Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Биография ван гога и его картины. Ван Гог

Винсент Ван Гог - один из величайших художников мира, чье творчество имеет большое влияние на развитие современных направлений в живописи и дает толчок для развития импрессионизма. На сегодняшний день такие страны как Нидерланды, Франция и Англия гордятся тем, что такой великий творец некогда проживал и творил на их территории, а ценность его картин, находящихся в разных уголках земли, не исчислима ни какой денежной единицей, как и стоимость irobot . Однако, как бы это не печально звучало, при жизни Винсента Ван Гога его картины не представляли для общества того времени никакой ценности, и умирал этот гений в состоянии безумия и полного одиночества.

На творчество Ван Гога влияло множество факторов, так, бесспорно на него повлияло его детство, склад характера, время в которое он был рожден. Однако, не смотря на то, что за свою короткую жизнь творец пережил множество болезней, депрессий, нищету, одиночество, он никогда не боялся и не переставал экспериментировать. А экспериментировал он со всем, с чем только было возможно. Так за свой недолгий творческий путь Ван Гог ставил эксперименты со светом и тенью, с цветовыми решениями, с формой, с моделями и с различными художественными приемами. Менялось его творчество и по мере того, как изменялось его мировоззрение.

Так, родившись в конце девятнадцатого века в малообеспеченной нидерландской семье рабочего класса, Ван Гог привык наблюдать за жизнью простых людей и сопереживать ей. В то время беднякам едва хватало средств на еду, и потому не возможно было себе представить, что через пару веков люди смогут, расположившись дома в кресле приобрести себе технику, задав в поисковой строке браузера: «irobot roomba 790 купить ».

Тяжелые времена и впечатлительность молодого Ван Гога послужили основным толчком для развития его творчества, в котором главными героями были люди рабочего класса. В картинах того времени творец передавал всю тяжесть положения бедных людей. Исполняя полотна в темных цветах, художник отчетливо и точно передавали давящую и гнетущую атмосферу того времени.

Однако, перебравшись в солнечную Францию, художник начинает писать наполненный жизнью пейзажи и натюрморты. Картины того периода творчества Ван Гога словно струились светом, благодаря использованию голубых, золотисто-желтых, красных цветов, а также написанию их при помощи техники мелких мазков.

Конец непродолжительной, но такой насыщенной художественной деятельностью жизни Винсента Ван Гога, считается рассветом его творчества. Именно в последние годы жизни творец определяется со своим стилем и техникой написания картин.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh). Родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт около Бреды (Нидерланды) - умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз (Франция). Нидерландский художник-постимпрессионист.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.

Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).

Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее.

Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома.

Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым...».

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении.

Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии.

В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где ван Гог посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский.

Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе необязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.

В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).

В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом - много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.

По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля - толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».

Осенью 1885 года ван Гог неожиданно покинул Дренте из-за того, что на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью - на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённых моделей. Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.

Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов.

С некоторыми из них - Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром - художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов - в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем - в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием - изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах ван Гога - его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.

Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его перу этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах ("Жёлтый дом" (1888), "Кресло Гогена" (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и - в некоторых случаях - использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.


Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

Поскольку биография мастера действительно перенасыщена на интересные факты, хотелось бы структурировать свой рассказ на две части. Первая освещает историю того, как Винсент Ван Гог стал известным, а во второй будет привычная подборка занятных инцидентов и событий из жизни великого художника. Материал не является биографической выкладкой, здесь собраны самые интересные моменты и ситуации из жизненного пути художника.

Бесценная переписка с родным братом

Биография великого художника богата на интересные факты, про большинство он сам рассказывал в переписке со своим братом Тео. Благодаря этим бесценным письмам, мы знаем каким человеком был Винсент ван Гог. Всего сохранилось 903 письма, за время их общения в период с 1872 по 1890 годы. Что примечательно, после того как Винсент начал заниматься живописью, он иллюстрировал практически каждое свое письмо. Таким образом художник демонстрировал как идёт работа, дополнительно он рассказывал в деталях, какие цвета присутствуют в картине. Для искусства это феноменальное явление, когда все интересные факты про ван Гога описаны в его же письмах. Уровень откровенности переписки настолько высок, что Винсент рассказывал о всех своих болезнях, включая импотенцию.

Теодор трепетно относился к переписке с братом, сохранив 820 писем. Чего нельзя сказать об Винсенте, в его вещах было найдено всего 83 письма, это очень маленькое количество, учитывая что их диалог длился целых 18 лет. Это связано с частыми переездами художника, непостоянством и в целом ветреным образом жизни.

