Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Образ русской земли и русского народа в произведении. Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова

Образ русской земли и русского народа в произведении. Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Человек и родина 2. Связь человека со своим народом Утверждающие тезисы 1. Люби, цени и защищай свою отчизну. 2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает. 3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее. Цитаты 1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский). 2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов). 3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский). Аргументы Человек не может без своей родины 1) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу. 2) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: род­ная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли. 3) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время гражданской войны, сотрудни­чать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических раз­ногласий. 4) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тосковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой. 5) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значи­ло для человека утратить все. 6) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предложили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Треть­як показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался. 7) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане раз­рушали собственные дома, если они мешали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражеским кораблям. 8) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величест­венного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым. 9) Когда над Англией нависла угроза страшной и опустошительной войны с Испанией, то все население, доселе раздираемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого звания записывались в ополчение. Даже пираты вспомни­ли о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена. 10) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в вои­нов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и по­корности, новые воины станут надежным оплотом государства. Но этого не произошло: янычарам нечего было защищать, жестокие и беспо­щадные в бою, они при серьезной опасности обращались в бегство, постоянно требовали повышения жалованья, отказы вались служить без щедрой награды. Кончилось все тем, что отряды янычар расформировали, а жителям под страхом смерти запрещалось даже произносить это слово. 11) Античные историки рассказывают об одном греческом атлете, который отказался воевать за Афины, объяснив это тем, что ему нужно гото - виться к спортивным состязаниям. Когда же он изъявил желание участвовать в Олимпийских играх, граждане ему сказали: «Ты не захотел разде­лить с нами горе, значит, ты не достоин и того, чтобы делить с нами радость». 12) Знаменитый путешественник Афанасий Никитин во время своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасла в нем любви к отчизне, напротив, в его душе еще силь­нее разгорелась тоска по отчему дому. 13) Однажды во время первой мировой войны на одном военном совещании Николай-2 произнес фразу, которая начиналась так: «Мне и России... ». Но один из генералов, присутствующих на этом совещании, вежливо поправил царя: «Ваше Величество, ВЫ, наверное, хотели сказать «России и Вам... » Николай П признал свою ошибку. 14) Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противо­стоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. 15) Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне. 16) Наполеон, войдя в Россию, знал, что крестьяне сильно притеснялись помещиками, поэтому надеялся на поддержку простого народа. Но каково было его удивление, когда ему доложили, что мужики не хотят продавать фураж за твердую валюту. «Они не понимают своей выгоды?!» - в не­доумении и растерянности воскликнул император. 17) Когда выдающийся русский врач Пирогов придумал аппарат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестянщик узнал, что этот аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших во время Крымской войны, и сказал, что сделает все бесплатно ради российского народа. 18) Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Во время Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четы ре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила заставила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов - этого немецкий генерал не мог понять. Именно тогда он произнес ставшую исторической фразу: «Не похоже, чтобы через месяц мы гуляли по Москве». 20) Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова называют феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рожде­ния солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадываясь, что ОН просто не способен выдать какие-либо военные тайны - глухонемой! Никодима приговорили к повешению, но он ухит­рился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у этого чело­века, который не мог ни слышать, ни говорить, взялись силы делать то, в чем ему отказала сама природа? Конечно, это была искренняя и само­забвенная любовь к родине. 21) Знаменитый полярник Седов подарил как-то балерине Анне Павловой красивую умную лайку. Анна Павлова любила брать эту собаку с собой на прогулку. Но случилось непредвиденное. Ехали они мимо заснеженной Невы, лайка увидела бескрайние просторы снежного поля, с лаем вы­скочила из саней и, радуясь знакомому пейзажу, быстро исчезла из виду. Так и не дождалась Павлова своего питомца.

Сострадание, любовь в ближнему

Аргументы к сочинению

А.И. Солженицын «Матрёнин двор» В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью. Борис Васильев «Летят мои кони...» В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека – доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор, ценой своей жизни, спас детей, провалившихся в канализационную яму! Л.Н. Толстой «Война и мир» Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь. М. Шолохов «Судьба человека В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.

Патриотизм

Аргументы к сочинению

В.Быков "Сотников" В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти. Л.Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа - истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (этот пример еще может пойти в тему «отношение к своему делу») Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами- чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания.

