Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Пиотровский исаакиевский собор. Михаил Пиотровский: «Исаакиевский себя защитит, а истерия вокруг показывает, что общество нездорово

Пиотровский исаакиевский собор. Михаил Пиотровский: «Исаакиевский себя защитит, а истерия вокруг показывает, что общество нездорово

Директор Эрмитажа и глава Союза музеев России призвал церковь временно отозвать ходатайство о передаче храма

Фото: Тимур ХАНОВ

Изменить размер текста: A A

СОБОР РАСКОЛОЛ ПЕТЕРБУРГ

Закон о передаче РПЦ имущества религиозного назначения приняли в ноябре 2010 года. За прошедшие с того момента шесть с хвостиком лет церкви вернули тысячи зданий. Но, пожалуй, ни одно из таких решений не вызвало такого резонанса, как ходатайство о передаче РПЦ Исаакиевского собора .

Напомним, первые слухи о том, что вопрос решен в пользу РПЦ появились буквально за пару дней до новогодних каникул. Противники передачи собора активизировались: снова начали собирать подписи под петицией, готовить обращения чиновникам разных эшелонов власти. Но было поздно. 12 января на сайте Комитета по имущественным отношениям Смольного появился официальный документ о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Датированный – на минуточку! – еще 30 декабря.

За каких-то пару недель, которые прошли с того момента, общество буквально раскололось пополам. Дошло уже и до перехода на личности, а также намеков на конфессиональную принадлежность противников губернаторского решения. Этим очень обеспокоен директор Эрмитажа и Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский . В письме, с которым он обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, Михаил Борисович просит остановить общественное противостояние, пожалуй, единственно возможным в этой ситуации способом.

ОТОЗВАТЬ ХОДАТАЙСТВО

Предполагаемая передача собора вызвала противоречивую реакцию в обществе, спровоцировала публичные конфликты и противостояние людей с разным отношением к этой проблеме, - пишет Пиотровский. – Мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества. Нужно найти мудрое и справедливое решение.

И предлагает рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской Епархии о передаче Исаакиевского собора.

Речь сегодня идет о считанных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества, - уверен директор Эрмитажа.

ПАМЯТЬ БЛОКАДЫ

К Исаакиевскому собору у музейщиков вообще отношение особое. И об этом особенно важно помнить сегодня, в канун годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вот цитата еще из одного заявления, на этот раз Творческого союза музейных работников Петербурга и Ленобласти . Его также возглавляет Михаил Пиотровский.

«…Мы воспринимаем Исаакиевский собор с постоянно действующей выставкой «Чтобы помнили…» как памятник подвигу музейщиков нашего города».

В годы Великой отечественной войны в Исаакиевском соборе хранилось более 120 тысяч предметов музейного значения. Сюда везли экспонаты из Петергофа , Павловска , Гатчины , Пушкина . Здесь хранились ценности из Музея истории религии, из Домика и Летнего дворца Петра Первого.

«В годы блокады в подвалах собора жили десятки музейных сотрудников из разных музеев, - вспоминают в городском Союзе музеев. – Они в труднейших условиях сохраняли для потомков и изучали доверенное им культурное наследие, готовили многочисленные выставки, поднимавшие боевой дух ленинградцев и приближавшие Победу. Именно здесь работала в годы блокады легендарный директор Павловского музея-заповедника Анна Ивановна Зеленова ; здесь она начала работу над составлением трехтомной методики реставрации Павловского дворца, которые позднее был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны».

ПОТЕРЯН КОМПРОМИСС

Представители музейного сообщества недоумевают: зачем сейчас все это. Ведь за последние годы церковь и музеи научились находить компромиссы. И Исаакий – один из лучших тому примеров! Соглашение о совместной деятельности было подписано еще в 2005 году. Оно позволило развиваться и музейной и религиозной деятельностям собора. С одной стороны, почти четыре миллиона посетителей в год и доходы, с которых можно и пополнять бюджет, и проводить дорогостоящие реставрации. С другой – 640 богослужений, на которые, разумеется, прихожане шли бесплатно.

