Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Мозаика - это изюминка интерьера. Описание различных видов мозаики

Мозаика - это изюминка интерьера. Описание различных видов мозаики

ВВЕДЕНИЕ

Среди всего разнообразия облицовочных и декоративных материалов вряд ли найдется более демократичный и художественный, чем мозаика. Маленькие грациозные кусочки способны создать как прочную, устойчивую к влиянию температур и влаги поверхность, так и весьма замысловатый узор. Будучи плодотворным грунтом для полета фантазии, мозаика выдвигает не так много требований.

Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной вер­сии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику. Производители рассчитывают как на творческий подход клиентов, которым, возможно, захочется повторить орнаменты древних мастеров - первых специалистов по мозаике, так и на любителей лаконичности, для которых монтаж материала облегчен изначальным нанесением мозаики на специальные листы размером 30х30 см. Немудрено, ведь искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах , и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной...

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЗАИКИ

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Самыми выдающимися творениями, античной эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полуторатысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва». В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).

Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде крадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель.

Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок.

Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены.

К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.

Камень

Травертин, гранит, оникс, мрамор... Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. На фабриках, под индивидуальный заказ, воплощают самые необычные фантазии.

Чтобы такого вида мозаика не оказалась прихотливой в эксплуатации, готовую выложенную поверхность необходимо покрыть специальным составом, призванным защищать камень от внешнего воздействия.

Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50x 50 мм в основном такие элементы применяются вне помещений.

Отдельной темой «каменной» мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю и прочее, прочее, прочее...

Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия.

Это непрозрачный материал и по сравнению со смальтой, менее износоустойчивый. Как правило, керамические плитки имеют ровную глазурованную поверхность и шероховатую обратную сторону. Разновидностью глазурованной керамики является кафельная плитка.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры.

Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции.

Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве.

Металл

Предыдущие три позиции - стекло, камень и керамическая плитка - являются традиционным сырьем для производства мозаики. Но некоторые производители идут дальше в своих поисках - и находят. Так, итальянская фабрика SICIS выпускает мозаику из настоящего металла, а не просто имитирует его. На каучуковую основу - и заметьте, не обязательно стандартно квадратную, это вполне может быть и другая фигура – как-то ромб, при производстве «надевают» металлический колпачок. Просто, красиво и надежно. Правда, любителям металлической мозаики не стоит злоупотреблять бытовой химией, чтобы не испортить ухоженный вид своего интерьера.

Драгоценные изделия

Мы уже упоминали о «золотой» стекломозаике, в каждой кусочек которой вложена настоящая золотая (99 пробы) фольга. Еще одна изощренная мозаика - мозаика с добавлением искусственного аквамарина, процесс изготовления которой очень сложен и кропотлив. Добавление оксида меди позволяет добиться неповторимости оттенков каждого кусочка. Радует глаз и «мерцающий» эффект поверхности мозаики. Эксперименты и продолжаются, так что эти воплощения не являются исчерпывающими. Так, скажем, эксклюзивную дорогую мозаику делают также из натурального перламутра.

Основа

(ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности , поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

судостроительную фанеру

дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки клеем ПВА .

Разрезание плитки

кусачки Стеклорез

Клей

Клей ПВА

эпоксидный клей

специально разработанными для этого видами клея .

Затирка

резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Очищают мозаику хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

Полезные советы:

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА И РАЗНОВИДНОСТИ МОЗАИКИ

Фоновая мозаика . Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы . Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданнасти.

Мозаичные панно (используют метод обратного набора). На основу гото­вого рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата , все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и при­крепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка - на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Все больше фабрик специализируются на производстве мозаики, наращивают объемы и удешевляют продукцию. И если вы еще не решили, как оформить то или иное помещение дома или офиса, то подумайте о том, что мода не властна над музыкой, заключенной в камне.

