Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  •  Треплев - характеристика героя (персонажа) (Чайка Чехов А.). Символическое значение образа чайки в пьесе А.П

 Треплев - характеристика героя (персонажа) (Чайка Чехов А.). Символическое значение образа чайки в пьесе А.П

Тенденцией культурного сознания XIX века было освоить противоречивость жизни со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы и нерешенные проблемы. А самое главное - не удовлетворяться приблизительными ответами. Все это в полной мере нашло отражение в творчестве Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Но не менее актуальна и иная тенденция - потребность современного человека найти в сложном и меняющемся мире стабильные ориентиры, стремление опереться на что-то простое и ясное. Эти попытки «укоренится», найти опору для нравственной жизни и отражены в комедии Антона Павловича Чехова «Чайка».

История написания «Чайки» - насколько можно судить по записным книжкам – показывает, что в начале черновые заметки группировались вокруг Треплева, его бунта против засилья рутинеров в искусстве. Но вскоре другие персонажи, с которыми сталкивался молодой художник, обретают самостоятельность, выходят из окружения главного героя и образуют новые центры, новые «очаги» сюжета. И в конце концов полностью укореняется образ чайки, который станет настолько главным, что затмит собой всех героев.

У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства. Отсюда и понимание смысла названия пьесы: «Чайка» - одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини - чайки.

Символично заглавие пьесы. Всем известно, что у художников слова заглавия находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования, с господствующей в этом произведении авторской интонацией.

Мы с детства привыкли к Чеховским заглавиям и порой не замечаем, что уже в них не только обозначен объект изображения, но и дана неоднозначная авторская оценка. В интонации Чеховских заглавий выражается отношение писателя к изображаемому в произведении.

Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении? Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Это и сама Нина, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу. Это в какой то мере и Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда- то убил чайку. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Таким образом, чайка проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяет в себе все образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая.

Этот образ-мотив содержит заряд всеобъемлющего чувства – трагически-напряженного, философского и глубокого. Под воздействием его «силового поля» одни персонажи становятся крылатыми, музыкальными, другие – бескрылыми, прозаическими.

Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.

Образ вольной птицы – символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

Но Чайке также неизменно сопутствует и образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил элементом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. И ритуальное омовение – как бы второе рождение. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно поэтому нашу героиню – чайку так манит к себе вода.

Нина Заречная, появляясь впервые на сцене, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.

В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: «Я – чайка». В сущности, действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины-чайки к озеру.

«Отчего люди не летают? …» - говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала их. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой, убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.

Чайка (Laridae) – птица отряда Ржанкообразных,семейства Чайковых, которые ведут морской образ жизни. Чаек можно встретить на любом пляже мира, они распространены по всему земному шару. Телосложение чаек обеспечивает их всем необходимым для проживания на побережье, они отличные рыбаки и ныряльщики.

Чайка – описание и фотографии

Птицы этого вида мало отличаются друг от друга, их сложно не узнать. Характерные признаки чаек — это контрастный окрас тела (чаще всего это темные отметины на голове, кончиках крыльев и белый низ) и перепончатые лапы. Чайки относятся к птицам среднего размера, длина их тела составляет 30-80 см, а вес от 100 грамм до нескольких килограммов. Ученые предполагают, что контрастный окрас тела помогает чайкам оставаться невидимыми для рыбы, пока они парят над водой в поисках добычи.

Оперение чаек чаще всего белое, но бывают серые и даже розоватые (в брачные периоды) оттенки. Брюшко чаек остается неизменно-белым, разнятся лишь темные пятна на спине, голове или крыльях. Все вышесказанное относится к взрослым особям, а вот молодые птицы, которые не достигли еще половой зрелости, имеют темные полосы на теле, которые создают маскирующий эффект. Это необходимо для того, чтобы молодняк был менее заметен для наземных хищников, ведь в силу своей неопытности они становятся легкой добычей.

