Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Что такое менеджмент: полный обзор понятия, виды, принципы и методы эффективного руководства компанией. Смотреть что такое "Менеджмент" в других словарях

Что такое менеджмент: полный обзор понятия, виды, принципы и методы эффективного руководства компанией. Смотреть что такое "Менеджмент" в других словарях

Что такое менеджмент (management) и для чего он нужен? Основные понятия: виды, функции, методы и принципы менеджмента. Менеджмент, как профессия в современном мире.

Приветствую вас, дорогой друг! Вас приветствует Дмитрий Шапошников, один из авторов сайта ХитёрБобёр.ru.

Более 10 лет я руководил коллективами до 1000 человек в крупных банках и телекоммуникационных компаниях России.

Сегодня мой опыт в том числе лег в основу этой статьи.

Давно заметил, что большинство людей не понимают, что такое менеджмент и для чего он нужен.

Ниже я поделюсь с вами понятной теоретической основой этого понятия и практическими примерами из своей жизни.

Эта информация будет полезна как начинающим менеджерам, так и тем, кто хочет узнать больше об управлении и эффективно использовать эти знания на практике.

1. Что такое менеджмент – полный обзор понятия

Слово «Management» в переводе с английского дословно означает «управление», «администрирование», «умение руководить».

Однако точным синонимом «управления» это слово не является. Ведь управлять можно не только фабрикой, но и автомобилем или велосипедом. Менеджмент – это в первую очередь управление людьми. При этом занимается управлением тоже человек, а не автомат или компьютер.

Наиболее точное определение менеджмента следующее:

Менеджмент - это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека.

Вообще существует несколько значений термина «менеджмент». Вот некоторые из них:

  1. Вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
  2. Собственно процесс управления чем-либо – прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
  3. Организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
  4. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
  5. Искусство управления людьми, в том числе оперативное и в условиях стресса. Предполагает не только знание теории, но и интуитивное понимание человеческого поведения.
  6. Искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

Приведенные выше определения менеджмента не противоречат друг другу, а наоборот, взаимосвязаны и раскрываю различные аспекты данного понятия.

С одной стороны это теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением законов и принципов управления, с другой – чисто практическая деятельность, направленная на рациональное распределение людских и/или материальных ресурсов.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776-1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860-1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах - они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. - наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

2. Основные цели и задачи менеджмента

Тем, кто не имел опыта управления хотя бы 2-3 подчиненными, сложно понять, что такое менеджмент и почему этой науке следует долго и упорно учиться. Казалось бы, всё предельно просто: подчиненные трудятся, а руководитель наблюдает и указывает, что им делать для повышения производительности и увеличения доходов фирмы.

На деле всё гораздо сложнее: чтобы дать верное указание, нужно четко разбираться в сути производственных процессов. Управление должно быть максимально эффективным, иначе оно вместо пользы будет приносить убытки и вред.

Любой руководитель должен опираться в своей работе на знание научных принципов и понимание текущей ситуации.

Например

Менеджер по персоналу в типографии должен не только умело управлять печатниками и операторами полиграфического оборудования, но и хорошо разбираться в печатном деле.

Ещё один пример

Из складского помещения нужно срочно вынести товар и погрузить его в транспорт. Квалифицированный менеджер распорядится заранее вынести из клада товары и распределить их на погрузочной площадке определенным образом – крупногабаритные и прочные – ближе, хрупкие и небольшие по размерам – дальше. Когда прибудет автомобиль, грузчики быстро переместят товары в грузовик в том порядке, в котором они расположены.

Неопытный или ленивый менеджер вообще не позаботиться о предварительной работе, поэтому грузчикам придётся долго таскать товары со склада без всякой системы.

Главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

На конкретное содержание менеджмента влияют 2 группы факторов:

  • Общие тенденции развития компания;
  • Территориальные или национальные экономические факторы.

Локальные задачи менеджмента подчинены главной цели.

К вспомогательным задачам относятся:

  • развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
  • достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
  • создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
  • преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
  • контроль эффективности организации.

Управление деятельности компании или группы людей осуществляется с учётом потенциальных возможностей организации и постоянной коррекцией производственных процессов. На крупных предприятиях менеджмент подразделяется на 3 взаимодействующих звена – высшее, среднее и низшее.

3. 7 основных видов менеджмента

Виды менеджмента – это специфические области управления, связанные с решением конкретных задач. Существует 7 основных видов менеджмента – рассмотрим подробно каждый из них.

Вид 1. Производственный менеджмент

Термин «производство» следует понимать максимально широко: он может относиться к коммерческой фирме, банку, заводу.

Производственный менеджмент отвечает за конкурентоспособность услуг и товаров, предоставляемых компанией. Эффективность такой деятельности определяется точностью стратегических прогнозов, организацией производства, грамотной инновационной политикой.

Специалист по производственному менеджменту решает следующие задачи:

  • контролирует работу системы, своевременно обнаруживает сбои и неполадки;
  • устраняет конфликты внутри организации и занимается их профилактикой;
  • оптимизирует объём выпускаемой продукции;
  • следит за рациональным использованием, загрузкой и исправностью оборудования;
  • контролирует трудовые ресурсы, отвечает за дисциплину и поощрение и учитывает интересы работников организации.

Главной задачей такого специалиста является эффективное сочетание возможностей компании с её долгосрочными целями, а также управление производственным процессом.

Вид 2. Финансовый менеджмент

Управление финансами предприятия.

Финансовый менеджер отвечает за бюджет организации и обеспечивает его рациональное распределение. В задачи такого управленца входит анализ и изучение прибыли компании, её затрат, платежеспособности и структуры капитала.

Цель финансового менеджмента очевидна – увеличение прибылей и благосостояния организации с помощью эффективной финансовой политики.

Локальные задачи специалиста по управлению деньгами компании:

  • оптимизация расходов и денежного оборота;
  • минимизация финансовых рисков предприятия;
  • точная оценка финансовых перспектив и возможностей;
  • обеспечение рентабельности организации;
  • решение задач в сфере антикризисного управления.

Другими словами, финансовый менеджер следит, чтобы фирма не обанкротилась и приносила стабильную прибыль. Принципы финансового менеджмента можно использовать также индивидуально, управляя своими собственными средствами.

Вид 3. Стратегический менеджмент

Стратегия – разработка методов и способов достижения целей.

Стало быть, стратегический менеджмент – разработка и реализаций путей развития компании. Конкретный план действий определяется уже тактикой.

