Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Презентация на тему: "Музыкальный руководитель не профессия, а призвание". Эссе "я - педагог"

Павловой Екатерины Александровны

«Почему я педагог…»

«…И каждый день, как на премьеру

вхожу в притихший детский сад.

Иду сюда не для карьеры -

здесь каждый мне ребёнок рад!

Быть в гуще радостных событий…

И так на протяженье лет …

Судьба моя - ребячьи души!

Нет лучшей доли на земле…»

Я не знаю, кто автор этих прекрасных, отражающих суть моей профессии строк. Однажды, в детстве, идя мимо музыкального зала с прогулки, я услышала, как цитирует эти строки Комарова Юлия Павловна, музыкальный руководитель детского сада, который я посещала. Человек эмоциональный, чувственный, инициативный, с огромным запасом творческих идей. Её занятия и праздники надолго оставались в памяти детей и их родителей. Юлия Павловна, неведомо для себя и для меня, сыграл особую роль в моей жизни. С тех пор, отвечая на популярный для каждого ребёнка вопрос взрослых «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я отвечала: «Я хочу быть Юлией Павловной!». Тогда мне было пять лет. В шесть лет мои родители записали меня в музыкальную школу. Училась я там семь лет по классу скрипки. Дополнительно я играла на фортепиано, пела в хоре, участвовала в струнных ансамблях и оркестрах. От всех моих успехов и достижений я и мои родители испытывали непередаваемую радость и удовлетворение результатами. Музыкальную школу я закончила с отличием. Вскоре, после окончания одиннадцатого класса школы, я решила поступать в педагогический колледж. Вроде бы тогда было очевидным то, что я подам документы на музыкальное отделение, но случилось непредсказуемое. В силу особенностей возраста, возникшие противоречия внутри себя, желание попробовать себя во всём направили меня в двери дошкольного отделения. Я успешно прошла конкурс и с удовольствием училась. Во время прохождения практических занятий в детском саду я написала такие стихи:

…И сегодня понимаю,

И Вам всем я расскажу,

Что, хоть это и не просто,

Подход я к детям нахожу.

Мы рисуем и играем,

На концертах выступаем.

Очень рада я друзья -

Воспитанникам нравлюсь я…

…Я работаю успешно

И признаюсь Вам, друзья,

В нашем деле без улыбки

Ну, совсем никак нельзя.

И родителям всем нужно

Добрым словом угодить,

И детишкам, хоть ругая,

Никогда не нагрубить…

Но музыка меня не покидала. Моё фортепиано дома никогда не оставалось без внимания. Во время домашних праздников, вечеров встреч с родными мои музыкальные зарисовки всегда оставались главной составляющей этих событий. Особенно мне нравилось исполнять романсы с моей мамой, которая является лауреатом конкурса «Романса голос осенний…».

По окончании педагогического колледжа я стала работать по специальности «Воспитатель». На музыкальных занятиях, утренниках, развлечениях всегда слегка завидовала роли музыкального руководителя в этих видах деятельности детей. Хотелось сказать «Я тоже это знаю…», «И я так могу сыграть…», «Позвольте, я составлю сценарий…»…

В то время я заочно получила высшее педагогическое образование, что помогло мне более полно и глубоко понять психологические особенности детей, но музыка, по-прежнему сопровождала меня: веселила, успокаивала, побуждала к размышлениям. И я поняла, что моя детская мечта не покидает меня.

Теперь я - музыкальный руководитель и должна быть для детей волшебницей, дать им то, чего они ждут. А в детстве все ждут волшебство, сказку. Каждый день, видя восторженные глаза малышей, я осознала, что не имею права отнимать ожидание чуда этих преданных созданий. И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап становления меня как «волшебницы», ведущей в сказку.

Я стала учиться, вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Искренне, без обмана. К сожалению не дано взрослому человеку искренне, как ребенку, верить, любить и понимать. Где как не в детском саду взрослый человек сможет вновь встретиться с Детством. Такие встречи дают мне возможность смотреть на мир, как ребенок, забывая о повседневной суете и проблемах.