В течение 2-4 лет молодые птицы обзаводятся брачным оперением. Чайки, как морские птицы, отличаются водонепроницаемым оперением. Они обладают обильным подпушком, а их перья покрыты специальной смазкой, благодаря которой чайки не боятся воды. Крылья чаек относительно длинные и широкие, несколько изогнутые при полете, а также отличаются темными перьями по краям. Хвост короткий, с рулевыми перьями.

Еще одной отличительной чертой чаек является их клюв. Он прямой, на конце изогнутый, а по бокам несколько сжат. В ходе эволюции клюв чаек преобразился для того, чтобы удержать скользкую рыбу в клюве: появился острый крючок на конце, а по бокам клюва – острые зубчики.

Лапы чаек имеют перепонки, что делает их схожими с ластами и помогает с легкостью передвигаться в воде. Чайки почти также хорошо плавают, как и летают. Их рацион составляет различная рыба и мелкие морские насекомые, которых они достают прямо из воды. Отдыхая на берегу моря, часто можно наблюдать за тем, как они стремительно падают в воду за своей добычей. Едой для чаек может стать мелкая и средняя рыба, крабы, моллюски, креветки, отходы рыбных производств и даже падаль.

Чайки — это очень прожорливые птицы. Если рассчитывать количество съедаемой рыбы одной особью за день, то число не особо поражает. Но возьмем для примера 60 тысяч чаек, которые гнездятся на побережьях Черного моря: за тот же самый день они уничтожают больше 10 тонн морских насекомых.

Все птицы этого вида моногамны, сформированные пары сохраняются в течение долгих лет. Во время брачного периода происходит ритуальное кормление – самцы приносят еду для своих самок. В остальное время за пищей летают и те, и другие. Помимо кормления самцам также предстоит выбрать место для постройки будущего гнезда. Гнездятся чайки часто прямо на земле, либо же на скалах. Гнездо чайки строят из травы, веточек и мокрого песка. Кладка состоит из 2-4 яиц, которые высиживают по очереди и самка, и самец. Птенцы большинства видов полу-выводкового типа, покрыты серым пухом и остаются в гнезде на протяжении нескольких недель, однако у некоторых чаек, птенцы которых относятся к выводковому типу, детеныши покидают гнездо почти сразу, через несколько часов после вылупления они уже прячутся в воде.

Заречная Нина Михайловна в пьесе Чехова «Чайка» — красивая девушка 18—19 лет (в IV действии ей — 20—21) с нежной улыбкой и выражением ангельской чистоты и кротости на лице; дочь богатого помещика.

По всей видимости, Нина Заречная была нелюбимым ребенком в семье: ее мать перед смертью завещала все свое состояние мужу, который, женившись второй раз, перевел его на имя мачехи Нины, по сути дела, лишив дочь наследства. Отец и мачеха держат девушку в строгости, не разрешая ей посещать усадьбу их соседа Сорина, где бывают артисты и писатели, так как с их точки зрения там царит атмосфера «богемы». Для Нины Заречной же дом отца подобен «тюрьме», и при первой возможности она вырывается оттуда, убегая к соседям.

Нина, как всем кажется поначалу, влюблена в Треплева, в необычной пьесе которого, поставленной в домашнем театре, она играет «мировую душу». На самом деле в усадьбу Сорина ее влекут слепой восторг и преклонение перед бывающими там «знаменитостями» — матерью Треплева Аркадиной и ее другом писателем Тригориным. Нина Заречная, сама страстно желающая стать великой артисткой и мечтающая о шумной славе, считает их необыкновенными людьми, стоящими над толпой и не обладающими обычными человеческими слабостями и недостатками, она с трудом совмещает в своем сознании их идеальный образ с тем, что видит в реальности. Однако вера в идеал побеждает, и знание о том, что, например, знаменитый писатель Тригорин может целый день посвятить ужению рыбы, а знаменитая актриса Аркадина может быть несправедлива, груба и капризна, не мешает ей восхищаться ими обоими.