Допустим, цель организации – получить максимальный доход. Стратегические мероприятия для достижения этой цели могут быть различными: стать лучшим производителем в своей нише по качеству, увеличить объём производства, расширить ассортимент. Методы решения данных задач также будут различными.

Например, при реализации программы улучшения качества продукции, на предприятии потребуется ввести должность штатного менеджера по контролю или открыть целый отдел, отвечающий за функциональность и соответствие стандартам выпускаемых изделий (ОТК).

Вид 4. Инвестиционный менеджмент

Как это следует из названия, задачей инвестиционного менеджмента является управление инвестициями предприятиями. Менеджер такого типа занимается выгодным размещением имеющихся инвестиций и привлечением новых.

Инструмент работы специалиста – инвестиционный проект (долгосрочный бизнес-план). Сюда же относится фандрайзинг.*

Фандрайзинг - это поиск и получение денег от спонсоров, привлечение грантов.

Вид 5. Риск-менеджмент

Поскольку коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, необходимо заранее просчитать возможные убытки от производственных процессов и соотнести их с предполагаемым профитом.

Риск-менеджмент есть процесс принятия и реализации управленческих решений, имеющих целью минимизировать потери и снизить вероятность неблагоприятных последствий.

Риск-менеджмент осуществляется поэтапно:

  1. Выявляется собственно фактор риска и проводится оценка масштаба его возможных последствий;
  2. Выбираются методы и инструменты управления рисками;
  3. Разрабатывается и реализуется риск-стратегия, направленная на минимизацию ущерба;
  4. Проводится оценка первичных результатов и дальнейшая коррекция стратегии.

Грамотный риск-менеджемент значительно повышает конкурентоспособность субъекта и защищает его от убыточных видов деятельности.

Вид 6. Информационный менеджмент

Специфическая область менеджмента, которая выделилась в самостоятельную отрасль в 70-х годах 20 века. Информационный менеджмент отвечает за сбор, управление и распределение информации. Такой вид деятельности осуществляется с целью прогноза ожиданий клиента и обеспечения организации актуальной информацией.

Современный информационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность на базе компьютерных технологий.

Сегодня это гораздо больше, чем управление документооборотом и делопроизводством: информационный менеджмент относится ко всем видам информационной деятельности компании, начиная с внутреннего общения сотрудников, заканчивая предоставлением сведений об организации обществу.

Вид 7. Экологический менеджмент

Часть системы корпоративного управления, имеющая чёткую организацию и реализующая программы и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая политика каждой компании регламентирована законодательством и различными нормативными актами.

Данный тип управления основан на формировании и развитии экологического производства: сюда входит рациональное использование природных ресурсов, деятельность, направленная на сохранение качества природной среды.

Сюда же входит курс на снижение отходов предприятия и их рациональная переработка. Системы экологического менеджмента действуют на большинстве предприятий цивилизованного мира; не отстаёт и наша страна: в РФ число таких организаций растёт с каждым годом.

4. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Здесь рассмотрим из чего собственно состоит менеджмент и каковые его основные функции.

1) Субъекты и объекты менеджмента

Субъектами менеджмента считаются собственно менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

Объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. Объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

2) Функции и методы менеджмента

Общие функции отражают главные стадии процесса управления работой организации на всех её иерархических уровнях.

Грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:

  • постановка целей;
  • планирование деятельности;
  • организация работы;
  • контроль деятельности.

Часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. Функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. Обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

Методы менеджмента бывают:

  1. Экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
  2. Административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
  3. Социально-психологическими , основанными на моральной стимуляции персонала.

Внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

3) Модели и принципы менеджмента

Полную информацию о принципах менеджмента удобнее предоставить в виде таблицы:

Принципы Содержание принципа
1 Разделение труда Целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. Конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям
2 Полномочия и ответственность Полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела
3 Дисциплина Участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка
4 Единоначалие Работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника
5 Подчинение личных интересов общественным Интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника
6 Вознаграждение Верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд
7 Порядок Персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте
8 Справедливость Справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда
9 Инициатива Сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей
10 Корпоративный дух Дух команды – основа гармонии и единства внутри организации

5. Профессия менеджер – как стать успешным руководителем

Кто такой менеджер?

Словарное определение гласит:

Менеджеры – это руководители, управляющими подчиненными. Менеджерами можно считать бригадиров, заведующих участками и отделами, начальников цеха. Это среднее и низшее (линейное) звено менеджмента. Высшее звено – руководители предприятий, компаний, органов государственной власти. Их называют также «топ-менеджерами».

Топ-менеджеры принимают окончательные решения, а среднее звено и линейные менеджеры воплощают эти решения в жизнь. Высшее руководство занимается также определением целей организации.

Скажем, руководитель компании принимает решение для предприятия – выйти в текущем квартале на ведущие позиции в своей отрасли. Какими методами эта задача будет воплощаться в жизнь, зависит уже от представителей среднего звена и линейных менеджеров.

Менеджерами называют как управляющих, так и управленцев – лиц, участвующих в управлении. Управленцы обязательно имеют в подчинении определенное количество лиц.

Сегодня менеджерами называют также работников, чья профессиональная деятельность заключается в контактах с людьми. Такие специалисты часто не имеют подчинённых, а контактируют непосредственно с клиентами и партнёрами организации. Этим видом деятельности занимаются, например, офис-менеджеры, менеджеры торгового зала.

По сути, любой человек, исключая младенцев и лежачих больных, является менеджером своих собственных дел: он вынужден постоянно планировать, управлять своими ресурсами.

Основным ресурсом каждого из нас выступает время. Можно распорядиться им с пользой, а можно потратить зря. Из этого следует, что знание теории и практики менеджмента полезно каждому из нас, а не только руководящим работникам.

В современном деловом мире выделяют понятие тайм-менеджмент или «управление временем». Эта область знания предполагает эффективное планирование своего времени его и грамотное распределение.

Одним из основателей этой науки является популярный западный автор . Его книга «Результативный тайм-менеджмент» популярна во всем мире среди руководителей и просто деловых людей, желающих грамотно организовать личное время.

Брайан Трейси о тайм-менеджменте:

В специальной литературе понятие «менеджер» часто противопоставляется термину «исполнитель». Таким образом, в более узком значении менеджером можно назвать того, кто имеет под своим началом хотя бы одного подчиненного.