Женщина, которая положила начало

Начнём с конца, поскольку массовое распространение творчества Винсента началось только после его смерти. Знакомьтесь, жена Теодора - Йоханна. В 29 лет она осталась вдовой, с маленьким ребенком на руках. Из материального имущества у неё была квартира в Париже, 200 картин и сотни рисунков Винсента , десяток непроданных полотен других французских художников.

Йоханна Гезина ван Гог-Бонгер

После продажи квартиры вернулась в Голландию, остановилась неподалеку от Амстердама, и открыла там свой маленький бизнес. Вскоре вышла замуж за голландского художника, который полностью поддерживал её идею популяризации творчества Винсента ван Гога. Она наладила связи с друзьями своего покойного мужа, организовывала выставки и презентации. Собрала со всех уголков письма из переписки братьев, и стала переводить их на английский язык. К слову, по образованию Йоханна была преподавателем иностранных языков, поэтому подготовкой к изданию занималась самостоятельно. К сожалению, в 1912 году она стала вдовой во второй раз. После этого сменила фамилию обратно на ван Гог, и перевезла тело Теодора из Голландии к могиле Винсента во Францию. На могиле посадила веточку плюща, которую взяла неподалеку, в саду доктора Гаше. В этом же году организовала крупную презентацию творчества ван Гога в Берлине. Этот город был выбран совсем не случайно - там о художнике уже знали. Над этим постарался немецкий писатель и ценитель искусства - Юлиус Мейер-Грефе.

Создатели романтической истории Винсента ван Гога

Юлиус Мейер-Грефе.

Как только Западная Европа начала говорить о ван Гоге, искусствовед и писатель Юлиус Мейер-Грефе сразу же заинтересовался гениальным художником. После того, как к нему в руки попал перевод переписки братьев, он понял что из этого можно раскрутить большую историю. В 1920-1921 годах он выпустил серию из нескольких книг, посвященных жизни художника и его друзей. Эти книги поведали всему миру про импрессионистов и пост-импрессионистов Франции конца девятнадцатого века. Юлиуса сразу окрестили знатоком ван Гога, и на этой волне он начал скупать, а потом и продавать его картины, выписывая сертификаты подлинности.

В середине 20-ых годов объявился некий Отто Вакер , он заверил Юлиуса в том, что обладает уникальной коллекцией картин ван Гога. Юлиус почувствовав вкус больших денег, даже поверил в сказочную историю о том, будто эти картины удалось выкупить у таинственного русского аристократа. Стоит отметить, что эти полотна действительно хорошо повторяли стиль мастера, поэтому их было сложно отличить от оригинала. Но вскоре у людей начали появляться сомнения, а поскольку речь шла о кругленьких суммах, то этим делом также заинтересовалась полиция. В ходе проверок была обнаружена студия, в которой нашли несколько еще мокрых «ван Гогов». Как ни странно, к этому был причастен Отто Вакер. Вскоре состоялся суд, где Отто получил 19 месяцев тюрьмы и огромный штраф. Поскольку Юлиус Мейер-Грефе без злого помысла реализовывал подделки, то он отделался большим штрафом, но его имя было полностью дискредитировано. На этот момент Йоханна уже умерла, её сыну еще не было 20-ти лет, а Юлиус потерял уважение, соответственно раскруткой ван Гога активно никто не занимался.

Ирвинг Стоун «Жажда жизни»

Когда скандал с подделками утих, за историю безумного художника взялся американский писатель еврейского происхождения Ирвинг Стоун (Тенненбаум) , он написал роман «Жажда жизни» . Эту книгу по разным причинам отвергло 17 изданий, но её все-таки удалось выпустить в 1934 году. Сам писатель не раз заявлял, что все диалоги выдуманы, но в основном они соответствуют мотивам действительности. Нужно понимать, что он планировал выпустить бестселлер, поэтому за исторической достоверностью он совсем не гнался. По этому роману спустя 22 года сняли голливудский фильм, который четыре раза номинирован на премию «Оскар», и один раз все-таки получил её. Интересные факты из жизни намеренно подменялись на выдуманные, чтобы придать истории более драматический и кинематографический характер.

Именно с этого момента история Винсента ван Гога исторически трактовалась неверно. После выхода фильма большинство людей ссылались на книгу «Жажду жизни» , по которой снимали оскароносный фильм, а не на подлинную, но «скучную» переписку двух братьев.

1. Хотел стать священником как его отец и дедушка


«Натюрморт с Библией» 1885 год.

Всем детям в их семье с самого раннего возраста прививалась любовь к религии, поскольку отец семейства был священником. В юности Винсент хотел пойти по стопам отца, но чтобы получить сан, необходимо было целых пять лет проучиться в семинарии. По характеру он был импульсивным человеком, и ему показалось что это слишком долго и непродуктивно. Решил записаться на интенсивный курс в евангельской школе. Этот курс длился три года, включая полугодичное миссионерство в шахтёрском городке. В последний месяц жизни при ужасных условиях, он понял, что религия не способна помочь в действительно сложных ситуациях.