ИНСТРУМЕНТЫ И ВСПОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИЧНЫХ РАБОТ

Основа

В качестве основы можно выбрать древесноволокнистую плиту (ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности, поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

В ванных комнатах лучше использовать судостроительную фанеру . Это водоотталкивающий материал, при работе с которым для достижения наилучших результатов следует использовать подходящие плитку, клей и затирку (водостойкие). При использовании морозостойких компонентов, получившийся декоративный элемент можно расположить и на улице.

В качестве основы для нанесения мозаики также можно выбрать дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки основы можно воспользоваться обыкновенным клеем ПВА . Для нанесения грунтовки понадобится широкая кисть флейц. Ширина кисти зависит от площади грунтуемой поверхности и может доходить до 10-15 см.

Разрезание плитки

Для разрезания плитки используются кусачки , они позволяют работать с маленькими кусочками мозаики, создавая различные изгибы. Стеклорез используется для нанесения на поверхность прямых линий, по которым затем плитка ровно разламывается при помощи кусачек. Стеклорез обычно используется для плиток большого формата.

Клей

Существуют специализированные клеи для мозаики, а можно воспользоваться и обыкновенным клеем ПВА. Клей ПВА очень удобен в работе: он достаточно быстро высыхает, позволяя при этом работать без лишней спешки. А после высыхания клей становится незаметным. Состав очень легко смывается с рук и инструментов.

Специальные клеевые составы предназначены для более сложных работ, например, экстерьерных. Самым распространенным составом является эпоксидный клей . После высыхания клей становится похож на твердую смолу. Чаще всего эпоксидный клей является двухкомпонентным. Чтобы клей начал работать, его необходимо смешать в равных пропорциях из двух тюбиков. Эпоксидный клей высыхает быстрее, чем ПВА, поэтому работу нужно разбить на большее количество этапов. От этого состава гораздо труднее отмыть руки и инструменты.

Для приклеивания мозаики к различным основам (стеклу, керамике, металлу) можно воспользоваться специально разработанными для этого видами клея . Однако не стоит использовать, так называемый, суперклей, так как он не даст вам возможности работать неспеша и аккуратно.

В качестве клея также можно воспользоваться специальными акриловыми структурными гелями . Такие гели буквально обволакивают плитки мозаики, позволяя, тем самым, обойтись без затирки. Структурные гели бывают белыми или цветными, они также хорошо смешиваются с акриловыми красками для получения необходимых цветов и оттенков. Также выпускаются бесцветные гели, позволяющие получить интересные декоративные эффекты, например, при работе на стеклянной поверхности. Для приклеивания мозаики вам понадобится тонкая плоская кисть.

Затирка

Для размешивания сухой затирки вам понадобится пластмассовая емкость, вода, краситель для затирки (или акриловая краска). Для работы с затиркой используются резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Затирка - это завершающий процесс в создании мозаики, подчас он является ключевым, так как выбор цвета мозаики способен коренным образом изменить внешнее впечатление от композиции:

Ø Если мозаика носит декоративный характер, в этом случае можно использовать обыкновенную готовую затирку, которую можно приобрести в хозяйственном магазине. Чаще всего готовые затирки имеют белый цвет. Тонировать затирку в какой-либо цвет можно при помощи акриловых красок. Однако в этом случае чаще всего получаются пастельные оттенки, а не чистые цвета палитры.

Ø Если мозаика используется для экстерьера, для украшения полов и будет подвержена сильному износу, следует выбирать более прочные водостойкие типы затирки. Обычно это сухие порошки, которые нужно довести до нужной консистенции при помощи разбавления водой самостоятельно. Нужно иметь в виду, что такие затирки обычно имеют серый цвет и плохо подвержены окраске. Продаются также цветные цементные затирки, но выбор цветов в этом случае ограничен.

Очищают мозаику от затирки при помощи слегка влажной губки. Примерно через пол часа после занесения затирки и удаления излишков поверхность мозаики полируется и очищаются остатки затирки при помощи сухой хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

К дополнительным средствам можно отнести средства защиты. Это могут быть защитные очки, маска и резиновые перчатки .

