Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Фестиваль молодежи в ссср год. Исторические хроники









VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля.Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярным стал музыкальный хит "Если бы парни всей Земли":
Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой
Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч. /Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: Е. Долматовский/

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.
Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.
Из воспоминаний москвичей в статье журнала "Огонёк" "Дети фестиваля":
Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец». Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина
смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.
Как негативный фактор следует отметить, что в дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством. Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно -- постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к
девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.

Фестиваль молодежи и студентов в 2018 году будет юбилейным, двадцатым по счету. Традиция праздновать единение молодежи всех стран мира возникла в далеком 1947 году, и с той поры раз в несколько лет во многих городах планеты проходили фестивальные мероприятия, имевшие большое политическое, культурное и спортивное значение.

В 2017 году это грандиозное событие международного масштаба состоится в октябре в олимпийском городе Сочи, а вот решение, где будет проходить фестиваль в 2018 году, пока еще не принято. Организаторы мероприятия – Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов.

Фестиваль проводится нерегулярно, и может так статься, что юбилейный, XX фестиваль молодежи пройдет не в 2018 году, а позже.

История

Первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в 1947 году в Праге. Дважды этот культурно-спортивный форум левых молодежных движений – в 1957 и 1985 годах – собирался в Москве. Фирменный логотип-цветок и девиз «За мир и дружбу» стали символами самых значимых событий в сфере молодежного движения в истории СССР.

Главными задачами мероприятия в послевоенные годы были борьба за политические права молодежи, мир во всем мире. В целом его характеризовали антиимпериалистическая направленность, пропаганда интернационализма.

С каждым годом количество участников росло: московской фестиваль 1957 года принял 34 тысячи человек из 130 стран.

Вначале мероприятия проходили раз в два года, но постепенно перерыв между ними стал увеличиваться до нескольких лет. В конце 1980-х годов с развалом СССР и крахом социализма в государствах Восточной Европы фестиваль не проходил долгих восемь лет. Однако в середине 1990-х фестиваль был возрожден и вновь стал крупным международным событием.

Традиционно в программу фестивалей входят:

  • торжественный парад делегаций;
  • политические семинары и дискуссии;
  • конференции;
  • спортивные состязания;
  • концерты;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • культурные празднества.

Как попасть на фестиваль, его участники

Для того чтобы стать участником необходимо зарегистрироваться на его сайте, быть молодым человеком от 18 до 35 лет и принадлежать к какой-либо категории:

  • представителям молодежных общественных организаций;
  • творческой и спортивной молодежи;
  • молодым инженерам и IT-специалистам;
  • лидерам студенческого самоуправления;
  • молодым ученым и преподавателям вузов;
  • лидерам молодежных организаций политических партий;
  • молодым предпринимателям.

Главные критерии отбора: активная жизненная позиция, участие в общественной и политической жизни страны, чувство причастности к судьбам мира.

Волонтерская деятельность

В организации и проведении последнего фестиваля значительную роль играют волонтеры. Тысячи добровольцев стремятся оказать посильную помощь в разных сферах деятельности молодежного форума:

  • в сопровождении гостей и участников фестиваля;
  • в проведении парада и других мероприятий;
  • в организации питания;
  • в предоставлении услуг переводчиков;
  • в встречах и проводах делегаций;
  • в обеспечении работы СМИ и многом другом.

К участию в работе Сочинского фестиваля будет привлечено более 7000 человек. Волонтерами могут стать люди старше 18 лет, знающие хотя бы один иностранный язык, стремящиеся получить новые знания и обрести новых друзей. Волонтеры – это не обязательно представители молодежи. Есть так называемые «серебряные» волонтеры – люди старше 50 лет.

Кроме россиян в работе фестиваля будут участвовать международные волонтеры. Для этого было подписано соглашение между российскими волонтерскими центрами и программой «Добровольцы ООН»».

