Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Почему чичиков является новым героем эпохи. Чичиков как новый герой эпохи (сочинение)

Почему чичиков является новым героем эпохи. Чичиков как новый герой эпохи (сочинение)

Как известно, эволюция движется небольшими мутациями. Новый организм отличается от предыдущих, он в чем-то более развит, является более приспособляемым, но также выходит из ряда привычных для этого времени. Только потом норма закрепляется, становится привычной до того времени, когда новый «мутант» не сдвинет эволюционный прогресс далее вперед.

Общество тоже движимо своими «мутантами» - личностями, которые лучше остальных улавливают суть новой эпохи. С практической стороны Чичиков представляет собой именно такого человека, который улавливает собственную эпоху, становится как бы над временем, он динамичен и меняется.

Фигуры помещиков в свою очередь являются статичными, они только олицетворяют нечто. Также если смотреть вне гоголевского символизма, а только на практическую сторону, Помещики представляют собой застывший уклад, который в дальнейшем сменят предприимчивые буржуа, ярким предтечей которых и является Чичиков.

Он понимает и как бы считывает фигуру каждого помещика, для всех подбирает оптимальные «ключи» общения. Кстати, подобным свойством будет обладать в дальнейшем и Остап Бендер – персонаж, который тоже воспарил над своим временем и стал свидетельством новой эпохи. Также как Бендер, Чичиков – мечтатель, несмотря на всю свою склонность к приземленным формам, таким как накопительство денег, экономия и престиж.

Конечно, во многом главный герой «Мертвых душ» является предвестником деградации общества, очередного этапа грехопадения и пути к Апокалипсису. Не зря Гоголь рифмует с ним различные эсхатологические мотивы и фигуры Наполеона и даже Антихриста.

Исходя из исторической канвы, Чичиков действительно предвещает новую эпоху. Он – именно тот тип, который в дальнейшем вытеснит собой помещиков и придет на смену привычному укладу. Как Лопахин он действует для своего времени совершенно оригинально и придерживается своих личных, странных для большинства идеалов.

Если помещики по сравнению с ним нелепые и порочные, но также при этом искренние и более человечные, то Чичиков имеет не много человечного, он размышляет только о практической пользе. Такая идеология в чем-то характерна для западного общества, его даже возможно назвать своеобразным воплощением американской мечты. Поэтому он во многом элемент чужеродный, равно как эпоха, которая приходит с ним.

Сочинение Чичиков как новый герой эпохи

По мнению Белинского Гоголь описал настоящую русскую действительность через Чичикова. Образ героя отражал вступление буржуазии в русскую жизнь. Чичиков – это обычный персонаж первоначального капиталистического союза. Чичиков родился в семье бедного дворянина. После кончины отца герой унаследовал ветхий дом и маленьким клочком земли. Всю свою жизнь он следовал наставлениям отца. Старший Чичиков сказал, что сын должен беречь и собирать все до последней копейки.

По советам отца Чичиков был готов на обман, угождения и лести ради богатства и власти. С малых лет он научился оценивать и пользоваться окружающими людьми ради своей выгоды. Он проявлял изворотливость в любых ситуациях и железную выдержку ради своей пользы. За счет спекуляции Чичиков увеличил малый капитал, полученный в наследство. После накопления 5 рублей, Чичиков сделал второй мешочек, чтобы накопить еще. Деньги заменили герою совесть, дружбу и честь. Чтобы накопить больше, герой решил провернуть аферу с мертвыми душами. Вся жизнь молодого героя состояла из цепи мошеннических афер и преступлений.

Герой проявляет изобретательность и с усилием проворачивает любые аферы, чтобы увеличить свои копейки. Чичиков понял, что жизнью человека управляют деньги. Он стал ездить по всей России и скупать мертвые души.

Чичикова привлекала жизнь состоятельных дворян. Ради богатой жизни он был готов на обман и воровство. Он старался приспособиться к дворянской жизни. Чичиков стал барином с хорошими манерами и предпринимателем. Его предпринимательские способности выразились во время первого становления. Подлость Чичикова выражается в том, что он использует любые возможности и готов нажиться на горе других людей. Герой стремился попасть в губернии, в которых умерло большое количество крестьян. Смерть людей завесила от голода и отсутствия урожая.

