Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Сценарий праздника с использованием музыкальных инструментов. Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки

Сценарий праздника с использованием музыкальных инструментов. Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки

Сценарий лекции-концерта

о музыкальных инструментах

«В мир музыки…»

Приветствие :

    Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые зрители! Сегодня вас ждет путешествие по невероятно интересному миру музыки. Мы научим вас слушать и понимать музыку, расскажем о русских народных инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. Ведь даже в самом простом музыкальном инструменте изящество и полезность, разумность, достигнуты ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

    Самым древним музыкальным инструментом был человеческий голос. Это уникальный инструмент возможности, которого неограниченны, он может передать всевозможные оттенки человеческих чувств, эмоций. Тембр человеческого голоса – это его окраска, как отпечатки пальцев присущие только одному единственному человеку. Сейчас вы услышите один из самых высоких женских певческих голосов – сопрано, что в переводе с итальянского означает над, сверх.

1. муз. Дунаевского, сл. Вольпина "Весна идет" из к/ф "Весна"

2. Исаак Дунаевский, сл. Д " Актиля «Звать любовь не надо»

3. муз. Милютина, сл. Долматовского «Лирическая»

    Сейчас вы услышите один из высоких тембров мужского певческого голоса - тенор. Что в переводе с итальянского означает держать.

4. Русская народная песня «Запрягу я тройку борзых»

    Слово «оркестр» в переводе с греческого означает площадка перед сценой в древнегреческом театре, где размещался хор. Сейчас это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.

ОНИ – коллектив исполнителей играющих на национальных музыкальных инструментах. Принцип организации ОНИ связан с национальными особенностями муз. культуры и ее уровнем. В России ансамбли народных инструментов известны с 12 в., позднее расширенны, превращены в оркестры. В 1888 г. Василием Васильевичем Андреевым создан первый профессиональный ОНИ – великорусский оркестр.

    Теперь, когда нам стали доступны все достижения мировой музыкальной культуры, мы все ровно любим народные инструменты. Мы играем на балалайке, баяне, домбре, ни потому что виолончель, рояль или кларнет нам не доступны, а потому что наши родные песни и танцы лучше звучат на народных инструментах, а жить без своей родной музыки не может не один народ на земле.

Что-то вас давно не слышно

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц зеленых стайка,

Мода мчит за ветром вскачь

Не печалься балалайка

Не печалься и не плачь

Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

    Есть инструменты ставшие музыкальным символом, того или иного народа. Например – гитара – испанская, мандолина - итальянская, волынка – шотландская. Все в мире знают, что балалайка – это русский народный инструмент. Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра 1. На балалайке исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гусли - , является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: , .

    К струнным инструментам так же относится домра. Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами . Игроки на домре назывались домрачеями. Группы домбр и балалаек относятся к числу обязательных инструментов ОНИ.

5. Владимир Лямкин "Тонкая рябина";

6. Для вас прозвучал дуэт Дарьи и Ксении из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох»;

7. Муз. Тихона Хренникова, сл. Гусева «Ах, ты зимушка зима»;

8. Владимир Лямкин «Сибирские гулянья»;

    Сейчас я прочту вам несколько фрагментов из разных сказок, и я думаю, вы без труда мне назовете эти произведения:

Жил старик со своей старухой у самого синего моря… (о рыбаке и рыбке);

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… (поэма Руслан и Людмила);

Три девицы под окном пряли поздно вечерком… (о царе Салтане);

Жил был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару… (о попе и работнике его Балде);

Чуть опасность, где видна верный сторож как со сна, шевельнется, встрепенется в ту сторонку обернется… (о золотом петушке)

    А теперь скажите мне, пожалуйста, кто автор всех этих замечательных сказок?

Как мы все знаем сейчас у вас идет неделя детской книги, посвященная А.С.Пушкину. Очень многие композиторы обращались к творчеству А.С.Пушкина, такие как Глинки (Оперы), Римский корсаков (Сказка о царе Салтане и золотом петушке). В 1830 году А.С.Пушкин написал цикл произведений под названием «Повести Белкина», читали? Книга состоит из пяти повестей, одна из которых называется Метель. Отечественный композитор Георгий Свиридов написал множество романсов на стихи Пушкина,а также написал музыкальные иллюстрации к повести Метель. Музыка создает атмосферу основных событий и переживаний героев.

