Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • «Камни безумия»: шокирующие примеры средневекового врачевательства на полотнах голландских мастеров. Извлечение камня глупости

«Камни безумия»: шокирующие примеры средневекового врачевательства на полотнах голландских мастеров. Извлечение камня глупости

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала . Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”


Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой


Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба


На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

3. Гомункулы

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности. Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины на картине “Фламандские пословицы”.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле. Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.

Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство.

Многие работы Питера Брейгеля Старшего, как мы знаем, являются своего рода дидактической сатирой, обличающей человеческие пороки, но его предшественнику, Еруну Антонисону ван Акену, более известному как Иероним Босх, такой взгляд на мир свойственен не меньше. Об этом нидерландском художнике известно очень мало, но ни на что непохожий язык его картин говорит сам за себя.

В работах Босха ярко проявляется связь с местным колоритом: фольклором, лубком, представлениями, дававшимися на ярмарках. Например, до наших дней дошла веселая история о Лубберте из Реймбуха, которого обманули, и он решил, что нужно произвести «операцию головных камней». В Средние века многие люди верили, что скудоумие и ограниченность возникают из-за особых камней, появляющихся в голове, и чтобы резко поумнеть, их нужно просто-напросто удалить.

Именно поэтому о недалеких людях говорили, что «они знают не больше глупых камней» или что «у них камень в голове», что означало отнюдь не затаенную злобу, а походило на русские «без царя в голове», «каша (тараканы) в голове», «котелок не варит» или даже «моча в голову ударила». В общем расхлебывали эту «кашу» в Голландии с помощью трепанации. И хотя такие операции с лечебными целями проводились еще в каменном веке, но медицина средневековья сильно им уступала.

По городам Нидерландов бродили не только нищие слепые и музыканты, но и бродячие аптекари, готовившие микстуры и торговавшие ядами. Еще античные авторы противопоставляли профессиональных врачей этим шарлатанам, чей социальный статус был так же низок, как у бродяг и публичных женщин. Они-то и спасали от глупости и лишних денег подобных Лубберту простачков. Больного привязывали к стулу, рассекали кожу, после чего с ловкостью фокусника доставали припасенный заранее камень, выдавая его за камень, извлеченный из разреза. В общем работали не хуже современных филиппинских хилеров. Этот сюжет был широко распространен в средневековом фольклоре, к 15 веку перекочевав в литературу и изобразительное искусство и сохранившись вплоть до 17 столетия.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости


Картина «Извлечение камня глупости» считалась написанной Босхом, но последние несколько лет голландские исследователи оспаривают авторство, приписывая его ученикам и последователям. К сожалению, вопрос подлинности вообще часто встает в наши дни. Так, в середине ноября 2017 года на аукционе был продан единственный Леонардо, находившийся не в музее, а в частном собрании, и его подлинность до сих пор вызывает множество споров. Тем не менее, работа «ушла» за 450 миллионов долларов, и это самое дорогое полотно, реализованное в ходе аукционных торгов. На данный момент не существует экспертизы, которая может дать однозначный ответ, а реставрации и поновления только осложняют дело, поэтому в музее Прадо, где хранится работа Босха, с выводами голландских коллег не согласились.

Рисунок здесь несколько небрежен, но и пейзаж, и частые в мире Босха «вещи не на своем месте» легко узнаваемы. Художник изображает деревенского простака в белой рубахе и красных штанах, привязанного к стулу, за которым расположился врачеватель со скальпелем в руках, а напротив, облокотившись на стол, стоят монах с серебряным кувшином в руках и монахиня. Сама сцена вписана в тондо (от итал. rotondo – «круг»). По Платону круг является идеальной фигурой, именно поэтому его так любили итальянцы эпохи Ренессанса. Но суровые художники Северного Возрождения пошли по другому пути, сделав круг символом общих бед и проблематик.