Память подвига солдат

Аргументы к сочинению

К.Симонов Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет: «Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!» Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

Любовь к родине

Аргументы к сочинению

Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова». Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу. А.С.Пушкин «К Чаадаеву». В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”. «Слово о полку Игореве». Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения. Стихотворения Есенина, Блока, Лермонтова.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества настоящего человека 2. Судьба человека 3. Гуманное отношение к человеку 4. Милосердие и сострадание Утверждающие тезисы 1. Несите миру свет и добро! 2. Любить человека - вот главный принцип гуманизма. 3. Мы несем ответственность за чужую жизнь. 4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее. Цитаты 1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист). 2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель). 3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт). 4. Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик). 5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель). Аргументы Самопожертвование. Любовь к ближнему. 1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней засне­женной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись. 2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Че­ловека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город. 3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во вре­мя страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память. 4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начал­ся пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смог­ла. 5) Рыбы пинагоры откладывают икру на границе отлива. Если ушедшая вода обнажает кучку икры, то можно увидеть трогательное зрелище: охраняющий икру самец время от времени поливает ее изо рта, чтобы она не пересохла. Вероятно, забота о ближнем - это свойство всего живого. 6) В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации пос­лали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его об ломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей. 7) Во время Крымской войны известный врач Пирогов, узнав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Севастополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга. 8) В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. НО чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни. 9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие... » как дань благодарности женщине-санитарке, которая вы­тащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны. 10) Натуралист Евгений Маре, три года живший среди павианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег около тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов: самцы, самки, малыши - словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взо­брались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой леопард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не могли не почувствовать смертельную опасность. Но стадо они спасли. Сострадание и милосердие. Чуткость 1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны по­терял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. 2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воро­вал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком. 3) Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы сотрудники лаборатории работали в поликлинике: они должны были видеть, как страдают больные. Это заставляло молодых исследователей работать с утроенной энергией, поскольку от их усилий зависела конкретная человеческая жизнь. 4) В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувствен­ное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания. 5) Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окрестные жители, особен­но дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на ве­ликого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим человеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки. 6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству миро­здания, вызывая те или иные последствия. 7) Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи про­вели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. Набрали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников первой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неуме­ние и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе слово действитель­но помогает человеку. 8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел моло­дого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в сво­ей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хранение, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден. 9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, который пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел дальше, а Никола помог мужику. Когда об этом уз­нал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля. 10) В раннем Средневековье тобой благовоспитанный, набожный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корысти, тем не менее уже тогда в сознании людей зарождались нрав­ственные законы, которые требовали не обижать обездоленных, жалеть их. 11) Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру пон­равилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина. 12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда учитель возлагает на учеников большие надежды, ждет от них высоких результатов, то уже это оказывается достаточным, что­бы повысить уровень интеллекта на 25 пунктов. 13) Почти невероятный случай рассказывали в одной из телевизионных передач. Девочка написала сказку о своей подруге, которая с самого де­тства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке говорилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила костыли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта. 14) Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно даже животным, и это свидетельство естественной природы этого чувства. Уче­ные проделали такой опыт: рядом с экспериментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из ее соплеменниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы продолжали бегать и поглощать пищу, не обращая внимания на стра­дающее существо. Другие быстро хватали корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым соро­дичем. Но большинство животных, услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом. Черствое и бездушное отношение к человеку 1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который находился на восьмом этаже «вы­сотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли. 2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли ране­ного солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомс­тву Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб. 3) В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаяться и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римскому, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покроется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следующий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти. 4) Положение отвергнутого всегда трагично. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает. Ученые обращают внимание на то, что такое явление происходит и среди животных. Обезьяну, которая в своем стаде занимала низкое положение, научили с помощью слож­ных манипуляций добывать бананы. Сородичи просто отнимали эти бананы, даже не пытаясь понять, каким образом они добывались. Когда же таким приемам научили вожака стаи, то все сородичи с интересом следили за его манипуляциями и пытались ему подражать. 5) Словом можно спасти человека, а можно его погубить. Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евститнееву его сердце и объ­яснил, что из четырёх клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. «ВЫ умрёте в любом случае, - сказал доктор, - будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что нужно рискнуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось. 6) Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать писала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить ог­ромную семью. Наполеон засыпал прошениями разные инстанции, прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы за­работать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокомерием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем ми­ром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки.