Хронология

Год Место
1947 Прага, Чехословакия
1949 Будапешт, Венгрия
1951 Берлин, ГДР
1953 Бухарест, Румыния
1955 Варшава, Польша
1957 Москва, СССР
1959 Вена, Австрия
1962 Хельсинки, Финляндия
1968 София, Болгария
1973 Берлин, ГДР
1978 Гавана, Куба
1985 Москва, СССР
1989 Пхеньян, КНДР
1997 Гавана, Куба
2001 Алжир, Алжир
2005 Каракас, Венесуэла
2010 Претория, ЮАР
2013 Кито, Эквадор
2017 Сочи, Россия

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Эпоха оттепели проявила себя в праздничном оформлении города целым рядом интересных художественных явлений. Излишняя массивность и украшательство послевоенных лет уступили место простым, легким, функциональным решениям. На смену парадным портретам приходят декоративные панно и тематические композиции, изображения на них приобретают более условную обобщенно-символическую трактовку. Исчезает эклектика и тяжеловесная монументальность, огромное значение приобретает цвет, гамма чистых открытых тонов. К концу 1950-х годов появляются первые примеры решения оформительских комплексов в пространственном развитии, во взаимосвязи с городской средой и, прежде всего, архитектурными ансамблями. Одним из лучших примеров такого подхода к декорированию города стало оформление Москвы летом 1957 года, в дни проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

На время фестиваля весь город был превращен в гигантское театрально-выставочное пространство. Живописные панно, объемно-пластические конструкции, трансформирующиеся светокинетические устройства украсили улицы, парки и акваторию Москвы.

По Москве проследовал целый карнавальный поезд, состоявший из 120 подвижных декоративных установок, грузовых платформ, разноцветных автобусов, украшенных цветком фестиваля, флагами наций, пестрыми лентами и живыми цветами. Открывал это грандиозное шествие мотоциклетный эскорт знаменосцев, неся лазурные шелковые стяги с изображением белых голубей.


При создании праздничного убранства города прежде всего использовались «фирменные» фестивальные символы и эмблемы, ставшие лейтмотивом оформления столицы. Художником Константином Кузгиновым была разработана эмблема, получившая всемирную известность: пятилепестковый цветок — символ единства молодежи пяти континентов. Каждый континент получил свой цвет — красный, золотистый, голубой, зеленый и фиолетовый. На Всесоюзный конкурс по созданию эмблемы фестиваля было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. В одном из интервью Кузгинов сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу».
Особое внимание художники и архитекторы уделили оформлению центров торжеств — стадиона в Лужниках, ВДНХ, стадиона «Динамо», ЦПКиО им. Горького, площадей и набережных. К тому времени тенденция внешнего дорогостоящего украшательства уже сошла на нет, появились новые облегченные металлические конструкции, тонкие оболочные покрытия из синтетических материалов, ажурные объемы и плоскости. Все они нашли самое широкое и разнообразное применение в украшении фестивальной столицы.

Яркое зрелище представляло оформление московского бульварного кольца на тему литературных произведений, авторских и народных сказок — множество расставленных вдоль пешеходной части бульваров вырезанных по контуру, мастерски расписанных конструкций, живописных панно и объемно-декоративных установок.

Манежная площадь превратилась в дни Фестиваля в своеобразную "бальную залу" и вместе с тем в галерею, где экспонировались увеличенные копии рисунков Бориса Пророкова и плакаты на антивоенные темы. Здание гостиницы "Москва" украсило гигантское декоративное панно с изображением женщины в русском костюме, держащей хлеб-соль (художник Чингиз Ахмаров).

В оформлении городских магистралей важную роль играла архитектура малых форм. Декорированные фонари объединяли ритмическими повторами композицию праздничного убранства и подчеркивали уходящую в даль перспективу улиц или замкнутое пространство площадей. Яркими красочными пятнами входили в нее многочисленные ларьки, киоски, палатки, где продавали фестивальные сувениры и атрибуты карнавала. Такое оформление активно включалось в пространственное решение магистралей, по-новому его организуя и приближаю к человеческому масштабу. Гирлянды зелени, арки из воздушных шаров, световые потолки выделяли праздничные зоны, отличавшиеся особым богатством декора.

Тверской бульвар был оформлен на тему «Сказки народов мира» (художники С. Амурский, Е. Брагин, И. Дервиз, И. Егоркина, И. Лаврова, В. Никитин). Декоративные установки, расположенные на газонах бульвара, иллюстрировали сюжеты русских, французских, китайских сказок. Другие персонажи расположились на перекинутых через аллеи бульвара арках.

«Чудо-городок», созданный по проекту художницы Иды Егоркиной на одной из площадок Тверского бульвара, воспроизводил волшебные замки из китайских, индийских и европейских сказок.

«Русская литература» стала темой убранства соседнего Суворовского бульвара, даже именовался он на время фестиваля «Книжным бульваром». В самом начале, у Никитских ворот, была установлена огром ная стела в виде стопки книг, рядом находилось панно-диптих «Слово о полку Игореве» (художники А.Л. Орловский, М.А. Велижева, Е.Г. Козакова). Вдоль бульвара были установлены книжные киоски и огромные макеты книг с иллюстрациями к произведениям русской классической литературы, высокие колонны, сложенные из множества томов (художник Г. Ткачев).