На производстве менеджеры представляют собой своеобразную каркасную структуру, на которой держится работа всей компании. От таланта руководителей напрямую зависят прибыли предприятия, отношения внутри коллектива, перспективы развития фирмы.

1) Что должен знать хороший менеджер - 7 золотых советов

Чтобы стать успешным менеджером следует иметь отличную теоретическую подготовку и обладать развитыми коммуникационными качествами. Руководитель обязан быть осведомлённым, справедливым, надёжным и доступным для диалога с подчиненными.

7 золотых советов:

  1. Налаживайте межличностное понимание . Руководители должны уметь понимать своих подчиненных и вышестоящих по должности. Для этого менеджер должен уметь общаться и принимать искренне участие в жизни своих сотрудников и коллег. Не зря этот принцип стоит на первом месте, ведь именно здоровые отношения между вами и подопечными принесет «зрелый плод» совместной деятельности.
  2. Учитесь мотивировать тех, кто вас окружает. Понятно, что общего для всех стимула не существует, поэтому принципы мотивации сотрудников необходимо постоянно совершенствовать и менять. Вы должны очень четко чувствовать потребности и нужды людей. У всех разные ценности, кому-то важно получить дополнительный день отдыха к отпуску, а кто-то нуждается в материальном поощрении, а третьему просто необходимо помочь решить психологическую проблему.
  3. Держите обратную связь. Постоянно взаимодействуйте с подчиненными, сделайте общение регулярным: это поможет постоянно находиться в курсе производственных дел. Умение взаимодействовать и доносить свои идеи до самого периферийного работника фирмы (включая уборщиц и сторожей) обеспечит понимание сотрудниками их задач и целей.
  4. Совершенствуйте навыки и приёмы влияния. Эффективный руководитель – не тот, кто может заставить, а тот, кто может убедить подчиненных, что работать на благо компании выгодно для них самих.
  5. Учитесь планировать. Способность прорабатывать стратегии на стадии их создания – необходимое для руководителя качество. При планировании обязательно обсуждайте свои проекты с сотрудниками – это облегчит вам работу, а заодно поддержит в подчиненных заинтересованность в делах компании.
  6. Осведомленность. Хороший менеджер всегда знает, что происходит в организации, как устроена её структура, какова внутренняя культура корпорации. Особенно полезно знание неофициальных методик работы и прочих «секретов внутренней кухни».
  7. Творческий подход. Подключить воображение там, где сотрудник видит лишь должностную инструкцию – необходимое качество успешного руководителя. Порой работник при возникновении производственного вопроса не видит проблемы в перспективе: менеджер должен обладать таким видением и уметь принимать нетривиальные и нестандартные решения.

Успешный руководящий работник никогда не реагирует на ситуацию, он обязательно осмысливает её (делать это порой приходится мгновенно) и только после этого выносит обдуманное и грамотное решение.

Идеальный менеджер – человек, заинтересованный в своей работе, обладающий стрессоустойчивостью, самоконтролем, знающий теорию управления и умеющий реализовывать свои знания практически.

2) Где можно научиться менеджменту

Научиться менеджменту профессионально сегодня можно в ведущих вузах РФ – в частности, в МГУ, Финансовом Университете при правительстве РФ, в Плехановском Экономическом Университете, Государственном Университете Управления и других учебных заведениях.

Существуют также учебные пособия (А. Орлов «Менеджмент», Р. Исаев «Основы Менеджмента»), школы и классы для желающих повысить квалификацию, а также видеокурсы, которые можно бесплатно посмотреть во всемирной сети.

Отдельно стоит выделить онлайн-школу Бизнеса и личностного развития Алекса Яновского (можно найти много видео на Ютубе). Здесь вы можете научиться мыслить категориями принятия правильных решений, научиться управлению, предпринимательству, приобрести новых друзей и единомышленников.

6. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Здесь я кратко приведу несколько биографий выдающихся менеджеров 20 века.

1) Джек Уэлч – компания General Electric

Этот человек стал легендой американского предпринимательства. Проведя ровно 20 лет на посту гендиректора компании General Electric, он превратил неповоротливую корпорацию в глобального игрока мировой экономики и был признан лучшим менеджером XX века.

Принцип Уэлча гласит: если компания не занимает ведущее место в своей отрасли, её следует продать.

Руководствуясь этим принципом, руководитель GE последовательно избавился от неприбыльных и бесперспективных фирм, принадлежащих корпорации и радикально сократил количество сотрудников.

Уэлч пытался добиться большего от меньшего числа людей, и ему это удалось. Сотрудников стало меньше, но они стали работать лучше. Чтобы мотивировать работников, Уэлч вкладывал миллионы долларов в корпоративные фитнес-залы, места отдыха и гостевые комплексы.

2) Генри Форд – компания Ford

Создатель и руководитель одной из крупнейших в мире корпорации был первым, кто поставил производство автомобилей на конвейерную основу. Ему принадлежит почетное звание отца современной автомобильной промышленности.

Став руководителем собственноручно созданной компании в 1903 году, Форд раньше других понял, какое значение имеет для увеличения прибыли грамотный маркетинг своей продукции.

В те годы лозунг «Автомобиль для всех» воспринимался, мягко говоря, без особого энтузиазма (примерно так сейчас смотрелся бы лозунг «самолёт для всех»), однако Форду удалось сначала поколебать общественное мнение, а затем полностью изменить его.

Форд одним из первых промышленников понял, что для увеличения производительности следует мотивировать своих рабочих долларом: зарплаты сотрудников на его предприятии были самыми высокими для своего времени. Кроме того, он ввёл 8-часовую смену и оплачиваемые отпуска на своём заводе.

3) Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Отец всемирно известного бренда электроники и бытовой техники пришёл в большой бизнес с капиталом в 100 йен. Начав с производства плат для изоляции вентиляторов и велосипедных ламп, Мацусита постепенно превратил свою компанию в мирового лидера электронной промышленности. Миссию компании он видел в улучшении уровня жизни людей и служении обществу.

Своим успехом корпорация Panasonic во много обязана творческому подходу руководителя фирмы к маркетингу и продвижению продукции.

Кроме того, Коносуке первым среди руководителей японских компаний подобного уровня уяснил, что цена предприятия равняется стоимости его человеческого фактора. Без мотивированного и должным образом направленного персонала любая фирма разваливается на составные части и не работает как целое.

7. Заключение

Дорогие друзья, благодарю за внимание. Надеюсь, что теперь вы узнали о менеджменте несколько больше и что теперь вы успешно используете предоставленную информацию в целях собственного развития.

