Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Пример решения задания 36 по обществознанию егэ. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию

Пример решения задания 36 по обществознанию егэ. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

21. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

22. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

23.

24.

Задания 21–24 представляют собой мини-тест, включающий фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

При выполнении заданий 21 – 24 важно:

2) Прочитать вопросы и подчеркнуть в них, ключевые слова, необходимые для формулировки ответа; определить количество оцениваемых элементов в задании (что и в каком количестве требуется привести в ответе).

3) Структурировать запись ответа.

Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ, не выходя за рамки вопроса. Запомните, что элементы ответа могут быть даны в виде цитаты из текста, а также близких по смыслу формулировках.

Задание № 21 требует воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Отвечая на задание вы можете использовать вопрос для записи своего ответа.

Наш пример:

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль ? В чём выражается эта связь?

В задании два оцениваемых элемента:

1) указать, что связывает социальный статус и социальную роль

2) раскрыть, в чем же выражается связь социального статуса и социальной роли.

Т.к. удобнее всего формулировать ответ, используя сам вопрос, мы можем сформировать следующие предложения:

1) Социальный статус и социальную роль, на взгляд автора, связывают ожидания людей.

1) Связь социального статуса и социальной роли выражается в ожидании людей, что обладатель конкретного статуса будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли предъявляются.

Задание № 22 направлено не только на выявление осознанности восприятия текста, но и на интерпретацию текста. В ответе можно приводить как цитату из текста, так и ее краткий пересказ.

Наш пример:

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы ? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

1) Два условия, необходимые для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы:

Ожидания должны быть формально выражены,

Ожидания должны быть зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.

2) Способы, с помощью которых общество поддерживает правильность выполнения социальных норм:

За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Задание № 23 предполагает и анализ текста, и привлечение дополнительных обществоведческих знаний. При ответе не нужно использовать прямой ответ в тексте, а формулировать положения самостоятельно на основе обществоведческой информации.

Наш пример:

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Три основные функции одежды как социального символа:

1) обеспечение комфорта

2) соблюдение приличий (введение школьной формы позволяет избежать неординарной одежды в рамках образовательного процесса – рубашка, брюки и свитер более приемлемы нежели шорты, борцовка и сланцы на уроке математики).

3) демонстративное выражение (каждая каста в древней Индии носила одежду определенного цвета, что позволяло определить социальную принадлежность человека к тому или иному сословию).

Обратите внимание, что приводимые примеры должны обладать достаточно высокой степенью конкретизации.

Задание № 24 построено на самостоятельном формулировании и аргументации суждений, связанных с проблематикой текста. Вы должны уметь оценивать обществоведческие процессы и события, грамотно доказывать свою оценку.

Наш пример:

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

1) Положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой:

чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

2) Аргументы, обосновывающие это положение:

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, имеет возможность принимать решение в отношении третьих лиц (увольнение, подписание указа).

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, несет ответственность как за себя, так и за третьих лиц (обеспечение деятельности предприятия и занятости работников).

Задание № 25 требует раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения к нему.

Наш пример:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

1) Определение понятия «политический режим»:

Политический режим - совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Задание не требует заучивать сложные термины, которые, порой, даже не всегда понятны выпускнику:

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Задание требует раскрыть содержание указанного в задании понятия.

2) Предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов:

Критериями выделения типов политических режимов выступает объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом и т.д.

3) Предложение, раскрывающее особенности демократического режима:

Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Определяющим при ответе является определение понятия. Если смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа задание оценивается в 0 баллов.

В условии задания № 26 содержится требование проиллюстрировать примерами какой-либо социальный объект. Обратите внимание, что при ответе в первую очередь стоит записать положение/ понятие, а затем – соответствующий пример.

Наш пример:

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

1) переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей (Константин Иванов собрал в лесу около г. Нижнего Новгорода ягоды черники).

2) создание (изготовление) новой вещи (Петр Марцев написал картину одного из живописнейших мест Нижнего Новгорода – стрелки).

3) приобретение права собственности на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи (Юлия Соболева приобрела в магазине «Техносила» ноутбук).

Задание 27 представляет собой задание-задачу.

Наш пример:

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Оцениваемые элементы:

1) Два вывода на основе таблицы

1) Два выводы на основе таблицы:

А) Большинство (97% учащихся) учащихся развитых стран мира посещают занятия.

Б) Среди стран «третьего мира» по количеству не принимающих участие в обучении лидируют страны Южной и Юго-Восточной Азии.

В) Количество не посещающих школу в странах «третьего мира» выше, чем в развитых.

