Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Три спаса в августе - медовый спас, яблочный спас и ореховый. Когда Ореховый Спас? Какого числа Спас Яблочный и Медовый? Описание христианских праздников

Три спаса в августе - медовый спас, яблочный спас и ореховый. Когда Ореховый Спас? Какого числа Спас Яблочный и Медовый? Описание христианских праздников

В народе считается, что после него наступает осень. С середины месяца наши предки начинали запасать соленья и варенья на зиму.

Щедрая пора

Первый Спас - «Происхождение древ Креста Господня». А в простонародье - Медовый. В этот день пчеловоды по традиции открывают ульи, достают наполненные соты и откачивают мёд. Событие даже для современных сладкоежек. Представляете, как его ждали наши неизбалованные вкусностями предки! До наступления Первого Спаса лакомиться медом могли лишь ничего не знающие о религиозных канонах медведи.

Не менее ожидаемый Спас - «Преображение Господне» или Яблочный. Наши предки лакомились поспевшими яблочками. К слову, вкушать их до праздника тоже считалось греховным. Празднуя Второй Спас, люди угощают друг друга наливными плодами, которые предварительно освящают в церкви, пекут из яблок душистые пироги и делают варенье.

Третий Спас посвящен перенесению нерукотворного образа Господня - «Спас на полотне». В простонародье его именуют и ореховым, и холщовым, и хлебным. В этот день проходили традиционные ярмарки, на которых продавали холсты и цветные нити, пекли пироги из зёрен нового урожая.

Время делать запасы

Самарский пекарь и собирательница народных традиций Наталья Гиря рассказала, что в последний месяц лета самарские крестьяне традиционно делали домашние заготовки на зиму.

«В моем детстве ягоды еще не варили, а сушили, уже ближе с 70-м годам стали варить варенье. Яблоки летние сушили в печи, осенние мочили в больших кадках. В августе проветривали погреба. Поэтому летом помидоры и огурцы делали малосольными, а когда погреб просохнет ближе к сентябрю - уже солили в кадках на зиму.

Весь год у крестьян был расписан по проектам с привязкой к календарю. То, что до наступления Яблочного спаса запрещалось есть яблоки и другие сезонные фрукты - скорее поверье.

«До этого времени большинство яблочек еще не вызревало. Раньше было мало сортов, которые поспевали рано. Они появились тогда, когда государство стало активно заниматься селекцией разных сортов. Мы начинали есть яблоки, даже лесные, когда они были еще размером всего с вишню. Чтобы не было жутко кисло, посыпали их солью. Штук пять съешь, если осилишь - хорошо», - вспоминает Наталья Михайловна.

Рябину и калину собирали уже после первых заморозков. Если собирали раньше, то хранили на чердаке, чтобы ее там морозом «пристукнуло» и ушла горечь. Из рябины делали наливки, из калины пекли пироги.

На границе Рождественской равнины и Шелехметских Жигулей много терновника. Сейчас никто толком не собирает кислую синюю ягоду.

«Раньше в Самарской губернии дикий терн собирали мешками, складывали в кадку, просто заливали колодезной водой и он стоял так до весны, консервировался за счет собственной кислоты. Напиток из него был насыщенно сливово-красного цвета. Зимой его набирали вместе с жидкостью, добавляли немного сахара и ели из блюда ложкой вместе с ягодами. Очень вкусно - и затрат труда немного», - рассказывает Наталья Гиря.

Рецепты к Спасу. Как испечь хлеб без замеса?

