с героич.подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл ). Эти песни характ-ся поисками новых путей историч. песенного повеств-я – отраж-м в произвед-х историч. конкр-ти или использ-я историч.темы для создания обобщ. Патриотич. образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни складывались обычно вскоре после описываемых событий. В историч. песнях может присутс-ть вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувелич-е, но почти нет гиперболиз-и. В историч. песнях достоверно раскрыв-тся психология, переживания, мотивы поступков персонажей, их внутр. мир.

Циклы ист.песен: 13 век. Рязанский цикл. (об Авдотье Рязаночке, о «татарском полоне») по поэтике сближа-ся с былинами, можно встретить зачин и запев, характ-й для былевого эпоса замедл-ть действия, создаваемую троекратными повторами и т.д. 16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче («Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла. 17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально. 18 век. Цикл песен о петровском времени . В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней . Суворов , его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года . О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

Изучение историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

19 Слияние песни и игры имеет начало из глуб. древности – из первых форм синкретичного фольклора. Тогда одной из форм К деят-ти первоб.людей было игрище – изнач. название нар. языч. обрядов, имевших магические ф-ии, связанные с солнечн . циклом, аграрными праздниками. Позднее это обрядовый комплекс, в котором Гусев выделяет карнавальные и хороводн. игрища. Карнавальные - публичные, яркие (и в фольклорных текстах, и в костюмах – ряженые), в которых участвовали все желающие (Масленица). Хороводные – лирико-драм. тональности, на окраине села, без посторонних зрителей (молодёжь) им свойств. однотонность худож.-изобразит.средств (хореографич. форма, а-капел. хоровое пение, праздничная, но бытовая одежда). В синкретич. единстве со словом, напевом, музыкой, игрой изначально выступал и хореографич. фольклор . Ранние формы хореографич. ф-ра были неотделимы от трудовой деят-ти людей и закреплялись в календ-х обрядах. Архаичным песенно-хореограф-м действом был когда-то хоровод – обряд в честь солнца. В хореограф.действах прис-ли сюжетные моменты, которые придавали изначальной хореографии театральность, (присутств-ю и сегодня и в народном танце), а в посл-и образовали отдельный род ф-ра – драму . Народная игра, песня и хореография были слиты воедино и выполняли ряд функций: Коммуникативная

Компенсаторная (отдых от труда)

Воспитание и обучение

Социализирующая (возможность заявить о себе)

Игровые песни имели древнее обрядовое происх-е Когда-то они были эл-ми обрядовых действ, а позже приобрели самостоят. статус. Игровые и хоров-е песни исполн-сь во время различ. молодёжн. игр и в хороводах; в них описывались и сопровожд-сь имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство), их отличит. признаком является игровое действие . Среди игровых выделяется особая разновидность – «поцелуйные песни». По месту в общей композиции хороводного или посиделочного развлечения игровые песни разделяются на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоят. игру, законченное худож. произведение. Связь с древними заклинат. обрядами обусловила образный строй этих песен и тематич.направленность песенно-игрового фольклора – мотивы аграрного или промыслового хар-ра и любовно-брачные мотивы. Нередко они объединялись, н-р, в песне «А мы просо сеяли, сеяли». Кол-во эпизодов песни может быть от трех до двадцати. Игра предпол-т общение, поэтому игровые песни часто диалогичны, хотя возможны и небольшие монологи-обращения. Диалоги перемежаются монологами. Драматургия песни предпол-т вопросы и ответы различных групп играющих, изображ-х не т-ко антропоморф. персонажи, но и животных, птиц. Действенность, динамичность этих песен приводит к особому образн. строю, в к-м отсутствует описат-ть, но моделир-ся движ-я, часто связанные с трудовыми проц-ми. Например, с обрядами весеннее-летнего периода связаны молодёжные игровые песни, которые дополнялись пластическим изображением полевых работ (« а мы просо сеяли», «вейся ты вейся капустка»). Подраж-е повадкам животных прослеж-ся в песне «Заинька», имитация трудовых проц-в в их последоват-ти в песне «а мы сеяли, сеяли ленок». Для игровых песен более хар-ны короткие, в мелодич. отнош-и повелит-восклицат интонации. Эмоц. фон игры всегда веселый, радостный, именно он доминирует и в мелодике этих песен. Рассказ о трудовых проц-х и иных действиях в оптимистич.ключе также имеет заклинат. значение, предвосхищая оптимистич. результаты – хороший урожай, приплод домашних животных, удачную охоту и т.д. Игровые песни предпол-т синкретизм исполнения . Они зрелищны благодаря игровым движениям и передаче содержания самого игрового процесса. Древнейш.песни-действия со временем эволюц-ли в игровые, рекреативные системы, в которых участв-т преимущ-но молодое поколение. Позднее смыслом испол-я этих песен становятся не магич. составл-е, а забава и развлеч-я. Более поздние образцы игровых песен вообще отвлек-ся от магич. мотивов, в них исчезают образы прир. происх-я (представители растит. и животн. мира), и на первый план выходят соц-бытовые проблемы, связанные с трудом и семейными традициями человека. Также к игровому песен.фольклору можно отнести и др. обрядовые песни – ритуальные, величальные, корильные, т.к. они присутст-ли на свадебн. обряде, к-й сам по себе был игрой, отработанной до мелочей. Песенно-игров. форма также имела проявл-е в детском фольклоре. Так, первые песенно-игровые формы ф-ра ребёнок получал от матери ещё на первом году жизни. Это пестушки и потешки.

