Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Стилистическое направление парка спасское лутовиново. Храм спаса преображения

Стилистическое направление парка спасское лутовиново. Храм спаса преображения

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIIIначала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии

Спасское-Лутовиново является единственным в России мемориальным музеем Ивана Тургенева. Спасское оно, потому что здесь издавна имеется церковь Спаса Преображения. Лутовиново – по имени первого владельца имения Ивана Лутовинова, которому царь Иван Грозный подарил эти земли еще в XVI веке. Хозяин использовал их с большим резоном, построив двухэтажный особняк с библиотекой, театром и даже хорами для музыкантов. Это и предопределило творческую направленность здания. Недаром впоследствии Ивану Сергеевичу Тургеневу здесь так хорошо писалось.

Для Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново было, что называется, средоточием жизни. Здесь прошло его безмятежное детство, здесь он находился под домашним арестом после конфликта с Николаем первым, здесь были рождены его повесть «Постоялый двор» и неопубликованный рассказ «Два поколения», здесь он написал «Рудина». Позже, уже вернувшись из Европы, Иван Сергеевич именно тут дал жизнь своим главным произведениям – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».

Родовое поместье Тургеневых славно не только тем, что здесь жил и творил его талантливый хозяин, но и тем, что сюда к нему приезжали легендарные гости. В Спассском-Лутовиново неоднократно бывали не только Афанасий Фет, Иван Аксенов, но и Лев Толстой.
А ведь этого мемориального музея могло бы и не быть. После смерти Ивана Тургенева дом сгорел. Только после революции имение было объявлено государственным заповедником. Но лишь в 1976 году был окончательно восстановлен утраченный дом, обставленный чудом сохранившейся мебелью, которая его украшала в 1881 году, когда писатель в последний раз гостил в родовом гнезде.

Новый этап развития мемориала начался в 1988 году, когда приступили к восстановлению старого парка.

Только через двадцать лет непрерывных работ имение в Спассском-Лутовиново приобрело такой вид, каковой радовал Тургенева и его великих гостей. Нынче ежегодно более сотни туристов могут полюбоваться особняком с резными узорчатыми верандами, маленькими окошками мезонина, крылечками тургеневского времени. Он находится не только на прежнем месте, но и в прежнем виде. Особую роль выполняют предметы интерьера тех времен, в том числе и знаменитый огромный диван Тургеневых в гостиной. Возможно, на нем сиживал Лев Толстой, бывавший в гостях у Ивана Сергеевича.

Главными реликвиями особняка является фамильная икона Спаса Нерукотворного, коллекция живописи с произведениями Клодта, Сверчкова, Дмитриева-Оренбургского, огромная библиотека, собранная поколениями Тургеневых.

Усадьба в Спасском-Лутовиново – эталон помещичьего быта середины XIX века. Она многое значит не только для литературной славы России, но и для самой истории. Именно поэтому люди так любят перечитывать тургеневские «Записки охотника». Это как раз то произведение, в котором больше всего автор рассказывает о своем родовом поместье.

С пасское-Лутовиново - усадьба матери великого русского писателя Ивана Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области.

История создания

Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову, который создал на этой территории усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Пережив почти пятивековую историю сегодня усадьба - это Государственный мемориальный и природный музей–заповедник- уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.

Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. У истоков создания музея стояли А.В. Луначарский и В.Я. Брюсов. В становлении музея-усадьбы в разное время принимали участие А.М. Горький, К.А. Федин, И.А. Новиков, а первым хранителем стал известный ученый-литературовед М.В. Португалов.

Музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» - это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. В наши дни - это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, помимо дома-музея, храм Спаса Преображения и фамильный склеп Лутовиновых, богадельню, построенную на средства И.С. и Н.С. Тургеневых в 1872 году, а также хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Непосредственно к главному усадебному дому примыкает «флигель изгнанника», в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах.