9. Георгий Свиридов «Отзвуки вальса» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»;

    Оркестр на сцене не всегда самостоятельно исполняет произведения, но и выступает так, же в качестве музыкального сопровождения, аккомпанемента. При этом так важна слаженность всех инструментов и голоса, создающая прекраснейшую музыкальную картину.

10. Муз. Мокроусова, сл. Лисянского «Осенние листья»;

11. Муз. Афанасьева, сл. Гурьянова «Не грусти»;

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка

Поэзия российских деревень!

    Прочное место в оркестре занимает Бая́н - музыкальный инструмент, разновидность . Баян состоит из трёх частей - правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Назван в честь древнерусского певца-сказителя . Историки утверждают, что первым мастером создавшим похожий инструмент был Кирилл Демианов, на имя которого было выдано свидетельство в Вене в 1829 году. Свое изобретение он назвал аккордион. Сейчас баян и аккордион это два самостоятельных инструмента. Создателем современного баяна был мастер Петр Стерлигов в 1905 году. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.

12. Иван Тамарин «Старая афиша»;

13. А. Эсинай «А снег идет»;

14. муз. А. Лепина, сл. Коростылева «Песенка о хорошем настроении» из к / ф "Карнавальная ночь";

15. Александра Пахмутова «Хорошие девчата»;

    Давно уже узаконили свое положение в русском народном оркестре духовые инструменты. К ним относятся инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха, например: Рожок, Жалейка, Свирель, Кувиклы, Варган. Вообще в старину все духовые инструменты называли флейтой.

«В мире музыкальных инструментов»

(Концерт для детского сада)

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в детской музыкальной школе. Мы очень рады нашей встрече! Сегодня вы не только услышите, как звучат музыкальные инструменты, но и совершите экскурсию по школе.

Мы с вами находимся в концертном зале, где проходят наши традиционные концерты ко Дню музыки, Дню знаний, Посвящение в первоклассники, к 8 Марта и многие другие. Прежде чем вы услышите рассказ о музыкальных инструментах, я хотела спросить, а есть у вас любимый инструмент? Ну а у кого его нет, я надеюсь, после нашей встречи вы выберите свой любимый музыкальный инструмент и придете к нам учиться в музыкальную школу 1 сентября!

Итак, начну я свой рассказ о королеве оркестра - Скрипке.

На сцене скрипка появилась в конце XV в., своим видом и, конечно, звучанием скрипка обязана итальянским мастерам Амати, Страдивари и Гварнери.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Основной выразительный прием – вибрато. Играют на скрипке с помощью смычка, который сделан из дерева и конского волоса.

Самый известный скрипач - итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини.

А сейчас вы услышите в исполнении Рямовой Софьи «Песенку» Е. Баклановой.

Фортепиано

В 1709 г. итальянский мастер Бартоломео Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента – фортепиано. Фортепиано имеет 88 клавиш, из них белых 52, черных 36.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин и клавикорд. Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Сейчас распространены электронные пианино или клавинова.

Игру на фортепиано нам продемонстрирует Черемкина Серафима, она исполнит пьесу В. Селиванова «Шуточка».

Яркой представительницей русских народных инструментов является домра.

Этот инструмент был известен на Руси еще в 11 веке. Киевский монах Нестор, упоминает домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты - скоморохи.

Скоморохи играли на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, сопелях, бубнах. Особой любовью у скоморохов пользовались гусли и домры, которые были их постоянными спутниками. Лёгкость и небольшие размеры инструментов, простота изготовления и звонкий неповторимый тембр делали их незаменимыми участниками всех выступлений. Домры бывают трех и четырехструнные. Домра имеет корпус полусферической формы.

Звук на домре происходит от удара по струнам с помощью медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло .

В исполнении Ватолиной Натальи вы услышите «Венгерский танец» Ф.Дрдля.

Гитара

Один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов в мире – гитара. Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами, поэтому ее называют струнно-щипковым инструментом. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 30-е годы XX в., появились электрогитары. Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Существует и гавайская гитара, или укулеле, она имеет небольшой размер, четыре струны и специфический звук.

В исполнении Кислухина Степана прозучит «Этюд» М. Каркасси

Требуховская Вика исполнит пьесу О. Копенкова «Я ее теряю».

Баян

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его в начале 20 века русский мастер Петр Стерлигов. Вес около 8–9 кг. Играть на таком инструменте непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Свое название инструмент получил в честь древнерусского певца-сказителя Бояна , упомянутого в поэме « Слово о полку Игореве».

У баяна есть две кнопочные клавиатуры и меха. Основным источником звука в баяне является язычок, или металлическая пластина, спрятанная под кнопку. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, и издают звук.

В исполнении дуэта Петрова Ивана и Чекавинского Ильи прозвучит пьеса «Добрый жук». А. Спадавеккиа

Дуэт гитаристов Маслова Юлия и Рямов Кирилл исполнят танец «Менуэт» И. С. Баха и «Милонгу» О. Копенкова.

Ребята, а вы хотите поиграть на шумовых инструментах? Я хочу пригласить мою помошницу Ватолину Наталью, на своем инструменте, домре, она сыграет известную русскую народную песню «Калинка», а вы ей поможете на шумовых инструментах.

Балалайка

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие в мир музыкальных инструментов. Я надеюсь, вы определись с выбором музыкального инструмента. Двери нашей музыкальной школы всегда открыты для юных музыкантов!

Алёна Головырина
Сценарий праздника с использованием музыкальных инструментов

«Магазинчик Дин-Дон»

(старшая группа)

Цель : Формирование у детей знаний и представлений о детских музыкальных инструментах .

Задачи :

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и потребность использовать их в самостоятельной деятельности.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса , музыкальной памяти и музыкальности в целом .

4. Развивать познавательные и творческие способности.

5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

6. Обогащать музыкальный словарь ребенка .

7. Осваивать различные формы приобретения опыта.

8. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам .

Методы и приемы : наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация; словесный – объяснение, беседа, рассказ; репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.

Технологии : здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, ТРИЗ.

Ведущий : В одном большом городе построили магазин музыкальных инструментов . И вот в один прекрасный день он открыл свои двери. Заглянем и мы туда.

(на экране кадры из мультфильма «Магазин музыкальных инструментов » )

Ребёнок : Стоит у нас огромный дом,

Всегда полно народу в нём,

Но больше всех детишек,

Девчонок и мальчишек.

Для них устроен этот дом,

Не дом, а просто рай,

А инструментов , сколько в нём,

Ходи и выбирай.

1 реб-продавец : Динь-динь! Динь-динь!

Открываем магазин!

2 реб-продавец : Проходите! Посмотрите!

Выбирайте, что хотите!

Дети ходят около прилавков рассматривают инструменты

3 продавец : Вот колокольчик - не цветок,

Звенит в оркестре круглый год,

И никогда не устаёт! (играет на колокольчике)

Покупатель : Можно я его куплю,

Всех ребят повеселю.

3 продавец : Только прежде, чем забрать,

Нужно вам с ним поиграть!

Песня «Весёлый колокольчик»

4 продавец : Вот так звучит металлофон (играет, импровизация)

Какой хрустальный чистый звон!

Как будто падают дождинки,

И все поют : «Динь-дон, динь-дон!»

5 продавец : Треугольник музыкальный-

Родственник звоночку дальний,

С ним не выполнишь чертёж,

Но в оркестре он хорош! (играет, импровизация)

6 продавец : Ксилофон имеет звук,

Как лесного дятла стук :

Он отрывист, глуховат,

Но так радует ребят! (играет, импровизация)

7 продавец : По бокам коробочки,

Костяные кнопочки,

Растянул её меха,

Стал похож на жениха! (играет, импровизация)

8 продавец : Когда играю я на нём,

Когда я репетирую –

С испугом думает весь дом.