После знакомства с Тригориным от ее девической влюбленности в Треплева не остается и следа, разочаровывается она и в его таланте, в котором она, впрочем, сомневалась с самого начала (пьеса Треплева не нравилась ей тем, что в ней «нет живых лиц» и «мало действия»), тригоринские же рассказы для нее — чудо совершенства. Нина Заречная в пьесе «Чайка» Чехова сама признается Тригорину в любви к нему и, чувствуя, что готова следовать за ним всюду, где бы он ни оказывался, бросает отца, дом и уезжает вслед за своим кумиром в Москву с твердым решением стать актрисой. После непродолжительного романа с Тригориным она оказывается брошенной им, у нее рождается ребенок от него, вскоре умирающий, а попытки утвердиться на сцене также не приносят ей того удовлетворения и славы, о которых она мечтала.

Нина дебютировала под Москвой, в дачном театре, потом поехала в провинцию, где бралась за большие роли, но играла неумело, грубо и безвкусно. Вероятно, именно в это время она пишет одно за другим письма Треплеву, подписываясь «чайкой» — с явным намеком на записанный при ней Тригориным «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, живущей на берегу озера и свободной, как чайка, которую от нечего делать погубил охотник, некий случайно попавшийся на ее пути человек. Единственное, в чем Нина, сломленная судьбой, но не пожелавшая порвать со сценой, может теперь черпать нравственную поддержку, это убеждение, что главное в актерском ремесле — «умение нести свой крест», т. е. терпеть и веровать в свое призвание вопреки неудачам. Об этой своей новой — купленной ценой тяжелейших страданий — вере она сообщает Треплеву, когда через два года после отъезда неожиданно возвращается в родные места; но спасительная мощь этой веры частично поставлена под сомнение тем, что, говоря о ней, девушка находится в странном состоянии, немного похожем на легкое помешательство: мысли ее путаются, она с трудом подбирает слова, то и дело, как будто вспомнив о чем-то самом главном, называет себя «чайкой»; непонятно, зачем она зашла к Треплеву: то ли для того, чтобы вспомнить о той наивной и чистой любви, которая когда-то была между ними, тогда еще не знавшими, как жестоко расправляется жизнь с мечтами молодости; то ли для того, чтобы убедиться, что Тригорин, которого она любит по-прежнему, действительно вернулся к Аркадиной и теперь вместе с ней, как слышит Нина Заречная, смеется над чем-то в соседней комнате. Нина расстается с Треплевым, не подозревая, что своим уходом, как и откровенным признанием, что все еще любит Тригорина, лишает своего друга юности последней надежды и тем самым невольно способствует тому, чтобы он решился на роковой шаг — самоубийство.

«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.

«Чайка» Чехов главные герои

  • , по мужу Треплева, актриса
  • , её сын, молодой человек
  • Пётр Николаевич Сорин, её брат
  • , молодая девушка, дочь богатого помещика
  • Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
  • Полина Андреевна, его жена
  • Маша, его дочь
  • , беллетрист
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач
  • Семён Семёнович Медведенко, учитель
  • Яков, работник
  • Повар
  • Горничная

Врач Дорн Евгений Сергеевич — своеобразный представитель автора в пьесе. Это немолодой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их благосклонности. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он чуть ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении должен быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «…Так как… забредете, и ваш талант погубит вас».

Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Николаевич Сорин , владелец имения, где происходит действие пьесы, брат Аркадиной. Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полной бездеятельности, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости у него. Себя он называет «человеком, который хотел»: хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не осуществил.

Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадину: «Нельзя так… вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все его болезни — от однообразия жизни.

Маша Шамраева — дочь управляющего имения Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самой себе, так как считает себя самой несчастной из-за неразделенной любви к Треплеву. Она отвечает Аркадиной на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, словно я родилась уже давно… И часто не бывает ни единого желания жить».

Медведенко же из-за его постоянных жалоб на бедность делает замечание: «На ваш взгляд, нет большего несчастья, как бедность, а как по мне, так в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать чем… Впрочем, вам не понять…».

Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплеву, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Итак, и здесь трагедия неразделенной любви, которая преодолела и материнские чувства, и чувство обязанности.

Учитель Семен Семенович Медведенко — человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного просвещенный, но больше — ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.

Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Итак, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.

Выстраивается такая любовная цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.

Сочинение

Окрыленный образ «Чайки» стал в русском искусстве символом победы человеческого духа над всеми трудностями жизни. Призыв Чехова «не бояться жизни» был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед жизнью, то приукрашивая ее, то уходя от нее в тупики, откуда нет выхода. «Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно», - говорит Нине в финале пьесы Треплев, ка.к бы подводя итог раздумьям автора. В октябре 1896 года аЧайка» была поставлена иа сиене Александрийского театра в Петербурге, того самого театра, в котором был встречен: злобой гоголеВ’ ский «Ревизор» и освистана «Женитьба».

Утром в день спектакля Антон Павлович встречал на вокзале приехавшую из Москвы сестру.

* - Напрасно ты приехала - говорил он, идя с Марией Павловной по перрону,-пьеса провалится.

Вид у него был пасмурный и угрюмый. Войдя вечером в зал, Чехов обвел взглядом ряды присутствовал почти весь литературный Петербург. Но большая часть публики вряд ли знала о существовании Чехова. «Чайка» давалась в бенефис комической актрисы Левкеевой, любимицы дельцов, приказчиков, гостинодворских купчиков. Поклонники ее таланта пришли в театр повеселиться: Левкеева умела смешить. При первых же репликах зал замер в недоумении: на сцене какая-то девица, нюхающая табак, учитель, рассуждающий о своей трудной жизни: «Я получаю всего 23 рубля в месяц». В партере хихикнули, ложи отозвались смехом. Первые ряды зашевелились, заговорили, демонстративно поворачиваясь спиной к сцене. Актеры растерялись, заглушаемые шумом реплики звучали неуверенно. Когда Заречная - Комиссаржевская1 произнесла первые слова своего монолога, в зале не смеялись - хохотали.

Занавес опустился под свистки, шиканье, яростное топанье ног. Чехов, бледный от волнения, встал, Он вглядывался в лица знакомых литераторов и не узнавал их. Что кроется в глазах этих людей, которые вчера еще улыбались ему, ловили каждое его слово? Почему эти люди избегают его взгляда? И расфранченная публика бенефиса и пишущая братия Петербурга в невиданном единстве отстаивали в этот вечер ветхое, отжившее свой век искусство, против которого поднялся Чехов. Неискушенные в вопросах литературы зрители сочувственно прислушивались к нарочито громким голосам журналистов:

* Безобразие! Писал бы уж лучше свои рассказы! Где он нашел в России таких людей? Ни завязки, ни развязки, ни характеров!

Чехов ушел из театра, не дождавшись конца спектакля. Долго бродил он один по чужому, холодному городу. Утром Антон Павлович, не простившись ни с кем, уехал домой. Его провожал писатель Потапенко. Чехол был спокоен, шутил, но в глазах у него застыла боль.

Кончено, - говорил он, стоя на площадке вагона,- больше никогда не буду писать пьес.

«Не води речь о театре, - писал Гоголь своему другу Погодину, потрясенный злобными нападками критики на «Ревизора»,- кроме мерзостей ничего не соединяется с ним». Вскоре после постановки своей комедии Гоголь уехал за границу мыкать» обиду. Чехов был тверже и сильнее. Уже на другой день, вернувшись в Мелихово, Антон Павлович вошел в колею привычной ему жизни: принимал больных, хлопотал о книгах для таганрогской библиотеки, готовился к народной переписи. Месяц, спустя Антон Павлович уже спокойно вспомина л о «громадном неуспехе» «Чайки», но чувство обиды осталось на вею жизнь. К сообщениям о том, что «Чайка» прошла с успехом в Киеве, Ростове, Астрахани, Новочеркасске и Таганроге, Чехов относился сдержанно и недоверчиво.