Полезные советы:

· Во время работы с мозаикой обычно появляется много мусора и пыли. Разрезать плитки и смешивать затирку лучше всего на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Нельзя смывать остатки затирки в раковину, т. к. это непременно приведет к ее засорению.

· Перед началом работы с мозаикой бывает полезно ознакомиться с основами цветоведения. В этом случае есть вероятность, что вы не потратите слишком много денег на покупку тех цветов мозаики, которые вам не потребуются в намеченной работе. Однако, как показывает практика, начав однажды заниматься выкладкой мозаики, потом остановиться невозможно. Так что любые ненужные в настоящий момент кусочки мозаики обязательно пригодятся в дальнейшем.

· При создании элемента декора для защищенных от влаги и резких перепадов температуры местах, в своей работе вы легко можете использовать обыкновенный клей ПВА. Стоит он дешевле других подходящих случаю аналогов и вполне универсален. Клей ПВА подходит в качестве грунтовочного состава и плиточного клея.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий , монументальных сооружений.

Облицовка поверхности мозаикой – процесс трудоемкий и многошаговый. Несоблюдение правил укладки мозаики влечет за собой повреждения и дефекты. Технологий укладки мозаики существует несколько, однако, общими для всех являются три этапа: подготовка поверхности, собственно облицовка и последующая затирка швов.

Фабричная.

На фабрике все плитки мозаики приклеиваются на плотную бумажную или сетчатую основу – матрицу. Такими листами (обычно 322х322 мм) мозаика поступает в продажу. Матрицу просто нужно приложить к поверхности, смазанной клеем, а затем удалить бумажную основу влажной тряпочкой.

Матричная.

Для начала делается компьютерная разработка в заданном количестве цветов мозаики. Затем через специальную программу рисунок выводится на печать в виде пронумерованной сетки, где каждому цвету присваиваивается свой номер. Каждому листу присваивается номер строки и столбца общего рисунка. Как правило матрица делается под размер листа бумаги А4 формата. Распечатанные листы бумаги подкладываются под матрицу, ячейки рисунка обязательно просвечиваются. Поэтому матрицу изготавливают из прозрачного материала либо такую чтобы ячейки просвечивали. Мозаичные плитки раскладывают на матрице соответственно присвоенным им цветам. После этого склеивают с лицевой стороны скотчем и на получившийся лист приклеивают бирочку, с указанием номера строки и номера столбца общего рисунка. Ко всем листам прилагают распечатанное в нормальном виде изображение рисунка, разчерченное на прямоугольники, которые соответствуют размеру А4 формата. На сетке рисунка тоже указывается номер строки и номер столбца. Это делается для того, чтобы плиточники всегда могли проверить правильность порядка укладки рисунка мозаики.

Художественная.

Эскиз выполняется на компьютере, поверх эскиза рисуется сетка, распечатывается эскиз пронумерованными листами, каждый из которых является ячейкой сетки. Каждый из фрагментов кладется мастером вручную, затем согласно рисунку пазлы мозаики один за другим крепятся на основу будущей картины. Мозаичное панно собирается в мастерской художника и крепится на стекловолоконную сетку или клеевую бумагу. В таком виде мозаичное панно передается заказчику, а также подробное описание - руководство по монтажу панно.
В технике выкладывания кубиков мозаики существуют два способа: прямой и обратный. Прямой метод используется прежде всего для выполнения настенных панно, неровность поверхности и различный наклон тессер создают особенное мерцание света, одну из основных особенностей мозаики. При прямом способе мозаичист в процессе своей работы располагает в ящике кубики лицевой стороной кверху. Таким образом, он в любой момент видит, что у него выходит, и, отступив на некоторое расстояние от рабочего места, может правильно судить о качестве получающегося изображения, о сходстве его с оригиналом, а в случае надобности легко может сделать необходимые исправления. При обратном же наборе, технически значительно более простом, кубики укладываются в ящике лицевой стороной книзу, и художник в процессе работы видит их лишь с тыльной стороны. В этом случае его работа превращается в чисто механический процесс, почти не поддающийся творческому контролю со стороны автора. Он может оценить результат лишь после окончания фрагмента, когда исправления вносить уже трудно. Однако по экономическим соображениям этот способ, как значительно менее трудоемкий, оказывается иногда целесообразным

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Раздел I

История возникновения мозаики

1.