Теоретические основы менеджмента можно успешно использовать не только на производстве и в руководящих сферах, но и в личных интересах.

Если статья показалась вам полезной или натолкнула на какие-то мысли и соображения – смело оставляйте отзывы и комментарии, ставьте лайки!

Вопрос 2 – Менеджмент как вид управленческой деятельности: функции, принципы и методы менеджмента, их характеристика

Менеджмент начинается с его определения через другие понятия, принятые в современном деловом обороте в России. При этом традиционно основным понятием, предваряющим понимание менеджмента, является понятие управления.

Управление – это процесс воздействия субъекта управления (то есть того, кто управляет) на объект управления (то есть то, чем управляют) для достижения заданной цели.

Пример: управлением является процесс воздействия водителя на автомобиль с целью перемещения из пункта А в пункт Б.

Менеджмент как понятие является более узким, чем управление.

Менеджмент – это процесс воздействия руководителя (то есть субъекта управления) на людей в их самых разных состояниях (объекты управления) для достижения заданной цели.

Пример: менеджментом является процесс распределения заданий и установление норм выработки бригадиром на строительной площадке для наиболее эффективного использования возможностей бригады и скорейшего завершения строительства.

Понятие менеджмента может иметь четыре толкования:

· менеджмент – это процесс управления людьми, организациями людей и людьми в организациях, главным образом, в условиях рыночной экономики;

· менеджмент – это наука, область знаний об управлении организациями и социально-экономическими процессами;

· менеджмент – это искусство и практика управления организациями и социально-экономическими процессами;

· менеджмент – это орган (органы) управления какой-либо организации и люди, его составляющие.

Вообще главной целью менеджмента является удовлетворение постоянно меняющихся потребностей людей через использование, главным образом, рыночных механизмов (спрос, предложение, рентабельность, прибыль и т.п.). Безусловно, такая цель является чрезвычайно многоплановой и сложной. Поэтому каждая конкретная организация формулирует для себя более узкие и конкретные цели в рамках главной цели менеджмента и двигается к ним поэтапно, решая отдельные задачи менеджмента или, как чаще говорят, реализуя функции менеджмента .

Все функции менеджмента, то есть то, что он выполняет и решает, в принципе делятся на две категории. Первая из них – это общие функциименеджмента , то есть те, которые в той или иной форме реализуются при управлении любой организацией; в их число входят:

· целеполагание (миссия, философия, цели и задачи организации), то есть определение предназначения, смысла и конечного результата, которые должны быть достигнуты организацией, а также путей движения к ним;

· прогнозирование и планирование , то есть формы и методы предвидения проблемных ситуаций и разработка последовательности действий по их сглаживанию;

· организация (точнее – организовывание ) и координация , то есть строение организации, её составные элементы, связи между ними и их эффективное взаимодействие;

· разработка и принятие управленческих решений , то есть теория и практика нахождения и выработки наилучшего в конкретных условиях решения;

· мотивация и стимулирование , то есть методы и приёмы внутреннего и внешнего воздействия на людей;

· контроль и учёт , то есть формирование и поддержание чётких и единообразных форм, по которым оценивается деятельность людей и организаций.

Вторая из них – это специальные (частные) функции менеджмента , то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации;

Принципы менеджмента - это основополагающие идеи и правила поведения руко­водителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они опреде­ляют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими тре­бованиями образуются органы управления, устанавли­ваются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации и децентрализации управле­ния. Его применение на практике означает, что за выс­шим уровнем управления закрепляются вопросы стра­тегического характера, а за низовыми звеньями - опе­ративное управление. Реализация этого принципа ре­шает проблему оптимального распределения полно­мочий при принятии управленческих решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

1. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организа­ции несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководи­тели разного уровня и разных подразделений, а так­ же исполнители конкретных решений. Этим обес­печивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;

2. принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

3. принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспектив­ная, должна планироваться;

4. принцип сочетания прав, обязанностей и ответ­ственности , т.е. работник должен нести ответствен­ность только за те задачи, которые попадают в сфе­ру предоставленных ему полномочий (прав прини­мать решения);

5. принцип демократизации управления . В современ­ной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалифика­цией, а также общей культурой и потребностью уча­ствовать в управлении производством. Привлече­ние персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный метод управления . Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.



Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод . Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.

Методы и технологии современного менеджмента. Характеристики метода менеджмента.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента.

Подходы, способы, с помощью которых осуществляют различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить:

– методы управления функциональными подсистемами;

– методы выполнения функций менеджмента;

– методы принятия управленческих решений.

Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, оборудование и другие материальные ресурсы и т.д. Методы управления, применяемые в этих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.

Например, в подсистеме «Персонал» большое значение придается следующим методам: анализ и формирование системы управления персоналом; планирование рабочей силы; организация труда персонала, его оплаты; управление деловой карьерой и др.

Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов, в числе которых: анализ надежности; контроль качества; контроль использования труда, материалов, оборудования; программирования, планирования и контроля производства; учета расходов и др.

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административно-распорядительные методы менеджмента.

Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплиниро­ванность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый распорядок в работе пред­приятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительные методы представля­ют собой систему способов и приемов, обеспечивающих це­ленаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных актов федерального и ме­стного значения (конституцион­ные и федеральные законы, указы президента, постановле­ния правительства, государственные стандарты, положения, инструкции). Цель этой системы – повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природ­ных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов;

2) на нормативно-директивные и методические докумен­ты организации (стандарты, методики, поло­жения и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной организации);

3) на планы, программы и задания (они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации);

4) на оперативное руководство:

распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен/не должен совершать в определенных условиях;

популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность;

делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность;

участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность.

Социально-психологические методы менеджмента.

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

Повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;

Формирование благоприятного социально-психологического климата;

Эффективное использование различных форм морального поощрения;

Воздействие на групповое самосознание коллектива

Активизация деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда.

Социологические методы предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

К социологическим методам относятся:

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:

    методы повышения социальной активности - повышают инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных обязанностей (новаторство, экономическое соревнование)

    методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов (договора, соглашения, взаимные обязательства).

    методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:

    внушение – непосредственное воздействие на волю индивида в сложных ситуациях;

    методы личного примера (эффект подражания);

    методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду.

Источники социологической информации: статистическая документация; статистические справочники; коллективное обсуждение проблем; наблюдение; анкетирование; интервью.

