Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Способы игры на гитаре. Звукоизвлечение на классической гитаре

Основными способами звукоизвлечения на большинстве клавишных и струнных инструментов являются толчок, удар, нажим и взятие.

Толчок чаще всего встречается в игре начинающих музыкантов, не обладающих еще тонкими пальцевыми и кистевыми движениями и поэтому берущих звук движением всей руки. Кончики пальцев при этом остаются пассивными, не участвующими как в осуществлении точных и мелких движений, так и в формировании нужных двигательных представлений.

Удар по сравнению с толчком представляет собой более тонкое действие, включающее в себя активные движения пальцев. Для осуществления удара пальцем необходимо сначала сделать замах, при котором палец наиболее активно работает на уровне третьей фаланги. Однако при этом наиболее чувствительная часть пальца - первая фаланга и сами кончики пальцев, - как и при ударе, остаются пассивными. От этого, как указывает Н. И. Степанов, «невозможным становится также и обострение ощущений в момент контакта пальца с клавишами» .

Как отмечается этим исследователем, в ударных движениях велика сила инерции, во время которой палец не управляем со стороны мозговых центров и поэтому играющему бывает трудно поймать внимание и сосредоточиться на самом моменте контакта пальца с клавишей. «Последствия обучения игре на баяне (аккордеоне), основным способом звукоизвлечения в котором является удар, таковы, что учащиеся в силу объективных причин... останавливаются в своем развитии, как в техническом отношении, так и музыкальном» .

При нажиме кончик пальца с излишней силой давит на клавишу или струну, что на характер звука не влияет, но чувствительность пальцев ухудшает. К нажиму пальцев часто присоединяются мышцы локтей и предплечий, что ведет к общей мышечной зажатости и потере свободы в игре.

Наиболее естественные движения пальцев имеют свою основу в хватательном рефлексе, который, будучи приспособленным к игровым движениям музыканта, может дать наилучший технический результат. Отличительным признаком этого движения являются движения кончиков пальцев вовнутрь, в ладонь, что делает движения одновременно и экономичными, и чувствительными.

Наиболее распространенный прием исполнения на музыкальных инструментах - legato - основан на плавных, переходящих друг в друга движениях пальцев, напоминающих по своему характеру процесс ощупывания незнакомого предмета, когда информация о нем добывается на основе тактильных ощущений. При ощупывании достигается наибольший уровень как осязаемости предмета, так и осмысленности двигательного ощущения.

Известному фортепианному педагогу Г. Г. Нейгаузу принадлежат проницательные слова о том, что хорошее ощущение клавиатуры схоже с ощущением, когда держишь в руках прекрасную вещь. О важности таких ощущений говорит и известный чешский методист Й. Гат: «Наша задача - воспитать в себе такое ощущение, будто мы играем непосредственно самой клавишей на струне. Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может возникнуть ощущение, будто клавиша есть продолжение нашей руки, при помощи которой мы играем на струнах» .

Из всего этого следует, что музыканту во время игры необходимо контролировать как игровые движения-ощущения, так и создаваемый ими музыкальный образ.

Рассмотрим теперь, какими преимуществами обладает прием зву- коизвлечения хватание - взятие по сравнению с другими способами. Напомним, что это движение характеризуется движением кончиков пальцев в ладонь. Наиболее активными в этом случае являются первая и вторая фаланги пальцев. Наибольшая чувствительность пальца достигается в момент его еле заметного скольжения по клавише или струне, которое при этом способе звукоизвлечения обязательно присутствует.

Это движение очень экономично, потому что не требует большого замаха на уровне третьей фаланги и амплитуда движения пальца становится минимальной. Это дает возможность более эффективного управления движением, так как разница во времени между началом движения и получением информации о результате этого движения становится минимальной. Таким образом, как указывает Степанов, при помощи этого движения лучше всего достигается активность, экономичность и хорошая ощущаемость игровых движений.

Важно отметить, что при помощи этого игрового приема легко формируются синестезические связи, в которых звуковые и тактильные ощущения сливаются воедино. Мягкие прикосновения, легкие касания, нежное взятие, с одной стороны, энергичное sforzando, мощное pesanto, воинственное martellato, с другой, - во всем многообразии промежуточных оттенков этот прием себя оправдывает. Нейгауз приводит в своей книге совет Листа: хватать аккорд, слегка втягивая пальцы внутрь, к ладони, не опускать их как мертвые «тыкалки» на рояль. Но современная методика подтверждает, что этот прием актуален не только для аккордовой техники, но и для всякой другой фактуры.