Где зародилась мозаика?

2.

В каком городе выпускали стеклянную мозаику?

3.

Кто в России возродил мозаику?

Раздел II

Материалы для выполнения мозаичных работ

4.

Какой недостаток имеет неглазурованная керамика?

5.

Назовите природные камни, которые используют в производстве мозаики?

6.

Где используется чипсы с размером 50х50 мм?

7.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики.

8.

Назовите современные материалы для выполнения мозаики

Раздел IV

9.

Какой материал можно выбрать в качестве основы для нанесения мозаики?

10.

В каких помещениях можно использовать ДВП в качестве основы под мозаику?

11.

Назовите универсальную грунтовку поверхности под мозаику?

12.

Какие инструменты необходимы для резания плитки?

13.

Назовите клеи для мозаичных работ?

14.

Для завершения процесса создания мозаичных композиций, необходим последний штрих, какой?

Раздел V

Особенности набора и разновидности мозаики

15.

Назовите два вида укладки мозаики

16.

Отличие фоновой мозаики от других видов?

17.

Основной метод в выполнении мозаичных панно?

18.

Какие виды мозаики вы знаете?

Раздел VI

Технология выполнения мозаики

19.

Какой температурный режим необходимо соблюдать в помещение при укладке мозаики?

20.

Чему должен быть равен зазор между мозаичными листами?

21.

Через какой промежуток времени возможно произвести затирку швов после наклейки мозаичных листов?

22.

Зачистка мозаики производится до того, как затирка высохнет или после высыхания?

23.

Какой раствор следует применять для удаления остатков затирки с поверхности мозаики?

Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

  • Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное , расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного .

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои , дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.
Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность . Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении . Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

  • Особенность мозаичного искусства Античности

Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как .

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

– это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Величина модуля определяется задачами, которые решают . Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

  • Флорентийская мозаика


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской , по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых , разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой .

  • Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики .
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки , который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

  • Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди , его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки . В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

  • Российская мозаика. История мозаики в России

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской , чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила , набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

  • Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики . Созданная для этого при Академии художеств мастерская использовала, в том числе и , разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова , известный как Спас на Крови , является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука , Ура , Эриду .

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг .

Античность

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке - разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов . Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу - в этой технике для укладке применяется бисер .

Есть примеры другой укладки бисера - отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов. .

Материалы

Мозаика на заводе ТЭМ в Пензе

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит , металл. Классическое исполнение мозаики из смальты остаётся изысканным вариантом оформления декоративных панно. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала.

Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий.

На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния.

Возрождается интерес к мозаике из бисера.

См. также

  • Маркетри
  • HTML-арт
  • Мозаичная психопатия

Примечания

Литература

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески . - М .: Искусство , 1973. - 512 с. - (Из истории мирового искусства). - 20 000 экз.

Ссылки

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo-sai-co, от лат. musivum, букв. - по-свя-щён-ное му-зам) - вид мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си ; изо-бра-зи-тель-ные и ор-на-мен-таль-ные мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции, со-став-лен-ные из не-боль-ших еди-но-об-раз-ных эле-мен-тов (так называемые тес-се-ры) как при-род-но-го (галь-ка, ра-ко-ви-ны, при-род-ный ка-мень), так и ис-кусственного (смаль-та, эма-ли) про-ис-хо-ж-де-ния, за-кре-п-лён-ных на грун-те.

Мозаикой ук-ра-ша-ют по-лы, по-тол-ки, сте-ны, ко-лон-ны , ре-же - пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства; ино-гда мозаика ис-поль-зо-ва-лась для стан-ко-вых про-из-ве-де-ний (мо-за-ич-ные ико-ны и портреты).