2) Предложение о причине того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

А) В странах «третьего мира» школьникам с раннего детства приходится трудиться, чтобы обеспечить собственное пропитание.

Б) Низкий уровень социально-экономического развития не позволяет правительствам стран «третьего мира» создать широкую сеть образовательных учреждений, финансируемых из государственного бюджета и бесплатных для населения данных стран.

Задание № 28 предполагает:

1) составление развернутого плана

2) раскрытие содержания темы по существу

Для успешного выполнения задания следует придерживаться следующих этапов:

2) Вспомнить содержание темы

3) Разделить содержание темы на смысловые части и озаглавить их. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

4) Детализировать не менее двух пунктов

5) Проверить, все ли главные мысли отражены последовательно в плане (при необходимости внести корректировки).

6) Записать ответ в бланк ответов № 2.

Наш пример:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Определение понятия «налоги».

2) Функции налогов:

А) фискальная

Б) распределительная

В) стимулирующая

Г) социально-воспитательная

Д) конкретно-учетная

3) Системы налогообложения:

А) пропорциональная;

Б) прогрессивная;

В) регрессивная.

4) Прямые налоги

А) налог на доходы физических лиц;

Б) налог на прибыль организаций;

5) Косвенные налоги

А) акцизы;

Б) налог на добавленную стоимость;

6) Федеральные налоги

А) налог на добавленную стоимость;

Б) акцизы;

В) налог на доходы физических лиц;

7) Региональные налоги:

А) налог на имущество организаций;

Б) налог на игорный бизнес;

В) транспортный налог.

8) Местные налоги:

А) земельный налог;

Б) налог на имущество физических лиц;

В) торговый сбор.

9) Воздействие налогов на экономическую активность субъектов рынка

10) Роль налогов в формировании положительного инвестиционного климата

Отсутствие 2, 3 и 9 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания задания № 28

К1. Раскрытие темы – 2 балла

План должен содержать не менее двух обязательных пунктов, указанных в критериях эксперта на проверке ЕГЭ по обществознанию.

К2 Количество пунктов плана – 1 балл

Как и указано в условии план должен состоять из не менее чем из трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

К3 Корректность формулировок – 1 балл

Формулировки пунктов и подпунктов плана не должны содержать ошибок и неточностей

Задание № 29

Выбирая высказывание для своего мини-сочинения, стоит обратить внимание на ряд условий:

1) понятен ли смысл высказывания, ясна ли проблема, связанная с данным высказыванием

2) возможность выразить свое отношение к высказыванию

3) владение терминологией

4) способность привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта

Оценивается задание по нескольким критериям.

К1 - Раскрытие смысла высказывания – 1 балл

Обратите внимание, если смысл раскрыт неверно (не раскрыт), то ответ дальше не проверяется.

К2 - Характер и уровень теоретической аргументации – 2 балла

Тема должна быть раскрыта не только на отдельных понятиях, но и на рассуждениях, выводах и теоретических положениях.

К3 - Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов – 1 балл

Каждый из вас может получить в 2018 году дополнительный балл за мини-сочинение в случае отсутствия ошибок в теоретической аргументации.

К4 – Фактическая аргументация – 2 балла

В мини-сочинении должно быть не менее двух примеров из разных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, факты личного социального опыта и собственные наблюдения).

Наш пример:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Один из вариантов по конструированию мини-сочинения

1. Цитата

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Теоретическая аргументация

6. Фактическая аргументация

7. Вывод

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Б.Г. Ананьев в своем высказывании подминает проблему социализации и становления личности на протяжении ее жизни. Данная проблема актуальна в современных условиях, так как процесс социализации, вхождения нового поколения в систему общественных отношений никогда не утратит своей значимости. Кроме того, и на сегодняшний день, не стихают дискуссии о соотношении биологической и социальной составляющей в человеке.

Автор считает, что человек (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры ) рождается индивидом (единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных и психологических черт человечества ), и только в процессе социализации (процессе усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит ) он становится личностью (человеческим индивидом, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни ).

Я поддерживаю мнение автора. В подтверждение своей позиции считаю уместным привести героя романа Р. Киплинга «Маугли». Мальчик с детства, воспитываясь в зверином сообществе, не смог воспринять правила поведения, нормы морали и нравственности современного ему общества, в силу чего не смог стать его частью.