Введение

гитара звукоизвлечение музыкальный

Гитара - многоголосный полифонический инструмент, которому доступна вся фактура: мелодия, бас, гармония. Исполняется музыка старинная, в полифоническом стиле, гомофонногармоническая, исполняются аккомпанемент, обработки народных мелодий и современная музыка.

Гитара, в своем развитии, давно перешагнула рамки своей страны - Испании. Ее культивируют в Европе, Азии, Австралии и Америке. И каждая страна вносит свое, своеобразные черты.

Приемы звукоизвлечения и приемы игры создавались постепенно. В разные эпохи и в разных странах гитаристы - исполнители вносили в гитарное искусство что-то новое, открывали новые возможности инструмента.

Сегодня гитара является инструментом в большими исполнительскими возможностями.

Для музыканта - исполнителя для того, чтобы профессионально играть, просто необходимо знать приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре. Именно с помощью их можно передать художественный образ произведения, его характер, смысловое содержание и т.д. В развитие техники они также играют очень важную роль.

Целью данной методической работы является полный обзор и анализ приемов звукоизвлечения и приемов игры на гитаре.

Для достижения этой цели необходимо решить некоторые задачи: дать описания гитарных приемов звукоизвлечения и приемов игры, также показать на примерах как они обозначаются. Для решения задач потребовалось подвергнуть анализу отечественную музыкальную и методическую литературу. Осмыслить всю использованную литературы разного времени и стран - зарубежную под редакцией Пухоля, отечественную под редакцией Е. Ларичева; методическую литературу: отечественного автора. Н.П. Михайленко и методические рекомендации также отечественного автора Е.С. Титова.

Приемы звукоизвлечения на гитаре

К приемам звукоизвлечения на гитаре правой рукой относятся: тирандо, аппояндо.

Тирандо - обозначает щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну, основной прием звукоизвлечения на гитаре при исполнении арпеджио, аккордов и многоголосия. Исполняется так: Палец правой руки после защипывания струны не опирается на следующую струну, а проходит вблизи от нее.

Аппояндо - щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца на следующей струне. Аппояндо иногда называют - удар, щипок с опорой, скользящий удар. Сила и направление апояндо исходит от третьего сустава. Аппояндо используется большим, указательным, средним, безымянным пальцами каждым в отдельности, а также различными сочетаниями пальцев в двойных нотах через струну и аккордах. Этот прием позволяет добиться яркого и сильного звучания.

Аппояндо дает сильные и плотные по тембру звуки, тирандо - более легкие и светлые. Поэтому звукоизвлечение аппояндо чаще всего используется гитаристами для акцентировано - выразительного исполнения отдельных звуков или мелодических пассажей. Прием тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодии. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначения не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, фактуры, понимания музыкально - художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения.

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения» . Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой ). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин . Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте , а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг . Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.

Наиболее удобная и простая форма аккомпанемента - гитарный прием, состоящий из комбинации аккордов. Разучив основные аккорды, можно аккомпанировать на гитаре любую песню

Извлечение звуков. Основные гитарные аккорды

Основные способы звукоизвлечения на гитаре:

1. Щипковый пальцевой (тирандо).

Этот способ заключается в получении звуков при помощи подушечек пальцев правой руки, которые захватывают (защипывают) струны. После этого пальцы соскальзывают со струн, после чего струны свободно колеблются, издавая звуки.

Щипковый пальцевой способ извлечения звука является основным при игре на акустической гитаре сольных партий и аккордов (перебором).

2. Ногтевой щипковый.

Щипок в данном способе звукоизвлечения начинается кончиком подушечки пальца, а затем струна мгновенно соскальзывает на ноготь и срывается с него. Ногти пальцев правой руки музыкантов, играющих этим приемом, должны выступать за уровень подушечек на 1,5 - 2,5 мм. Звук при данном способе звукоизвлечения получается более громкий и жёсткий, чем в предыдущих двух. Этот способ применяют в основном профессиональные музыканты, играющие на классических гитарах (нейлоновые струны).

3. Ногтевой удар.

Удар в данном способе извлечения звука производится тыльной стороной ногтей. Используется данный прием в основном при исполнении аккордов.

4. Извлечение звуков медиатором.

При данном способе для извлечения звука применяется специальная тонкая пластинка яйцевидной или треугольной формы, называемая медиатором.

Медиатором исполняются как сольные, так и аккордные партии. При исполнении аккордных партий с помощью медиатора нужно использовать только те аккорды, все звуки которых расположены на соседних (без пропуска) струнах. Медиатор зажимают между большим и указательным пальцами правой руки.