Огромное счастье видеть счастливые лица детей, на музыкальных занятиях, когда через сказку, игру они начинают понимать язык музыки, знакомятся с новыми понятиями, такими как «жанр», «тембр», «ритм». На развлечениях и праздниках они искреннее радуются от всего происходящего, так, что любой взрослый может позавидовать. Музыкальный руководитель - это педагог - универсал. Он одновременно музыкант и певец, скульптор и чтец, сценарист и режиссёр - постановщик, художник и хореограф.

Под волшебные звуки музыки дети выражают себя, свое внутренне состояние молча… без слов, лишь движениями. Один взмах - и вот полетела прекрасная птица счастья… Второй взмах - подул легкий ветерок… Раз шажок, два шажок и продолжается удивительное, загадочное путешествие по миру музыки. Это танец… Красота… Слияние тела, души и музыки. Да и какой утренник без яркого, зажигательного танца!

С уверенностью можно отметить, что именно музыкальный руководитель побуждает и направляет детей к творческому началу, результатом которого в дальнейшем станет желание творить и мыслить самостоятельно. Два простых слова «музыкальный руководитель» несут глубокий смысл. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый; «руководитель» - подающий руку, ведущий в неизведанное и прекрасное…

Все дети индивидуальны, каждый из них уникален и нужно найти ключик к каждому. Моя работа творческая, это постоянное перевоплощение из одного образа в другой. В зависимости от обстоятельств музыкальному руководителю приходится выступать в разных ролях: то эколог, то архитектор, то спасатель, врач. Он и учитель, который все знает и всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Я думаю, что смогу сделать многое, чтобы в будущем оценили не только меня, но самое главное, моих воспитанников. Здесь хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.».

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно. Я считаю, что музыкальный руководитель в детском саду должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям. «Если не любить, то не имеешь права воспитывать» - говорил великий педагог Г. Песталоцци. Любовь к детям - это любовь к каждому ребенку без исключения.

Знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя - это бесконечное путешествие в два прекрасных мира - Мир музыки и Мир ребёнка, и очень хочется это чудесное путешествие продолжать!

И пусть я не стала знаменитой певицей или балериной, но для большого количества детей я стала «Волшебницей». Сейчас я могу с чувством гордости и уважения к себе сказать: «Я - музыкальный руководитель в детском саду!».

«Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?»

Ж.Ж. Руссо

Эссе на тему «Мой выбор»

участника муниципального конкурса «Эстафета педагогического мастерства» среди специалистов дошкольных образовательных учреждений

Сидоровой Татьяны Владиславовны, музыкального руководителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад»

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

крыльями, способствует полету воображения;

музыка придает жизнь и веселье всему существующему…

Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Платон

Преподавателем музыки я мечтала стать с детства: всех своих подруг познакомила с нотной грамотой и учила играть на фортепиано. Сколько я себя помню, я всегда развивала организаторские способности: организовывала массовые игры во дворе, агитировала знакомых и друзей участвовать в различных конкурсах и фестивалях, а также все лето проводила в пионерском лагере. Но, не смотря на все это, мой путь к профессии музыкального руководителя был долгим, хотя педагогика сопровождала всю мою жизнь: я работала учителем музыки в школе, а затем и в ДШИ. Практика была полноценной: я освоила все тонкости ремесла.

Не знаю, были ли это происки судьбы, семейные обстоятельства (рождение сына) или зов сердца, но вот я - музыкальный руководитель в детском саду. Я вспоминаю, как меня всегда пугала мысль: «Как страшно нести ответственность за такое количество маленьких детей?». Но, на удивление: все было не так страшно. Я не думала, что мне будет так комфортно в окружении малышей. Я с легкостью влилась в коллектив, чувствуя поддержку от коллег.

Каждый день, приходя на работу, я вижу детские горящие глаза, которые ждут от меня праздника, сюрприза, сказки. Я из тех людей, которые считают, что жизнь - движение, и нужно идти вперёд, ничего не боясь: мне хочется, чтобы мои воспитанники приходили ко мне на занятие, ловили каждое моё слово, следили за каждым моим движением, слушали меня с широко распахнутыми глазами. А этого добиться не так уж просто: нужно очень много знать, много читать, искать, отвергать ненужное, снова находить. А самое главное, надо много работать над собой. Профессия музыкального руководителя требует колоссального труда: иногда приходится забыть о себе, своей личной жизни, и полностью посвятить себя творчеству и детям. Для меня каждый день начинается не с утра, а с позднего вечера, когда после очередного рабочего дня, закончив все домашние хлопоты, я приступаю к планированию работы на следующий день: атакуя Интернет, просматриваю множество танцев, слушаю бесконечное количество песен, составляю подходящую игру, проигрываю мысленно каждое занятие.