Подтверждают роман Р. Киплинга и сообщения из СМИ. В 2007 году внимание СМИ было направлено на жизнь камбоджийской девочки Рочом Пьенгенг, ушедшей в джунгли в возрасте 8 лет и увидевшей родителей спустя 18 лет. Проведя огромное время в условиях джунглей 18 лет девушка так и не смогла адаптироваться к условиям жизни в человеческом сообществе и ушла в джунгли. Данный пример подтверждает, что в человеке важна как биологическая, так и социальная сторона его сущности.

Иным примером мнения Б.Г. Ананьева является жизнь Имануила Канта. Не обладая от природы крепким здоровьем, благодаря целеустремленности и твердости духа, он вошел в историю мировой философии как один из величайших философов, что не пригодилось бы ему в условиях дикой природы.

Подводя итог вышенаписанному, стоит согласиться с мнением Б.Г. Ананьевым и его мнением о становлении человека в системе общественных отношений.

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.

Материалы к экзаменам (11 класс)

Тематические тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию

В этом разделе размещены тренировочные тестовые задания ЕГЭ всех типов (A,B,C)сгруппированные по тематическим блокам: "Человек и общество", "Социальные отношения", "Политика", "Экономика", "Право". Первый файл в каждом тематическом блоке содержит тексты заданий, второй файл - ответы к заданиям.

1. Повторение всех параграфов одного из разделов по учебника.

2. Решение всех тестовых заданий соответствующего раздела.

3. Самопроверка по файлу с ответами, исправление ошибок.

4. Самоанализ ошибок (количество, возможные причины).

5. Повторное повторение тех параграфов раздела, с содержанием которых связано большинство ошибок.

6. Консультации с учителем по проблемным вопросам.

Памятки по выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию (С1 - С9)

Единый государственный экзамен по истории и обществознанию 2012:

демонстрационный вариант заданий по истории и обществознанию

  • демонстрационный вариант заданий единого государственного экзамена 2011 года,
  • кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2011 года - обратите внимание на разделы выбранного Вами предмета, включенные в экзамен, которые необходимо повторить
  • спецификация экзаменационной работы единого государственного экзамена 2011 года - материалы, предназначенные для учителей.

На сайте представлены контрольные измерительные материалы по истории, обществознанию и другим предметам.

ЕГЭ (обществознание): примеры заданий типа "С"

Третья часть (C) заданий ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемых развернутых ответов. Это практически ориентированная часть экзаменационной работы, дающая максимальное количество баллов за каждое задание.

Посмотреть

Последнее задание блока С предполагает изложение экзаменуемым своей точки зрения, позиции по поводу проблем, поднятых в приведенных высказываниях (экзаменуемый выбирает одно из шести высказываний разных мыслителей, связанных с такими гуманитарными науками как: философия, психология, социология, экономика, политология, правоведение, религиоведение и т.д.). Для подготовки к успешному выполнению заданий "С 9" учащимся предлагаются данные рекомендации (памятка).

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Ксения, г. Сосновоборск:
Напряжения не было практически, потому что экзамены, которые я сдавала до обществознания, показались довольно простыми. Самым тяжелым было ожидание начала. В аудиторию нас запустили в 9:15, а печатать КИМы начали ровно в 10. Так что мы сидели и ждали в гробовой тишине 45 минут, а потом еще 15 минут, пока распечатают КИМы и раздадут их нам.

Задания, как я и предполагала, оказались не трудными, пробники были куда сложнее. Неудобства доставляло в основном то, что все окружены камерами, за каждым из ребят внимательно наблюдает учитель - от этого становится не по себе.

За день до экзамена я пошла гулять, только вечером повторила немного всю теорию, решила не заморачиваться сильно, что советую сделать и будущим 11-м классам. За сутки много запомнить и выучить все равно не получится, готовиться нужно постепенно на протяжении всего года.
В плане самой подготовки ничего особенного где-то искать не нужно, главное слушать, что говорят учителя в школе.
Мне в этом году попалась именно та тема во второй части, которую я меньше всего понимаю - политика. Поэтому советую обратить внимание на западающие темы и не откладывать их на апрель-май.

Иван, г. Иркутск:

Комиссия сидела добрая и улыбчивая, обстановка была приятной, без ощущения надзора. Нас проверяли не строго, только провели металлоискателем и на этом всё, выворачивать карманы не заставили.

Сам экзамен не был таким уж сложным, всё оказалось таким, каким было в пробных вариантах.