Древ-ней-шие па-мят-ни-ки мозаики от-но-сят-ся к III тысячилетию до н. э. Тех-ни-ки, близ-кие к мозаике, мож-но об-на-ру-жить в искусстве Древ-ней Ме-со-по-та-мии (свя-ти-ли-ще в Уру-ке, около 3500 года до н. э.; «Штан-дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон).

Ши-ро-чай-шее рас-про-стра-не-ние мозаика по-лу-чи-ла в ан-тич-ном ми-ре в ка-че-ст-ве сред-ст-ва на-поль-ной де-ко-ра-ции. Главной тех-ни-ка-ми ан-тич-ной мозаики бы-ли так называемые opus bar-baricum (мозаика из при-род-ной цвет-ной галь-ки), opus tesselatum (из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную ка-мен-ных тес-сер), opus vermi-cu-latum (мел-ко-мо-дуль-ная мозаика, по-зво-ляв-шая на-би-рать слож-ные ил-лю-зио-ни-стические изо-бра-же-ния, упо-доб-ляв-шие-ся жи-во-пи-си), opus sectile (из тон-ких пла-стин на-ту-раль-но-го кам-ня). В Древ-ней Гре-ции по-лу-чи-ли рас-про-стра-не-ние на-поль-ные га-леч-ные мозаики в Олин-фе (V век до н. э.) и Пел-ле (конец IV века до н. э., Му-зей, Пел-ла).

В искусстве эл-ли-низ-ма на-ча-ла скла-ды-вать-ся тра-ди-ция ис-поль-зо-ва-ния на-поль-ных мозаик из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную тес-сер (жи-лые до-ма на о. Де-лос). Об-шир-ные мо-за-ич-ные ан-самб-ли от-кры-ты в жи-лых до-мах (в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме), за-го-род-ных вил-лах (Вил-ла дель-Ка-са-ле близ г. Пьяц-ца-Ар-ме-ри-на на Си-ци-лии), фон-та-нах, ба-нях и других об-щественных со-ору-же-ни-ях в Древ-нем Ри-ме и его про-вин-ци-ях. В них пред-став-ле-но ог-ром-ное раз-но-об-ра-зие сю-же-тов: на-тюр-мор-ты-об-ман-ки («Не-под-ме-тён-ный пол» - ими-та-ция му-со-ра, ко-то-рую вы-кла-ды-ва-ли на по-лах сто-ло-вых), сце-ны охо-ты, спор-тив-ных игр, ис-то-рические ком-по-зи-ции («Бит-ва при Ис-се», II век до н. э., Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь), 3-мер-ные ил-лю-зио-ни-стические ор-на-мен-ты.

В ран-не-хри-сти-ан-ском искусстве со-хра-ня-ет-ся тра-ди-ция позд-не-ан-тич-ных на-поль-ных мо-за-ик (в пат-ри-ар-шей ба-зи-ли-ке Ак-ви-леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста-тье). Од-на-ко в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ст-ва про-ис-хо-дит су-ще-ст-вен-ное из-ме-не-ние тех-ни-ки мозаики. Её главным ма-те-риа-лом ста-но-вит-ся смаль-та, ко-то-рая в со-че-та-нии с тон-чай-ши-ми пла-сти-на-ми зо-ло-та и се-реб-ра при-об-ре-та-ла све-то-от-ра-жаю-щие свой-ст-ва (ещё бо-лее уси-ли-ваю-щие-ся бла-го-да-ря при-кре-п-ле-нию тес-сер к по-верх-но-сти под раз-ны-ми уг-лами), а ме-стом её раз-ме-ще-ния - сте-ны (впо-след-ст-вии и сво-ды) хра-мов. Ран-не-хри-сти-ан-ские мо-за-ич-ные ан-самб-ли со-зда-ют-ся в Ри-ме (мав-зо-лей Кос-тан-ции, церковь Сан-та-Пу-ден-циа-на, церковь Сан-та-Ма-рия-Мад-жо-ре), Ра-вен-не (Гал-лы Пла-ци-дии мав-зо-лей).