Нравственный выбор

Аргументы к сочинению

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Annotation

В этой небольшой книге представлены живописные картины нашей родины, созданные в произведениях русских писателей XIX века. Читая эти произведения, ребенок сможет хорошо подготовиться к урокам чтения и литературы и познакомиться со стихами и прозой, которые не включены в традиционные хрестоматии и учебники.

Составитель С. Ф. Дмитренко

Родителям, учителям и любознательным школьникам

Иван Никитин

Владимир Бенедиктов

Алексей Хомяков

Пётр Вяземский

Степан Шевырёв

Поликсена Соловьёва

Лукьян Якубович

Сергей Максимов

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Влас Дорошевич

Составитель С. Ф. Дмитренко

Родителям, учителям и любознательным школьникам

Эта книга не заменяет, а существенно дополняет традиционные хрестоматии и сборники по литературному чтению. Поэтому вы не найдёте здесь многих знаменитых произведений, постоянно перепечатывающихся и включённых в названные книги. К счастью, русская литература неисчерпаемо богата, и расширять свой круг чтения можно бесконечно, было бы увлечение.

В этой небольшой книге представлены живописные картины нашей родины – от Киева, колыбели восточнославянской цивилизации, до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа. По сути, вы получаете удивительную возможность совершить захватывающее путешествие во времени и увидеть многие края и места нашей родины такими, какими они были около полутора столетий назад. Вашими надёжными проводниками будут русские писатели и поэты – подлинные таланты, мастера слова.

В эпоху всеобщего распространения Интернета и лёгкости получения посредством его любой справки и пояснения мы решили обойтись без систематических комментариев к текстам и подробных биографических справок о писателях. Кому-то из читателей они могут понадобиться, кому-то – нет, но во всяком случае каждый школьник получает прекрасную возможность убедиться, что самостоятельный поиск толкований непонятных слов и выражений в Интернете не менее увлекателен, чем знаменитые «стрелялки» и тому подобные аттракционы.

Почти все прозаические произведения мы по понятным причинам вынуждены давать в небольших отрывках, впрочем увлекательных, так что хочется надеяться: у школьников появится возможность прочитать их полностью, а творчество выдающегося русского писателя и этнографа, автора знаменитой книги-словаря «Крылатые слова» Сергея Васильевича Максимова (1831–1901) станет для них радостным открытием и чтением на всю жизнь!

Иван Никитин

Русь

Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг -

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу -

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лёд

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей – стола,

Меча – недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в чёрный день

Низко кланялась?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?

Под грозой её

Леса падали,

Мать сыра земля

Колебалася,

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Чёрным облаком!

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань -

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир.

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости нaвеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!..

И теперь среди

Городов твоих

Муравьём кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далёких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Владимир Бенедиктов

Москва

Близко… Сердце встрепенулось;

Ближе… ближе… Вот видна!

Вот раскрылась, развернулась, -

Храмы блещут: вот она!

Хоть старушка, хоть седая,

И вся пламенная,

Светозарная, святая,

Златоглавая, родная

Белокаменная!

Вот – она! – давно ль из пепла?

А взгляните: какова!

Встала, выросла, окрепла,

И по-прежнему жива!

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Занятие строится по следующему плану:

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.
  2. Значение термина «родина».
  3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее.
  4. Родина и история – две темы близкие друг другу.
  5. Тема природы соприкасается с темой родины.
  6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине).
  7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции.
  8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины.
  9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине.
  10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных.
  11. Обмен мнениями.

Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама собой.

Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Наглядность: Приложение 1 – слайд-презентация, рисунки учеников о природе, книжка-раскладка со стихами детей о Родине, природе.

“Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”

С. Есенин

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

К. Симонов . 1941г.

– Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине.

В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения.

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее.

– Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова:

“Я должен всё переупрямить,
Всё вспомнить бывшее окрест.
Кто перечёркивает память,
Тот над грядущем ставит крест”.

– Как вы понимаете эти строки?

Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память.
Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?

О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.

О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.

Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты
Невысыхаемые слёзы.

Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.

Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом.

– Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).
С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась”.