Мои воспитанники подрастают, поступают в ДШИ и различные творческие объединения, музыка воодушевляет и вдохновляет их по-прежнему - значит, мои труды не были напрасны. И я не зря отдала предпочтение этой профессии.

Музыкальное занятие в детском саду. Наш музыкальный руководитель Ирина Николаевна совершенно необыкновенный человек. Очень красивая, добрая, романтичная, с прекрасным голосом. А как она играет на фортепьяно! Её пальцы виртуозно скользят по чёрно-белым клавишам, и у меня захватывает дух!

Так рождается моя мечта - стать музыкальным руководителем.

Сентябрьское солнечное утро. Наш 2 «а», классный час. Нина Матвеевна говорит о своём педагогическом пути, о мечте стать учителем начальных классов. Я слушаю её, затаив дыхание. Она заканчивает свой рассказ словами: «Счастлив тот человек, кто становится в жизни тем, кем с детства мечтал стать. Поэтому я счастлива!». Эти слова навсегда западают мне в душу.

Позже, когда я решаю стать… химиком, в сознании надсадно мелькает мысль: «Значит, я не смогу сказать, что я счастлива?»…

Волею судеб и благодаря моей маме детской мечте всё же суждено было сбыться - я стала музыкальным руководителем детского сада. И сейчас, спустя много лет, я часто наблюдаю, как детский восторженный взгляд задерживается на моих руках, скользящих по клавишам. И может быть, именно в этот момент какой-то ребёнок делает для себя открытие?!

На мой взгляд, в общении с музыкой ребёнок открывает для себя целый мир, пусть пока неизвестный ему и непонятный. Разве не открытие - услышать в музыке Чайковского трели жаворонка и увидеть это чудо в голубом небе? Разве не открытие - услышать в тревожной музыке Грига устрашающих гномов в пещере горного короля и увидеть их, коварных, злых, но боящихся солнечного света? Разве не открытие - услышать в музыке Мусоргского забавных, ещё невылупившихся птенцов, восторженно передавая их незатейливые движения, и увидеть этих цыплят - маленьких, смешных, забавных. И ещё много-много открытий сделает для себя дошкольник благодаря музыке, ведь её возможности безграничны!

О музыке можно говорить бесконечно. Она бывает грустной и печальной, радостной и восторженной, нежной и торжественной, с призывом к великим делам! Но какая бы музыка ни звучала, бесспорным остаётся одно - она способна влиять на разум, сознание и умы человечества!

Часто перечитываю афоризмы и высказывания знаменитых людей и понимаю, как точно они сумели заметить и передать в словах все тонкости воздействия музыки на человека, на его душу. Так, ещё древнегреческий философ Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи». И это бесспорная мудрость человека, понимающего великую силу музыки! Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств». Именно в процессе восприятия музыки могут рождаться такие чувства, как восторг, воодушевление, радость, настороженность, жалость. А для ребёнка это могут быть чувства ещё неведомые, не пережитые - напряжение, волнение, сопереживание. Какая же ответственность лежит на тех, кто вводит детей в этот мир… Эта ответственность лежит и на мне. На уроках музыкальной литературы в музыкальной школе я постепенно познавала те чувства, которые рождались благодаря музыке. Неизгладимые впечатления произвела на меня «Лунная соната» Бетховена, и новое для меня на тот момент чувство - чувство трагической остроты, эмоциональной напряжённости - вызвало эмоциональный отклик, глубокие душевные движения!