Психологические методы направлены на работника, персонифицированы и индивидуальны. Их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель. К психологическим методам относятся: 1. Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид); 2. Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

3. Методы гуманизации труда (борьба с монотонным трудом, функциональное использование музыки). 4. Методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду; 5. Методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека к выполняемой работе (интервью, беседы, тесты).

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

Методы управленческой координации.

Прерогативой функции координации является соблюдение принципа обратной связи. Именно на этом этапе управленческого цикла управленец получает возможность скорректировать принятое управленческое решение и работу по его реализации.

Основные роли координационной деятельности:

    превентивная - предвидение проблем и трудностей;

    устраняющая - устранение перебоев в работе организации;

    стимулирующая - улучшение деятельности организации даже при отсутствии проблем;

    регулирующая - сохранение существующей схемы работы.

Типы координации: горизонтальная - обеспечивается неформальными взаимоотношениями, действующими на равных уровнях организационной структуры; вертикальная (субординация) обеспечивается существующей нормативной документацией, имеет четко оговариваемые пределы и механизмы осуществления.

Основные подходы к координации:

Неформальная программируемая координация, осуществляемая добровольно и без предварительного планирования, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах.

Программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы проекта для часто повторяющихся проблем координации.

Программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно.

Программируемая групповая координация, осуществляется в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы, мнения различных узко профильных специалистов.

Часто координационные мероприятия называют реорганизацией, которая может распространяться на все уровни организационной структуры: отрасль, организация, подразделение, исполнитель.

Методы процессного менеджмента.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями.

Процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

Существует несколько методик внедрения процессного подхода к управлению предприятием, но все они включают в себя такие стороны менеджмента, как: - выделение процессов, идущих в организации - построение стратегической системы целей компании и показателей достижения целей - переход к управлению компании методом управления процессами - перераспределение полномочий управления между разными уровнями менеджмента - внедрение принципов качественного и количественного улучшения процессов - внедрение в организации принципов системы менеджмента качества, основанных на стандарте МС ИСО 9001:2000.

Для успешного внедрения данного метода необходимо задействовать и согласовать все автоматизированные системы сбора, хранения, обработки и анализа данных о внутренних и внешних процессах, связанных с работой предприятия, с удовлетворением ожиданий покупателей продукции.

Методы функционального менеджмента.

Функциональная система менеджмента – особая система управления человеческими, техническими, финансовыми и другими ресурсами для достижения определённых целей и решения задач. Она является основой формирования методологии управления различными сферами деятельности.

Функциональная система менеджмента обычно подразделяется на несколько подсистем. Это помогает увеличить управляемость в образованных подсистемах. Она разрабатывается, опираясь на специфику определённой организации, и следует ряду аспектов:

    установление целей и задач организации;

    видение организации;

    выбор наиболее значимых показателей эффективности для постоянного процесса сбора и обработки информации, необходимой для улучшения процесса принятия решений, введения в курс дела общественности, а также осуществления определённых проектов, поставленных целей и задач;

    взаимосвязь процессов производства продукции и разного вида услуг;

    распределение ответственности и полномочий подразделений и их сотрудников;

    знание теории принятия решений;

    осведомлённость в методах исследования операций;

    владение качественными информационными системами;

    сохранение финансового равновесия.

Связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др. Отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения.

Методы ситуационного менеджмента.

Ситуационный подход - способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Центральным моментом является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методов принятия решений).

2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Методы операционного менеджмента.

Выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Суть организационных методов в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующими правила выполнения работ и поведения персонала.

Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности либо к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг при административно-командной системе управления экономикой. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:

    формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;

    выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процессе.

Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р». В соответствии с ней операционный менеджмент включает:

1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);

2) проектирование бизнес-процессов (Processes);

3) продукты и услуги (Parts);

4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);

5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).

Выделают 4 отдельных вида деятельности, которые можно описать как операции:

Производство: физические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям.

Поставки: деятельность, связанная с переменой права собственности на физический товар (дистрибьюторские сети).

Транспортировка: деятельность, связанная с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов.

Сервис: деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом состоянии (пр.: стоматология, парикмахерские услуги), интеллектуальном (пр.: образование, консалтинг), или о сочетании этих состояний.

Методы организационной деятельности.

Организационные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти.

К числу организационных методов относят: – организационное проектирование; – регламентирование; – нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).


Менеджмент — это средства, методы и виды управления людьми и производством для достижения поставленных целей. Иными словами, всё, что связано с координированием и руководством. Главная роль в этом процессе отводится человеку, именно он, а не машина или компьютер, производят управление. Само слово «management» переводится с английского, как «администрирование, «координирование», «умение руководить». Полный обзор понятия включает в себя расширенный список определений.

Данный термин можно понимать, как:

  • Трудовую деятельность, связанную с управлением. Определение путей развития, разработка конкретных заданий, способов их выполнения;
  • Сам процесс руководства. Если в первом случае имеется ввиду планирование и формирование стратегии действий, то здесь речь идёт о непосредственном руководстве. Это делегирование обязанностей, мотивация сотрудников, координация действий, осуществление контроля;
  • Организационную структуру , осуществляющую руководство компанией, объединением людей, государством и т. д. Например, органы власти, совет директоров предприятия и пр.;
  • Искусство управления ресурсами и персоналом , а именно – правильного распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • Научную дисциплину по изучению менеджмента , его принципов и законов.

Этот термин одновременно означает теоретическую дисциплину и деятельность практическую.

Основы менеджмента

Вся суть руководства состоит в трёх вопросах:

  1. «Кто» и «кем» управляет;
  2. «Как» происходит этот процесс;
  3. «С помощью чего» осуществляется.

Вкратце процесс управления можно описать так:

  • Желаемое сопоставляется с реальным состоянием (задайте простые вопросы: «где мы сейчас?» и «куда мы движемся?»)
  • Требования к действиям («что необходимо сделать?»)
  • Принятие решений, выбор стратегии («какой путь и способ лучший?»)
  • Контроль и оценка («чего мы достигли, и что из этого следует?»)

В основе эффективного руководства лежит ориентация на человеческие взаимоотношения. При взаимодействии с внешней средой (например, продажи) это означает ориентацию на потребителя. В плане внутренней «кухни» — ориентацию на персонал.

Следующий важный момент – компетентность начальства. Чтобы раздавать указания, необходимо хорошо разбираться не только в бизнесе, социологии или психологии, но и в производственных процессах своей компании. Нельзя допустить «отрыва» от реальности, когда руководитель отдаёт приказы, не понимая сути работы фирмы.

