Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер

А. Архангель­ский – выдающийся русский духов­ный композитор и хоровой дирижер

Александр Архангельский

Александр Архангельский родился 27 апреля 1962 года в Москве. В 1984 году окончил филологический факультет МГПИ, в 1988-м защитил кандидатскую диссертацию о Пушкине.

Первая книга «Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”» увидела свет в 1990 году. В 1991-м вышел сборник статей, написанных в 1987 - 1990 годах «У парадного подъезда. Литературные и культурные ситуации периода гласности». Книга интересна как документальный источник, по которому можно изучать непростое и противоречивое время перестройки. В 1999 году были изданы «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII - первая половина XIX века» и «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии». В 2000-м в знаменитой серии «ЖЗЛ» вышла биография Александра Первого, переведенная также на французский язык. В книгу «Политкоррекция» (2002) вошла политическая публицистика Архангельского. В 2006-м вышли сборники статей «Базовые ценности» и «Гуманитарная политика».

Как прозаик Александр Архангельский дебютировал в 2006 году с романом «1962», который несколько раз переиздавался. Вторая книга — «Цена отсечения», по версии журнала «Русский репортер», стала «Самым важным романом года».

В 2010 году вышла книга «Тем временем», написанная по мотивам одноименной телепередачи.

На телевидении Александр с самого начала 90-х. Он был автором и ведущим программ «Против течения» (1992 - 1993, «РТР»). В 2002 году вел программу «Хронограф» на телеканале «Россия», а с 2002 года - автор и ведущий программы «Тем временем» на телеканале «Культура». («Московский комсомолец»: «Каждый уважающий себя телеканал просто обязан иметь итоговую программу. Такую, где собираются умные люди и разговаривают о наболевшем (у них или у страны) за неделю. На канале «Культура» эту общественно полезную функцию выполняет ток-шоу “Тем временем”».)

В 1993 - 1994 годах на радиостанции «Свобода» выходила его передача «Писатели у микрофона», Архангельский был постоянным гостем радиошоу «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы».

Публиковался в «Литературной газете», «Независимой газете», «Известиях», журналах «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Литературное обозрение». Печатался под псевдонимами Архип Ангелевич и Ангелина Архипова.

Александр Архангельский - лауреат премий «Литературной газеты» (1990), журналов «Литературное обозрение» (1984), «Знамя» (1996), «Новый мир» (1996), «Дружба народов» (1997), премии «Глобус» в номинации «За лучшую книгу, написанную журналистом» (за роман «1962»). Входил в состав жюри премий «Русский Букер», «Большая книга», «Русская премия», премии имени Аполлона Григорьева. В 2009 году получил премию «Власть №4» как лучший политический обозреватель. Финалист премий «ТЭФИ-2005» и «ТЭФИ-2006», выдвигался на соискание премии «ТЭФИ-2007» в номинации «Ведущий информационно-аналитической программы».

С сентября 1991 года - член Союза российских писателей. Член Академии Российского телевидения. Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики.

В Соборах Воронежских и Липецких святых, а также новомучеников и исповедников Церкви Русской

С года - священник села Липовка (недалеко от г.Лиски) Воронежской губернии, где прослужил два с половиной года.

С года - священник с.Мечетка Воронежской губернии. В с.Мечетка о.Александр служил вторым священником. Настоятелем храма был о.Петр Соколов с которым о.Александр дружил семьями.

В году был возведен в сан протоиерея , назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы села Бутурлиновка Воронежской губернии и благочинным Бутурлиновского уезда.

8 апреля года уполномоченный секретного отдела ОГПУ вызвал отца Александра на допрос и спросил, как священник относится к советской власти. "Советскую рабоче-крестьянскую власть я признаю как народную и ей подчиняюсь беспрекословно", - ответил отец Александр. Следователь стал спрашивать о других людях, которые были уже арестованы по Воронежскому делу, и о церковной литературе. Отец Александр отвечал: "Дулова я не знаю и в первый раз слышу его фамилию, священника Бутузова видел у литургии в Сергиевском храме, но у него не был и с ним разговоров не вел. Брошюру "Что должен знать православный христианин" я не получал, но слышал, что она будто бы есть".

Вскоре отец Александр был арестован по обвинению в "принадлежности к церковно-монархической организации, ставившей своей целью поднятие восстания против советской власти и восстановление монархии". Проходил по групповому делу "Дело епископа Алексия (Буя) . Воронеж, 1930г.".

Следователь стал спрашивать его о служении молебна о папе Римском и о брошюрах. Отец Александр отвечал:

"Что касается предложенного вопроса о служении мною молебна за папу Римского и о чтении какой-то брошюры о Православии в присутствии священника Ивана Маркина и других лиц, имею долг по чисто иерейской совести заявить: никакого молебна за папу Римского я не служил и не мог служить, так как к нашей Православной Церкви он не имеет отношения... Также относительно чтения какой-то брошюры должен сказать: никакой брошюры у меня не было и не читалось. Слух этот совершенно нелепый и пущен, вероятно, чтобы повредить мне в глазах власти, перед которой я в своей совести чист".

3 мая следователь предъявил отцу Александру обвинение в принадлежности его к антисоветской организации. Священник потребовал, чтобы ему дали возможность собственноручно написать объяснение по этому поводу. Отец Александр написал:

"Никаких монашек-проповедниц я не знал, и они у меня никогда не бывали в Бутурлиновке, имена их я услышал только здесь, в ОГПУ. Никаким ни женщинам, ни мужчинам не давал директив для какой бы то ни было проповеди, особенно абсурдной против власти, которую я сам прежде всего принципиально признаю как власть, данную от Бога. Не могу же я в одно верить, а другое говорить... Колхозное строительство в Бутурлиновке совершалось и прошло весьма успешно, безболезненно, и я никому не мог и не могу что-либо сказать против него... никто меня о том и не спрашивал в Бутурлиновке... Извещение о выступлении папы Римского стало известно после первой седмицы Великого поста, никакого молебна за папу я не служил и служить не мог, потому что это противно канонам Православной Церкви... Молебен был обычный, и никаких политических тем он не имел, и я лишь приветствовал с причастием Святых Таин и близостью со Спасителем".

Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом - автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф». С 2002 года - автор и ведущий программы «Тем временем». Соучредитель Академии русской современной словесности. Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина „Медный Всадник“» (1990), «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII - первая половина XIX века» (1998), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), сборников литературно-критических («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание - 2008), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и др. Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др.

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Возвращение философии

Кто, как и почему в сталинское время стал заниматься философией - спустя четверть века после того, как ее традиции были уничтожены

Дворец под колпаком

Как выпускники философского факультета МГУ создали территорию свободы в журнале - рупоре коммунистических партий в начале 1960-х годов

Невероятный институт

Как в советском академическом институте читали передовые буржуазные газеты, изучали театр, движение хиппи и современную западную философию

Удавка сжимается

Как советские танки, вошедшие в Прагу в 1968 году, положили конец существовавшим прежде возможностям заниматься гуманитарной наукой

Перед шлагбаумом

Что сделали философы для школьников, слепоглухонемых людей, для литературы, кинематографа и для изменения мира

Победа и разочарование

Что подарили миру советские философы: осознание невозможности изменить действительность или возрожденный язык философствования?

Заболоцкий. «Прохожий»

Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение

Трифонов. «Дом на набережной»

Как Трифонов переступил через совесть, затем беспощадно осудил себя, а заодно осмыслил механизмы политического террора

Лучшие статьи по теме