Наш современник поэт А. Забелин как-то сказал: «Нет музыки прекраснее на свете, чем та, которая звучит в сердцах людей». Думаю, слова эти имеют более глубокий смысл, чем, кажется на первый взгляд. Ведь если в сердце человека звучит волшебная музыка, значит, от него исходит добро, радость и счастье. И даже в минуты скорби, если в чьём-то сердце будет музыка печали и боли, она тоже прекрасна и искренна! Ведь недаром во все времена музыка, песня сопровождали человека в разные периоды его жизни - младенцу пели колыбельные, работу облегчали трудовые песни, обрядовые песни служили основой для многочисленных ритуальных действий- прославления таинственных сил природы.

Как правы те, кто утверждают, что детей надо оберегать от воздействия тяжёлых ритмов и дисгармонии. Перефразируя слова А. Забелина, я бы сказала: «Нет музыки прекраснее на свете, чем та, которая звучит в сердцах детей!». В этой фразе заключаю главную свою задачу в работе и общении с детьми - ввести их в увлекательный мир, познакомить с творчеством великих композиторов, чья музыка подарит детям прекрасные мгновения душевных переживаний, раскроет неведомые чувства, оставит добрый свет мелодий в их сердцах.

И снова всплывают в памяти слова моего учителя: «Счастлив тот человек, кто становится в жизни тем, кем с детства мечтал стать!». Поэтому о себе я могу сказать точно - я счастлива!

Название: Эссе музыкального руководителя детского сада «Моя педагогическая философия»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ № 109
Месторасположение: г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Эссе «Я - педагог»

«Музыка сердца»

В наше время нечасто случается размышлять вместе с музыкой в такт,

Ведь дела поважнее встречаются. Кто мне скажет, что это не так?

Прозой жизни порой называется кутерьма нашей сложной работы,

Но всему вопреки пробуждаются тихой музыки светлые ноты.

А по сути, поэзия - это если рядом поют малыши,

И звучат, как приветы из детства, струны юной, открытой души.

О. Вартанян

Своё размышление о предназначении педагога начинаю со слов известного музыковеда Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Энштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Именно занятия музыкой помогли мне идти по пути творчества, целеустремлённости, добиваться успехов в профессии, правильно выбрать которую - значит найти свое место в жизни. Оглядываясь назад, вспоминаю «педагогический» привкус материнского молока, поющего на сцене Дома культуры папу, волшебные руки музыкального руководителя детского сада, погружающего меня в чарующий и таинственный мир музыки.

Поэтому после окончания музыкальной и общеобразовательной школы, получив свидетельство со всеми «пятёрками», я не задумывалась, куда мне поступать, я шла к своей мечте, несмотря на недоумённые взгляды и возгласы своих одноклассников: «С твоими оценками и в педагогику?» Закончила педагогическое училище, Вятский государственный педагогический университет. Прошли годы, и теперь я сама пытаюсь донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного музыкального мира.

Я - музыкальный руководитель детского сада! Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать универсальный язык человечества - музыкальную речь, интонацию… Воспитание музыкой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Выбранная мною профессия обладает своей неповторимой спецификой. Считаю, что среди необходимых качеств, которыми должен обладать педагог, любви к детям и к своей профессии, особое значение имеет умение примером собственного отношения к музыкальному творчеству увлекать детей, поддерживать в них желание творческого самовыражения. Я всегда понимала, что должна развивать в себе креативные качества, позволяющие находить нестандартные подходы и к поиску новых методов и приемов, и к применению на занятиях имеющегося музыкально-педагогического опыта.

От интереса ребенка я протягиваю ниточку к его развитию. Интересы, потребности детей побуждают меня находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка. Моя задача, выявляя природные задатки каждого ребенка и на их основе развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность.

Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать больше. Учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей, «…размышлять вместе с музыкой в такт…» В процессе совместной музыкальной деятельности даю детям возможность созерцать искусство с близкого и далёкого расстояния, возможность познавать самих себя через познание многообразия музыки. И в этом мне помогают мои инструменты - музыка и собственный голос.

Звук человеческого голоса и живая музыка действуют благотворно на дошколят, заставляют наши сердца биться в унисон, ведь сила музыки фантастична. Она заставляет плакать, смеяться, размышлять и переживать, творчески мыслить. Человек, по-настоящему любящий музыкальное искусство, становится добрее, терпимее, мудрее. Он чуток и лоялен, искренен и открыт в своих чувствах, любит и понимает близких людей и окружающий его мир.