«Запах свежеиспеченного хлеба имеет сильный терапевтический эффект, и навсегда связывается в памяти с домом, детством, и счастьем. Нет ничего честнее и подлиннее домашнего хлеба. Однако многие не берутся печь хлеб дома только потому, что считают процесс его замеса слишком сложным. Словно для таких людей, технологи придумали «хлеб без замеса». Липкое тесто не надо месить руками. Клейковина в таком тесте развивается не за счет механической обработки, а за счет длительного брожения, сама по себе», -делится рецептом пекарь Наталья Гиря

Ингредиенты:

  • Мука пшеничная хлебопекарная 1 сорт (если нет 1 сорта - замените высшим) - 300 гр.,
  • мука пшеничная цельнозерновая (молотая из целого зерна, с отрубями) - 100 г,
  • вода - 300 г,
  • соль - 8 г,
  • дрожжи хлебопекарные прессованные - 3 гр. (если сухие активные - 1 г, или 1\4 чайной ложки), еще лучше - натуральная закваска на хмеле и др., которую можно взять у профессионального пекаря.
Точное количество ингредиентов взвешиваем на весах, и они должны быть комнатной температуры.

Муку, просеянную через сито, смешиваем в миске, добавляем сухие дрожжи и перемешиваем, затем добавляем соль и воду. Не сыпьте соль на дрожжи, они могут погибнуть полностью или частично. Если дрожжи прессованные, то нужно развести их в 300 граммах воды. Деревянной лопаткой или ложкой перемешиваем спокойно, с удовольствием все ингредиенты до однородного состава. Тесто получится достаточно влажным, не гладким. Это - нормально. Накрываем его крышкой или пленкой, чтобы сверху не образовалась сухая корка, и оставляем бродить при комнатной температуре 3-4 часа.

Когда тесто поднимется, достаем его, округляем в шар, укладываем в смазанную растительным маслом форму. Лучше, если она будет с толстыми стенами, но для пробы подойдет и разовая форма из алюминиевой фольги, которые продаются в супермаркетах. Накрываем форму с тестом пленкой и вновь оставляем на 1-2 часа, пока тесто не поднимется до краев. Когда оно подошло, то в течение 15-20 минут на максимальном режиме разогреваем духовку, а затем на ее дно ставим емкость с горячей водой (примерно 100-150 мл), чтобы вначале выпечки образовался пар, который поднимет тесто. Форму с тестом ставим на лист или решетку.

Пока мы проделываем эти манипуляции, температура в духовке резко упадет, поэтому еще пять минут мы держим максимальную температуру, а затем убавляем до 200 градусов, коротко проветриваем духовку от пара, и удаляем емкость с водой, после чего печем от 25 до 35 минут хлеб до готовности. От подгорания спасет лист фольги. Когда между хлебом и формой появится зазор в 2-3 мм, то хлеб уже испекся, и его пора вынимать. Готовый хлеб в руке легкий, а низ горячей буханки, если постучать по ней деревянной ложкой издает «пустой» звук. Хлеб кладем на решетку, и через 30 минут накрываем его чистым полотенцем и даем остыть еще полчаса. Резать и есть хлеб лучше после того, как он полностью остынет, только тогда он окончательно дозреет. Чем хорош этот хлеб? Его удобно делать в выходной день, когда вы дома. Он очень ароматный, вызревший, мякиш его не сухой, с легкой кислинкой.

Спас - традиционный праздник древних славян, который вобрал в себя некоторые языческие и религиозные составляющие. Первым, 14 августа, отмечают Медовый Спас или, как его еще называют, Маковея. Затем, 19 августа, Яблочный Спас, а в конце лета – 29 августа - Ореховый Спас. На сегодняшний день Спас стал праздником христианского народа.

Спас в 2018 году - когда и как празднуют три Спаса в Украине, когда начинается Успенский пост и каких традиций важно придерживаться в эти дни, об этом и пойдет дальше речь в нашем материале.

Медовий Спас или Маковый Спас (Маковея)

Маковей от имени семи мучеников Ветхого Завета - Маковеев. Этот первый Спас празднуют 14 августа. Его еще называют Мокрым, или Спасом на воде. В этот день принято чествовать воду, печь пряники, пироги и блинчики с медом и маком.

Кроме того, существует поверье, что 14 августа, нельзя купаться в открытых водоемах, мол, злые силы могут утянуть под воду. В этот день освящают воду в колодцах и водоемах.