Музейщики уверены: переход собора в лоно церкви поставит на нем крест, как на музее.

«Несмотря на последние события, музейное сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области надеется на то, что как Администрация города, так и Русская православная церковь найдут возможности для того, чтобы не заводить ситуацию в тупик», - сказано в заявлении.

КОНКРЕТНО

Какие ценности хранит Исаакий:

Фонды музея-памятника представлены произведениями XVIII–начала ХXI веков и насчитывают 26 459 предметов.

В составе музейного собрания: живопись, иконопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, документы, редкие книги, предметы истории техники.

В фондах музея хранятся уникальные живописные иконы кисти Тимолеона фон Неффа из первого яруса главного иконостаса Исаакиевского собора площадью 10,3 кв. метра каждая, которые позже были заменены мозаикой.

В собрании музея хранится уникальный экспонат – панорама Невского проспекта, созданная в 1835 году Садовниковым . Ее длина 15,6 м, она выполнена в технике литографии и иллюминирована акварелью.

Наряду с мозаиками, находящимися в интерьере Исаакиевского собора, в фондах хранятся предметы декоративно-прикладного искусства в технике флорентийской и венецианской мозаики.

В- музее имеются обширная фототека и научно-технический архив, содержащие материалы, посвященные реставрационным и ремонтными работам на музейных объектах, и истории музея.

КАК СОБОР РАСКОЛОЛ ОБЩЕСТВО

За передачу Исаакия церкви

Режиссер Владимир Бортко, кинорежиссер, депутат, первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы:

Передать Исаакиевский собор РПЦ надо было давно. Православная церковь как организация существует тысячу лет, и вряд ли стоит говорить о том, что она с чем-то не справится. Сегодня страну скрепляют Владимир Путин , правоохранительные органы, бюджет которых увеличивается каждый год, телевидение и РПЦ, которая и попросила передать ей главный кафедральный собор.

Депутаты петербургского Законодательного собрания (большинство)

Парламентарии приняли обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой ускорить процесс передачи. Решение прокомментировал спикер ЗакСа Вячеслав Макаров .

«Это историческое решение принято в полном соответствии с законодательством и поддержано миллионами православных верующих. Обращаясь к Министру культуры, мы, депутаты петербургского парламента, заявляем свою позицию в этом вопросе, полностью совпадающую с позицией Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко . Результаты голосования говорят сами за себя – за принятие постановления проголосовало абсолютное большинство – 41 депутат из 50. Законодательное Собрание, и я лично, как Председатель петербургского парламента, разделяем ответственность за решение, восстанавливающее историческую справедливость, и за строгое исполнение федерального закона. Хочу особо отметить: собор вернет свое историческое назначение и продолжит деятельность как культурный и исторический центр мирового уровня. А вход в него, наконец-то, станет бесплатным»

Виталий Милонов, депутат Госдумы:

Церковь должна быть церковью. И государь-император ее строил церковью. Все прекрасно понимают, что музей будет работать не хуже, а даже лучше. И ходить туда будут все, вне зависимости от конфессии. Церковь существует, чтобы в нее ходило как можно больше людей. Мы будем рады любому язычнику, если он повернется к христианству. И мы уж точно не за «бабки» будем пускать, а бесплатно. Придет, посмотрит, уверует.

Против передачи

Александр Шолохов, директор музея Михаила Шолохова, депутат, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы:

Совершенно справедливо возвращать Церкви то, что было экспроприировано, и спорить с этим бессмысленно. Но Исаакий никогда Церкви не принадлежал. Один из самых преуспевающих музеев страны, он не получает ни копейки из бюджета, а наоборот, вносит в казну около ста миллионов рублей ежегодно в виде налогов. Еще столько же тратится на реставрацию и работы по сохранению.