* «Я теперь покоен, настроение у меня обычное, - писал он, - но все я не могу забыть того, что было., как не мог бы забыть, если бы, например, меня ударили».

Провал «Чайки» тяжело отразился на здоровье писателя. В марте 1897 года он приехал на несколько дней и а Мелихова в Москву. За обедом в ресторане «Эрмитаж» у Антона Павловича хлынула горлом кровь. Суворин отвез, его к себе в гостиницу. Как врач, Чехов понимал свое состояние. «Больной смеется и шутит, по своему обыкновению, - писал в своем дневнике навестивший Антона Павловича Суворин,-отхаркивал кровь в большой стакан. Но когда я сказал, что смотрел, как шел лед по Москве-реке, он изменился в лице и сказал; «Разве река тронулась?» Ему, вероятно, пришло в голову, не имеет ли связь эта вскрывшаяся река и его кровохарканье. Несколько дней назад он говорил мне: «Когда мужика лечишь от чахотки, он говорит: «Не поможет. С вешней водок уйду».

Осенью 1897 года он уехал по совету врачей в Ниццу. то были тревожные для Франции дни. Шел разбор дела Дрейфуса. Офицер Французского Генерального штаба Альфред Дрейфус, еврей гто национальности, был обвинен в шпионаже в пользу Германии и на основании документов, сфабрикованных действительным изменником майором Эстергази приговорен военным судом к пожизненной каторге, Реакционная военщина решила воспользоваться делом Дрейфуса для разжигания шовинистических настроений. В защиту Дрейфуса выступил известный французский писатель Золя. Он опубликовал в газете открытое письмо президенту Франции, озаглавленное «Я обвиняю». В этом письме были названы истинные виновники преступления. Золя обвинили в клевете и присудили к тюремному заключению, Писатель вынужден был бежать за границу.

Газета «Новое время» целиком поддержала мракобесов, начавших мошенническое дело против Дрейфуса. Давно перестав быть сотрудником «Нового времени», Антон Павлович лро должал поддерживать дружеские отношения с самим- Сз’вориным, все еще веря, что Суворин сам по себе, а его газета сама по себе. Отношение с Но в ого времени» к делу Дрейфуса открыло Антону Павловичу истинное лицо его многолетнего друга. Разрыв между ними стал неизбежен. Время, когда Чехов отделял себя от политики, прошло. Вместе с общественным подъемом в России росло и политическое сознание писателя.

В Ницце было тепло, солнечно. Во дворе пансиона для русских, где жил писатель, цвели олеандры, на улицах продавали охапки душистых цветов. А Чехов скучал по осеннему русскому небу, по серенькой московской погоде. Горничные в гостинице, обслуживая постояльцев, непрерывно улыбались, и от этой застывшей, как маска, улыбки Антону Павловичу делалось не по себе. Улыбались и нищие на улицах, протягивая руки: они старались сохранить пристойный вид. Обращаясь к ним, их называли, как и всех других, «сударь», «сударыня», но подавали скупо. В Ниццу съезжались богатые люди со всего мира. За свои деньги они требовали не только комфорта и развлечений, но и иллюзии, что в этом мире все благополучно. Антон Павлович встретил в Ницце земляков: историка М. Ковалевского, художника Якоби, писателя Потапенко, артиста Южина-Сумбатова. Это бы ли приятные Антону Павловичу люди, но при мысли о том, что каждый из них может в любую минуту уехать от опостылевшей сладенькой красоты Ниццы на север, в Россикэ, он начинал себя чувствовать каторжником, прикованным болезнью к югу.

Как всегда, Чехову работалось на чужой стороне трудно. «Стол чужой, ручка чужая и то, что пииту, кажется мне чужим… - жалуется он в письме. - Чувствуешь себя так, точно повешен за одну ногу вниз головой». В мае Антон Павлович вернулся в Мелихово.

Лучшие статьи по теме