Чичиков был разносторонним человеком. Он умел приспосабливаться к любой обстановке и всегда умел сориентироваться по сложившемуся обстоятельству. Герой умел очаровывать и вызывать восхищение у любого собеседника. В речи Чичиков не использовал непристойные слова или оскорбления. Чичиков как герой нового времени обладал образованностью и энергией, также ловкостью. За счет своих качеств он находил подход к любому человеку.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Анализ пьесы Лермонтова Маскарад

    Название «Маскарад» рассказывает об основных направленностях произведения. Маскарад – это обычно место, где и разовьется основной конфликт произведения, все значимые события произойдут на этом карнавале

  • Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

    Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.

  • С рождения человек обладает врождёнными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и рождаются замкнутыми людьми.

  • Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Не являясь главным героем повествования, казак Пацюк, тем не менее, играет в нём немаловажную роль. Ведь именно к нему обратился за помощью кузнец Вакула в тот момент, когда, казалось

Господин Чичиков как новый герой эпохи – отразил в полной мере уникальное явление в русской жизни – зарождение буржуа. И тем не менее, будучи типичным героем первоначального капиталистического строя, Чичиков явил собою совершенно новый, революционный типаж в русской литературе, который стал бессмертным. С «чичиковыми» можно встретиться везде: в любой стране, и в любую эпоху.

Универсальный типаж мошенника

Можно ли назвать Чичикова героем своего времени, как и Печорина? Несомненно. Но, если образ Чичикова – плута и хитреца – был в новинку для русской литературы, то не для европейской. В испанской литературе еще во второй половине 16 века появился новый жанр – плутовской роман. Его герои, как кривое зеркало, были противопоставлены героям благородных «рыцарских романов», их возвышенным деяниям и стремлениям. Появление такого героя тоже связывают с изменениями в производственно-экономическом укладе Испании, равно как и появление героя Чичикова связывают с упадком рабовладельческой системы ведения хозяйства в России. И новый герой полностью соответствовал времени что в Испании, что в России. Это пройдоха, плут и мошенник, который не гнушается подлостью и лжет всем: чиновникам, простым людям, дворянам и таким же мошенникам, как и он сам.

Общие черты мошенников в литературе

Происхождение мошенников в европейской литературе обычно очень туманно, как и происхождение Чичикова, родители которого: «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери Гоголь не упоминает вовсе. Нет и в их портретах никаких примечательных черт, иначе их можно было бы опознать и раскрыть. Вот и главного героя поэмы «Мертвые души» Павла Ивановича – автор описывает как ни рыбу ни мясо: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Основная мотивация действий Чичикова также совпадает с мотивацией его собратьев в европейской литературе жанра плутовского романа: сиюминутная выгода и богатая жизнь в будущем.

Над злом необходимо смеяться

В самом конце Гоголь ничтоже сумняшеся сравнивает Чичикова с Наполеоном, которого держали в темнице, а затем отпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Именно в этом сравнении вершителя мира с Чичиковым – мошенником, мелким плутом – и есть главное новаторство Н. В. Гоголя. Он, словно бы говорит нам, что именно в руках «чичиковых» всех мастей, в руках этих мелких и бессовестных людишек и сосредоточено сейчас управление миром. Чичиков впитал в себя и тут же обесценил все черты романтического героя.

Именно Чичиков является символом, так презираемых во все времена «новых денег». Чичиков – в какой-то степени нувориш, но, нужно отдать ему должное, он вполне может быть собирательным образом предков уважаемых ныне Ротшильдов и Рокфеллеров. И вряд ли Чичиков когда-либо выглядел как абсолютное зло. Потому что даже зло в его образе уменьшается и превращается в фарс.