Что крышу ремонтирую! (играет, импровизация)

Ведущий : Вот так протекала жизнь музыкальных инструментов днём… Но наступала ночь и магазин закрывался. И вот тут начиналось такое - инструменты спрыгивали с полок , начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.

«Полька» М. И. Глинки (М. П. №5-2009, с. 10)

Колокольчик : У меня сюрприз для вас,

Гости к нам придут сейчас,

Это тоже музыканты ,

И как мы одни таланты,

Нас они хотят потешить,

Посмешить, позабавлять,

На народных инструментах ,

Для нас хотят они сыграть!

Под фонограмму народной музыки выходят дети в руках у них народные инструменты : трещотка, шаркунок, бубенцы, ложки, свистульки, рубель.

Свистульки : Я - свистулька тонкая!

Шаркунчик : Шаркунчик!

Ложки : Ложки звонкие!

Рубель : Я - дощечка – просто смех!

Трещотка : А я - трещотка громче всех!

Бубенцы : А мы, ребята, бубенцы!

Вместе : Все мы вместе – молодцы!

Русских песен много знаем,

Вам одну сейчас сыграем!

«Два весёлых гуся» (СД «Топ-хлоп, малыши» №47)

Ложка : Как я петь люблю, друзья!

Песню можно спеть мне?

Все : Да! Мы поможем спеть тебе,

Будет радостней вдвойне!

Песня «Расписная ложка» (М. П. №6-2007, с. 25)

Ложка : Да,мы, ложки - молодцы,

Мы и в пляске удальцы?

«Танец с ложками»

Вед : И тут встала трещотка,

И спросила, красотка :

Трещотка : Разве мы можем лишь петь да играть?

Барабан : Нет! Можем сказку показать!

Сказка «Теремок» использованием музыкальных инструментов )

Для исполнения сказки необходимо приготовить колокольчик, треугольник, металлофон, барабан,кастаньетты, мешочек крахмала.

Ведущий :

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Бежит первая зверушка,

Это мышка-норушка. (Мышка звонит в колокольчик)

Ведущий :

Стала она жить-поживать

Да на звоночке играть!

Мышка под музыку играет на колокольчике

Ведущий :

Услыхала лягушка весёлый звоночек

И прискакала прямо в теремочек.

Лягушка играет на кастаньетах

Ведущий :

Стали лягушка с мышкой играть,

Весело в домике том поживать.

Мышка с лягушкой играют под музыку на своих инструментах

Ведущий :

Вдруг откуда ни возмись

Прыгает зайчишка,

Подбежал он к теремочку,

Ведь зайка –не трусишка!

Зайка играет на треугольнике

Ведущий :

Стали жить втроём зверушки,

В музыкальные играть игрушки

Мышка, Лягушка, Зайка играют под музыку на своих инструментах

Ведущий :

Мимо теремочка лисичка бежала,

Хвостиком своим следы заметала.

Лисичка делает «глиссандо» на металлофоне

Ведущий :

Музыканты были очень рады ей ,

С металлофоном стало веселей.

Все зверушки играют на свох инструментах

Ведущий :

Но что это такое? Снег скрипит?

Не уж-то Мишенька спешит?

И правда Мишенька-медведь

В окошко стал на них смотреть.

Понравился оркестр ему,

Стал барабанить по стеклу.

Медведь играет на барабане

Ведущий :

Топтыжку звери пригласили,

Играть на барабане попросили…

Устроили такой концерт!

Хотите повторить иль нет?

Под русскую народную мелодию зверушки играют на своих инструментах

Гармошка : А я загадки так люблю,

Без них я плачу и грущу.

Загадки «Музыкальные инструменты »

1. Как-то всех детей на свете,

Да и взрослых удивил :

На народном инструменте

Заиграл вдруг крокодил.

Прибыл с берегов он Нила,

Геной звали крокодила.