Вблизи здания университета на высоком берегу Москвы-реки была установлена композиция архитектора-художника Игоря Покровского «Факел фестиваля». Конструктивное решение установки отличалось простотой и четкостью, а применение средств изобразительной метафоры позволило создать выразительный образ: пламя высокого факела как бы превращалось в символ мира — белого голубя с распростертыми в полете крыльями.

Арбатскую площадь украсил электрофонтан архитектора Николая Латышева (конструктор Т. Комиссаров, художники В. Коновалов, Т. Михайлов). Светодинамический каскад из электрических лампочек венчала декоративная фигура голубя мира, чашу фонтана по периметру декорировали флаги стран-участниц молодежного фестиваля. Тогда это было новаторским решением, не получившим, впрочем, дальнейшего развития. Только в наши дни идея электрофонтана как элемента праздничного оформления города пережила второе рождение.

Выполненное по проекту архитектора Вадима Макаревича оформление площади Белорусского вокзала строилось на цветовом контрасте флагштоков, ритмически расположенных по периметру площади. Мачты с разноцветными лентами и полотнищами сходились к центру - к голубю, державшему в клюве цветок. На фоне голубя выделялись фигуры юноши и девушки, приветствовавших участников праздника. Картинка кликабельна.

Иллюминация Центрального телеграфа обыгрывала символику Фестиваля — крупно фестивальная ромашка и рука сжимающая горящий факел в центральной части и множество мелких силуэтов голубя мира на боковых фасадах.

На улицах фестивальной Москвы встречались и выполненные в старых традициях натуралистические панно, устаревшие гирлянды и узоры, плакаты с трафаретными лицами. Но лучшие изобразительные решения показали непрекращающиеся поиски выразительных средств, интерес художников к синтезу декоративных элементов с архитектурой.

Праздничное убранство Москвы в дни Фестиваля преображало весь город. По улицам передвигались окрашенные в пять цветов фестиваля грузовики и легковые автомашины. Многие улицы в эти дни приобрели фестивальные названия — улица Мира, улица Дружбы, улица Счастья, улица Пятнадцати республик. Некоторые из них так и остались в городской топонимике.

Во время манифестаций, массовых встреч и спортивных состязаний над площадями и улицами Москвы в свете прожекторов реяли подвешенные к аэростатам огромные изображения фестивальной ромашки, герба Советского Союза и голубя мира.

В заключении покажу подборку эскизов праздничного оформления Москвы к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Многие из них не были реализованы.

Инициатором первого фестиваля, который прошел в Праге в 1947 году, стала Всемирная федерация демократической молодежи - своего рода комсомольского интернационала, объединявшего молодежные организации левого толка со всего мира.

Советский Союз активнее других стран поддерживал это мероприятие, которое должно было, среди прочего, усилить поддержку социалистических идей в разных странах мира. Тем не менее первые фестивали проводились не в СССР, а в дружественных ему странах Восточной Европы - Чехии, Венгрии, Польше, ГДР.

В СССР фестиваль приехал только в 1957 году, на пике хрущевской оттепели и попыток властей приподнять "железный занавес". Впервые за многие десятилетия в Советский Союз приехало столько иностранцев, причем не только из стран, близких идеологически, но и англичан, американцев, бельгийцев, французов.

Фестиваль длился всего две недели, но его влияние на советское общество и повседневную жизнь трудно переоценить. Впервые советские люди получили возможность свободно общаться с иностранцами, считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры. Брешь в "железном занавесе" действительно была пробита.

В последующие годы фестиваль проводился не только в странах соцлагеря, но, например, в Австрии и Финляндии.

В 1985 году фестиваль вернулся в Советский Союз. Праздник посетили знаменитые личности: президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, певец Дин Рид, Боб Дилан, на концертных площадках выступали Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, София Ротару, группы "Машина времени" и "Интеграл", "Земляне", "Цветы", "Самоцветы".

1990-е стали не лучшим временем для фестивального движения. Распад социалистического лагеря в Европе сильно повлиял на все "левое" движение. С формальным окончанием холодной войны бороться "за мир и дружбу" стало вроде бы неактуально. В результате, за все десятилетие состоялся лишь один фестивали – в Гаване в 1997 году.