2 осн. группы . 1 – производств.-бытовые мотивы , поэтич. реминисценции из повседн. трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" - эти песни прослеж-т судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). 2 группа Х. П. посвящ. молодым людям - надеждам на счастл.брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); Хороводн.песни исполнители отчетл. разд-т на весенний, летний и осенне-зимний циклы . Содержание хоровода мб по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содерж-е песни, то внутри круга разыгр-ся какой-либо традиц. сюжет.

Хороводными называются в весенние игры-пляски с песнями. +аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первоб. синкретизма поэзии, предш-го ее дифференц-и. В Х. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Х. водится во всякое время года даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Сходные игры приуроч. к весне и более всего к пасхальной неделе. Два представления - весны и любви-брака - являются основными в весенних хоровых играх обрядового характера, равно как и в хороводных. Детские игры часто являются результатом обветшания хоровой обрядности.

Лирика- поэтич. род устного художе. творчества. В нар.лирике слово и мелодия неразделимы. Глав.назнач-е лирич. песен- раскрывать мироощ-е народа путем непоср.выраж-я чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Голос: – частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория) – частушка – романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура). – протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать. Песни, сопровождающие движение: – трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые,

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет. – хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме – плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.

Необрядовая лирика не привязана к обряду.У нар. лирики нет авторов: это обобщ.подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека. В Л.П. запечатл.отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций , связанных с взаимоотнош-ми крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец,правила неписаннойнародной морали . Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.

Частые : наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусл. тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирич. песней, к-я могла исполн.я и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические , кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.

Протяжные : составляют осн. раздел традиц. Крестьянск. лирики; он не только богаче всех других народопесенн.разновидн-й по объёму, но и значит-е их по содерж-ю. В этих песнях глубже, чем в других, отразились осн. соц. проблемы русс.нар. жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжн. песен намечаются 2 различных способа изображ-я быта и переж-й лирич. героев. В одном случае содерж-е песни связывается с теми или иными событиями обществ. или личн.характера и изла-гается в виде рассказа . Так постр. очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных соц. групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае Л.П. имеют хар-р интимных высказ-й, раздумий, жалоб, воспомин-й, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкр-х сюжетных контуров. В песнях любовных , основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильств. замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутских осн. сюжетн.мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное полож-е рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого соц. протеста и полны реалистич. картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу

Можно разделять по функциям:

Лирические (исповедальные, песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные), поцелуйные.

Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.

тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский

1.Есть девичья- юношеская(любовная)

2.мужская- женская(семейно- бытовая)

3. рекрутские и солдатские

4.разбойничье

5. антикрепостнические

Колпакова предложила жанровое деление:

Песни заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.