Так, скажите, в сей момент,

Что же был за инструмент ? (гармошка)

2. Жил Незнайка-коротышка,

Вех любил он удивлять.

Захотелось вдруг мальчишке

Музыкантом сразу стать .

Все в испуге убежали,

Слушать музыку не стали .

А на чём играл Незнайка,

Ты скорее угадай-ка! (на трубе)

3. Захотели мы с сестрёнкой,

Мультик добрый посмотреть.

Показали там мышонка,

Он любитель песни петь.

Песню спел он, а потом,

Стал со всеми строить дом,

Ему каждый подпевал.

А на чем же он играл? (на гитаре)

4. Как известно, мальчик Нильс

Замку одному помог :

Целый полк огромных крыс

Потопить он в море смог,

Показал тогда талант

Как отличный музыкант !

Инструмент ему помог ,

А какой? Кто вспомнить смог? (дудочка)

Гармошка : Ой, как весело у нас,

Поиграть бы нам сейчас!

Треугольник : Здесь не будет пустых мест,

Поиграем мы в «Оркестр» !

Игра «Оркестр»

Дети стоят по кругу, у каждого музыкальный инструмент . В середине круга стоит дирижёр. Звучит 2-х частная музыка , дирижёр руководит оркестром,дети играют на инструментах . По окончании1 части пьесы,дети кладут инструменты на пол , дирижёр становится вместе со всеми в один круг и под 2 часть музыки все бегут по кругу . С окончанием музыки дети должны взять музыкальный инструмент , кто не успел, становится дирижёром. Игра продолжается с новым дирижёром.

Звучит музыка «Утро»

Ксилофон : Вот и утро, ночь прошла,

Новый день нам принесла,

Снова ночь мы будем ждать,

Чтобы встретиться опять.

Дети ставят инструменты на витрины и выходят на поклон

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Екатерина Шаляпина
Сценарий концерта-беседы «Музыкальные инструменты»

Концерт – беседа на тему :

«Музыкальные инструменты » в д/саду «Метелица»

В музыкальном зале – дети младшей , средней, старшей и подготовительных групп.

Рядом – дети, обучающиеся в музыкальной школе .

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады снова видеть вас, и рады подарить вам встречу с инструментами на которых исполняют музыку , они называются …

Дети : - Музыкальные .

Ведущая : - Верно, ребята.

Совсем недавно к вам с концертом приходили ребята , они обучаются на инструменте , который называется …

Но прежде, чем ответить я хочу вам загадать загадку, а вы как догадаетесь, покажите как на этом инструменте нужно играть .

Плачет, стонет и поёт,

Нежно мамочку зовёт

То грустинку, то улыбку

Нежно дарит людям…

(Дети, имитируя игру на этом инструменте , дружно отвечают)

Дети : - скрипка!

Ведущая : - Верно, ребята, это скрипка.

А сегодня к вам с концертом пришли ребята , которые учатся в музыкальной школе . А вот на каком инструменте они будут исполнять музыкальные произведения , прошу послушать и отгадать загадку :

Он стоит на трёх ногах

Ноги в чёрных сапогах

Зубы белые, педаль

А зовут его…

Дети : - Рояль!

Ведущая : - Гаммы он играет, вальс

А ещё играет джаз!

Начинаем наш концерт :

1. Ю. Щуровский «Хитрая лисичка»

исполняет Новосельцева Полина

Ведущая : - (Показывает рисунок, на котором изображена лошадь) . Ребята, вы, конечно, знаете кто это?

Ребята : - Да, лошадка!

Ведущая : - Верно. А скажите ребята, младшая сестричка есть у лошадки, она такая маленькая, кто это?

Дети : - Пони!

Ведущая : - Правильно, молодцы, детки! А сейчас мы послушаем про неё пьеску.

1. Б. Берлин. «Пони Звёздочка»

исполняет Чупахина Валентина

Ведущая : - В нашей музыкальной школе , ребята, дети занимаются ещё и вокалом и как хорошо они поют вы сами услышите.

