Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Вокальное искусство. Вокал

Вокал - древнейшее музыкальное искусство. Оно уникально тем, что главная роль в нем принадлежит голосу. Вокальная композиция может иметь сопровождение, а может быть без него. Она пишется для одного или нескольких исполнителей. Существуют такие основные виды вокала:

  • Эстрадный. Такой вокал прост в понимании. Он особенен открытостью. В эстрадном исполнении важны певческие навыки и опора звука.
  • Джазовый. Этот вокал предусматривает безупречное ощущение ритма и гармонии. Исполнитель джазовой музыки должен иметь подвижный голос и уметь импровизировать.
  • Рок. Это очень эмоциональный вид вокала. Он имеет значительную смысловую нагрузку. Рок вокалист должен иметь солидную вокальную подготовку, полную эмоциональную свободу и особый кураж.
  • Академический. Данный вид вокала не предполагает исполнение композиции в микрофон, задача исполнителя - самому озвучить зал. Опыт делает голос академического певца более сильным.

Вокальные стили пения многогранны. Благодаря этому вы сможете подобрать для себя наиболее подходящее направление. Правильный выбор - гарантия того, что вокал будет доставлять вам исключительно положительные эмоции.

Как не ошибиться с выбором вокального стиля?

Вокал - это мастерство владения певческим голосом. Овладеть таким мастерством, записавшись на индивидуальное обучение пению , может каждый желающий. Главное, правильно выбрать для себя стиль и верную разновидность вокала. Здесь руководствуйтесь такими советами:

  • Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете, когда исполняете ту или иную композицию? Если это положительные для вас ощущения, значит, вы идете в верном направлении. Если же песня вам неприятна, вы не получаете удовольствие от ее исполнения, тогда подыщите что-то другое.
  • Вспомните, какие песенки вы любили в детстве. Напойте их снова. Возможно, к верному направлению вас приведут эмоции из детства.
  • Побеседуйте с профессионалом. После того, как педагог прослушает вас, он даст ориентиры. Все дело в том, что ощущение ритма и тембр голоса, которые даны природой, не всегда предоставляют возможность исполнять песни любого жанра.
  • Освойте теорию. Стоит досконально изучить тематические видео-уроки и сборники вокальных упражнений. С помощью видео-уроков вы сможете наглядно изучить основные певческие техники в том или ином жанре.
  • Если вас интересует эстрадный вокал, то знайте, что здесь важно правильно интонировать, соблюдать интервалы и попадать в ноты. Освоить такие навыки поможет опытный педагог.

Теперь, когда вы знаете, какой бывает вокал, вам будет несложно подобрать для себя наиболее подходящее направление.

Музыка как вид искусства

3. Вокальное искусство

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена;

декламационный стиль, где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов - вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

Древнегреческая культура

Духовная культура в контексте историзма

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело...

История развития искусства

Временем возникновения Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю...

Кино - как синтетический вид искусства

Чтобы вести разговор о кино - как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Современный толковый словарь определяет искусство - как художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура...

Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века

Культура западноевропейского Средневековья

На XII-XIV вв приходится наивысший расцвет средневековой Европы. Этому периоду культурной истории соответствует готический стиль искусства. Термин происходит от итальянского слова gotico (свойственный готам) и носил условный характер...

Культура и искусство XVII–XIX веков

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме...

Культура и искусство Кампучии

Следы человеческой деятельности, сохранившиеся на территории Кампучии, относятся к середине 5 тыс. до н. э. На протяжении всей истории изучения памятников архитектуры Камбоджи важную роль играли раскопки...

Культура Мезоамерики

В научной литературе этот народ часто именуется ягуарьими индейцами. Это можно объяснить тем, что они отождествляли себя с ягуарами, считая их своими тотемами. Согласно легенде...

Культура Руси

Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву...

Мировая культура XX века

Что касается авангардного искусства, то это явление, целиком принадлежащее светскому миру и миру искусства, и не должно претендовать на некую особую роль в жизни человека. Правда, на заре рождения авангардизма...

Музыка как вид искусства

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства...

Особенности древнеегипетской культуры

Древнее и среднее царства. Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру...

Средневековая арабско-мусульманская культура

Средневековая арабская архитектура впитала в себя традиции ими же завоеванных стран - Греции, Рима, Ирана, Испании. Искусство в странах ислама также развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети...

Средневековое общество

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих...