Во время его проповеди, над которой он долго работал, шахтёры вовсе не слушали его. К сожалению, он понимал этих людей, и знал что его слова не сделают их рабские условия работы менее тяжелыми. По приезду обратно в Голландию, он не стал поступать в евангельскую школу. Он пришёл к отцу, и рассказал о своих мыслях по этому поводу, и о том, что больше не верит в того бога, о котором он столько читал. Естественно что они сильно поссорились на этой почве, и никогда больше не общались. Спустя несколько лет, после того как Винсент узнал о смерти отца, он написал натюрморт с Библией и отправил его Тео.

2. Начал рисовать в позднем возрасте


Винсент ван Гог «Горящая Трава» 1883 год.

Под каким углом не посмотри, но ван Гог очень поздно начал заниматься живописью, зато очень интенсивно, и под присмотром знающих людей. В этом ему помогали лучшие учебники из всей Европы, художник Антон Мауве из Гааги, который был его родственником. Вдобавок, пригодился тот опыт, который он приобрел во время многолетней торговли картинами в разных городах Европы. Он поступал в две разные Академии художеств, но проходило несколько месяцев, и он без сожаления бросал обучение. Он писал брату, что академическая живопись больше не привлекает его, и знания старых мастеров не помогут в реализации его планов как художника. В тот период он был большим поклонником Жана-Франсуа Милле, и копировал огромное множество его полотен.

3. Продал намного больше чем одну картину


«Красные виноградники в Арле»

Устоялось такое мнение, что якобы они с братом продали лишь одну картину «Красные виноградники в Арле». Это далеко не так, при жизни ван Гогам удалось продать четырнадцать своих картин, при этом, два натюрморта с подсолнухами купил товарищ Винсента - Поль Гоген. Если вернуться к «красным виноградникам», то это действительно единственная картина которая была продана за большие деньги . Этим щедрым покупателем стала известная художница и меценат Анна Бош, покупка состоялась на крупной выставке импрессионистов. Анна Бош знала про тяжелое состояние художника на тот момент. Он как-раз находился в больнице, и она хотела поддержать его таким образом. После смерти Винсента она приобрела еще одну его картину, но спустя несколько лет втридорога продала оба полотна.

4. Был разработан бизнес-план по продаже картин


Два брата в юности, Винсент слева.

Не стоит удивляться, ведь Винсент длительное время работал в галереях, и продавал картины состоятельным людям. Соответственно, знал востребованные жанры и стили которые лучше всего продаются. А Теодор вовсе владел собственной картинной галереей в центре Парижа, и тоже понимал как можно заработать достойные деньги на живописи. После приезда Винсента в Париж, он познакомился с новым для себя жанром - импрессионизм. Много общался с художниками которые работали в этом жанре, но вскоре из-за вспыльчивого характера поссорился практически со всеми. Братья решили работать в области интерьерной живописи, которая была ориентирована на средний класс. В тот период были написаны все подсолнухи, и большое количество ваз с цветами. Но работу в этом направлении остановил тот самый приступ, который привел к тому, что Винсент отрезал себе мочку уха и его положили в психиатрическую лечебницу.

5. Отрезанное ухо ван Гога

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» 1888 год.

Это наверное самое популярное заблуждение, поэтому хочу сказать следующее: Винсент ван Гог не отрубил себе ухо , а лишь отрезал часть мочки. После этого действия он направился в бордель в котором они часто отдыхали с Гогеном. Дверь ему открыла барышня которая там работала, Винсент сказал ей: «Береги это сокровище». После этого он развернулся и пошёл домой, поднялся на второй этаж и лёг спать. Что интересно, то если бы он отрезал себе целое ухо, он бы попросту умер от кровопотери, ведь его обнаружили только спустя десять часов. Об этом случае более подробно описано в материале, который я публиковала раньше: Почему ван Гог отрезал себе ухо? Там все детально описано с сохранением хронологии и причинно-следственной связи.

6. Всю жизнь его содержал брат

Теодор ван Гог

Как только Винсент решил стать художником, его сразу же начал поддерживать родной брат Тео. Каждый месяц он присылал деньги, они чаще всего шли на три вещи: материалы, еду, и съем жилья. Когда появлялись непредвиденные растраты, Винсент просил прислать больше, детально описывая причину. Когда художник жил в таких местах, где было сложно достать краски и холсты, то он составлял целый список, а Тео в ответ отправлял ему огромные посылки. Винсенту не было стыдно просить деньги, ведь взамен он отправлял готовые картины, которые он называл товаром. Картины Винсента брат хранил у себя дома, туда он приводил потенциальных клиентов, ценителей живописи и коллекционеров, чтобы попытаться хоть что-нибудь продать.