В исполнении Екатерины Степановой прозвучит песенка :

1. «Бедный ослик»

Ведущая : -

Расскажу тебе, дружок,

В Древние века,

Дунул тихий ветерок,

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг,

Нежный, мелодичный звук,

И родился в тот момент,

Музыкальный инструмент .

(Ведущая имитирует игру на флейте)

Дети : - (дружно отвечают) Дудочка, флейта

Ведущая : - Это флейта, ребята.

Ветерок бежит легонько,

Ручеёк журчит тихонько,

И в лесу щебечут птички,

И явления погоды все смогу изобразить.

Инструмент - волшебный , чудный

Ни узнать меня нельзя

Флейта - это знает каждый.

Вы запомните, друзья.

Ведущая : - И снова звучит рояль.

1. И. Ортман. «Игра в индейцев»

исполняет Ребекка Ирина

Ведущая : - И в десять лет, и в семь, и в пять

Ребята любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует,

Всё вызывает интерес :

Далёкий космос, ближний лес.

Цветы, машины, сказки, пляски

Всё нарисуем – были б краски.

Ведущая показывает картины, спрашивает о том, что на них изображено у детей.

Ведущая : - Эти картины нарисовали дети, учащиеся нашей школы, кроме того, что они играют на разных музыкальных инструментах , они ещё учатся и рисовать. А сейчас я ещё вам расскажу об одном музыкальном инструменте , а вы подумайте, что это за инструмент…

У меня есть тоже струны,

Гриф и медиатор есть.

Чтоб играть красиво пьесы

Нужно поудобней сесть.

Положить меня удобно

И по струнам пробежать

А зовут меня -

Дети - Гитара!

Ведущая : - Кто же будет возражать? Верно, ребята, это гитара.

А наш концерт продолжается

1. РНП «Как пошли наши подружки»

Исполняет Букин Андрей

2. А. Дюбюк. Русская песня с вариацией

Исполняет Шалабаев Артур

Ведущая : - И ещё про один музыкальный инструмент я хочу вам , ребята, загадать загадку :

Растяну меха я лихо, Побегу по кнопочкам И частушки вам сыграю Цыганочку, чечёточку Инструмент народный я А зовут меня…

Дети - Баян

Ведущая : - Молодцы ребята. А русскую народную песню : «Во поле берёза стояла…» , которую часто исполняют на баяне, исполнит на фортепиано Матазова Зайтуна.

Послушайте пожалуйста (играет Матазова Зайнута)

Ведущая : - Справа - клавиши рояля,

Слева - кнопочки баяна;

Я меха свои расправлю

Песню русскую спою

Как баян играю лихо,

Как баян - народный я

Очень рад знакомству с вами,

Милые мои друзья.

Что же это за инструмент , ребята?

Дети - Аккордеон

Ведущая : - Конечно. Молодцы.

Наша встреча подходит к концу . И мы предлагаем послушать ещё один вокальный номер.

1. «Крылатые качели»

Исполняет Поспелова Александра

Ведущая : - На гитаре и рояле,

Флейте, скрипке и баяне

И ещё аккордеоне дети учатся у нас.

Менуэты, полонезы и сонаты, и этюды,

Рондо, вальсы, фуги, гаммы -

Все умеют исполнять.

Приходите к нам, ребята,

Так же ловко и технично

Музыкально и легко вас научим мы играть.

Дорогие ребята и уважаемые воспитатели! Благодарим вас за внимание. За то, что ребята были очень активные. Надеемся, что вам познавательное путешествие в мир музыкальных инструментов запомнится надолго .

В концерте принимали участие учащиеся класса преподавателя Трахиной Натальи Николаевны (фортепиано) и Закировой Эльвиры Рашидовны (вокал)

ведущая концерта Шаляпина Е . Е.

Публикации по теме:

Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты группируются по видам: - неозвученные музыкальные игрушки-инструменты; -озвученные.

Презентация «Якутские музыкальные инструменты» У древних якутов было развито музыкальное искусство, доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе,.

Народные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев, такие инструменты.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Лучшие статьи по теме