Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Комментарии. Занятия в кружках исторического музея Чем интересна деятельность в кружке истории

Расскажите, пожалуйста, что это за кружок и чем он будет заниматься?

Наталия Игнатович: Мы долго готовились к появлению на свет церковно-исторического кружка. В прошлом году после успешной защиты итоговых работ, подготовленных на кафедре церковно-исторических дисциплин, выпускники долго не хотели расходиться и в спонтанной беседе выпускников и преподавателей родилась мысль о создании кружка. Нам хотелось, чтобы возникла живая научная среда, в которой объединились бы уже сложившиеся исследователи в области церковной истории и те, кто делает только первые шаги в этом направлении. Конечно, это важно для взаимного обучения и помощи, для творческого общения, но дело не только в этом. В какой-то момент стало понятно, что поодиночке мы не можем достигнуть тех целей, которые перед собой ставим – в изучении и исследовании истории общин и братств, опыта новомучеников и исповедников Российской церкви в XX веке, духовного сопротивления советской власти. Слишком необъятны эти темы и слишком малы наши силы, поэтому нужно объединять усилия.

Не все выпускники бакалавриата смогут пойти учиться дальше. Но многие за время написания диплома приобрели вкус к работе в архивах, к написанию научных текстов. Многие говорили: я хочу продолжать этим заниматься, но не знаю, куда это желание приложить. Замечательно, что рождение кружка было инициировано самими выпускниками и поддержано членами кафедры. Мы надеемся не только продолжать свои церковно-исторические исследования, но и вместе профессионализироваться, и помогать студентам СФИ, выбирающим для своих выпускных работ темы по церковной истории. Нам дорого благословение отца Георгия Кочеткова , ректора СФИ, и его пожелание нам не только трудиться во славу Божью и Его Церкви, но и помнить, что без прошлого нельзя понять настоящее и будущее.

Кстати говоря, кружки историков были довольно распространенным явлением в Российской империи до революции. Вот, например, кружок известного историка Сергея Фёдоровича Платонова объединял до тридцати человек. Они собирались один-два раза в месяц по средам на квартире у Платоновых. Вначале ждали, пока все подойдут, потом переходили в столовую, где был накрыт стол с самоваром, бутербродами, печеньем. За чаем беседовали на научные и житейские темы, Сергей Фёдорович рассказывал о своих поездках по городам, по монастырям в поисках древних рукописей. Это был небольшой дружеский круг. И таких кружков было достаточно много. В учебных диспутах, в чтении научных рефератов на встречах этих кружков по сути формировались основы исторической науки рубежа XIX-XX веков.

Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи?

Наталия Игнатович: Наши цели значительно скромнее. Хотя, конечно, можно и помечтать о формировании определённой научной исторической школы – почему бы и нет? Но если серьезно, мы не думаем о себе слишком многого. Нам хотелось бы стать таким дружеским кругом, сама атмосфера которого вдохновляет на дальнейшие труды на церковно-историческом поприще.

Какие темы интересуют участников кружка в первую очередь?

Наталия Игнатович: История Русской церкви в ХХ веке во многом еще не проявлена, в ней слишком много еще «белых пятен», и вот этим мы и хотели бы заниматься. В ближайший год нашими приоритетными темами станут те, что связаны со 100-летними юбилеями: 100-летие русской революции, Поместного Собора 1917/18 годов и возрождения братского движения.

Как стало возможным, что наша страна встала в 1917 году на путь большевизма и сопряженного с ним террора и разрушения? Почему не смогли победить силы, сопротивлявшиеся этому? Нам хотелось бы размышлять об этом, тем более что вопросы эти и по сей день остаются дискуссионными.

Вторая тема, о Соборе 1917/18 годов, до сих пор изучена совершенно недостаточно. Можно назвать лишь несколько замечательных исследований, посвященных этой теме – Елены Владимировны Беляковой , Александра Геннадьевича Кравецкого, протоиерея Николая Балашова и еще несколько. Из источников изданы пока только Деяния Собора, отражающие ход общих соборных заседаний. Сейчас еще выпущено 5 томов из 34-томного издания Новоспасского монастыря, а когда выйдут остальные еще неизвестно. Да и все ли материалы туда войдут? Вот, например, знаете ли вы, что во время работы Собора было образовано Братство членов священного Собора? Будут ли изданы эти материалы? Фонд Собора в ГАРФе включает 660 дел, в каждом из которых от нескольких архивных листов до 600 с лишним! Представляете, какой это объем? Не изданы до сих пор материалы работы отделов Собора, а это важнейшие документы, дающие представление о реальной работе и о подходах к решению наболевших церковных вопросов членов Собора, многие из которых потом станут исповедниками и новомучениками российскими. Дай Бог, чтобы проект Новоспасского монастыря был доведен до конца, это очень важная и нужная работа! Мы же ставим перед собой задачу делать точечные исследования, а также изучать и обсуждать то, что уже издано.