Композиция лирических песен.

Диалог(но чистого диалога очень мало)

Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)

Особенности поэтики:

Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский - «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный (чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)

Цепочки - ступенчатая композиция, Антитеза, Зачин- он задает тон, вводит в курс дела, Концовки, Анафора, Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. Воздействие песни.

Сравнения,

Метафоры. особо значим прием развернутой метафоры.

Гиперболы,

Эпитеты. Постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали природу, быт, образ человека.

Уменьшит- ласкат суффиксы, Преобладание глагольных форм.

Логические нарушения привычны для лирических песен:

1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.

2.пространственные нарушения(сад посреди леса)

Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.

Разные лирич. субъекты дают разную оценку ситуации в лирич песне, но т.к объекты едины, они сливаются. (что чужая жена- лебедушка белая, а своя-то жена- полынь горька трава… и тут же: никто травку не сорвет, никто девицу не любит, никто замуж не берет)

В Л.п. используется 2 худож. системы: 1. Описание; 2. Иносказание, постр. на символике. В песнях есть свой условн. язык, к-й сост-т из традиц. формул. Без их знания трудно понять содерж-е Л.п. В песнях внутр. состояние перед-я через внешн.(сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскр-ся в сопост-ие с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем . В л.п. богато представл. символика.Символы устойчивы,песенная символика восходит к архаич.представл-м. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутств-т богатая цветовая гамма.

Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул.

Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость. Формула- стабилизирующий фактор. Большую роль играют не внешние, а внутренние связи. Цепочное соединение относится к внешнему.

21 Фолькл. театр - традиц. Драматич. творчество народа. Типы народно- зрелищной культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклора принято рассм-ть дотеатральный и театральный этапы нар.драм. тв-ва К дотеатр-м относятся театрализ-е элементы в календарных и семейных обрядах. 1. В календарных : символические фигуры масленицы, Купалы, ярилы, Костромы и проч., разыгр-е с ними сценок, ряженье. Видную роль играла аграрная магия, магические д-я и песни. (на зимние святки по деревне тянули плуг, посевали в доме зерном и т.д) с потерей магич. знач-я обряд - забава. 2. свадебный обряд тоже представлял собой театрализ. игру:распределение «ролей», последоват-ть сцен. Однако свадебный обряд не восприн-ся народом как театр-е действо. 3. в календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. На святки, масленицу, пасху они исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы. 4. помимо обрядов, театр элементы сопровождали исполнение многих фольк жанров: сказок, шуточных песен и т.д. например, сказочник не просто рассказывал сказку, а жестикулировал, изменял голос, брал в руки какие-то предметы и т.д. фактически это была игра одного актера.

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далеких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
У былин много характерных для них особенностей.
Медленное изложение событий - первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента - гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так й в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы - мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле - это чужбина.
Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
Использование гиперболы (преувеличения) - тоже особенность былин. Русские богатыри - необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев - это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя - это вымысел.
По содержанию былины принято делить на две большие группы.
Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств.
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления - зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице - почестен пир...
После зачина следует основная часть - повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация - наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия - поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют...
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин - частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца - более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила...
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины...
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки...
Другая примечательная особенность былин - постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце - красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец - добрый. Богатырь - святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля - так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы - преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Содержание статьи

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности.

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Сюжеты былин.

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).

Основные былинные герои.

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Святогор

относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором (остальные возникли позднее и носят фрагментарный характер): сюжет о находке Святогором сумы переметной, принадлежавшей, как уточняется в некоторых вариантах, другому былинному богатырю, Микуле Селяниновичу. Сума оказывается столь тяжела, что богатырь не может ее поднять, надрывается и, погибая, узнает – в этой суме находится «вся земная тягота». Второй сюжет повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

Илья Муромец,

несомненно,самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.

Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.

Добрыня Никитич

– популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей , Добрыня и Василий Каземирович , Бой Добрыни с Дунаем , Добрыня и Маринка , Добрыня и Алеша .

Алеша Попович

–родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин , Алеша Попович и сестра Петровичей .

Садко

также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.

Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.

Василий Буслаев.

Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького . Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.

Исторические этапы развития былины.

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).

Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.

С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи , Птицы ) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.

В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.

Историческая действительность и художественный вымысел в былинах.

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

Тем не менее народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.

Циклизация былин.

Хотя в силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни складываются в циклы либо вокруг какого-либо героя, либо по общности местности, где они бытовали. Классификации былин, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, тем не менее, принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или «владимиров» цикл.

В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин , Илья и Идолище , Ссора Ильи с Владимиром ).

Новгородский цикл.

Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Московский цикл.

В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

К сожалению, русский героический эпос не сложился полностью, в этом отличие его от эпосов других народов. Поэт Н.А.Заболоцкий в конце жизни попытался предпринять беспрецедентную попытку – на основании разрозненных былин и былинных циклов создать единый поэтический эпос. Этот смелый замысел ему помешала осуществить смерть.

Собирание и публикация русских былин.

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым . Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Впервые осмыслить русский эпос как цельное художественное явление и понять его взаимосвязь с ходом русской истории попытался К.Ф.Калайдович (1792–1832) в предисловии к предпринятому им второму изданию сборника (1818).

По мнению представителей «мифологической школы», к которой принадлежали Ф.И.Буслаев (1818–1897), А.Н.Афанасьев (1826–1871), О.Ф.Миллер (1833–1889), эпические песни были не более чем производными от более древних мифов. Основываясь на этих песнях, представители школы пытались реконструировать мифы первобытных народов.

Ученые-«компаративисты», среди которых – Г.Н.Потанин (1835–1920) и А.Н.Веселовский (1838–1906), считали эпос явлением внеисторическим. Они утверждали, что сюжет после своего зарождения начинает странствовать, видоизменяясь и обогащаясь.

Представитель «исторической школы» В.Ф.Миллер (1848–1913) изучал взаимодействие между эпосом и историей. По его мнению, в эпосе регистрировались исторические события, и, таким образом, эпос является своего рода устной летописью.

Особое место в русской и советской фольклористике занимает В.Я.Пропп (1895–1970). В своих новаторских работах он сочетал подход исторический с подходом структурным (западные структуралисты, в частности К.Леви-Строс (р. 1909), называли его родоначальником их научного метода, против чего В.Я.Пропп резко возражал).

Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе.

Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры. Следы знакомства с русскими былинами нетрудно увидеть и в поэме А.С.Пушкина Руслан и Людмила и в стихотворных балладах А.К.Толстого.

Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П.Бородин (1833–1887) создал оперу-фарс Богатыри (1867), а своей 2-й симфонии (1876) дал название Богатырская , использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах.

Соратник А.П.Бородина по «могучей кучке» (объединению композиторов и музыкальных критиков) Н.А.Римский-Корсаков (1844–1908) дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину Садко (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу. Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы в 1914 оформлял художник И.Я.Билибин (1876–1942).

В.М.Васнецов (1848–1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна Витязь на распутье (1882) и Богатыри (1898).

К былинным сюжетам обращался и М.А.Врубель (1856–1910). Декоративные панно Микула Селянинович (1896) и Богатырь (1898) по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы.

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л.Птушко (1900–1973) Садко (1952), оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я.Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н.А.Римского-Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера Илья Муромец (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский (1928–1997) создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется Садко богатый (1975).

Береника Веснина

Литература:

Былины Севера. Записи А.М.Астаховой . М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
Ухов П.Д. Былины . М., 1957
Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины . М., 1958, тт. 1–2
Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения . М. – Л., 1966
Ухов П.Д. Атрибуция русских былин . М., 1970
Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым . М., 1977
Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора . Л., 1982
Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин . М., 1993
Пропп В.Я. Русский героический эпос . М., 1999



Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник») . События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках) , называются общими местами. Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: То старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения) . Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней) . Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя» . Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку...дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь» . В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях, Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки, Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой.. . Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть» ; «А орать да пахать да крестьяновати,» ; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось... » Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. стрелочки калёные» , «седёлышко» , «уздечки» , «войлочки» , «потнички» и т. д.

Лучшие статьи по теме