Основные гитарные бои

Обозначения:

V-удар по струнам вниз
V* -глушение
^-удар по струнам вверх

1) Простой бой.
Описание: V^V^

2) Простой с глушением.
Описание: V^V*^V^V*^

3) «Шестерка» (на каждый аккорд схема играется 2 раза

Описание: VV^^V^

3) «Шестёрка с глушением»
Описание: VV*^^V*^

Перебор — это перебирание струн правой рукой (для правшей) в определенной последовательности. У перебора так же как и у боя есть стандартные схемы.

Основные типы переборов:

1. Простой Б-3−2−1−2−3
2. Сложный (восьмерка) Б-3−2−3−1−3−2−3
3. СложносокращенныйБ-3−2+1−3 (+ обозначает, что струны (2 и 1дергаются одновременно).

ЩИПОК

простой: Б-3+2+1
вальсовый: Б-3+2+1−3+2+1

К примеру, песня «Yesterday» исполняется вальсовым щипком Б-3+2+1-3+2+1−3+2+1.
На видео д ебют Пола Маккартни с сольной песней «Yesterday» (1965 год)

Аккорды баррэ


Одним из необходимых технических приемов при игре аккордами является баррэ . Это способ постановки левой руки, при котором на одном ладу прижимаются сразу несколько струн. Прием выполняется прямым указательным пальцем поперек грифа.

Баррэ

Начинать освоение закрытых аккордов(баррэ) нужно с аккорда F .

В этом видео показан простой способ, как чисто и без лишнего напряжения брать баррэ.

Играть аккорды с баррэ сложнее, чем открытые. Несмотря на то, что при извлечении аккорда F указательный палец прижимает на первом ладу все шесть струн, реально в баррэ задействованы лишь первая, вторая и шестая. Третья, четвертая и пятая прижаты остальными пальцами. Значит, нагрузка приходится в большей степени на основание указательного пальца (первая и вторая струны) и на шестую струну. Туда и направьте энергию — исполнять аккорд будет легче.

Прижмите «F» и проведите по струнам правой рукой. Расслабьте левую руку и уберите ее с грифа. Снова прижмите аккорд и сыграйте его правой рукой. Отрабатывайте упражнение, пока аккорд не будет звучать чисто.

Знак решетки — # — Диез — означает повышение ноты на пол тона. Знак латинской b — b — Бемоль — означает понижение на пол тона. По этому F диез и G (баррэ) Бемоль образуют один и тот же аккорд.

Если вы видите обозначение F # , это значит, что нужно взять аккорд F и перенести его на один лад вниз по грифу.

Основные гитарные аккорды

Наиболее удобная и простая форма аккомпанемента — гитарный прием, состоящий из комбинации аккордов. Разучив основные аккорды, можно аккомпанировать на гитаре любую песню.

Буквенное обозначение аккордов:

С — до мажор

С m — до минор

D — ре мажор

Dm — ре минор

E — ми мажор

Em — ми минор

F — фа мажор

Fm — фа минор

G — соль мажор

Gm — соль минор

A — ля мажор

Am — ля минор

В — си мажор

Вm — си минор

На струнных смычковых инструментах применяются три способа извлечения звука: аrco, pizzicato и col legno.

Arco (ит. арко - смычок) - основной способ игры. Обычное место ведения смычка по струнам - середина расстояния между подставкой и нижним концом грифа. Движение смычка вниз (от колодки к концу) называется tire (тире) и обозначается знаком « », а движение смычка вверх (от конца к колодочке) называется pousse (пуссэ) и обозначается знаком «V».

(ит. пиццикато - щипок) - извлечение звука посредством щипка струны пальцем правой руки, иногда пальцами левой руки. Звучность при игре pizzicato отрывистая, непродолжительная. Возникнув в качестве звукоподражания щипковым инструментам (гитаре, арфе), pizzicato приобрело в дальнейшем самостоятельное значение при создании тембровых контрастов.

В нотах arco выставляется при переходе от pizzicato к исполнению смычком.

Блистательно использовал pizzicato П. Чайковский в скерцо Четвёртой симфонии, целиком поручив крайние эпизоды инструментам скрипичного семейства.

Col legno (ит. коль леньо - древком) - извлечение звука лёгким постукиванием по струнам обратной стороной смычка (тростью). При этом получается сухое, отрывистое звучание. Этот приём игры используется для создания изобразительных и других эффектов. Так, А. Глазунов применил col legno для изображения звуков града в балете «Времена года».

Лучшие статьи по теме