Ху-дожественные воз-мож-но-сти мозаики в наи-боль-шей сте-пе-ни бы-ли рас-кры-ты в искусстве Ви-зан-тии, где мак-си-маль-но ис-поль-зо-ва-лись её све-то-нос-ность и спо-соб-ность по-сред-ст-вом ма-лень-ко-го мо-ду-ля ор-га-ни-зо-вы-вать боль-шие по-верх-но-сти, в т. ч. не-пра-виль-ной фор-мы. При императоре Юс-ти-ниа-не мо-за-ич-ное уб-ран-ст-во по-лу-ча-ет Свя-той Со-фии храм в Кон-стан-ти-но-по-ле, церк-ви в Ра-вен-не (Сант-Апол-ли-на-ре-Нуо-во, начало VI века; Сан-Ви-та-ле, 546-547 годы; Сант-Апол-ли-на-ре-ин-Клас-се, ос-вя-ще-на в 549 году), в г. Фес-са-ло-ни-ки (церковь Св. Ге-ор-гия, конце IV века; церковь Св. Ди-мит-рия, первая половина VII века), на Си-нае (цер-ковь Синайского монастыря Св. Ека-те-ри-ны, 548-565 годы). В Боль-шом императорском двор-це Кон-стан-ти-но-по-ля соз-да-ют-ся на-поль-ные мозаики с охот-ничь-и-ми и пас-то-раль-ны-ми сце-на-ми.

В сред-не-ви-зан-тий-ский пе-ри-од сло-жи-лась осо-бая сис-те-ма при-ме-не-ния мозаики в уб-ран-ст-ве кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма: отдельные ико-но-по-доб-ные ком-по-зи-ции в со-от-вет-ст-вии со стро-гой ие-рар-хи-ей раз-ме-ща-лись на кри-во-ли-ней-ных (вы-пук-лых или во-гну-тых) по-верх-но-стях на раз-ных яру-сах хра-мо-во-го про-стран-ст-ва (церковь Ус-пе-ния Бо-го-ма-те-ри в Даф-ни, около 1100 года; ка-фо-ли-кон монастыря Оси-ас-Лу-кас в Фо-ки-де, 1030-1040-е годы; ка-фо-ли-кон монастыря Неа-Мо-ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви-зантийская мо-за-ич-ная сис-те-ма по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние так-же в стра-нах, вхо-дя-щих в аре-ал куль-тур-но-го влия-ния Ви-зан-тии: в Древ-ней Ру-си (в Кие-ве - в Со-фий-ском со-бо-ре, 1030-1040-е годы, и Ми-хай-лов-ском Зла-то-вер-хом монастыре, 1108-1013 годы, ны-не большая часть в Со-фий-ском со-бо-ре), в Гру-зии (храм в се-ле-нии Шо-ре-ти, первая половина VII века, Национальный му-зей Гру-зии, Тби-ли-си; главный храм Ге-лат-ско-го мо-на-сты-ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла-го-да-ря ви-зантийским мас-те-рам мозаика ста-ла ис-поль-зо-вать-ся и в му-сульманских стра-нах (Ку-пол Ска-лы в Ие-ру-са-ли-ме, 691-692 годы; Омей-я-дов ме-четь в Да-ма-ске, 707-711 годы; ме-четь в Кор-до-ве, 965 год). Тра-ди-ция на-поль-ных мозаик про-дол-жа-лась в средне-вековой Си-рии и Па-ле-сти-не (сце-ны охо-ты в ба-нях, вторая четверть VIII века). Ви-зантийские мас-те-ра в пе-ри-од ико-но-бор-че-ст-ва прив-нес-ли искусство мозаики в Западную Ев-ро-пу (цер-ковь в Жер-ми-ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо-заи-чи-ста-ми бы-ло ук-ра-ше-но аб-бат-ст-во Мон-те-кас-си-но (1071 год, не сохранилась), соз-да-ны ан-самб-ли Свя-то-го Мар-ка со-бо-ра в Ве-не-ции, церковь Сан-та-Ма-рия-Ас-сун-та на о. Тор-чел-ло; на Си-ци-лии - Па-ла-тин-ской ка-пел-лы (1140-1150-е годы) и Мар-то-ра-ны в Па-лер-мо (около 1143 года), со-бо-ров в Че-фа-лу (около 1148 года) и Мон-реа-ле (1180-1094 года).