Составляющие менеджмента

Этот термин включает несколько составляющих:

  1. Производство. Сюда входит обеспечение высокой отдачи производства, грамотная наладка рабочего процесса, при которой затраты минимальны, а прибыль – максимальна.
  2. Координирование работы персонала. Организация «здоровых» отношений в коллективе, налаживание связей между сотрудниками и отделами, построение оперативной сети информирования и раздачи указаний.
  3. Прогнозирование, планирование и изучение рынка.

Основные задачи менеджмента

Конкуренция требует от всех участников хозяйственных отношений максимальной эффективности. Только так можно «выжить» на рынке. Основные цели управления – обеспечение слаженной работы предприятия и контроль деятельности внутренних и внешних элементов организации.

Фирма одновременно должна быть успешной в отношениях с внешним миром (продажи, партнёрство) и в корпоративном плане (мотивация служащих, грамотное распределение обязанностей, оперативная работа и т. д.)

Главные задачи:

  • Развитие фирмы, сохранение её конкурентоспособности;
  • Сохранение прочных позиций на рынке, в выбранной нише, увеличение влияния, освоение новых рынков;
  • Разработка и применение новых способов и путей развития предприятия;
  • Стимулирование служащих с помощью материальных и нематериальных методов;
  • Формирование стратегии развития организации, определение способов достижения целей;
  • Анализ имеющихся и требующихся ресурсов, поиск источников их обеспечения;
  • Достижение и поддержание необходимого уровня прибыли;
  • Прогнозирование и преодоление возникших рисков без ущерба для функционирования предприятия;
  • Анализ эффективности работы, контроль выполнения поставленных целей.

Главные принципы

В основе управленческих процессов лежат определённые принципы:

  1. Разделение труда . Каждое звено производственного процесса берёт на себя определённые обязанности, имеет конкретную специализацию. Это позволяет выполнять больше задач при неизменных ресурсах.
  2. Единоначалие . Даже при условии наличия множества подразделений в одной фирме, служащий должен получать указания от одного начальника. Путаница в административной сфере ведёт к снижению производительности труда.
  3. Дисциплина и порядок . Функционирование организации строго регламентируется. Деятельность осуществляется по графику, персоналу необходимо знать свои обязанности, находиться на положенном месте. Материальные ресурсы тоже должны храниться и использоваться согласно регламенту. Обязанность руководителя контролировать исполнение регламента, штрафовать провинившихся и поощрять усердных.
  4. Распределение полномочий и взятие на себя ответственности. Ответственность лежит не только на руководителе, но и на сотрудниках, получивших задание.
  5. Справедливость . Решения, наказания и поощрения должны быть справедливыми. Это внушает уважение сотрудников и доверие к компании и начальству.
  6. Личные интересы подчиняются общественным . Интересы группы имеют приоритетное значение. Для начальства демонстрация данного принципа – хороший способ подать пример персоналу.
  7. Вознаграждение . Добросовестность, преданность интересам фирмы следует отмечать.
  8. Инициатива . Постоянный поиск новых решений, а также поощрение инициативы со стороны работников.
  9. Поддержание корпоративного духа . Создание сплочённой команды и поддержание единства с помощью разработки корпоративной культуры, совместного времяпрепровождения. Служащие должны гордиться предприятием, в котором трудятся.

Функции менеджмента

Чтобы понять важность менеджмента, достаточно подробно рассмотреть этот процесс и его функции.

Постановка целей

Определение результата, на который ориентируется вся деятельность. Правильная постановка задач нужна для того, чтобы сформировать наилучшую стратегию развития компании. Ещё этот процесс можно использовать для мотивации служащих, формирования корпоративного духа.

Планирование

Эта функция отвечает за определение и поиск ресурсов, позволяющих достигнуть целей организации. Сюда же входит разработка способов достижения поставленных задач.

Организация деятельности

Формирование организационной структуры. Сюда относится распределение заданий и полномочий между работниками, организация их совместного труда, разработка критериев оценки работы сотрудников.

Контроль

Руководитель обязан постоянно следить за выполнением поставленных задач, анализировать эффективность труда, делать выводы о том, какие решения были уместными, а какие пользы не принесли.

Иначе говоря , он контролирует соблюдение дисциплины, производственные моменты (доставка сырья, наладка оборудования и пр.), качество товаров и услуг, график работ и на этой основе оценивает результаты труда и строит тактику дальнейших действий.

Координация

Одна из дополнительных функций, отвечающая за согласованную деятельность всех управленческих звеньев. Так как любая деятельность строится на эффективном разделении труда, необходимо собрать все звенья цепи воедино. Различные подразделения компании нуждаются в тесной взаимосвязи и диалоге руководителей с рядовыми сотрудниками. Помехи и отклонения от заданного графика должны своевременно устраняться. Это и становится задачей менеджера.

Осуществлять координацию можно с помощью составления и согласования рабочих планов, совещаний и объявлений.

Мотивация

Эта функция нацелена на повышение производительности труда. Достичь нужного эффекта можно путём активизации сотрудников и их стимулирования. Необходимо сделать так, чтобы персонал действовал не только в личных интересах, но и в интересах компании. Мотивация осуществляется с помощью поддержания корпоративного духа, проведения соответствующих мероприятий, поощрения, в том числе материального.

Методы менеджмента

Основные методы:

  • Экономические . Это рыночная регуляция работы компаний, материальные отношения внутри организации.
  • Административные . Так называемое «прямое действие». Административные методы связаны с дисциплиной и ответственностью, планированием и координацией.
  • Социально-психологические . В основе лежит построение взаимоотношений с партнёрами, внутри коллектива, моральная мотивация сотрудников.

В рамках функционирования предприятия сочетаются все методы в зависимости от ситуации.

Производственный менеджмент

Менеджмент делится на виды в зависимости от выполняемых задач и методов достижения желаемого.

Производственный призван обеспечить конкурентоспособность и высокий спрос на товары и услуги фирмы . В этом случае «производство» не обязательно означает промышленное предприятие, это могут быть банковские учреждения, различные коммерческие фирмы.

Данный вид включает организацию производства, построение стратегических прогнозов, использование инноваций. Задачи:

  1. Контроль работы системы, устранение и предотвращение сбоев;
  2. Оптимизация объёма выпускаемой продукции;
  3. Координация трудовых ресурсов, поддержание дисциплины и порядка, поощрение отличившихся работников, мотивационные мероприятия для персонала;
  4. Контроль рациональности использования оборудования, поддержание его в исправном состоянии.