В следующее десятилетие менялась политическая обстановка в мире, активизировалось и молодежное движение. В "нулевые" фестивали прошли в Алжире (2001 год), Каракасе (2005) и Претории (2010). Последний на данный момент молодежный слет принимала столица Эквадора Кито в 2013 году.

В октябре 2017 года фестиваль снова придет на российскую землю: на сей раз принимать праздник будет не столица, а южный Сочи. Среди гостей будут представители НКО, молодежь, достигшая успехов в науке, творчестве, спорте, педагогике, IT, политике, лучшие представители студенчества, соотечественники и иностранцы, интересующиеся российской культурой.

Как изменился символ Фестиваля молодежи за 60 лет

Ромашка с разноцветными лепестками стала эмблемой еще фестиваля 1957 года. С течением времени она трансформировалась, но ее облик все так же узнаваем.

Эмблему фестиваля 1957 года выбирала специальная комиссия - был объявлен всесоюзный конкурс, в котором мог принять участие любой желающий.

«Дачный» цветок

В финал конкурса попали 300 эскизов, которые были присланы со всей страны, но жюри остановило свой выбор на рисунке московского художника-графиста Константина Кузгинова. В его работе специалистов привлекало сочетание простоты исполнения и уникальности - всем понятная ромашка с разноцветными лепестками, глобусом посередине и лаконичным девизом "За мир и дружбу" прекрасно передавала идею фестиваля, была яркой и запоминающейся.

"Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов" - вспоминал художник в одном из интервью.

Еще одно достоинство эмблемы Кузгинова - в его ромашке не было сложных деталей, наличием которых "страдали" эскизы конкурентов. Ведь при уменьшении масштаба, например на значке или на марке, терялся бы смысл эмблемы.

Цветок настолько полюбился участникам и организаторам фестиваля, что в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи выбрал ромашку Константина Кузгинова как постоянную эмблему для всех последующих мероприятий.

На XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве 1985 года ромашка почти не изменилась: те же разноцветные лепестки, только в сердцевине, на фоне глобуса, вместо слогана "За мир и дружбу" теперь красовался профиль голубя - символа мира.

В октябре 2017 года в Сочи пятицветная ромашка снова украсит Международный фестиваль молодежи и студентов, уже девятнадцатый по счету. Спустя 60 лет эмблема праздника осталась почти такой же: цветок, в центре которого изображены глобус и голубь мира.

Голубка Пикассо

Помимо эмблемы-ромашки у каждого фестиваля был и свой символ. В 1957 году им стала белая голубка с оливковой ветвью в клюве руки Пабло Пикассо. Он нарисовал его к I Всемирному конгрессу сторонников мира, который состоялся в 1949 году в Париже. Сам художник впоследствии в своих работах сотни раз интерпретировал образ белой голубки и даже назвал именем Палома (что на испанском означает "голубь") свою младшую дочь. С тех пор голубь стал постоянным атрибутом молодежного праздника.

Символом следующего Фестиваля молодежи, проведенного в Москве в 1985 году, стала Катюша - девочка в русском народном красном сарафане и кокошнике, который образовывали лепестки фестивальной ромашки. Эта идея пришла в голову молодому художнику Михаилу Веременко за полгода до начала праздника. Образ ребенка автор выбрал не случайно: он олицетворял мирное будущее - по признанию автора, лицо Катюши он списал со своей двухлетней племянницы. В руках у девочки вновь появился полюбившейся всему миру голубь - знак того, что молодое поколение не будет воевать. Катюша была очень популярна: деревянные, оловянные, бумажные куклы продавались повсюду и были в доме почти каждой московской семьи, а имя Екатерина стало в тот год одним из самых популярных для новорожденных девочек.

Гимн фестиваля:"Эту песню не задушишь, не убьешь!"

Главной песней Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 1947 года стал "Гимн демократической молодежи мира" советских авторов Анатолия Новикова и Льва Ошанина.

Анатолий Новиков написал музыку в середине 40-х годов под впечатлением от новости о расстреле студентов Афинского университета во время гражданской войны в Греции.

Впервые песня прозвучала 25 июня 1947 года во время открытия I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Она так полюбилась слушателям, что стала постоянным гимном форума.

Позже поэт Лев Ошанин вспоминал: "С этим гимном связано самое сильное переживание, которое только может выпасть на долю композитора или поэта, написавшего песню. Я помню, как в Берлине в 1951 году на заключительном митинге фестиваля стоял миллион человек. И когда кончился митинг, весь этот миллион на разных языках запел нашу песню. Люди вскинули кверху руки, сплели их, и как бы в такт песне раскачивалась площадь. Можете представить, что я тогда испытывал? Это радостно, что есть песня, которая объединяет людей".