А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:

Ностальгия – тоска по Родине.

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”

В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.

И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей два стихотворения:

Моя Россия (1924 г.)

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!

И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Запевка (1925 г.)

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился 21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск):

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

– Да, можно уехать, покинуть, оставить свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь, невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти” М. Шолохов написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.

– Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и ненависть к кому?

Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого-то сравнить с писателем, который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

– Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”)

– Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать оценку языковых средств, которые использует автор.
Далее идёт обмен мнениями.

Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием образа родины.

Проектная работа учащихся 4 класса

Слово о родной земле

Задание №1:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94

Проектная работа по литературному чтению

Сборник произведений учащихся

о Родине

Выполнили обучающиеся

4 в класса, школы № 94

РуководительВитальева М.С., учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный год

Слово о родной земле………………………………………………… стр. 3 - 4

Семёнов А.

Камалин А.

Алексеев А.

Маслова Т.

АбаимоваА.

Прошла по земле война……………………………………………… стр. 5 - 7

Семенов А.

Казаков А.

Трутнев А.

Володина А.

Волкова С.

О добре и красоте…………………………………………………….. стр. 8 - 15

Трутнев А. «Волшебное украшение»

Проба пера «И снилось мне, что мы как в сказке…»

Алексеев А. ТрутневА.

Мартынец Е. Кузьмин А.

Тремасова А. Абаимова А.

Казаков А. Маслова Т.

Спирина Ю. Канторин Д.

Тимеров М. Пичужкин И.

О жестоком отношении людей к природе

Абаимова А.

Тремасова А.

Маслова Т.

Губанова В.

Казаков А.

Кузьмин А.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

Мартынец Е.

Спирина Ю.

Пичужкин И.

Камалин А.

Врубель В.

Канторин Д.

Абаимова А.

Приложения (Работы обучающихся)

Слово о родной земле

«Мама» (отрывок из книги «Моя Родина» Ю. Яковлева)

Задание №1:

Какой ты представляешь свою родину?

Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?

Семёнов Артём

Моя родина – Россия. Эта страна занимает огромную территорию, находится в разных временных поясах. Например, в Нижнем Новгороде пятнадцать часов, а на Камчатке полночь. Столицей России является Москва.

Наша страна богата полями, лесами и реками. Большое количество природных ресурсов добывают из недр земли. Великие реки заслуживают особого внимания, благодаря своей красоте и разнообразию фауны. Реку Волгу называют матушкой, так как она является кормилицей.

Россия многонациональная страна. В ней живут русские, евреи, грузины, таджики, армяне…

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Этими строками из песни всё сказано.

Я хочу, чтобы в нашей стране не было войны и царил мир. Россия – самая красивая и необыкновенная страна в мире.

Камалин Саша

Моя родина – это там, где мой дом, там, где родились и выросли мои близкие и родные люди. Моя родина – это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами. Моя родина всегда при мне и никто её у меня не отнимет.

Алексеев Алёша

Моя родина – это дружная семья: мама, папа, бабушки Люда и Аля, дедушки Коля и Женя, тётя Наташа и двоюродный брат Никита. Я их очень люблю и с удовольствием провожу с ними много времени.

А ещё моя родина – это мой двор и мои друзья. Мы вместе играли в детском саду, играем и сейчас, когда я стал учиться в школе.

Моя маленькая родина находится в красивом Нижнем Новгороде, где я люблю гулять в парках и в Кремле.

Маслова Таня

У каждого человека есть своя Родина. Моя Родина – Россия. Я знаю, что она большая, многонациональная, мирная, гостеприимная. В ней живут, учатся и работают люди разных народов. Я представляю её светлой и красивой. Пусть у каждого человека будет такая Родина!

Абаимова Настя

Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве:

Первый салют – испуг и восхищение;

Первое свидание с морем – восторг;

Первый полёт на самолёте – «Ура!»;

Первые шаги на коньках – боль падения;

Первое знакомство с компьютером – радость;

Первое знакомство и поездка на верблюде – удивление;

Первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…

Прошла по земле война

Семёнов Артём

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину и Кавказ. Первыми приняли удар фашистов защитники Брестской крепости, которые героически оборонялись.

К Ленинграду были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. Тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. От голода и холода погибло огромное количество человек.