Восстановление музея

В 1939 г. в связи со 120-летием со дня рождения в музее были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай, собраны и изучены воспоминания современников И.С. Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника, начались работы по расчистке парка. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 года тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью возобновлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого пруда. В 1968-1976 гг. был восстановлен дома И.С. Тургенева: подлинные вещи писателя, семейные реликвии и сохраненная мебель составили основу экспозиции дома-музея.

«Спасское-Лутовиново» — усадьба знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.). Её история начинается в 16 веке. Царь Иван Грозный пожаловал село Спасское, названное так из-за расположенной здесь церкви Спаса Преображения, Ивану Лутовинову, который основал усадьбу и назвал её «Спасское-Лутовиново». Постепенно происходила застройка территории, но расцвет в преображении усадьбы пришёлся на время владения ею Иваном Ивановичем Лутовиновым (1753 — 1813 гг.), потомком того самого Ивана Лутовинова. По дошедшей до нашего времени информации Иван Иванович был очень зажиточным дворянином. Кроме Спасского-Лутовиного владел поместьями в соседних губерниях и имел 5000 крепостных. Он долгие годы занимался переустройством усадьбы и приложил к этому немало усилий. После его смерти всё имущество перешло к племяннице — Варваре Петровне Лутовиновой (1787 — 1850 гг.). Внешность её оставляла желать лучшего, да и характер был тяжеловат. Ей никак не удавалось выйти замуж. На решение брачного вопроса положительно сказалось наследство дяди. В те времена «судьба» привела в имение молодого красавца Сергея Николаевича Тургенева (1793 — 1834 гг.), осуществлявшего закупки лошадей для армии. После некоторого времени был заключен «брак по расчёту». Свадьба состоялась в Спасском-Лутовиново в 1816 году.

Сергей Николаевич был потомственным дворянином. Дворянских родов Тургеневых на Руси было несколько. В основном, их родословная прослеживается с 16 века. К сожалению, в более ранний период времени рода не были так хорошо описаны. Основателем одного из родов был татарский мурза Арслан Турген («Арслан» — в переводе с тюркского значит «Лев»). Он принял православие и в крещении получил имя — Иоан Тургенев. Существует предположение, что он является предком великого писателя, но подтвердить документально взаимосвязь между ним и Сергеем Николаевичем Тургеневым (отцом писателя) в настоящее время не представляется возможным.

Главный дом усадьбы

Брак Сергея Николаевича и Варвары Петровны не был счастливым. В начале всё шло хорошо. У них родились трое сыновей — Николай, Иван и Сергей. Сам Сергей Николаевич в 1821 году вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Семья много путешествовала по Европе. Однажды в Швейцарии они пошли смотреть медведей и четырёхлетний Иван чуть не погиб, сорвавшись с перил. Отец вовремя успел схватить его за ногу. До 1827 года семья жила в Спасском-Лутовиново. Потом переехала в Москву. Сергей Николаевич по возрасту на шесть лет моложе своей супруги. Он был красив и даже в отставке не потерял былой «стати». Варвара Петровна сильно доводила его своей ревностью. Отношения постепенно стали ухудшаться. В 1834 году Сергея Николаевича не стало.

Варвара Петровна была человеком с очень жёстким характером. Хотела контролировать «всё и вся». Даже детям бывало очень сильно доставалось от неё. При этом она была образованной женщиной. В доме все разговаривали только на французском языке. Варвара Петровна много читала и следила за литературными новинками. При общении с детьми цитировала знаменитых писателей и поэтов того времени. В ней необъяснимым образом уживалась образованность и деспотизм. Всю свою жизнь она пыталась поставить детей в зависимость от себя, даже когда они были уже взрослые. Для этой цели использовала ограничения в выделении им денежных средств.