В процессе совместного пения дети овладевают навыками правильного дыхания, а это можно расценивать как занятия дыхательной гимнастикой. Физическое здоровье соединено с духовным, их объединение очень важно для человека. Чем больше маленькие дети поют, тем больше нравственно здоровой и талантливой молодёжи, тем выше уровень музыкальности общества, а вместе с тем и культура страны.

Музыкант, педагог, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор - вот как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания моим детям.

Моя главная задача - заглядывая в туманную даль будущего, действовать сейчас, в направлении, которое видно. Счастливое детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни и моей профессии. От него зависит, каким человеком станет повзрослевший малыш. Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о тонкой детской психике, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений, чтобы в них «…звучали, как приветы из детства струны юной, открытой души».

Музыкальный руководитель! Какая удивительная профессия!
Хороший музыкальный руководитель в детском саду – это доброжелательная атмосфера, счастливые дети; радость и детей, и взрослых от совместных переживаний на праздниках, развлечениях, нетрадиционных занятиях, от активного взаимодействия в театрализованных играх, фольклорных действиях.
В детском саду невозможно работать без любви к детям. Я люблю своих дошколят. Люблю их восторженные глаза, их задорный смех, открытые улыбки, неподдельную любознательность. Люблю бойких и скромных, веселых и серьезных, самостоятельных и неуверенных, - всех тех, кому необходимо мое внимание.
Кто сказал, что быть музыкальным руководителем очень легко. Спел, станцевал, сыграл на музыкальном инструменте и на этом всё, вроде бы не так трудно, но есть много но. Что бы стать «продолжателем» прекрасного в мире музыки нужно пройти нелегкий труд. Освоить инструмент, научиться чувствовать музыку всей душой, выражать игрой на музыкальных инструментах чувства произведений их характер и содержание, рассказывать о музыке и это не весь перечень умений и знаний. А так как я являюсь музыкальным руководителем в ДОУ, то эта работа сложна в двойне.
Дошколята, очень пытливый маленький «народ», они требуют всего нового, интересного и эмоционального. При этом нужно самой стать ребенком и научиться выражать музыку на их «детском музыкальном языке», погрузиться в их детский мир переживаний и пониманий всего окружающего.
Но и у этих малышей, можно научиться многому и очень интересному.
Я молодой специалист и считаю что, успешный музыкальный руководитель это очень нелегкий труд. Ведь нужно быть не только исполнителем, но и режиссером, сценаристом, костюмером, организатором. Необходимо повышать свой уровень профессионализма, так как дети идут в ногу со временем, у них есть большая возможность получить знания из разных источников информации – это и телевизор, компьютерные технологии, радио, книги, общение со взрослыми и сверстниками, но большое влияние имеют компьютерные технологии и мне как музыкальному руководителю, а музыка не остановилась на Шопене и Бахе, и игре на музыкальном инструменте, необходимо использовать эти возможности, чтобы дети прониклись любовью к классической и современной музыке.
Я использую различную методику в процессе непосредственно образовательной деятельности. Это и вокалотерапия, танце терапия, здоровьесберегающие технологии, логоритмические и логопедические упражнения, музыкально-дидактические игры, рисование и это не весь перечень деятельности. И все это требует огромной подготовки и умение передать все детям.
Почему я музыкальный руководитель?
Пусть моя работа очень тяжелая, но в ней есть большой плюс, мне некогда считать свои года, я как батарейка, которую заряжают дети своим смехом, энергией, улыбками и желанием познавать всё. Мне очень приятно и радостно, когда на моих глазах ребенок раскрывается и становится маленьким «артистом», он с большим желанием бежит на мои музыкальные занятия и взахлёб просит сыграть, станцевать или спеть. Пусть они не станут великими артистами и не запоют как соловьи, мне приятно осознавать, что я приобщила их к миру прекрасного, живого и эмоционального, ведь сколько нужно приложить стараний, чтобы понять этот «музыкальный мир». Ведь мы – педагоги, воспитываем личность, закладывая в ребенка все самое прекрасное. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

Лучшие статьи по теме