Но существенно заработать на таких картинах в то время было невозможно, поэтому он фактически содержал Винсента. Каждый месяц он отправлял по 200 франков , чтобы примерно понять что это за деньги, то скажу, что в месяц за жильё Винсент платил 15-20 франков, а хорошая книга по анатомии стоила 3 франка. Вот еще хороший пример: почтальон, который прославился как друг Винсента, получал зарплату в 100 франков, и на эти деньги он содержал семью из четырех человек.

7. Признание пришло после смерти


«Звездная Ночь» в музее

Винсента знали все серьезные художники Франции уже с 1886 года, и в меру возможностей следили за его творчеством. Невозможно было не знать о художнике, чей брат владеет крупным салоном картин в центре Парижа. Квартира Тео - была персональной выставкой картин Винсента целых 5 лет, там побывали все местные художники тех лет, включая самого Клода Моне. К слову, на выставке 1888 года, Моне очень положительно оценил «Звёздную Ночь», назвав её лучшей картиной показа.

Интересные факты не заканчиваются на этом: популяризацией семьи ван Гогов в Голландии занимался его родственник, известный художник-пейзажист Антон Мауве. Антон в свою очередь был знаком с одним из лучших пейзажистов голландии Иоханом Хендриком Вейсенбрухом. У них даже состоялась встреча, на которой они обсудили талант Винсента. По итогу они сошлись во мнении, что у парня действительно есть потенциал и он может достичь больших высок. Когда Винсент узнал об этой новости, он окончательно понял что станет художником, и с этого момента начал писать по одной картине или рисунку в день.

8. Ужасное состояние здоровья

«Натюрморт с абсентом» 1887 год.

Сложно представить, что люди в те времена даже не догадывались о катастрофической вредности абсента. Франция в те времена была столицей абсента, он стоил недорого и был очень популярным в среде творческих людей. Винсент невероятно любил этот напиток, и посвятил ему аккуратный натюрморт портретного вида. Еще ситуацию усугубляло курение, последние 10 лет жизни, он не расставался с трубкой. В письмах к брату, он рассказывал, что таким образом утоляет голод, который преследовал его постоянно. Такой образ жизни дал свои щедрые «результаты».

Болезни Винсента ван Гога :

  • Биполярное аффективное расстройство;
  • Маниакально депрессивный психоз;
  • Пограничное расстройство личности;
  • Солнечный удар;
  • Болезнь Меньера;
  • Отравление свинцом;
  • Острая перемежающаяся порфирия;
  • Сифилис;
  • Гонорея;
  • Импотенция;
  • Лишился более 15-ти зубов.

Об половине болячек он рассказывал брату, остальная часть взята из медицинских карт больниц. Венерические заболевания он получил от гражданской жены, которая была проституткой. После того как они разошлись, Винсент две недели пролежал в больнице, но ни в чем не винил свою бывшую любовь. Зубы быстро портились от абсента и курения, именно поэтому нет автопортретов ван Гога, где были бы видны его зубы. Отравление свинцом произошло от белых красок, к слову, в наши дни свинцовые белила признаны высокотоксичными, запрещены, и больше не изготовляются.

9. Работал только с лучшими материалами тех времен


Фрагмент из картины

Братья очень хорошо разбирались в художественных товарах, поскольку плотно пребывали в среде живописи. В силу того, что Винсент использовал только качественные краски, его картины так хорошо сохранились до наших дней. В онлайн музее от Google можно детально осмотреть любую картину, на ней виден каждый мазок, оцените его чистоту и яркость. Этим картинам более ста лет, а они выглядят как новенькие, потрескалось всего несколько. Что примечательно, он сам никогда не создавал масляную краску из пигментов, а покупал только готовую в тюбиках. В отличии от его друга, Поля Гогена, который был приверженцем старого подхода к изготовлению художественных материалов.

10. Смерть Винсента ван Гога


Последняя картина мастера. Поля с темными облаками.

Ошибочно принято считать, что его последней работой является «Пшеничное поле с воронами». В 1890 году вся семья Теодора заболела, что самое важное - включая малыша. В связи с этим, у него было меньше времени на Винсента, и братья начали постепенно отдаляться друг от друга. Тео все реже высылал ему деньги, и детально описывал насколько трудно они ему даются. Винсент часто думал о суициде в последний год жизни, и был глубоко разочарован тем, насколько плохо у них идут дела. В один день он решил что игра не стоит свеч, и будто стал слишком большой обузой.

Лучшие статьи по теме