Для того,чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно систематически повторять материал, желательно ещё записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ. Но это если вы считаете, что не подготовитесь достаточно хорошо с учителем, либо, если хотите быть на 100% уверены, что сдадите на высокий балл. Именно так я и сделал - занимался и в школе, и с репетитором. Плюс надо купить пособие на вариантов 50 и прорешать их все, выписывая неправильные ответы и приписывая к им нужный материал, чтобы повторять.Вероника, г. Омск:

Экзамен оказался таким, каким его и ждали. Волнение было, так как напрягали все эти камеры, металлоискатели, несколько учителей немного пугали.
Задания в первой части были аналогичные, как и в пробниках. Ничего неожиданного. Над второй частью нужно было посидеть и подумать. Конечно, страшно, оценивать свои примерные баллы, лучше подождать. Но надеюсь, что порог прошла.

Тем, кто сдает в следующем году совет: читайте как можно больше, ведь это не математика, в которой однотипные задания и можно подготовить себя ко всему. Решайте как можно больше вариантов, так вам будет легче

Арина, г. Пермь:

Мне экзамен показался несложным. Год подготовки дал результат, как, я думаю. Несложные задания части 1 и немного более сложные части 2 подбодрили меня, вселили уверенность, что я все смогу. Так и вышло. Я решила все задания. Едва успела до конца, но написала все, что хотела.

Во второй части возникли сложности с иллюстрациями примерами. Тема касалась права. Вот за эти ответы я немного переживаю.
В целом считаю экзамен терпимым, но некоторым моим одноклассникам работа показалась сложной. Но если готовится, то вполне реально хорошо написать

Яр, г. Санкт-Петербург:

Тестовая часть была простой, но мне, к сожалению, попалось достаточно вопросов по экономике, в которых я вообще не разбираюсь. В этом плане я очень «везучий человек».

В остальном даже письменная часть была проста, на мой взгляд. Так как у меня была задача просто сдать экзамен (я не гонюсь за баллами, потому что не собираюсь пока что поступать), то я её вообще не писал. Вышел из аудитории сразу же, как только сделал тест.

На экзамене не надо обладать какими-то специальными знаниями, которых не было в учебнике, поэтому мне он показался вполне по силам. Не понимаю, почему о ЕГЭ по обществу отзываются, как об одном из самых сложных.
Мне не понравилась разве что организация на экзамене, она очень сильно давит, это, пожалуй, единственное, из-за чего можно не написать достаточно хорошо. Сидишь под пристальными взглядами надзирателей, простите, организаторов, так ещё и камеры вдобавок. Это нереально давит и мешает. И даже если у тебя нет шпаргалок и телефона с собой, чувствуешь себя провинившимся котенком. Я считаю, что на обычном экзамене такую атмосферу создавать нельзя. Почему-то, никто о «презумпции невиновности» не вспоминает применительно к ученикам...Ева, г. Оренбург:

На обществознание шла, не особо волнуясь за экзамен, так как написала хорошо математику, а общество мне не понадобится для поступления. Организаторы в аудитории были очень добрые, все прошло спокойно, правда, в туалет, в который меня привели в первый раз, постоянно заглядывал надзиратель, хотя ещё даже не начался экзамен (это и правда очень напрягало).
Во второй выход, уже во время экзамена, меня проводили в другой туалет, с более спокойной «обстановкой».

Да, у меня были шпаргалки, и даже справочник, но я не воспользовалась ими, так как задания были не такими сложными, как в книжках и на известных сайтах подготовки к ЕГЭ. Лучше вообще не брать с собой ничего, вам будет спокойнее. Я очень боялась, что у меня выпадет что-нибудь из карманов.

Начался экзамен, момент истины. Все оказалось довольно простым, хотя меня смутили 3 задания из первой части (обязательно повторите ценные бумаги, федеральные и региональные налоги, избирательные системы и конституционное судопроизводство).
Во второй части попадались непростые задания, особенно план и №23,24 задания по тексту. Пришлось включать смекалку и придумывать на ходу. Будущим выпускникам советую решать больше заданий из второй части, именно решать, решать, решать, писать собственные планы, учить определения (хотя мне попалось очень простое – трудовой договор). Пишите эссе, не набивайте руку на один модуль (экономика, право и т.д.), пишите по разным высказываниям. Это поможет усвоить материал и научится размышлять.

Я, к примеру, всегда писала тексты по социологии, а на самом экзамене выбрала философию (про образование). И еще: готовьтесь не только по Баранову, смотрите различные видеоуроки, вебинары, читайте школьный учебник и другие справочники; изучайте СМИ, читайте историю, литературу, это поможет вам при составлении примеров во второй части; начните готовиться уже летом перед 11-м классом, активно уделяйте по месяцу на модуль, прогоняя два таких круга, а дальше, примерно с марта, только практика, практика, практика!

Лучшие статьи по теме