Станислав Говорухин, кинорежиссер, депутат, председатель комитета по культуре Госдумы:

Во мне что-то сопротивляется этому решению. Интуитивно. Наша страна на четверть мусульманская, и я сомневаюсь, что мусульманин с семьей посетит действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь вряд ли. Мне кажется, мы отрезаем от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения. И странно, конечно, что памятник всемирного значения оказался в собственности горсовета, который и решает теперь судьбу музея.

Союз ученых Санкт-Петербурга:

Считаем, что передача РПЦ Государст венного музея-памятника «Исаакиевский собор»: 1) нанесет ущерб культуре и научной деятельности музея; 2) нарушает права граждан Санкт-Петербурга, мнением которых по этому вопросу руководство города даже не удосужилось поинтересоваться; 3) порождает ненужный раскол в обществе, вызывает опасения определенной клерикализации общественной жизни и противоречит Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию светским государством, в котором «Религиозные объединения отделены от государства…» 4) нарушает ст. 44 Конституции, согласно которой «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Твердо убеждены, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры Исаакиевского собора недопустима и должна быть остановлена.

16:00 — REGNUM Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский полагает, что характер спора о передаче Исаакиевского собора в распоряжение РПЦ является признаком утраты Санкт-Петербургом своих столичных качеств.

Юлия Карнаева © ИА REGNUM

«Происходит дикая провинциализация города Петербурга», — заявил он 31 января на пресс-конференции в петербургском пресс-центре ТАСС.

Такой вывод Пиотровский сделал из методов ведения дискуссии по вопросу судьбы Исаакиевского собора отдельными представителями общественности и церкви, уточняет агентство.

Как сообщало ИА REGNUM , Михаил Пиотровский обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором попросил временно отозвать ходатайство о передаче Русской православной церкви Исаакиевского собора. Это, по мнению президента Союза музеев России, позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение.

После этого глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Пелин в достаточно жесткой форме посоветовал Пиотровскому «больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки».

«Очень печально, что такой высокий чиновник не понимает самого смысла и символического значения Исаакиевского собора», — сказал Пелин агентству «Интерфакс».

В то же время директор Эрмитажа заявил сегодня, что глава РПЦ, которому и было адресовано его письмо, выразил готовность к ведению диалога.

«Епархия так же, как патриарх, сказала о том, что готова обсуждать с музейным сообществом все вопросы, связанные с музейными делами ‑ и с Исаакием тоже. И также написано, что мнение отдельных представителей духовенства не является общим мнением епархии», — сказал Пиотровский на пресс-конференции.

Напомним, 10 января стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор в распоряжение РПЦ. Предполагается, что Исаакий передадут Церкви в безвозмездное пользование сроком на 49 лет не позднее первой половины 2019 года. При этом Санкт-Петербург останется собственником собора. Как стало известно, решение о передаче собора принял губернатор Полтавченко после личного обращения к нему патриарха Кирилла.

Руководство Русской православной церкви гарантировало властям Петербурга продолжение профессиональной музейной деятельности в Исаакиевском соборе и доступность храма для посещения всеми желающими.

Однако оппоненты передачи собора в руки РПЦ начали кампанию по противодействию передаче Исаакия РПЦ. Они заявляют, что это решение приведет к утрате музейных фондов, увольнению сотен сотрудников музея «Исаакиевский собор», потере источника финансирования реставрации собора и неоправданным расходам городского бюджета на содержание собора, который перестанет приносить доход в качестве музея.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Сначала нужно научиться слышать общественность, а потом уже выступать, посоветовали в церкви Пиотровскому

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский попросил патриарха Кирилла отложить передачу Исаакиевского собора РПЦ, учитывая противоречивую реакцию в обществе. Санкт-Петербургская епархия отреагировала резко - посоветовала Пиотровскому заниматься своим музеем.

"Вообще Михаилу Борисовичу, если он ратует за Исаакиевский собор как за исторический памятник, может быть, имеет смысл больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра? Может, стоит озаботиться этим?" - заявил порталу Интерфакс-Религия глава епархиального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Александр Пелин.