Тондо, в свою очередь, располагается в прямоугольнике, где на черном фоне причудливые виньетки и золотые буквы: «Мастер, быстро удалите камни. Меня зовут Лубберт Дас». Это имя было широко распространено и вместе с тем приравнивалось по своему значению к «простофиле», напоминая героя русских сказок Ивана-дурака. Правда, часто это становилось и прозвищем тех, кто был ленив и толст. В общем этого толстого Лубберта и спасает от глупости врач, на голове которого красуется перевернутая воронка. Этот предмет, использующийся не по назначению, считается символом обмана. Похожее решение художник использует и в изображении монахини, на голове которой лежит закрытая Библия, олицетворяя поверхность знания. Ее компаньон, монах, держит кувшин для вина, - с его помощью Босх обличает пьянство. Над головой лже-лекаря легко различить виселицу и шест с колесом для колесования, - по мнению художника обманщиков настигнет расплата.

Но самым интересным является тот самый «камень глупости»: на картине он представлен в образе цветочных бутонов, один из которых шарлатан достает из головы пациента, а второй уже лежит на столе, свидетельствуя о востребованности врача-обманщика. Многие исследователи принимают цветок за тюльпан: в сонниках того времени он означал неправду. Кроме того, луковицы тюльпанов были страшно дороги, и это может быть намеком на шальные деньги, доставшиеся врачу. Но для тех, кто любит погорячее, есть и другая версия. Цветок, похожий на нимфею (кувшинку), считается олицетворением сексуального желания. Так что шарлатан не только избавляет клиента от глупости, но и спасает от похоти, возвращая на праведный путь, то есть по сути кастрирует, на что указывает и имя нашего героя. Некоторые искусствоведы переводят Лубберт Дас как «кастрированный барсук», так как глагол lubben означает «кастрировать», а барсук (das по-голландски), как и герой фольклора, ленив и любит поспать. Сумка, проткнутая ножом, идет в копилку «горячей» трактовки.

Два слова про заказчика: им был незаконнорожденный сын Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, Антуан, Великий бастард Бургундский. Его отец основал рыцарский орден Золотого руна, и золотые виньетки по кромке тондо напоминают не только герб самого бастарда, но и знак ордена. От отца Антуан унаследовал не только «мужество, доблесть, и благоразумие, и некоторые прочие добродетели, и хорошие привычки», но и темперамент: члены ордена осудили его за внебрачные связи. Так что, может быть, герой картины действительно призван был напоминать о благочестии и воздержании.

Сюжет с извлечением камня возникал еще не раз в творчестве голландских художников, но цветы в голове нашел только Босх, за что ему большое искусствоведческое спасибо: есть где сломать пару-тройку копий.

Извлечение камня глупости,1475-1480. Дубовая доска, масло, 48 × 35 см. Прадо, Мадрид (Кликабельно)

Картина из собрания музея Прадо "Извлечение камня глупости" Босха представлена на проходящей сейчас в этом музее выставке, посвященной 500-летию Босха. Перед тем, как экспонаты этой выставки из разных музеев мира, предстали перед зрителями в музее Прадо, выставка, почти в том же составе, демонстрировалась на родине художника в музее Северного Брабанта в Хертогенбосе. Некоторые интернет-источники упоминали о противоречиях во мнении голландских и испанских музейных специалистов по поводу авторства картины "Извлечение камня глупости": голландцы собирались выставить её с этикеткой "Голландский художник - последователь Босха", чему воспротивились сотрудники музея Прадо, полагающие, что автор картины - Босх. В своем посте я, вслед за интернет-источниками, которым доверилась, упомянула, что на собственной выставке сотрудники Прадо представили эту картину тоже без авторства Босха. Из материалов на сайте Прадо явствует, что это не так. Исправляю ошибку и добавляю материалы технологических исследований этой картины.

Пилар Сильва, куратор-хранитель отдела фламандской живописи, Северной школы (1400-1600-х) и испанской живописи (1100-1500-х) музея Прадо, а также участник международного проекта Bosch Research and Conservation Project рассказывает о картине (в конце поста приведено видео с сайта музея - её рассказ):

Первое упоминание об этой картине, которым мы располагаем, датируется временем правления Филиппа Пятого, герцога Анжуйского, короля Испании с 1700 по 1746 год. В последний год правления - 1745, картина, как нам известно, находилась у Филиппа Пятого, или, как его именовали в то время Quinta del Duque del Arco , то есть принадлежала Короне. Неизвестно, входила ли картина в королевскую коллекцию до указанной даты, так как инвентарные книги утрачены. В первом документе, упоминающем картину, указано, что она принадлежала ранее Филиппу Бургундскому, внебрачному сыну Филиппа Доброго, который, несомненно, является её заказчиком.