Текст гимна очень точно передавал дух и идею праздника: в нем говорилось о стремлении молодежи к миру, вспоминался трагический опыт пережитой недавно войны. Строчка припева "Эту песню не задушишь, не убьешь!" стала крылатой.

Место проведения Фестиваля

Сочи станет 17-м городом, который примет Фестиваль. Но впервые в истории фестивального движения его мероприятия пройдут, по сути, по всей стране.

Первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов провели в 1947 году в Праге. С тех пор праздник состоялся 18 раз в разных уголках мира, на разных континентах: в Европе, Африке, Южной Америке. Дважды фестивали принимали Москва, Гавана и Берлин, по одному разу - Прага, София, Каракас и многие другие города.

В 2017 году основным местом проведения форума станет Сочи, куда съедутся около 20 тысяч гостей. Главные мероприятия Фестиваля состоятся в Олимпийском парке, а церемонии открытия и закрытия - в ледовом дворце "Большой".

Перед официальным открытием праздника в столице также пройдет приветственный парад-карнавал - студенты вспомнят знаменитые московские Фестивали 57-го и 85-го годов.

Впервые за историю проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, помимо основной программы, в 15 городах России будет работать еще и региональная: ее гостями станут две тысячи иностранцев, которые смогут лучше познакомиться с культурой и традициями российских народов. Таким образом, праздник охватит страну от Калининграда до Владивостока, от Санкт-Петербурга до Севастополя.

Влияние фестиваля на культуру и искусство

Мало какое культурное событие так повлияло на настроения советской молодежи 50-х, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это событие открыло таких молодых артистов как Нани Брегвадзе, Эдита Пьеха, о Фестивале упоминается в фильме с Людмилой Гурченко в главной роли "Девушка с гитарой", в кинотеатрах Москвы в те дни были представлены 125 картин из 30 стран мира, в том числе советский фильм Александра Зархи "Высота" и французская картина Жака-Ива Кусто "Мир тишины".

VI Фестиваль молодежи и студентов в СССР заметно повлиял на вкусы и культуру молодежи: стал популярным джаз и рок-н-ролл, был дан мощный толчок современной живописи и скульптуре, изменилась мода - вошли в моду джинсы, брюки-бананы, кеды и кроссовки. Взбодрились почти исчезнувшие к тому времени стиляги. Девушки очень внимательно следили за тем, как были одеты иностранки, даже зарисовывали модели их платьев и потом либо сами шили похожие, либо делали заказы в ателье по этим эскизам.

В 1985 году Советский Союз был интегрирован в мирровую культуру куда больше, чем в 1957-м. На фестиваль приехал, в частности, американский рок-певец Боб Дилан. Правда, публика его немного удивила.

Дело в том, что он выступал в рамках Вечера мировой поэзии, который за день до официального открытия фестиваля организовали Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. Последний вспоминал, что "вечер поэзии особо не афишировался - на тех плакатах, что встречались в городе, был заявлен просто факт поэтических выступлений, но не называлось никаких имен". Как результат - полупустой зал, неприятно поразивший Дилана.

Евтушенко позже вспоминал, что американский певец ушел со сцены "чуть ли не в слезах", после чего Вознесенский "забрал его к себе на дачу в Переделкино, отпаивал чаем, успокаивал".

Впрочем, после этого был концерт Дилана в Тбилиси, где его приняли восторженно.

На площадках Москвы в те дни выступали немецкий рок-музыкант Удо Линдеберг советские артисты Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, Михаил Муромов, группы "Машина времени" и "Интеграл". В столице работали десятки танцплощадок - именно в дни праздника Москву захлестнула "дискотека 80-х".

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года

Праздник прошел на пике хрущевской оттепели и впервые за годы советской власти смог приподнять "железный занавес"

Для того чтобы принять участие в Международном фестивале молодежи и студентов 1957 года, в Москву съехались 34 тысячи иностранцев из 131 страны мира.

Для события специально придумали эмблему - цветок, лепестки которого по замыслу автора, московского художника-графика Константина Кузгинова, символизировали пять континентов. А в качестве символа выбрали белую голубку с оливковой ветвью в клюве - работы Пабло Пикассо.

Москва, готовясь к фестивалю, изменилась. Специально к празднику 1-ю Мещанскую улицу переименовали в проспект Мира, открыли роскошную гостиницу "Украина", на улицах появились венгерские "Икарусы", закупленные для перевозки иностранных гостей, в Лужниках построили огромный стадион, на котором состоялось торжественное открытие фестиваля. Впервые за историю советской власти стал доступен для посещений Кремль, а в Грановитой палате организовали бал.