Захватить Москву немцам тоже не удалось, благодаря командованию Жукова и отваге москвичей.

Летом 1942 года начались бои за Сталинград, которые длились 200 дней. Тысячи героев стояли за Сталинград насмерть. У матроса Михаила Паниваха в руках взорвалась бутылка с горючей смесью, он превратился в факел и бросился под фашистский танк, подорвав его. После войны отважному матросу поставили памятник.

В июле 1943 года была Курская битва с крупнейшим танковым сражением. Немецкие бронетанковые дивизии были уничтожены. Немецкие войска больше не смогли провести ни одной атаки.

В 1944 году Советский Союз был освобождён от врага. Тяжёлые бои развернулись в столице Германии – Берлине. 8 мая 1945 года Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днём Победы.

Казаков Саша

В фотоальбоме у моей бабушки долгое время хранится открытка. На ней изображён молодой солдат Пётр Сергеевич Дернов. Он родился в 1925 году.

1941 год. Началась война. И вот Пётр – рядовой, автоматчик, Герой Советского Союза. Своим телом закрыл вражеский пулемёт, обеспечив подразделению выполнение боевой задачи. Мы не знаем, когда он погиб, но если это случилось в конце войны. То ему было всего двадцать лет.

Девичья фамилия моей бабушки – Дернова. Её дед, Дернов Василий Иванович, вернулся с войны инвалидом, в бою гранатой ему оторвало пальцы на руках.

Много родных по фамилии Дерновы ушли из села Яковцево на фронт. Но вернулся один мой прадед.

После войны он долго работал в родном совхозе председателем. К тому же был хорошим печником. Почти в каждом доме людей грела печка, сложенная руками моего прадедушки. Как мог в трудные послевоенные годы он помогал людям.

Трутнев Алёша

Мой прадед Кузьмичёв Александр Михайлович – участник войны. В этом году в честь празднования 65-летия Победы он был награждён юбилейной медалью

В годы войны прадедушка был подростком, поэтому не мог участвовать в военных действиях. Ему очень хотелось помогать военным. Первые годы войны он перевозил раненых с передовой в тыл на лошадях. К концу войны он стал работать кочегаром на паровозе. Для того, чтобы получить эту работу, ему пришлось идти на обман и увеличить себе возраст. Так до конца войны он работал на паровозе, который перевозил раненых.

Я горжусь своим прадедом, потому что он даже подростком внёс свой вклад в дело победы над фашистами. Он для меня герой!

Володина Настя

Мой прадедушка Лялин Николай Романович родился в 1919 году. Он участвовал в двух войнах и получил два ранения.

Первый раз он воевал в Финской войне в 1939 году. Был ранен в ногу и отправлен домой лечиться. Стал председателем совхоза. А в 1941 году ушёл добровольцем на войну с фашистами. Прадед Николай защищал Москву, был старшим пулемётчиком, был контужен. Целый год после ранения он не мог говорить и слышать. Мой прадедушка был сильным и отважным солдатом. Он умер в 1990 году.

Волкова Света

Волкова Евгения Ивановна, моя бабушка, была работником тыла. Она работала в колхозе. Вместе с другими солдатками пахала, косила, таскала торф. Была работа и в лесу. Женщины валили лес, пилили ручной пилой большие деревья. Вместе с другими солдатками и с детьми бабушка работала в поле: жали хлеб, собирали колоски, пропалывали и убирали картошку. Из картошки пекли лепёшки. Такие лепёшки многих спасли от голодной смерти.

Моя бабушка не видела настоящего боя. Она только слышала грохот самолётных бомбардировок. Но и это было очень страшно. В тылу людям приходилось очень трудно. И всё-таки они выстояли и помогли советским воинам победить в той страшной войне.

Мохова Даша

Во время войны в тылу жилось нелегко. Все мужчины ушли защищать Родину. В тылу остались старики, женщины и дети. Весь нелёгкий труд лёг на их плечи. В городах люди работали на заводах, которые обеспечивали фронт оружием, техникой, снаряжением. Работали днём и ночью.

Я хочу рассказать о своей прабабушке. Жила она в деревне Николаевка за 200 километров от Нижнего Новгорода. В сёлах, в деревнях в то время не было ни газа, ни света. Люди жгли керосинки, еду готовили в печи. Работали люди не за деньги, а за трудодни. Жилось очень тяжело, был голод и холод. Так пусть будет мир на земле!