Стратегический менеджмент

Стратегическое управление подразумевает разработку и приведение в действие намеченных путей развития предприятия. В зависимости от выбранной тактики составляется конкретный план работы.

Например , потребность в увеличении дохода можно удовлетворить несколькими способами. Увеличить масштабы выпуска продукции, повысить качество товаров и т. д.

Просчитав все возможные варианты, руководитель выбирает наиболее реальный и эффективный способ. Затем происходит планирование и распределение заданий для персонала.


Финансовый менеджмент

Простыми словами это процесс управления материальными ресурсами предприятия. В обязанности финансового директора входит управление бюджетом организации и его грамотное распределение. Он занимается анализом расходов и доходов предприятия, изучением его платежеспособности, построением рациональной финансовой политики.

Обязанности специалиста, контролирующего финансы:

  • Оптимизация денежного оборота, снижение уровня расходов;
  • Сведение финансовых рисков к минимуму;
  • Поддержание рентабельности компании;
  • Оценка финансовых возможностей и перспектив;
  • Осуществление антикризисного руководства.

Финансовый директор отвечает за то, чтобы предприятие приносило стабильный доход и не разорилось.

Инвестиционный менеджмент

Этот вид отвечает за инвестиции компании, а именно за привлечение новых инвестиций и выгодное вложение средств самого предприятия. Осуществляется главным образом с помощью долгосрочного планирования (бизнес-план) и фандрайзинга – поиска спонсоров, грантов.

Информационный менеджмент

Сбор, управление и распределение различной информации. Производится при помощи компьютерных сетей, специального программного обеспечения. Необходим для предоставления фирме актуальных сведений, изучения и прогнозирования потребностей клиента.

Функции:

  1. Регулирование делопроизводства и документооборота организации;
  2. Получение сведений о состоянии рынка, ожиданиях потребителей;
  3. Публичное представление фирмы;
  4. Упорядочивание внутренних данных (сведения о сотрудниках, производстве, финансах и т. д.)

Риск-менеджмент

Любая коммерческая деятельность потенциально связана с риском, потому обязанностью риск-менеджера становится прогнозирование и предотвращение возможных проблем. Если неприятности уже возникли, на него возлагается обязанность минимизировать потери и попробовать извлечь выгоду из ситуации.

Поэтапно этот процесс выглядит так:

  • Определение фактора риска, оценка степени опасности, возможного урона для фирмы;
  • Подбор инструментов и методов борьбы с проблемой;
  • Разработка и осуществление риск-стратегии, призванной уменьшить убытки;
  • Оценка первых результатов проведённых мероприятий, при необходимости — доработка стратегии.

Экологический менеджмент

Иногда этот вид выделяют в отдельную категорию, в первую очередь он связан с охраной окружающей среды. Цель – создание и поддержание экологического производства путём рационального использования природных ресурсов, переработки отходов, минимизации вредных выбросов в окружающую среду.

Кадровый менеджмент

Описание профессии менеджера подразумевает работу с людьми. Любые задачи и цели организации достигаются при помощи персонала. Этот тип отвечает за набор, обучение, управление человеческими ресурсами.

Международный менеджмент

Регулирует внешнеэкономические отношения и связи фирмы, отвечает за экспорт и импорт, сотрудничество с другими компаниями в научно-технической сфере. Помогает повысить конкурентоспособность предприятия за счёт расширения бизнеса на территории других стран.

Рекламный менеджмент

Отвечает за деятельность и продвижение на рынке товаров и услуг компании. Главные задания — информационное обеспечение рекламных мероприятий, их планирование и постановка целей, которые должны быть достигнуты в результате. Сюда же входит организация рекламной деятельности, её регулирование, контроль и оценка достижений.

Субъекты и объекты менеджмента

Субъекты – это личности, непосредственно осуществляющие руководство и контроль всех сфер деятельности компании. Это руководители и администраторы, занимающие свои должности на постоянной основе и обладающие полномочиями для принятия решений.

Управленческая деятельность направлена на объекты. Это любые ресурсы и структурные единицы, нуждающиеся в регулировании. Например, персонал, производство, финансы, продажи, материально-техническое снабжение, сбыт, недвижимость.

Уровни менеджмента

Управление осуществляется на нескольких уровнях. Можно отвечать за небольшую структурную единицу компании (участок, бригада, группа), подразделение покрупнее (отдел, департамент, цех) или всю организацию. В соответствии с этими единицами различают три уровня:

Низшее звено, или линейный уровень

Так называемые «младшие начальники», контролирующие исполнение операционных действий. Принимают краткосрочные и оперативные решения. Их связана с большим количеством различных действий, постоянным общением с подчинёнными, психологическим напряжением. Чаще всего отвечают за ресурсы, организацию и дисциплину небольших рабочих групп. Пример – мастер смены, старшая медсестра, завуч.

Среднее звено

Такие руководители стоят во главе крупных подразделений внутри фирмы, филиалов компании. Принимают тактические решения, отвечают за функционирование целого направления. В их обязанности входит контроль работы «младшего начальства». Пример – декан, начальник отдела продаж, заведующий отделением, начальник цеха.

Высшее звено – топ-менеджеры

Это люди, принимающие решения на самом высоком уровне и осуществляющие стратегическое планирование. Пример — директор организации, руководитель органа государственной власти и т. д.

Кто такой менеджер

Это человек, занимающий руководящую должность. Среди них выделяют управляющих и управленцев. Управленцы не принимают важных решений, но участвуют в управлении и имеют в подчинении некоторое число лиц.

Также менеджерами называют работников, в чьи обязанности входит общение с людьми . Это менеджеры торгового зала, офис-менеджеры, директор торгового зала. Они не имеют подчинённых и отвечают за контакты с потребителями, партнёрами, общественностью.