Чичиков символизирует собой приход нового времени: времени людей невероятно ловких, хитрых, изворотливых, энергичных, не отягощенными моральным рыцарским кодексом, но одержимыми идеей приобретательства и наживы. При этом, Чичиков – консерватор, ему чужд прогресс и нужды человечества. Такие, как он всегда заботятся лишь о себе. И в конечном итоге, так ли уж далек типаж Чичикова от нашей с вами современности? Кто знает.

Наша статья поможет написать сочинение «Чичиков – герой эпохи» при подготовке домашнего задания, раскроет образ персонажа и позволит лучше понять мотивы действий Чичикова в свете исторического перехода от крепостничества к капитализму.

Тест по произведению

Чичиков – новый

герой эпохи

  • В.Кожинов:«Чичиков по-настоящему сильная личность…»
  • П.Вайль:«Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»
  • А.И.Герцен:«Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»
  • В.Г. Маранцман:«Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»
  • Н.В.Гоголь: «Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель»
Ожидаемые результаты урока: Знать:
  • биографию Чичикова, историю его похождений;
  • Понимать: - каковы причины поступков героя; - что оказало влияние на формирование личности Чичикова; Оценивать характеристику, поступки героя, анализировать текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делать выводы, доказывать свою точку зрения.

«Господин средней руки»

«Не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок».

«Коллежский советник Павел

Иванович Чичиков,

помещик, по своим

Надобностям».

«Превосходный актер, обладающий способностью притворяться, лицемерить, приспосабливаться к людям с целью извлечения выгоды» М.А.Беляев)

Как Чичиков проявил себя на государственной службе?

Начало службы

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год..»

Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих.

«Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков»

Продвижение по службе

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» – дочь, которую влюбил в себя.

Чичиков стал «человеком знаменитым»

Служа в комиссии «для построения

какого-то казённого капитального строения», стал позволять себе «некоторые излишества»

А именно: хороший товар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей..

Неудачи в службе

    • Потерял «тёплое» местечко

Почему Чичикову пришлось уйти из комиссии?

    • Провернул рискованную операцию (перевоз контрабанды), на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти всё.

Работа в таможне

    • «И в ожидании лучшего принуждён был даже заняться званием поверенного»

Так появилась идея приобретения «мёртвых душ»

бережливость

деликатность

накопительство

лживость

прижимистость

Вообразил себя

херсонским

помещиком

Манилов

в мешочке

Коробочка

Собирает

всякий хлам

Плюшкин

В денежных

делах жадный,

неуступчивый

Собакевич

Способен

Ноздрёв

Кто же такой Чичиков?

  • Делец (который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведёт дела).
  • Приобретатель (стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению).
  • Предприниматель (предприимчивый и практичный).
  • Подлец (подлый человек, негодяй).
Заветы отца Чичикова:

1. «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь».

2. «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».

3. «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.

Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Качества, способствовавшие карьерному росту и обогащению

  • Знание человеческой психологии
  • Умение предпринять что-нибудь в нужный момент
  • Умение спланировать «дело», приносящее прибыль
  • Умение вести дела из «ряда» нечистых
  • Умение поддерживать разговор, произвести приятное впечатление
  • Умение легко первоплощаться
  • Умение найти к каждому подход
  • Умение показать себя человеком хорошего тона

«Забирайте же

с собою в путь…

все человеческие движения,

не оставляйте

их на дороге,

не подымете потом!»

Рефлексия

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял (а), что…
  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Что мы хотели выяснить?
  • Что нам удалось узнать?
  • Что пригодится в жизни?
Спасибо за работу! д/з Подготовиться к сочинению «Чичиков –герой новой эпохи»

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, - писал он, - совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» - «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова - как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее - так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда - сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том - соответственно «Чистилище» и «Рай» - стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой - начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России - Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми). Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» - и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени - упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного - непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» - пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли). Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета - сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»). Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова - Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к «господам средней руки». Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т.к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе. Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже «Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны», назвал его «пренеприятным человеком».

Происхождение Чичикова «темно и скромно». Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете » Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.

    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
  • Лучшие статьи по теме