Иностранцы в СССР перестали быть экзотикой, уже в 1960 году в Москве был основан Университет дружбы народов.

Считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры, чему способствовала среди прочего прошедшая в парке имени Горького выставка художников-абстракционистов с участием американца Джексона Поллока. Брешь в "железном занавесе" была пробита.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года

Московский форум 1985 года стал двенадцатым по счету и вторым, проведенным в Советском Союзе. По размаху он уступал форуму 1957 года, но тоже стал ярким событием.

Торжественное открытие XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов состоялось, как и в 1957 году, на столичном стадионе "Лужники". Фестивальный факел зажег от Вечного огня у стен Кремля военный летчик Иван Кожедуб, а на стадион его доставили слесарь-сборщик Павел Ратников и дочь первого космонавта планеты Галина Гагарина.

Праздник проходил под лозунгом "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу". По сравнению с фестивалем 1957 года он оказался более представительным (157 стран против 131), но менее массовым - на этот раз в Москву приехало 26 тысяч человек, тогда как на предыдущем фестивале было 34 тысячи.

Эмблемой XII ВФМС стала созданная еще в 1957 году ромашка с разноцветными лепестками, символизирующими пять континентов. Однако в сердцевине цветка на фоне глобуса вместо надписи: "За мир и дружбу" теперь было помещено графическое изображение голубя - символа мира. Автором обновленной эмблемы стал художник Рафаэль Масаутов. Талисманом фестиваля была "Катюша" - улыбающаяся девочка в русском народном сарафане и кокошнике.

Подготовка

С такой тщательностью готовились разве что к Олимпиаде-80: накануне события Москва стала закрытым городом для обычных граждан, не имеющих столичной прописки. Попасть сюда можно было только в составе официальных делегаций. Допуски на мероприятия фестиваля тоже имели градацию: рядовой студент мог попасть только на общие вечера, танцплощадки, в кинотеатры и на лекции в домах культуры. На церемонии открытия и закрытия попадали лишь избранные гости.

Восемь дней дружбы

Фестиваль 1985 года был менее продолжительным, чем в 1957-м: всего восемь дней. На это время Москва превратилась в культурную и спортивную площадку, на которой проходили концерты музыкантов и певцов, состязания спортсменов и мастер-классы художников, массовые гуляния.

В те дни в столице выступали певцы Удо Линденберг, Дин Рид, Валерий Леонтьев, Лариса Долина и Екатерина Семенова, группы "Интеграл" и "Машина времени". Чемпион мира Анатолий Карпов и шахматисты из Венгрии, Колумбии, Португалии и Чехословакии дали сеанс одновременной игры на тысяче досок. Были организованы многочисленные встречи студенческих организаций, семинары, дискуссии, круглые столы.

Праздник космополитов

Несмотря на то, что на фестиваль съехались люди разных национальностей, верований и политических взглядов, на празднике царила очень дружелюбная атмосфера. Шутливое выражение "Мир, дружба, жвачка!", родившееся как раз на фестивале молодежи, в те дни как нельзя лучше отражало настроение его гостей.

Владимир Янис в 85-ом был студентом РУДН и участвовал в праздничных выступлениях с коллективом однокурсников из Латинской Америки. Особенно ему запомнилось выступление на ВДНХ: тогда он впервые увидел своего кумира - американского певца Дина Рида.

"Я помню, как он вышел на сцену, уставший, немного грустный. Но вдруг что-то будто зажглось у него внутри, и весь зал через мгновение был в его власти, - вспоминает Владимир. - Это были чудесные дни! Потом, после выступлений, мы бродили по Москве до трех часов ночи, народу в центре было много, то и дело на улице слышалась иностранная речь".

В Москве в те дни было много знаменитых гостей. Перед участниками выступил президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, а посланцем доброй воли фестиваля стала "советская Саманта Смит" - пионерка Катя Лычёва.

Церемония закрытия фестиваля потрясла гостей пышностью и размахом: танцы нескольких сотен артистов, живые панно с символикой фестиваля, грандиозный салют попали в новостные хроники самых известных изданий мира.

После завершения основной программы фестиваля, с 3 по 16 августа 1985 года, в "Артеке" состоялся международный детский праздник "Салют, мир! Салют, фестиваль!"

Лучшие статьи по теме