Композиция отличается от двух других работ Босха такого же формата на светскую тематику. А сюжет, как полагает Пилар Сильва, навеян Орденом Золотого Руна, основанным Филиппом Добрым. Цепь, на которой носят орден состоит из звеньев в форме кремня и кресала - огнива, геральдического символа Бургундии, на официальном гербе которой, в свою очередь, красуется геральдическая лилия. Получается, что сюжет картины - двойной намёк на заказчика, Филиппа Доброго: камень(кремень), который должен извлечь из головы пациента хирург, на деле оказывается лилией. Одну он извлекает из головы пациента, а вторая, уже извлеченная, лежит на столе. Пилар Сильва специально подчеркивает, что цветок - водяная лилия, а не тюльпан, поскольку тюльпаны культивировали в Голландии только в 1594 году, а картина написана значительно раньше.

Центр композиции, заключенный в круг, служит своего рода зеркалом, демонстрирующим человеческую глупость. Хирург - мошенник, о чём свидетельствует перевёрнутая воронка на его голове - аллюзия обмана. Цветок по сюжету картины, похожему на сценку из ярмарочного фарса, символизирует похоть. Этот намёк на форму проявления глупости или безумия пациента подтверждается также надписью, в верхней и нижней части живописного обрамления центрального "зеркала": «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». В надписи, по мнению Пилар, также скрыты две аллюзии:само имя Лубберт ассоциируют с глупостью и безумием, при котором, как считали во времена Босха, в голове находится камень; а происходит имя от глагола "lubber" , означающего кастрацию. Выходит, что ярмарочная сцена - это операция по удалению похоти, кастрация похоти и сексуальных желаний пациента-крестьянина. Стоящие рядом две фигуры также отождествляют собой заблуждения: старик-настоятель, цепко сжимающий в руке пивную кружку, и женщина с книгой на голове, которая, по мнению Пилар, является женой крестьянина, - помимо явной роли участников ярмарочной сцены представляют собой аллюзию на ложные знания (книга - намёк на псевдонауку).

Техника написания этой картины отличается от свойственной Босху живописной манеры. Пилар Сильва полагает, что именно по желанию заказчика, Босх избегал здесь "импасто" - фактурных нагрузок живописного слоя, характерных для других работ художника. Ниже приведена инфракрасная рефлектограмма этой картины, которая позволяет видеть подготовительный рисунок, также сделанный в нехарактерной для Босха технике: сухим способом жирным грифелем (типа oily crayons, как считает Пилар).

В рисунке и живописном решении картины есть отличия: художник вносил правки в очертания фигур и предметов, а также в расположение отдельных элементов фигур, лиц и предметов, их вариации. Так, было изменено расположение деревянных башмаков-кломпов

Также ухо пациента было сдвинуто ниже на этапе живописи

Обычно Босх делал подготовительный рисунок кистью органической черной краской, что позволяло в дальнейшем легко перекрыть рисунок даже тонким слоем масляной краски. А рисунок, сделанный сухим способом, хуже поддаётся правкам без смешивания с живописными слоями. Несмотря на все указанные отличия этой картины от других работ Босха, Пилар Сильва подчеркивает, что это оригинальное творение Босха, как по содержанию, выдающему незаурядную изобретательность художника, так и по живописной манере, демонстрирующей силу его дарования.

Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.

Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.

Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.

Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер. Археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями. А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475-1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.

Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545-1550.

Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599.

Питер Брейгель-старший. Вырезание камня безумия, или Операция на голове. Ок. 1550. (Копия, оригинал утерян).

Питер Кваст (Pieter Jansz Quast). Операция по извлечению камня. Около 1630.

Ян Стен. Шарлатан извлекает камень безумия. Ок. 1650 – 1660.

Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.

Вероятно, камни глупости умели извлекать только нидерландские эскулапы)

Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.

Хотя очень и очень жаль, что такие камни лишь выдумка средневековых шарлатанов. Сейчас, наверное, их могли бы дробить ультразвуком как камни в почках, и мудрость бы возвращалась…


Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер (археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями). А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.


Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550.


Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.


Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599 (?).

Лучшие статьи по теме