В от-ли-чие от Ви-зан-тии, в Ев-ро-пе пре-об-ла-да-ло сплош-ное де-ко-ри-ро-ва-ние стен и сво-дов хра-ма; мозаика ис-поль-зо-ва-лась для соз-да-ния нар-ра-тив-ных ком-по-зи-ций, а сис-те-ма де-ко-ра кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма бы-ла адап-ти-ро-ва-на к ба-зи-ли-каль-но-му ти-пу цер-ков-но-го зда-ния. Под-ра-жа-ние ран-не-хри-сти-ан-ским па-мят-ни-кам сыг-ра-ло важ-ную роль в воз-ро-ж-де-нии мо-за-ич-ных де-ко-ра-ций в Ри-ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле-мен-те, 1128 года; Сан-та-Ма-рия-ин-Тра-сте-ве-ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI - начале XIV веков в Ри-ме раз-ви-ва-ет-ся осо-бая тех-ни-ка, по-лу-чив-шая на-зва-ние кос-мат-ских мо-за-ик.

На-чи-ная с эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния мозаики во мно-гом ут-ра-чи-ва-ет свою спе-ци-фи-ку, на-чи-на-ет под-ра-жать друшим ви-дам жи-во-пи-си и по-сте-пен-но вы-тес-ня-ет-ся ими. В конце XVI-XVII веков мо-за-ич-ным цен-тром про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся Рим, где дей-ст-ву-ет мас-тер-ская, в ко-то-рой соз-да-ют-ся мозаика для Свя-то-го Пет-ра со-бо-ра. В XVI веке во Фло-рен-ции на ма-ну-фак-ту-рах гер-цо-гов Ме-ди-чи ро-ж-да-ет-ся т. н. фло-рен-тий-ская мо-заи-ка (вос-хо-дя-щая к другим-римским opus sectile), от-ли-чаю-щая-ся круп-ны-ми шли-фо-ван-ны-ми тес-се-ра-ми, вы-ре-зан-ны-ми из по-лу-дра-го-цен-ных кам-ней по кон-ту-ру изо-бра-зительных эле-мен-тов: ею де-ко-ри-ро-ва-лись пред-ме-ты ме-бе-ли (сто-леш-ни-цы, ка-би-не-ты), ин-терь-е-ры (усы-паль-ни-ца Ме-ди-чи в церкви Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). В искусстве клас-си-циз-ма второй половины XVIII - певрой половины XIX веков под влия-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков, от-кры-тых в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме, по-лу-ча-ет рас-про-стра-не-ние мо-за-ич-ная ми-ниа-тю-ра, ко-то-рой де-ко-ри-ро-ва-лись ме-бель и пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства, юве-лир-ные из-де-лия.