Обращение директора Государственного Эрмитажа к главе Русской православной церкви (РПЦ) было опубликовано накануне на сайте Союза музеев, который возглавляет Пиотровский. Он обратил внимание патриарха на "противоречивую реакцию в обществе" и "публичные конфликты", которые спровоцировало передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование церкви.

Пиотровский в письме к патриарху Кириллу указал также на то, что РПЦ переданы практически все храмы, необходимые для полноценной религиозной жизни в России. Церковь, по его словам, не получила только "считанные объекты", имеющие значение не только для нее, но и для всего "многоконфессионального, многонационального российского общества".

Директор Эрмитажа предложил главе РПЦ рассмотреть вопрос о временном отзыве решения о передаче собора Санкт-Петербургской епархии, чтобы "остановить общественное противостояние" и найти "наиболее мудрое и справедливое решение".

Патриарху Кириллу доложено о письме Пиотровского, сообщил в четверг пресс-секретарь главы РПЦ Александр Волков. "Предстоятель Русской церкви открыт к диалогу по этому вопросу, в том числе и с уважаемым Михаилом Борисовичем, с которым он лично знаком и неоднократно встречался", - цитирует его РИА Новости.

"Вызывает удивление первоначальная публичная форма этого обращения - как кажется, Михаил Пиотровский мог бы обратиться и напрямую к патриарху, минуя публичные каналы, с тем чтобы в доверительной обстановке обсудить все аспекты этого вопроса", - добавил он.

Петербургская епархия обратилась к Полтавченко с просьбой передать ей Исаакиевский собор летом 2015 года и . В январе 2017 года губернатор изменил свое решение. В его администрации сообщили, что это произошло после общения Полтавченко с патриархом.

Решение губернатора сплотило петербургскую оппозицию и общественность, которые устроили народный сход на ступенях собора и в Василеостровский суд о признании незаконным распоряжения о передаче собора церкви. В среду суд зарегистрировал этот иск.

Протоиерей Александр Пелин из Санкт-Петербургской епархии, комментируя претензии несогласных с передачей собора РПЦ, напомнил, что протесты вызвала и выставка Яна Фабра в Эрмитаже.

"Сначала нужно научиться слышать самому общественность, а потом уже выступать от имени общественности с какими-то просьбами, - посоветовал он Пиотровскому. - Очень печально, что такой высокий чиновник не понимает самого смысла и символического значения Исаакиевского собора".

С ноября прошлого года в Эрмитаже проходит выставка "Рыцарь отчаяния - воин красоты" бельгийского художника Яна Фабра, в которой используются чучела животных. Церковь резко критиковала эту выставку, однако Пиотровский отказался ее закрыть. Он писал главе комитета Госдумы по культуре Станиславу Говорухину, что авторы жалоб на выставку на ней не были и пишут их под копирку.

Ранее в защиту решения о передаче собора церкви выступил вице-спикер Госдумы, бывший журналист Петр Толстой, чем спровоцировал отдельный скандал. "Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек", - раскритиковал он противников передачи собора РПЦ.

Федерация еврейских общин России после этого обвинила вице-спикера Толстого в антисемитизме и потребовала объяснений от руководства Госдумы. Спикер Вячеслав Володин и заявил, что под чертой оседлости его заместитель, вероятно, имел в виду что-то другое - как предполагает председатель парламента, речь шла о каторжанах.

Директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский обратился с письмом к Патриарху Кириллу, в котором поставил вопрос о передаче Русской православной церкви одного из символов Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора.

Михаил Пиотровский считает, что предполагаемая передача собора вызывает противоречивую реакцию в обществе. На его взгляд, она спровоцировала публичные конфликты и противостояние людей с разным отношением к этой проблеме.

Пиотровский подчеркивает, что в настоящий момент Русской православной церкви переданы практически все храмы и сооружения, необходимые для возрождения полноценной религиозной жизни в России. И сейчас уже речь идет о считаных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для Церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества.

Пиотровский в письме выражает убеждение, что мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества. Он предложил рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской епархии о передаче Исаакиевского собора. Это, по его мнению, позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение.