Материал из Юнциклопедии

Музыка, созданная для голоса или многих голосов, - это самый ранний вид музыкального искусства. Еще на заре существования человеческого общества люди пользовались голосом для звуковых сигналов, общения друг с другом. Так из одного корня возникли человеческая речь и музыка. Самые простые и древние формы вокального искусства сохранили ощутимую связь со звуковыми сигналами, пастушескими зовами, охотничьими или военными кличами, ритмическими восклицаниями, объединяющими усилия людей в совместном труде.

По мере развития человеческого общества развивались и усложнялись и формы вокального искусства. Но еще долго оно оставалось неразрывно связанным с трудом и бытом, было неотделимо от пляски и игры.

Вокальное искусство включает различные жанры: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу. И везде присутствуют два элемента: музыка и слово. Между музыкой и словом - много общего. В самой человеческой речи есть музыкальный элемент - интонация. Она придает речи выразительность, эмоциональность.

В вокальном искусстве интонация - основа выразительности. Иногда мелодия музыкальной фразы прямо рождается из интонаций речи. Вопросительные, восклицательные и утвердительные интонации становятся интонациями музыкальными. Их речевая природа продолжает ощущаться, что наиболее заметно в оперных речитативах, особенно у А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева (см. Оперный театр).

Но так бывает не всегда. Когда речь становится пением, в ней появляются, новые качества, свойственные именно музыкальному искусству. Если в речи подъемы и понижения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка стремится внести в них повторность, ритмическую размеренность. Вот почему вокальные произведения чаще пишутся на стихотворный текст: повторность созвучий - рифм, ритмическая размеренность присущи уже самой стихотворной речи. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из некогда единого искусства - песни.

Декламационность и песенность постоянно взаимодействуют в вокальной музыке, одно может гибко переходить в другое. Так, например, мелодия, начавшись выразительными, «говорящими» декламационными фразами, может постепенно обретать песенную широту и плавность. Еще большие возможности открываются в сочетании голоса с музыкальными инструментами, в ансамбле с другими голосами, в хоре. Но во всех формах и жанрах вокального искусства неизменно сохраняется его связь с интонациями речи, что делает это искусство таким чутким отражением чувств и переживаний человека.

В XIX-XX вв. выдающимися представителями вокального искусства были итальянские певцы А. Каталани, Дж. Паста, Э. Карузо, Т. Руффо, М. Дель Монако, французские - М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и многие другие.

Русская вокальная школа возникла на основе народного певческого искусства. На ее принципах воспиталась целая плеяда замечательных певцов - О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и другие.

В числе советских певцов, развивших традиции вокального искусства, - В. В. Барсова, К. Г. Держинская, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. В. Образцова, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Б. П. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, Л. П. Александровская, Б. Т. Штоколов, А. Б. Даниелян, П. Г. Лисициан, Ш. Мамедова, БюльБюль, К. Байсеитова, Х. Насырова, А. Аннакулиева, М. Булатова и многие другие.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Многие задаются вопросом: c чего начинается пение? И это очень правильный вопрос в особенности для тех, кто уже связал или только собирается связать свою жизнь с вокальным искусством. Так с чего же все-таки начинается история вокального искусства?

Конечно же с нашего Голоса. С рождения первого младенца и изданного первого крика на земле начало развиваться умение управлять голосовым аппаратом. Интересно отметить, что крик младенца соответствует 435-440 Гц, то есть тону «Ля» первой октавы. И уже в первые годы жизни голос человека достигает диапазона в 5-7 тонов. Обратимся непосредственно к истории вокала и к пению, как средству выражения эмоций, чувств и настроений в художественном контексте. Конечно же, с течением многих столетий вокальное исполнение в разных концах нашей необъятной планеты претерпевало различные видоизменения, обретая новые краски, формы, структуры, и благодаря этим изменениям современное вокальное искусство имеет невообразимое количество жанров и техник .

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние — трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно простые мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент инструментов.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе.

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно эволюционировала, образуя собой некий симбиоз религиозных и светских элементов.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера. В то время главными исполнителями были певцы-кастраты, или сопранисты. Композиторы часто писали одну мелодию, а они уже сами украшали её трелями и пассажами. Эта музыка должна была услаждать слух зрителей, уносить их в “заоблачный мир” и развлекать.

В 30-40е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало, и представители чистого бельканто уступили место тенорам, а позже баритонам. Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент — человеческий голос.

Лучшие статьи по теме