Необходимые навыки

Менеджер должен обладать определёнными навыками и качествами, он:

  1. Организатор . На нём лежит обязанность организовать работу предприятия в той или иной сфере (наладить поставки сырья, и пр.) и поддерживать стабильность;
  2. Психолог . Это качество необходимо для эффективного регулирования отношений в коллективе. Нужно хорошо знать своих подчинённых для стимуляции труда, решения конфликтов, построения «здоровых» отношений между начальством и работниками. Знания в области психологии, языка телодвижений помогают лучше понимать людей, действовать правильно и эффективно;
  3. Специалист в своей области . Важно разбираться во всех тонкостях своей специализации, чтобы оптимизировать рабочий процесс;
  4. Лидер , умеющий сплотить коллектив, обладает влиянием и умением оперативно действовать, принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях;
  5. Способен управлять временем , осуществлять эффективное планирование, трудиться в определённых временных рамках, контролировать соблюдение персоналом заданного графика работ;
  6. Оратор . Деятельность управляющего нередко связана с публичными выступлениями;
  7. Стрессоустойчив . Необходимая черта, поскольку лидерская работа связана со стрессами и постоянным решением проблем или их прогнозированием;
  8. Мотивирован, инициативен . Достичь успеха может только активный человек, заинтересованный в результатах своего труда;
  9. Хороший учитель . Важно умение объяснять и показывать некоторые особенности работы на своём примере.

Как добиться уважения подчинённых и рационально управлять бизнес-процессами? Необходимо соблюдать несколько правил.

Совершенствуйтесь в области влияния на окружающих . Хороший руководитель не заставляет работать, а убеждает сотрудников, что они также заинтересованы в успехе фирмы.

Налаживайте обратную связь . Постоянное взаимодействие с персоналом позволяет «держать руку на пульсе» всего происходящего и реагировать на любые помехи и неприятности быстро и эффективно. Обратная связь помогает донести мысли и указания даже до периферийных работников (уборщиц и вахтёров). Общайтесь с сотрудниками в перерывах, посещайте корпоративные мероприятия, поинтересуйтесь датами рождения и хобби подчинённых. Внимание к мелочам внушает уважение и доверие к начальству.

Мотивируйте окружающих . Выясняйте нужды и ценности сотрудников. Вовремя подписанный отпуск, премия к зарплате или просто задушевная беседа приносят потрясающие результаты, если сделаны к месту и для тех, кому это необходимо. Для подчинённых вы всегда должны быть примером, настоящим энтузиастом и профессионалом.

Будьте в курсе событий . Не стесняйтесь беседовать с персоналом, знание «внутренней кухни» предприятия, его культуры и особенностей помогают правильно спланировать собственные действия.

Творческий подход . Выход за рамки «сухих» отношений и процессов делает работу интересней и для менеджера, и для подчинённых. Научитесь мыслить нестандартно и оригинально, принимать нетривиальные решения, которые станут преимуществом всей компании.

Учитесь планированию . Тщательно прорабатывайте стратегию на стадии создания, обсуждайте проекты с подчинёнными, чтобы облегчить себе работу и дополнительно заинтересовать сотрудников.

Если хорошенько разобраться, оказывается, что менеджмент это намного больше принятия решений и управления людьми. Даже менеджер нижнего звена, качественно выполняющий свою работу, ведёт фирму и стабильности. А навыки и умения хорошего управляющего пригодятся не только на работе, но и в повседневной жизни, чтобы уметь правильно ставить цели и добиваться их, планировать своё время и налаживать нужные контакты.


Признаки менеджера

Успешное управление

Основные тенденции в современном менеджменте

Развитие научных подходов к управлению

Менеджмент как управление людьми в организации

Менеджмент – слово английского происхождения, означает управлять.

Менеджмент принято определять как управление социально-экономическими и организационно-техническими процессами на уровне организации. Это управление людьми в процессе общественного производства, при котором их труд и интеллект максимально используется для достижения целей организации.

Существуют несколько определений понятия «менеджмента»: «менеджмент – это способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административная единица» (оксфордскому словарь); «менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» (Питер Друкер).

Иногда менеджмент определяют и как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

И как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей.

И как искусство получения результатов работы, сделанной посредством других людей.

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Выделяют следующие характеристики менеджмента: - особый вид управления присущий рыночной экономике; - управление совместной деятельностью людей, направленное на ее согласование и координацию; - разновидность социального управления; - профессиональная деятельность по управлению людьми; - наука, практика и искусство управления.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент – это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, практики и искусства.

Выделяют следующие аспекты менеджмента: - менеджмент как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функции управления; - менеджмент как процесс – предполагает взаимосвязь управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов; - менеджмент как аппарат управления. Люди, занятые в аппарате управления – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций – менеджеры. Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту; - менеджмент как наука . Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальную практику приемами и навыками. На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, общественные науки. Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор; - менеджмент как искусство . Искусство управления (менеджмент) проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.

Признаки менеджера

Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организацией.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленчес­кую деятельность и решающий управленческие задачи. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, и не все менедже­ры занимают одинаковую позицию в организации; задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и с тем, что сами менеджеры отличаются по своим способностям, воз­можностям и т. д.

Основные признаки менеджера : 1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия; 2) менеджер – должностное лицо . Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует делегированные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации; 3) менеджер имеет власть . Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера); 4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом. 5) менеджер принимает и реализует управленческие решения ; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

Организация не может существовать без менеджера и для этого су­ществует ряд причин:

1.Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основно­го предназначения.

2.Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

3.Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4.Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.

5.Менеджеры несут формальную ответственность за результаты де­ятельности организации.

6.Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд ролей. Среди них можно выде­лить три ключевые роли .

Во-первых, это роль по принятию решений . Будучи наделенным пра­вом принятия решений, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом он должен решиться на то, чтобы риск­нуть повести руководителей и коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, это информационная роль , состоящая в том, что менед­жер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распростра­няет информацию в виде факторов и нормативных установок и разъяс­няет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя , формиру­ющего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и выс­тупающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть таким работником организации, за которым люди готовы идти. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных ус­ловиях является той базой, без которой ни один менеджер не может успешно управлять своим коллективом.

Успешное управление

В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. При этом всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации, которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям.

Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: - Выживание – характеризует возможность организации осуществлять свою хозяйственную деятельность как можно дольше в условиях изменяющейся внешней среды;

- Результативность и эффективность – определяют условия, при которых организация может осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Результативность – это способность экономической системы производить некий конкретный продукт. Эффективность – это способность экономической системы получать максимум продукта при минимуме затрат.

- Производительность – определяется количеством продукции произведенной в единицу времени. Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество продукции.

- Практическая реализация – непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми.

При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное и эффективное воздействие по достижению целей организации.

Для обеспечения успеха организации управление должно строиться на определенных принципах, потенциально обеспечивающих достижение целей в условиях изменений внешней среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению, направленному на успех. К числу таких подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный подход.

Лучшие статьи по теме