В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов
1) Рис. 1
2) Рис. 2
3) Рис. 3
4) Рис. 4
Ответ:
2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду
1) фосфор → кремний → алюминий
2) фтор → хлор → бром
3) селен → сера → кислород
4) азот → фосфор → мышьяк
Ответ:
3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе
1) CuO
2) P 4
3) SO 2
4) MgCl 2
Ответ:
4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1)HCl
2) Cl 2 O
3) KClO 3
4) KClO 4
Ответ:
5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно
1) оснόвным оксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) амфотерным оксидом и солью
4) оснόвным оксидом и основанием
Ответ:
6. Реакция, уравнение которой
2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) замещения
4) обмена
Ответ:
7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) азотной кислоты
2) карбоната натрия
3) сульфата алюминия
4) фосфата калия
Ответ:
8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K + и OH ―
2) K + и CO 3 2―
3) Ba 2+ и CO 3 2―
4) Ba 2+ и OH ―
Ответ:
9. Медь реагирует с раствором
1) AgNO 3
2) Al 2 (SO 4 ) 3
3) Fe SO 4
4) NaOH
Ответ:
10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары
1) HCl, O 2
2) Ag, SO 3
3) H 2 , SO 4
4) Al, N 2
Ответ:
11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:
KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O
1) CO
2) CO 2
3) CH 4
4) C
Ответ:
12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью
1) сероводорода
2) сульфита бария
3) сульфита натрия
4) сернистого газа
Ответ:
13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O
Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме
1) +2 → 0
2) −3 → 0
3) −2 → 0
4) 0 → +2
Ответ:
15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NHNO 3
Часть 2
16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
В ряду химических элементов Be- Mg- Ca
1) увеличивается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
Ответ:
18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
|
А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2 Б) FeCl 2 и FeCl 3 В) H 2 SO 4 и HNO 3 | 1) BaCl 2 2) Na 2 CO 3 3) HCl 4) NaOH |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.
Ответ:
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0
Определите окислитель и восстановитель
2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа |
|
1) Составим электронный баланс: S +6 + 2ē = S +4 │2 │5 P 0 - 5ē = P +5 │5 │2 2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель 3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции: 2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0 |
|
Критерии оценивания | Баллы |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | |
Максимальный балл |
21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Пояснение.
K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3 2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария: N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г. 3) Определена масса раствора нитрата бария: M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г Ответ: 52,2 г. |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны 2 элемента из названных выше | |
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой) | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Напишем 2 уравнения реакций: 2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4 CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O Укажем признаки реакций. Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора. Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции: CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны четыре элемента ответа | |
Правильно записаны три элемента ответа | |
Правильно записаны два элемента ответа | |
Правильно записан один элемент ответа | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
2018 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
- 0-8 баллов - отметка «2»
- 9-17 баллов - отметка «3»
- 18-26 баллов - отметка «4»
- 27-34 баллов - отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Уважаемые учителя и 9-классники!
Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям государственного образовательного стандарта.
Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
Согласно этим требованиям обязательной для усвоения является определенная система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки контрольных измерительных материалов.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в виде тестирования.
Большую помощь в этом могут оказать представленные в пособии варианты, комментарии к решению всех заданий одного из вариантов и приведенные ответы на задания всех вариантов.
Выполнение представленных заданий является одним из способов закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний, а также способом самоконтроля имеющихся у выпускников знаний.
Обратим внимание на один важный момент. Содержащиеся в вариантах экзаменационной работы задания различны по своей форме и требуют для своего выполнения разные типы ответов: при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 1-15) достаточно записать номер выбранного правильного ответа, при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 16-19) необходимо дать ответ в виде числа или набора цифр. Ответ в части 2 предлагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи.
Задания части 1 (1-15) с кратким ответом соответствуют требованиям базового уровня подготовки выпускников основной школы по химии. Они формулируются в виде короткого утверждения, окончанием которого является соответствующий вариант ответа. В каждом из заданий предлагается четыре варианта ответа, только один из которых является верным.
Задания части 1 (16-19) с кратким ответом, в отличие от заданий 1-15, имеют повышенный уровень сложности и поэтому содержат больший объем информации, которую нужно осмыслить и понять. Именно поэтому выполнение таких заданий потребует осуществления большего числа учебных действий, чем в случае выбора одного верного ответа. В ответе следует записать набор цифр.
Задания части 2 с развернутым ответом по своему содержанию соответствуют наиболее сложным заданиям традиционных письменных работ. Они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Для выполнения этих заданий необходимо уметь:
1) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты с помощью метода электронного баланса;
2) проводить расчеты массовой доли растворенного вещества, количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Ответ предполагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи;
3) выбирать необходимые реактивы из предложенного перечня веществ для получения указанного вещества, составлять уравнения реакций, описывать признаки реакций, для реакций ионного обмена записывать сокращенные ионные уравнения.
В отличие от предыдущих лет, начиная с 2014 г. в содержание экзамена вводится эксперимент по получению вещества, названного в задании 22. В ходе выполнения эксперимента ученик должен уметь:
2) подготовить лабораторное оборудование для проведения эксперимента;
3) составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество;
4) проводить реакции в соответствии с составленной схемой превращений и получить вещество;
5) делать вывод о химических свойствах веществ, участвующих в реакции, и признаках классификации реакций.
Чтобы в процессе самостоятельной работы при выполнении того или иного варианта успешно выполнить каждое из заданий, следует не только внимательно отнестись к решению заданий вариантов 9 и 18, но и проанализировать их.