Младший сын Сергей умер ребёнком от болезни. Старший сын Николай пошёл по военной «стезе». Он окончил в Санкт-Петербурге артиллерийское училище и в чине прапорщика служил в гвардейской конной артиллерии. Военная карьера у него не задалась. Прослужив несколько лет, он перешёл на гражданскую службу, в канцелярию министерства государственного имущества. На встречу нового 1841 года Николай приезжал к матери в Москву. Здесь он провёл около месяца, в течение которого произошёл роман с Анной Яковлевной Шварц, её камеристкой. Потом Николай уехал в Санкт-Петербург. Анна ушла от госпожи и последовала вслед за Николаем. Варвара Петровна была очень огорчена выбором сына. Она согласилась на их свадьбу только в 1849 году. У Анны и Николая было трое детей. К сожалению, все они умерли в детстве. Николай с супругой уехал в село Тургенево Чернского уезда (родовое село своего отца — Сергея Николаевича Тургенева), где и прожил всю оставшуюся жизнь. Анна Яковлевна умерла в 1872 году. Николай Сергеевич пережил супругу почти на 7 лет. В январе 1879 года он простудился, тяжело заболел воспалением лёгких и умер.

Иван Сергеевич Тургенев в 15 лет поступил в Московский университет, а через год перевёлся в Санкт-Петербургский, который благополучно закончил в 1836 году. После этого он продолжил своё образование в Германии. В Берлинском университете, кроме всего прочего, изучал древнегреческий и латинский языки. Он спокойно читал античных авторов без перевода. Благодаря родителям, свободно владел французским и немецким языками. Был очень образованным человеком. Писал различные диссертации в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Правда, к научной деятельности он быстро охладел, а увлёкся больше литературой. Сначала пробовал себя в сочинении стихов, но в дальнейшем выбрал прозу. Имея такой «багаж за плечами», он без проблем вписался в западное общество. Да и вся его дальнейшая жизнь проходила между Европой, Спасским-Лутовиново и двумя российскими столичными городами (Москвой и Санкт-Петербургом).

В один из приездов в Спасское-Лутовиново он увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). У них завязался роман, в результате которого девушка забеременела и родила девочку Пелагею. В дальнейшем Иван Сергеевич официально признал её. Это единственный его ребёнок, хоть и родившийся вне брака. Потом были романы с Татьяной Бакуниной и Марией Толстой (сестрой Толстого Л.Н.). Причём с последней дело доходило чуть ли не до свадьбы. Однако, этого так и не случилось. Но главной любовью Тургенева И.С. была испано-французская певица Полина Виардо (1821 — 1910 гг., полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо). К сожалению, Полина была замужем за известным искусствоведом Луи Виардо. Характер отношений Полины Виардо и Тургенева И.С. до сих пор является предметом дискуссий. В доме Полины воспитывалась дочь Тургенева И.С. Пелагея, которую он забрал от Варвары Петровны и привёз во Францию. Он даже поменял её имя на Полинет. Через несколько лет, в очередной свой приезд, Тургенев И.С. взял уже повзрослевшую дочь к себе. Он снял жильё и пригласил для неё гувернантку из Англии. В 17 лет Полинет познакомилась с предпринимателем Гастоном Брюэром (1835 — 1885 гг.). Молодой человек как-то сумел произвести впечатление на Тургенева И.С. и получил согласие на брак. В качестве приданого отец дал дочери 150 тысяч франков, что по тем временам было очень приличной суммой. Через некоторое время предприниматель обанкротился и отец отправил Полинет в Швейцарию. Она умерла в 1919 году в возрасте 76 лет. Дети её — Жорж-Альбер и Жанна Брюэр-Тургенева потомков не имели. На них прекратилась родовая ветвь по линии Тургенева И.С. После смерти матери Иван Сергеевич практически жил за границей, лишь иногда приезжая в Россию по делам. Сначала проживал на вилле в Баден-Бадене, а с началом франко-прусской войны (1870-1871 гг.) переселился во Францию. Жизнь великого русского писателя И.С. Тургенева оборвалась в 1883 году в Буживале (пригород Парижа). Траурные мероприятия прошли сначала в самом Париже, а потом тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили на Волковском кладбище. Похороны в России были очень пышные, одних делегаций насчитывалось 176. Процессия растянулась на несколько вёрст. Вышли попрощаться с писателем и горожане.