Маслова Таня

Бабушка и дедушка рассказали мне, какими тяжёлыми были годы войны.

Немцы бомбили город. От бомб люди прятались в бомбоубежищах. Бомбоубежища устраивались даже в подвале под церковью. Пленных немцев водили строить дома.

Мой прадедушка Губанов Пётр Иванович трудился на Горьковском автозаводе. Он

собирал танки «Черчилль» и «Матильда». За стахановский труд его фотография была помещена на «Доску почёта».

Другой прадедушка Пестов Фёдор Осипович был призван в ряды Советской Армии в 1942 году. Участвовал в боевых действиях и погиб, защищая Родину.

О добре и красоте.

Трутнев Алёша «Волшебное украшение»

Около моего подъезда растёт тополь. Однажды морозным вечером я вышел гулять и удивился. Тополь весь искрился в лунном свете. Все веточки тополя были покрыты инеем и искрились, как бенгальские огни. Я весело засмеялся. Это мороз украсил дерево к Новому году.

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Задание № 2: попробуй продолжить стихотворение, которое начинается словами:

«И снилось мне, что мы, как в сказке…»

Алексеев Алёша

Одев животных разных маски,

Кружились в вихре карнавала.

Ну, а к утру всё затихало.

Мартынец Лиза

И снилось мне, что мы, как в сказке.

Кругом белым-бело.

Вблизи светило солнце,

Сиял снежок на ветках ели,

Мороз играл на окнах и на двери,

Стояли сосны, ели, одетые в метели.

Тремасова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке,

И снилось мне, что будто мы в лесу.

Вот видим белую берёзку,

Вот видим рыжую лису.

Вот зайка по опушке проскакал,

И волк притих за ёлкою зелёной,

Но, к сожаленью, сон растаял и пропал.

Беру скорее в руки карандаш,

Рисую ту берёзку, ели, клёны.

Казаков Саша

И снилось мне, что мы как в сказке,

Хрустальный замок на горе,

И катим мы свои салазки

Сквозь зимний лес в пушистом серебре.

Дорожка вывела из леса

И манит замок: «Приходи скорей!»

В том замке белокурая принцесса

В сияньи лунном ждёт нас у дверей.

А с нами принц весёлый, юный, статный,
Торопит нас: «Скорей, скорей, скорей!»

И льётся лунный свет из сказочных дверей.

И слышен в замке хрустальный перезвон,

И сердце рвётся ввысь,

Ведь принц в неё влюблён.

Но это к сожаленью только сон…

Спирина Юля

Летим на сказочном коне.

Я на балу танцую в маске,

Как всё легко даётся мне.

Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший

Подолгу водят хоровод.

А утром зазвонит будильник –

Исчезнет сказочный народ.

Тимеров Максим

И снилось мне, что мы, как в сказке

Летаем в облаках,

А рядом птицы кружат в стае,

Внизу трава, леса, поля.

Весь лес поёт, сверчок стрекочет,

Роса сверкает в серебре.

Ночная жизнь к утру проходит

С лучами солнца на листве.

Трутнев Алёша

И снилось мне, что мы, как в сказке

Гуляем по лесу весной.

Медведи спят ещё, закрывши глазки,

Не нарушают сладостный покой.

В лесу всё тихо, снежно, бело,

Берлога Мишкина укрыта снегом,

Но уж весенний, тёплый светлый день!

Мораль той сказки такова:

Уж хватит спать – пришла весна!

Кузьмин Толя

И снилось мне, что мы, как в сказке

Несёмся в санях в вышину.

Сверкают звёзды, ярче краски,

В пучине неба я тону.

Раздвину облака рукою –

Поляну вижу пред собою:

Ромашки, ландыши, тюльпаны

Возьму с собой для милой мамы

И утром непременно подарю!

Вот я проснулся, взял альбом и краски,

Нарисовал тот чудный я букет,

Сегодня ведь Международный Женский праздник!

Для мамы лучше моего подарка нет!

Абаимова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке…

Вот лес волшебной красоты.

Лес в серебре… Покрыты сосны, ели…

Кружат снежинки в зимней пляске.