Пресс-секретарь Святейшего Патриарха отец Александр Волков в беседе с агентством "Интерфакс-Религия" выразил удивление, что директор Эрмитажа выбрал публичную форму обращения. "Как кажется, Михаил Пиотровский мог бы обратиться и напрямую к патриарху, минуя публичные каналы, с тем чтобы в доверительной обстановке обсудить все аспекты этого вопроса", - сказал отец Александр.

Между тем Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает ТАСС, назвал передачу Исаакиевского собора РПЦ исторической справедливостью.

"Внимание общественности сейчас приковано к ситуации, которая разворачивается вокруг Исаакиевского собора, - напомнил он в послании участникам "круглого стола" в Государственной думе в рамках традиционных Рождественских чтений. - Помимо юридической стороны вопроса - исполнения федерального закона 2010 года N 327 о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, несомненно, речь идет и о восстановлении исторической справедливости, передаче важнейшего сакрального места Северной столицы церкви и верующим".

Острота современных дискуссий о судьбе Исаакиевского собора позволяет предположить, что и политика советской власти по отношению к замечательному памятнику русского церковного зодчества была как минимум адресной и специфической. Исторические источники подводят нас к несколько иному выводу - никакой отдельной спецоперации "Исаакий" не проводилось, действия участников этой драмы колебались вместе с "генеральной линией партии" по отношению к религии. Уже с принятием в начале 1918 года ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" стало понятно, что новая власть отныне будет распоряжаться храмовыми зданиями в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Для церквей Петрограда-Ленинграда не исчезнуть в водовороте антирелигиозной борьбы было очень непросто: из 465 имевшихся в 1917-м православных храмов к 1941 году остался всего 21.

В 1940 году, когда музейная значимость шедевра Монферрана как "пособия для изучения широкими трудящимися массами истории нашей Родины" уже никем всерьез под сомнение не ставилась, в брошюре "Церковники Исаакиевского собора в борьбе против народа" написали нечто совсем интересное. Исаакий в духе нового толкования истории оказался в избранном ряду киевских и новгородских соборов и монастырей, Новодевичьего монастыря и храма Василия Блаженного в Москве: "После Октябрьской социалистической революции они по требованию трудящихся прекратили свою деятельность и стали музеями".

"Какой-то злостный вредитель, хорошо знающий расположение собора, забрался наверх и в верхней части крепления маятника оттянул его за проволоку в сторону, нарушив таким образом его правильную работу". Фото: Сергей Петров/ТАСС

Но это уже предвоенные годы, когда Союз воинствующих безбожников (СВБ) несколько притормозил свою деятельность, чтобы с началом Великой Отечественной летом 1941-го ее прекратить вовсе. А в 1930-е годы антирелигиозные журналы продвигали совсем другие идеи: "Художественные музеи-храмы, монастыри в большинстве случаев являются своеобразными очагами религиозных настроений". Означало сие, что экспозицию с маятником Фуко в случае ужесточения политики можно и прикрыть, вплоть до сноса. К счастью, массовых призывов взорвать Исаакиевский собор источники не зафиксировали, впрочем, не видно и обращений простых граждан устроить в нем музей. Идея музеефикации пришла в голову "трудящимся" из числа советских аппаратчиков от культуры, работавших в Наркомпросе под началом известного в том числе и своей борьбой с религией Анатолия Луначарского. Для начала же, как радостно о том повествует брошюра 1931 года издания "Из очага мракобесия в очаг культуры", в октябре-ноябре 1919-го перечислили в доход казны принадлежащие собору денежные средства в размере 27 025 рублей, а 5 и 8 мая 1922 года изъяли:

Золота - 3 пуда 11 фунтов 48 золотников 92 доли;

Серебра - 138 пудов 31 фунт 61 золотник;

Драгоценных камней - 796 штук.