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев был в зените славы. Его произведения много читали как в России, так и в Европе. Он был членом-корреспондентом императорской Академии наук, почётным доктором Оксфордского университета, почётным членом императорского Московского университета. Иван Сергеевич пропагандировал русскую литературу в Европе. Именно благодаря его стараниям, были переведены лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и др. По общему признанию он является классиком мировой литературы. В Советском Союзе (СССР) творчеству Тургенева И.С. тоже уделяли большое внимание. Начиная со школьной скамьи, в обязательную программу входили: «Записки охотника», «Муму», «Отцы и дети» и др. Люди повзрослее зачитывались произведениями: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь». Многие повести и рассказы были чуть ли не настольной книгой: «Дневник лишнего человека», «Бежин луг», «Ася», «Вешние воды». Десятками томов многократно переиздавались его собрания сочинений.

Иван Сергеевич Тургенев внёс великий вклад в сокровищницу русской литературы. Из всех языков он всегда выделял русский и в своих произведениях старался не использовать слова иностранного происхождения (это человек, который свободно разговаривал и писал на нескольких европейских языках). Не в упрёк будет сказано многим современным людям, к месту и не к месту захламляющим родную речь иностранными словечками, а то и вообще сленгом. Это очень грустно, что они не могут выразить свою мысль на родном языке. Будущим поколениям Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …. «.

Спасское-Лутовиново на карте

26.11.2017

2.
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал село Ивану Лутовинову.
Важную же роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753-1813). Он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Так же он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом.
В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.

3.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения.

4.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.

5.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1817-1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксёнов, Афанасий Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.

6.
Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большей части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.

13.
Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

14.
Дом, как и вся Спасская усадьба, имеет давнюю и сложную историю. Он представляет собой лишь одно крыло первоначального главного дома усадьбы, выстроенного двоюродным дедом Тургенева И. И. Лутовиновым в первом десятилетии XIX века. По рассказам современников, дом Лутовинова имел форму отлогой подковы. В середине находилось деревянное двухэтажное здание с колоннами по фасаду, огромными по тем временам пятиаршинными окнами, парадным залом в “два света” и множеством комнат для барина, домочадцев и прислуги. От центрального здания в обе стороны расходились полукругом каменные галереи, каждая из них заканчивалась деревянным флигелем. 1 (13) мая 1839 года большая часть дома сгорела. От пожара уцелело лишь левое, юго-западное крыло дома, т. е. каменная галерея с примыкающим к ней деревянным флигелем. Оставшийся после пожара левый флигель был капитально отремонтирован и стал служить главным домом усадьбы. В 1840-е годы В. П. Тургеневой, матерью писателя, к дому были сделаны две пристройки, в которых размещались “казино” и библиотека.

15.
С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека. В последние годы жизни Тургенев начал уделять устройству Спасского дома все больше внимания, собираясь жить в нем подолгу. С весны 1880 года были начаты не только капитальный ремонт, но и основательная перестройка дома. К библиотеке была сделана еще одна пристройка в четыре комнаты, переделана центральная веранда и устроен балкон на мезонине Все строение было украшено ажурной деревянной резьбой.

16.
После смерти Тургенева наступил период расхищения и гибели многих реликвий Спасского дома. Наследники Тургенева не стали жить в усадьбе писателя. Из дома ими были вывезены мебель и веши. В ночь с 19 на 20 января 1906 года Спасский дом сгорел дотла. Сохранившиеся вещи. библиотека и мебель Спасского дома стали основой музея И. С. Тургенева. открытого 23 ноября 1918 года в Орле в доме писателя.

17.
На основе собранных в музее Тургенева планов, описей, фотографий, свидетельств мемуаристов был разработан проект восстановления главного дома усадьбы и его интерьеров.

18.
Летом 1976 года восстановление дома было закончено. Мебель и вещи Тургенева. хранившиеся в музее в Орле. вернулись в Спасское-Лутовиново. В доме создана мемориальная экспозиция, которая воспроизводит обстановку дома в том виде, в котором она была в 1881 году в последний приезд писателя в Спасское.

Лучшие статьи по теме