Существует примета: каким будет день первого Спаса, таким будет и третий – Ореховый.

Так же в этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Также празднования Медового Спаса связаны не только с религиозными событиями, но и с сельскими полевыми работами. Считается, что Первый Спас знаменует начало сбора урожая. Предки верили, что Медовый Спас – это конец лета и надо начинать приготовления к зиме. Существует поверье, что после Медового Спаса пчелы больше не несут мед. Именно в этот день пчеловоды доставали из ульев первые медовые соты и святили в церкви. Собранный в это время мед считался наиболее целебным.

Яблочный Спас

Второй Спас украинцы отмечают 19 августа. Его еще называют Средний или Большой. Но по традиции к празднованию Яблочного Спаса начинают готовиться за 2 недели. В этот период запрещается употреблять яблоки, особенно это касается женщин: считается, что в таком случае она принимает на себя грех Евы. Также не стоит отгонять и убивать насекомых. Существует примета, что если муха села на руку 2 раза, то это предвещание успеха и благополучия.

Наши предки верили, что в сам день Яблочного спаса все яблоки обретают особые чудодейственные свойства. Хозяйки святят все фрукты, готовят различные блюда с яблоками, делают заготовки на зиму. Считается, что желание, загаданное перед тем, как откусить яблоко, обязательно сбудется.

Еще одна примета в день Яблочного Спаса – если день сухой, то он сулит сухую осень, а дожди в этот день предвещают дождливую осень, ясное солнце говорит о суровой будущей зиме.

Кроме того, Яблочный Спас также совпадает с Преображением Господним. И еще в этот день начинают проводы лета.

Ореховый Спас

Последний, третий Спас празднуют 29 августа. Этот праздник также называют Холщовым Спасом и Хлебным Спасом. На это время приходится окончание жатвы, поэтому первый хлеб и пироги пекут из зерна нового урожая, затем его освящают и съедают всей семьей.

На последний Спас также припадает еще один великий религиозный праздник – Успение Пресвятой Богородицы.

С давних пор в народе считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Например, банный веник, изготовленный из орешника, способен вылечить человека от любых болезней.

Предки верили, что после третьего Спаса наступает осень.

Фото из открытых источников

В августе православные христиане празднуют три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты, на которые приходятся эти три праздника, из года в год остаются неизменными.

Поговорки:

Какой Второй спас, такой и январь.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

На Второй спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Считается, что в этот день все яблоки обладают целебными свойствами . А загаданные желания при откусывании плода обязательно сбываются. Поэтому их вместе с другими фруктами святят и готовят из них различные блюда. Также начинается подготовка заготовок на зиму.

Традиции в других странах

В Восточной Сербии хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику ; считалось, что чем дальше разлетались семечки из него, тем большим будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый "запиранием винограда".

Ореховый Спас (Третий Спас, Хлебный Спас)

29 августа

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву и пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому праздник и назвали Хлебным .

В это время также созревают лесные орехи и начинается их массовый сбор, с чем связано второе название .

В этот день принято было торговать холстами и полотнами. Дома выпекают хлеб из зерна нового урожая.

Поговорки:

Третий спас хлеба припас.

Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.

Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.

Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

Август - время трех праздников - Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.

МЕДОВЫЙ СПАС

14 августа - Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника - Спас - дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса - Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников - Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа - день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.

Постный рулет с маком

Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды - но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным - хлопчатобумажным или льняным - полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда - еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой - и приятного аппетита!

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

19 августа - день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник - Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях - как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник - в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах - груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети - по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях - в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.

Постный яблочный пирог

Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто - внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.

ОРЕХОВЫЙ СПАС

29 августа - день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас - хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен - значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато - орехов мало, если орехи уродились - хлеба недород.

Ореховый пирог

Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.

Галина Богометова

Газета ОРАКУЛ

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Лучшие статьи по теме