В Петрограде-Ленинграде из 465 имевшихся в 1917-м православных храмов к 1941 году остался всего 21

После этого в марте 1923 года собор можно было в духе курса на раскол православной церкви отдать под управление "обновленцам", причем в том же самом году последние уже вышли из фавора у советской власти. Состояние храма по ходу всех этих перемен ухудшалось на глазах, что и зафиксировали положившие на него глаз сотрудники Главнауки Наркомпроса. При этом С. Лебедянский, один из авторов брошюры об "очаге мракобесия", нашел внутри Исаакия не только художественные шедевры и подстраховался на случай решения о сносе: "Внешне монолитный и устойчивый собор в действительности крайне хрупок и неустойчив, в силу недобросовестности постройки. [...] Всякий приставленный к постройке старался сорвать как можно больше лично себе, мало заботясь о всей постройке. Собор сделан в отдельных своих частях неграмотно и совершенно недобросовестно. [...] ".

Идея музеефикации пришла в голову "трудящимся" из числа советских аппаратчиков от культуры, работавших в Наркомпросе под началом известного в том числе и своей борьбой с религией Анатолия Луначарского. Фото: РИА Новости

Примечательно, что в постановлении Президиума ВЦИК от 18 июня 1928 года, на основании которого храм был отдан Главнауке, нет ни слова о том, какой музей там нужно организовать. Споры продолжались вплоть до открытия экспозиции в апреле 1931-го в качестве Государственного антирелигиозного музея, о чем поведал его тогдашний директор Лев Финн: "Борьба за превращение собора в антирелигиозный музей велась в течение трех лет. Три года Областной совет СВБ ожесточенно бился с тогдашними руководителями собора за это дело. И даже в последние дни, когда музей был уже создан, злая воля классового врага захотела испортить нормальный ход маятника Фуко, пустилась на вредительство. Какой-то злостный вредитель, хорошо знающий расположение собора, забрался наверх и в верхней части крепления маятника оттянул его за проволоку в сторону, нарушив таким образом его правильную работу". Под "тогдашними руководителями собора" скрывались глава Ленинградских государственных реставрационных мастерских Главнауки Александр Удаленков и архитектор Николай Никитин, видевшие для Исаакия более научное и менее антирелигиозное музейное будущее. Финансирование же проекта велось при содействии воинствующих безбожников, представитель которых Финн и сел в директорское кресло, умудрившись даже получить в 1932 году выговор за "несогласованное снятие крестов с собора".

Лишь в 1947 году собору было выдано охранное свидетельство, подтверждавшее статус памятника архитектуры и искусства. В 1930-е же годы советская власть зорко присматривалась, так ли уж нужен в самом центре бывшей столицы империи новый музей, пусть даже и атеистического профиля. Власти не спешили излишне громко трубить ни о передаче храма Главнауке летом 1928 года, ни об открытии в нем экспозиции для публики на Пасху 12 апреля 1931-го.

В двух главных центральных газетах, "Правде" и "Известиях", об этом по горячим следам событий не напечатали ни слова. Самой разной информации с берегов Невы при этом хватало - в 1928-м заработала новая воздушная линия Ленинград - Берлин, в Разливе открылся памятник-шалаш Ленину, в самом городе организовали "буддологический институт" и даже сократили потребление пива на 18 процентов...Внешне новости о музее в Исаакиевском соборе в эту линию успехов социалистического строительства укладывались, но у миллионов читателей могло зародиться и сомнение, а нужен ли в выдающемся памятнике храмового зодчества маятник Фуко, пусть он значительно лучше, чем в Париже.

По итогам всех экспериментов большевиков над Исаакием становится понятно, что музейный статус все-таки обеспечил уникальному шедевру выживание и путевку в век XXI.

Как грабили собор

Большевики вывезли из Исаакия: золота - 3 пуда 11 фунтов 48 золотников 92 доли; серебра - 138 пудов 31 фунт 61 золотник; драгоценных камней - 796 штук.

В ленинском письме "Членам Политбюро. Строго секретно» от 19 марта 1922 года: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок". Фото: РИА Новости

Лучшие статьи по теме