А вот могучий и красивый бежит олень,

Напуган он собакой…

Стремительно бежит вглубь леса,

Петляя след, и красоту от смерти унося…

Маслова Таня

И снилось мне, что мы, как в сказке

Средь белых-белых облаков,

Но стоит лишь открыть мне глазки,

Как мы опять среди домов.

Я знаю, мы туда вернёмся

И вновь научимся летать.

Лишь только за руки возьмёмся

И будем снова мы мечтать…

Там солнце, ветерок, долины,

А под тобою суета.

Там даже горные вершины

Хрупки, как в мире красота.

Канторин Дима

Однажды ночью мне приснился волшебный сон – не сон, а просто сказка!

Передо мною появился волшебный лес, а рядом с ним – поляна, на которой разноцветным ковром раскинулись полевые цветы: Иван-да-Марья, зверобой, ромашки, колокольчики… Вдалеке я услышал журчание ручья. Он переливался от солнечных лучей разными небесными оттенками. В ручье плескались золотые рыбки, а над ним кружились чудесные бабочки. Это был яркий, незабываемый сон!

Пичужкин Ваня

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Живём в родимой стороне.

Там лес густой, поля и степи,

Моря, озёра, горы, реки,

Там мама, папа, я, друзья –

Всё это – родина моя.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

Задание № 3: сочини рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей

К природе.

Абаимова Настя

Лес стоит. Тишина.

Только слышно, как весело поют птички. Стучит по дереву дятел. Звери: заяц, белка, лисица весело бегают по лесу.

Вдруг в тишине леса раздался звук топора. Испуганные птицы и звери попрятались по норам и дуплам.

Пришли в лес недобрые люди и нарушили тишину природы. Топорами и пилами люди рубили лес.

Жестокость нарушила покой леса и мир природы.

Тремасова Настя

Мы живём в большом городе. Вокруг нас большие дома улицы машины.

Тает снег, открывается земля, и появляются бутылки, банки, бумага и много разного мусора, который люди кидают прямо на улице. Они не задумываются, что вода уносит весь этот хлам в реку, в которой потом купаются дети, из которой берётся вода для питья, вода, которой мы живём. Если каждый человек бросит на улице по бумажке, бутылке, банке, улицы утонут в грязи и превратятся в свалку. Деревья, кусты погибнут, птицы улетят, реки высохнут и превратятся в грязные овраги.

Маслова Таня

Некоторые люди не ценят красоту природы. Вырубая леса, они не задумываются о том, что здесь живут звери, птицы, насекомые. А так же они уничтожают свежий воздух. Ведь на месте вырубленного леса обычно строят каменные дома или заводы. Их отходы уходят в реки, в которых тоже есть живые существа. После постройки дорог здесь начинают ездить машины, которые выбрасывают выхлопные газы. Уничтожая природу, человек делает хуже и себе. Например, в лесах не будет грибов, ягод и целебных трав, полезных для человека, в реках не будет водиться рыба. В этом месте нельзя будет жить. Поэтому нужно беречь природу и ценить её красоту.

Губанова Варя

Однажды субботним вечером мы поехали в лес. Была отличная погода. Но в лесу мы увидели разбитые бутылки, консервные банки, поломанные кусты… Мы хотели, чтобы красота природы не уничтожалась, поэтому мы убрали весь мусор.

Есть люди, которые портят природу, а есть те, которые ухаживают за ней.

Нужно беречь природу!

Казаков Саша

Человек – самый злейший враг природы. Всё в природе создано так, чтобы была гармония. И только человек иногда ведёт себя хуже зверя: вырубает леса, засоряет водоёмы, свозит бытовой мусор в лес, убивает диких животных, разоряет гнёзда птиц.

Ради своей наживы люди рвут и продают цветы, которые занесены в Красную книгу. Из-за шкурок убивают детёнышей нерпы и тюленя. Дети ломают деревья, ветки, качаются на них, а взрослые равнодушно проходят мимо, не задумываясь о том, что природа может отомстить человечеству.

Кузьмин Толя

Люди обязаны беречь природу. Очень много стало браконьеров, которые незаконно вырубают деревья. С заводов отходы сливают в реки и озёра. Из-за неосторожности людей сгорает много лесов. Вместе с лесами погибают животные. Много делают мест с игровыми аппаратами на местах парков. На улицах стало очень много машин и они загрязняют воздух.

Люди, берегите природу!