Ис-то-ризм XIX века по-влёк за со-бой воз-ро-ж-де-ние мозаики. Мо-за-ич-ные мас-тер-ские воз-ни-ка-ют в Па-ри-же (где соз-да-ёт-ся де-кор за-ла Мель-по-ме-ны в Лув-ре, 1810 год). В Ве-не-ции около 1860 года на-чи-на-ет ра-бо-тать мас-тер-ская А. Саль-виа-ти, от-крыв-ше-го не-пря-мой ме-тод мо-за-ич-но-го на-бо-ра, при ко-то-ром ком-по-зи-ции со-став-ля-ют-ся в зер-каль-ном ото-бра-же-нии по пред-ва-ри-тель-но-му жи-во-пис-но-му эс-ки-зу на кар-то-не и за-ли-ва-ют-ся за-кре-п-ляю-щим рас-тво-ром в мас-тер-ской, а за-тем пе-ре-но-сят-ся на сте-ну. Ве-не-ци-ан-ски-ми мас-те-ра-ми в 1860-1870-е годы соз-да-ны мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции для Ме-мо-риа-ла Аль-бер-та (1862-1875 годы) и Свя-то-го Пав-ла со-бо-ра в Лон-до-не, Па-риж-ской опе-ры. Мас-те-ра мо-дер-на и национально-ро-ман-тических те-че-ний (А. Гау-ди в Ис-па-нии, Г. Климт в Ав-ст-рии, и др.) час-то об-ра-ща-лись к тех-ни-ке мозаики из различных ма-те-риа-лов. В мозаики XX века пре-об-ла-да-ют ком-по-зи-ции, по-стро-ен-ные на со-че-та-нии бро-ских ло-каль-ных цве-то-вых пя-тен (Р. Гут-ту-зо, Ф. Ле-же, Д. Ри-ве-ра, Д. Си-кей-рос, Х. Эр-ни).

В Рос-сии тех-ни-ку смаль-то-вой мозаики воз-ро-дил в XVIII веке М.В. Ло-мо-но-сов (в 1753 году от-кры-то про-изводство цвет-но-го стек-ла и смаль-ты), под руководством ко-то-ро-го бы-ли соз-да-ны «Порт-рет Пет-ра I» и кар-ти-на «Пол-тав-ская ба-та-лия» (1762-1764 годы), а так-же мо-заич-ные ми-ниа-тю-ры.

С це-лью из-го-тов-ле-ния мозаики для Исаа-ки-ев-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1847 году ос-но-ва-но Императорское мо-за-ич-ное за-ве-де-ние (в 1862 оно вли-лось в пе-терб. АХ), рус. ху-дож-ни-ки-мо-заи-чи-сты в 1847-51 обу-ча-лись в Ри-ме в спе-ци-аль-но от-кры-той сту-дии под рук. М. Бар-бер-ри.

В даль-ней-шем русскими мо-заи-чи-ста-ми соз-да-ва-лись ико-ны для Се-ва-сто-поль-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Чу-до-ва монастыря в Мо-ск-ве, мо-заи-ки на фа-са-дах ве-ли-ко-кня-же-ской усы-паль-ни-цы в Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в Санкт-Пе-тер-бур-ге. В хра-ме Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва в Санкт-Пе-тер-бур-ге мо-заи-ки по-кры-ва-ют фа-са-ды и внутренние сте-ны (за-ни-ма-ют свыше 7 тыс. м2; мас-тер-ская Фро-ло-вых по эс-ки-зам и кар-то-нам М.В. Не-сте-ро-ва, В.М. Вас-не-цо-ва, В.В. Бе-ляе-ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-лась в советском деко-ра-тив-но-офор-ми-тель-ском искусстве: в оформ-ле-нии стан-ций Московского мет-ро-по-ли-те-на («Ма-я-ков-ская», художник А.А. Дей-нека; «Ком-со-моль-ская-коль-це-вая», художник П.Д. Ко-рин); фло-рен-тий-ские мо-заи-ки Г.И. Оп-рыш-ко. Во второй половине XX - начале XXI веков яр-кие об-раз-цы мозаики соз-да-ют Н.И. Ан-д-ро-нов, А.В. Вас-не-цов, В.В. Мель-ни-чен-ко, Д.М. Мер-перт, Б.П. Ми-лю-ков, А.Ф. Ры-ба-чук, И.М. Ра-би-но-вич, Б.А. Таль-берг, З.К. Це-ре-те-ли, В.Б. Эль-ко-нин, Е.Н. Мак-си-мов, А.Д. Кар-нау-хов и др.

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально - «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика - это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».

Лучшие статьи по теме