Изучение истории братств всегда было приоритетным для нашей кафедры. Но сейчас у нас есть особый повод для ее осмысления: после октябрьской революции 1917 года в нашей церкви родился новый тип братств, связанный с необходимостью защищать церковь в условиях гонений за веру. Инициатором в этом деле стал сам Святейший патриарх Тихон. Его призыв к верующим сплотиться и образовать из своей среды союзы и братства звучит уже в послании о вступлении на патриарший престол от 31 декабря 1917 года. В начале 1918 года этот призыв повторяют и сам Святейший, и Синод, и Собор. Церковь ответила на эти призывы образованием братств в Москве, Петрограде, Пензе и многих других городах. Однако мы мало что об этом знаем! О московских и петроградских братствах мы знаем благодаря исследованиям наших студентов, а вот история братств в других регионах нами еще почти не освоена.

Если же говорить более широко, то нам хотелось бы для начала собрать те исследования и наработки, которые были сделаны до нас, внимательно их изучить и обсудить. В сентябре мы планируем провести первый семинар, на котором рассмотрим известные нам дореволюционные и современные работы о российских православных братствах 1864-1905 годов.

Чем еще вы планируете заниматься?

Наталия Игнатович: Мы бы хотели помогать музейно-выставочному отделу Культурно-просветительского фонда «Преображение» в поиске необходимых материалов для выставок. Частью работы по изучению истории братств должно стать формирование картотеки братств – существенного подспорья для всех нас в дальнейших исследованиях. Кроме того, сейчас важно направить усилия на собирание личных свидетельств, пока, слава Богу, живы еще свидетели веры и жизни церкви в ХХ веке.

Нужно думать и о том, как повышать свой профессиональный уровень. Мы бы хотели приглашать известных ученых с лекциями, да и сами мы можем знакомить друг друга с тем, чем мы занимаемся. У каждого есть свой профессиональный интерес, и мы можем взаимно обогащать друг друга.

Кружок собирается раз в месяц. Мы успели встретиться три раза. Пока что мы лишь нащупываем формы общения и совместных трудов. Но что меня не перестает удивлять – что, мягко говоря, не слишком свободные люди выкраивают время в своем жизненном графике для кружка. Казалось бы – зачем им это? Но кружковцы говорят мне, что их это вдохновляет. И сердце наполняется благодарностью Богу за это неравнодушие и вдохновение!

Описание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества» ПЕДАГОГА Зеленовой Анны Сергеевны

ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению. Задачи: · воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; · развивать навыки учебно-исследовательской работы; · развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности. В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах. Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
  • организация экскурсий в музеи;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • участие в краеведческих конкурсах.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.

Дата провед.
Наименование разделов
Форма занятий
Приемы и методы организации
Методический и дидактический материал
Дата провед. Форма подведения итогов
Раздел I . Введение
1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Теоретическое занятие. Словесный, практический . Учебные пособия
Коллективное обсуждение.
Раздел II . Западная Сибирь в XVI - XVII вв.
2-3. По следам Ермака. Теорет. занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
4-5. Первые русские города Западной Сибири Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
6. О чем рассказывает Тобольский Кремль. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
7 – 9.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVI - XVII в».
Практические занятия.
Научно – исследовательский.


Конкурс проектов.
Раздел III . Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
11. « Богатство России Сибирью прирастать будет…»
Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
12. Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
12 – 13.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел IV . Западная Сибирь в XX - XXI вв.
14. Тюменское купечество
Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы.
Коллективное обсуждение.
15. Тюмень в гражданской войне
Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы
Коллективное обсуждение
16. «Тюмень- город госпиталь»
Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
17 – 18.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XX - XXI вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел V . Улицы нашего города
19. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
Теоретическое занятие.
Топонимическое исследование.
Архивные документы, летописи.

Коллективное обсуждение.
20 – 21. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.

Конкурс юных экскурсоводов.
Раздел VI . Памятники нашего города
22. Памятники Тюмени, как летопись города.
Теоретическое занятие.
Научно – исследовательский.

Коллективное обсуждение.
23. Периоды истории страны и города в памятниках.
Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.

Коллективное обсуждение.
24.
Работа над проектом «Электронная экскурсия» Практические занятия.
Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.
Раздел VII . Знаменитые земляки
25-26 Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Архивные данные, историческая карта

Коллективное обсуждение.
Раздел VIII . Наш край родной
27.
Традиции народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Исторические источники, летописи.

Коллективное обсуждение.
28. Культура народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.

Коллективное обсуждение.
Раздел IX . Тюмени - 427 лет
29-30.
Работа над проектом «Тюмени – 427».
Практические занятия. Научно – исследовательский.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.

Конкурс проектов.
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня.
31. Встреча с интересными людьми.
Практическое занятие. Словесно – практический.
Фотографии, документы, устные рассказы.

Коллективное обсуждение.
32.
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
Практическое занятие.
Научно исследовательский.
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.

Презентация.

Раздел XI . Научно – практическая конференция.
33-34.
Отчет о работе кружка

Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.

Презентация, показ электронных экскурсий.

















Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.

В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников.

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея".

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.

Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • - формирование чувства патриотизма посредствам привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческого должностного инструментария;
  • - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей воспитанников;
  • - формирование и развитие способности подростков к адаптации в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • - профессиональная ориентация подростков.

Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией.

Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.

Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить.

Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов.


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Лучшие статьи по теме