Ведь мы должны беречь её дары!

Задание № 4: напиши сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Мартынец Лиза

Картина И.И.Шишкина «Рожь» мне очень понравилась. Глядя на неё, я восхищаюсь красотой русской природы.

С порывами ветра густая спелая рожь колышется, как волнующееся море. Рожь – это хлеб, а хлеб – это богатство! Посередине поля тянется уходящая вдаль петляющая дорога.

По обе стороны поля раскинулись сосны могучие, как великаны. Они, словно уставшие путники, отдыхают и наслаждаются прелестными запахами природы.

Небо светло-голубого цвета, а кучевые облака вот-вот готовы пролить свежие капли дождя.

Наверняка, если бы я оказалась там, то услышала бы чудесные звуки русской природы: голоса птиц, шорох деревьев, лёгкий ветер, ну и конечно, шелест ржи, которая пытается о чём-то рассказать.

Спирина Юля

На картине И.И.Шишкина изображено бескрайнее поле ржи красивой и густой, как волнующееся море. Художник показывает богатство нашей русской земли, её красоту, плодородие.

На картине видна дорога, уходящая вдаль. Среди поля растут сосны могучие, высокие, как исполины. Их ветки раскидистые, зелень густая и тёмная. Конец лета близок.

Живописец показал и красоту неба. Оно занимает большую часть картины. Это создаёт ощущение простора. На небе видны кучевые облака, несущие дождь.

Пичужкин Ваня

На переднем плане картины мы видим густую и спелую рожь. Это – дар земли! Её золотистый цвет завораживает взор. А лёгкое колыхание напоминает волнение моря. Среди поля видна петляющая дорога. Она уходит вдаль к могучим деревьям. Деревья эти похожи на великанов, которые охраняют рожь.

Вдалеке на аквамариновом небе видны серебристые облака. Будет дождь!

Картина поражает своей красотой и естественностью.

Камалин Саша

Я вижу на этой картине небо. По нему плывут серебристые облака. Стоят деревья могучие, как великаны. Их ветки качаются при порывах сильного ветра.

Всё поле засеяно рожью. Её колосья спелые и золотистые. Во ржи до самого горизонта петляет дорога. Куда же она ведёт?..

Мне понравилось это художественное произведение. Ведь на нём изображены деревья, небо, рожь и дорога, которые с детства мне знакомы. Такие пейзажи я не раз видел в деревне у бабушки и дедушки. Это картина моей родины!

Врубель Вика

Лето. Жаркий солнечный день. Золотая рожь колышется на ветру и напоминает жёлтое море. Широкая просёлочная дорога углубляется в море ржи и утопает в нём.

Огромная сосна стоит посреди поля. Она похожа на старую бабушку, к которой в гости пришла вся её семья. Сосны, которые стоят рядом – это и есть её семья.

Над желтым морем ржи и красавицами-соснами светит ярко-голубое небо. Вдали появились кучевые облака, несущие дождь.

При взгляде на эту картину у меня возникают приятные воспоминания о деревне. Рядом есть такое же поле. Оно по-своему красиво в каждый летний месяц.

Канторин Дима

Я хочу рассказать о картине И.И.Шишкина «Рожь». На переднем плане картины изображено бескрайнее поле спелой золотой ржи. Ветер колышет её и она разливается на солнце, как волнующееся море.

Поле разделяет широкая петляющая бесконечная дорога, уходящая вдаль.

Посреди поля ржи, словно могучие великаны, стоят сосны. Они раскинули свои густые тёмные ветви, как будто охраняют поле от врагов.

А над полем раскинулось лазурное небо, как безбрежное море.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Она наполнена красотой и чистотой родных просторов. Хочется оказаться там и вдохнуть ароматы спелой ржи и могучих сосен.

Абаимова Настя

Картина лета… Веет теплом, спокойствием и приближением осени…

Белые пушистые облака плывут по голубому бесконечному небу. От ярких красок лета радостно на душе.

Широко раскинулось золотое поле ржи: колосок к колоску… Подует ветерок, заколышется ржаное поле, словно колоски перешёптываются и хранят только им известные тайны.

Могучие кроны сосен, как на страже, возвышаются над полем и охраняют покой дружной армии колосков.

Художник с любовью языком красок передаёт красоту родного края.

Лучшие статьи по теме